![]() |
|
|
Усовершенствование маркетинговой деятельности на примере Ренийского морского торгового портаДля оценки степени изменения конкурентной позиции, характеризуемой рыночной долей, целесообразно выделить типовые группы портов по величине прироста его рыночной доли. В этом случае классификационные группы следующие (табл. 2.12). Таблица 2.12 Распределение портов по классификационным группам согласно темпам прироста рынка
Далее в табл. 2.13 представлена матрица формирования конкурентной позиции портов, основанная на перекрестной классификации размера и динамики их рыночных долей по конкретному типу услуг - ПРР. Расчеты показывают, что из первой десятки портов на 1-ом месте находится порт Южный с уровнем (15 = 16 - 4), на 2-ом месте - Одесса с уровнем (12), на 3-ем месте - Мариуполь с уровнем (11), на 4-м месте -Ильичевск с уровнем (9), на 5-ом месте - Керчь с уровнем (3), на 6-ом месте находятся Измаил, Рени, Николаев с уровнем (2) и на последнем месте находятся Бердянск, Херсон с уровнем (1) (приложение 4). Таблица 2.13 Матрица конкурентной карты портов
Рассмотренные порты представляют собой стратегическую группу конкурентов. Основываясь на проведенном анализе, можно сделать вывод, что для порта Рени приоритетными конкурентами являются: - согласно матрице конкурентной карты — порт Измаил; - согласно географическому положению - порты Усть-Дунайск и Белгород-Днестровский. Знание конкурентов, их услуг и методов работы на рынке может помочь повысить конкурентоспособность порта. Даже при небольших изменениях в работе. Анализ конкурентов необходим для определения границ, в пределах которых возможно стратегическое продвижение конкурентов, а также для оценки возможной реакции и стратегического потенциала конкурентов. Рассчитаем основные показатели конкурентоспособности порта Рени и его основных конкурентов: 1. Общий рыночный индекс развития (ОРИР): ОРИР= где - общий объем грузооборота по всем портам на конечный год;
- общий объем грузооборота по всем портам на базисный год. 2. Индивидуальный индекс рыночного развития (ИРИР): ИРИР= где - общий объем грузооборота конкретного порта на конечный год; - общий объем грузооборота конкретного порта на базисный год. 3. Рыночный потенциал порта (РПП): РПП= 4. Коэффициент использования рыночного потенциала (КИРП): КИРП= Если КИРП 1, это свидетельствует о недоиспользовании рыночного потенциала порта, если КИРП 1, это говорит об использовании имеющихся возможностей на рынке. 5. Конкурентоспособность порта (КСП): КСП= где - объем грузооборота j-го порта за і-тый год; - общий объем грузооборота за і-тый год; 6. Индекс рыночной активности порта (ИРАП): ИРАП= Расчеты по оценке конкурентоспособности за период с 2001 по 2005 гг. представлены в табл. 2.14 - 2.15. Таблица 2.14 Показатели конкурентоспособности порта Рени и его основных конкурентов за 2001 - 2005 гг.
Таким образом, за рассматриваемый период рост рынка стивидорных услуг, предоставляемых украинскими портами, составил 122,47% по сравнению с 2001 г., что, несомненно, является положительной тенденцией. Однако в сравнении с результатами 2004 г. наблюдается спад рыночной активности рынка перегрузочных работ - 97,85%. Таблица 2.15 Показатели конкурентоспособности порта Рени и его основных конкурентов за 2004 - 2005 гг.
В частности, индивидуальный индекс рыночного развития Ренийского порта с 2001 по 2005 гг. составил 232,13%, в то время как такой же показатель для основного конкурента - Измаильского порта - составил 169,6%. Значительный рост наблюдается по порту Белгород-Днестровский (233,09%), а по порту Усть-Дунайск, напротив, отмечается спад деловой активности (72,2% от грузооборота, достигнутого в 2001 г.). Следует отметить лидирующую позицию Ренийского порта по индивидуальному индексу рыночного развития за период 2004 - 2005 -132,09% по сравнению с конкурентами. Так, Измаильский порт практически не увеличил объемы грузопереработки, в то время, как порты Усть-Дунайск и Белгород-Днестровский снизили переработку на 30% и 4% соответственно. В соответствии с общим индексом рыночного развития был определен рыночный потенциал порта, т.е., тот объем грузооборота, который порт мог иметь при существующем общем индексе рыночного развития. В частности, если в качестве базисного принять 2001 г., тогда объем грузооборота Ренийского порта в 2005 г. при общем индексе развития рынка 122,47% должен был составлять 2 193, 4 тыс. т груза, а при базисном 2004 г. - 2 745,5 тыс.т. Таким образом, рассчитанный далее коэффициент использования рыночного потенциала позволяет сделать вывод, что порт Рени достаточно хорошо использует свой рыночный потенциал, в отличие от своих основных конкурентов. Конкурентоспособность порта, рассчитанная за 2005 г., свидетельствует о незначительной доле рынка стивидорных услуг, контролируемой портом на отечественном рынке - 2,72%. Однако в течение анализируемого периода порт постоянно наращивал свою конкурентоспособность, о чем свидетельствуют рассчитанные значения индекса рыночной активности порта - на 89,53% по сравнению с 2001 г., и на 34,99% по сравнению с 2004 г. Ситуация у конкурентов при этом не такая благоприятная: порт Измаил увеличил свою конкурентоспособность незначительно (на 38,48% и на 2,33% соответственно), порт Усть-Дунайск снизил контролируемую им долю рынка (на 41,05% и 36,84% соответственно), Белгород-Днестровский