![]() |
|
Неуверенность
Вывод
Персуазивность как квалификативная категория модуса связана с подсознательным восприятием информации адресатом. Персуазивные средства носят пропозиционально-смысловой характер и реализуются на уровне высказывания. Это фразы, усиливающие аргументацию говорящего, модальные слова со значением различной степени уверенности/неуверенности, риторические вопросы или софистические рассуждения, позволяющие осознанно подменить логику речевого высказывания, языковые средства со значением возможности/невозможности. В радиокоммуникации преобладает персуазивность со значением «уверенности» и «достоверности», что объясняется установкой радиостанции на позитивное завершение коммуникативного акта и создания комфортной атмосферы для радиослушателей. Персуазивность видоизменяет компоненты содержания текста (денотативный и эмоционально-оценочный) на уровне текстовых категорий. Категория персуазивности тем самым играет важную роль в формировании текстов, звучащих в радиоэфире, осуществляя тем самым эстетическую функцию языка, также является одним из способов реализации регулятивной функции языка.
2.7 Категория авторизации в речи радиоведущего
Исходя из определения Ш.Балли, в котором подчеркивается, что «модус представляет собой комплексное понятие, состоящее из модусного смысла (отношения) и субъекта (модального глагола и модального субъекта)», мы можем выделить одну из квалификативных категорий модуса категорию авторизации. Термин «авторизация» впервые был введён в семантический синтаксис Г.А.Золотовой, суть термина в том, что «в предложение, содержащее ту или иную информацию об объективной действительности, вводится второй структурно-семантический план, указывающий на субъект, «автора» восприятия, констатации или оценки явлений действительности, а иногда и характер восприятия».
Под термином «авторизация» мы имеем в виду квалификативную категорию модуса, служащую для квалификации информации источника высказывания и способа её получения.
Авторизация, в отличие от персуазивности не является обязательной квалификативной категорией модуса. Поэтому сам факт проявления этой категории в субъективном содержании предложения является важным смыслообразующим элементом. В речи радиоведущего не возникает проблем в определении автора высказывания, так как в основном им является сам радиоведущий. Однако возникает вопрос в источнике высказывания.
Некоторые исследователи (Етко А.Г., Козинцева Н.А.) отмечают, что для авторизации характерно разделение по семантике: прямое и косвенное свидетельство. Критерий разграничения авторизованности высказывания состоит в принадлежности автору высказывания. Прямое свидетельство – это непосредственное утверждение фактов и реалий действительности, лежащих в основе сообщения, косвенное – передача информации, полученной с чужих слов (или иного источника), либо опосредованной знанием, мнением, оценкой субъекта высказывания.
Оппозиция прямого/косвенного свидетельства заключается в следующем:
· информация получена автором высказывания из собственных наблюдений, то есть из собственного чувственного опыта либо путем умозаключения (прямое свидетельство), выраженного глаголами перцептивного значения: видеть, слышать, ощущать, чувствовать, раскрыть, узнать, заметить, обнаружить. Перцептивность - это указание на то, что источником информации, содержащейся в высказывании, является чувственный опыт субъекта сообщения – слух, зрение, обоняние, общие ощущения. Субъект сознания предстает как субъект воспринимающий и совпадает с говорящим.
· информация получена из другого источника либо носит характер опосредованности знания, мнения автора высказывания (косвенное свидетельство). В случае использования данного типа авторизации, когда происходит непрямая передача информации, присутствуют те элементы выказывания, которые Р.О. Якобсон рассматривает как сообщаемый факт (явление объективной действительности) и факт сообщения (промежуточная коммуникация – источник сведений говорящего).
Мы можем сделать разделение разновидностей категории авторизации на основе семантики прямого и косвенного свидетельства.
Разновидности авторизации |
|
Прямое свидетельство |
Косвенное свидетельство |
было видно, очевидно, глаголы слышать, видеть, чувствовать + личное местоимение 1л. ед.ч/мн.ч. |
ходят слухи, по словам, как говорится, цитирую, привести в пример, перефразировать перцептивный глагол + местоимение 3л ед.ч/мн.ч. |
Однако данный подход представляется нам неполным, так как такое разделение по нашему мнению не может являться критерием для создания классификации видов авторизации в радиокоммуникации по ряду причин:
1. Радиоведущий может не сообщать о том, что он не является автором высказывания.
2. Радиослушатель может не идентифицировать опосредованное знание, мнение или оценку субъекта высказывания.
Соответственно критерий прямого или косвенного свидетельства носит переменный характер, зависящий от свойств личности адресанта и адресата.
В некоторых работах, [Всеволодова 2000: 351], где авторизация рассматривается как отдельная категория ментального модуса, выделяются две основные разновидности авторизации: 1) объективированная и 2) субъективированная. Такое разделение происходит на основе названия и обращения к источнику информации.
По мнению Всеволодовой М.В., авторизация считается объективированной, если говорящий называет автора сообщения или источник информации. Выражается при помощи:
· глаголов с семантикой речемыслительной деятельности: говорить, сообщать, полагать, думать и др.;
· существительных: данные, слова, мнение, наблюдения, опыт и др. (Он говорит/ по его словам).
Субъективированная авторизация возникает при условии, когда говорящий сам обращается к автору или источнику информации. Такой тип авторизации выражается при помощи конструкций:
· глаголов с семантикой речемыслительной деятельности + местоимение 1 л. ед. и мн. ч.
· существительных типа мнение, данные и т.п. + личное местоимение 1 л. ед. и мн. ч.
· глаголов, которые указывают на дословное или точное воспроизведение прямой речи: вспомнить, процитировать, привести и т.п.,
· глаголов, указывающих на изменение структуры высказывания при воспроизведении: перефразировать, изменить и т.п.
Данная классификация затрагивает только одну сторону проявления категории авторизации в речи радиоведущего, а также не позволяет индетифицировать другие конструкции авторизирующего значения.
Поэтому при создании классификации разновидностей категории авторизации мы опираемся на исследования Г.А.Золотовой, которые наиболее полно отражают процесс авторизации в радиокоммуникации. Классификация Г.А. Золотовой включает в себя указание на источник информации, степень принадлежности автора к высказыванию, а также подтверждает основную квалифицирующую функцию категории авторизации как составной части модуса [Золотова, 1998:135].
2.7.1 Разновидности категории авторизации
Г.А. Золотовой выделяются три основных разновидности авторизации.
I. Квалифицирующая авторизация.
Выделяется при наличии в высказывании «квалифицирующего» субъекта.
К этой разновидности относятся высказывания, которые содержат квалификацию предметов и явлений окружающей действительности и раскрывают содержание тех или иных понятий.
Однако отнесение к данной категории зависит от способа называния адресанта, семантики авторизующих глаголов и способов оформления авторизации. В данной разновидности выделяется несколько типов.
1. Двусоставная модель, где авторизующая часть выражается в форме личного местоимения или главного предложения и не изменяет авторизуемой части: я считаю / ему кажется / по его мнению, книга интересная.
# Не поверю?/Знаете/ вполне приличное имя/ так считаю/ Меня тоже зовут Евгения//Евгений/ у Вас понедельник сложился?//
# Ритмы сегодняшнего дня предназначены для активной работы/ считает Павел Глоба//
# в студии гость Николай Бодров/ известный вам человек/
# с вами по-прежнему Дмитрий Абрамов/ это радио «Сибирь»
2. Авторизующая часть в форме личного местоимения 1л. ед./мн.ч. включает в себя авторизуемую:
# Мы Вас поздравляем/ Вы выиграли огромное количество призов/
# подробности на нашем сайте радиосибрь.ru//
# Меня тоже зовут Евгения//
# Меня зовут Татьяна Невская//
# мы/ ди-джеи Радио Сибирь//
# ну и еще не забывайте меня/ Дмитрия Абрамова/
3. Авторизующая часть также включает в себя авторизуемую, однако такая структура оформляется при помощи связки как: Он оценивает эту книгу как интересную. К данному типу относится конструкция типа «видеть что-либо в чем-либо». Конструкции следующего типа - «принимать что-либо за что-либо» и «что-либо кажется чем-либо»: Он принял его за своего друга; Книга кажется интересной.
Характерной чертой данной разновидности является общность семантики употребляющихся в этой разновидности авторизации глаголов, таких как считать, находить, казаться, думать, полагать, характеризовать, квалифицировать, оценивать, расценивать, понимать, выдвигать, воспринимать, принимать, находить, искать, видеть и др.
# Вы/ как мудрый человек/ Настя/ решили отоспаться//
# я думаю/ что все так и будет/ потому что у него есть такой чудесный друг как Вадим/ с таким душещипательным поздравлением/ который сейчас у нас был в эфире//
Следует отметить, что для всех случаях реализации данной разновидности авторизации характерны два типа взаимодействия авторизуемой и авторизующей частей предложения: 1) авторизующая часть высказывания включает авторизуемую; 2) образуется рамочная конструкция, когда авторизующая часть включает авторизуемую, однако авторизуемая часть в свою очередь влияет на содержание авторизующей. Также наблюдается высокая информативность, доминантность авторизуемой части высказывания по отношению к авторизующей, что доказывается легкой взаимозаменяемостью авторизующих структур (ему кажется, в его представлении, он считает и т.д.).
Радиоведущий обращается к данной разновидности авторизации, когда возникает необходимость в объяснении или распространении точки зрения на тот или иной факт действительности. Радиоведущий вынужден постоянно позиционировать себя в радиоэфире как адресанта и свою радиостанцию, чтобы радиослушатель смог идентифицировать среди других радиоведущих и радиостанций. Таким образом пространство радиоэфира становится для радиослушателя дистанционно ближе.
II. Авторизация восприятия.
Выделяется при наличии в высказывании субъекта восприятия.
К этой разновидности относятся высказывания, которые содержат в себе семантику восприятия окружающей действительности адресантом при помощи собственного чувственного опыта (перцептивности) или путем умозаключения при использовании законов логического мышления (инференциальности). Такая разновидность авторизации оформляется в высказывании при помощи:
· глаголов с семантикой перцептивности: видеть, слышать, замечать, наблюдать, чувствовать, ощущать, показаться (в значении «производить то или иное впечатление») и др.;
# девушка решительна и спортивна / видно/ что все вокруг должны жить по ее правилам/
# Невозможно было полностью стереть голос Валерии/ слышно было где-то там на задворках/ как она пела/
# То есть появились новые персонажи/ я как-то не замечал/ чтобы кто-то пародировал Камеди Клаб
# Вся Аризона наблюдала/ новостные агентства написали/ [гм] и все дела/
# жалобы на жизнь мы их обязательно откаментим/ не переживайте/ а может быть/ и посочувствуем/
# мне показалось/ что ребята/ есть очень много талантливых/
# Линда продолжает радовать и даже маленечко пугать своей загадочностью/ но это такой хороший испуг/ когда смотришь и восхищаешься//
# а вообще многие люди вот я смотрю на то/ как комментируют да наш/ наш пост сегодняшний/ нашу тему/ хотели бы/ желали бы встретиться и…
# Я смотрю диск у вас вышел «Кончились люди»// А как же я?
#…меня впечатлило очень сильно//
# У меня такое впечатление/ что они не материальны/ что они сгусток энергии какой-то//
# Людей нужно слушать всегда/ прислушиваться/ прислушиваться…
· модальных наречий: верно, видимо, судя по …, значит и др.;
# Все верно/ программа привет продолжается на волнах Радио Сибирь и дозвонился к нам Павел/ добрый вечер//
# Вы счастливый человек/ у Вас все впереди/ и/ я так понимаю/ раз уже такие планы на вечер/ то там к какой-то даме/ видимо/ сердца/ видимо/ приветы/ видимо//
# Судя по передаче/ как бы не все кончились люди//
# Получилось у Вас/ мы Вас поздравляем/ Марина/ значит/ сейчас Вам приятного аппетита/
· вводных модальных наречий, которые оформляют последовательность речемыслительной операции и имеют значение итога, вывода сделанного на основе увиденного или услышанного: итак, значит, в общем и др.
# Итак возвращаемся в программу «Привет»
# Итак группой года стали
# Итак 20 часов 34 минуты уже в Томске торопитесь друзья/
# Итак наш час называется «Хоббиты» и ты хотя сегодня хоббит – это Вы оба/
# это значит что скучать вам этой ночью не придется/
# в общем поддерживайте свой иммунитет на должном уровне//
Данная разновидность выражения авторизации наиболее частотна в речи радиоведущего, так как позволяет ярко и эмоционально выразить точку зрения или рассказать о каком-либо факте действительности, что, несомненно, привлекает внимание радиослушателя, настраивает на положительные эмоции, создает эффект присутствия рядом с радиослушателем.
К вышеизложенному следует добавить, что модальные наречия данной категории авторизации пересекаются с категорией персуазивности, когда высказывание носит характер предположения. Таким образом происходит взаимодополнение обеих категорий и усиление эффективности их значения.
III. Авторизация обнаружения.
Выделяется при наличии высказываний, содержащих в себе сообщение о признаке, предмета «обнаруживаемом субъектом авторизующей модели в момент его действия (конкретного или умственного)» [Золотова, 1998:208].
Данная разновидность авторизации в речевой конструкции оформляется с употреблением глаголов с семантикой обнаружения: находить, искать, видеть, застать, обнаружить (в значении «заметить, раскрыть»), заметить (в значении «раскрыть»), и др.
# Какие-нибудь ночные клубы лазеры пуляют в небо вооо и «Смотрите, тарелка светит»
#«Ах! смотрите-смотрите какая огромная летающая тарелка!»
# Я долго искал объявления смотрел нашёл гитару как у Джорджа Харисона…
# вот тогда я в первый раз обратил внимание/ что это как будто тазик огромный висел на небе
# Очень часто потом вот развеивают какие-то определенные впечатления/ все думают что это НЛО а оказывается нет/
# да/ вокруг столько инопланетян оказывается, они нас окружают
# я вот решил что Штаничева она все же инопланетянин//
# Не знаю/ как у вас обстоят дела а я выйдя утром из дома/ решил/ что метель эта мне снится и снова пора добывать ёлку
# оказалось/ что это спутниковая тарелка стоящая на вершине горы и отражавшая восходящее солнце/
Следует подчеркнуть, что авторизация обнаружения занимает промежуточное положение между авторизацией восприятия и квалифицирующей авторизацией, так как включает в черты обеих разновидностей и носит необязательный характер, возникая только при определенном условии обнаружения во время действия говорящего субъекта высказывания. Радиоведущий, обращаясь к данной разновидности авторизации желает привлечь внимание радиослушателя ощущением новизны и открытия.
В таблице №4 приведены обобщенные данные и дополнительные параметры для выделения типов авторизации на материале радиодискурса с учетом классификаций Етко А.Г. и Золотовой Г.А.
Таблица №4 Типы авторизации
Разновидность авторизации |
|
I. Квалифицирующая авторизация |
считать, находить, казаться, думать, полагать, характеризовать, квалифицировать, оценивать, расценивать, понимать, воспринимать, принимать, находить, искать, видеть, так называется (иметь название); |
1. авторизующая часть не изменяет авторизуемой части |
он считает / ему кажется / по его мнению; это Радио Сибирь; Николай Бодров, известный вам человек; с вами по-прежнему; |
2. авторизующая часть (личное местоимение 1л. ед./мн.ч.)+авторизуемая часть |
меня зовут..; мы, ди-джеи Радио Сибирь; мы вас поздравляем; наш сайт; не забывайте меня, Дмитрия Абрамова; меня тоже зовут..; |
3. авторизующая часть + как + авторизуемая часть |
вы как мудрый человек; чудесный друг как Вадим; |
II. Авторизация восприятия |
видеть (видно), слышать (слышно), замечать, наблюдать, чувствовать, показаться; верно, видимо, судя по …, значит; итак, в общем, значит, таким образом; смотреть (смотрю); прислушиваться; сложиться впечатлению; |
III. Авторизация обнаружения |
находить, искать, видеть, обнаружить, заметить, решить (в значении «обнаружить»); смотрите-смотрите; обратить внимание; оказывается; |
Категория авторизации является обязательной для формирования индивидуального стиля речи радиоведущего, поскольку позволяет радиослушателю идентифицировать личность определенного радиоведущего в ряду остальных. Поэтому речь радиоведущего, наполненная высказываниями со значением авторизации, обращает внимание радиослушателя и располагает к более комфортной коммуникации.
2.8 Категория оценочности
На протяжении веков категория оценки исследуется философами, логиками, психологами и многими другими специалистами.
Сегодня существуют работы, где исследуется модус нарративного текста, существует еще ряд работ, рассматривающих модус текста как определенную систему субъективных смыслов, образующих текст и структурирующих его на определенном типологическом уровне. Однако текстостроительная роль квалификативной модусной категории – оценочности, в настоящее время представлена в научной литературе недостаточно полно.
В аксиологии оценкой принято считать высказывание (суждение) субъекта о ценности определенного объекта. С античных времен было принято считать, что все объекты и понятия о них могут быть охарактеризованы посредством оценочных предикатов. Оценка также рассматривается через категорию всеобщей ценности, содержащей понятия добра и зла, справедливости, долга и т.д. Тем не менее философская категория оценки, получив определенную концептуализацию, явилась своеобразным аксиологическим прототипом для описания оценки в лингвистике. С точки зрения лингвистики слова хорошее, желаемое, полезное, приятное и т.д. можно объединить в особую лексико-семантическую группу, образующую положительно-оценочный сегмент в языке. Слова плохое, неприятное, вредное, ущербное, злое и т.д. входят в контрарную лексико-семантическую группу и составляют отрицательно-оценочный сегмент. В лингвистике принято связывать оценку с ценностными прагматическими представлениями, организующимися вокруг одного из двух сегментов-симбионтов «хорошо» - «плохо». Следовательно, категория оценки является одним из основных способов отражения системы ценностей в языковой семантике.
2.8.1 Оценка как квалификативная категория модуса
Литература по вопросу оценочности распределяется между различными областями знания. Концепции разных авторов – философов, логиков, лингвистов, правоведов – подчинены разным исследовательским целям; они входят в разный научный контекст и выражены разными системами терминологии. Они сгруппированы вокруг двух вопросов: 1) определение оценочного значения и 2) соотношения фактической информации и иллокутивной функции (ориентированности на ответную реакцию) в оценочном высказывании.
Оценочное значение противостоит дескриптивной семантике, фиксирующей воспринимаемые человеком черты объективного мира. Оно отлично и от тех предикатов, которые обозначают свойства невидимых миров – психического и физического. Аксиологические концепты (ценности) в одно и то же время зависят от внешнего мира и независимы от него. В этом состоит парадокс оценки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |