![]() |
|
|
Народы Северного Кавказа|инструменты: чагчана (смычковый), чагур, тамур-пандур (струнные), лалу| |(вид свирели), зурна, бубен, барабан. Сохранились пережитки домусульм.| |верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания | |дождя и солнца и др.). Вые. уровня достигли проф. литература, | |искусство, наука. | |АГУЛЫ, агул, агулар (самоназв., "жители Агула"), народ в России, | |коренное нас. Дагестана. Живут в центр, части юго-вост. Дагестана в | |труднодоступных ущельях, в городах, в Дербентском р-не (переселенцы | |1960-х гг.). Общая числ. 18,7 тыс. чел. Числ. в России 17,7 тыс. чел.,| |в т.ч. в Дагестане 13,8 тыс. Говорят на агульском яз. нахско-даг. | |группы се-верокавказ. семьи, диалекты: тпигский (агульский), керенский| |(ричинский), ко-шанский, буркиханский, фитинский. Распространены | |лезгинский, азерб., рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. | |Верующие - мусульмане-сунниты. Наиб. ранние сведения об А. в арм. | |источнике 7 в., где они наз. агутакани, о жителях ущелья Кушан-дере | |8-9 вв. есть упоминания в арабских источниках. Происхождение этнонима | |А. можно связать с назв. ущелья - Агулдерс. В 14- 18 вв. А. в составе | |Казикумухского шам-хальства объединялись по ущельям в союзы сел. | |общин. После присоединения Дагестана к России со 2-й пол. 19 в. А. | |вовлекаются в систему товарно-денежных отношений. С 1921 А. в составе | |Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). Традиц. занятия - | |пашенное земледелие (рожь, ячмень, голозерный ячмень, пшеница, конские| |бобы, горох; со 2-й пол. 19 в.- картофель, морковь, лук, чеснок) и | |скотоводство (кр. и мелкий рог. скот, лошади, ослы, мулы). Поля, в | |осн. богар-ные,- небольшие участки на склонах, часто террасированных. | |Содержание овец - горно-стационарное, кр. рог. скота - | |выгонно-стойлово-пастбищное. С.-х. орудия общедаг. типа: лёгкий плуг | |(дуруц), серпы, короткая коса для одной руки, молотильные доски, | |дерев. грабли, вилы, лопаты, сита, подносы для веяния. Были развиты | |кузнечное ремесло, обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, | |изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов и | |т.д.), резьба по дереву, камню. Совр. х-во многоотраслевое. У | |переселенцев на равнину развиваются виноградарство, садоводство, | |овощеводство. Из дом. промыслов в горах сохраняется ковроткачество. | |Традиционная социальная организация - сельская община. Сел. община | |была самост. хоз.-терр. единицей. Сохранялись патриарх, кровнородств.,| |преим. эндогамные объединения - тухумы. Преобладающая форма семьи - | |малая, разл. типы неразделённой семьи (15~20 чел.) встречались | |пережиточно до нач. 20 в. Традиц. поселения насчитывали в среднем ок. | |60 х-в, делились на тухумные кварталы. Строили крепостные стены, | |боевые башни, на дорогах - сторожевые башни. Башни внутри селений | |соединялись подземными ходами. Планировка селений: на склонах | |-ступенчато-террасообразная или беспорядочно-ступенчатая, на ровном | |месте, на гребне горы - кучевая, характерны комбинации разл. типов. | |Дома примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие,| |извилистые, часто в виде лестницы. Планировка переселенческих сёл на | |равнине - квартально-уличная. Традиц. жилище каменное, прямоуг. в | |плане, 2-3 (реже 4)-этажное с узкими окнами и одним входом | |(дом-крепость), с плоской земляной крышей. Со 2-й пол. 19 в. | |появляются открытые лоджии и балконы, хоз. помещения выделяются в отд.| |постройку. Совр. жилище - двухэтажное кам. многокамерное со скатной | |крышей (железо, шифер), с застеклённой верандой, большими окнами. | |Традиц. одежда общедаг. типа, у мужчин - туникообразная рубаха, штаны,| |бешмет, черкеска, овчинная папаха, башлык, с нач. 20 в.- кавказская | |рубаха и брюки галифе. Верхняя одежда носилась с кожан, поясами с | |серебр. набором. Тёплая одежда - распашные овчинные шубы с обычными и | |ложными рукавами, бурка. У женщин - туникообразное платье-рубаха, | |цветные шаровары, матерчатый пояс, бешмет, с кон. 19 в.