реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Народы Северного Кавказа

Народы Северного Кавказа

Северный Кавказ

|Северный Кавказ - это Россия в миниатюре. Многочисленное население со |

|своими традициями, верованиями, языками, экономическими неурядицами, с|

|попытками одного народа диктовать другим народам "правильную линию" |

|поведения вызывают, мягко говоря, неприятие. Действительно, трудное |

|это дело, владеть колониями, народ в которых никак не хочет понять, |

|что "За совращение несовершенолетних..." не тост, а статья Уголовного |

|кодекса. И многое, что считалось достойным настоящего джигита, теперь |

|трактуется статьей УК и банальным "Восток ...тонкое". Но мы знаем и |

|далее - "Где тонко..." |

|На пятачке, называемом Северный Кавказ живут такое же количество |

|народов, что и во всей остальной России. И они как-то уживались!.. Но |

|после имперского "Разделяй и властвуй" вся ненавязчивая дружба |

|кавказких народов дала не просто трещину, а омылась кровью. А здесь |

|кровь смывается кровью! |

|АДЫГИ, адыгэ (самоназв.), этническая общность, включающая адыгейцев, |

|кабардинцев, черкесов. Числ. в России 559,7 тыс. чел.: адыгейцы - |

|122,9 тыс. чел., кабардинцы - 386,1 тыс. чел., черкесы - 50,8 тыс. |

|чел. Живут также во многих странах мира, гл. обр. на Бл. и Ср. |

|Востоке, где, обычно называемые черкесами, расселены компактно и |

|включают нередко абазин, абхазов, осетин и др. выходцев с Сев. |

|Кавказа,- в Турции (150 тыс. чел.), Иордании (25 тыс. чел.), Иране (15|

|тыс. чел.), Ираке (5 тыс. чел.), Ливане (2 тыс. чел.), Сирии (32 тыс. |

|чел., вместе с чеченцами), всего ок. 250 тыс. чел. Общая числ. св. 1 |

|млн. чел. Языки - адыгейский и кабардино-черкесский. Верующие - |

|мусульмане-сунниты. Древняя история А. и формирование их общности |

|связаны с р-нами Вост. Причерноморья и Закубанья. В 1-м тыс. до н.э. |

|древнеадыг. племена уже фиксируются в Вост. Причерноморье. Процесс |

|формирования древнеадыг. общности охватывал в осн. кон. 1-го тыс. до |

|н.э.- сер. 1-го тыс. н.э. В нём участвовали племена ахеев, зихов, |

|керкетов, меотов (в т.ч. торетов, синдов) и др., этнически, видимо, не|

|только древнеадыгские. По сведениям Страбона, эти племена населяли |

|терр. на Ю.-В. от совр. Новороссийска по левобережью Чёрного м. и в |

|горах вплоть до совр. Сочи. Жители побережья занимались земледелием, |

|но их гл. промыслом был морской разбой. В 8-10 вв. А. занимали земли в|

|Прикубанье, в т.ч. вблизи др.-рус. Тмутараканского кн-ва. Известен ряд|

|воен. походов (965, 1022) рус. князей на А.-касогов. В результате |

|монгольских завоеваний в 13 в. нас. сконцентрировалось гл. обр. в |

|горных ущельях, что привело к большой плотности нас., к малоземелью |

|горцев. Прервалось развитие городской жизни, этнич.терр.сократилась, |

|гл. обр. за счёт Прикубанья. В 13-14 вв. обособилась часть |

|кабардинцев. В 16-18 вв. терр. А. была ареной многочисл. междоусобиц и|

|войн, в к-рых участвовали Турция, Крымское ханство, Россия, да-гест. |

|владетели. Обл. расселения А. (Чер-кесия) охватывала земли от Тамани |

|на 3. до вост. побережья Каспия на В., включала земли в басе. Кубани и|

|по Вост. Причерноморью на С.-З. от совр. Сочи. Однако значит, часть |

|этих земель представляла собой хоз. угодья, в осн. пастбища для |

|кабард. коневодства, и не имела постоянного нас. В годы Кавказской |

|войны (1817-64) происходит внутр. самоорганизация зап. А.- адыгейцев. |

|В 1-й трети 19 в. в Закубанье образуется группа адыг. (кабардинского) |

|нас., позднее получившая назв. черкесы. Кавказская война и |

|последовавшие за ней реформы во многом изменили этнич. и демографич. |

|ситуацию, особ. это связано с махаджирст-вом - переселением горцев в |

|Османскую империю, продолжавшимся до 1-й мир. войны, а также |

|поселением горцев на равнине. А. имели во многом общую социальную |

|структуру. В 19 - нач. 20 вв. сохранялись мн. нормы обычного права - |

|обычаи кровной мести, аталычества, гостеприимства, куначества, |

|патроната, искусств. родства (молочное усыновление, побратимство). |

|Образ жизни привилегированных сословий резко отличался от жизни |

|простого народа; социальные различия сказывались в одежде, её цветовой|

|гамме, покрое. В обществ, и семейном быту, помимо обычного права |

|(адат), действовали нормы мусульм. права (шариат). До наст. времени А.|

|во многом сохранили единую традиц. культуру, различия в к-рой |

|(особенно в х-ве, поселении, пище) определяются в осн. |

|природно-климатич. условиями, вертикальной зональностью. Сохранялась |

|общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств, мн. традиции |

|обществ. быта (напр., творчество певцов-импровизаторов), традиц. |

|представления. А. чётко осознают своё историч. единство. |

|АНДИЙСКИЕ НАРОДЫ, группа наро дов в составе андо-цезских |

|(андо-дидойских) народов Дагестана: андийцы, ах-вахцы, багулалы, |

|ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы. Общая числ. в |

|России (вместе с цезскими народами) - 55-60 тыс. чел. Коренное нас. |

|высокогорья Западного Дагестана, родственны аварцам. Говорят на |

|андийских языках (нахско-даг. группа северо-кавказ. семьи), имеющих |

|большое количество диалектов. Распространены аварский, чеченский (у |

|андийцев, ботлихцев, годоберинцев), рус., азерб. яз. Письменность гл. |

|обр. на рус. и аварск. яз. на рус. графич. основе. Верующие - |

|мусульмане-сунниты. В 1 в. н.э. андийцев упоминает Плиний Старший. Они|

|занимали обширные терр. вниз по течению р. Андийское Койсу, где их, |

|очевидно, ассимилировало аваро-языч. местное нас. Традиц. соц. |

|отношения - патриарх. А.н. были организованы в общины (джамааты) |

|воинов-скотоводов и земледельцев. зовамия - союзы сел. общин ("вольные|

|общества"). Судопроизво было осн. на обычно-правовых установлениях |

|(адатах) и нормах мусульм. нрава (шариат). Преобладающая форма семьи -|

|малая, пережиточные формы неразделённой семьи сохранялись лишь |

|эпизодически. Вплоть до 30-40-х гг. 20 в. сохранялось значение |

|патриарх, кровнородств. объединений -тухумов. Главы тухумов чаще всего|

|являлись старейшинами в джамаате. Приоритетно родство по муж. линии. |

|До 40-х гг. 20 в. сохранялись рудименты муж. союзов (многодневные муж.|

|увеселит, собрания). Ныне для решения местных нац.-культурных, адм., |

|хоз. задач А.н. созданы землячества, объединившие б.ч. мужчин. Селения|

|располагались но склонам ущелий, планировка ступснчато-кучевая. |

|Строились 3-4-ярусные боевые башни с бойницами. Жилища каменные, |

|нрямоуг. в плане, чаще одноэтажные, с небольшим двором, реже |

|двухэтажные, с плоской крышей. Одежда в осн. общедагест. типа. Мужчины|

|носили туникообразные рубахи, узкие штаны, бешмет, черкеску, бурку, |

|овчинные шубы и папахи. Обувь из сыромятной кожи, из хрома местной |

|выделки, войлока, деревянная. Жен. одежда: иногда овчинные шубы, |

|платки и шали, чепец-накосник чухту, неск. разновидностей |

|туникообразных отрезных и распашных платьев-рубах, узкие штаны; обувь |

|преим. та же, что и у мужчин. Разнообразны серебряные украшения. Пища |

|в осн. мучная и мясо-молочная, фрукты, дикорастущие растения, плоды и |

|коренья. Осн. блюда: неск. разновидностей хлеба, лепёшек, каш, блюд из|

|толокна, хиикалы, похлёбки, пироги, вареники и др. Литература и |

|фольклор двуязычны - на аварск. и родном яз. У каждого из А.н. |

|разработан свой с.-х. календарь, развита нар. медицина. Отмечаются |

|календарные и мусульм. праздники. В быту пережиточ-по сохраняются |

|языч. представления: вера в чертей, джиннов, ведьм, домовых. |

|ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в Рос. федерации в составе андо-цезских|

|(андо-дидойских) народов Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы,|

|бежтинцы, хваршины. Общая числ. (вместе с андийскими народами) - 55-60|

|тыс. чел. (1992, оценка). Языки образуют подгруппу в составе |

|нахско-дагестанских яз. Родственны аварцам, в составе которых Ц.н. |

|учитывались в переписях нас. СССР (кроме переписи 1926). Говорят на |

|цезских языках, имеющих много диалектов. Различия между цезскими |

|языками значительнее, чем между андийскими. Большинство свободно |

|владеет аварским, представители среднего и старшего поколений - |

|грузинским яз. Письменность на авар. яз. Верующие - |

|мусульмане-сунниты. Впервые упоминаются у антич. авторов 1-2 вв. как |

|дидуры (дидойцы). Под назв. Дидо был известен союз сел. обществ, |

|объединявший многие горские народы Зап. Дагестана. Бежтинцы-капучинцы |

|упоминаются в араб. географич. сочинениях 10 в. Груз. хроники |

|упоминают эн-зебцев (гунзибцев) и хуайпов (хварши-нов). С 15 в. |

|начинается активная исла-мизация Ц.н., связанная с усилением экспансии|

|аварских (хупзахских) ханов. С этого времени Дидо распадается на ряд |

|самостоят, союзов сельских обществ. Процесс исламизапии завершился в |

|основном к кон. 18 в. В сер. 1940-х гг. значит, число семей Ц.и. было |

|принудительно переселено на опустевшие чеченские территории. В 1957-58|

|им было разрешено вернуться на исконные места. |

|Территориально-родственные общины (джамаат) объединялись в |

|военно-поли-тич. союзы сельских общин ("вольные общества"). Высшим |

|закоподат. органом общины был сход мужчин (с 15-летнего возраста). |

|Исполнит, и судебная власть находилась в руках старейшин. Традиц. виды|

|х-ва - отгонное скотоводство, гл. обр. овцеводство, земледелие, |

|ремёсла и промыслы. Со 2-й пол. 19 в. растёт товарное нроиз-во. В |

|последние десятилетия 20 в. появились новые отрасли х-ва (садоводство |

|и др.). Преобладала малая семья. Неразделённые братские семьи |

|сохранялись эпизодически в силу экономич. целесообразности. Большое |

|значение имели кровнородственные союзы семей - тухумы. В джа-маате |

|могло быть от 2-3 до 7-8 туху-мов (часто родственных между собой). |

|Главы тухумов (чаще всего они же старейшины общины) представляли |

|интересы своего тухума перед общиной и союзом общин. Тухум оказывал |

|поддержку своим членам, давал им рекомендации и наставления, в его |

|пределах был предпочтителен выбор брачных партнёров. В семьях |

|господствовали патриархальные отношения. Селения располагались по |

|склонам ущелий, имели ступенчато-кучевую планировку. Доступ в селение,|

|как правило, был возможен лишь по одной тропе. В селениях строились |

|многоэтажные каменные боевые башни с бойницами. Наружу постройки были |

|обращены глухими стенами с бойницами. Чаще всего в центре селения |

|располагалась мечеть. В селениях было но нескольку годеканов - мест |

|сбора и проведения досуга взрослых муж-чип. Главный годекан обычно |

|находился у мечети. Жилища каменные, 2-4-этажные. Стены верх. этажей |

|часто строились из досок или плетёнки, обмазанной глиной. Муж. одежда |

|однотипна с одеждой др. народов Дагестана: овчинные папахи, шубы, |

|бурка, бсшмет, черкеска, штаны с зауженными штанинами, на вздержке, |

|ту-никообразиая рубаха без воротника, с длинными рукавами без манжет. |

|Обязательным атрибутом муж. костюма был кинжал. Самый распространённый|

|тип обуви - вязаные шерстяные сапоги с толстой простёганной шерстяной |

|подошвой и загнутыми носками. Женщины носили рубахи (тупикооб-разного |

|покроя или отрезные по талии), подпоясанные матерчатым поясом, штаны, |

|скроенные из двух полотнищ, на вздёржке, меховые шубы, платки и шали. |

|Непременным головным убором девочек и женщин был чепец-накосник чухту:|

|небольшой мешочек, закрывающий волосы от лба до затылка и спускающийся|

|но спине до пояса. Основными продуктами питания были мука, крупы, |

|толокно, сушёное и свежее мясо, курдюк, молоко, масло, сыр, свежие и |

|сушеные фрукты. Из муки готовили пресный и кислый хлеб, лепёшки, |

|несколько разновидностей хипкалов; из муки и круп готовили каши; мясо |

|потреблялось чаще всего варёным, с хипкалом, иногда жареным; |

|готовились пироги типа чуду и вареники (курзе) - с творогом, мясом, |

|зеленью и др. Календарные праздники: день первой борозды, день встречи|

|зимы и др.- отмечались спортивными состязаниями, разведением костров, |

|процессиями ряженых и др. Сохранялись домусульм. представления, вера в|

|чертей, джиннов, ведьм, домовых и др. Литература и фольклор |

|ШАПСУГИ, шапсыг (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. |

|Живут в Туапсинском и Лазаревском р-нах Краснодарского кр., небольшая |

|группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, |

|насчитывали в 1926 св. 4 тыс. чел.; совр. числ. ок. 10 тыс. чел. |

|Говорят на диалекте адыгейского яз. Верующие - мусульмане-сунниты. Ш. |

|составляли одну из самых крупных групп нричерноморских адыгов (совр. |

|адыгейцев), населяли земли между рр. Джубга и Шахе (т.п. Малый Шапсуг)|

|и высокогорные лесистые обл. на сев. склонах Кавказского хр. по рр. |

|Антхир, Абин, Афине, Бакан, Шипе и др. (Большой Шапсуг). Принимали |

|активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством. Во время |

|Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, |

|вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В кон. 1860 |

|был учреждён меджлис, объединивший Ш., убыхов и натухайцев. В 1864 |

|осн. часть Ш. вместе с др. адыгами переселилась в Турцию, где была |

|частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На |

|Кавказе осталось ок. 2 тыс. Ш., их земли стали заселяться иноэтнич. |

|элементом. В 1924 был создан Шапсугский нац. р-н с центром в Туапсе, |

|затем в с. Красно-александровское и Лазаревское, в 1945 |

|преобразованный в Лазаревский р-и Краснодарского кр. На 1-м съезде |

|шап-сугского парода в 1990 была принята декларация о восстановлении |

|Шапсугского нац. р-на. 12 июня 1992 Президиум ВС РФ принял |

|постановление о создании Шапсугского нац. р-на. Традиц. культура |

|характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем |

|количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс; с кон. 18 в. широко |

|распространилась кукуруза. Разводили кр. и мелкий рогатый скот, |

|занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и|

|виноградарству. Занимались также пчеловодством. В материальной |

|культуре традиционные элементы сохранились гл. обр. в пище (мамалыга |

|из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в |

|частности сыров). Мужчины носят папахи в сочетании с европейским |

|костюмом, женщины - наголовныс платки. В общественно-семейном быту |

|сохраняются мп. патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, |

|уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно очень |

|многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными|

|состязаниями. Доисламские верования включали культ общеадыгских |

|божеств -грома и молнии Шиблс, плодородия Со-зсреша, покровителей |

|скотоводства Еми-ша, Ахипа, Хакусташа, кузнечного ремесла Тленша и |

|др., а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания |

|дождя Ханцсгуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем |

|топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, |

|мифы, легенды. |

|Дагестан |

|АВАРЦЫ, м а арулал (само назв.), народ в России, коренное нас. |

|Дагестана. Числ. в России 544,0 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 496,1 |

|тыс. чел. Живут также в Чечне, Калмыкии, кроме того, в Азербайджане |

|(Белоканский и Закатальский р-ны - 44,1 тыс. чел.), в Грузии (4,2 тыс.|

|чел.), в Казахстане (2,8 тыс. чел.). Общая числ. 601,0 тыс. чел. |

|Говорят на аварском яз. нахско-даг. группы северо-кавказ. семьи. |

|Диалекты делятся на 2 группы: сев. наречие - зап. (салатавский), вост.|

|и центр, (хунзахский) диалекты; юж. наречие - андалальский, анцухский,|

|гидатлинский, карахский, батлухский, закатальский (джарский). |

|Распространён рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. Верующие - |

|мусульмане-сунниты. Осн. масса А. живёт во внутреннегор-ной и |

|альпийской зонах, в 1940-60-е гг. часть переселилась на равнину. С А. |

|связывают известные со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. племена легов, |

|гелов, каспиев, утиев и др., сближают упоминаемых Птолемеем (2 в.) |

|савиров. С 5 в. терр., заселённая А., известна как царство Серир. |

|Позднее А. входили в состав Аварского и Мехту-линского (обр. в 18 в.) |

|ханств и много-числ. (ок. 40) "вольных обществ" (союзов сел. общин). |

|Общая правовая система и политич. консолидация А. способствовали |

|выработке у них т.н. гъоболмац! ("язык гостя" или болмац!, "язык |

|войска"), положенного в основу лит. яз. В 15 в. утвердился ислам. С 16|

|в. существовала письменность на араб. графич. основе. После |

|присоединения Дагестана к России (1813) А. приняли участие в |

|освободит. борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. Во 2-й |

|пол. 19 в. к А. стали проникать товарно-ден. отношения. Нац. |

|консолидация А. ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921, с |

|1991 -Респ. Дагестан). Традиц. занятия - скот-во и пашенное земледелие|

|(ячмень, пшеница, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, |

|кукуруза, картофель, лён, конопля). В горных р-нах и предгорьях |

|земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль |

|принадлежала скотоводству (гл. обр. отгонное овцеводство). Традиц. |

|породы овец грубошерстные, в сов. время появились тонкорунные. |

|Занимались садоводством и виноградарством. Практиковали террасирование|

|горных склонов, беспаровой севооборот, чередование с.-х. культур, |

|трёхъярусное использование участков. Существовала оросит. система. |

|Орудия труда: дер. плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса,|

|серп, молотильные доски, волокуша, вилы, грабли, дер. лопата. Дом. |

|промыслы и ремёсла: ткачество (сукноделие), про-из-во войлока, ковров,|

|медной посуды, дерев. утвари, обработка кож, ювелирное, кузнечное, |

|оружейное, резьба по камню и дереву, чеканка по металлу (серебро, |

|медь, мельхиор). Было развито отходничество в др. р-ны Кавказа. |

|Поселения А. в высокогорье небольшие (30-50 домов), чаще близ речек, в|

|горных р-нах - довольно крупные (300-500 домов) на склонах, по краю |

|обрывов и средних размеров на вершинах хребтов, скальных уступах; |

|ориентированы на юг. Планировка скученная, дома образуют сплошную |

|стену вдоль узких кривых улиц, часто крытых и напоминающих тоннели. |

|Мн. селения имели боевые башни. В сов. период возникли поселения совр.|

|типа на равнине. Традиц. жилища каменные с плоской земляной крышей |

|одно-, двух-, трёхэтажные, 4-5-этажные башне-образные с отд. входом на|

|каждом этаже, дома-крепости с башней. Часто крыша одного дома служила |

|двором для другого. Характерен опорный центр, столб, украшенный |

|резьбой. Совр. жилище одно этажное и двухэтажное многокамерное, крытое|

|железом или шифером, с застеклённой террасой. Традиц. костюм общедаг. |

|типа. У мужчин: туникообразная рубаха, штаны, беш-мет, черкеска, |

|папаха, башлык, овчинные шубы, бурка, кожаный ремень. Обувь кожаная, |

|войлочная, вязаная. У женщин: штаны, платье-рубаха, длинное распашное |

|платье с двойными рукавами, голов. убор чохто (чепец или капюшон с |

|мешочком для кос), цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы,|

|кожаная, войлочная и вязаная обувь, шерст. носки. Костюм отделывался |

|вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Традиц. пища -|

|мучные, мясные с приправой из чеснока и молочные блюда. Традиц. |

|социальная организация - сел. община, включавшая патриархальные |

|кровнородств. объединения - тухумы. Семья гл. обр. малая, |

|двухпоколенная. Придерживались андогамии (родств., внутритухумная, |

|сел.). Сем. отношения определяли нормы шариата. Осн. форма брака - |

|сговор (по сватовству). Сильны были традиции внутритухумной |

|солидарности. Существовали муж. союзы. Обществ, жизнь регулировали |

|обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Нормы поведения - |

|уважение старших, строгое соблюдение адатов, этикета. Развит фольклор |

|(эпич. и лирич. сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки). |

|Разнообразны танцы: быстрые, медленные, муж., жен., парные. Муз. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.