реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Квалификативные категории модуса в речи радиоведущего

·                   Умей выслушать собеседника.


1.2 Говорящий и слушающий в радиокомуникации


Радиоречь – речевая деятельность и ее результат (устно порождаемый текст), реализованный в радиоэфире. Ей свойственны такие специфические условия, в которых протекает общение:

·                   Дистантность

·                   Опосредованность

·                   Отсутствие визуализации

·                   Массовость адресата

«Указанные экстралингвистические особенности данного вида социальной коммуникации требуют от адресата (радиослушателя) использования специфических творческих приемов в подборе коммуникативных средств. Вне зависимости от темы общения радиоведущий в качестве основной цели ставит активное воздействие на слушательскую аудиторию…».

Основной канал устного общения – звуковой. Так как сообщение рассчитано на слуховое восприятие, то слушающему многое может «сказать» интонация говорящего. В то же время неповторимость устной речи в радиоэфире способствует сложности ее восприятия, т.к. возможность «исправиться» очень минимальна.

Еще одна отличительная черта радиоречи – меньшая экспрессивная нормированность по сравнению с письменной, и даже телевизионной. Здесь следует ожидать более активное проявление эмоционально-волевого «я» говорящего.

Специфическая черта адресата в радиокоммуникации – массовость, что позволяет выделять такую неоднородную категорию слушательской аудитории как массовый адресат. Следовательно, в процессе коммуникации радиоведущим необходимо учитывать интересы разных слоев населения.

Исследователи З.С. Смелкова, Л.В. Ассурова, М.Р. Савова, И.А. Санышкова (2002) выделяют такую особенность радиоречи при обращении к массовому адресату как «диалоговая пристройка», когда на первый план выдвинут учет жанровых ожиданий адресата.

Именно через речевое умение подстраиваться под ожидания радиослушателей проявляется понимание адресата – то профессиональное «чувство аудитории» (состоящей из отдельных личностей), которое по праву считается одним из основных признаков коммуникативной компетентности журналиста. И формируется оно, прежде всего, через умение понимать конкретного собеседника.

Коммуникативная компетентность – это «способность носителя языка, обладающего необходимой суммой языковых знаний и речевых умений, использовать их в соответствии с целями и условиями общения» [Чепкина, 2002:72]. Принято выделять три составляющих коммуникативной компетентности (исходя из определения):

·                   Высокий уровень знания языка, его выразительных возможностей, средств убеждения;

·                   Владение культурой общения;

·                   Осознанное использование опыта речевой деятельности в конкретной сфере общения, в данном случае – в радиокоммуникации.

Помимо индивидуального стиля речи, необходимо обобщить минимальные личностно-профессиональные качества радиоведущего, которыми он должен обладать, чтобы коммуникативный акт состоялся; выделим главные:

·                   Информированность и осведомленность, что означает свободное владение предметом речи;

·                   Объективность и оперативность в подаче информации и способов ее сообщения;

·                   «Чувство времени» и умение видеть перспективу дальнейшего развития разговора;

·                   «Чувство аудитории» - умение понять своего адресата.

·                   Заинтересованность и увлеченность предметом речи и самим собеседником;

·                   Коммуникативная компетентность;

·                   Искренность, дружелюбие, умение владеть своими эмоциями.

Все вышеперечисленные профессиональные умения радиоведущего, по мнению Э.В.Чепкиной, «ориентированы не столько на сообщение (передачу новой социально значимой, полезной) информации, сколько на общение с аудиторией на индивидуально-эмоциональной основе, в тональности, свойственной непринужденному общению, когда реализуется, прежде всего, фатическая, или контактоустанавливающая, функция речи» [Чепкина, 2002:72]. В настоящее время радиослушатели нуждаются в фатическом общении, и раидопрограммы ориентированы в основном не на передачу информации, а на общение ведущих и слушателей.

Подтверждение данной точки зрения можно найти у других исследователей, которые отмечают, что одной из главных функций журналистских практик, ориентированных на фатическое общение является формирование нового типа общности аудитории [Мечковская, 2001:34].

Следовательно, стремление радиослушателей к фатическому общению выходит на первый план, и это, несомненно, должен учитывать при построении своей речи радиоведущий.

Н.Б. Мечковская, пытаясь найти причины выдвижения на первый план фатической коммуникации, отмечает, что в языковом сознании современного человека появилась и постепенно увеличивается диспропорция между объемами потребляемой рациональной и эмоциональной информации. Рациональное теснит эмоциональное. Испытывая эмоциональный голод в часы одной лишь интеллектуальной работы, люди, сами того не сознавая, усиливают эмоциональную подпитку своих будней. В сфере языка это сказывается во всеобщей тяге к языковой экспрессии, к языковой игре, а также в растущей популярности арго и аргонизмов в повседневной речи людей, вполне владеющих литературным языком, в том числе людей среднего и старшего возраста.

Из этого следует, что фатическая коммуникация позволяет радиоведущим устранить дисбаланс между информационной нагрузкой и эмоциональным состоянием радиослушателя.


1.3 Идеальный радиоведущий и идеальный радиослушатель


Коммуникативный идеал - «стереотипное представление об идеальном собеседнике, представленное в сознании народа. Коммуникативный идеал является существенной составляющей национального менталитета, а также неотъемлемой частью национального коммуникативного поведения…

Коммуникативный идеал может быть представлен не только в сознании народа, но и в сознании части этнического коллектива, объединенного каким-либо социальным, возрастным, профессиональным, гендерным признаком [Стернин, 200:163]. В рамках данного исследования была сделана попытка выявить коммуникативный идеал на основе психолингвистического эксперимента, направленного на изучение мнения радиослушателей, их предпочтений и ожиданий, то есть на изучение обратной связи между радиоведущими и радиослушателями.

Кроме того, задача состояла в экспериментальном выделении коммуникативного идеала радиоведущего и радиослушателя.

В нашем случае таким коллективом, который принимал участие в эксперименте, является студенческая аудитория. Студентам было предложено ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 1). Выбор студенческой аудитории сразу задавал установку на то, что опрашиваемые являются в определенной степени образованными людьми.

В опросе приняло участие 90 человек, студентов филологического факультета I-II курсов. Вопросы анкеты носили характер самостоятельного ответа без заранее перечисленных вариантов.

# Какую радиостанцию Вы предпочитаете слушать? (можно указать несколько)

# Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать идеальный радиоведущий?

# Какие словечки (выражения) радиоведущего Вам нравятся? Не нравятся?

Эксперимент показал, что основная масса опрашиваемых не испытывает трудностей в ответах на поставленные вопросы. Это дает возможность сделать вывод, что коммуникативный идеал находится в сознании современного человека, в его «языковой зоне» [Стернин, 2000:164], если, конечно, понимать под этим выражением «структуру мышления, отвечающую за язык и коммуникацию на нем» [Стернин, 2000:164].

Многие ответы студентов практически дублировали друг друга, но они также обрабатывались и учитывались при подсчете, потому что рассматривались как дополняющие, уточняющие друг друга. При обработке результатов эксперимента близкие реакции объединялись по смысловому признаку.

Приведем результаты эксперимента. Даются ответы с указанием количества упоминаний того или иного признака в зависимости от вопроса, поэтому критерий для указания ответа варьируется от 5 до 10.

Первый вопрос анкеты был нацелен на то, чтобы понять, какого рода радиостанции пользуются успехом у данной аудитории.

o         Europa plus 45%

o         Наше радио 35%

o         HIT FM 22%

o         Русское радио 19%

o         Love радио 18%

o         Maximum 12%

Несмотря на различный стиль воспроизводимой музыки, данные радиостанции объединяет развлекательный характер, тем самым студентами не берутся во внимание информационные радиостанции.

Анализ ответов на второй вопрос должен был показать, какие из предлагаемых радиостанциями программ привлекают к себе больше внимания радиослушателей, и выявить причины такого выбора:

o        просто музыка 27%

o        различные программы по заявкам 16%

o        смешные вставки: «Шоу шепелявых», «За сценой» «Наши черновики» 13%

o        «Шизгара шоу» 10%

Очень интересен тот факт, что для большинства опрошенных предпочтительней не программы и передачи, а просто музыка, которая выступает как фон для какой-либо деятельности. Программы, которые предпочитают студенты носят фатический характер, разгружая эмоционально слушающую их аудиторию.

Анализ проведенного исследования по третьему вопросу (#Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать идеальный радиоведущий?) подтверждает, что у большинства радиослушателей в сознании уже сформирован образ идеального радиоведущего. Этот образ более развернутый и состоит из характеристик:

o        чувство юмора 50%

o        коммуникабельность 32%

o        приятный голос и интонация 27%

o        быстрая реакция на сложную ситуацию 27%

o        образованность и ум 22%

o        хорошая дикция 20%

o        грамотное владение русским языком 16%

o        вежливость, корректность, терпение 14%

Из оставшихся характеристик образа идеального радиоведущего отметим: профессионализм, который заключается в знании современных тенденций в музыке (9%), фактор интереса (6%), фактор искренности и открытости (5%) и фактор оптимизма (5%).

Чувство юмора выделяется основной массой студентов, что подтверждает мнение Н.Б.Мечковской об усилении роли фатического общения. Желание посмеяться вызвано стремлением снять стресс и усталость, которые стали постоянными спутниками современного человека.

Коммуникабельность, а иначе, общительность, важна для установления и поддержания речевого контакта между радиоведущим и радиослушателем.

Приятный голос, интонация и дикция относятся скорее к врожденным качествам или же требуют постоянной тренировки и усовершенствования, являясь в радиоэфире своеобразной «визитной карточкой» ди-джея.

Нередко в радиоэфире возникают паузы, сбои системы – это неизбежно. Также возникают довольно сложные ситуации во время разговора радиоведущего с радиослушателем, которые происходят при нарушении или выпадении промежуточного звена речевого акта - информации. Сбой в передаче информации может объясняться техническими неполадки или невнимательностью радиослушателя к речевым высказываниям радиоведущего. Например:


Радиоведущий (РВ): Здравствуйте, Мария.

Радиослушатель (РС): Здравствуйте. Я хотела бы передать привет своим друзьям, которые ждут меня сегодня в гости.

РВ: Передавайте. А кому?

РС: (пауза)… Друзьям.

РВ: Это мы уже поняли, а имена-то у них есть?

РС: Ах, да… Степе, Марине и Саше.

РВ: Отлично! Надеюсь, они услышали Ваш привет! А какая сейчас у вас погода? Снег идет?

РС: (долгая пауза) Нет. А что?

РВ: А то у нас идет, и за окном так красиво! Ну ладно, до свидания Мария, читаю ваши SMS-сообщения с приветами и поздравлениями…

(Love радио, программа «Кадриль»).


В этом диалоге видно, речевой акт не был успешным, так как у радиоведущего с радиослушателем не совпали коммуникативные намерения. Радиослушатель звонил, чтобы передать привет в прямом эфире, поэтому вопрос радиоведущего был неожиданным для радиослушателя. Коммуникативное намерение радиоведущего состояло в желании разнообразить эфир радиопередачи вопросами, при этом не учитывалась готовность радиослушателя ответить на них.

Задача ведущего во многом состоит в том, чтобы не допускать эти обстоятельства или «сглаживать» их, смещая акцент в другую сторону.

Такие качества как «образованность» и «ум» относятся к разряду интеллектуальных. Оценка их значимости свидетельствует о желании радиослушателей видеть в лице радиоведущего авторитетного человека, на которого они могли бы ориентироваться и на чье мнение опереться.

Желание слушать радиоведущего, который изъясняется грамотным русским языком, вполне обоснованно, т.к. красиво выстроенная речь вызывает позитивное настроение у слушателей.

Присутствие, пусть и незначительное, характеристики «интересный» в идеальном образе радиоведущего говорит о желании студентов беседовать с радиоведущим на темы, актуальные для молодежи: связанные с самоопределением как профессиональным, так и мировоззренческим, с поиском новых друзей и партнеров.

В идеальном образе присутствуют и такие качества как «вежливость» и «корректность». Это можно объяснить недостатком культуры у ди-джеев, использованием ими в своей речи сленговой лексики, достаточно спорных с точки зрения культуры речевого этикета, что может не нравиться их адресатам.

Тот факт, что в идеальный образ вошли в основном профессиональные качества радиоведущего, а не толерантные, говорит о том, что они являются наиболее значимыми для слушателей. «Толерантность - это ведущая черта русского коммуникативного идеала. Русское коммуникативное сознание ищет идеал в толерантном собеседнике, в таком, который выполнял бы роль внимательного, вежливого слушателя. Это, по-видимому, обусловлено такими национальными чертами русского коммуникативного поведения как высокая общительность, высокая коммуникативная активность русского человека, бескомпромиссность в споре, эмоциональность и искренность, стремление увеличить свой речевой вклад, завладеть коммуникативным вниманием, коммуникативный центризм русского человека».

Перейдя к четвертому вопросу (#какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать идеальный радиослушатель?) необходимо отметить, на этот вопрос большинство опрашиваемых затруднялось ответить. По мнению многих (21%), радиослушатель таков, каков он есть, и не требует каких-то определенных характеристик. Тем самым у радиослушателей возникает заблуждение относительно того, что ответственность за успех или неудачу коммуникативного акта полностью лежит на адресате, а не адресанте.

Примечательно, что те качества, которые являлись ведущими в определении образа идеального радиоведущего, носят второстепенный характер:

o        активность 18%

o        чувство юмора 17%

o        умение слушать 11%

o        любовь к музыке, которая звучит на предпочитаемой радиоволне 9%

Остальные качества носят толерантный характер: интерес к новому (8%), умение говорить по существу и кратко (7%), терпение (7%), коммуникабельность (7%), постоянство и находчивость (6%).

Все радиостанции призывают своих радиослушателей к активности: в голосовании, передаче приветов посредством SMS, к звонкам в студию. И это идеальное представление о ведущей роли активности радиослушателей в создании и участии радиоэфира вошло в сознание самих респондентов.

Примечательно то, что в характеристике образа идеального радиослушателя впервые возникает такое толерантное качество как умение слушать. Подводя итог сказанному, можно сделать предварительный вывод о групповом коммуникативном идеале. Как видно по результатам опроса, коммуникативный идеал демонстрирует как сходство, так и различия мнений опрашиваемых, что говорит о разнообразии требований, предъявляемых слушательской аудитории к радиоведущему и радиостанции в целом.

Стиль речи у каждого радиоведущего индивидуален, так как является неотъемлемой частью его образа. Он проявляется в наиболее частом употреблении тех или иных слов и выражений, которые в большинстве своем различны. Однако между ними есть определенное сходство. Их общность заключается, прежде всего, в стремлении радиоведущего выделиться и запомниться аудиторией, которая находится в данный момент в зоне его речевого воздействия. Между тем, не стоит забывать о вытекающей из этого проблеме: что на самом деле больше всего радиослушателям хочется услышать, а что вызывает у них негативную реакцию. Основой для ответа на этот вопрос, может служить 5ый пункт анкеты: «Какие словечки (выражения) радиоведущего Вам нравятся? Не нравятся?»

Радиослушателям нравится:

o        умеренное употребление сленга

o        грамотная речь

o        остроумные фразы

o        каламбур

o        неологизмы

В свою очередь их не устраивает:

o        неумеренное употребление сленга

o        тавтология

o        слова-паразиты

o        вульгаризмы и маты

o        пошлости

o        пустая болтовня

o        необдуманность фраз и слов

o        плохие высказывания в чей-то адрес

По результатам опроса можно сделать вывод, что положительных факторов воздействия в речи радиоведущего меньше, чем отрицательных. Возможно, здесь находятся истоки того, что все больше радиослушатели предпочитают слушать музыку без комментариев и речевых вставок в радиоэфир.

Как уже было отмечено выше, при характеристике образа идеального радиослушателя опрашиваемыми были выделены такие толерантные качества как терпение и умение слушать. При возникновении непосредственного контакта радиоведущего с радиослушателем эти две черты вступают во взаимодействие между собой, тем самым определяя продолжительность их общения. Поэтому в анкете студентам предлагалось ответить на вопрос: Какова должна быть продолжительность беседы радиоведущего с радиослушателем?

o        до 1-2 минуты 27%

o        до 3х минут 20%

o        до 5 минут 23%

o        до 15 минут 12%

o        смотря с кем и о чем 9%

o        не знаю 5%

Недавно на радио появилась возможность SMS-общения. Такое механическое воспроизведение чужого набранного текста радиоведущим приводит к изменению и усложнению строения речевого коммуникативного акта. Адресант как звено речевого события меняет свой статус.

Схема №3 SMS-общение в радиоэфире


              Адресат речь                                  Адресат

            (радиослушатель)    Адресант      (радиослушатель)

                                       (радиоведущий)

Необходимо добавить, что в обоих случаях адресат (радиослушатель) выражен имплицитно, а адресант (радиоведущий) несмотря на то, что выражен эксплицитно не является ни субъектом, ни объектом речи. Радиоведущий в данном случае выступает в роли «передатчика» информации и является промежуточным звеном между радиослушателями.

Это в значительной мере упрощает восприятие образа идеального радиоведущего молодежной аудиторией, поскольку радиоведущему выполняет функцию воспроизведения информации, тем самым не реализует индивидуальный стиль речи. Примечательно, что 16% опрошенных отрицательно отзываются о подобном средстве коммуникации, а 36% предпочитают «живое» общение с радиоведущим.

Подводя итог, следует сказать, что образ идеального радиоведущего и идеального радиослушателя заложен в сознании современного человека. В то же время он постоянно варьируется, меняется в зависимости от уровня общества на данном этапе развития, что позволяет говорить о целесообразности дальнейших исследований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.