- длинное | |отрезное в талии платье, распашная овчинная шуба, безрукавка, на | |голове - мешочек для волос, платок, покрывало. Обувь вязаная, из кожи,| |сафьяна. Разнообразны серебряные украшения. Традиц. пища - мучная и | |мясо-молочная (хинкал, пельмени, пироги, сыр и др.). В обществ, жизни | |сохранились обычаи взаимопомощи, почитания старших, гостеприимства. | |Характерны праздники, связанные с нар. с.-х. календарём. Фольклор - | |лирич., бытовые песни, плачи, сказки, пословицы, поговорки, танцы: | |медленный азерб. (в осн. жен.), быстрый парный, коллективный. Муз. | |инструменты: тар, саз, зурна, барабан. Развито декоративное искусство,| |резьба по камню, дереву. | |АНДИНЦЫ, андал, андни, гъва-нал (самоназв.), народ в России. Числ. 25 | |тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное население Дагестана.| |Говорят на андийском языке, имеется 7 говоров, к-рые объединяются в 2 | |диалекта - верхнеандийский и нижнсандий-ский. Письменность на осн. | |рус. графики. Распространены аварский, рус. и (среди мужчин) чеченский| |яз. Верующие - мусульмане-сунниты. В 1 в. н.э. А. упоминает Плиний | |Старший. В 14 в. утвердился ислам, ранее к А. проникало христианство. | |Андия представляла собой федерацию самоуправляющихся сел. обществ. В | |14-15 вв. существовало Андийское шамхальство. После присоединения | |Дагестана к России А. участвовали в Кавказской войне, В 1921 А. вошли | |в состав Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). Основа традиц. | |экономики верхнеан-дийцев - пашенное террасное земледелие и отгонное | |альпийское скотоводство, у нижнеандийцев - специализированное | |садоводство, продукция к-рого обменива лась на продукты животноводства| |и земледелия. Дом. промыслы - изготовление наплечных бурок, добыча и | |производство пищевой соли. Счёт родства билатеральный, по поколениям | |ведётся описательно, характерны клаповые патриархальные кровнородств. | |объединения - тухумы. Традиц. семья малая. Традиц. поселения | |скученные, верхнеандийские относительно свободной планировки. Анди, | |как и ряд др. селений, имеет традиц. средневековую городскую | |топографию. Одежда А. аварского типа, своеобразен жен. костюм с голов,| |убором чухту в виде полумесяца, одеваемого "рогами" вниз. В основе | |питания - продукты земледелия и животноводства, овощи, фрукты. Набор | |блюд местный и обще-кавк. Традиц. развлечение - конные скачки, наиб. | |значит, праздники - свадьбы, первой борозды, окончания поста. | |Сохранились вера в магию, в разл. духов. Фольклор двуязычен (андийск. | |и аварск.). | |АРЧИНЦЫ, арчи (лакск.), аршиштиб (самоназв.), рочисел (аварск.), народ| |в России, коренное нас. Дагестана. Живут в басейне. р. Хатар. Числ. | |св. 1 тыс. чел. В переписях, начиная с 1939, включались в состав | |аварцев. Язык арчинский нахско-даг. группы северокавк. семьи. | |Распространены также аварский, лак-ский, рус. яз. Письменность на | |авар. яз. на основе рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. В | |17-18 вв. А. находились в зависимости от казикумухских владетелей, в | |нач. 19 в. Арчинское сел. об-во вошло в состав Казикумухского ханства.| |На протяжении 19 в. имели тесные контакты с аварцами и объединялись с | |ними в единый союз сел. общин под главенством Дусрахского (Рисорского)| |об-ва. Вхождение Дагестана в состав России (1813) усилило развитие | |товарно-денежных отношений, расширились торгово-эконо-мич. связи, | |возросло отходничество А. С 1921 А. в составе Дагестанской АССР, с | |1991 - Респ. Дагестан. Осн. занятия - пастбищное скотоводство (гл. | |обр. овцеводство) и богарное земледелие. Были развиты шерстяное | |ткачество, изготовление паласов, резьба по дереву (орудия, утварь, | |посуда и др.). Селения А. горные, скученные. Дома одно-, двух- и | |многоэтажные каменные, с плоскими крышами, с хоз. помещениями и | |хлевом. В сов. время появляются дома с галереей по фасаду, сокращается| |кол-во этажей и площадь хоз. построек. Одежда А. имеет много общего с | |одеждой аварцев. Из традиц. элементов костюма у мужчин сохраняются | |овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин - головной убор с серебряными| |украшениями (чухта), головное покрывало, длинные прямые штаны и | |матерчатые пояса яркой расцветки. В нац. кухне преобладают мучные и | |мясо-молочные блюда (меньше - овощные). Распространены хинкалы, | |пельмени и лепёшки с начинкой из творога, яиц, дикого чеснока, | |крапивы, различные мясные и постные супы, халва и др. В обществ, жизни| |А. значит, роль играла сел. община (джамаат), патриарх. кровнородств. | |объединения - тухумы. Совр. семья малая, чаще двухпоколенная, | |поддерживаются традиции уважения старших, трудовой взаимопомощи, | |родств. солидарности. В прошлом предпочитались родств. браки. Многие | |обычаи и обряды связаны с календарным, хоз. циклом. Сохраняются | |пережитки домусульм. верований. Из традиц. искусств развита резьба по | |дереву. Имеются письм. памятники на ар-чинск., аварск., араб. яз. | |Распространён аварский, лакский фольклор. Популярный танец - лезгинка;| |муз. инструменты - зурна, кумуз, барабан. Сформировалась нац. | |интеллигенция. | |АХВАХЦЫ, а ш в а до (самоназв.), садыкьилиду, гiахъвалал, народ в | |России (4 тыс. чел.) и Азербайджане (2 тыс. чел.). Общая числ. ок. 6,5| |тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана.| |Говорят на ахвахском яз., имеющем 2 диалекта: сев. и юж., последний | |включает цекобский и тлянубский говоры. Распространены также рус., | |аварск., азерб. и кумыкский яз. Письменность на аварск. яз. на осн. | |рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. А. предположительно | |произошли от жителей разл. р-нов Аварии, гл. обр. хунзахских аварцев. | |Народ ахуали, ахвали упоминается в груз. историч. хрониках 14 в. Сев. | |А. образовали Ахвахский союз общин, Цунта-Ахвах. Юж. А., Ратлу-Ах-вах,| |ратлубцы, цекобы и тлянубцы, приблизительно с 17 в. вошли в состав | |Гидат-линского союза общин. С 15 в. боролись за независимость с | |хунзахцами, гидатлин-цами, тиидалами и др. С 15 в. подвергались | |исламизации. После присоединения Дагестана к России (1813) с 40-х гг. | |приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. | |Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагест. АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. | |Часть А. в 1-й пол. 18 в. расселилась в Закатальском р-пе | |Азербайджана, часть в сов. период осела на Кумыкской плоскости, между | |Терском и Судаком. Традиц. занятия - животноводство (гл. обр. отгонное| |овцеводство) и пашенное террасное, частично орошаемое земледелие | |(ячмень, пшеница, рожь, овёс, полба, со 2-й пол. 19 в.- кукуруза и | |картофель; бобовые, лук, чеснок, табак). Ремёсла: обработка овчины, | |дерева, камня, выработка кож, кузнечное и др. Со 2-й пол. 19 в. росла | |товарность произ-ва. Ныне па Кумыкской плоскости получили развитие | |полеводство, садоводство, овощеводство. А. были организованы в общины | |(джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев, сохранялось значение | |патриарх. кровнородств. объединений - тухумов. Преобладала малая | |семья, встречались разл. формы неразделённой семьи. В семейной жизни | |придерживались обычаев запретов и избеганий. Поныне сохраняются | |традиции семейной обрядности, почитания старших, родств. и соседской | |взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества. | |Традиц. поселения - хутора и селения ступенчато-кучевой планировки, | |располагавшиеся по склонам ущелий, подступы к ним охранялись | |многоярусными камеи. сторожевыми башнями. С нач. 20 в. и особ. в годы | |коллективизации нас. мелких тухумиых поселений (их насчитывалось ок. | |200) переселилось в терри-тор.-соседские селения. Дома прямоуг. | |каменные трёх- и двухэтажные с плоской земляной крышей и открытой | |лоджией, украшались художеств, кладкой, арочными конструкциями, | |каменными рельефами, дерев. резьбой. Внутр. двор мал либо | |отсутствовал. Часть хоз. построек выносили за пределы усадьбы. Традиц.| |одежда общедагест. типа. Мужская: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, | |войлочная куртка, бурка, разл. овчинные шубы и папахи, обувь из | |сыромятной кожи, хрома, войлока. Голову брили, оставляли усы и бороду.| |Женская: платье-рубаха, штаны, отрезное распашное платье, | |чепец-накосник чухту, платки, шали. Обувь такая же, как и у мужчин. | |Разнообразны серебряные украшения. Пища мучная и мясо-молочная. Осн. | |блюда: лепёшки, пресный и кислый хлеб, хинкалы, каши, мясные и | |молочные похлёбки, пироги. Отмечали календарные и мусульм. праздники. | |Пословицы, поговорки, загадки, притчи, плачи, колыбельные и др. | |передаются на авар. и ахвахск. яз. Разработан нар. с.-х. календарь, | |развита нар. медицина. Сохраняются пережитки традиц. верований, | |связанных с анимистич. представлениями, культами земли, неба, светил, | |огня, грома, молнии, горных вершин, лесов, рощ, отд. водоёмов, | |представлениями о злых и добрых духах. | |БАГУЛАЛЫ, багвалалы, багвалин1(ы, багулал, гаитляло (самоназв., | |"бедные люди, едящие сырое мясо", "богатыри", "соски"), народ в России| |(5 тыс. чел.). Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. | |Дагестана. Язык багулальский, имеет говоры: хуштадинский, | |тлондодинский, тлибишииский. Распространены аварск., рус. яз. | |Письменность на аварск. яз. на осн. рус. графики. Верующие - | |мусульмане-сунниты. С кон. 1-го тыс. до и. э. племенное объединение | |Багулал входило в союз Ди-дури (Дидо). С его распадом с 15 в. Б. | |объединились в союз сел. общин Багулал с центром в сел. Хуштада. В 14 | |в. были исламизированы. С 1921 в составе Дагестанской АССР (с 1991 - | |Респ. Дагестан). Традиц. занятия - пашенное земледелие (зерновые, | |бобовые, огородные, бахчевые, технич. культуры), садоводство, | |виноградарство, пчеловодство, а также отгонное овцеводство. Ремёсла: | |произ-во сукна, войлока, обработка дерева, металла, кожи, камня, | |гончарство. Традиц. поселения кучевые, тсррасооб-разные из тесно | |расположенных домов, иногда с внутр. ходами между ними, по краям | |селений сторожевые башни, к гл. оборонит, башне в центре селения | |подведены подземные ходы из всех кварталов. Расселение территор. | |-соседское, в прошлом родств. (тухумное). Традиц. жилище камеи, двух- | |и трехэтажное, квадратное, иногда с лоджиями, галереями (ныне | |застеклёнными). Пол земляной, крыша плоская, глинобитная. Совр. дома | |двух- и полутораэтажные, с четырёхскатными и двухскатными крышами, | |крытыми шифером, дерев. полами. Традиц. костюм: у мужчин - | |туиикооб-разная рубаха, штаны, бешмст, черкеска с газырями, нагольная | |овчинная шуба с ложными рукавами, овчинная папаха; у женщин - | |туникообразиое чёрное платье-рубаха, штаны до пят, тёмное покрывало, | |чёрный кожаный чепец-иакосник чухто, красный кушак, овчинная шуба и | |куртка, кожаные, войлочные и вязаные сапожки. Обильны серебряные и | |медные украшения. Мужчины до 40 лет брили голову, оставляя усы и | |бороду. Пища: пресный хлеб (лепешки), варёные бобы, каши из муки, | |хинкал с мясом или молоком, пироги, молоко, масло, творог, мясо | |(жареное, варёное, вяленое). Б. были организованы в общицы-джа-мааты. | |Преобладает малая двухпоколенная (иногда трёхпоколенная) семья, в нач.| |20 в. встречались неразделённые семьи. Прочны родств. тухумные связи. | |Предпочтительны кузенные браки. Богат песенный (преим. на аварск., а | |также багулальск. яз.) и танц. фольклор, сохраняются пословицы, | |поговорки, предания, сказки. Из календарных особ. характерен праздник | |первой борозды. Сохранились остатки традиц. верований - вера в духов | |природных объектов, культы святых, предков, светил, элементы магии. | |Осн. мифологич. персонажи - джинны, дракон-аждаха и др. | |БЕЖТИНЦЫ, бежтины (самоназв.), хьванал (аварск., "лошадники"), ка-пуча| |(груз.), народ в России (8 тыс. чел.). Относятся к цезским народам, | |коренное нас. Зап. Дагестана. Живут также в Грузии (1 тыс. чел.). | |Общая числ. 9 тыс. чел. Говорят на бежтинском яз. Распространены | |аварский, рус., груз., цезский, гунзибский, гинухскийяз. Письменность | |на аварск. яз. на осп. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. На| |своей этнич. терр. живут со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. Капучинцы | |("земля Кафучи") упоминаются в араб. географич. соч. 10 в. Входили в | |состав военно-поли-тич. союза Дидо, с 15 в.- в Андухо-Капу-чинский | |союз конфедерации Антль-Ратль. С 18 в. союз распался на Анцух-ский и | |Капучинский союзы сел. общий, в последнем были объединены Б. и | |гунзиб-цы. Поддерживали тесные экон. и воен-но-политич. связи с | |Грузией, с 16-17 вв. в Грузии живёт часть Б. После присоединения | |Дагестана к России (1813) приняли участие в освободит, борьбе горцев | |Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагест, АССР,| |с 1991 -Респ. Дагестан. В сов. время часть Б. переселилась на | |Кумыкскую плоскость, между Тереком и Сулаком. Осн. традиц. занятия - | |отгонное животноводство (гл. обр. овцеводство, также кр. рог. скот, | |козы, лошади) и пашенное земледелие (ячмень, рожь, пшеница, полба, | |овёс, бобовые, чеснок, табак). В сов. период увеличились площади под | |зерновыми, получили развитие садоводство, овощеводство (гл. обр. на | |Кумыкской плоскости). Семья преим. малая, до 30-40-х гг. 20 в. | |бытовали формы неразделённой семьи. Сохраняется опр. значение | |патриарх. кровнородств. объединений - ту-хумов. Б. были организованы в| |об-щины-джамааты. Сохраняются традиции семейной, похоронно-поминальной| |обрядности, обычаи почитания старших, родств. и соседок, взаимопомощи,| |гостеприимства, куначества. Поселения двух типов - селение и хутор (до| |40-50-х гг. 20 в.). Планировка ступенчато-кучевая и разбросанная, | |подступы охранялись многоярусными боевыми башнями. Традиц. жилище - | |пря-моуг., каменное 2-3-этажное, многокамерное, крыши плоские, у | |отдельно стоящих построек двускатные. Традиц. открытые лоджии | |вытеснены крытыми галереями. Муж. традиц. одежда: штаны, рубаха, | |бешмет, черкеска, куртка, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные | |шерст. сапоги, кожаная, войлочная обувь на дерев. подошве. До 2-й пол.| |19 в. носили на поясе кинжал и нож. Голову брили, оставляя усы и | |бороду. Жен. одежда: разл. платья-рубахи, платья, длинные штаны, | |матерчатый пояс-повязка, чепец-накос-иик чухту, платки, шали, | |разнообр. серебряные украшения. Обувь такая же, как у мужчин. Традиц. | |пища мучная и мясо-молочная: разл. хинкалы, лепёшки, пресный и кислый | |хлеб, тесто из толокна, каши, похлёбки, варёное мясо, сыр, пироги. | |Отмечаются мусульм, и календарные праздники, характерны увеселит, | |собрания, проводившиеся по половозрастному принципу. Пословицы, | |поговорки, песни, баллады, сказки, плачи, колыбельные и т.д. | |передаются на аварск. и бежтинск. яз. | |Ботлихцы, буйхади (самоназвание) коренное население Западного | |Дагестана в России Численность около 6 тыс. человек. Относятся к | |андийским народам. Говорят на ботлихском языке. Распространнены | |аварский, чеченский, русский языки Письменность на основе русской | |кириллицы. В прошлом пользовались аджамской (араб.) письменностью. | |Верующие - мусульмане-сунниты. Предположительно, с 1-го тыс. н.э. Б. | |входили в состав политич. объединения Дидо в Зап. Дагестане (распалось| |в 14-15 вв.), куда входили этносы андо-цезской (дидойской) языковой | |группы. Исламизированы Б. в 16 в. К 14-15 вв. относят образование | |союза сел. общин Технуцал на терр. нынешнего Бот-лихского р-на. С 16 | |в. Б. попадают под влияние Авар. ханства. В 20-50-х гг. 19 в. Б. | |активно участвовали в нац.-осво- бодительной борьбе горцев Дагестана и| |Чечни. В 1921 вошли в состав Дагест. АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. | |Традиц. занятия Б.- садоводство с искусственным орошением (абрикосы, | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |