реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Квалификативные категории модуса в речи радиоведущего

Квалификативные категории модуса в речи радиоведущего

Содержание


Введение

Глава 1. Современный радиоведущий через призму коммуникативного идеала

1.1 Говорящий и слушающий в процессе коммуникации

1.2 Говорящий и слушающий в радикоммуникации

1.3 Идеальный радиоведущий и идеальный радиослушатель

Глава 2. Квалификативные категории модуса как важнейшая составляющая речевого высказывания радиоведущего

2.1 Диктум и модус

2.2 Общая характеристика модуса в высказывании

2.3 Функции и значение модуса

2.4 Разновидности модуса

2.5 Общая характеристика квалификативных категорий модуса

2.6 Категория персуазивности в речи радиоведущего

2.61 Факторы реализации маркеров персуазивности

2.6.2 Средства выражения категории персуазивности в речи радиоведущего

2.7 Категория авторизации в речи радиоведущего

2.7.1 Разновидности категории авторизации

2.8 Категория оценочности

2.8.1 Оценка как квалификативная категория модуса

2.8.2 Общая и частная оценки

2.8.3 Разновидности оценок (система ценностных концептов Фон-Вригта)

2.8.4 Разновидности категории оценочности

2.8.5 Супероценка

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение


Стремительное проникновение телевидения и радио в жизнь людей привело к тому, что сегодня трудно представить нашу жизнь без телевизора и радиоприемника. Именно через средства массовой коммуникации происходит «включение» человека в пространство современности.

Рост влияния средств массовой коммуникации на все стороны жизни современного общества ставит перед исследователями задачу изучения широкого круга проблем, связанных с социально-психологическими аспектами массовой коммуникации. Наиболее заметные изменения в стратегиях и тактиках речевого поведения наблюдаются в сфере устного публичного общения, что делает обращение к радиоречи весьма актуальным.

В настоящее время радиовещание меняет свои функции, носит более развлекательный, свободный характер. Изменение стиля радиопередач привело к возникновению новых радиоканалов, в формате которых появились соответствующие им новые жанры, рубрики и стили взаимодействия со слушателем. Процесс протекания радиокоммуникации в прямом эфире зависит от уровня мастерства радиоведущего в построении коммуникации в рамках формата радиостанции, от умения вести беседу (разговор) с радиослушателями, что формирует рейтинг радиостанции. Сказанное определяет значимость изучения такой важнейшей составляющей радиокоммуникации, как формирование коммуникативного идеала радиоведущего.

Многие исследователи, занимающиеся проблемами изучения языковой личности, обращаются к сфере устной публичной речи: Е.В.Осетрова, О.С. Иссерс, Ю.С. Паули, А.В. Голоднов и др. В работах анализируется речь участников разных сфер коммуникации и подчеркивается индивидуальность их речевого высказывания.

Необходимо отметить, что устная речь каждого радиоведущего индивидуальна, поэтому анализ речи позволяет выявить целый комплекс индивидуальных личностных и социальных особенностей автора сообщения буквально на всех структурных уровнях. Тем не менее, во время коммуникации большинство говорящих проявляет свои индивидуальные речевые параметры бессознательно, в то время как для радиоведущего подобное отношение к построению своей речи недопустимо, он должен сознательно подвергать свои слова анализу и предугадывать, какое впечатление данные особенности произведут на ту или иную аудиторию. Поэтому радиоведущий вносит в свою речь модусное содержание, что позволяет обратить внимание радиослушателя к радиостанции, тем самым формируя подсознательно желание слушать данную радиостанцию постоянно.

Настоящая работа посвящена исследованию речи радиоведущего в аспекте семантического синтаксиса, а именно модусного компонента высказывания.

Таким образом, объектом анализа является модусная сторона высказывания речевого поведения радиоведущего. Предметом исследования становятся средства выражения модусных смыслов как средства для достижения максимально эффективной коммуникации в радиоэфире, а также как важнейшую составляющую коммуникативной стратегии радиостанции.

Материалом для анализа являются записи дневных и ночных эфирных часов регионального радиовещания, в частности «Радио Сибирь», «Ретро FM», «Европа plus».

Актуальность изучения модуса в речи радиоведущего обусловлена специфическими условиями, в которых реализуется радиокоммуникация: дистантностью между говорящим и слушающим и отсутствием визуализации. Отмеченные факторы выдвигают на первый план именно квалификативные категории модуса как важнейшие составляющие речевого высказывания радиоведущего, т.к. именно они способны показать мир глазами его автора и максимально сократить дистанцию между радиоведущим и радиослушателем. В работе нами использован материал, который малоизучен, но в то же время находится в русле современных тенденциях исследований, потому что представляет собой современный пласт речи в коммуникативно-прагматическом аспекте с учетом говорящего и слушающего.

Цель данной работы – описать квалификативные категории модусного компонента и их средства выражения в речевом высказывании современного радиоведущего.

Задачи исследования:

1.                 Изучить особенности современной радиокоммуникации.

2.                 Описать собирательный образ радиоведущего через призму коммуникативного идеала.

3.                 Рассмотреть диктум и модус как единое синтаксическое целое.

4.                 Определить роль квалификативных категорий модуса (оценочность, персуазивность, авторизация) и средства их выражения в речи радиоведущего.

В нашей работе использованы различные методы исследования:

·                   метод научного описания, его основной прием – анализ; при изучении речевой деятельности радиоведущих и при описании средств языкового воплощения исследуемых квалификативных категорий;

·                   дистрибутивный метод использован при изучении особенностей проявления модусных смыслов в высказываниях ведущих, так как они исследуются с учетом функционирования единиц в контекстном окружении;

·                   психолингвистический эксперимент позволил определить толерантные и профессиональные качества радиоведущего;

·                   инструментальный метод осуществлялся на этапе сбора материала для исследования путем записи речи радиоведущих на цифровые носители.

·                   метод пассивного наблюдения (регистрационный) позволял получить максимально достоверный языковой материал. Таким материалом является радиоречь носителей языка в радиокоммуникации.

·                   таксономический метод описания, позволил составить особого рода классификации квалификативных категорий модуса в речи радиоведущего.

·                   общефилологическая аргументация – метод логического сопоставления точек зрения предшественников на рассматриваемый объект, выявление причин и мотивов, имеющихся между ними противоречий и обоснование предлагаемого решения, использован при анализе различных разновидностей квалификативных категорий модуса.

Новизна исследования заключается в том, что нами сделана попытка объединить исследование всех квалификативных категорий модуса в одной работе. Ранее рассматривались, как правило, только две категории: обязательная (персуазивность) и необязательная (авторизация/оценочность). Впервые квалификативные категории модуса были проанализированы на материале радиодискурса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что анкетные данные и разработанные разновидности квалификативных категорий модуса в радиодискурсе могут использоваться на специализированных курсах, спецсеминарах, посвященных проблемам коммуникации, в профессиональной деятельности специалистов СМК, на факультете журналистики, а также при изучении модусно-диктумной дихотомии в разделе синтаксиса.


Глава 1 Современный радиоведущий через призму коммуникативного идеала


1.1 Говорящий и слушающий в процессе коммуникации


Основной единицей коммуникации является речевой коммуникативный акт – законченная часть языкового взаимодействия, имеющая естественные границы.

Условия осуществления акта коммуникации привлекали к себе внимание многих исследователей. Известно, например, «кольцо Соссюра», моделирующее коммуникативный акт. Однако наибольшей популярностью в лингвистических исследованиях пользуется «функциональная модель Р.Якобсона».


Схема №1 Модель Р. Якобсона

контекст


отправитель сообщение получатель


контакт


код


Важно подчеркнуть, что помимо трех компонентов речевого события, значительное влияние на успешное протекание речевого акта влияет ситуация общения, содержанием которой является речевое событие.


Схема №2 Формула речевого акта в радиокоммуникации

                                                                 ситуация общения

 


                                 Адресант                  информация                   Адресат

                              (радиоведущий)                                 (радиослушатель)


Это несколько упрощенная риторическая формула речевого акта в радиокоммуникации, где ситуация общения определяется специфическими условиями или обстоятельствами общения. В радиокоммуникации адресантом является радиоведущий, адресатом – радиослушатель, ситуация общения, в которой происходит коммуникативный акт характеризуется дистантностью и отсутствием визуализация, что создает определенные помехи для успешной передачи и восприятия информации. Рассмотрим такую схему ситуации общения: коммуниканты – условия общения. В речеведческих работах Н.И.Формановской данная схема усложняется вопросами:


Таблица №1

кто

кому

где

когда

почему

зачем

адресант

адресату

место действия

время общения

мотив

цель

собеседники-коммуниканты

внешние обстоятельства

внутренние обстоятельства


Отношения адресанта с адресатом определяются факторами взаимопонимания, поэтому необходимо ответить на следующий вопрос: каковы же психологические предпосылки понимания собеседника? Для данного лингвистического эксперимента важны наблюдения психологов, о том, что формирование фундаментальных факторов человеческого поведения идет за счет восприятия, эмоций и опыта.

Восприятие. В условиях речевого коммуникативного акта это одновременно и понимание, и оценка адресанта адресатом. Соответственно восприятие является важным компонентом речевого общения, от которого зависит результативность и комфортность взаимодействия коммуникантов.

Эмоции. Наиболее доступным «ключом» для понимания характера собеседника является умение «прочитать» его эмоциональную реакцию. Стоит отметить, что на общую атмосферу общения, а значит, и на его результативность, активно влияют и позитивные и негативные эмоции. Естественно предположить, что ориентация на положительные эмоции создает атмосферу непринужденности.

Прежде чем перейти к вопросу о личностных качествах говорящего и слушающего, следует выделить полюсы взаимопонимания, которые отображают закрытость или открытость речевого поведения коммуникантов. К тому же необходимо учитывать значение «психологического барьера» для успешного протекания речевого акта.

«Психологический барьер» - равнодушие к собеседнику или к предмету речи, отчетливо проступающее за безэмоциональностью, подчеркнутой запрограммированностью, вопросов, подсказывающих стандартный ответ. Другой «барьер» - излишняя открытость, граничащая с навязчивостью, и потому мешающая взаимопониманию».

В связи с вопросом о личностных характеристиках Говорящего и Слушающего, интерес представляет работа М.В.Ломоносова, который в своем «Кратком руководстве к красноречию» одним из первых обратился к образу автора (ритора) и слушателя. Ритор, по его мнению, должен быть:

1.                 «добросердечным и совестным человеком, а не легкомысленным ласкателем и лукавцем;

2.                 «он должен быть любим народом за заслуги»;

3.                 он должен иметь ту же страсть, которую в слушателях возбудить хочет, тогда он «не токмо словом, но и видом и движением действовать будет;

4.                 «он должен быть знатным породой и чином»;

5.                 «он должен пребывать в зрелом возрасте…».

В то же время, автор будет лучше воздействовать на слушателя, если будет брать во внимание «главные слушателей свойства»:

1.                 возраст, «ибо малые дети на приятные и нежные вещи обращаются и склоннее к радости, милосердию, боязни и стыду, взрослые способнее приведены быть могут на радость и на гнев, старые перед прочими страстьми склоннее к ненависти, к любочестию и к зависти, страсть в них возбудить и утолить труднее, нежели в молодых»;

2.                 пол, «ибо мужской пол к страстям удобнее склоняется и скорее оные оставляет, но женский пол, хотя на оные еще и скорее побуждается, однако весьма долго в них остается и с трудом оставляет»;

3.                 воспитание, «ибо кто к чему привык, от того отвратить трудно»;

4.                 наука, «ибо у людей, обученных в политике и многим знаниям и искусством важных, надлежит возбуждать страсти с умеренной живностию и с благочинною бодростию, предложениями важного учения исполненными; напротив того, у простаков и грубых людей должно употреблять всю силу стремительных и огорчительных страстей, для того, что нежные и плачевные столько у них действительны, сколько лютня у медведей» [Ломоносов, 1963].

Словом, по мнению М.В.Ломоносова нужно учитывать не только физиологические свойства адресата, но и его социальную роль. Почему? М.В.Ломоносов сравнивает ритора с искусным бойцом, который умеет: «умечать то место, где не прикрыто, а особливо того наблюдать, чтобы тем приводить в страсти, кому что больше нужно, пристойно и полезно». Таким образом, уже в середине XVIII века ученый призывал ораторов ориентироваться на слушателя, которому адресована речь.

Современным дополнением к советам М.В.Ломоносова может служить исследование И.П.Тарасовой, которая вычленяет несколько «Я» коммуниканта в личности человека, формирующейся под влиянием общественно-исторических условий, соотносимых с факторами речевого общения и с личностью адресанта: Я телесное (физическое, физиологическое); Я социальное; Я интеллектуальное; Я психологическое; Я речемыслительное. Порождение высказывания затрагивает различные стороны личности адресанта (автора) – его социальное, интеллектуальное, психологическое Я, а также и собственно физическое Я, которое произносит все, что требуется. Формируется коммуникативная единица речемыслительной составляющей сознания говорящего. Любое воспринимаемое адресатом высказывание затрагивает, прежде всего, его физическое и речемыслительно Я, которые принимают коммуникативную единицу. Речемыслительное, интеллектуальное и психологическое Я.

Таким образом, И.П. Тарасова не только характеризует структуру личности коммуниканта (автора и адресата), но также показывает характер взаимодействия Я того и другого, отмечая, что всякая речь имеет адресный характер и нацелена говорящим на различные стороны Я адресатов. Вывод, к которому приходит исследователь, следующий: анализ смысла коммуникативной единицы может и должен учитывать множественный характер личности коммуникантов.

Между тем не стоит забывать и о роли экспрессии говорящего, которая имеет очень важное значение при установлении контакта между говорящим и слушающим. На важность экспрессии также указывает Вл.Леви в статье «Гений общения»:

«Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям. Отсюда повышенное внимание, тонкая наблюдательность и превосходная память на все, касающееся Другого. Гений коммуникабельности не есть самый общительный человек, но самый превосходный в общении.

Минус тревожность. При всей живости и подвижности это человек на редкость спокоен… Сопутствующие качества: открытость восприятия, легкость переключения внимания, доверчивость в поведении, некоторый авантюризм.

Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций, превосходный рассказчик, имитатор и мим. Вкус к подробности, к сочной детали… поэтому так легко даются всевозможные перевоплощения в жизненных ролях, поэтому такой разный с разными людьми.

Плюс-минус агрессивность. При общем фоне добродушия и благорасположения гений общения не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко… Эта резервная способность образует необходимый в людских отношениях подтекст силы и не менее привлекательна, чем сладкое обаяние.

Плюс оптимизм…Минус предвзятость. Все та же открытость восприятия, незаслоненность. Отсутствие предрассудков» [Вл.Леви, 1981].

Такое перечисление экспрессивных качеств дает возможность увидеть личностные качества адресанта и адресата с разных сторон.

В частности, так соотносится установка на понимание собеседника и дружелюбное отношение к нему с постулатами классической риторики: «этот вывод отражен и в древней риторической «максиме такта», содержание которой достаточно сложно, но в целом сводится к тому, что оратор сначала должен расположить к себе, а затем, продолжая вызывать положительные эмоции, воздействовать на нее в соответствии со своими целями».

В завершении параграфа стоит вернуться к таблице №1 и охарактеризовать оставшиеся компоненты условий общения.

«Место действия предопределяется официальностью неофициальностью общения. Официальным будет общение в стенах государственного учреждения любого ранга. Главным определяющим здесь следует считать социальные роли коммуникантов, (о них уже было упомянуто со ссылкой на М.В.Ломоносова).

От внешних обстоятельств зависит контактность или дистантность общения, предопределяющая положение коммуникантов по отношению друг к другу в пространстве и времени.

Дистантное общение – опосредованное. Выводы-рекомендации здесь просты: оно требует более строгого отбора речевых средств, более выразительного интонирования: партнер воспринимает всю информацию только через одни канал – слуховой, установка на адекватное понимание смысловой информации требует более строгого самоконтроля…».

Итак, «внутренние обстоятельства» ситуации – мотивы и цели общения. Они обусловливают речевое поведение коммуникантов. Достижение цели определяется тем, в какой степени было реализовано коммуникативное намерение участников речевого акта. Здесь принято разграничивать коммуникативную стратегию, которая заключается в формировании общей типовой коммуникативной задачи, и тактику, которая определяет коммуникативную задачу.

Коммуникативные намерения радиоведущего при дистантном общении:

·                   Проинформировать

·                   Убедить

·                   Внушить

·                   Побудить к действию.

Выводы по параграфу также можно передать перефразировкой риторического канона по отношению к собеседнику:

·                   Будь дружелюбен и внимателен к собеседнику, вызывай и поддерживай в нем положительные эмоции;

·                   Стремись к активному взаимодействию, к сотрудничеству;

·                   Ориентируй адресата в своих намерениях, вызови его интерес к обсуждаемой проблеме;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.