реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Усовершенствование маркетинговой деятельности на примере Ренийского морского торгового порта

Для успешного применения стратегии массового маркетинга необходимы следующие условия:

Ø                                    большинство потребителей должны испытывать потребность в одинаковых свойствах товара;

Ø                                    у компании должно быть достаточно средств для организации массовой рекламы и массовых продаж;

Ø                                    диапазон цен, применяемый компанией для своего товара, должен быть приемлем для большинства потребителей. Стратегия массового маркетинга может быть успешной на этапе освоения рынка новым уникальным товаром. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции продуктивность данного подхода снижается.

Стратегия  концентрированного маркетинга. При ограниченных ресурсах (например, в случае небольших компаний) данная стратегия весьма привлекательна. Суть стратегии заключается в концентрации всех ресурсов и маркетинговых усилий компании на одном сегменте рынка (специфической группе потребителей).

Небольшая компания, как правило, не может успешно конкурировать с более крупными фирмами на всем рынке, но может добиться преимущества на отдельном сегменте за счет высокой степени индивидуальности и особого подхода к удовлетворению потребностей составляющих его потребителей. Стратегия концентрированного маркетинга приносит успех компании при выполнении следующих условий:

Ø           маркетинговые усилия опираются на исключительный характер продукции компании (продукция или товары, предлагаемые компанией, должны за счет своей узкой специализации удовлетворять потребности потребителей целевого сегмента лучше, чем более универсальные товары конкурентов);

Ø                                      маркетинговая программа компании должна быть лучше приспособлена к целевому сегменту, чем программы конкурентов, ориентированные одновременно на множество сегментов.

Стратегия концентрированного маркетинга дает возможность компаниям с небольшими ресурсами успешно конкурировать с более крупными компаниями на специализированных рынках. Однако при таком подходе компания сильно зависит от своего небольшого сегмента, и неблагоприятные события на нем (например, выход на данный сегмент рынка нового сильного конкурента) могут резко ухудшить положение компании.

Стратегия дифференцированного маркетинга. Это компромисс между описанными выше подходами. Компания может выбрать несколько целевых сегментов рынка, для каждого из которых разрабатывается отдельный план маркетинга.

Стратегия дифференцированного маркетинга целесообразна при следующих условиях:

•                      у компании должно быть достаточно средств для осуществления нескольких независимых маркетинговых программ;

•                      компания должна иметь возможность выпускать (закупать) несколько видов товаров или несколько разновидностей одного товара для продвижения их на разных сегментах рынка.

Во многих случаях к стратегии дифференцированного маркетинга со временем приходят компании, начинавшие со стратегии массового или концентрированного маркетинга, поскольку, во многих случаях эта стратегия дает наилучшие результаты.

При тщательно выполненной сегментации рынка нередко удается обнаружить сегменты, не освоенные или весьма слабо освоенные конкурентами. Потребители, составляющие такой сегмент, вынуждены удовлетворять свои потребности лишь частично. Такой сегмент называется рыночным окном. Если компания вовремя обнаруживает такое окно и предпринимает эффективные меры по его освоению, она может рассчитывать на хорошие результаты.

Если компании удается прочно утвердить свои позиции на каком-либо сегменте рынка, заняв на нем доминирующее положение (создав в рамках своего сегмента монополистический рынок в миниатюре), такой сегмент часто называют рыночной нишей компании.

Ренийский порт может следовать стратегии дифференцированного маркетинга, в частности:

Ø     укрепление своих позиций на рынке переработки навалочных и насыпных грузов, концентрация на этом сегменте клиентуры;

Ø     предоставление своих услуг по пакетизации и контейнеризации тарно-штучных и насыпных грузов;

Ø      выход на рынок переработки контейнеризированных грузов.

В реализации маркетинговой стратегии отделу маркетинга порта рекомендуется использовать методику анализа рынка портовых услуг, главная цель, которой - привлечение грузопотоков, работа с клиентами. Для порта существуют 2 группы клиентов: грузовладельцы и морские перевозчики (судовладельцы). В основном цель портового маркетинга заключается в анализе рынков, анализе конкурентов, ориентации на новые рынки и к новым услугам.

Для реализации этих целей целесообразно использовать методику, включающую следующие этапы:

1.     По видам грузов (в импорте и экспорте, можно учесть и транзитные перевозки) изображается на карте Украины распределение грузов (грузообразующих и грузопоглощающих точек) по всей территории. Для изображения используются определенный цвет, чем насыщеннее цвет, тем больше груза в данном регионе (точке). В результате выясняется, на какие районы необходимо обратить первоочередное внимание.

В привязке к карте Украины изображаются схемы благоприятных зон для морского порта отдельно для железнодорожного транспорта и отдельно для автомобильного. Благоприятные зоны (тяготеющие зоны) порта говорят о том, что для грузоотправителей (грузополучателей), находящихся в благоприятной зоне порта, выгодно с точки зрения затрат на транспортировку и переработку грузов использовать именно данный порт.

3.            Изображается реальная ситуация на карте Украины по привязке к порту грузоотправителей и грузополучателей.

4.            Реальная ситуация порта в отношении клиентуры накладывается на благоприятные для данного порта зоны тяготения грузоотправителей (грузополучателей) и производится сравнение.

5.            В результате определяются расхождения оптимальной картины и реальной и разрабатываются мероприятия по привлечению грузопотоков, находящихся в благоприятной зоне порта, но в данное время не обслуживаемых портом, а также мероприятия по удержанию клиентуры, которая находится не в благоприятной зоне, но обслуживается портом.


3.2. Комплексный подход к улучшению маркетинговой деятельности в условиях РенМТП


Под портовым маркетингом подразумевается такая функция портового менеджмента, которая направлена на организацию деятельности порта, обеспечивающую ему сохранение и повышение конкурентоспособности с учетом состояния внутренней и внешней среды порта.

В этой связи комплексный подход к улучшению маркетинговой деятельности в условиях порта Рени может быть следующим:

1.          формирование базы данных о конкурентах

2.          исследовательская деятельность в сфере портовых услуг. Здесь можно предложить следующее:

- портовые услуги судам: укрытие от непогоды, бункеровка и материально-техническое обеспечение; мелкий ремонт и осмотр судна специалистами порта; информационные услуги; создание плавмагазина.

- портовые услуги грузам: стивидорные услуги; услуги связанные с погрузо-разгрузочными операциями и складским хранением грузов; оформление грузовых документов и дополнительные услуги, позволяющие создавать добавочную стоимость (упаковка, рассортировка груза, формирование пароходных грузовых партий).

- портовые услуги пассажирам: оформление и организация посадки и высадки, медицинское обслуживание и др.

3.          качественное выполнение стивидорных услуг – т.е. не изменять физические, химические и др. свойства товара, подлежащего перевалке в порту.

4.          заниматься продвижением услуг на рынок портовых услуг. Разработать качественные методы, приемы и средства привлечения клиентуры в порт.

5.          изучение рынка контейнерных перевозок.

6.          развитие перевозок Ро-Ро по Дунаю и разработать возможность выхода в море.

7.          использовать суда типа «река-море» не только для доставки груза в придунайские страны, но и в страны Черноморско-Азовского бассейна, в порты Дона, Волги и Каспийского моря.

8.          модернизировать и обновить портовую инфраструктуру.

9.          использовать современную автоматизированную технику, что повлечет за собой минимизацию времени пребывания судна в порту и уменьшение численности обслуживающего персонала.

10.      ускорить и расширить возможности информационного обмена и развития базы данных по портовой гидротехнике и механизации на основе возможностей Интернета.

11.      изыскать возможность информационного обмена между основными портами Европы по развитию портовой инфраструктуры.

12.      на базе не использованной инфраструктуры порта создавать предприятия совместной деятельности.

13.      эффективно использовать рекламную деятельность, использовать возможности Интернета, использовать специализированные международные издания для рекламы, представлять Ренийский порт на выставках и симпозиумах, разработать сайт порта.

14.      развитие системы менеджмента, консультирования и обучения; возможность постоянного повышения квалификации ИТР порта; творческое сотрудничество с наукой и учеными.

15.      находиться в сотрудничестве со СМИ.

16.      формировать благоприятный для порта имидж среди грузовой клиентуры и общественности.

17.      устанавливать прямые личные контакты между руководством порта и ключевыми специалистами в крупнейших отечественных и зарубежных компаниях.

18.      сотрудничество с турфирмами.

19.      создание группы экспертов из числа управленческого персонала и ведущих специалистов порта для оценки и разработки набора стратегий развития порта.

20.      создание рекламного отдела из 2-3 человек, сотрудники которого будут тесно сотрудничать с рекламными агентствами.

21.      разработать метода заинтересованности персонала порта в повышении эффективности работы порта ( разработка спецодежды для работников порта, создание единой формы для работников управления порта, создание отличительных знаков, организация снабжения питьевой водой в летнее время, премирование и др).

22.      исключить теневой характер взаимоотношений между подразделениями порта и клиентурой, смежниками.

23.      исключить дублирование работы отделами управления порта.

24.      установить четкие границы в сфере деятельности отделов порта.

25.      привести в соответствие к рыночным условиям организационную структуру порта.

26.      создание Общественного Совета с привлечением председателей обл-, рай-, горадминистрации для лоббирования строительства железнодорожной ветки на Рени в вышестоящих организациях.

27.      проведение маркетинговых исследований в области связи.


3.3. Социально-экономическая оценка результатов предложенных методов

В соответствии с предлагаемым Комплексом в этом разделе рассмотрим некоторые из подходов.

1.     Сотрудничество с турфирмами.

Рынок услуг турфирм очень велик. Однако, в настоящее время появилась тенденция к посещению и познаванию самой Украины. И развитие туристических перевозок в бассейне реки Дунай может быть очень перспективным. В этом случае Ренийскому порту, как держателю флота, можно начать сотрудничать с турфирмами. Сотрудничество может заключаться в следующем:

- прогулочные рейсы. Рейсы продолжительностью более или менее 24 часов. Возможность совершать эти рейсы судами портового флота.

- посещение порта Рени с экскурсионной программой.

- одно- и двухсуточные поездки без захода в другие порты (отход судна часов в 6 вечера в пятницу и возврат в воскресенье к вечеру).

- силами работников Клуба моряков оказывать услуги в поездках: тематические лекции, развлекательные программы, выставки, программы для детей и подростков.

- организация отдельных туров, посвященных какой-либо отдельной профессиональной, занимательной или любой другой тематике.

- развитие инфраструктуры базы отдыха «Моряк».

- предоставление судов в аренду турфирмам.

- для доставки туристов можно использовать автомобильный парк порта Рени.

Благодаря более низкой фрахтовой ставке и более дешевому сервису можно привлечь жителей города и района со средними доходами.

Если в месяц привлекать около 500 человек, то за 3 месяца летнего сезона это составит 1500 человек.

Стоимость услуг морвокзала – пассажирский сбор (отплытие/прибытие-одно направление) – 5,04грн за одного пассажира. Отсюда следует, что стоимость услуг морвокзала составит 1500 чел х 5,04 грн = 7560 грн.

Услуги портового флота – работа т/х «Юпитер» на ходу – 158,09 грн, стоянка за 1 час – 41,99 грн.

Один рейс т/х «Юпитер»: работа теплохода – 158,09 грн, стоянка 2 часа – 2 х 41,99 грн = 84 грн.

Количество пассажиров за один рей – 10 человек. Пассажирский сбор составит – 10 чел х 5,04 грн = 50 грн.

Суммируя все вышеизложенное один рейс может принести порту – 292 грн. Отсюда следует, что выполняя в летний сезон приблизительно 100 рейсов Ренийский порта получит прибыли: 292 грн х 100 = 29200 грн.


2. Развитие СЭЗ «Рени».

На данный момент в Одесской области действует две свободные экономические зоны (СЭЗ) – «Рени» и «Порто-Франко» это дает хорошие шансы для развития СЭЗ «Рени» и возможность охватить потенциальных клиентов и инвесторов, заинтересованных в развитии бизнеса со странами Придунавья.

Возможные инвестиционные проекты для реализации на базе СЭЗ «Рени»:

- создание предприятия по производству деталей из пластмассы и металлообработке. Возможная стоимость проекта – 80 тыс.долларов США. Продукция инвестпроекта – изделия из пластмассы (запасные части к сельхозтехнике, комплектующие к оросительным системам, приборы автоматического отключения электроэнергии и др.); товары народного потребления (хозяйственный инвентарь, санки, решетки и др.).

Продукция может найти широкое применение и на территории Ренийского района, как сельскохозяйственного района.

- предприятие по сборке автомобилей. Стоимость проекта – 15 млн.долларов США.

- предприятие по сборке телевизоров и радиотехники. Стоимость проекта – 200 тыс.долларов США.

Каждый из инвестиционных проектов – это дополнительные рабочие места, получение портом отчислений за аренду помещений и зданий, увеличение отчислений в местный бюджет.

Само по себе развитие СЭЗ – это развитие инфраструктуры порта, внедрение передовых технологий, увеличение поставок высококачественных товаров и услуг, сохранение существующих и создание новых рабочих мест, повышение конкурентоспособности порта, снятие социальной напряженности в регионе.


3. Сотрудничество со СМИ.

К рекламе в средствах массовой информации (СМИ) обычно относят рекламные объявления в прессе (газетах и журналах), по радио, телевидению и на стандартных щитах наружной рекламы.

Реклама в самых читаемых изданиях и популярных передачах, естественно, самая дорогая. Поэтому, экономя на них, рекламодатель рискует потерять широкий круг потребителей.

Комплексные рекламные кампании, включающие в себя объявления в прессе, по радио, телевидению, на щитах наружной рекламы, строятся на одних и тех же рекламных идеях и творческих находках, так чтобы возможности каждого средства распространения рекламы дополняли друг друга.

Преимущество радио перед другими средствами массовой информации: 24-х часовое вещание на многие регионы и разнообразие программ. Радио слушают в жилых и производственных помещениях, на кухне, прогуливаясь на чистом воздухе, в автомобиле. Поэтому рекламные объявления, размещенные в соответствующих радиопрограммах, охватывают значительный процент заданной аудитории потребителей, независимо от того, где они находятся – на работе, на отдыхе, в пути. Радиореклама оперативна и имеет невысокую стоимость.

Радиореклама, по данным английских социологов, по запоминаемости ненамного отстает от телевизионной.

Телевизионная реклама. Это самый дорогой вид рекламы, и далеко не все могут себе его позволить. Радиорекламу и телерекламу можно осуществить с помощью Ренийского муниципального телевидения.

Использование Интернет в качестве одного из элементов системы маркетинга может оказать значительное влияние на положительный имидж фирмы и на осведомленность потребителя о товарах и услугах.

Открытие виртуального представительства будет доступно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю из любой точки мира.

Размещение баннера порта на сайтах ведущих товаропроизводителей даст возможность большему количеству потенциальных инвесторов и грузоотправителей узнать о порте.

Реклама в печатных СМИ уступает лишь рекламе по телевидению. Реклама в газетах дешевле телевизионной. Вместе с тем качество воспроизведения рекламных оригиналов в газетах обычно невысокое. Стоимость одного объявления составляет 20-30 грн.

Реклама в специализированных изданиях составляет 1 тыс. долларов за одну цветную страницу.

Плакаты на щитах наружной рекламы обычно размещаются вдоль оживленных автотрасс и в местах скопления людей и напоминают о предприятии.

Рекламное объявление в наружной рекламе обычно кратко и не может полностью информировать о фирме либо товаре, поэтому знакомство потенциальных потребителей с новыми товарами с помощью этого средства массовой информации недостаточно эффективно.

Основным типом наружной рекламы является крупногабаритный плакат. Также существуют электрифицированные или газосветные световые панно.


4. Создание рекламного отдела.

На данный момент в Ренийском порту рекламой занимается один инженер, который в силу физической нагрузки не в состоянии охватить и изучить весь спектр предоставляемых услуг рекламными агентствами.

За счет сокращения вакансий и выхода на пенсию работников порта возможна организация рекламного отдела, состоящего из 2 – 3 человек, со средней зарплатой 750 грн. Затраты на оплату труда будут составлять:

(750 грн х 3 чел.) х 12 мес = 27000 грн в год

В рамках глобальной стратегии развития компании направленной на достижение долгосрочных задач и целей, особое значение приобретают усилия компании по использованию рекламы и промоушена в качестве основных средств маркетинговых коммуникаций.

Необходимо четко спланировать рекламную кампанию в отношении сроков средств рекламы, задействованных в кампании, рекламного бюджета и т.д.

Реклама не только позволяет информировать потребителей о товаре, на который есть спрос на рынке, но и создавать этот спрос, в особенности на развивающихся рынках.

После проведения предложенных мероприятий прогноз технико-экономических показателей будет иметь следующий вид:


ТЭП

годы

2004 год

2005 год

Прогноз

Валовая выручка

32156,7 грн

40602,6 грн

49048,9 грн

Себестоимость реализации

26861,2 грн

33583,3 грн

37305,0 грн

Расходы на 1 грн тов.продукции

1

1

1

Кредиторская задолженность

941,0 грн

1561,8 грн


Дебиторская задолженность

3691,0 грн

3177,7 грн


Административные расходы

1790,2 грн

1954,5 грн


Расходы на сбыт

93,0 грн

58,5 грн


Прибыль (общая)

+31,9 грн

+63,3 грн

+90,3 грн

Численность работников

1809 чел.

1707 чел.

1707 чел.

Средняя зарплата

527,5 грн/чел-мес

737,3 грн/чел-мес

737,3 грн/чел-мес

Продуктивность труда

19,1 тыс.грн/чел-год

23,8 тыс.грн/чел-год

24,2 тыс.грн/чел-год

Показатели рентабельности

0,1%

0,2%

0,4%


Исходя из расчетов предложенных мероприятий можно увидеть, что в прогнозируемом периоде возрастают показатели рентабельности, продуктивности труда.

Прибыль предприятия увеличивается. При прежней численности работников возможно увеличение средней зарплаты по порту.


ВЫВОДЫ


В развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но ни на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности фирмы, автор концентрирует внимание именно на службе маркетинга, на том как специалисты этого отдела помогают предпринимателю повысить эффективность, а следовательно, и прибыльность фирмы.

Прежде всего, маркетологи занимаются исследовательской работой: исследованием рынка, потребителей, товара, конкурентов. Некоторые директора предприятий недооценивают и даже игнорируют исследования маркетинга, что впоследствии прямым образом отражается на финансовом благосостоянии фирмы. Хотя исследования дороги, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только прибыль: предприятие, особенно молодое, почувствует себя уверенней на новой почве неосвоенного рынка. При помощи исследований можно выбрать наиболее оптимальный и прибыльный рынок, потребителей, способ рекламы и т. д., и таким образом маркетинговые исследования повышают прибыльность предприятия.

Маркетинговая политика предприятия является логическим продолжением исследований. Маркетинг сопровождает товар на всем пути процесса создания, определения цены, стратегии сбыта и продвижения.

Товарная политика маркетинга определяет оптимальные инструменты воздействия на новый товар, жизненный цикл товара, предсказывает устаревание, что способствует экономии средств и повышению эффективности.

Ценовая политика помогает определить истинную цену товара, выявить факторы, влияющие на изменение цены, выработать стратегию смены ценообразования. Эта тактика не дает предпринимателю прогадать в определении цены, а также завысить ее, что в обоих случаях могло бы привести к банкротству.

Стратегия сбыта товара влияет на определение оптимального канала сбыта, его ширину и протяженность, выбору посредника и поставщика, выбору метода сбыта, возможность создания собственной торговой сети, что как нельзя лучше влияет на экономию средств, в рыночных условиях, когда даже малейшая ошибка карается конкурентом.

Без тактики продвижения товара (реклама, ярмарки, директ-маркетинг, и др.) не выжила бы ни одна фирма. Сейчас, когда население планеты растет, увеличвается количество как продавцов, так и покупателей, производителю и потребителю все сложнее становится отыскать друг друга. Именно для облегчения этой задачи служит тактика продвижения.

Портовый маркетинг, с одной стороны, должен обеспечить прямые контакты с поставщиками ресурсов для их получения на наиболее приемлемых условиях, чтобы произвести продукцию, работы, услуги с наименьшими затратами. С другой стороны, портовый маркетинг во всем комплексе деятельности портов является единственным направлением, которое позволяет напрямую контактировать с пользователями, чтобы реализовать им произведенные продукцию, работы, услуги в наибольшем объеме, по разумным ценам и в определенное время. Последнее свидетельствует о том, что через маркетинг порты должны узнавать о потребностях пользователей и поддерживать с ними самые тесные связи.

При формировании системы портового маркетинга порт должен, прежде всего, определить его цели и стратегию. Цели маркетинга должны быть подчинены общим целям порта. На данном этапе развития украинских портов их главная цель заключается в том, чтобы свести к минимуму затраты на прохождение грузов через порт (снижение себестоимости) и на этой базе формировать приемлемые тарифы, обеспечить оптимальные сроки этого прохождения и максимально повысить добавленную стоимость груза. Общая цель позволяет конкретизировать цели портового маркетинга: привлечение большего числа грузопотоков для обеспечения максимальной загрузки каждого конкретного порта, а также поиск необходимых ресурсов, обеспечивающих деятельность порта по минимально возможным ценам. Некоторые порты в качестве общей цели могут ставить извлечение максимальной прибыли, диверсификацию портовой деятельности и др. Это, в свою очередь, должно находить отражение и в целях портового маркетинга.

Портовый маркетинг имеет три главных направления своего развития, которые определяют как структуру службы маркетинга, так и его конкретные задачи: информационное, исследовательское и рекламно-пропагандистское. Эти три направления очень тесно взаимоувязаны.

Сфера деятельности Ренийского морского торгового порта отвечает всем потребностям рынка:

- сосредоточенность на планировании, управлении, обеспечении и маркетинге портовой системы;

- обеспечение прибыльной и гибкой формой организации;

- разработка стратегий управления с целью распознать основные тенденции с самого начала и уметь соответствовать им;

- улучшение исследований в области маркетинга и продаж с целью продвижения на рынке услуг;

- создание необходимых оперативных задач в сотрудничестве с частными и общественными организациями.

Автор надеется, что в данной работе осветил достаточное количество вопросов, позволяющих познать основы маркетинга и прийти к выводу, что маркетинг, повышая эффективность и прибыльность, является неотъемлемой частью политики предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛитературЫ

1.      Àëåêñóíèí Â.À. Ìàðêåòèíã â îòðàñëÿõ è ñôåðàõ äåÿòåëüíîñòè. Ì.:2001 ã.

2.      Афанасьев М. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. -М: Финстатинформ, 1995

3.      Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом. -М: Экономика, 1991

4.      Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. -М: Экономика, 1993

5.      Горфинкель В. Я. т др. Экономика предприятий. М.:Банки и биржи, 1996

6.      Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. - М.: Международные отношения, 1991.

7.      Козлов В.А. Реклама в системе маркетинга. -М: 1990

8.      Котлер Ф. Основы маркетинга. -М: Прогресс, 1990

9.      Ложачевская А. «Характеристика транспортной отрасли Украины», журнал «Экономист», № 10, 2002 г.

10.  Ìàðêîâà Â.Ä. Ìàðêåòèíã óñëóã. Ì: 1996

11.  Ìàóðèíã. Îñíîâíûå ïðèíöèïû ìàðêåòèíãà. Ì: 1996

12.  Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. - М.: ФиС, 1991

13.  Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии. М., Международные отношения, 1993

14.  Ричард Отт.  Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг/Перевод с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997

15.  Родин В.Г. Основы маркетинга. -М: 1992

16.  Ðîìàò Å. Ðåêëàìà â ñèñòåìå ìàðêåòèíãà. Ó÷åáíîå ïîñîáèå. – Õàðüêîâ, 1995

17.  Соловьев Б.А. Основы теории и практики маркетинга. -М: МИНХ им. Г.В. Плеханова, 1991

18.  Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13.- М.: «Инфра – М», 1999

19.  Хершген Х.  Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник для вузов: Пер. с нем. - М.: ИНФРА- М, 2000

20.  Хруцкий В.Е. и др. Современный маркетинг. -М: Финансы и статистика, 1991

21.  Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие. М: 1998

22.  Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. М: 1997

23.  Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия.- М: Финансы и Статистика, 1996.

24.  Øåâ÷åíêî Ï. “Íàступит ли судоходный день украинского Дуная?», газета «Зеркало недели», № 46, 2001 г.

25.  Порты Украины, № 3, 2001 год.

26.  Секретарь-референт, март, 2007 год

27.  Ñâîä ìåñòíûõ òàðèôîâ Ðåíèéñêîãî ìîðñêîãî òîðãîâîãî ïîðòà

28.  Âñå î ìàðêåòèíãå: Ñáîðíèê ìàòåðèàëîâ äëÿ ðóêîâîäèòåëåé ïðåäïðèÿòèé, ýêîíîìè÷åñêèõ è êîììåð÷åñêèõ ñëóæá. –Ì: Азимут-Центр. 1992

29.  Ðåêëàìíûé ìåíåäæìåíò: òåëåâèäåíèå è ðàäèîâåùàíèå: Ì., 1994




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.