реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Антикризисное управление в кредитных организациях

рыночных отношений диктовали необходимость значительного увеличения числа

кредитных организаций, система получения лицензии на проведение банковских

операций отличалась особым либерализмом. Было зарегистрировано значительное

число банков, ориентированных только на быстрое получение прибыли даже при

очевидном мошенничестве. Такие банки не были нацелены на поддержание своей

устойчивости, не имели определенных целей и долгосрочной политики, не

вырабатывали тактику работы с клиентурой, базирующуюся на длительных

отношениях, а иногда и осуществляли деятельность в неприспособленных

помещениях, часто меняли свои юридические адреса, прекращая работу без

извещения кредиторов и вкладчиков. Для разрешения проблем с такими банками,

кроме ужесточения правил регистрации, необходимо становление полноценных

профессиональных служб как внешнего аудита банков, так и служб внутреннего

аудита в самих коммерческих банках.

Для преодоления негативных тенденций состояния проблемных банков, а

также разрешения вопроса эффективности отечественной банковской системы в

целом в настоящее время необходимо определить показатели

структурообразующих (социально значимых) банков, крах которых повлечет

возникновение системного кризиса в банковском секторе. Для поддержания

нормальной работы данной категории банков необходимо дифференцировать

показатели ликвидности и по возможности усилить контроль за их

деятельностью.

Кроме того, необходимо выработать эффективный механизм поддержки

действующих банков путем развития операций рефинансирования со стороны

центрального банка. Значительные объемы средств, уже задействованные

коммерческими банками в операциях с векселями, ставят для Центрального

банка России задачу разработки порядка переучета векселей. Помимо этого

необходимо кроме развития ломбардного кредитования совершенствовать

практику выдачи расчетных кредитов и прием средств на депозит Центральным

банком на краткосрочной основе. Данная система рефинансирования признана

эффективной в большинстве экономически развитых стран и вполне могла бы

быть применена и в наших условиях.

Для усиления ответственности сотрудников и руководства коммерческих

банков за результаты своей работы возможно введение дополнительных

регулирующих мер. В международной практике применяется система штрафов

работников, допустивших ошибки в своей профессиональной деятельности (в США

от 1000 долларов за каждый день), при одновременном действии системы

компенсаций и страхования сотрудников. Страховое покрытие, однако, часто не

распространяется на уголовные преступления, деяния, связанные с

нечестностью служащих, действия, предпринятые для личной выгоды, действия,

повлекшие конфликты интересов. В наших условиях, когда личная

ответственность руководства и сотрудников банков за удачи и неудачи

коммерческого банка минимальна, можно было бы законодательно установить

определенные ежемесячные отчисления из доходов сотрудников банка в

специальный фонд по заработной плате, средства которого депонируются и при

обнаружении недостатков в работе персонала банка направляются на погашение

убытков.

Кроме того, необходимо доработать законодательные вопросы залогового

обеспечения кредитных сделок и гарантий по выдаваемым банками кредитам.

Необходимо ввести в практику и законодательно закрепить:

> основные критерии, при наличии которых управление проблемным банком может

быть передано институту санации. Возможность использования признанных в

зарубежной практике систем оценок позволит в дальнейшем легче

интегрироваться отечественной банковской системе в международные

структуры;

> ответственность сотрудников банка при противодействии надзорным органам и

внешнему управлению банком вплоть до отстранения от должности, как это

практикуется за рубежом;

> возможности надзорных органов по временному ограничению определенных

видов деятельности коммерческих банков, если эта деятельность может

негативно отразиться в дальнейшем на их финансовом состоянии;

> возможность приостановления начисления штрафов, пени, неустоек по

обязательным платежам в период проведения санации кредитной организации.

Кроме того, Центральному Банку необходимо определиться, при каких

условиях он готов предоставить прямую помощь проблемному банку. Накопленный

международный банковский опыт санации проблемных банков подтверждает

необходимость подобной меры. В настоящее время Центральный Банк должен

также определить свое отношение к фонду страхования депозитов и тому опыту,

который уже есть в России по данному вопросу.

Подытоживая данную главу, мы делаем вывод, что на сегодняшний день

институт санирования проблемных кредитных организаций находится на ранних

стадиях зарождения. В российской банковской системе отсутствует практика

управления кризисными кредитными учреждениями, законодательная база,

регулирующая это направление, далека от совершенства. Основные

характеристики существующего российского антикризисного управления,

приведенные выше, доказывают, что для эффективной работы необходим

качественно новый подход к санации кредитных учреждений, основанный на

переработке и дополнении существующей практики оздоровления проблемных

организаций.

Эффективное управление кредитной организацией в условиях постоянно

меняющей законодательной базы, общей стагнации промышленности, кризиса

валютного, межбанковского рынков – это настоящий труд. К сожалению, этот

труд далек от совершенства: казалось бы, такие столпы банковской системы,

как Онексим, СБС-Агро, Инком, и проч. и те не смогли справиться с

нахлынувшим кризисом. А что тогда говорить о средних и мелких банках?

Существует масса недоработок, а подчас, и серьезных ошибок и просчетов как

в работе банков по составлению и реализации планов санации, так и со

стороны Центрального Банка России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что эффективное управление в

проблемных кредитных учреждениях на сегодняшний день особенно актуально.

Нарастающий кризис российской банковской системы порождает все новые и

новые кредитные институты, нуждающиеся в антикризисном менеджменте.

Финансовые потери не являются неизбежными. При правильной

макроэкономической политике с созданием эффективной системы оценки

деятельности кредитных институтов, совершенствовании деятельности служб

банковского надзора как при лицензировании банков, так и при ежемесячном

отслеживании результатов их деятельности, а также при профессиональном

проведении инспекционных проверок вероятность появления финансовых проблем

можно существенно снизить.

Профилактические меры диагностики состояния коммерческих банков

являются необходимыми, так как для поддержания устойчивости

функционирования банковской системы нужны не столько кардинальные методы

оздоровления, сколько исключение серьезных проблем в массовых масштабах у

многих кредитных институтов. Однако на запущенных стадиях проблемности

нужны экстренные комплексные методы воздействия. Вместе с тем, решительное

хирургическое вмешательство путем вырезания у банков просроченных ссуд с их

последующей реабилитацией не может превратиться в постоянную практику, пока

не удалены причины бедственного положения банков.

Отправным моментом антикризисного управления в кредитной организации

является получение неудовлетворительных данных анализа деятельности. Чем

раньше выявлены недостатки в деятельности и определены основные направления

работы, тем больше шансов восстановить утраченные возможности кредитной

организации.

Раннее выявление и фиксация проблем в большинстве случаев возможны

только посредством анализа финансового состояния. К сожалению, современные

методики не лишены недоработок, и либо углубленный анализ деятельности

кредитной организации позволяет сделать вывод о наступившем кризисе, либо

непосредственное проявление все нарастающих кризисных тенденций фиксирует

факт проблемности кредитной организации. В настоящей работе предложена

методика, представляющая собой переработанную и дополненную базовыми

экономическим показателями методику анализа деятельности кредитной

организации на основе методических рекомендаций НБРА. По мнению автора,

предлагаемая методика позволяет сделать наиболее полный анализ, необходимый

для получения данных о деятельности кредитной организации, и выявить

признаки проблемности уже на ранних стадиях.

Серьезное влияние на деятельность кредитных организаций оказывает

внешняя среда, вызванная проведением макроэкономической политики. Несмотря

на то, что высокие темпы инфляции могут принести относительную временную

выгоду коммерческим банкам, в экономике в целом они порождают

неопределенность и значительные потери национального богатства, которые со

временем обязательно отразятся на состоянии коммерческих банков. Ни одна

финансовая система не может оставаться прибыльной в долгосрочной

перспективе при наличии значительных проблем у производственного сектора.

Убыточный производственный сектор неизбежно со временем потянет за собой и

банковский сектор, состояние коммерческих банков напрямую зависит от

состояния их клиентов. Даже при том, что некоторые коммерческие банки могут

быть и не связаны непосредственно с кредитованием реального сектора

экономики, наличие значительных финансовых проблем у большинства клиентов

связанная с этим нестабильность обслуживающих их банков со временем

неизбежно найдут отражение на межбанковском, валютном и фондовом рынках и

распространяется на остальные устойчивые кредитные учреждения.

При выработке мер антикризисного управления проблемными отечественными

банками следует учитывать зарубежный опыт развитых стран. Для преодоления

негативных ситуаций в банковской системе необходим комплексный подход,

который включает устранение как внешних, так и внутренних причин

проблемности банков. Несовершенные внутренние учетные нормы и стандарты

могут стать серьезной причиной появления затруднений у кредитных

институтов. Совершенствование отечественной системы бухгалтерского учета и

отчетности в целях обеспечения максимальной прозрачности и

платежеспособности кредитных институтов желательно проводить в соответствии

с международными стандартами, но с учетом отечественных условий.

Помимо совершенствования банковского законодательства, необходимо

снять юридические вопросы к взысканию долгов, устранить препятствия при

рассмотрении дел в суде и недостатки законодательства, которые мешают

банкам применять решительные меры к неплатежеспособным заемщикам как при

реализации залоговых отношений, так и при реализации имущества заемщика при

его банкротстве через суд.

Состояние отечественных банков с отозванной лицензией позволяет

сделать вывод о том, что в целом их балансы отражают те же негативные

моменты, которые имеются и у проблемных банков других государств (резкий

рост вложений в более прибыльные операции, значительная доля просроченной

задолженности, очевидный недостаток собственного капитала и значительные

объемы полученных убытков по результатам работы). Поэтому для преодоления

основных перечисленных недостатков необходимо ужесточение мер надзорного

характера, направленных на увеличение собственного капитала банков,

соблюдение банками нормативов ликвидности, предотвращение концентрации

значительных вложений банков в одной сфере. Кроме того, необходимо

пересмотреть порядок начисления резервов по ссудам, возможно процентное

установление отчислений от фактических объемов всех выданных кредитов с

тем, чтобы устранить предвзятое мнение банка по качеству его активов.

Однако помимо мер, направленных на повышение эффективности работы

самого банка, необходимо решить вопрос списания с балансов проблемных

банков просроченной задолженности по централизованным кредитам.

Предусмотренные на 1998г. объемы списания и отнесение их на внутренний

государственный долг способны лишь частично облегчить положение проблемных

банков. Необходима комплексная работа по реструктуризации активов

проблемных банков, кроме того, ЦБ должен выработать более четкие критерии

предоставления стабилизационных кредитов. Решение вопроса переучета ЦБ

России векселей кредитных организаций могло бы снизить остроту расчетных

платежных отношений.

Для отечественной банковской системы в большей степени, чем для

иностранных, необходимо повышать уровень профессионализма работников и

усиливать требования к соблюдению этических норм. Необходимо также

расширение мер материальной ответственности руководства для исключения

мошенничества и преднамеренного банкротства.

Разрешение перечисленных проблем способно улучшить состояние

платежеспособности проблемных банков, однако для предотвращения дальнейшей

роста их числа необходима разработка и принятие комплекса мер по

диагностике стояния кредитных учреждений, бухгалтерской отчетности и

оздоровлению банков на ранних стадиях проблемности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Инструкция Банка России от 01.10.97 № 1 "О порядке регулирования

деятельности банков" (Новая редакция инструкции Банка России от

30.01.96 № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных

организаций").

2. Указание Банка России от 31.12.97 № 123-У “О внесении изменений и

дополнений к Инструкции Банка России от 01.10.97 № 1 “О порядке

регулирования деятельности банков”.

3. Указание от 29.01.98 № 153-У "О внесении дополнений и изменений в

Инструкцию Банка России от 01.10.97 № 1 "О порядке регулирования

деятельности банков".

4. Указание Банка России от 27.03.98 № 192-У "О дополнительных мерах

по защите интересов вкладчиков банков".

5. Положение Банка России от 01.06.98 № 31-П "О методике расчета

собственных средств (капитала) кредитных организаций".

6. Инструкция Банка России от 01.10.97 № 17 "О составлении финансовой

отчетности" (новая редакция Временной инструкции Банка России от

24.08.93 № 17 "По составлению общей финансовой отчетности

коммерческими банками").

7. Указание Банка России от 12.05.98 № 225-У "О внесении изменений и

дополнений в Инструкцию Банка России от 01.10.97 № 17".

8. Письмо Банка России от 28.02.97 № 419 "О мерах по усилению надзора

за деятельностью кредитных организаций".

9. Приказ Банка России от 25.09.97 № 02-414 "О внесении изменений в

письмо Банка России от 28.02.97 № 419 в связи с переходом на новый

План счетов бухгалтерского учета".

10. Инструкция Банка России от 31.03.97 № 59 "О применении к кредитным

организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм

деятельности".

11. Письмо Банка России от 28.07.97 № 492 "О применении отдельных

положений инструкции Банка России от 31.03.97 № 59".

12. Указание Банка России от 14.11.97 № 20-У " О внесении изменений в

инструкцию Банка России от 31.03.97 № 59".

13. Письмо Банка России от 02.04.98 № 85-Т "О порядке применения мер

воздействия к реорганизующимся кредитным организациям".

14. Письмо Банка России от 18.11.97 № 05-15-3-1/1193 "О порядке

обращений в Банк России по вопросам соблюдения кредитными

организациями пруденциальных норм деятельности".

15. Положение Банка России от 28.08.97 № 509 "Об организации

внутреннего контроля в банках".

16. Положение Банка России от 08.09.97 № 516 "О пруденциальном

регулировании деятельности небанковских кредитных организаций,

осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации".

17. Письмо Банка России от 22.12.94 № 132 "О публикуемой отчетности

коммерческих банков".

18. Письмо Банка России от 28.05.97 № 457 "О критериях определения

финансового состояния банков".

19. Письмо Банка России от 23.12.96 № 383 "О порядке осуществления

пруденциального банковского надзора за Сберегательным банком

Российской Федерации".

20. Письмо Банка России от 18.09.97 № 01-15-973 "О совершенствовании

взаимодействия подразделений территориальных учреждений Банка

России по регулированию и надзору за деятельностью кредитных

организаций".

21. Письмо Банка России от 20.06.97 № 473 "О мерах по усилению

контроля за достоверностью отчетности кредитных организаций".

22. Письмо ЦБР от 28 мая 1997 года №457 “О критериях определения

финансового состояния банков”.

23. Письмо ЦБР от 22 ноября 1996 №363 “О планах санации кредитных

организаций” (С изменениями от 30 апреля 1997) (с Приложением № 1).

24. Письмо ЦБР от 30 апреля 1997 года № 443 “О методических

рекомендациях по составлению планов санации кредитными

организациями” (с Приложением к письму).

25. Указание ЦБР от 13 ноября 197 года № 18-У “О введении в действие

новой редакции методических рекомендаций о порядке оценки

мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации),

утвержденных письмом Банка России от 08.09.97 №513».

26. Указание “О годовом бухгалтерском отчете и отчетности кредитных

организаций, предоставляемой в рамках надзора” от 25 декабря 1998

года № 452-У.

27. Указание № 429-У от 30 ноября 1998 года “О внесении изменений и

дополнений в Инструкцию Банка России от 31.03.97 года № 59 “О

применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения

пруденциальных норм деятельности”.

28. Бюллетень банковской статистики // -1999. -№4.

29. Текущее состояние банковской системы // Банковская Газета. – 1999.

- №3 (141) Февраль.

30. Востриков П., Логинов Л. Особенности реорганизации банков в форме

слияния и присоединения // Банковское дело в Москве. –1998. - №2.

– с.14-15.

31. Геращенко В.В. О ситуации в банковской системе и проблемах ее

реструктуризации // Доклад Председателя Банка России на IX съезде

Ассоциации российских банков. – 1999.

32. Ивин Н.И. Санация проблемных банков. Некоторые итоги года //

Банковское дело в Москве. –1998. - №2. –с.12-13.

33. Лунтовский Г.И. Проблема оздоровления коммерческих банков:

российская практика и зарубежный опыт // Деньги и Кредит. –1998. -

№6. – с.44-46.

34. Масленченков Ю.С. Мониторинг финансовой деятельности банка на

основе моделирования его баланса и идентификации традиционных

банковских рисков // Банковское дело. -1998. -№4. –с.51-54.

35. Саркисянц А.Г. Слияния и банкротство банков: мировой опыт //

Деньги и Кредит. –1998. - №2. – с. 43-52.

36. Турбанов А.В. Банковская система Российской Федерации: проблемы

реструктуризации // Деньги и Кредит. –1998. - №2. – с.3-7.

37. Л.П. Белых. Устойчивость коммерческих банков. М., 1996.

38. А.П. Ковалев. Диагностика банкротства. М., 1995.

39. Г.С. Панова. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.,

1996.

40. Http://mac.www.cbr.ru.

41. Http://www.aton.ru

42. Http://www.rbc.ru.

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение 1

Динамика значений экономических нормативов деятельности Банка «Условный»

|Наименование норматива |Критериальное |Формула* |01.01.9|01.01.9|01.01.9|

| |значение | |7 |8 |9 |

|Н1 |Норматив достаточности |Мин |соб.ср-ва менее|Н1 = К / (Ар-Рц-Рк-Рд) * |7,48% |13,19% |13,31% |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.