![]() |
|
|
Курсовая: Система счетов управленческого учёта на предприятииКурсовая: Система счетов управленческого учёта на предприятииМинистерство образования Украины Национальная Металлургическая Академия Украины
КУРСОВАЯ РАБОТАКафедра: Менеджмента По дисциплине: Бухгалтерский учет Тема: Система счетов управленческого учета на предприятии Выполнил студент: Дубина Е. А. Проверил преподаватель:
г. Днепропетровск2002г. План.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ: РЕАЛЬНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯНыне в отечественный экономический язык входит такое понятие, как управленческий учет. Однако еще и до сих пор оно не получило более или менее четкого и однозначного определения. А это неизбежно приводит к терминологической путанице и схоластических споров, которые задерживают процесс внедрения управленческого учета в хозяйственную практику отечественных предприятий. Рассматривая вопрос об управленческом учете, целесообразно в отдельности проанализировать западную практику и отечественную реальность, отметив при этом в втором случае тенденции к сдвигу. Сегодня, как известно, на Западе общая бухгалтерия делится на две подсистемы: внешнюю — финансовую и внутреннюю — управленческую (производственную, эксплуатационную). Такое деление объективно обусловлено отличиями в целях и задачах внешней и внутренней бухгалтерии. Ведение финансовой бухгалтерии обязательное для предприятий. Финансовая бухгалтерия фиксирует информацию о текущих расходах в поэлементном разрезе и прибыли предприятия (фирмы), о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о размерах финансовых инвестиций и прибыли от них, о состоянии источников финансирования и т.п.. Потребителями информации финансовой бухгалтерии выступают в основном внешние по отношению к предприятию пользователи. Это — органы налоговой администрации, биржи, банки, другие финансовые учреждения, поставщики и покупатели, потенциальные инвесторы. Финансовая отчетность открыто публикуется, она не может составлять коммерческой тайны предприятия. Все эти факторы предопределяют четкую регламентацию структуры, состава внешней отчетности предприятия, правил и принципов ее складывания. Что касается внутренней учетной системы на предприятии, то вопрос о том, создавать ее или нет, как правило, решает сама администрация. В системе управленческого учета (назовем ее управленческой и в дальнейшем будем придерживаться этого названия, хотя в разных национальных учетных системах внутренний учет называют по-разному) воссоздается прежде всего информация о затратах. Затраты предприятия находятся под внимательным вниманием управленческого учета. Они группируются и классифицируются по видам и местом их возникновения. Места возникновения затрат — это структурные подразделы (отделы, секции, составы), в которых происходит первоначальное потребление ресурсов. В системе управленческого учета обязательно выделяются такие его объекты, как центры ответственности. Управление затратами происходит благодаря деятельности людей. Именно люди, которые принимают участие в процессе управления, должны отвечать за целесообразность возникновения того ли другого вида расходов. Центр ответственности — это структурный элемент предприятия, в границах которого менеджер несет ответственность за целесообразность понесенных затрат. Администрация сама решает, в каких разрезах классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как их связать с центрами ответственности. Другим объектом управленческого учета служат результаты, которые могут также учитываться за местами возникновения затрат. В процессе сопоставления затрат и результатов разнообразных объектов учета обнаруживается эффект финансово- хозяйственной деятельности. Управленческий учет — это не учет в узком значении этого слова: как система сбора, регистрации и обобщение информации. Это, больше, система управления предприятием, которая интегрирует в себе разнообразные подсистемы и методы управления, подчиняет их достижению единой цели. Информация управленческого учета есть коммерческой тайной предприятия. Она не подлежит распространению и имеет конфиденциальный характер. Администрация предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней отчетности. Эта учетная система практически не регламентируется западным законодательством. Таким образом, с определенной частицей условности можно сказать, что на каждом западном предприятии существует своя система управленческого учета. Это обстоятельство, а также отсутствие опубликованных источников данных усложняет изучение и обобщение систем управленческого учета. Одним из приемов или способов изучения объекта, как известно, выступает классификация. Мы предлагаем несколько признаков классификации западных систем управленческого учета, которые, а это оказалось после проведенного анализа, есть в каждом конкретном варианте его организации. Среди разнообразия признаков классификаций западных систем управленческого учета первой следует выделить принцип взаимосвязи обоих — финансовой, и управленческой — учетных подсистем предприятия. В практике западного учета применяются два варианта связи между управленческой и финансовой бухгалтериями. Эта связь осуществляется с помощью контрольных счетов, а именно счетов расходов и прибылей финансовой бухгалтерии. Если имеет место прямая корреспонденция счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами, то говорят об интегрированной системе учета на предприятии. В этом случае речь идет о первом варианте связи. Если же система управленческого учета автономная, замкнутая, то используются парные контрольные счета одного и того же наименования, известные как отражательные, зеркальные счета. Это второй вариант. Важнейшая характеристика западной системы управленческого учета состоит в оперативном учете затрат. С этого взгляда учет затрат делится на учет фактических (минувших, исторических) затрат и учет затрат на системой стандарт-кост. Система стандарт-кост состоит из разработки стандартов на затраты работы, материальных, накладных затрат, учета фактических затрат с выделением отклонений от стандартов. Эта операция проводится с целью контроля за формированием затрат и активного управления ними. В условиях рынка, который постоянно развивается, администрация и менеджеры должны всегда располагать оперативной информацией о том, в что выливается предприятию осуществления того ли другого вида деятельности. Это обстоятельство не зависит от того, сколько на сегодняшний день составляет оклад директора или главного бухгалтера, сколько стоит удержание офисов и размер другим подобных управленческих затрат. Именно поэтому в теории и практике управления расходами и прибылями ныне декларируется и применяется такой принцип оценки точности сметы: наиточнейшая величина расходов предприятия содержит затраты, которые непосредственно связанны с реализацией (выпуском) продукции, выполнением работ и предоставлением услуг. На практике этот принцип реализуется с помощью системы директ-костинг. Важно, что, применяя систему директ-костинг (система учета сумм покрытие и маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязи и зависимость между затратами и объемом реализации (прибылью и маржинальним доходом). Эту взаимозависимость можно изучать и графически, и аналитически. При графическом изучении строится так называемый график критического объема реализации, то есть такого объема, за которым объем реализации равняется себестоимости реализованных товаров (продукции). Если же подходить к рассмотрению этого вопроса из аналитической стороны, то, опираясь на вышеупомянутое определение, выводится формула расчета критического объема реализации (К): K = Bпост\Мд где Впост. — величина условно-постоянных затрат в составе текущих расходов; Мд — величина маржинального дохода. Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести отдельный учет сменных и постоянных затрат с подсчетом маржинального дохода за изделиями. Система директ-костинг заостряет внимание руководства предприятием на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и за разными изделиями. За счет сокращения статей затрат упрощается их нормирование, учет, контроль и, вдобавок, улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных затрат, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельным рядом, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия. Главное преимущество системы учета покрытие в том, что на основе полученной из нее информации можно принимать разнообразные оперативные решения относительно управления предприятием. В первую очередь это касается возможности проведения эффективной политики цен. На современном этапе большую популярность имеют подходы к ценообразованию, которые прежде всего учитывают факторы, которые причастные к спросу, а не к предложению. То есть превалирует оценка того, сколько покупатель может платить за предлагаемый ему товар. После того как установлена равновесная цена, предприятие может проанализировать все свои затраты и попробовать сократить их. С учетом за системой директ-костинг также связанная возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора колебания цен на товары и объемы их реализации. Все, что рассматривалось выше, составляет составные элементы западной системы управленческого учета. Однако в переводной литературе по вопросам финансов, учета, макро- и микро- экономики имеет место неоднозначное трактование некоторых понятий и сроков, таких, как "управленческий учет" (англ. — management accounting ), "производственный учет" (нем. — betriebsabreching), "контролинг" (англ., нем. — controlling). Одни авторы и переводчики считают приведенные понятия и объективные явления хозяйственной практики западных предприятий, которые стоят за ними, равнозначными по смыслу, другие же стараются построить разнообразные сложные иерархические взаимосвязи между ними. На мой взгляд, нельзя отрывать понятий и сроков от национального грунта. Тяжело вести речь, скажем, об управленческом учете, производственный учет ли контролинг в общем, не опираясь на какую-нибудь национальную учетную систему, поскольку одним и тем же сроком в разных странах могут сказываться разные явления. Независимо от того, какое название явлению даст автор, оно будет объективно существовать и развиваться под влиянием реальных факторов. При современном равные развития рыночного отношения непомерно усложняется ориентация предприятий, которое приводит не просто к возрастанию роли управления ними, а и к качественным изменениям во всей структуре и методах управления. Довольно быстро происходит процесс интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирование, планирование и контроля в единую систему поступления, обработки и обобщение информации, а также принятие на ее основе управленческих решений. Эти решения ориентированы на достижение не только оперативных текущих целей в виде получения прибыли определенного размера, а и на глобальные стратегические цели — выживание предприятия, сохранение рабочих мест, то есть они направлены на учеты социальных факторов в системе, в которой преобладает не узкое, конкретное мышление управляющего делами, а системное, которое ведет к комплексному решению проблем. Таким образом, реальность и одновременно тенденция развития учета в современных условиях — это его модификация в сложные системы управления предприятием независимо от того, как они будут называться: то ли контролингом, управленческим ли учетом, системами ли управления прибылями. Управленческий учет как явление, которое имеет место в рыночной экономике, привлек внимание тогда, когда национальная экономика начала осуществлять первые поступательные движения в направлениях рынка. Введение управленческого учета связанное не так с изучением каких-то новых теоретических западных концепций, перенесением их на национальную почву и адаптацией к нашим условиям, хотя и это довольно важно, как прежде всего с законодательным закреплением возможности самостоятельной организации внутреннего учета на предприятии. Шагом к достижению этот Закон "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", согласно которому предприятие: — самостоятельно определяет свою учетную политику; — избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему реестров учета, порядка и способа регистрации и обобщение информации в них с соблюдением единых основ, установленных этим законом, и с учетом своей деятельности и технологии обработки учетных данных; — разрабатывает систему и форму внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов; — утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и реестров аналитического учета. Последний пункт закона фактически открывает дорогу возможности самостоятельной организации учета на предприятии. Ныне решающее влияние на выбор и обгрунтованность учетной политики, на наш взгляд, должны иметь такие факторы, как внешние условия функционирование предприятия, форма собственности и организационно-правовая форма, размеры предприятия, объемы и виды деятельности, налоги и налоговые льготы, стратегические цели и задача предприятия, степень компьютеризации финансово- хозяйственной работы, уровень компетентности и образования кадров. При этом учетную политику предприятия в условиях существования единой интегрированной системы учета необходимо рассматривать как элемент управленческого учета, который зарождается в Украине. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА Управленческий учет не регламентируется и не регулируется государственными органами. Он организуется руководством предприятия на основе общих принципов, исходя из внутренних потребностей руководства. Принципы и методы управленческого учета разрабатываются международными и национальными профессиональными организациями бухгалтеров. Одной из наиболее влиятельных профессиональных организаций в мире является Международная федерация бухгалтеров (МФБ), имеющая специальный Комитет по финансовому и управленческому учету. Основные задачи этого Комитета: - содействовать развитию управленческого учета путём создания условий для повышения уровня компетентности и занятости бухгалтеров-аналитиков в обществе, достигая таким образом признания их профессионального вклада: - обеспечивать источник комментариев с точки зрения управленческого учета и быть источником советов и рекомендаций в области управленческого учета для других комитетов МФБ; - поддерживать исследования по важнейшим вопросам управленческого учета, осуществляемые организациями-членами МФБ и отдельными лицами, и использовать эти результаты в практической деятельности. Совет МФБ уполномочил Комитет по финансовому и управленческому учету разрабатывать и выдавать материалы по вопросам управленческого учета в виде теоретических и практических нормативов, которые предназначены для гармонизации методов и приемов управленческого учета. На сегодняшний день Комитетом разработаны и выданы 6 нормативов по практике международного управленческого учета и 3 норматива по исследованиям в области международного управленческого учета (табл. 3). Во многих странах (США, Великобритания, Канада, Австралия и др.) действуют профессиональные организации бухгалтеров-аналитиков Наиболее крупными являются организации бухгалтеров-аналитиков США и Великобритании, которые по своему составу по существу являются международными. Институт управленческих бухгалтеров США (IMA) был создан в 1919г. Он издает журнал "Управленческий учет" и является куратором программы подготовки профессиональных бухгалтеров-аналитиков. Программа предусматривает самостоятельное изучение претендентами соответствующих курсов и сдачу ими специальных экзаменов в течение трех лет по таким разделам программы: ~ экономика, финансы и управление; - финансовый учет и отчетность; - внутренняя отчетность и ее анализ; - теория-поведения, организационные и психологические аспекты управления; - теория принятия решений, моделирование и информационные системы. Программа подготовки бухгалтеров-аналитиков создана в !972 г. и ежегодно в ней принимают участие 4-5 тыс. претендентов. Участие в программе добровольное, но компании поощряют участие своих бухгалтеров а таких программах, рассматривая сертификат IMA как необходимое условие для получения определенной должности. Привилегированный институт управленческих бухгалтеров (CIMA) — третья по величине профессиональная организация бухгалтеров Великобритании. Институт был основан в 1919 г., насчитывает сегодня свыше 10 тыс. членов почти из 100 стран мира. Чтобы стать слушателем и получить соответствующую квалификацию, необходимо зарегистрироваться в качестве студента CIMA, приобрести не менее чем трехлетний опыт практической работы в качестве управленческого бухгалтера и сдать все экзамены, предусмотренные программой. Система обучения CIMA акцентирует внимание на практической подготовке, которая предусматривает: - приобретение квалификации в сфере финансового и производственного учета, необходимой каждому бухгалтеру; - применение принципов производственного управленческого учета к реальным проблемам управления и принятия решений;
Рис 1. Фрагмент организационной структуры корпорации Рис 2. Структура управления фабрики «Fawdon» корпорации «Нестле» - непосредственное привлечение к управлению ресурсами и стратегическое финансовое планирование. Для приобретения опыта практической работы претендент может избрать частное или государственное предприятие в любой части мира. Одновременно он готовится к сдаче экзаменов по предметам, включенным в программу CIMA. После окончания трехлетней практической подготовки и успешной сдачи экзаменов претендент получает диплом и становится ассоциированным Членом (АСМА) Привилегированного института управленческих бухгалтеров. Через 10 лет или в случае получения специальной подготовки на определенном высшем уровне (не раньше чем через 3 года) он может стать действительным членом этой организации (FCMA), Организация управленческого учета непосредственно в компании зависит от ее структуры. масштабов деятельности и политики руководства. Фрагмент типовой структуры управления крупной корпорации представлен на (рис. 1). Как видим, все виды учета подчинены контролеру, который фактически выполняет функцию главного бухгалтера. Характерной чертой для многих компаний является централизация финансового (общего) учета в главном офисе компании и децентрализация управленческого учета для приближения его к местам возникновения затрат и принятия решения. Примером такого подхода является структура управления фабрики "Fawdon" известной корпорация "Нестле", представленная на (рис. 2). РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В УКРАИНЕ. Себестоимость произведенной продукции представляет собой важную экономическую категорию В себестоимости продукции концентрируются результаты производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, она предопределяет рентабельность предприятия. Как будет показано ниже, для обоснования управленческих решений исчисляются различные виды себестоимости продукции, изделий, услуг). Следует отметить, что в практической деятельности предприятий и в отечественной экономической литературе в 90-е годы себестоимости продукции не уделяется |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |