![]() |
|
|
Народы Северного Кавказа|произ-ва были сел. Старые Ата-ги, Ведено, Дарго, Шатой, Джу гурты и | |др., гончарного - сел. Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. | |Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, | |произ-во шёлка, обработка кости и рога. Горные селения имели | |беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные | |каменные дома с плоской крышей. В ниж. этаже помещался скот, в верх., | |состоявшем из двух комнат,- жильё. Многие селения имели | |жилищпо-оборонит. башни в 3-5 этажей. Поселения на равнине были | |крупными (500-600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и | |рек. Традиц. жилище - турлучное, состояло из неск. комнат, вытянутых в| |ряд, с отдел, выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Осн. | |комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг и протекала вся| |жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из | |комнат служила кунацкой, либо для неё ставили специальную постройку во| |дворе. Двор с хоз. постройками обычно обносился забором. Отличит, | |чертой интерьера чеч. жилища было почти полное отсутствие мебели: | |сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены | |увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол | |покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались | |священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если | |даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права | |родственника. Надочаж-ной цепью клялись и проклинали. Хранительницей | |очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на муж. и жен. | |половины. Шерстяные ткани были нескольких сортов. Высшего качества | |считалась ткань "исхар" из шерсти ягнят, низшего - из шерсти дойных | |овец. Не позднее 16 в. Ч. было известно произ-во шёлка и льняного | |полотна. Традиц. одежда имела много общего с общекавк. костюмом. Муж. | |одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха - туникообразного | |покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх | |рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска | |считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными но талии, | |расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлич. застёжками, на | |грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись н | |ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда - овчинная шуба, | |бурка (верта). Муж. голов, уборами были высокие, расширяющиеся кверху | |папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и | |войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, | |сбивание её влекло кровную месть. Осн. элементами жен. одежды были | |рубаха и штаны. Рубаха имела тупикооб-разный покрой, длину иногда ниже| |колен, иногда - до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на | |одну или три пуговицы. Верх. одеждой был бешмет. Праздничной одеждой | |служила | | | |Кабардино-Балкария | |КАБАРДИНЦЫ, адыге (самоназв.), народ в России (числ. 386 тыс. чел.), | |коренное население Кабардино-Балкарии (ок. 364 тыс. чел.). Живут также| |в Краснодарском и Ставропольском краях и Сев. Осетии. Общая числ. в | |пределах быв. СССР - ок. 391 тыс. чел. Живут и во многих странах | |Юго-Восточной Азии, Зап. Европы и Сев. Америки. Говорят на | |кабардино-черкесском яз. абхазо-адыг-ской группы северокавказской | |семьи. Письменность на основе рус. алфавита. Верующие - | |мусульмане-сунниты моздокские К.- в основном христиане-православные. | |Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этнич. общность адыгов. | |Предки К., как и др. адыгских народов, были аборигенным нас. Сев. и | |Сев.-Зап. Кавказа. Они известны в 1-6 вв. как зихи, в 13-19 вв. как | |черкесы. В сер. 1-го тыс. часть адыгов была оттеснена гуннами за | |Кубань. В 13-15 вв. наблюдалось обратное движение в Центр. | |Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды -самостоят, полит, | |единицы и формированием кабард. народности. В 1557 верх. князь Кабарды| |Темрюк попросил рус. царя Ивана IV принять его под свою руку; в 1774 | |по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России. В| |16-18 вв. существовала данническая зависимость части соседних осетин, | |чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабард. князей.| |Сохранялись архаич. формы власти: нар. собрания, тайные муж. союзы. В | |1921 в составе РСФСР образована Кабард. АО, с 1922 - объединённая | |Каб.-Балк. АО, в 1936 преобразована в Каб.-Балк. АССР. С 1944 по 1957,| |когда балкарцы были насильственно депортированы, республика | |существовала как Кабардинская АССР. В 1957 Каб.-Балк. АССР была | |восстановлена. В янв. 1991 Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял | |Декларацию о суверенитете и провозгласил Каб.-Балк. ССР, с марта 1992 | |Каб.-Балк. Республика. Важную роль в нац. движении играет Конгресс | |кабард. народа (созд. в 1991). Традиц. занятия - пашенное земледелие и| |отгонное скотоводство, гл. обр. коневодство (всемирную известность | |получила кабард. порода). Развиты промыслы и ремесла: муж.- кузнечное,| |оружейное, ювелирное, жен.- сукновальное, войлочное, золотошвейное. | |Планировка поселений до сер. 19 в. кучевая, затем уличная. У князей, | |дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) | |для гостей -кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с | |двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и кам. | |строения, крыши из железа и черепицы появились во второй пол. 19 в. | |Традиц. муж. костюм - черкеска с наборным серебряным поясом и | |кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верх.- бурка, | |овчинная шуба, башлык. Традиц. жен. одежда - шаровары, туникообразная | |рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые | |пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки. | |Традиц. пища - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, | |курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена | |сушёная и копчёная баранина, из к-рой делается шашлык. К мясным блюдам| |подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток - махсыма | |изготовляется из пшённой муки солодом. По крайней мере до 19 в. | |преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья,| |но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, | |подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в | |этикете, в т.ч. избегании между супругами, родителями и детьми, каждым| |из супругов и старшими родственниками другого. Существовала | |соседско-общин-иая и фамильпо-патронимич. организация с фамильной | |экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к| |19 в. была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было | |широко распространено аталычест-во. Высоко ценилось гостеприимство, | |имевшее ритуализованный, даже сакра-лизованный характер, а также | |куначество. Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ - совокупности норм| |обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Мм. | |элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к воен. | |быту элементами материальной культуры, как муж. одежда, приёмы | |седловки, джигитовки и т.п., широко распространились среди соседних | |народов. В духовной культуре начиная с 15 в. возрастало влияние | |ислама, к-рый всё более вытеснял языч. и христ. верования. Традиц. | |игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным| |и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за ба-раныо | |шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: | |нарт-ский эпос, историко-героические песни и др. Традиц. изобразит, | |мотивы - стилизованные элементы животного и растительного мира, | |характерны рогообразные завитки. Совр. быт всё более урбанизируется, | |но в нём удерживается много традиц. черт. Сохраняются пищевые | |предпочтения и многие нац. блюда. В основном сохраняются правила | |этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и | |женщинами, в застолье. У К., как и у др. адыг. пародов, сильно | |стремление к этнич. самоутверждению и культурному возрождению. Создано| |общество "Хасаг ("Народное собрание"). Установлены связи с | |одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная | |черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского | |мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама. | |БАЛКАРЦЫ, таулула (самоназв., "горец"), народ в России (78,3 тыс. | |чел.), коренное нас. Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также | |в Казахстане (3,0 тыс. чел.), Киргизии (2,1 тыс. чел.). Общая числ. | |85,1 тыс. чел. Локальные группы: балкарцы (малкарцы, малкъарлыла), | |бизингиевцы (бызынгычыла), холамцы (холамлыла), чегемцы (чегемлиле), | |урусбиевцы, илибаксанцы (бакъсанчыла). Язык карачаево-балкарский | |тюркской группы алтайской семьи. Письменность на осн. рус. графики | |(создана в 1924 на осн. араб. графики Верующие - мусульмане-сунниты В | |формировании Б. приняли участие, видимо, три осн. этнич. компонента: | |древнейший - кавказоязычное нас., ирано-язычные аланы, появившиеся в | |горной полосе Центр. Кавказа в 4-5 вв., и тюр-коязычные племена, | |возможно, кубанские болгары и, несомненно, кыпчаки,поселившиеся в 13 | |в. в горах Кавказа и частично ассимилировавшие аланов-осетин. Жители | |всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: | |кабардинцами, сванами, карачаевцами, грузинами-рачинцами. В сер. 17 в.| |установились непосредств, связи русских с Балкарией (в рус. источниках| |- Балка-ры, Балхарские кабаки), через к-рую пролегал один из | |посольских путей в Зап.Грузию. В 1-й трети 19 в. балкарские об-ва | |вошли в состав Рос. империи. В 60-70-х гг. 19 в. в процессе проведения| |крест, реформ часть безземельных Б. была поселена на равнине. Несмотря| |на миграции, и в кон. 19 в. часть Б. страдала от малоземелья; в нач. | |20 в. избыточное нас. в горах Балкарии составляло 67%. В 1922 была | |образована Кабардино-Балкарская авт. обл., в 1936 преобразованная в | |АССР. В 1944 Б. были насильственно депортированы в р-ны Ср. Азии и | |Казахстана. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Б. | |вернулись на родину. В 1991 провозглашена Кабардино-Балкарская Респ. | |Ведущая отрасль традиц. х-ва - отгонное скотоводство (овцы, а также | |кр. рог. скот, козы, лошади, до кон. 18 в.- свиньи). Занимались также | |горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс, с кон. | |19 в.- картофель, огородные). Дом. промыслы и ремёсла - выделка | |войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение, добыча | |серы и свинца, изготовление пороха и пуль. Большое значение имели | |пчеловодство, охота. В пореформенное время начала развиваться молочная| |пром-сть. Традиц. поселения - крупные многофамильные, располагались | |уступами по склонам гор, в осн. скученной планировки (встречались | |также свободной планировки, замкового типа); в целях обороны возводили| |башни (къала). На равнине селения многодворные, с уличной планировкой,| |с усадьбами. Традиц. жилища в горных селениях из необработанного | |камня, одноэтажные, прямоуг., в Баксанском и Чегемском ущельях также | |дерев. срубные с земляными крышами, на равнине -турлучные. Почти до | |кон. 19 в. жилище было однокамерным (с муж. и жен. половинами), жилая | |часть сочеталась с хоз. помещениями. Дома в 2-3 комнаты с гостевым | |помещением (кунацкой) появляются у состоят, семей в пореформенное | |время. В 20 в. распространились двухэтажные многокомнатные дома с | |дерев. полами и потолками, вместо сакрального открытого очага - | |пристенный камин, рус. печь. Традиц. одежда северокавк. типа: у мужчин| |- нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, черкеска с | |газырями, подпоясанная узким ременным поясом, на к-ром висело оружие; | |шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, | |войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили тунико-образные | |рубахи, шир. штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, | |овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. | |Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, | |позументом, узорной тесьмой. В основе тра-диц. питания - молочная | |пища, мясо ели преим. в праздники и в торжеств, случаях. Много блюд | |готовили из ячменя, в т.ч. пиво, кукурузы, хлеб и пироги пекли также | |из пшеничной муки. Широко употреблялся мёд. Балкария включала неск. | |сел. обществ. Велика была роль нар. собрания (тёре), патронимич. | |орг-ции. Правители наз. та-убии, свободные общинники - каракиши, | |зависимые крестьяне - чагары, известно дом. рабство военнопленных | |(къул). Семья преим. малая, браки экзо-гамны. Обязательно соблюдались | |сословные ограничения. В семейной жизни характерны патриарх, традиции,| |разл. запреты- избегания. Были распространены обычаи кровной мести, | |побратимства, куначества, аталычества, гостеприимства и т.д. Процесс | |исламизации Б. начался до 17 в., однако ещё в 19 в. их верования | |представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохрист. | |традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни, | |божеств-покровителей. Характерны календарные и др. праздники, | |военизированные спортивные игры. Разнообразен фольклор - нартский | |эпос, обрядовые, трудовые, героич. и др. песни, благопожелания | |(алгъыш) и пр. | |Карачаево - Черкесия | |Карачаевцы. Самоназвание кърачайлылар, коренное население Карачая в | |России. Численность свыше 150 тыс. человек, из них 129 тыс. в России. | |Живут также в Срерне йАзии, Казахстане, Турции, Сирии, США. Говорят на| |карачаево - балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. | |Письменность на рус. гра-фич. основе (с 1937). Верующие - | |мусульмане-сунниты В этногенезе К. принимали участие местные кавк. | |племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые - аланы, булгары и | |кипчаки (половцы). В домон-гольское время К. входили в алан. союз | |племён. Наиб. ранними карачаево-бал-карскими памятниками считаются | |могильники 13-14 вв. на терр. Карачая и Балкарии. После монгольского | |нашествия предки К. были оттеснены в горные ущелья Центр. Кавказа. В | |1828 К. вошли в состав России. Расселённые компактно, они составили | |часть адм. округа Эльбрус-ский. После гражд. войны и установления сов.| |власти (1920) определился статус К. в рамках нац.-терр. автономии: | |1920 -Карачаевский округ, 1922 - Карачаево-Черкесская АО; 1926 - | |Карачаевская АО, ликвидированная в 1943 в связи с депортацией К. в Ср.| |Азию и Казахстан. В 1957 после возвращения К. на историч. родину | |восстановлена Карачаево-Черкесская АО; в 1991 преобразована в | |республику. Осн. традиц. занятия - отгонное (альпийское) | |животноводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот), а также пашенное | |террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, | |пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Животноводство | |продолжает оставаться гл. занятием горной и предгорной части нас. | |Преим. направление получило разведение кр. рог. скота и овцеводство | |(тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Ремёсла - сукноделис, | |выде-лыванис войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, | |ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, | |шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё Традиц. селения - в | |горах скученные, большие, разделённые на родофамильные кварталы | |(тийрс), а в предгорьях и на плоскости - уличной, прямоугольной | |планировки. Жилище - прямоугольная (иногда многоугольная) одно-, | |двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Жил. и | |хоз. строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз). Стены | |жилища завешивались войлочными коврами, а полки аппликационными. | |Внутри жилища выделялся пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом.| |Отд. дом или комната отводились для приёма гостей (кунацкая). С кон. | |19 в, появляются многокамерные, двухэтажные строения, крыши домов | |покрываются тёсом, железом, позже шифером. Памятники традиц. | |архитектуры -дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения.| |Нац. одежда К. сходна с одеждой др. народов Сев. Кавказа. Муж. одежда | |состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой | |шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня -кинжал или нож, | |кресало и др. Летний гол. убор - войлочные шляпы, зимний -овчинные | |шапки-папахи с суконным башлыком. Жен. одежда отличалась разнообразием| |типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или | |шёлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застёжкой | |у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тёмных | |цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх | |рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из | |стёганной на вате шёлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - | |каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или кур-пея, а | |также беличьи. Жен. головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка| |(высокая конусообразная или усечённая, богато украшенная галунами или | |золотым шитьём), поверх неё большой платок. Основа питания - | |мясо-молочно-расти-тельная. Традиц. блюда - варёное и жареное мясо, | |вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), | |кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны | |пресные лепёшки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой,| |жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорна), среди лакомств| |- разл. варианты халвы. Напитки: молочные -кефир и айраи, праздничные | |- буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавк. рододендрона (къара | |тай). Центром общ. жизни была сел. община (эльджамагат), связанная | |общностью терр. и коллективным трудом по постройке и поддержанию в | |сохранности оросительных сооружений. Внутри родовой общины (каум и | |тукум) сохранялись строгая экзогамия, общее поселение (тийре), | |совместные кладбища, наименование от одного мифич. или реального | |родоначальника. Среди К. сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с| |коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и | |уравнительным потреблением. К кон. 19 в. в связи с распадом семейных | |общин в сел. общине стали преобладать моногамные семьи (юйдсги). Наиб.| |развитым видом нар. иск-ва было изготовление узорных войлоков, | |вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. В | |нар. жизни большое значение придаётся этикету. Многочисленные нар. | |праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки | |урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой | |силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и др. | |состязаниями. С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: | |пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с | |общекавк. танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные | |карачаево-балкар. танцы - голлу, сандракъ, тепене, тёгерек и др. | |Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, историч., трудовые, | |героич., сатирич., любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и | |поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже На-среддине). Традиц. муз. | |инструменты -тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный | |щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь. | |ЧЕРКЕСЫ, адыгэ (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. | |Числ. 50,8 тыс. чел., в т.ч. в Карачае-во-Черкесии - 40,2 тыс. чел. В | |прошлом предков совр. Ч. соседние народы называли "кабардинцы", | |"бесленеевцы" или "адыги". Живут также в странах Бл. Востока, куда | |переселились во 2-й пол. 19 в. Здесь под назв. "Ч." часто объединяются| |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |