реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Залог как форма обеспечения возвратности кредита

риска неплатежа заемщика (страхователем выступает банк); г) страхование

коммерческого кредита (страхование векселей); д) страхование залоговых

операций; е) страхование валютных рисков (возможных потерь от колебания

валютных курсов); ж) страхование биржевых операций и сделок; з) страхование

от инфляции; и) страхование риска неправомерного применения финансовых

санкций органами налогового контроля.

Мировой практикой выработан целый ряд страховых гарантий по защите от

специфических рисков в банковской сфере. С этой целью применяется

стандартный банковский полис, который гарантирует банку возмещение убытков,

причиненных: 1) преступной деятельностью банковских служащих при исполнении

ими служебных обязанностей; 2) кражей или подделкой денежных документов и

ценных бумаг (векселей, чеков, депозитных сертификатов, акций, облигаций,

закладных, гарантий, кассовых ордеров и т.п.); 3) принятием банком

фальшивых денежных знаков; 4) компьютерным мошенничеством (преступным

введением или искажением электронной информации).

В таких видах страхования испытывается огромная потребность у

банкиров. На отечественном страховом рынке имеются предложения услуг по

страхованию финансово-кредитных рисков, однако, объем операций по данному

виду страхования невысок. Это объясняется высокой степенью риска и

непредсказуемостью колебаний валютного и финансового рынков, отсутствием

страховой статистики и универсальной методики проведения подобных страховых

операций.

В основе страхования лежит математический закон больших чисел, оно

может быть эффективным только тогда, когда распространяется на большое

количество объектов, подвергающихся одинаковым рискам, но не одновременно.

Финансовые же риски имеют достаточно высокую степень вероятности

наступления и требуют соответствующего страхового покрытия ущерба. Понятно,

что это под силу только крупным, финансово устойчивым страховым компаниям.

Привлечение средств юридических и физических лиц, операции по

депозитным счетам являются для банков одним из основных видов деятельности.

При этом, как известно, банковские банкротства приводят к потере

вкладчиками своих денег, и потому практически во всех развитых странах

существуют системы страхования банковских депозитов. Такое страхование

представляет собой комплекс мер, обеспечивающих страховую защиту вкладов на

случай банкротства коммерческого банка.

Впервые страхование депозитов было введено в США в 1929г. В 1934г.

когда многие вкладчики коммерческих банков потеряли свои сбережения после

серии банкротств во время Великой депрессии в США была создана система

общефедерального страхования банковских депозитов.

К сожалению, до настоящего времени в странах СНГ и в нашей республике

не создана эффективная система страхования вкладов.

Рассмотрим вкратце мировой опыт страхования депозитов.

Обязательная форма страхования депозитов применяется в США, Канаде,

Великобритании, Нидерландах, Японии. В этом случае законодательством

определяются условия проведения страхования, его субъекты и объекты,

механизм определения размеров страховых взносов и страховых выплат.

В то же время во Франции, ФРГ, Италии используется добровольная форма

страхования, при которой каждый банк самостоятельно решает вопрос о своем

участии или неучастии в страховании. Но и в этом случае банки обычно

ставятся в такое положение, что они вынуждены иметь страховое обеспечение

(например, его наличие может быть условием выдачи лицензии на право

осуществления банком определенных операций, членства в банковской

ассоциации и т.д.). К тому же неучастие банка в системе страхования

отрицательно сказывается на его конкурентоспособности.

Страховщиками могут быть государственные, частные и смешанные

организации.

Государственные организации проводят страхование, как правило, в том

случае, если оно является обязательным. При этом операции осуществляются на

бесприбыльной основе специально созданным государственным органом. В

формировании ресурсной базы страховой организации могут быть использованы

наряду со взносами банков и государственные средства. Такая система, в

частности используется в США, где страхованием занимается Федеральная

корпорация страхования депозитов.

В ФРГ, Франции, Люксембурге страхованием занимаются организации,

созданные в рамках банковских ассоциаций (Фонд страхования депозитов

частных банков). При этом государство не вмешивается в деятельность данных

фондов и не осуществляет их кредитование. Руководство фондами возлагается

на банковские ассоциации. Их средства формируются исключительно за счет

взносов банков-участников.

При смешанной форме создания страховой организации уставный капитал

формируется как органами государственного управления, так и коммерческими

структурами. Такая система существует в Японии, где с 1971г. функционирует

«Корпорация по страхованию депозитов» Её капитал равными долями был

сформирован правительством, Банком Японии и частными банками.

По характеру исчисления размеров страховых взносов различают системы,

предусматривающие единую либо дифференцированную шкалу тарифных ставок.

В первом случае размеры страховых взносов устанавливаются по единой

для всех банков шкале в процентах от определенной базы. Чаще всего в

качестве такой базы выступает величина застрахованных вкладов.

При дифференциации страховых взносов величина тарифных ставок

определяется для каждого банка индивидуально в зависимости от показателей

их ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости.

Однако во всех случаях условия страхования, как правило,

предусматривают возможность периодического пересмотра страховщиком размеров

уплачиваемых банками страховых взносов в зависимости от наличия средств в

страховом фонде.

Страховым случаем считается обычно банкротство банка в соответствии с

решением суда. В этой ситуации страховщик принимает на себя все активы и

пассивы банкрота и осуществляет выплаты вкладчикам страхового возмещения.

Такие выплаты могут включать либо только сумму вклада, либо сумму вклада

вместе с процентами, начисляемыми на него.

После осуществления страховых выплат страховщик реализует активы банка-

банкрота, возмещая из полученных средств свои расходы, а также удовлетворяя

оставшиеся требования к банку.

Кроме того, страховщик может принять и определенные профилактические

меры по отношению к банку, финансовое положение которого внушает серьезные

опасения.

Страховая корпорация может осуществить следующие меры для защиты

интересов вкладчиков: а) не допустить банкротства банка путем оказания ему

помощи, используя, например, приобретение части его капитала,

предоставление ссуд, размещения в нем вкладов, покупки его активов; б)

сменить руководство банка; в) провести реорганизацию банка путем его

слияния с другим банком, передачи ему активов и пассивов

неплатежеспособного банка. При этом банку-донору предоставляются

определенные льготы (выдают ссуду, выплачивают определенные суммы для

возмещения убытков, приобретают те кредиты банка-банкрота, вероятность не

возврата которых особенно высока, и т.п.); г) приобрести разорившийся банк.

По принятой Международным валютным фондом (МВФ) методологии все

способы страхования депозитов условно подразделяют на следующие две

системы:

систему не выраженных прямо гарантий;

систему положительно выраженных гарантий.

При использовании первой системы обычно отсутствует специальное

законодательство и другие нормативные акты, которыми регламентируется

порядок, формы, размеры возмещения потерь вкладчикам банка в случае его

банкротства. Помимо этого, нет практики создания специальных фондов,

предназначенных для возмещения таких потерь, а существуют лишь абстрактные

обязательства государства или иных органов по сохранности вложенных в банки

средств. При этом порядок компенсации потерь определяется в каждом

конкретном случае по усмотрению государства. Такие системы, как правило,

применяются в странах, банковские системы в которых находятся в сильной

зависимости от государства и еще не испытали серьезных кризисов. Такая

система в принципе существует в странах СНГ в настоящее время.

Системы страхования с положительно выраженными гарантиями нередко

создаются в результате кризисов, поразивших банковскую систему той или иной

страны. Примерами тому является история создания таких систем в США,

Великобритании, Италии, Аргентине. Основными принципами данной системы

являются наличие законодательно установленной процедуры гарантирования

возврата банковских вкладов, а также специально созданного в этих целях

страхового фонда.

Нашу республику следует отнести пока к тем государствам, в которых

действует система не выраженных прямо гарантий вкладчикам банка. В

частности, в соответствии с законодательством ПМР государство гарантирует

сохранность вкладов населения в тех банках, контрольный пакет акций которых

принадлежит ему (в частности, в Сбербанке), вкладчики – частные лица имеют

право в первоочередном порядке получить вложенные ими в банк суммы при его

ликвидации.

3. Процесс банковского кредитования и

залоговые операции в филиале ПРАК АПБ

Процесс банковского кредитования в филиале ПРАК АПБ можно разделить на

несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды,

способы ее выдачи, использования и погашения: 1) рассмотрение кредитной

заявки и собеседование с заемщиком; 2) изучение кредитоспособности клиента;

3) подготовка и заключение кредитного договора; 4) кредитный мониторинг.

Рассмотрение кредитной заявки. Предупредительность и внимательное

отношение к любому клиенту являются непременным правилом поведения каждого

сотрудника банка. Банковский служащий предоставляет клиенту необходимую

информацию по условиям кредитования и предлагает ему ответить на вопросы по

анкете банка. Результаты первой и всех последующих встреч с клиентом

обобщаются в отчетах, содержащих более или менее стандартный набор

вопросов. (Таблица 3.4.1.).

Таблица 3.4.1.

Образец отчета о результатах беседы служащего банка

с возможным заемщиком

|Вопросы |Ответы |

|Фамилия клиента | |

|Адрес | |

|Телефон | |

|Фамилия сотрудника банка, к которому обращался | |

|клиент | |

|Пользуется ли клиент в настоящее время услугами | |

|банка? (да, нет) | |

|Какими именно? | |

|Если нет, то пользовался ли клиент услугами банка| |

|в прошлом? | |

|С какими сотрудниками фирмы клиента общались | |

|представители банка? | |

|Если речь идет о физическом лице, то укажите род | |

|занятий клиента | |

|Если речь идет о предпринимательской фирме, то | |

|каким видом деятельности занимается клиент? | |

|Укажите приблизительно годовой объем продаж (тыс.| |

|руб.) | |

|В каком банке обслуживается в настоящее время | |

|клиент? | |

|С какими проблемами (если таковые имеются) | |

|сталкивается клиент в своих взаимоотношениях с | |

|банком? | |

|Какими банковскими услугами пользуется клиент в | |

|настоящее время? (Пожалуйста, проверьте.) | |

|- Кредитная линия | |

|- Срочный кредит | |

|- Чековые счета | |

|- Другие срочные счета | |

|- Аккредитивы | |

|- Переводы средств | |

|- Управление денежными средствами | |

|- Трастовые услуги | |

|Какими банковскими услугами не пользуется в | |

|настоящее время клиент, но которые могут быть для| |

|него полезны? | |

|Опишите результаты последнего контакта с клиентом| |

Подобный отчет корректируется и пополняется новой информацией после

каждого визита клиента в банк. Эти отчеты дают кредитному инспектору важную

информацию о потенциальном клиенте еще до того, как состоится их личное

знакомство. На беседу с кредитным инспектором будущий заемщик приходит с

кредитной заявкой, содержащей исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях,

на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и предлагаемом

обеспечении (Приложение №2).

Кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных

документов, в том числе: 1) нотариально заверенные копии учредительных

документов компании заемщика; 2) финансовый отчет, включающий баланс и счет

прибылей и убытков за последние три года. Баланс составляется на конец года

и показывает структуру активов, обязательств и капитала. Счет прибылей и

убытков охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и

расходах компании, чистой прибыли, ее распределении и отчислении в резервы,

выплатах дивидендов и т.д.; 3) отчет о движении кассовых поступлений. Он

основан на сопоставлении балансов компании за два отчетных периода и

позволяет определить изменения различных статей и движения фондов. Отчет

дает полную картину использования дефицита ресурсов, времени высвобождения

фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т.д.; 4) внутренние

финансовые отчеты, которые более детально характеризуют финансовое

положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течение года,

поквартально или помесячно; 5) данные внутреннего оперативного учета.

Составление баланса требует много времени. Однако банку-кредитору могут

потребоваться данные оперативного учета, содержатся в сводках,

подготовленных для руководства компании-заемщика. Эти документы касаются

текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.; 6) прогноз

финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, расходов,

издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости

запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д. Речь

идет об оценочном балансе, который включает прогнозный вариант балансовых

счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и кассовом бюджете,

который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по

неделям, месяцам, кварталам); 7) налоговые декларации как важный источник

дополнительной информации. В них могут содержаться сведения, не включенные

в другие документы и характеризующие заемщика как налогоплательщика; 8)

бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих

предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации.

В этом случае компания-заемщик предоставляет в банк подробный бизнес-план,

который должен содержать сведения о целях проекта и методах его

осуществления.

Кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и

сопроводительные документы. После этого он вновь беседует с будущим

заемщиком (владельцем или ответственным представителем фирмы). Подобные

встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали

кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного

заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании,

реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В

ходе беседы кредитному инспектору нет необходимости выяснять все аспекты

работы компании-заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых

вопросах, представляющих интерес для банка-кредитора.

Ознакомительная беседа с потенциальным заемщиком может касаться

следующих вопросов, заданных в определенной последовательности (Таблица

3.4.2.).

Таблица 3.4.2.

Вопросы кредитного инспектора к потенциальному заемщику

|Сведения о клиенте и его компании: |

|какая правовая форма у компании; |

|когда она была учреждена; |

|как была произведена оценка имущества, предлагаемая в качестве обеспечения;|

| |

|подвержено ли это имущество порче; |

|каковы издержки по его хранению; |

|кто владелец (основной акционер или пайщик) компании, сколько акций (паев) |

|они имеют; |

|какова основная продукция компании (или каковы виды основных услуг); |

|каков опыт и квалификация менеджеров; |

|прибыльна ли компания; |

|кто основные клиенты-поставщики и покупатели компании; |

|на каких условиях продается товар (услуга)? |

|Вопросы об испрашиваемом кредите: |

|на какую сумму клиент хотел бы получить кредит; |

|как им была определена эта сумма; |

|достаточно ли обоснованно составлен прогноз финансовых потребностей; |

|учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок службы |

|активов, финансируемых с помощью кредита; |

|- учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в |

|срок? |

|Вопросы о погашении кредита: |

|как клиент предполагает погашать кредит; |

|сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла; |

|имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита; |

|есть ли юридические лица, готовые дать гарантию; |

|каково их финансовое положение? |

|Вопросы об обеспеченности возврата кредита: |

|каков вид обеспечения; |

|кто владелец обеспечения; |

|где и под чьим контролем оно находится; |

|как была осуществлена оценка имущества, предлагаемая в качестве |

|обеспечения? |

|Вопросы об отношениях клиента с другими банками: |

|услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент; |

|обращался ли он за кредитом к другим банкам; |

|почему клиент пришел в этот банк; |

|имеет ли клиент непогашенные кредиты, каковы их сумма и сроки погашения? |

На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить: а) серьезность,

надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.