порт значительно улучшил свою конкурентоспособность по сравнению с 2001 г. - на 90,31%, однако положение ухудшилось в сравнении с 2004 г. - на 1,79%. Проведенные расчеты свидетельствуют о высоком уровне рыночной активности Ренийского порта, достаточном использовании рыночного потенциала и постепенном наращивании конкурентоспособности. Руководству порта очень важно знать факторы, оказывающие влияние на динамику конкурентоспособности, чтобы целенаправленно воздействовать на них и в максимальной мере использовать свой рыночный потенциал. Среди них: 1) стоимость портовых услуг; 2) информационная система; 3) стратегия развития порта; 4) психологический микроклимат; 5) подъездные пути; 6) качество портовых услуг; 7) портовый менеджмент; 8) портовый маркетинг; 9) взаимоотношения со смежниками; 10) технологическая подготовка, порта; 11) компетентность персонала; 12) геополитическое местоположение. РАЗДЕЛ 3 МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕНИЙСКОГО МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА 3.1. Выбор маркетинговой стратегии Являясь стратегическими объектами, морские порты играют важную роль в обеспечении внешней торговли, обороноспособности, транспортной независимости, перевозок грузов и пассажиров, развитии и использовании транзитного потенциала государства. В морских портах реализуется национальная морская, таможенная и пограничная политика, осуществляется государственный таможенный контроль. Выбор Украины в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и начавшиеся реформы существенно изменили условия работы морских портов и характер спроса на портовые услуги. В настоящее время приоритетными направлениями государственного регулирования в транспортной отрасли должны стать, в частности, вопросы модернизации транспортной сети и терминальных комплексов, развития комбинированного транспорта, создания института операторов смешанных перевозок, формирования и реализации целевых программ обновления подвижного состава на всех видах транспорта, внедрения информационных технологий, электронного документооборота. По морскому и речному видам транспорта основное внимание должно быть сконцентрировано на решении следующих проблем государственного регулирования. Создание правовых основ: - деятельности морских и речных портов в новых экономических условиях на основе организационного размежевания административных и хозяйственных функций управления; - основ судоходной политики государства; - взаимодействия разных видов транспорта в транспортных узлах. На морском транспорте с целью размежевания функций государственного и хозяйственного управления требуется: - сосредоточить в «Укрморечфлоте» функции по управлению госимуществом и регулированием предпринимательской деятельности на морском транспорте независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности; - осуществить трансформацию собственности – предполагается по таким принципиальным схемам: коммерциализация деятельности предприятий, остающихся в госсобственности: коммерциализация – корпоратизация – акционирование со 100% капиталом государства на начальном этапе; корпоратизация – акционирование с сохранением за государством контрольного пакета акций; создание приватизированных предприятий (корпораций). Основные предложения по выбору той или иной стратегии следует предпринять после оценки конкурентоспособности порта, расчета основных показателей, характеризующих положение порта на рынке стивидорных услуг Украины, а также после проведения портфельного анализа деятельности Ренийского морского торгового порта. В этих условиях разработка стратеги развития Ренийского порта является актуальной и целесообразной. Маркетинговая стратегия порта - это совокупность долгосрочных решений относительно удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов порта за счет использования его внутренних ресурсов и внешних возможностей. Основные преимущества маркетинговой стратегии для порта очевидны. Маркетинговая стратегия: - задает направление деятельности порта; - позволяет лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирование показателей, продвижение услуг порта на рынок и планирование ценообразования; - обеспечивает каждому структурному подразделению порта четкие цели, которые согласуются с общими задачами порта; - стимулирует координацию усилий подразделений в разных направлениях; - заставляет порт оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей и угроз в окружающей среде; - определяет альтернативные действия или их комбинацию, которые должен предпринять порт; - создает основу для распределения ресурсов. Выбор маркетинговой стратегии порта. Выделяют три основных разновидности маркетинговых стратегий: • стратегию массового маркетинга; • стратегию концентрированного маркетинга; • стратегию дифференцированного маркетинга. Стратегия массового маркетинга. Такая стратегия применяется в основном крупными компаниями, располагающими значительными средствами. Она оправдана только при достижении больших объемов продаж. В соответствии с данной стратегией на весь рынок (независимо от его сегментации) выпускается один тип товара. Задача маркетинга в данном случае заключается в том, чтобы обеспечить ему привлекательность в глазах потребителей, относящихся к большинству сегментов рынка. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |