![]() |
|
|
Народы Северного Кавказа|выходцы из адыгов и др. народов Сев. и Зап. Кавказа, эмигрировавших | |после присоединения Кавказа к России. Язык кабардино-черкесский (общий| |с кабардинцами) абхазо-адыг. группы северокавказской семьи. Верующие -| |мусульмане-сунниты Назв. "Ч.", вероятно, восходит к "кер-кет", как | |называли др.-греч. авторы одну из групп адыгского нас. сев.-вост. | |побережья Чёрного моря. Совр. Черкесия была заселена адыгами в 5-7 вв.| |В 12-13 вв. часть адыгов переселилась на Терек, основав здесь | |княжества Большая и Малая Кабарда, власть к-рых распространялась и на | |Черкссию. В кон. 18 - нач. 19 вв. происходило массовое переселение | |кабардинцев в Черкесию. Другим осн. компонентом в формировании совр. | |Ч. были бесленеевцы. Первые сведения о них в рус. документах относятся| |к 16 в. В 16-18 вв. они были известны как беслснейцы, беслинцы, | |бесленсйские черкасы, а занимаемый ими район - Бесленей, Бысленей, | |Бесленейские кабаки. | |В 1922 образована Карачаево-Черкесская АО (разделившаяся в 1926 на | |Карачаевскую АО и Черкесский нац. округ, с 1928 - АО; в 1957 они были | |вновь объединены), в 1991 преобразована в республику. Оси. занятие - | |отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот; до принятия | |мусульманства разводили также свиней). Особое место занимало | |разведение лошадей кабардинской породы. Традиц. ремесло было в осн. | |связано с обработкой скотоводч. продуктов: выделка сукна, изготовление| |одежды, бурок и т.п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у | |соседних народов. На Ю. Чер-кесии была развита обработка дерева. | |Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело. Ч. были | |объединены в независимые сел. общины, имевшие свои органы | |самоуправления (в осн. - из зажиточных общинников). Их члены были | |связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными| |угодьями, правом голоса на нар. собраниях. Сохранялись патрилипейныс | |родств. группы (члены к-рых иногда образовывали особые кварталы в | |селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества. Большая | |патриархальная семья, включавшая неск. поколений и насчитывавшая до | |100 чел., преобладала до 18 в. Семейные общины частично начали | |возрождаться в кон. 19 в. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты | |распространялись па всех родственников по обеим линиям, на потомков | |людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, | |аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма.| |Возникновение большей части совр. аулов Черкесии датируется 2-й пол. | |19 в. В 19 - нач. 20 вв. было основано 12 аулов, в 20-х гг. 20 в.- 5. | |Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом | |на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные | |глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, | |глинобитный пол. Состояло из одной или неск. комнат (по числу в семье | |супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты| |выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отд. постройка. | |У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным | |дымарём, внутри к-рого устанавливали перекладину для подвешивания | |котла. Хоз. постройки также делались из плетня, часто имели круглую | |или овальную форму. Совр. Ч. возводят квадратные многокомнатные дома. | |Традиц. муж. костюм - черкеска, беш-мет, штаны, меховая шапка с | |суконной тульёй, бурка, наборный пояс, на ногах -чувяки, ноговицы, у | |богатых - красные сафьянные сапоги, шитые золотом. Сейчас только | |некоторые имеют полный комплект нац. костюма и появляются в нём по | |праздникам. Жен. одежда в самом полном варианте сложилась в 19 в. | |Платье имело разрез от пояса до полу. Нарядное платье шилось из шёлка | |или бархата, украшалось галуном и вышивкой. Платье красного цвета | |разрешалось носить только знатным женщинам. Платье подпоясывали | |серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из тёмно-красной | |или чёрной материи, украшали золотым и серебряным галуном, серебряными| |застёжками. Обувь, сделанная из кожи, вышивалась серебром. Головной | |убор черкешенки зависел от её возраста и семейного положения: девочки | |ходили в платках или с непокрытой головой, взрослые девушки и молодые | |женщины (до рождения первого ребёнка) носили "золотую шапочку" с | |высоким твёрдым околышем, украшенным галуном и вышивкой, и верхом из | |сукна или бархата; поверх накидывался тонкий шелковый платок; после | |рождения ребёнка женщина совершенно закрывала волосы тёмным платком | |(концы его пропускались сзади под косами и завязывались на темени | |особым узлом) и шалью. Совр. черкешенки носят нац. платья только по | |праздникам. | |Летом питаются преим. молочными продуктами и овощами, зимой и весной | |преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из | |пресного теста, к-рый употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и | |сливками). Выпекали также дрожжевой хлеб. Широко употребляются | |кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаётся курица или | |индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. | |Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и | |говядину едят варёными, обычно с приправой из кислого молока с | |толчёным чесноком и солью. После варёного мяса обязательно подают | |бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки | |с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят бузу. По праздникам | |делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), | |пекут пирожки. В фольклоре центральное место занимают сказания на | |общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и | |исполнителей песен (джегуаки). Распространены песни-плачи, трудовые и | |шуточные песни. Традиц. муз. инструменты - скрипка, бжамей (свирель), | |пхарчач (ударный инструмент), разл. бубны, на к-рых играли руками и | |палочками. В кон. 18 в. у русских была заимствована гармоника, на ней | |играют гл. обр. женщины, на остальных инструментах - мужчины. В 14-15 | |вв. Ч. считались христианами. Христианство проникло сюда из Византии и| |Грузии в 10-12 вв. В 14 в. сюда стал проникать ислам. Окончательно | |исламизированы Ч. к 18 в., но следы христианства сохранялись в | |Черкесии вплоть до 20 в. Ч. поклонялись мн. древним божествам - богу | |плодородия Тхагаледжу, покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства - | |Мериссе, кр. рог. скота - Ахину, коз и овец - Ямшу, верховой езды | |-Зейк1уэтхэ, богу молнии и грома Шиблэ, металла и кузнецов - Тлепшу. | |АБАЗИНЫ, абаза (самоназв.), народ в России, в Карачаево-Черкесии и на | |В. Адыгеи. Числ. 33,0 тыс. чел., в т.ч. в Карачаево-Черкесии 27,5 тыс.| |чел. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (ок. 10 тыс. чел.).| |Общая числ. ок. 44 тыс. чел. Язык абазинский абх.-адыг. группы | |северокавказ. семьи, имеет два диалекта: тапантский (лежит в осн. лит.| |яз.) и ашхарский. Распространены кабардино-черкесский, рус. яз. | |Письменность на рус. графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты. | |А.- коренные жители Кавказа. Их предки были сев. соседями абхазов и, | |по-видимому, уже в 1-м тыс. н.э. частично ими ассимилированы. В 14-17 | |вв. А., жившие по черноморскому побережью между рр. Туапсе и Бзыбь, | |переселились на Сев. Кавказ, где осели по соседству с адыгски-ми | |племенами. В дальнейшем значит. часть А. была ассимилирована адыгами, | |другая испытала их сильное культурное влияние. К сер. 19 в. традиц. | |занятия, быт и нар. творчество А. мало отличались от адыгских, вместе | |с тем нек-рые черты традиц. культуры А. сближают их с абхазами | |(развитое садоводство и пчеловодство, особенности фольклора и | |орнаментики и др.). В 1860-х гг. рос. пр-вом было осуществлено | |переселение А. на равнину. До переселения гл. отраслью х-ва было | |отгонное скотоводство (гл. обр. мелкий, а также кр. рог. скот, лошади;| |коневодство - престижное занятие), со 2-й пол. 19 в. стало преобладать| |земледелие (просо, ячмень, кукуруза; садоводство, овощеводство). Дом. | |промыслы и ремёсла: обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков - | |гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, ноговиц, поясов, попон и | |т.д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество. Традиц. | |социальная организация - сел. общины, большие и малые семьи, | |патронимии. Традиц. аулы делились на патронимич. кварталы, на равнине | |- скученные, в горах гнездового типа. Древнейшее жилище - круглое, | |плетёное, распространены были также прямоугольные одно- и | |многокамерные дома из плетня; в кон. 19 в. стал применяться саман. Со | |2-й пол. 19 в. появились кирпичные и дерев. рубленые дома под железной| |или черепичной крышей. Традиц. усадьба включала один или неск. жилых | |домов, в т.ч. помещение для гостей - кунацкую, и, в отдалении от них, | |комплекс хоз. построек. Традиц. одежда общекавк. типа. Основу традиц. | |кухни составляют растит., молочные и мясные продукты. Излюбленное | |блюдо - белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями. | |Пили слабоалкогольный напиток (буза). Характерны обычаи и обряды, | |связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, | |разл. жанры сказок, песен. Особенности традиц.-бытовой культуры более | |всего сохраняются в пище, семейной и др. обрядности, этикете, нар. | |творчестве. Продолжается ассимиляция А., в т.ч. за счёт частых | |смешанных браков с черкесами; в то же время усиливается Движение за | |культурное возрождение и нац. автономию | |Осетия | |ОСЕТИНЫ, ирон, дигорон [самоназв.; сохранились также этнонимы туалаг | |(двалы, группа О. Наро-Мамисонского региона) и хусайраг (хусары, | |группа О. в Юж. Осетии)], народ в Рос. Федерации (осн. нас. Сев. | |Осетии, числ. ок. 335 тыс. чел.) и Грузии (осн. нас. Юж. Осетии, числ.| |65 тыс. чел.); живут также в Кабардино-Балкарии (10 тыс. чел.), в | |Карачаево-Чсркесии (4 тыс. чел.). Числ. в России 402 тыс. чел. Осн. | |субэтнич. группы: иронцы и дигорцы (на 3. Сев. Осетии). Говорят на | |осетинском яз. иранской группы индоевроп. семьи. Имеет 2 диалекта: | |иронский (лёг в основу литературного языка) и дигорский. Письменность | |(с 19 в.) на основе рус. алфавита. Верующие - православные, есть | |мусульмане-сунниты. Впервые в исторических источниках как дигоры | |(ашдигоры) упоминаются в "Армянской географии" (7 в.). В этом же | |источнике названы двалы. Груз. историк Леонтий Мровели (11 в.) | |указывает на значение "Большой двальской дороги", проходившей из | |Грузии через терр. двалов на Сев. Кавказ. О.- один из древних народов | |Кавказа. Уже со времён скиф. походов в Переднюю Азию они именуются в | |груз. хронике овсами (осами, отсюда рус. назв. осетины). Сваны | |называли их савиар, мегрелы - опсами, абхазы - ауапс, чеченцы и ингуши| |- ири, балкарцы и карачаевцы -дюгер, кабардинцы - къущхьэ. | |Формирование осет. народа связано с аборигенным населением Сев. | |Кавказа (создателями кобаиской культуры) и с пришлыми ирано-язычными | |народами - скифами, сарматами и особенно аланами (с 1 в. н.э.). В | |результате оседания последних на Центр. Кавказе коренное население | |восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный | |союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони -в рус. ср.-век. | |источниках) положил начало образованию осет. народности. В 13 в. | |аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы | |оттеснены с плодородных равнин к Ю., в горные ущелья Центр. Кавказа. | |На его сев. склонах образовались 4 крупных "общества", восходящих к | |плем. делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на | |южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости | |от груз. князей. Немало Осетин-алан ушло в Монголию и особенно в | |страны Вост. Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа | |потомков алан, к-рая именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже| |с 40-х гг. 18 в. складывались рус.-осет. отношения. Рус. пр-вом была | |создана "Осет. духовная комиссия". Члены комиссии организовали осет. | |посольство в Петербурге (1749-52), способствовали переселению О. в | |Моздок и моздокские степи для поселения и освоения новых земель. О., | |испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию| |с просьбой к рус. правительству о переселении их в предгорные р-ны | |Сев. Кавказа. В 1774 Осетия "добровольно" вошла в состав России. | |Усилилась консолидация осетинской народности. В кон. 18-19 вв. | |началось переселение части О. с гор на равнины. Земли, переданные О. | |рос. правительством, закреплялись в основном за осет. знатью. После | |1917 происходит массовое переселение О. на равнину. 20 апр. 1922 была | |образована Юго-Осет. АО в составе Груз. ССР, в 1924 - Сев.-Осет. АО, | |к-рая 5 дек. 1936 была преобразована в Сев.-Осет. АССР в составе | |РСФСР. В 1990 Верх. Совет респ. принял Декларацию о гос. суверенитете | |Респ. Сев. Осетия. На равнине осн. традиц. занятие - земледелие | |(пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием| |было развито скотоводство (овцы, козы, кр. рог. скот). Традиц. система| |земледелия на равнине - трёхполье. Гл. орудие в горах - рало с | |железным сошником, упряжкой с парой быков, на равнине -тяжёлый плуг, в| |упряжке к-рого было 8-10 волов. Скот-во было важнейшим занятием, | |обеспечивавшим О. продуктами питания, сырьём, тягловой силой. | |Преобладало овцеводство и козоводство, на равнине - крупный рогатый | |скот, лошади. Были развиты домашние промыслы, ремёсла - произ-во | |сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, | |ювелирное, вышивка и др. Традиц. поселения в горах (кау) - небольшие, | |кучевой или рядовой планировки, на равнинах - более крупные, уличной | |планировки. Осн. строит, материал -камень, в лесистых ущельях - | |дерево. Дома одно- или двухэтажные, первый этаж для скота, крыши | |плоские, земляные. Внутри стены обмазывались глиной, с появлением печи| |с дымоходом белились. Пол земляной. Окна небольшие, четырёхугольные. | |Дома были многокомнатными, рассчитанными на большую семью. Столовая, | |совмещённая с кухней, имела открытый очаг с надочажной цепью | |(считались священными, как и центр, опорный столб, поддерживающий | |перекрытие) и делилась на мужскую и женскую половины. Для гостей | |устраивалась кунацкая комната. | |Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. | |Сохранились кровная месть, распространяющаяся на близких и дальних | |родственников. Она возникает из-за земли, оскорбления чести, похищения| |женщин и т.д. Примерение завершается выплатой скота, ценных вещей | |(оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для| |угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, | |побратимства, взаимопомощи, аталы-чества мало отличались от | |аналогичных у других народов Сев. Кавказа. Пережитки родового строя | |проявлялись в делении на патронимии - малая (мыгкаг) и большая | |(осрвадослтое). Большие семьи сохранялись даже в первые годы сов. | |власти. Все вопросы решались на семейном совете. Права главы семьи | |были ограничены. Обычно главой был старший по возрасту. Обязанности | |между женщинами распределяла его жена или старшая женщина. Осн. семьёй| |была малая семья. В ней господствовали патриархальные устои: | |безусловное подчинение младшего старшему, бесправие женщины. Вместе с | |тем сохранилось немало элементов матриархата. Особым уважением | |пользовалась пожилая женщина. Старшая женщина была распорядительницей | |на семейных и обществ, торжествах. Большинство О. исповедовало | |православие, проникавшее в 6-7 вв. из Византии, позже из Грузии, с 18 | |в. из России, меньшинство - ислам (воспринятый в 17-18 вв. от | |кабардинцев); сохранялись языч. верования и обряды. Среди | |разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героич. | |песни, предания, плачи. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. формируется осет.| |интеллигенция. В 1798 издана первая книга па осет. яз. ("Краткий | |катехизис"). В 40-х гг. 19 в. рус. филологом и этнографом А.М. | |Шег-реном составлены осет. грамматика и осет. практический алфавит на | |рус. основе. На нем стала выходить духовная и светская лит-ра, | |фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана "Осет. лира" | |("Ирон фандыр"). До сер. 1910-х гг. в Осетии имелось более 200 нач. и | |ср. школ, значит, число нац. интеллигенции, развивалась худ. лит-ра, | |появилась драматургия, проза. В дальнейшем получили развитие | |образование, культура, искусство, здравоохранение, наука, созданы | |проф. театры, гос. ансамбли, худ. коллективы. | |Адыгея | |АДЫГЕЙЦЫ, адыгэ (самоназв.), народ в России (122,9 тыс. чел.), | |коренное нас. Адыгеи (95,4 тыс. чел.). Живут также в соседних р-нах | |Краснодарского края (20,8 тыс. чел.). Часть живёт в Турции (5 тыс. | |чел.) и странах Бл. Востока. До 20 в. существовали субэтнич. группы: | |абад-зехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, | |махошевцы, нату-хайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. | |Говорят на адыгейском яз. абхазо-адыгской гр. северокавказ. семьи, | |диалекты: темиргоевский (лежит в осн. лит. яз.), абадзехский, | |бжедугский, шапсугский. Распространён рус. яз. Письмен-нность на рус. | |графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты. А., как и др. адыги - | |кабардинцы и черкесы, - потомки автохтонного нас. Сев.-Зап. Кавказа. | |После терр. обособления в 13-14 вв. кабардинцев этнич. процессы среди | |ост. нас. привели к формированию совр. А. Социальное развитие А. | |протекало неравномерно. Шапсугам, на-тухайцам и абадзехам (т.н. | |демократич. племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, | |они управлялись выборными старшинами. Т.н. аристократические племена | |(бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. С | |1820-х гг. царское пр-во начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъём | |освободит. движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию | |А., сопровождался внутр. самоорганизацией А., складывались основы | |военно-гос. союза всех групп А. Последние очаги сопротивления А. были | |подавлены царскими войсками в 1864. Неск. сот тысяч А. в 1860-е гг. | |были депортированы и рассеялись по странам Бл. Востока, меньшая .часть| |А. переселилась в равнинные р-ны. В 1922 обр. Адыгейская авт. обл., с | |1937 в составе Краснодарского края, с 1991 - Респ. Адыгея. Традиц. | |занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с 19 в. осн. культуры - | |кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (кр. и | |мелкий рог. скот, коневодство). Дом. промыслы - плетение, ткачество, | |бурочное и кожевенное произ-во, резьба по камню и дереву, золотое и | |серебряное шитьё. Традиц. поселения состояли из отд. хуторов-усадеб, | |делились на патронимич. части, на равнине - улично-квартальной | |планировки. Традиц. жилище турлучное, однокамерное, к к-рому | |пристраивали дополнит. изолир. помещения с отд. входом для женатых | |сыновей. Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная | |рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, | |войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы;| |у женщин - шаровары, ниж. рубаха, облегающий кафтанчик, длинное | |распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными | |лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым | |галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные | |продукты, широко употребляются овощи. В нач. 20 в. при преобладании | |малых семей сохранялись болыпесемейные общины (до неск. дес. чел.). | |Семейно-быто-вой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами.| |Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было | |распространено аталыче-ство. Для традиц. верований характерен | |разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д. Фольклор | |включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирич-, | |бытовые и др., танцы. | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |