|
Оценка ассортимента и конкурентоспособности автомобилей- проверка герметичности и опрессовка газовой системы питания газобаллонных автомобилей, - установка дополнительного оборудования (сигнализация, радиоаппаратура, дополнительные фары и т.п.), - предпродажная подготовка. Техническое обслуживание и все ремонтные работы производят профессионально подготовленные сотрудники предприятия с применением необходимого диагностического и технологического оборудования. По данным исследования [2] выяснилось, что большинство покупателей (до 80%) предпочитают покупать автомобили в автосалонах, несмотря на то, что данный вид продажи относительно дороже. Будущие владельцы автомобилей готовы заплатить несколько больше, но получить максимум дополнительных услуг, предоставляемых автосалоном. В процессе продажи, как среди отечественных, так и зарубежных автомобилей, одним из основных недостатков, влияющих на возникновение неудовлетворенного спроса, является плохое техническое обслуживание. Это положение подчеркивает необходимость развития служб сервиса, квалифицированной диагностики автомобилей – как самостоятельного бизнеса, так и в форме расширения услуг автосалонов. 2.6. Требования, предъявляемые потребителями к современным легковым автомобилям
Для выяснения данного вопроса была составлена и предложена потенциальным покупателям следующая анкета. АНКЕТА: 1. Какой автомобиль Вы имеете? 2. Удовлетворены ли Вы своим автомобилем? · Да · Нет · Частично 3. Есть ли недостатки в Вашем автомобиле? · Да · Нет · Незначительные 4. Каковы причины недостатков? · Заводской брак · Автомобильная авария · Некачественное обслуживание · Брак зап.частей · другое 5. Когда последний раз проводили ремонт? · Год назад · 3 года назад · 5 лет назад · регулярно 6. Собираетесь ли в скором времени сменить автомобиль? · Да · Нет · Не знаю 7. Какой автомобиль предпочтете приобрести? · Отечественный · Импортный 8. Достаточно ли широкий ассортимент представлен на автомобильном рынке? · Да · Нет · Не совсем 9. Где предпочтете приобрести автомобиль? · В автосалоне · На авто базаре · По объявлению в газете 10.Чем Вы руководствуетесь при выборе автомобиля? · Цена · Технические характеристики · Качество · Дизайн, цвет · Экономичность расхода бензина · Безопасность · Другое 11.Какой цвет автомобиля Вы предпочитаете? · Черный · Белый · Другой · Не имеет значения 12.Какую обивку в салоне Вы предпочитаете? · Кожа · Велюр · Дерматин · Не имеет значения Было опрошено 115 человек г.Энгельса. в результате анализа получены следующие данные. Опрошенные являются владельцами следующих автомобилей: ВАЗ – 42%; ГАЗ – 20%; ДЭУ Нексия – 12%; КИА – 7%; УАЗ – 6%; Ока – 5%; Таврия – 5%; Хундай – 4%; Иж – 4%; Тайота – 3%; BMW – 2%. Только 23% опрошенных полностью удовлетворены своим автомобилем, 47% - частично удовлетворены и 30% недовольны своим автомобилем. 15% считает, что их автомобиль не имеет недостатков; 17% - имеет незначительные недостатки. Причинами недостатков в 14% случаев является заводской брак; 32% - брак зап.частей; 25% - авария; 17% - плохое обслуживание и 12% - некачественный бензин. Основная часть автомобилистов производит ремонт достаточно регулярно – 52%; 27% - около года назад; 21% - более 3 лет назад. 15% опрошенных собираются в скором времени сменить автомобиль, 27% - не собираются менять автомашину и 58% затрудняются ответить на данный вопрос. 62% предпочли бы приобрести отечественный автомобиль, а 38% - импортный. На вопрос о широте ассортимента 34% отметили, что он не достаточно широк, 29% считают, что ассортимент достаточно широкий и 37% считают, что предлагается малый выбор автомобилей. При этом 19% предпочтут приобрести автомашину по объявлению, 36% - на авто базаре и 45% в автосалоне. При выборе автомобиля покупатели руководствуются следующими факторами: цена – 31%; технические характеристики – 17%; качество – 17%; дизайн, цвет – 13%; безопасность – 12%; экономичность расхода бензина – 6%; комплектация – 4% (рис.1). 17% предпочтут черный цвет автомобиля; 34% - белого цвета; 39% - предпочтут автомашину иного цвета и только для 10% цвет не имеет значения (рис.2). 20% покупателей предпочли бы кожаную обивку салона; 32% - велюровый салон; 33% - из дерматина и для 15% это не имеет значения.
значимость, 31 % 17 17
13 12 6 4
1 2 3 4 5 6 7 показатели Рис.1. Распределение значимости показателей автомобилей среди потребителей, %. 1 – цена; 2 – технические характеристики; 3 – качество; 4 – дизайн, цвет; 5 – безопасность; 6 – экономичность расхода бензина; 7 – комплектация. 39 предпочтение, 34 % 17 10
1 2 3 4 цвет Рис.2. Предпочтения потребителей при выборе цвета автомобиля, %. 1 – цветной автомобиль; 2 – белый; 3 – черный; 4 – не имеет значения. Покупатель, стремясь к приобретению автомобиля, придает большое значение всем затратам, которые будут с этим связаны. Покупка транспортного средства это лишь исходный пункт, в ходе эксплуатации возникают дополнительные расходы: на ремонт, регулировку, горюче-смазочные материалы, дополнительное оборудование, инструмент, запасные колеса, шины и многое другое. Таким образом, при покупке автомобиля покупатель несет расходы как по приобретению, так и по его использованию. Поэтому большое значение уделяется выбору той или иной модели автомобиля, в зависимости от назначения, надежности, удобства пользования, внешнего вида и стоимости транспортного средства. 2.7. Изучение покупательского спроса Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым маркетинговым условием для проведения успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Для проведения работы по изучению и прогнозированию спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутри групповой структуры спроса на закупаемые товары. На ОАО «Покровск-Лада» подобного специализированного отдела, занимающегося изучением покупательского спроса, нет. Выяснение уровня спроса ведется в течение работы, путем изучения количества продаваемого товара (автомашин, запчастей к ним), оказываемых услуг. Рассмотрим объем реализации автомобилей по маркам и месяцам в течение 2002 года. Как показано в таблице 7, наибольший объем продаж приходится на вторую половину года. Таблица 7 Объем реализации легковых автомобилей за 2002г. на ОАО «Покровск-Лада», шт. На ОАО «Покровск-Лада» наиболее предпочтительными для покупателей являются автомобили отечественного производства – 93% от всего объема продаж за 2002 год (Приложение № 7). Из них наибольшим спросом пользовались автомобили ВАЗ и ГАЗ. Из импортных автомобилей основным спросом пользуются марки ДЭУ и КИА (Приложение № 8). В нашем городе большую часть населения составляет средний класс, вероятно, именно поэтому спросом пользуется в основном отечественная продукция. Автомобили отечественного производства имеют меньшую стоимость по сравнению с импортными, запасные части к ним дешевле и более доступны. Техническое обслуживание и ремонт производятся в любом автосалоне. Также отечественные автомобили наиболее пригодны в условиях российских дорог. При эксплуатации импортных автомобилей возникают дополнительные трудности. Более дорогие и не всегда легко доступные запасные части, не все автосалоны имеют подготовленных специалистов и необходимое оборудование для технического обслуживания и ремонта импортных автомобилей. Также низкий спрос на импортные автомобили объясняется тем , что в г.Саратове имеются специализированные центры по продаже этих машин ( Хундай, Опель, Мерседес, Митсубиси). На июль месяц пришелся пик реализации автомобилей ГАЗ, что вероятно связано с увеличением автопарка маршрутных такси. Наибольший объем продаж приходится на вторую половину года. Летом спрос на автомобили стимулируют дачный сезон, пора отпусков и летнего отдыха. Ближе к концу года люди, в наше не стабильное время, начинают опасаться экономических реформ, падения курса рубля и стараются вложить свои накопления в какую-либо собственность. Хорошим вложением средств является приобретение автомобиля. Ежедневно сотрудники торгового отдела узнают расценки на подобную продукцию в конкурирующих фирмах. В рекламных целях для привлечения покупателей проводятся выставки автомобилей. Дается реклама в газетах, на радио, по телевидению в виде бегущей строки и рекламного ролика. Так же выставляются рекламные щиты. 2.8. Оценка конкурентоспособности автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада» Конкурентоспособность – важнейшая особенность товаров-конкурентов, базирующаяся на определенных принципах: комплексность, относительность, социальная адресность [9]. Комплексность конкурентоспособности товаров заключается в том, что при ее оценке должна учитываться совокупность критериев, определяющих особенности товаров-конкурентов. Относительность конкурентоспособности предполагает сравнительный характер ее оценки, когда выбранные критерии одного товара сравниваются с критериями другого товара, принятыми за базовые. Социальная адресность конкурентоспособности определяется степенью удовлетворения с помощью товаров-конкурентов потребностей конкретных социально ориентированных сегментов потребителей. Так, одни и те же товары могут обладать конкурентоспособностью для определенных потребителей и не обладать ею – для других. Оценка конкурентоспособности товаров – совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению действительных значений этих показателей для товаров-конкурентов и сопоставлению значений показателей анализируемых товаров с товарами, принятыми в качестве базовых. Оценка конкурентоспособности товаров по объему их продаж рассчитывается по следующей формуле [9]: qi = Pi/Pio * 100% ( 1 ) где qi - единичный показатель конкурентоспособности товара по i-му параметру, %; Pi - величина i-го параметра для анализируемого товара; Pio – величина i-го параметра для базового товара. Используя данную формулу и взяв за базовый автомобиль марки ГАЗ, рассчитаем конкурентоспособность товаров по объему продаж. qВАЗ = 371/793 * 100% = 46.8 % qУАЗ = 58/793 * 100% = 7.3 % qИж = 12/793 * 100% = 1.5 % qПАЗ = 1/793 * 100% = 0.1 % qДЭУ = 43/793 * 100% = 5.4 % qКИА = 39/793 * 100% = 4.9 % qХундай = 10/793 * 100% = 1.3 % qШкода = 1/793 * 100% = 0.1 % Для большего удобства выразим полученные данные в виде графика (рис.3). 46,8 конкуренто- спсобность, %
7,3 5,3 4,9 1,5 1,3 1,5 0,1 0,1
ВАЗ УАЗ ДЭУ КИА Иж Хундай ПАЗ ШкодаМарки автомобилейРис.3. Конкурентоспособность автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада», по объему их продаж. Таким образом оценка конкурентоспособности по объему продаж показала, что наивысший показатель имеют автомобили марки ВАЗ. Импортные автомобили марок ДЭУ, КИА, Хундай, Шкода – имеют низкую конкурентоспособность за счет достаточно высоких цен. А отечественные автомобили марок УАЗ, ПАЗ, Иж – из-за низких технических характеристик и качества, а также устарения данных моделей. Во время анкетирования (п.п.2.6) были заданы дополнительные вопросы. Опрашиваемые дали балльную оценку различных наиболее востребованных моделей автомобилей по следующим показателям: цена, технические характеристики, качество, эстетические характеристики, безопасность, экономичность, комплектация. После проведенного анализа ответов все результаты представлены в таблице 8. Таблица 8 Показатели конкурентоспособности различных марок автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада»
Имеющиеся данные используем для расчета комплексного показателя конкурентоспособности по следующей формуле [9]: n=7 Iтп = Σ ai * Pi/Pio * 100% ( 2 ) i=1 где Iтп – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам, %; ai – коэффициент весомости; Pi – величина i-го параметра для анализируемого товара; Pio – величина i-го параметра для базового товара; n – число параметров, участвующих в анализе. После проведенных расчетов все полученные результаты оформили в таблице 9. Таблица 9 Конкурентоспособность автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада»
Таким образом, таблица 9 показывает, что из представленных автомобилей наиболее конкурентоспособны марки КИА и Хундай, марки ГАЗ и ДЭУ имеют средний показатель, а автомобили УАЗ – низкий показатель конкурентоспособности. Как отметили опрашиваемые: автомобили КИА и Хундай имеют достаточно высокое качество исполнения, технические и эстетические характеристики, экономичный расход бензина, также автомашины хорошо укомплектованы. Автомобили марки УАЗ имеют низкие технические и эстетические характеристики, а также большой расход бензина. Для более четкого определения конкурентоспособности исследуемых моделей рассчитаем экономический показатель и интегральный показатель конкурентоспособности. Подход к оценке экономических параметров товара во многом сходен с анализом по техническим параметрам [8]. Iэп = C/Co ( 3 ), где Iэп – групповой показатель по экономическим параметрам; С – цена анализируемого товара; Со – цена базового товара. Таблица 10 Стоимость автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада»
Таким образом, получены следующие данные: I эпГАЗ = 0,92 I эпУАЗ = 0,90 I эпДЭУ = 1,5 I эпКИА = 2,4 I эпХундай = 1,92 На основе групповых показателей по нормативным, техническим и экономическим параметрам рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности исследуемых моделей автомобилей. K = Iнп * Iтп / Iэп , ( 4 ) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |