реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Формирование учетной политики организации: вариации и роль в управлении хозяйственными процессами

характеру и особенностям деятельности конкретного предприятия.

Проверка налоговых органов может осуществляться в пределах и порядке,

установленных законом. В частности, подчас возникает вопрос о правомерности

требований налоговой инспекции о сопровождении бухгалтерского отчета,

представляемого в налоговую инспекцию. подробной справкой об учетной

политике. В основе их — положения налогового законодательства о праве

налоговых инспекторов требовать от предприятий предъявления различных

материалов и пояснений, связанных с ведением бухгалтерского учета и

составлением финансовой отчетности. Проблема состоит в том, каким должен быть

объем запрашиваемой информации, какие данные необходимы инспекции для оценки

учетной политики. Очевидно, что речь должна идти лишь о наиболее существенных

методических вопросах учета. Организация и техника учета могут заинтересовать

налогового инспектора только при проверке предприятия на месте.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Широкое применение термина «учетная политика» началось после введения в

действие первого стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика

предприятия» (ПБУ 1/94), утвержденного приказом Минфина России от 28 июля

1994 г. № 100. Данное положение содержало определение учетной политики как

совокупность способов ведения бухгалтерского учета и устанавливало основные

правила ее формирования и раскрытия. После принятия Федерального закона от 21

ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» значение учетной политики

еще более возросло.

С 1 января 1999 г. вступило в силу новое Положение по бухгалтерскому учету

«Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина

России от 9 декабря 1998 г. № 60-н. Со вступлением в силу нового Положения

ПБУ 1/94 утратило силу.

За истекший период учетная политика превратилась из непонятной для многих

категории в реальный инструмент управления организацией, финансового и

налогового планирования ее деятельности, снижение налогового бремени. На

учетную политику ссылаются налогоплательщики, ее положения принимаются

арбитражными судами в качестве доказательств при разрешении налоговых споров.

В ряде случаев законные и обоснованные положения приказа об учетной политике

более весомы, чем письма и разъяснения Минфина России, МНС России,

территориальных налоговых инспекций. :[ 54, с.1].

Современное формирование финансовой и управленческой информации, ее

достоверность, доступность и полезность для пользователя реализуются в

учетной политике предприятия.

Учетная политика — это выбор самим предприятием методических приемов,

позволяющих ему влиять на сумму прибыли или убытка. Задача учетной политики

состоит в обеспечении примерной равномерности получения предприятием

ежегодной прибыли без значительных всплесков и провалов.

Выбор учетной политики зависит от специфики предприятия, особенностей

организации управления, правовых норм деятельности, отраженных в

учредительных документах, особенностей коммерческой деятельности, текущих и

долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, наличие

льгот, валютная политика государства, характер владения (аренда,

приватизация, создание за счет уставного капитала), долгосрочность

контрактов, формы собственности, квалификация персонала, свобода в решении

вопросов ценообразования.

Осуществлению учетной политики должны предшествовать согласование ее основных

принципов и особенностей со статистическими органами и налоговой службой по

месту нахождения, выявление возможных границ в конечных показателях

деятельности, вызванных изменениями системы учета, определения порядка их

регулирования в соответствии с действующим законодательством и нормативными

положениями по учету. Обязательное условие реализации учетной политики —

необходимость соблюдения законодательных предписаний и положений

государственной регламентации по учету и отчетности. [ 54, с.20].

Действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету в РФ позволяют

предприятиям всех форм собственности применять альтернативные варианты учета.

Выбор варианта учетной политики в конкретном отчетном периоде непосредственно

связан с экономической политикой предприятия. В обычных условиях

экономическая политика предприятия направлена на долговременное существование

и получение достаточной прибыли, в условиях инфляционных процессов и тяжелого

налогового пресса — на оптимизацию затрат и минимизацию налогов.

Осуществление экономически обоснованной самостоятельной учетной политики

позволяет предприятию влиять на эффективность использования материальных и

денежных ресурсов, ускорить оборот капитала, создать и использовать

дополнительные источники финансирования реконструкции и развития.

Одновременно происходит выравнивание по годам уплаты дивидендов акционерам и

пайщикам, а также налоговых платежей, производимых за счет прибыли.

Учетная политика предприятия, а также вносимые в нее изменения оформляются

приказом, распоряжением или другой организационно-распорядительной

документацией на длительный период времени. Она обязательна к исполнению

всеми структурными подразделениями предприятия (в том числе и выделенными на

отдельный баланс). Приказ содержит весь перечень пунктов принятой на отчетный

год учетной политики.

Изменения выбранной учетной политики возможны в случаях реорганизации

предприятия (слияния, разделения, присоединения); смены собственников,

изменений в законодательстве или в нормативном регулировании бухгалтерского

учета в РФ, разработки новых способов бухгалтерского учета. :[ 54, с.30].

Для более систематизированного изложения содержания учетной политики схема

бухгалтерского учета рассматривается в двух аспектах: организационно-

техническом и методическом.

Организационно-технический аспект приказа должен предусмотреть (раскрыть) ряд

вопросов (приложение № 1.).

Методический аспект приказа предполагает выбор альтернативных вариантов

элементов учетной политики с учетом требований нормативных документов.

Формируя учетную политику, предприятие должно раскрывать выбранные способы

ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие

решения пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются

способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых пользователями

бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка имущественного и

финансового состояния, денежного оборота или результатов деятельности

предприятия. К ним относятся способы, указанные в таблице (приложение № 2.).

Принятая учетная политика предприятием должна раскрываться для внешних

пользователей финансовой информации, то есть предаваться гласности. В

публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а

лишь основные ее положения (существенные способы ведения учета).

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания

которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут сделать полезные

выводы по ней. Раскрытию подлежат главным образом методические способы

ведения учета.

Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя

способами: описанием каждого из них либо отклонений от общих правил. Второй

способ целесообразен для отчетности «внутрироссийского пользования»,

рассчитанной на подготовленного читателя, то есть пользователя, имеющего

представление о правилах учета, действующих в стране. При этом основные

положения учетной политики раскрываются лишь тогда, когда они отличаются от

общих правил. Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго

следует общепризнанным правилам, то в отчете достаточно ограничиться

указанием этого факта. Если же предприятие допускает отступление от таких

правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами

этих отступлений. [ 54, с.42].

Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной политики

должна содержать сведения о положениях, сформированных предприятием: в

результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из

отраслевой принадлежности предприятия; в результате нетрадиционного

применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.

Во всех случаях учетная политика организации должна отвечать шести

требованиям ведения бухгалтерского учета: полнота, своевременность,

осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и

рациональность.

При формировании учетной политики по конкретному направлению (вопросу)

ведения бухгалтерского учета организацией выбирается один способ из

нескольких, допускаемых законодательством (например, порядок начисления

амортизации по основным средствам). Организация имеет право самостоятельно

разрабатывать способы ведения учета в случаях отсутствия установленных норм,

руководствуясь при этом общеметодическими подходами и действующими

Положениями по бухгалтерскому учету. [ 54, с.44].

Общие положения, одинаковые для всех организаций, не следует включать в

учетную политику. При ее формировании рассматриваются только те вопросы,

решение которых в соответствии с нормативными документами может отличаться от

принятых в других организациях. Наличие в нормативно-правовых актах

формулировок «может» или «имеет право» влечет за собой определение очередного

элемента учетной политики.

Ответственность за формирование учетной политики в организации несет главный

бухгалтер. Утверждение учетной политики входит в компетенцию руководителя

организации. [ 54, с.47].

В современных условиях единой методики составления учетной политики нет.

Каждое предприятие вправе самостоятельно разрабатывать ее положения.

Основываться же надо на рекомендациях ПБУ 1/98 «Учетная политика

организации», утвержденного приказом Минфина от 9 декабря 1998 г. № 60-н, а

также на других нормативных документах по бухгалтерскому учету. При этом

необходимо соблюдать следующие принципы: допущения имущественной

обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения

учетной политики, допущения временной определенности факторов хозяйственной

деятельности. [ 54, с.48].

Принцип допущения имущественной обособленности состоит в том, что активы и

обязательства предприятия должны учитываться отдельно от активов и

обязательств собственников этого предприятия, а также активов и обязательств

других предприятий.

Допущение непрерывности деятельности означает, что предприятие планирует

продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него нет намерений и

необходимости существенного сокращения деятельности или ее полной ликвидации.

Последовательность применения учетной политики предполагает, что учетная

политика, принятая предприятием, должна применяться из года в год. Менять

учетную политику ежегодно не обязательно.

Учетная политика организации может быть изменена в следующих случаях:

— изменение законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

— существенного изменения условий деятельности, реорганизации, слияния,

разделения, присоединения организации (смены собственников);

— разработки новых способов ведения бухгалтерского учета.

Изменения в учетной политике должны быть обосноваными и оформляются в таком

же порядке, как и учетная политика. Последствия изменений в учетной

политике, не связанные с изменением законодательства РФ, должны быть оценены в

стоимостном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией

данных на первое число месяца, с которого применяются измененные способы

ведения бухгалтерского учета.

Принцип допущения временной определенности факторов хозяйственной

деятельности означает, что факты хозяйственной деятельности предприятия нужно

отражать в том отчетном периоде, в котором они имели место. И это не должно

зависеть от времени фактического поступления или выплаты денег.[ 54, с.50].

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером)

организации и утверждается ее руководителем соответствующей организационно-

распорядительной документацией (приказом, распоряжением и др.).

При формировании учетной политики организация осуществляет выбор одного

способа ведения бухгалтерского учета из нескольких, допускаемых

законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного

регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не

устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то

при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает

соответствующий способ, исходя из действующих положений по ведению

бухгалтерского учета. [ 54, с.52].

Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании

учетной политики, применяют с 1 января года, следующего за годом издания

соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они

применяются всеми структурными подразделениями организации (включая

выделенные на отдельный баланс) независимо от места их расположения.

Помимо выбранных способов ведения бухгалтерского учета приказом по учетной

политике утверждаются:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в

организации синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения

бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты

учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления

хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные (типовые)

формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней

бухгалтерской отчетности;

— методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения,

необходимые для правильной постановки бухгалтерского учета.

Вновь созданная организация оформляет избранную ею учетную политику до первой

публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня

приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Избранная

организацией учетная политика считается принятой со дня приобретения прав

юридического лица (государственной регистрации).

Учетная политика организации оформляется организационно- распорядительным

документом — приказом или распоряжением руководителя. В нем рассматриваются

вопросы, решение которых в соответствии с действующим законодательством

многовариантно.

Нет никакой необходимости указывать в приказе об учетной политике, что при

ведении бухгалтерского учета организация руководствуется Федеральным законом

«О бухгалтерском учете» или что при осуществлении наличных расчетов с

юридическими лицами соблюдает установленный лимит.

Особое внимание в приказе об учетной политике следует уделять положениям,

которые неоднозначно трактуются действующим законодательством. Тем более, что

согласно п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ Часть 1, все неустранимые сомнения,

противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются

в пользу налогоплательщика.[3, с.22].

При оформлении приказа об учетной политике по каждому ее элементу необходимо

указывать соответствующую норму, которая, разрешает принять данный способ

ведения учета или позволяет утвердить его организацией самостоятельно. Данное

требование вытекает из п. 1 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», согласно

которому формирование учетной политики представляет собой не только выбор, но

и обоснование такого выбора.

Приказ об учетной политике можно разделить на три раздела, каждый из которых

включает в себя несколько элементов (приложение № 3.), (приложение № 4.).

2.2. ОБОСНОВАНИЕ КОНКРЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», в

зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет в организации может

осуществляться:

— бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением;

— бухгалтером, принятым на работу по трудовому договору и состоящим в штате

предприятия;

— специальной профессиональной организацией (централизованной бухгалтерией)

или бухгалтером-специалистом на договорных началах;

— руководителем лично. [ 46, с.5].

К учетной политике могут прилагаться положения о бухгалтерской службе,

должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с

организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные

аналогичные документы.

Положение о бухгалтерской службе и должностные инструкции работников

бухгалтерии обычно включают в себя пять разделов: общие положения; функции;

права и обязанности; ответственность; взаимоотношения (служебные связи);

организация работы.

При наличии у организации филиалов (иных обособленных подразделений) следует

иметь в виду, что учетная политика утверждается по организации в целом.

Филиалы (обособленные подразделения) не могут принять учетную политику,

отличную от учетной политики головной организации, так как это нарушает п. 10

ПБУ 1/98.

Организация должна встать на учет в налоговой инспекции по месту своего

нахождения и по местонахождению каждого своего филиала (как выделенного на

отдельный баланс, так и невыделенного), где ей присваивается КПП — код

причины постановки на учет в налоговом органе. С 1 января 2000 г. у

организаций не принимается отчетность, в которой не указан КПП.

Кроме того, необходимо определить уровень централизации учетных работ: при

централизованной форме весь учет ведется центральной бухгалтерией, при

децентрализованной форме — на местах функционируют свои учетные

подразделения.

Если организация производит распределение расходов между головной

организацией и филиалами, то в учетной политике следует оговорить порядок

документального подтверждения такого распределения.

Способы ведения бухгалтерского учета

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», а также

с п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в

РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34-н, каждая

организация на основе утвержденного Минфином России Плана счетов

бухгалтерского учета должна разработать собственный рабочий план. В нем

следует предусмотреть счета, необходимые для ведения в организации

синтетического и аналитического учета. При этом дополнительные счета первого

порядка, не предусмотренные в утвержденном Плане счетов, могут вводиться

только по согласованию с Минфином России. [ 46, с.4].,[ 46, с.13].

В соответствии с п. 8 и 19 Положения по ведению бухгалтерского учета

организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, то есть

определяет совокупность учетных регистров, которые будут использоваться для

отражения хозяйственных операций. [ 46, с.13].

Использование форм стандартных регистров, разработанных Минфином России или

иными уполномоченными органами, подкрепляется ссылкой на номер и дату

соответствующего документа: письмо Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63 «Об

инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства» (с

учетом рекомендаций по применению учетных регистров бухгалтерского учета на

предприятиях, приведенных в письме Минфина России от 24 июля 1992 г. № 59 ) и

т.д.

Как известно, основанием для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском

учете являются первичные учетные документы.

Если для оформления какой-либо хозяйственной операции типовые

(унифицированные) формы первичных документов не утверждены, то организация

может утвердить их самостоятельно. При этом такие формы должны содержать

следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код формы;

дату составления; наименование организации, составившей этот документ;

содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в

натуральном и денежном выражении; перечень должностных лиц, ответственных за

совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные

подписи указанных лиц и их расшифровки. В зависимости от характера операции в

первичные документы могут быть включены и дополнительные реквизиты.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает

руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Данный

порядок установлен п. 3 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете»[ 46, с.13]., а также

п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета предусмотрено[ 46, с.32].,

что организация должна утвердить правила документооборота. Документооборот в

организации регламентируется графиком. Он составляется в виде схемы или

перечня работ, выполняемых каждым структурным подразделением, а также всеми

исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

В соответствии с п. 4 П6У 5/01 организация должна разработать номенклатуру

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.