реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль метафоры в текстах научной публицистики

Традиционно выделяют два когнитивных слоя в структуре концепта: ядро и периферию. Э. Рош определяет ядро концепта как прототип или исходную прототипическую модель, включающую конвенциональные, стереотипные представления о данном явлении. Отличительным признаком прототипа является наибольшая специфичность - концентрация специфических признаков данного объекта, в отличие от разреженности таких признаков на периферии (Э. Рош; цит. по: Павлова 2004: 50). По мнению И. А. Стернина, ядро концепта - это чувственный образ, кодирующий концепт как мыслительную единицу универсально-предметного кода, плюс некоторые дополнительные концептуальные признаки (Попова 2002: 33). Периферию он рассматривает как когнитивный слой, состоящий из слабо структурированных предикаций, отражающих интерпретацию отдельных концептуальных признаков, и называет этот слой «интерпретационным полем концепта» (Попова 2001: 27-30). Несмотря на то, что «интерпретационное поле концепта» является слабо структурированным, оно очень важно для понимания национальной концептосферы и национального менталитета, его описание - необходимый элемент описания концептосферы (Там же).

Периферийные признаки не являются столь обязательными для полноценного функционирования концепта, в то время как наличие ядра, напротив, является облигаторным.

На семантическом уровне ядру концепта соответствует денотативное значение слова, кодирующего концепт, его интенсионал, а периферии - импликационал: первичные, вторичные, обязательные, факультативные, эксплицитные и имплицитные коннотации, психологической основой которых являются ассоциации (Прохвачева 2000: 84). Таким образом, метафора является средством вербализации периферии концепта.

Данный вывод подтверждается результатами нашего исследования, в ходе которого удалось выяснить, каким образом метафора отвечает, за организацию концепта, а точнее, за организацию его периферийного слоя.

Анализ метафор английского и немецкого языков ясно показывает, что концептуальные признаки слоя периферии отождествляются с реальным денотатом метафоры, в то время как фиктивный денотат позволяет декодировать информацию, передающуюся метафорой.

Итак, проведенный нами анализ ЛСГ позволяет обнаружить ряд концептов, при помощи которых научное языковое сознание американцев и немцев осмысляет предметы и явления окружающей их действительности. Мы выбирали существенные концепты для построения всей концептуальной системы, т.е. те, которые организуют само концептуальное пространство и выступают как главные рубрики его членения (Маслова 2004а: 39), отражающие национальнокультурную, ментально-психическую специфику и ценностную ориентацию народа, посредством которых носители языка воспринимают, структурируют, классифицируют и интерпретируют окружающий мир (Беляков 2005: 365). Часть таких концептов можно отнести к универсальным, присущим концепто-сфере как одного, так и другого народа, а часть - к уникальным, различающим концептосферы народов, ментальным «сгусткам».

3.1 Абсолютная универсальность метафорической репрезентации концептов в американском и немецком языковом сознании


К абсолютно универсальным концептам были отнесены концепты, имеющие совпадающие ядерные и периферийные признаки в концептосферах обоих народов.

Концептуальные периферийные признаки концепта «Актер» выражены в английском языке такими компонентами, как «электроны», «наноструктуры», «вещество», «открытие»:

Unpaired electrons may play a crucial role (NSNM 2004).

Scientists now realize that schizophrenia affects virtually all parts of the brain and that, unlike dopamine, which plays an important role only in isolated regions, gluta-mate is critical virtually everywhere (SADS 2004).

These findings reinforce the role of specific brain regions in normal emotional processing (Там же).

В немецком языке данный концепт представлен такими концептуальными признаками, как «книги», «взгляды (ученого)», «космос», «отношение (осуждение)», «температура»:

Die Cyberpunk-Romane spielen in einer nahen Zukunft die wichtige Rolle (АСІ 2003).

Die kosmologischen Ansichten des Aristoteles, die fur die mittelalterlichen Gelehrten ab dem 13. Jahrhundert eine so uberragende Rolle spielten, 'dass das neue Bild von

Kosmos gegen die Autoritat des Aristoteles durchgesetzt werden musste' (AAM 2003).

Kosmas ... spielte keine dominierte Rolle im Mittelalter (Там же).

Анализ концептуальной дистрибуции концепта «Актер» показывает, что в концептосферах обоих народов данный концепт тесно связан с концептом «Важность (роли)», вследствие чего ученый, его идеи, взгляды, теории, рецепторы, электроны, химические элементы, книги, температура являются не просто актерами, а актерами, исполняющими главную роль. На ум приходит известный афоризм Уильяма Шекспира: «Весь мир - театр, и все мы в нем актеры», к которым мы также относим и неодушевленные предметы.

Концепт «Жизнь» имеет одинаковое содержание периферийного слоя как в концептосфере американского, так и немецкого народов. Он выражается следующими концептуальными признаками: «звезды», «кометы», «галактика», «идеи», «интерес», «душа», «свобода»:

... as the comet might not survive its close pass of the Sun (NNGA 2003).

Our growing, breathing galaxy (SAOG 2004).

Milky Way turns out to be a dynamic, living object (Там же).

Oort later fleshed out his idea and suggested that... (Там же).

Reges Interesse (АСІ 2003).

Dies ist die langste Phase im Leben eines Sterns, bei Sternen wie unserer Sonne dau-ert sie rand zehn Milliarden Jahre (ASM 2003).

Анализ концептуальной дистрибуции данного концепта показывает, что он может вступать во взаимосвязь со многими концептами, отображающими разные явления действительности, бытие которых представляется как их жизнь. Рождение ассоциируется с их возникновением, смерть - с их утратой. Это обусловлено тем, что человек, еще в древности концептуализируя новый объект или его свойства в своем сознании, не противопоставлял живое неживому, как это свойственно современному сознанию, а соизмерял их с собой и своими человеческими свойствами. Этим объясняется антропоморфное свойство метафоры, в силу которого ученые персонифицируют свой предмет изучения: звезды, галактики и другие объекты.

Периферийные концептуальные признаки концепта «Сердце» не имеют отличий как в английской, так и немецкой концептуальных картинах мира и представлены такими реальными денотатами, как «центр», «основа»:

A fundamental asymmetry appears to be built into the very heart of reality (SAPU 2003).

Das Herzsttick des neuen Michelson-Morley Experiments (AHT 2003).

Данный концепт - один из тех многочисленных концептов, доказывающих антропоморфность метафоры как одну из ее особенностей, заключающуюся в переносе свойств человека на животных или неодушевленные предметы. Сердце - основной орган в теле живого существа, от функционирования которого зависит его состояние и здоровье. Теперь «сердце» как базовый орган может быть у научной теории, тезисов, реальности, человеческих отношений, которые становятся такими же уязвимыми и живыми, как человеческие организмы.

Концепт «Смерть» является характерным для концептосферы американцев и немцев, его периферию представляют такие концептуальные признаки, как «языки», «звезды» и «идеи»:

... saving dying languages (SASD 2003).

Stars produce heavy elements and scatter them into interstellar space when they die (SAOG 2004).

they are... million years old and slowly coming to the end of their lives (SAHL 2003).

Damit ist die Idee vorgeformt, die Freud 1923 in "Die infantile Genital organisation" zu Ende bringt (AAF 2003).

Hier soil die zusammenfassende Darstellung der DA ihr vorlaufiges Ende finden.

В концептуальное окружение концепта «Смерть», как показывает анализ концептуальной дистрибуции, входят самые разнообразные концепты: «Язык», «Звезда», «Представление». Такие отношения концепта «Смерть», так же как и концепта «Жизнь», на наш взгляд, объясняются антропоморфным характером метафоры. Объекты окружающей действительности отождествляются человеческим сознанием с живым объектом, умирающим в конце своей жизни, своего пути. Это объясняется тем, что еще в древности люди познавали мир, сравнивая его с собой и соизмеряя его со своей человеческой природой. Люди видели во всем живое, и в этом заключалась сущность первобытного мышления (Леви-Брюль 1999). Особенностью данного концепта является также представление о смерти как о конце пути, доходя до которого живое существо умирает.

Концепт «Собеседник» выражен схожими компонентами в концептосфе-рах обоих народов: «исследование», «теория», «примеры», «изучение», «доклад», «тезисы», «книги», «ученые», «идеи», «ответ»:

Our research suggests that... (SAHC 2003).

The theory specifies the state of the universe not in classical terms,...( SAPU 2003). The Level II multiverse theory predicts that physicists will never be able to determine the values of these constants.. .(Там же). Die Ausgangsthese dabei lautet:...(AAM 2003).

Krafft-Ebing betonte in seiner Fassung der Degenerationshypothese aber nicht nur die familaren Ursachen der Degeneraion von Nervenbahnen und Hirnzentren, son-dern auch die soziale Dimension besonderer Umwelteinflusse (WWF 2004). Die Idee der anatomischen Uberschreitungen besagte, dass...(Там же).

Анализ концептуального окружения данного концепта в очередной раз ярко демонстрирует специфику человеческого мышления. Так, Ш. Балли писал: «Человек всегда стремится одухотворить все, что его окружает. Он не может представить, что природа мертва и бездушна. Человек постоянно приписывает всем предметам внешнего мира черты и стремления, свойственные личности» (Балли 1961: 21). Таким образом, антропоморфность является глобальным свойством метафоры, в результате которого говорить и общаться может все, что несет в себе информацию, в том числе и неодушевленные объекты (книги, статьи, ответы и т.д.). Принимая черты человеческой личности, они становятся нашими собеседниками.

Концепт «Война» включает одинаковое содержание периферии концептов в национальных концептосферах американцев и немцев. В качестве концептуальных признаков периферии здесь выступают «ученые», их «мысли» и «теории»:

legions of miniature of assemblers (SANS 2003).

A few intrepid individuals risked raising their heads above the parapet to question entrenched authority on the subject (Там же).

Ab hier begann ihr Siegeszug durch das europaische Denken (AAM 2003). Nachdem die Erwerbungstheorie von der Degenerationstheorie verdrangt war.

Данный концепт представляет собой метафору, «которой мы живем», и рассматривается в одноименной книге Дж. Лакоффа и М. Джонсона, по мнению которых 'Argument is War' - «Спор - это Война». Они отмечают, что «мы говорим о спорах в терминах войны» (Лакофф 2004: 26; Lakoff 1980: 12), мы можем выиграть или проиграть спор, сражаясь с «легионом ученых-противников», атакуем их позиции, защищаем свои, проигрываем или проходим «победным маршем по нашим врагам». Таким образом, «спор - это война», «ученые - противники» являются базовыми концептами как американского, так и немецкого языковых сознаний.

Концепт «Закон» вербализуется в концептуальных сферах американцев и немцев компонентом «физика»:

Universes can differ not just in location, cosmological properties or quantum state but also in the laws of physics (SAPU 2003).

... but the fundamental laws that govern nature remain the same (GJEF). How about a universe that obeys the laws of classical physics? (SAPU 2003).

Erst mit ihnen begann die Ara einer mathematischen Darstellung physikalischer Ge-setze...(AAM2003).

Allerdings - und daher ist sein Konzept spekulativ genannt worden - richtete sich seine mathematische Darstellung nicht auf die physikalischen Gesetze der materiallen Welt... (Тамже).

Die wissenschafliche Beobachtung sollte Naturgesetze bestatigen (AHA 2003).

Концептуальное окружение концепта «Закон» выявляет схожие концептуальные связи данного концепта. «Закон»+«Физика», «Закон»+«Правление» и позволяет предположить, что в сознании людей законы физики предстают как главный свод законов, которым подчиняются все происходящие в мире явления.

Концепт «Взгляд» как в концептосфере американцев, так и немцев выражен сходными реальными денотатами, представляющими концептуальные признаки «изучение», «понимание»:

In Hymes' (1980) view, etnography can be characterised as an interactive-adaptive method of enquiry (SASD 2003).

The Platonic view is an acquired taste (SAPU 2003).

This hypothesis can be viewed as a form of radical Platonism (Там же).

Besonders interessant sind die kosmogonischen und kosmologischen Vorstellung von

Thierry, die der Genesis ebenso wie den mathematisch-physikalischen Ansichten Platons,.. .(Там же).

Albertus Magnus sah sie als spezielle geistige 'Seelen-Substanz' (ADD 2003).

Данный концепт обусловлен способностью человека воспринимать внешний мир с помощью органов чувств. «Уже в глубокой древности складывается концептуальная модель, в которой способность к перцепции осмысляется как способность к познанию вещей, истины» (Балашова 1999: 29). В научно-публицистических текстах обоих языков концепт «Взгляд, видение» представлен наиболее полно, по сравнению с осязанием, обонянием и другими чувствами; это естественно, т.к. зрительный канал связи наиболее информативен (Там же). Приведенные выше примеры показывают, что концепт «видение» совпадает у американцев и у немцев. В их представлении изучить объект означает посмотреть на него, а видение или способность видеть его - его понимание.

Концепт «Найденный объект, находка» выражается такими концептуальными признаками периферии, как «новая идея», «знания»:

Poole has found that the elephants use more than 70 kinds of vocal sounds (NGIA 2003).

We recently found that people with damage to the angular gyrus lose the bouba-kiki effect - they cannot match the shape with the correct sound (SAHC 2003).

The team then administered progesterone inhibitors to normal mice, and found that the animals behaved much as their knockout counterparts did (SAFH 2003).

Mit diesem Begriff hatte er sein Vokabular fur das Entwicklungsgeschehen der in-fantilen SexvaXiXdX gefunden (AAF 2003).

Diese Kompliziertheit und dieser Anspruch wird in der mittelalterlichen Kosmologie erst mit der der Wiederentdeckung des Aristoteles zu finden sein (AAM 2003). Thomas Bradwardine wird im friihen 14. Jahrhundert allerdings eine andere Losung finden (Там же).

Концептуальное окружение концепта «Находка» совпадает в концепто-сферах обоих народов, что проявляется в пересечении концептов «Уче-ный»+«Находка». Данные примеры доказывают, что языковое сознание американцев и немцев принимает научные открытия, новые идеи как объекты, найденные учеными во время их пребывания в пути к истине.

3.2 Относительная универсальность метафорической репрезентации концептов в американском и немецком языковом сознании


Концептуальными признаками ядра концепта «Картина» являются такие компоненты, как художник, рисование, пейзаж, натюрморт, в нашем же случае реальный денотат метафоры представляет в концептосфере американцев концептуальные признаки периферийного слоя, куда входят «проблема», «жизнь», «поведение», «общение», «параллельная вселенная», в то время как в концеп-тосферу немцев входят «мир» и «действительность»: I'll try to draw a fuller picture of the problem (SATI 2004).

Studies at Amboseli by more that a dozen researchers have produced a comprehensive picture of elephant family life, behavior, and communication (NGIA 2003). Die Rekapitulation versteht sich als Einfuhrung in die Weite und Vielfalt der Ant-worten auf das Problem «Kosmologisches Weltbild» zu Zeiten mangelnder astrono-mischer Kenntnisse (AAM 2003).

Der radikalste Unterschied zum traditionellen aristotelisch-ptolemaischen Weltbild wurde von Aristarch formuliert (Там же).

Анализ данных примеров позволяет сделать вывод о том, что американцы, судя по всему, рисуют картину, чтобы что-либо объяснить, а для немецкого языкового сознания все уже «нарисовано», мир - это и есть картина. Для них важен результат действия, его законченность, в то время как в центре внимания американского языкового сознания - процесс, действие в своей динамике. Подтверждением такому выводу служит существование в английском языке времен группы Continuous, выражающих действие в его развитии: Present \ Past \ Future Continuous, Present \ Past Perfect Continuous.

Методика концептуального анализа (Павлова 2004) текста позволила выявить концептуальную дистрибуцию концепта «Картина» в концептосферах обоих народов. В концептосфере американцев концепт «Картина» тесно связан с концептом «Ясность», что доказывает большое значение ясности, понятности и доступности для американцев той или иной «картины»:

Having explored all these new data, we can now present a coherent picture of HVCs (SAOG 2004).

The recent observations have given this picture a coherence it never had before (SAFC 2004).

Что касается дистрибуции концепта «Картина» в концептосфере немцев, данный концепт неразрывно связан с концептом «Мировоззрение», что в очередной раз доказывает единство и целостность окружающего мира в сознании немцев:

Alles in allem zeigte, wie sich die Orthodoxie eine Zusammenfuhrung von Christen-tum und aristotelischem Weltbild vorstellte (AAM 2003).

Eine dieser Konstruktion stammte von Kosmas Indikopleustes, der in seiner 'Topog-raphia Christiana' um 545 ein altarformiges Weltbild beschrieb (Там же).

Концепт «Движение» представлен схожими концептуальными признаками периферии как в английском, так и немецком языках. К ним относятся: «ученые», «наука», «идеи», «мысли», «планеты», «звезды» и «время»:

а) «ученые», «наука»:

How far nanotechnologists have come in 40 years? (SANS 2003). Werner Heisenberg went even further (Там же).

We have a long way to go before we can impact the psychology of these mice (GJFS 2003).

Ob Freud hier weiterging, wird die Untersuchung der DA zeigen (AAF 2003). Aber Cusanus ging noch weiter (AAM 2003).

Einen grossen Schritt nach vorne macht die Wissenschaft jetzt durch die Forschung-sergebnisse der Oldenburger Meeresmikrobiologen (WRC 2004). Forscher kommen Ursuppe naher (AFK 2003);

б) «идеи», «мысли»:

The idea went largely unnoticed until 1979 (SDSE 2001).

The concept is decades old, and one version appeared on the cover of 'Popular Science' in 1995 (PSSF 2003).

Hinzu kommt noch die-allerdings kaum intergrierte - Idee der gesellschaftlichen Sexualitatsnormierung (AAF 2003).

Und doch provozierte diese orthodoxe Verurteilung ein weitergehendes Nachdenken (AAM 2003);

с) «Солнце», «звезды», «Млечный Путь»: ... until the Milky Way appears in its glory (SDSE 2001).

The sun, for example, trundles around at nearly 200 kilometers per second (SAOG 2004).

Bildet die Erde den Boden des Aufbaus, so werden Sonne, Mond und Sterne entlang des Firmaments von Engeln fortbewegt (AAM 2003).

Данные примеры концепта «Движение» демонстрируют персонифициро-ванность неодушевленных объектов, что обусловлено мифологическим восприятием мира древним человеком. «Действия природных сил приписываются фантастическим причинам. В соответствии с мыслительными привычками эти причины вычленяются и входят в обиход как одушевленность вещей и явлений» (Клике 1983:152); г) «время»:

... in the years that followed (SDSE 2001).

The system ElarmS will be tested using real-time data from small earthquakes over the coming years (SAPU 2003).

Dabei gebe ich einen detalierten Uberblick uber den Wandel der sexuellen Einstellungen der Studenten in den vergangenen sieben Jahrzehnten (AAF 2003).

Der Rontgenring befindet sich an einer Stelle des Himmels, an der Anfang Dezember vergangenen Jahres ein heftiger Ausbruch von Gammastrahlung stattfand (ALR 2004).

Данный концепт наполнен пониманием времени как одушевленного объекта, движущегося относительно человека. «Событие, период воспринимаются как самостоятельный субъект, занимающий определенное место на оси пространства - времени относительно точки отсчета. Совпадение с этой точкой осмысляется как настоящее, расстояние до нее характеризует близость / отдаленность во времени... Данная концептуальная модель включает многочисленные семантические поля движения и положения в пространстве» (Балашова 1999: 14): 'following I coming years; an der Anfang Dezember vergangenen Jahres'.

Человек воспринимает время линейно, поскольку он обращен лицом к будущему.

Анализ концептуального окружения концепта «Движение» в концепто-сферах обоих народов показывает, что наука в представлении американцев и немцев не стоит на месте, она движется вперед, развивается; ученые понимаются как движущиеся вперед люди, путники; идеи, теории также выступают как движущиеся вперед объекты, способные вести за собой научное сознание. Они движутся по «дороге времени» и стремятся вперед в поисках города Абсолютной Истины, т.е. предела познания. Однако такой предел никогда не будет достигнут: человек не может познать все в мире, потому что мир бесконечен.

Примеры метафор позволяют выявить периферийные признаки концепта «Движение вверх» в концептосферах обоих народов. Вверх движутся «научная парадигма», «открытие», «выводы»:

The Platonic paradigm raises the question of why the universe is what it is (SAPU 2003).

These findings raise the very interesting questions (GJRO 2003).

Die neuen Forschungsergebnisse werfen jetzt eine Reihe von Fragen auf (AJG 2003).

Дистрибуция концепта «Движение» с периферийным компонентом «вверх» показывает, что ядерное содержание концепта в сознании немцев и американцев не совпадает. В концептуальной сфере американцев концепт «Движение вверх» представляет собой «поднимание человеком какой-либо вещи вверх», а в концептосфере немцев «подбрасывание вверх»: The idea of space elevator was first raised... (SDSE 2001). Allerdings wirft der Fund auch eine game Reihe neuer Fragen auf (AJG 2003).

Американцы поднимают, «подбирают» вопросы, проблемы, идеи как заинтересовавшие их вещи снизу вверх, изучают их, поднося ближе к себе. Немцы кидают идеи, вопросы вверх, тем самым делая их видимыми для всех и готовыми обсудить их с другими людьми, в то время как американцы «держат» их в своих руках, не отпуская, просто показывая их остальным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.