реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Народы Северного Кавказа

|инструменты: чагчана (смычковый), чагур, тамур-пандур (струнные), лалу|

|(вид свирели), зурна, бубен, барабан. Сохранились пережитки домусульм.|

|верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания |

|дождя и солнца и др.). Вые. уровня достигли проф. литература, |

|искусство, наука. |

|АГУЛЫ, агул, агулар (самоназв., "жители Агула"), народ в России, |

|коренное нас. Дагестана. Живут в центр, части юго-вост. Дагестана в |

|труднодоступных ущельях, в городах, в Дербентском р-не (переселенцы |

|1960-х гг.). Общая числ. 18,7 тыс. чел. Числ. в России 17,7 тыс. чел.,|

|в т.ч. в Дагестане 13,8 тыс. Говорят на агульском яз. нахско-даг. |

|группы се-верокавказ. семьи, диалекты: тпигский (агульский), керенский|

|(ричинский), ко-шанский, буркиханский, фитинский. Распространены |

|лезгинский, азерб., рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. |

|Верующие - мусульмане-сунниты. Наиб. ранние сведения об А. в арм. |

|источнике 7 в., где они наз. агутакани, о жителях ущелья Кушан-дере |

|8-9 вв. есть упоминания в арабских источниках. Происхождение этнонима |

|А. можно связать с назв. ущелья - Агулдерс. В 14- 18 вв. А. в составе |

|Казикумухского шам-хальства объединялись по ущельям в союзы сел. |

|общин. После присоединения Дагестана к России со 2-й пол. 19 в. А. |

|вовлекаются в систему товарно-денежных отношений. С 1921 А. в составе |

|Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). Традиц. занятия - |

|пашенное земледелие (рожь, ячмень, голозерный ячмень, пшеница, конские|

|бобы, горох; со 2-й пол. 19 в.- картофель, морковь, лук, чеснок) и |

|скотоводство (кр. и мелкий рог. скот, лошади, ослы, мулы). Поля, в |

|осн. богар-ные,- небольшие участки на склонах, часто террасированных. |

|Содержание овец - горно-стационарное, кр. рог. скота - |

|выгонно-стойлово-пастбищное. С.-х. орудия общедаг. типа: лёгкий плуг |

|(дуруц), серпы, короткая коса для одной руки, молотильные доски, |

|дерев. грабли, вилы, лопаты, сита, подносы для веяния. Были развиты |

|кузнечное ремесло, обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, |

|изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов и |

|т.д.), резьба по дереву, камню. Совр. х-во многоотраслевое. У |

|переселенцев на равнину развиваются виноградарство, садоводство, |

|овощеводство. Из дом. промыслов в горах сохраняется ковроткачество. |

|Традиционная социальная организация - сельская община. Сел. община |

|была самост. хоз.-терр. единицей. Сохранялись патриарх, кровнородств.,|

|преим. эндогамные объединения - тухумы. Преобладающая форма семьи - |

|малая, разл. типы неразделённой семьи (15~20 чел.) встречались |

|пережиточно до нач. 20 в. Традиц. поселения насчитывали в среднем ок. |

|60 х-в, делились на тухумные кварталы. Строили крепостные стены, |

|боевые башни, на дорогах - сторожевые башни. Башни внутри селений |

|соединялись подземными ходами. Планировка селений: на склонах |

|-ступенчато-террасообразная или беспорядочно-ступенчатая, на ровном |

|месте, на гребне горы - кучевая, характерны комбинации разл. типов. |

|Дома примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие,|

|извилистые, часто в виде лестницы. Планировка переселенческих сёл на |

|равнине - квартально-уличная. Традиц. жилище каменное, прямоуг. в |

|плане, 2-3 (реже 4)-этажное с узкими окнами и одним входом |

|(дом-крепость), с плоской земляной крышей. Со 2-й пол. 19 в. |

|появляются открытые лоджии и балконы, хоз. помещения выделяются в отд.|

|постройку. Совр. жилище - двухэтажное кам. многокамерное со скатной |

|крышей (железо, шифер), с застеклённой верандой, большими окнами. |

|Традиц. одежда общедаг. типа, у мужчин - туникообразная рубаха, штаны,|

|бешмет, черкеска, овчинная папаха, башлык, с нач. 20 в.- кавказская |

|рубаха и брюки галифе. Верхняя одежда носилась с кожан, поясами с |

|серебр. набором. Тёплая одежда - распашные овчинные шубы с обычными и |

|ложными рукавами, бурка. У женщин - туникообразное платье-рубаха, |

|цветные шаровары, матерчатый пояс, бешмет, с кон. 19 в.- длинное |

|отрезное в талии платье, распашная овчинная шуба, безрукавка, на |

|голове - мешочек для волос, платок, покрывало. Обувь вязаная, из кожи,|

|сафьяна. Разнообразны серебряные украшения. Традиц. пища - мучная и |

|мясо-молочная (хинкал, пельмени, пироги, сыр и др.). В обществ, жизни |

|сохранились обычаи взаимопомощи, почитания старших, гостеприимства. |

|Характерны праздники, связанные с нар. с.-х. календарём. Фольклор - |

|лирич., бытовые песни, плачи, сказки, пословицы, поговорки, танцы: |

|медленный азерб. (в осн. жен.), быстрый парный, коллективный. Муз. |

|инструменты: тар, саз, зурна, барабан. Развито декоративное искусство,|

|резьба по камню, дереву. |

|АНДИНЦЫ, андал, андни, гъва-нал (самоназв.), народ в России. Числ. 25 |

|тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное население Дагестана.|

|Говорят на андийском языке, имеется 7 говоров, к-рые объединяются в 2 |

|диалекта - верхнеандийский и нижнсандий-ский. Письменность на осн. |

|рус. графики. Распространены аварский, рус. и (среди мужчин) чеченский|

|яз. Верующие - мусульмане-сунниты. В 1 в. н.э. А. упоминает Плиний |

|Старший. В 14 в. утвердился ислам, ранее к А. проникало христианство. |

|Андия представляла собой федерацию самоуправляющихся сел. обществ. В |

|14-15 вв. существовало Андийское шамхальство. После присоединения |

|Дагестана к России А. участвовали в Кавказской войне, В 1921 А. вошли |

|в состав Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). Основа традиц. |

|экономики верхнеан-дийцев - пашенное террасное земледелие и отгонное |

|альпийское скотоводство, у нижнеандийцев - специализированное |

|садоводство, продукция к-рого обменива лась на продукты животноводства|

|и земледелия. Дом. промыслы - изготовление наплечных бурок, добыча и |

|производство пищевой соли. Счёт родства билатеральный, по поколениям |

|ведётся описательно, характерны клаповые патриархальные кровнородств. |

|объединения - тухумы. Традиц. семья малая. Традиц. поселения |

|скученные, верхнеандийские относительно свободной планировки. Анди, |

|как и ряд др. селений, имеет традиц. средневековую городскую |

|топографию. Одежда А. аварского типа, своеобразен жен. костюм с голов,|

|убором чухту в виде полумесяца, одеваемого "рогами" вниз. В основе |

|питания - продукты земледелия и животноводства, овощи, фрукты. Набор |

|блюд местный и обще-кавк. Традиц. развлечение - конные скачки, наиб. |

|значит, праздники - свадьбы, первой борозды, окончания поста. |

|Сохранились вера в магию, в разл. духов. Фольклор двуязычен (андийск. |

|и аварск.). |

|АРЧИНЦЫ, арчи (лакск.), аршиштиб (самоназв.), рочисел (аварск.), народ|

|в России, коренное нас. Дагестана. Живут в басейне. р. Хатар. Числ. |

|св. 1 тыс. чел. В переписях, начиная с 1939, включались в состав |

|аварцев. Язык арчинский нахско-даг. группы северокавк. семьи. |

|Распространены также аварский, лак-ский, рус. яз. Письменность на |

|авар. яз. на основе рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. В |

|17-18 вв. А. находились в зависимости от казикумухских владетелей, в |

|нач. 19 в. Арчинское сел. об-во вошло в состав Казикумухского ханства.|

|На протяжении 19 в. имели тесные контакты с аварцами и объединялись с |

|ними в единый союз сел. общин под главенством Дусрахского (Рисорского)|

|об-ва. Вхождение Дагестана в состав России (1813) усилило развитие |

|товарно-денежных отношений, расширились торгово-эконо-мич. связи, |

|возросло отходничество А. С 1921 А. в составе Дагестанской АССР, с |

|1991 - Респ. Дагестан. Осн. занятия - пастбищное скотоводство (гл. |

|обр. овцеводство) и богарное земледелие. Были развиты шерстяное |

|ткачество, изготовление паласов, резьба по дереву (орудия, утварь, |

|посуда и др.). Селения А. горные, скученные. Дома одно-, двух- и |

|многоэтажные каменные, с плоскими крышами, с хоз. помещениями и |

|хлевом. В сов. время появляются дома с галереей по фасаду, сокращается|

|кол-во этажей и площадь хоз. построек. Одежда А. имеет много общего с |

|одеждой аварцев. Из традиц. элементов костюма у мужчин сохраняются |

|овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин - головной убор с серебряными|

|украшениями (чухта), головное покрывало, длинные прямые штаны и |

|матерчатые пояса яркой расцветки. В нац. кухне преобладают мучные и |

|мясо-молочные блюда (меньше - овощные). Распространены хинкалы, |

|пельмени и лепёшки с начинкой из творога, яиц, дикого чеснока, |

|крапивы, различные мясные и постные супы, халва и др. В обществ, жизни|

|А. значит, роль играла сел. община (джамаат), патриарх. кровнородств. |

|объединения - тухумы. Совр. семья малая, чаще двухпоколенная, |

|поддерживаются традиции уважения старших, трудовой взаимопомощи, |

|родств. солидарности. В прошлом предпочитались родств. браки. Многие |

|обычаи и обряды связаны с календарным, хоз. циклом. Сохраняются |

|пережитки домусульм. верований. Из традиц. искусств развита резьба по |

|дереву. Имеются письм. памятники на ар-чинск., аварск., араб. яз. |

|Распространён аварский, лакский фольклор. Популярный танец - лезгинка;|

|муз. инструменты - зурна, кумуз, барабан. Сформировалась нац. |

|интеллигенция. |

|АХВАХЦЫ, а ш в а до (самоназв.), садыкьилиду, гiахъвалал, народ в |

|России (4 тыс. чел.) и Азербайджане (2 тыс. чел.). Общая числ. ок. 6,5|

|тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана.|

|Говорят на ахвахском яз., имеющем 2 диалекта: сев. и юж., последний |

|включает цекобский и тлянубский говоры. Распространены также рус., |

|аварск., азерб. и кумыкский яз. Письменность на аварск. яз. на осн. |

|рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. А. предположительно |

|произошли от жителей разл. р-нов Аварии, гл. обр. хунзахских аварцев. |

|Народ ахуали, ахвали упоминается в груз. историч. хрониках 14 в. Сев. |

|А. образовали Ахвахский союз общин, Цунта-Ахвах. Юж. А., Ратлу-Ах-вах,|

|ратлубцы, цекобы и тлянубцы, приблизительно с 17 в. вошли в состав |

|Гидат-линского союза общин. С 15 в. боролись за независимость с |

|хунзахцами, гидатлин-цами, тиидалами и др. С 15 в. подвергались |

|исламизации. После присоединения Дагестана к России (1813) с 40-х гг. |

|приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. |

|Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагест. АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. |

|Часть А. в 1-й пол. 18 в. расселилась в Закатальском р-пе |

|Азербайджана, часть в сов. период осела на Кумыкской плоскости, между |

|Терском и Судаком. Традиц. занятия - животноводство (гл. обр. отгонное|

|овцеводство) и пашенное террасное, частично орошаемое земледелие |

|(ячмень, пшеница, рожь, овёс, полба, со 2-й пол. 19 в.- кукуруза и |

|картофель; бобовые, лук, чеснок, табак). Ремёсла: обработка овчины, |

|дерева, камня, выработка кож, кузнечное и др. Со 2-й пол. 19 в. росла |

|товарность произ-ва. Ныне па Кумыкской плоскости получили развитие |

|полеводство, садоводство, овощеводство. А. были организованы в общины |

|(джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев, сохранялось значение |

|патриарх. кровнородств. объединений - тухумов. Преобладала малая |

|семья, встречались разл. формы неразделённой семьи. В семейной жизни |

|придерживались обычаев запретов и избеганий. Поныне сохраняются |

|традиции семейной обрядности, почитания старших, родств. и соседской |

|взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества. |

|Традиц. поселения - хутора и селения ступенчато-кучевой планировки, |

|располагавшиеся по склонам ущелий, подступы к ним охранялись |

|многоярусными камеи. сторожевыми башнями. С нач. 20 в. и особ. в годы |

|коллективизации нас. мелких тухумиых поселений (их насчитывалось ок. |

|200) переселилось в терри-тор.-соседские селения. Дома прямоуг. |

|каменные трёх- и двухэтажные с плоской земляной крышей и открытой |

|лоджией, украшались художеств, кладкой, арочными конструкциями, |

|каменными рельефами, дерев. резьбой. Внутр. двор мал либо |

|отсутствовал. Часть хоз. построек выносили за пределы усадьбы. Традиц.|

|одежда общедагест. типа. Мужская: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, |

|войлочная куртка, бурка, разл. овчинные шубы и папахи, обувь из |

|сыромятной кожи, хрома, войлока. Голову брили, оставляли усы и бороду.|

|Женская: платье-рубаха, штаны, отрезное распашное платье, |

|чепец-накосник чухту, платки, шали. Обувь такая же, как и у мужчин. |

|Разнообразны серебряные украшения. Пища мучная и мясо-молочная. Осн. |

|блюда: лепёшки, пресный и кислый хлеб, хинкалы, каши, мясные и |

|молочные похлёбки, пироги. Отмечали календарные и мусульм. праздники. |

|Пословицы, поговорки, загадки, притчи, плачи, колыбельные и др. |

|передаются на авар. и ахвахск. яз. Разработан нар. с.-х. календарь, |

|развита нар. медицина. Сохраняются пережитки традиц. верований, |

|связанных с анимистич. представлениями, культами земли, неба, светил, |

|огня, грома, молнии, горных вершин, лесов, рощ, отд. водоёмов, |

|представлениями о злых и добрых духах. |

|БАГУЛАЛЫ, багвалалы, багвалин1(ы, багулал, гаитляло (самоназв., |

|"бедные люди, едящие сырое мясо", "богатыри", "соски"), народ в России|

|(5 тыс. чел.). Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. |

|Дагестана. Язык багулальский, имеет говоры: хуштадинский, |

|тлондодинский, тлибишииский. Распространены аварск., рус. яз. |

|Письменность на аварск. яз. на осн. рус. графики. Верующие - |

|мусульмане-сунниты. С кон. 1-го тыс. до и. э. племенное объединение |

|Багулал входило в союз Ди-дури (Дидо). С его распадом с 15 в. Б. |

|объединились в союз сел. общин Багулал с центром в сел. Хуштада. В 14 |

|в. были исламизированы. С 1921 в составе Дагестанской АССР (с 1991 - |

|Респ. Дагестан). Традиц. занятия - пашенное земледелие (зерновые, |

|бобовые, огородные, бахчевые, технич. культуры), садоводство, |

|виноградарство, пчеловодство, а также отгонное овцеводство. Ремёсла: |

|произ-во сукна, войлока, обработка дерева, металла, кожи, камня, |

|гончарство. Традиц. поселения кучевые, тсррасооб-разные из тесно |

|расположенных домов, иногда с внутр. ходами между ними, по краям |

|селений сторожевые башни, к гл. оборонит, башне в центре селения |

|подведены подземные ходы из всех кварталов. Расселение территор. |

|-соседское, в прошлом родств. (тухумное). Традиц. жилище камеи, двух- |

|и трехэтажное, квадратное, иногда с лоджиями, галереями (ныне |

|застеклёнными). Пол земляной, крыша плоская, глинобитная. Совр. дома |

|двух- и полутораэтажные, с четырёхскатными и двухскатными крышами, |

|крытыми шифером, дерев. полами. Традиц. костюм: у мужчин - |

|туиикооб-разная рубаха, штаны, бешмст, черкеска с газырями, нагольная |

|овчинная шуба с ложными рукавами, овчинная папаха; у женщин - |

|туникообразиое чёрное платье-рубаха, штаны до пят, тёмное покрывало, |

|чёрный кожаный чепец-иакосник чухто, красный кушак, овчинная шуба и |

|куртка, кожаные, войлочные и вязаные сапожки. Обильны серебряные и |

|медные украшения. Мужчины до 40 лет брили голову, оставляя усы и |

|бороду. Пища: пресный хлеб (лепешки), варёные бобы, каши из муки, |

|хинкал с мясом или молоком, пироги, молоко, масло, творог, мясо |

|(жареное, варёное, вяленое). Б. были организованы в общицы-джа-мааты. |

|Преобладает малая двухпоколенная (иногда трёхпоколенная) семья, в нач.|

|20 в. встречались неразделённые семьи. Прочны родств. тухумные связи. |

|Предпочтительны кузенные браки. Богат песенный (преим. на аварск., а |

|также багулальск. яз.) и танц. фольклор, сохраняются пословицы, |

|поговорки, предания, сказки. Из календарных особ. характерен праздник |

|первой борозды. Сохранились остатки традиц. верований - вера в духов |

|природных объектов, культы святых, предков, светил, элементы магии. |

|Осн. мифологич. персонажи - джинны, дракон-аждаха и др. |

|БЕЖТИНЦЫ, бежтины (самоназв.), хьванал (аварск., "лошадники"), ка-пуча|

|(груз.), народ в России (8 тыс. чел.). Относятся к цезским народам, |

|коренное нас. Зап. Дагестана. Живут также в Грузии (1 тыс. чел.). |

|Общая числ. 9 тыс. чел. Говорят на бежтинском яз. Распространены |

|аварский, рус., груз., цезский, гунзибский, гинухскийяз. Письменность |

|на аварск. яз. на осп. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. На|

|своей этнич. терр. живут со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. Капучинцы |

|("земля Кафучи") упоминаются в араб. географич. соч. 10 в. Входили в |

|состав военно-поли-тич. союза Дидо, с 15 в.- в Андухо-Капу-чинский |

|союз конфедерации Антль-Ратль. С 18 в. союз распался на Анцух-ский и |

|Капучинский союзы сел. общий, в последнем были объединены Б. и |

|гунзиб-цы. Поддерживали тесные экон. и воен-но-политич. связи с |

|Грузией, с 16-17 вв. в Грузии живёт часть Б. После присоединения |

|Дагестана к России (1813) приняли участие в освободит, борьбе горцев |

|Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагест, АССР,|

|с 1991 -Респ. Дагестан. В сов. время часть Б. переселилась на |

|Кумыкскую плоскость, между Тереком и Сулаком. Осн. традиц. занятия - |

|отгонное животноводство (гл. обр. овцеводство, также кр. рог. скот, |

|козы, лошади) и пашенное земледелие (ячмень, рожь, пшеница, полба, |

|овёс, бобовые, чеснок, табак). В сов. период увеличились площади под |

|зерновыми, получили развитие садоводство, овощеводство (гл. обр. на |

|Кумыкской плоскости). Семья преим. малая, до 30-40-х гг. 20 в. |

|бытовали формы неразделённой семьи. Сохраняется опр. значение |

|патриарх. кровнородств. объединений - ту-хумов. Б. были организованы в|

|об-щины-джамааты. Сохраняются традиции семейной, похоронно-поминальной|

|обрядности, обычаи почитания старших, родств. и соседок, взаимопомощи,|

|гостеприимства, куначества. Поселения двух типов - селение и хутор (до|

|40-50-х гг. 20 в.). Планировка ступенчато-кучевая и разбросанная, |

|подступы охранялись многоярусными боевыми башнями. Традиц. жилище - |

|пря-моуг., каменное 2-3-этажное, многокамерное, крыши плоские, у |

|отдельно стоящих построек двускатные. Традиц. открытые лоджии |

|вытеснены крытыми галереями. Муж. традиц. одежда: штаны, рубаха, |

|бешмет, черкеска, куртка, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные |

|шерст. сапоги, кожаная, войлочная обувь на дерев. подошве. До 2-й пол.|

|19 в. носили на поясе кинжал и нож. Голову брили, оставляя усы и |

|бороду. Жен. одежда: разл. платья-рубахи, платья, длинные штаны, |

|матерчатый пояс-повязка, чепец-накос-иик чухту, платки, шали, |

|разнообр. серебряные украшения. Обувь такая же, как у мужчин. Традиц. |

|пища мучная и мясо-молочная: разл. хинкалы, лепёшки, пресный и кислый |

|хлеб, тесто из толокна, каши, похлёбки, варёное мясо, сыр, пироги. |

|Отмечаются мусульм, и календарные праздники, характерны увеселит, |

|собрания, проводившиеся по половозрастному принципу. Пословицы, |

|поговорки, песни, баллады, сказки, плачи, колыбельные и т.д. |

|передаются на аварск. и бежтинск. яз. |

|Ботлихцы, буйхади (самоназвание) коренное население Западного |

|Дагестана в России Численность около 6 тыс. человек. Относятся к |

|андийским народам. Говорят на ботлихском языке. Распространнены |

|аварский, чеченский, русский языки Письменность на основе русской |

|кириллицы. В прошлом пользовались аджамской (араб.) письменностью. |

|Верующие - мусульмане-сунниты. Предположительно, с 1-го тыс. н.э. Б. |

|входили в состав политич. объединения Дидо в Зап. Дагестане (распалось|

|в 14-15 вв.), куда входили этносы андо-цезской (дидойской) языковой |

|группы. Исламизированы Б. в 16 в. К 14-15 вв. относят образование |

|союза сел. общин Технуцал на терр. нынешнего Бот-лихского р-на. С 16 |

|в. Б. попадают под влияние Авар. ханства. В 20-50-х гг. 19 в. Б. |

|активно участвовали в нац.-осво- бодительной борьбе горцев Дагестана и|

|Чечни. В 1921 вошли в состав Дагест. АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. |

|Традиц. занятия Б.- садоводство с искусственным орошением (абрикосы, |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.