![]() |
|
|
Народы Северного КавказаНароды Северного КавказаСеверный Кавказ |Северный Кавказ - это Россия в миниатюре. Многочисленное население со | |своими традициями, верованиями, языками, экономическими неурядицами, с| |попытками одного народа диктовать другим народам "правильную линию" | |поведения вызывают, мягко говоря, неприятие. Действительно, трудное | |это дело, владеть колониями, народ в которых никак не хочет понять, | |что "За совращение несовершенолетних..." не тост, а статья Уголовного | |кодекса. И многое, что считалось достойным настоящего джигита, теперь | |трактуется статьей УК и банальным "Восток ...тонкое". Но мы знаем и | |далее - "Где тонко..." | |На пятачке, называемом Северный Кавказ живут такое же количество | |народов, что и во всей остальной России. И они как-то уживались!.. Но | |после имперского "Разделяй и властвуй" вся ненавязчивая дружба | |кавказких народов дала не просто трещину, а омылась кровью. А здесь | |кровь смывается кровью! | |АДЫГИ, адыгэ (самоназв.), этническая общность, включающая адыгейцев, | |кабардинцев, черкесов. Числ. в России 559,7 тыс. чел.: адыгейцы - | |122,9 тыс. чел., кабардинцы - 386,1 тыс. чел., черкесы - 50,8 тыс. | |чел. Живут также во многих странах мира, гл. обр. на Бл. и Ср. | |Востоке, где, обычно называемые черкесами, расселены компактно и | |включают нередко абазин, абхазов, осетин и др. выходцев с Сев. | |Кавказа,- в Турции (150 тыс. чел.), Иордании (25 тыс. чел.), Иране (15| |тыс. чел.), Ираке (5 тыс. чел.), Ливане (2 тыс. чел.), Сирии (32 тыс. | |чел., вместе с чеченцами), всего ок. 250 тыс. чел. Общая числ. св. 1 | |млн. чел. Языки - адыгейский и кабардино-черкесский. Верующие - | |мусульмане-сунниты. Древняя история А. и формирование их общности | |связаны с р-нами Вост. Причерноморья и Закубанья. В 1-м тыс. до н.э. | |древнеадыг. племена уже фиксируются в Вост. Причерноморье. Процесс | |формирования древнеадыг. общности охватывал в осн. кон. 1-го тыс. до | |н.э.- сер. 1-го тыс. н.э. В нём участвовали племена ахеев, зихов, | |керкетов, меотов (в т.ч. торетов, синдов) и др., этнически, видимо, не| |только древнеадыгские. По сведениям Страбона, эти племена населяли | |терр. на Ю.-В. от совр. Новороссийска по левобережью Чёрного м. и в | |горах вплоть до совр. Сочи. Жители побережья занимались земледелием, | |но их гл. промыслом был морской разбой. В 8-10 вв. А. занимали земли в| |Прикубанье, в т.ч. вблизи др.-рус. Тмутараканского кн-ва. Известен ряд| |воен. походов (965, 1022) рус. князей на А.-касогов. В результате | |монгольских завоеваний в 13 в. нас. сконцентрировалось гл. обр. в | |горных ущельях, что привело к большой плотности нас., к малоземелью | |горцев. Прервалось развитие городской жизни, этнич.терр.сократилась, | |гл. обр. за счёт Прикубанья. В 13-14 вв. обособилась часть | |кабардинцев. В 16-18 вв. терр. А. была ареной многочисл. междоусобиц и| |войн, в к-рых участвовали Турция, Крымское ханство, Россия, да-гест. | |владетели. Обл. расселения А. (Чер-кесия) охватывала земли от Тамани | |на 3. до вост. побережья Каспия на В., включала земли в басе. Кубани и| |по Вост. Причерноморью на С.-З. от совр. Сочи. Однако значит, часть | |этих земель представляла собой хоз. угодья, в осн. пастбища для | |кабард. коневодства, и не имела постоянного нас. В годы Кавказской | |войны (1817-64) происходит внутр. самоорганизация зап. А.- адыгейцев. | |В 1-й трети 19 в. в Закубанье образуется группа адыг. (кабардинского) | |нас., позднее получившая назв. черкесы. Кавказская война и | |последовавшие за ней реформы во многом изменили этнич. и демографич. | |ситуацию, особ. это связано с махаджирст-вом - переселением горцев в | |Османскую империю, продолжавшимся до 1-й мир. войны, а также | |поселением горцев на равнине. А. имели во многом общую социальную | |структуру. В 19 - нач. 20 вв. сохранялись мн. нормы обычного права - | |обычаи кровной мести, аталычества, гостеприимства, куначества, | |патроната, искусств. родства (молочное усыновление, побратимство). | |Образ жизни привилегированных сословий резко отличался от жизни | |простого народа; социальные различия сказывались в одежде, её цветовой| |гамме, покрое. В обществ, и семейном быту, помимо обычного права | |(адат), действовали нормы мусульм. права (шариат). До наст. времени А.| |во многом сохранили единую традиц. культуру, различия в к-рой | |(особенно в х-ве, поселении, пище) определяются в осн. | |природно-климатич. условиями, вертикальной зональностью. Сохранялась | |общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств, мн. традиции | |обществ. быта (напр., творчество певцов-импровизаторов), традиц. | |представления. А. чётко осознают своё историч. единство. | |АНДИЙСКИЕ НАРОДЫ, группа наро дов в составе андо-цезских | |(андо-дидойских) народов Дагестана: андийцы, ах-вахцы, багулалы, | |ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы. Общая числ. в | |России (вместе с цезскими народами) - 55-60 тыс. чел. Коренное нас. | |высокогорья Западного Дагестана, родственны аварцам. Говорят на | |андийских языках (нахско-даг. группа северо-кавказ. семьи), имеющих | |большое количество диалектов. Распространены аварский, чеченский (у | |андийцев, ботлихцев, годоберинцев), рус., азерб. яз. Письменность гл. | |обр. на рус. и аварск. яз. на рус. графич. основе. Верующие - | |мусульмане-сунниты. В 1 в. н.э. андийцев упоминает Плиний Старший. Они| |занимали обширные терр. вниз по течению р. Андийское Койсу, где их, | |очевидно, ассимилировало аваро-языч. местное нас. Традиц. соц. | |отношения - патриарх. А.н. были организованы в общины (джамааты) | |воинов-скотоводов и земледельцев. зовамия - союзы сел. общин ("вольные| |общества"). Судопроизво было осн. на обычно-правовых установлениях | |(адатах) и нормах мусульм. нрава (шариат). Преобладающая форма семьи -| |малая, пережиточные формы неразделённой семьи сохранялись лишь | |эпизодически. Вплоть до 30-40-х гг. 20 в. сохранялось значение | |патриарх, кровнородств. объединений -тухумов. Главы тухумов чаще всего| |являлись старейшинами в джамаате. Приоритетно родство по муж. линии. | |До 40-х гг. 20 в. сохранялись рудименты муж. союзов (многодневные муж.| |увеселит, собрания). Ныне для решения местных нац.-культурных, адм., | |хоз. задач А.н. созданы землячества, объединившие б.ч. мужчин. Селения| |располагались но склонам ущелий, планировка ступснчато-кучевая. | |Строились 3-4-ярусные боевые башни с бойницами. Жилища каменные, | |нрямоуг. в плане, чаще одноэтажные, с небольшим двором, реже | |двухэтажные, с плоской крышей. Одежда в осн. общедагест. типа. Мужчины| |носили туникообразные рубахи, узкие штаны, бешмет, черкеску, бурку, | |овчинные шубы и папахи. Обувь из сыромятной кожи, из хрома местной | |выделки, войлока, деревянная. Жен. одежда: иногда овчинные шубы, | |платки и шали, чепец-накосник чухту, неск. разновидностей | |туникообразных отрезных и распашных платьев-рубах, узкие штаны; обувь | |преим. та же, что и у мужчин. Разнообразны серебряные украшения. Пища | |в осн. мучная и мясо-молочная, фрукты, дикорастущие растения, плоды и | |коренья. Осн. блюда: неск. разновидностей хлеба, лепёшек, каш, блюд из| |толокна, хиикалы, похлёбки, пироги, вареники и др. Литература и | |фольклор двуязычны - на аварск. и родном яз. У каждого из А.н. | |разработан свой с.-х. календарь, развита нар. медицина. Отмечаются | |календарные и мусульм. праздники. В быту пережиточ-по сохраняются | |языч. представления: вера в чертей, джиннов, ведьм, домовых. | |ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в Рос. федерации в составе андо-цезских| |(андо-дидойских) народов Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы,| |бежтинцы, хваршины. Общая числ. (вместе с андийскими народами) - 55-60| |тыс. чел. (1992, оценка). Языки образуют подгруппу в составе | |нахско-дагестанских яз. Родственны аварцам, в составе которых Ц.н. | |учитывались в переписях нас. СССР (кроме переписи 1926). Говорят на | |цезских языках, имеющих много диалектов. Различия между цезскими | |языками значительнее, чем между андийскими. Большинство свободно | |владеет аварским, представители среднего и старшего поколений - | |грузинским яз. Письменность на авар. яз. Верующие - | |мусульмане-сунниты. Впервые упоминаются у антич. авторов 1-2 вв. как | |дидуры (дидойцы). Под назв. Дидо был известен союз сел. обществ, | |объединявший многие горские народы Зап. Дагестана. Бежтинцы-капучинцы | |упоминаются в араб. географич. сочинениях 10 в. Груз. хроники | |упоминают эн-зебцев (гунзибцев) и хуайпов (хварши-нов). С 15 в. | |начинается активная исла-мизация Ц.н., связанная с усилением экспансии| |аварских (хупзахских) ханов. С этого времени Дидо распадается на ряд | |самостоят, союзов сельских обществ. Процесс исламизапии завершился в | |основном к кон. 18 в. В сер. 1940-х гг. значит, число семей Ц.и. было | |принудительно переселено на опустевшие чеченские территории. В 1957-58| |им было разрешено вернуться на исконные места. | |Территориально-родственные общины (джамаат) объединялись в | |военно-поли-тич. союзы сельских общин ("вольные общества"). Высшим | |закоподат. органом общины был сход мужчин (с 15-летнего возраста). | |Исполнит, и судебная власть находилась в руках старейшин. Традиц. виды| |х-ва - отгонное скотоводство, гл. обр. овцеводство, земледелие, | |ремёсла и промыслы. Со 2-й пол. 19 в. растёт товарное нроиз-во. В | |последние десятилетия 20 в. появились новые отрасли х-ва (садоводство | |и др.). Преобладала малая семья. Неразделённые братские семьи | |сохранялись эпизодически в силу экономич. целесообразности. Большое | |значение имели кровнородственные союзы семей - тухумы. В джа-маате | |могло быть от 2-3 до 7-8 туху-мов (часто родственных между собой). | |Главы тухумов (чаще всего они же старейшины общины) представляли | |интересы своего тухума перед общиной и союзом общин. Тухум оказывал | |поддержку своим членам, давал им рекомендации и наставления, в его | |пределах был предпочтителен выбор брачных партнёров. В семьях | |господствовали патриархальные отношения. Селения располагались по | |склонам ущелий, имели ступенчато-кучевую планировку. Доступ в селение,| |как правило, был возможен лишь по одной тропе. В селениях строились | |многоэтажные каменные боевые башни с бойницами. Наружу постройки были | |обращены глухими стенами с бойницами. Чаще всего в центре селения | |располагалась мечеть. В селениях было но нескольку годеканов - мест | |сбора и проведения досуга взрослых муж-чип. Главный годекан обычно | |находился у мечети. Жилища каменные, 2-4-этажные. Стены верх. этажей | |часто строились из досок или плетёнки, обмазанной глиной. Муж. одежда | |однотипна с одеждой др. народов Дагестана: овчинные папахи, шубы, | |бурка, бсшмет, черкеска, штаны с зауженными штанинами, на вздержке, | |ту-никообразиая рубаха без воротника, с длинными рукавами без манжет. | |Обязательным атрибутом муж. костюма был кинжал. Самый распространённый| |тип обуви - вязаные шерстяные сапоги с толстой простёганной шерстяной | |подошвой и загнутыми носками. Женщины носили рубахи (тупикооб-разного | |покроя или отрезные по талии), подпоясанные матерчатым поясом, штаны, | |скроенные из двух полотнищ, на вздёржке, меховые шубы, платки и шали. | |Непременным головным убором девочек и женщин был чепец-накосник чухту:| |небольшой мешочек, закрывающий волосы от лба до затылка и спускающийся| |но спине до пояса. Основными продуктами питания были мука, крупы, | |толокно, сушёное и свежее мясо, курдюк, молоко, масло, сыр, свежие и | |сушеные фрукты. Из муки готовили пресный и кислый хлеб, лепёшки, | |несколько разновидностей хипкалов; из муки и круп готовили каши; мясо | |потреблялось чаще всего варёным, с хипкалом, иногда жареным; | |готовились пироги типа чуду и вареники (курзе) - с творогом, мясом, | |зеленью и др. Календарные праздники: день первой борозды, день встречи| |зимы и др.- отмечались спортивными состязаниями, разведением костров, | |процессиями ряженых и др. Сохранялись домусульм. представления, вера в| |чертей, джиннов, ведьм, домовых и др. Литература и фольклор | |ШАПСУГИ, шапсыг (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. | |Живут в Туапсинском и Лазаревском р-нах Краснодарского кр., небольшая | |группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, | |насчитывали в 1926 св. 4 тыс. чел.; совр. числ. ок. 10 тыс. чел. | |Говорят на диалекте адыгейского яз. Верующие - мусульмане-сунниты. Ш. | |составляли одну из самых крупных групп нричерноморских адыгов (совр. | |адыгейцев), населяли земли между рр. Джубга и Шахе (т.п. Малый Шапсуг)| |и высокогорные лесистые обл. на сев. склонах Кавказского хр. по рр. | |Антхир, Абин, Афине, Бакан, Шипе и др. (Большой Шапсуг). Принимали | |активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством. Во время | |Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, | |вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В кон. 1860 | |был учреждён меджлис, объединивший Ш., убыхов и натухайцев. В 1864 | |осн. часть Ш. вместе с др. адыгами переселилась в Турцию, где была | |частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На | |Кавказе осталось ок. 2 тыс. Ш., их земли стали заселяться иноэтнич. | |элементом. В 1924 был создан Шапсугский нац. р-н с центром в Туапсе, | |затем в с. Красно-александровское и Лазаревское, в 1945 | |преобразованный в Лазаревский р-и Краснодарского кр. На 1-м съезде | |шап-сугского парода в 1990 была принята декларация о восстановлении | |Шапсугского нац. р-на. 12 июня 1992 Президиум ВС РФ принял | |постановление о создании Шапсугского нац. р-на. Традиц. культура | |характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем | |количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс; с кон. 18 в. широко | |распространилась кукуруза. Разводили кр. и мелкий рогатый скот, | |занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и| |виноградарству. Занимались также пчеловодством. В материальной | |культуре традиционные элементы сохранились гл. обр. в пище (мамалыга | |из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в | |частности сыров). Мужчины носят папахи в сочетании с европейским | |костюмом, женщины - наголовныс платки. В общественно-семейном быту | |сохраняются мп. патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, | |уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно очень | |многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными| |состязаниями. Доисламские верования включали культ общеадыгских | |божеств -грома и молнии Шиблс, плодородия Со-зсреша, покровителей | |скотоводства Еми-ша, Ахипа, Хакусташа, кузнечного ремесла Тленша и | |др., а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания | |дождя Ханцсгуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем | |топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, | |мифы, легенды. | |Дагестан | |АВАРЦЫ, м а арулал (само назв.), народ в России, коренное нас. | |Дагестана. Числ. в России 544,0 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 496,1 | |тыс. чел. Живут также в Чечне, Калмыкии, кроме того, в Азербайджане | |(Белоканский и Закатальский р-ны - 44,1 тыс. чел.), в Грузии (4,2 тыс.| |чел.), в Казахстане (2,8 тыс. чел.). Общая числ. 601,0 тыс. чел. | |Говорят на аварском яз. нахско-даг. группы северо-кавказ. семьи. | |Диалекты делятся на 2 группы: сев. наречие - зап. (салатавский), вост.| |и центр, (хунзахский) диалекты; юж. наречие - андалальский, анцухский,| |гидатлинский, карахский, батлухский, закатальский (джарский). | |Распространён рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. Верующие - | |мусульмане-сунниты. Осн. масса А. живёт во внутреннегор-ной и | |альпийской зонах, в 1940-60-е гг. часть переселилась на равнину. С А. | |связывают известные со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. племена легов, | |гелов, каспиев, утиев и др., сближают упоминаемых Птолемеем (2 в.) | |савиров. С 5 в. терр., заселённая А., известна как царство Серир. | |Позднее А. входили в состав Аварского и Мехту-линского (обр. в 18 в.) | |ханств и много-числ. (ок. 40) "вольных обществ" (союзов сел. общин). | |Общая правовая система и политич. консолидация А. способствовали | |выработке у них т.н. гъоболмац! ("язык гостя" или болмац!, "язык | |войска"), положенного в основу лит. яз. В 15 в. утвердился ислам. С 16| |в. существовала письменность на араб. графич. основе. После | |присоединения Дагестана к России (1813) А. приняли участие в | |освободит. борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. Во 2-й | |пол. 19 в. к А. стали проникать товарно-ден. отношения. Нац. | |консолидация А. ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921, с | |1991 -Респ. Дагестан). Традиц. занятия - скот-во и пашенное земледелие| |(ячмень, пшеница, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, | |кукуруза, картофель, лён, конопля). В горных р-нах и предгорьях | |земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль | |принадлежала скотоводству (гл. обр. отгонное овцеводство). Традиц. | |породы овец грубошерстные, в сов. время появились тонкорунные. | |Занимались садоводством и виноградарством. Практиковали террасирование| |горных склонов, беспаровой севооборот, чередование с.-х. культур, | |трёхъярусное использование участков. Существовала оросит. система. | |Орудия труда: дер. плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса,| |серп, молотильные доски, волокуша, вилы, грабли, дер. лопата. Дом. | |промыслы и ремёсла: ткачество (сукноделие), про-из-во войлока, ковров,| |медной посуды, дерев. утвари, обработка кож, ювелирное, кузнечное, | |оружейное, резьба по камню и дереву, чеканка по металлу (серебро, | |медь, мельхиор). Было развито отходничество в др. р-ны Кавказа. | |Поселения А. в высокогорье небольшие (30-50 домов), чаще близ речек, в| |горных р-нах - довольно крупные (300-500 домов) на склонах, по краю | |обрывов и средних размеров на вершинах хребтов, скальных уступах; | |ориентированы на юг. Планировка скученная, дома образуют сплошную | |стену вдоль узких кривых улиц, часто крытых и напоминающих тоннели. | |Мн. селения имели боевые башни. В сов. период возникли поселения совр.| |типа на равнине. Традиц. жилища каменные с плоской земляной крышей | |одно-, двух-, трёхэтажные, 4-5-этажные башне-образные с отд. входом на| |каждом этаже, дома-крепости с башней. Часто крыша одного дома служила | |двором для другого. Характерен опорный центр, столб, украшенный | |резьбой. Совр. жилище одно этажное и двухэтажное многокамерное, крытое| |железом или шифером, с застеклённой террасой. Традиц. костюм общедаг. | |типа. У мужчин: туникообразная рубаха, штаны, беш-мет, черкеска, | |папаха, башлык, овчинные шубы, бурка, кожаный ремень. Обувь кожаная, | |войлочная, вязаная. У женщин: штаны, платье-рубаха, длинное распашное | |платье с двойными рукавами, голов. убор чохто (чепец или капюшон с | |мешочком для кос), цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы,| |кожаная, войлочная и вязаная обувь, шерст. носки. Костюм отделывался | |вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Традиц. пища -| |мучные, мясные с приправой из чеснока и молочные блюда. Традиц. | |социальная организация - сел. община, включавшая патриархальные | |кровнородств. объединения - тухумы. Семья гл. обр. малая, | |двухпоколенная. Придерживались андогамии (родств., внутритухумная, | |сел.). Сем. отношения определяли нормы шариата. Осн. форма брака - | |сговор (по сватовству). Сильны были традиции внутритухумной | |солидарности. Существовали муж. союзы. Обществ, жизнь регулировали | |обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Нормы поведения - | |уважение старших, строгое соблюдение адатов, этикета. Развит фольклор | |(эпич. и лирич. сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки). | |Разнообразны танцы: быстрые, медленные, муж., жен., парные. Муз. | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |