реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности отражения культурных категорий – регулятивов и ценностей в семантике русских, английских и французских идиом


2. Отражение ценностей и антиценностей культуры в идиоматике


В данном разделе рассматривается отрицание антиценностей, восходящее к эмотивным компонентам значения идиомы. Утверждение ценностей через отрицание их противоположностей отражается в таких русских идиомах, как ни в какие ворота не лезет, не дело (так поступать), ни за какие деньги, луженая глотка, глядеть сверху вниз, мое дело маленькое, дело пахнет керосином, дело темное, дурные деньги, шальные деньги.

В английской идиоматике утверждение ценностей через отрицание их противоположностей находит свое отражение в таких идиомах как be on one’s high horse - "важничать, быть высокомерным", get the high hat - "вести (держать) себя высокомерно", touch home - "задеть за живое", begin at the wrong end - "начать не с того конца, поступить неправильно", throw dust in smb’s eyes - "втирать очки, обманывать", Dutch concert - "неразбериха; кто в лес, кто по дрова", hold a candle to the devil - "потворствовать злу" (букв. держать свечку дьяволу", like taking candy from a baby - "поступить низко, подло; все равно, что отнять конфету у ребенка", cry crack - "не выдержать, смалодушничать". Утверждение этих же ценностей отображено также и во французском языке: l'un tire à hue, l'autre à dia - "один тянет повод на "Но!", другой - на "Поворачивай!", faire sa poire, faire sa tête, faire le matador - "задирать нос", mener qn en bateau - "водить кого-либо за нос" (букв. "водить кого-либо как кораблик"), jeter de la poudre aux yeux de - "пускать пыль в глаза", trancher dans le vif - "резать по живому месту", ni chair ni poisson - "ни рыба ни мясо", moitié figue, moitié raisin, (mi-figue, mi raisin) - "ни то ни сё; волей-неволей" (букв. наполовину хурма, наполовину виноград), plus mort que vif - "ни живой, ни мертвый".

Через внутреннюю форму идиомы легко понять мотивацию ее значения и причину появления тех или иных эмоций, представить ситуации, в которых или о которых говорится в образных выражениях. Внутренние формы идиом исчадие ада, дурной глаз, дело пахнет керосином легко расшифровать современному носителю русского языка, как и английских: have got smth on the brain (букв. взять кое-что на ум) - "помешаться на чем-либо", a bull in a china shop - "слон в посудной лавке" - "неуклюжий человек, увалень", "медведь", be near the bone (букв. задеть за кость) - "задеть за живое", a bone in smb’s throat (букв. кость в чьем-то горле) - "бельмо на глазу". Здесь прочитываются типичные для современной культуры ситуации. Культурные приоритеты народа могут выражаться и как эталоны со знаком "минус". Это отрицательные характеристики того или иного явления, поведения, внешности с точки зрения эстетики, что связано с нарушением меры, гармонии, целесообразности и т.д., такие как внешняя непривлекательность, отрицание ничтожной сути, отсутствие меры, например, рус.: на козе не объедешь, шишка на ровном месте, мыльный пузырь, сесть в калошу, медный лоб; англ.: a cup of tea - "особа, типчик", a cuckoo in the nest - "нежеланный гость", a rough customer - "грубиян, неотесанный человек", a hog in amour - "свинья в латах", "человек, чувствующий себя не в своей тарелке" прослеживается яркий диссонанс между "претенциозной формой и ничтожным содержанием". Внешняя непривлекательность представлена в таких идиомах, как: рус.: глаза режет, как на корове седло, чучело огородное (гороховое), ворона в павлиньих перьях, рот до ушей, хлопать глазами, глаза на лоб лезут, чертова кукла, делать круглые (большие) глаза, скалить зубы, надувать губы, язык отнялся, хлопать ушами, дрожать как осиновый лист, задирать нос; англ. a beggar on horseback - "ворона в павлиньих перьях" (букв. "попрошайка на коне"), bad (rotten) egg - "чертова кукла", suit smb. as well as a saddle does a cow - "идет как кошке пятая нога", give a warning look - "делать большие глаза", look like a ghost - "краше в гроб кладут" (букв. "выглядит, как привидение"), old geezer - "старикашка, старый хрыч, старушенция". Франц.: le geai paré des plumes du paon - "ворона в павлиньих перьях", comme un tablier à une vache - как корове седло, les cheveux se dressent sur la tête - волосы встают дыбом, faire des yeux en billes [en boules] de loto - таращить глаза (досл. "делать глаза как шары от лото"), comme une vache qui regarde passer un train - "как баран на новые ворота", une vieille chouette - "старая хрычовка, карга" (букв. "старая сова")

Идиомы указанной семантики выражают разочарование в поведении и делах человека, желание "призвать его к порядку", воззвать к его чувству собственного достоинства, справедливости, чести, совести и т.д., что также ярко выражено эмотивным компонентом семантики идиом: рус. грош цена в базарный день, избушка на курьих ножках, глядеть в рот, бросать слова на ветер, сказка про белого бычка, сесть в галошу, от горшка два вершка, ни уму ни сердцу, повесить нос, вкрадываться в доверие, мутить воду, руки не оттуда растут, всякая всячина, выкидывать номера, мокрая курица, выносить сор из избы, высосать из пальца, ловить ворон, пускать пыль в глаза, делать из мухи слона, без году неделя, голова соломой набита, дубовая голова, дубина стоеросовая; англ. make an ass (a fool) of smb - "оказаться в неловком положении", smb. /smth/ is not worth a brass far thing - "не стоить и гроша", waste one’s words (или whistle down the wind) - "бросаться словами", an un-licked cow - "желторотый юнец, неуклюжий подросток", (as) green as a gooseberry - "очень неопытный, не знающий жизни, молодо-зелено", the big daddy - "шишка", "важная птица", the crackling of thorns under a pot - "дурацкий смех", make a mountain out of a molehill - "делать из мухи слона, разводить напраслину", a prize sap - "дубина стоеросовая", empty pate - "пустышка, пустая голова", play into smb’s hands (также bring grist to smb’s mill) - "лить воду на чью-то мельницу, быть на руку кому-либо, угождать кому-либо", like a dying duck in a thunderstorm - "человек, имеющий жалкий, забитый вид", a shaggy dog story - "сказка про белого бычка", be a fresh hand at smth. - "без году неделя", knee-high to a grass-hopper - "от горшка два вершка" (букв. "по колено кузнечику"), wet behind the ears - "молодо-зелено", a drugstore cowboy - "бездельник, лоботряс, праздношатающийся человек", a fair cow - "неприятный тип, прощелыга". Франц.: entacher la reputation - "бросать тень на кого-либо", mener qn par le bout du nez - "вить веревки из кого-либо" (букв. "водить кого-либо за кончик носа"), gober des mouches - "ротозейничать" (букв. "глотать мух"), franc bênet - "олух, простак, отъявленный глупец", bille de clown - "смешная физиономия", "балда, примитив", avoir le cerveau fêlé (timbré, dérangé) - "быть не в своём уме, свихнуться", tête de mule - "осёл" (букв. "ослиная голова"), bas de plafond - "бестолочь", "человек невысокого полёта", cerveau vide - "пустоголовый, безмозглый человек", faire d’une mouche un elephant - "делать из мухи слона", autamt parler a un sourd - "как об стенку горох" - (букв. "говорить как глухому"), attendre que les alouettes vous tombent toutes rôties - "ждать у моря погоды" - (букв. "ждать, пока жареные жаворонки упадут в рот"), laver son linge sale en famille - "не выносить сор из избы", faire bon marché de - "ни в грош не ставить кого-либо", l'histoire du petit navire - "сказка про белого бычка" (букв. "история про маленький кораблик"), la semaine des quatre jeudis - "семь пятниц на неделе" (букв. "в неделю четыре четверга"), fine mouche - "пройдоха", une fine guêpe - "плутовка", (букв. "хитрая оса"), sale type - "скользкий тип, фрукт".

В перспективе исследование в этом направлении может способствовать выявлению универсальных культуроносных языковых символов для разносистемных языков как средств выражения этнической культуры.

В таких русских фразеологизмах, как душа нараспашку, в чем душа держится, за семь верст киселя хлебать, в английских - body and soul are scarcely held together - "в чём только душа держится", put the cart before the horse - "делать все шиворот-навыворот", to carry coal to New Castle - "ехать в Тулу со своим самоваром", - "жить не по средствам", и во французских un peu de fiel gâte beaucoup de miel - "ложка дёгтя портит бочку мёда", maigre comme un clou - "худой как гвоздь" имеет место оценка меры. В ходе исследования обнаружено, что нарушение меры, т.е. равновесия во всех проявлениях находит свое отражение в языке и следует говорить не об этических (морально-нравственных) установках, а об эстетических. Мера как эстетическая категория в культуре занимает одно из первых мест.

В отображении "прекрасного и безобразного" нельзя безнаказанно нарушать закон меры, границы которого строго определены принадлежностью прекрасного и безобразного к тому или иному роду. Только в границах своего рода эстетические противоположности находят свое истинное определение". Одним из законов эстетики является то, что в результате сопоставления с прекрасным мера безобразного раскрывается вернее, глубже, полнее. У многих народов отклонение от принципа золотой середины усматривается во всем, что нарушает этически и эстетически выдержанное равновесие социальных устоев, будь то излишняя категоричность или самоуверенность, любопытство или настойчивость, необычная по цвету и дизайну одежда или развязная походка, громкая речь или смех. Сюда же следует отнести нарушения правильной последовательности в череде событий, поспешность, нетерпеливость, стремление опередить события. В данном случае мы можем утверждать, что мера - это также и этическая категория.

Фразеологизмы в русском языке до последнего дыхания, и душой и телом, целиком и полностью; в английском - bow to necessity, pull up the roots, take a grip on oneself, во французском se décarcasser le crupion - "стараться изо всех сил", se battre les flancs (хлопотать по-пустому, "лезть из кожи"), se mettre en quatre (делать всё возможное, полностью отдаваться этому, усердствовать), corps et âme - "душой и телом", имеющие значение "целиком, в высшей степени, полностью, до предела", также выражают эстетическую категорию меры с положительной оценкой, т.к. речь идет не о нарушении меры, а об ее высшем проявлении.

Отсутствие меры, гармонии в той или иной области человеческой жизнедеятельности нашли отражение в следующих фразеологизмах:


Русский вариант

Английский вариант

Французский вариант

ни к селу, ни к городу,

вверх ногами,

лошадиная доза,

из-за деревьев леса не видать,

из грязи да в князи,

шиворот-навыворот,

прожужжать все уши,

начать за здравие - кончить за упокой,

вешаться на шею,

взбрести в голову,

с места в карьер,

и глазом не повести, нести вздор/всякую белиберду, нести околесицу, стричь всех под одну гребенку, как воды в рот набрал,

вкривь и вкось, как в воду опущенный, седьмая вода на киселе, всеми правдами и неправдами, каждый встречный поперечный, выжить из ума

from rags to riches - "из грязи да в князи",

put the cart before the horse - "делать что-либо "шиворот-навыворот",

begin with laughter and end with tears - "начать за здравие, кончить за упокой",

a cry baby - "глаза на мокром месте, плакса",

din smth in into smb’s ears - "протрубить все уши",

talk through one’s hat (или speak through the back of one’s neck) - "нести ерунду, пороть вздор, городить чепуху",

in a slap-dash way - "очень плохо, вкривь вкось", beat the air (или wind) - "переливать из пустого в порожнее",

obtain (operate) by hook or by crook - "добиваться всеми правдами и неправдами"

donner un coup d’épée dans l’eau - "переливать из пустого в порожнее" (букв. "бить шпагой по воде"),

sans rime ni raison - "ни рифмы, ни смысла",

de but en blanc - "ни к селу, ни к городу",

un mouton a cinq pattes - "баран на четырёх ногах",

sortir de ses gonds - "сорваться с петель",

tourner autour du pot - букв. "крутиться вокруг горшка" (ходить вокруг да около),

à la va-comme-je-te-pousse - "кое-как, через пень-колоду",

travailler vi par-dessus la jambe - "работать шаляй-валяй",

jaser comme une pie - "трещать, как сорока",

nager comme un fer a repasser - "плавать как утюг"


В ходе работы выявлено, что мотивировка образного основания зависит от оценки называемого денотата в культуре и что при этом именно культура диктует те или иные оценки. Однако субъективная оценка часто мотивирована ситуацией и отношением говорящего к объекту высказывания. Субъективные оценки в составе семантики фразеологических единиц продиктованы опытом и общекультурным фоном языкового коллектива и никогда не противоречат социальной культуре. Так, выражения в русском языке ободрать как липку, двух слов связать не может, вывести на чистую воду, в английском языке to fleece - обирать, обкрадывать, выманивать (букв. "стричь овец"), to get the high hat - "важничать, вести себя высокомерно", nail to the counter - "разоблачить ложь", во французском языке plumer comme un pigeon - "ощипать как голубя" в значении "обобрать кого-то", se dresser sur ses ergots - "хорохориться, петушиться", se rengorger - "важничать, гордиться" (букв. выставлять грудь колесом; распушиться (о голубе)) продиктованы жизненным опытом, и процесс номинации их вполне объясним, так как данным образным выражениям свойственна оценочная семантика.

Образные основания идиом с эстетически негативной оценкой несут на себе отпечаток критики, неприятия в народе, что выражается либо беспощадной насмешкой, пренебрежением, либо сарказмом. Семантика подобных фразеологических единиц вызывает дискомфорт в сознании носителя языка, желание "уйти", избавиться от данных характеристик, т.е. стремление соответствовать эстетическому идеалу народа, желание не быть "под прицелом" подобных номинаций.

Эстетически отрицательная оценка связана с выражением насмешки, пренебрежения, осуждения, сарказма, ненависти и т.д. В русском языке слово "некрасиво" имеет значение не только "внешне непривлекательно", но также и "внутренне непривлекательно", т.е. в культуре имеют место эстетические оценки поступка или поведения.

Во многих культурах имеет место восхищение смелостью, героизмом, но отнюдь не требование, т.к. они не являются регулятивом, нормой, в связи с тем, что не каждый человек может быть героем. Однако трусость часто высмеивается в идиоматике. Нами выявлено, что идиом со значением "смелость, мужество" с положительной коннотацией гораздо больше, чем идиом с негативным аксиологическим компонентом: рус.: бросить вызов, буйная головушка, рисковать головой; англ.: bite the bullet - "мужественно примириться с суровой необходимостью", none but the brave deserve the fair - "только храбрые достойны красавиц", франц.: a coeur valliant rien d’impossible - "смелость города берет" (букв. "для смелого сердца нет ничего невозможного"), qui ne risque, ne gagne - "риск благородное дело" (букв. "кто не рискует, тот не выигрывает).

Идиоматика выражает семантику удовольствия как негативно, так и позитивно, в зависимости от контекста, от характера дискурса. Позитивно, с эмотивным компонентом "одобрение", удовольствие и богатство трактуется как очевидное благо и бесспорная ценность.

Для взрослого сознания удовольствие - это возможность покоя, расслабления, освобождения от забот и внешних обстоятельств. Однако гедоническая позиция сталкивается с общественными нормами приличия.

В то же время принцип удовольствия выступает в качестве залога личной независимости: в удовольствии человек может почувствовать себя самим собой, отвлечься от всего внешнего, проявиться индивидуально. Можно выделить одобрительное (позитивное) отношение к чьему-либо богатству, счастью как в русских, так в английских и французских идиомах с эмотивным компонентом одобрение, поддержка. (Рус.: жить на широкую ногу, дом (жизнь) полная чаша, как у Христа за пазухой, почивать на лаврах, родиться в сорочке, родиться под счастливой звездой, быть хозяином положения, на седьмом небе, отвести душу, лететь на крыльях, умирать от счастья, идти в гору, сам себе господин (хозяин). Англ.: make the best of both worlds - "жить припеваючи, извлекать выгоду из всего"; kill two birds with one stone - "одним выстрелом убить двух зайцев", get the better of - "оказаться в выигрышном положении", to one’s heart’s content - "сколько душе угодно", turn the corner - "выйти из затруднительного положения", corn in Egipt - "рог изобилия", God’s country - "земля обетованная". Франц.: vivre comme un coq en pâte - "как сыр в масле кататься" (букв. "жить, как петух в мармеладе"), etre cousu d’or - (букв. "быть сшитым из золота") - "денег куры не клюют", comme dans le sein du Christ - "жить как у Христа за пазухой" (букв. "как у Христа на груди"), nager en grande eau - "процветать, благоденствовать" (букв. "плыть в большой воде"), nager dans l'opulence - "утопать в роскоши", baigner dans le beurre - "купаться в масле".

Идиомы с эмотивным компонентом "раздражение, досада, презрение" трактуют удовольствие и богатство в данном случае как порок, антиценность, нечто постыдное, намекая на обстоятельства, связанные с происхождением богатства или других материальных благ.

Раздражение, досада по поводу чьего-либо счастья, богатства находит отражение в следующих примерах: мед, да еще и ложкой, с жиру беситься, губа не дура, баловень судьбы, море по колено, шишка на ровном месте, рот до ушей, от жиру лопаться, грести деньги лопатой, денег куры не клюют; англ.: the big daddy (of) - "важная птица", a milch cow - "дойная корова", the crumbs which fell from the rich man’s table - "крохи с барского стола", be buttered on both sides - "жить в достатке и роскоши".

Осуждение поведения богатого или счастливого человека находит своё выражение в каждом из приведённых языков:

Рус.: плевать в потолок, залить глаза, убивать время, принимать как должное, как сыр в масле (кататься), телячий восторг, с больной головы на здоровую (перекладывать что-л.), жить сегодняшним днем, сорить деньгами, витать в облаках.

Англ.: skim the cream from smth. - "снимать сливки", outrun the constable - "жить не по средствам, наделать долгов, влезть в долги", the pie counter - "теплые (государственные) местечки", easy came, easy go - "как пришло (богатство), так и уходит".

Франц.: assiette au beurre - "тёплое местечко" - (выгодное, доходное место, казённый пирог, хлебная должность), faire son beurre de. - "наживаться на.; греть руки; извлекать материальные выгоды", ne rien faire de ses dix doights - "плевать в потолок" (букв. "ничего не делать своими десятью пальцами").

Было выявлено, что культурные регулятивы и ценности выражаются не в виде прямых рекомендаций или запретов, а путем образного описания и оценки, часто в сочетании с эмотивным компонентом. Исследование показало, что семантика идиомы представляет собой своего рода мозаику; она состоит из различных вкраплений тех или иных смыслов, главные из которых - денотативный аспект и культурная коннотация. Культурная коннотация, в свою очередь, также неоднородна, а состоит из различных элементов значения, связанных с культурой народа, отношением говорящего к денотату (референту), эмотивному содержанию дискурса.

Практический материал работы подтвердил, что идиоматичность фразеологизмов можно считать результатом тропеизации (метафоризации, метонимизации, гиперболизации и т.д.), т.е. образного переосмысления сочетаний слов, входящих в лексический состав идиомы. Выбор образного основания мотивирован характером оценки в культуре, будь то общекультурная оценка или субъективная оценка, и зависит от интерпретации в культуре того или иного явления. Выражение идеала в идиоматике сопряжено всегда с положительной оценкой и такими эмотивными компонентами значения, как одобрение, восхищение. Эмотивный и оценочный (аксиологический) компоненты значения во многом обусловлены характером внутренней формы идиомы. Оценка и характер образа тесно связаны: если первое трактуется положительно в данной культуре, то и образ, привлеченный для создания идиомы, связан в культуре этноса с позитивными действиями, событиями и их последствиями. Негативные по своему аксиологическому компоненту идиомы используют также негативные образы. С имплицитной коннотацией и аксиологическим компонентом значения фразеологической единицы теснейшим образом связан и третий компонент значения - эмотивный, которым управляет аксиологический компонент.

Образный строй русских идиом показал, что он в определенных случаях совпадает с французским и английским материалом, но в большинстве случаев является самобытным. Следует также отметить, что образный строй идиоматики, как правило, подчинен законам ассоциативного мышления, а именно: скрытое сравнение, сопоставление (метафора), противопоставление, преувеличение (гротеск), комизм (ирония), что подтверждается в приведенных примерах, относящиеся к указанным трем группам. Так, например, яркая метафора лежит в основе таких выражений, как step on the gas, in apple-pie order, жми на все педали, точно как в аптеке, вырвать с корнем. Гротеск как способ тропеизации лежит в основе таких выражений, как enough for a man and a big dog, be low in the pocket, выворачиваться наизнанку, вагон и маленькая тележка. Комизм (ирония) как способ образного номинирования присущ таким выражениям, как выворачиваться наизнанку, задирать нос кверху.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.