реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Формирование учетной политики организации: вариации и роль в управлении хозяйственными процессами

Если же организация работает с поставщиками преимущественно на условиях

предварительной оплаты (причем, договор поставки исключает возможность

изменения цен), то применение этих счетов лишь увеличит документооборот.

В соответствии с п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета готовая

продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной

(плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с

использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов,

топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие златы на производство продукции

либо по прямым статьям затрат. :[ 46, с.23].

Здесь также возможность выбора метода в значительной степени ограничивается

отраслевыми и технологическими особенностями предпринимательской деятельности

конкретной организации. Оценка готовой продукции по прямым статьям затрат

целесообразна в производствах, имеющих длительный операционный цикл

(например, в строительстве или при осуществлении научно-исследовательских

работ). Оценка готовой продукции по плановой себестоимости определяется

отраслевыми документами, регулирующими особенности бухгалтерского учета. В

частности, такой метод оценки используется в отношен и сельскохозяйственной

продукции, фактическая себестоимость которой может быть определена только по

окончании вегетативного периода, сбора урожая и точного определения

количества произведенное продукции.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов готовая продукция

учитывается на счете 40 "Готовая продукция". Допускается возможность учета

выпуска готовой продукции с использованием счета 37 "Выпуск продукции (работ,

услуг)".

Схемы бухгалтерских проводок при обоих вариантах.

В первом случае стоимость готовой продукции списывается со счетов

учета производственных затрат в дебет счета 40:

Д-т 40 К-т 20 "Основное производство" (23 "Вспомогательные производства", 29

"Обслуживающие производства и хозяйства").

Во втором случае проводки оформляются в следующем порядке:

Д-т 37 К-т 20 — на сумму фактической себестоимости готовой продукции;

Д-т 40 К-т 37 — на сумму плановой себестоимости готовой продукции;

Д-т 46 К-т 40 — на сумму плановой себестоимости реализованной продукции;

Д-т 46 К-т 37 — на сумму превышения фактической себестоимости над плановой

или

Д-т 37 К-т 46 — на сумму достигнутой экономии (превышения плановой

себестоимости над фактической).

Последняя проводка (одна из двух) делается в конце отчетного месяца.

Пример.

Фактическая себестоимость продукции, произведенной в течение месяца — 10 тыс.

руб., плановая — 9 тыс. руб.

Отгрузка продукции производилась двумя равными партиями.

Фактическая себестоимость первой партии составила 5100 руб., второй

— 4900 руб.

В бухгалтерском учете это будет отражено следующим образом:

Операции

Без использования

счета 37

С использованием

счета 37

Первая поставка

Оприходована (на счет 40) готовая продукция51004500
Готовая продукция списана на реализацию (на счет 46)51004500

Вторая поставка

Оприходована (на счет 40) готовая продукция49004500
Готовая продукция списана на реализацию (на счет 46)49004500
Списаны отклонения фактической себестоимости от плановой1000
Учтено при определении финансового результата1000010000

Так как финансовый результат определяется не ранее конца отчетного месяца, то

никаких налоговых или иных последствий выбор того или иного способа не несет.

Следовательно, использование счета 37 для учета выпуска продукции

целесообразно в тех организациях и производствах, где, во-первых, требуется

оценка отклонений фактической себестоимости от плановой, а, во-вторых, там,

где учет таких отклонений может быть исчерпывающе организован. Другими

словами, выбор варианта учета выпуска продукции во многом обусловлен

организацией экономической службы на предприятии и организацией

документооборота.

В общем случае товары в организациях, занятых торговой деятельностью,

отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения (Положение по

ведению бухгалтерского учета, 60). :[ 46, с.23].

Для организаций, занятых розничной торговлей, предоставлена возможность учета

товаров по продажным ценам (при этом разница между стоимостью приобретения и

стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской

отчетности отдельной статьей).

Так как товары относятся к материально-производственным запасам, то на них в

полной мере распространяются требования ПБУ 5/01. Это значит, что помимо

перечисленных методов оценки допускается оценка по методам, предусмотренным

для материалов:

• по себестоимости единицы запасов;

• по средней себестоимости;

• по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

• по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Таким образом, при учете товаров допускается наибольшее количество вариантов

методов оценки. Это обстоятельство, а также то, что эффективность торговой

деятельности определяется рыночной ситуацией (соотношением спроса и

предложения), номенклатурой реализуемых товаров, расположением предприятия,

практически исключает возможность выработки единых подходов к выбору наиболее

эффективных методов оценки.

Обоснование выбора основывается на подходах, описанных выше. Однако здесь

следует учитывать влияние факторов, специфичных для торговой деятельности.

Другими словами, выбор варианта оценки невозможен без использования данных

службы маркетинга (без привлечения специалистов по маркетингу).

В соответствии с п. 61 Положения по ведению бухгалтерского учета отгруженные

товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе

по фактической или нормативной (плановой) полной себестоимости, включающей

наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией

(сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

:[ 46, с.22].

То есть фактически возможность выбора варианта оценки отсутствует — метод

оценки определяется спецификой производства. По нашему мнению, в тех

производствах, где отраслевыми инструкциями предусмотрена оценка готовой и

отгруженной продукции по плановой себестоимости (например, в сельском

хозяйстве), ссылка в учетной политике на это обстоятельство обязательна.

Считаем уместным предостеречь от одной распространенной ошибки. С 1996 года

изменено содержание счета 45 "Товары отгруженные". Теперь этот счет может

быть использован только в том случае, когда договором поставки предусмотрен

отличный от общего порядок перехода права собственности на отгруженную

продукцию. Под это определение подпадают экспортные операции, при которых

страхование транспортных рисков во время транспортировки продукции

возлагается на поставщика. Кроме того Инструкцией по применению Плана счетов

предусмотрено использование счета 45 при осуществлении комиссионной торговли.

Пунктом 64 Положения по ведению бухгалтерского учета предусмотрены следующие

варианты оценки незавершенного производства: :[ 46, с.22].

по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

по прямым статьям затрат;

по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Обращаем внимание на то, что выбор метода может осуществляться только в

массовом и серийном производстве. При единичном производстве продукции

незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически

произведенным затратам.

В нормативных документах определения "единичное", "массовое" и "серийное

производство" отсутствуют. В экономической теории для дифференциации типов

производств используется так называемый "коэффициент закрепления" (отношение

количества производимых технологических операций к количеству рабочих мест).

Однако разногласия по поводу отнесения того или иного производства к

определенному типу возникают в отношениях организации с налоговыми органами.

Безусловно, к единичному производству могут быть отнесены строительство

объектов основных средств по индивидуальным проектам, фундаментальные научно-

исследовательские работы, некоторые другие производства. Если у разработчика

учетной политики нет твердой уверенности в безупречности аргументов,

подтверждающих отнесение производства к единичному, наименее рискованным

будет отнесение его к категории массового — по меньшей мере, вероятность

разногласий с налоговыми органами в этом случае будет минимальной, так как

себестоимость продукции единичного производства практически всегда выше

продукции массового или серийного.

В соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета затраты,

произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим

отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как

расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом

организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение

периода, к которому они относятся:[ 46, с.22].

Таким образом, в учетной политике организации должно быть определено, как

минимум, два элемента:

• срок списания расходов будущих периодов;

• порядок распределения расходов будущих периодов.

Что касается срока списания, то, по нашему мнению, он должен быть ограничен

отчетным годом (или операционным (производственным) циклом, если он длится

более 12 месяцев). Это мнение основывается на том, что расходы будущих

периодов относятся к оборотным активам, стоимость которых должна переноситься

на себестоимость продукции в течение одного отчетного периода.

Порядок распределения расходов — равными долями в каждом отчетном месяце

после осуществления таких расходов или пропорционально объему произведенной

продукции — устанавливается в зависимости от того, имеется ли экономическая

связь между произведенными расходами и выпущенной продукцией. Разумеется, при

принятии решения учитываются и другие факторы — например, размер производимых

списаний.

В данном разделе учетной политики, по нашему мнению, должен быть установлен и

размер расходов, относимых к категории расходов будущих периодов. Указание на

характер расходов (например, затрат на текущий ремонт) недостаточно, так как,

в принципе, затраты могут осуществляться равными долями или колебания

расходов в различные отчетные периоды могут быть незначительными. Так как

нормативными документами не установлены какие-либо требования (или ориентиры)

для установления таких сумм, решение возлагается целиком на разработчика

учетной политики и руководителя организации. В качестве ориентира можно

порекомендовать использовать положение подпункта 4 п. 2 ст. 40 НК РФ, которым

предусмотрено право налоговых органов проводить проверки при отклонении

рыночной цены на 20 %. Хотя себестоимость продукции и рыночная цена —

различные экономические категории, определенную связь между ними можно найти.

То есть, если сумма одномоментных расходов превышает 20 % от полной

себестоимости продукции, такие расходы должны относиться на счет 31 "Расходы

будущих периодов". Разумеется, на практике размер расходов будущих периодов

нужно устанавливать на более низком уровне. [ 2, с. 55].

При принятии решения об отнесении некоторых видов затрат в состав расходов

будущих периодов нередко осуществляется выбор между использованием счета 31 и

счета 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей" (хотя, следует заметить,

что одно другого не исключает). Если возникает необходимость такого выбора,

уместно провести расчет уровня себестоимости по отчетным периодам в

зависимости от предполагаемого способа отнесения неравномерных затрат.

Пример.

В течение отчетного года предполагается провести текущий ремонт на общую

сумму 6 тыс. руб., в том числе в феврале — на 3 тыс. руб., в июле — на 2 тыс.

руб., в октябре — на 1 тыс. руб.

Предполагается, что списание расходов будущих периодов на себестоимость

продукции начинается с месяца, следующего за месяцем их осуществления.

Следует оценить эффективность использования счетов 31 и 89 при условии, что

списание расходов будущих периодов осуществляется до конца отчетного года.

Результаты расчетов сведены в таблицу.

МесяцыОтнесено на счет 31

Отнесено со счета 31

в дебет счета 20

Отнесено в кредит счета

89 с дебета счета 20

Использован резерв
Январь500
Февраль30005003000
Март300500
Апрель300500
Май300500
Июнь300500
Июль20003005002000
Август700500
Сентябрь700500
Октябрь10007005001000
Ноябрь1200500
Декабрь1200500
Всего за год600060006000

Из таблицы видно, что использование счета 89 позволяет наиболее равномерно

распределить расходы в течение всего года. Вместе с тем очевидно, что в

течение почти всего года (до октября месяца) организация будет испытывать

недостаток резерва, причем проблемы могут начаться уже в феврале, когда

дефицит фонда составит две трети произведенных отчислений или одну треть

общего размера фонда. С другой стороны, при использовании счета 31 списание

ремонтных. расходов на счет 20 (включение в состав себестоимости) вчетверо

превысит размер подобного списания в марте, что может привести к существенным

колебаниям себестоимости.

Речь о праве принятия организацией решения о создании резервного фонда может

идти только в том случае, если организация не является акционерным обществом

(закрытым или открытым). Для акционерных обществ создание таких резервов

обязательно (Закон об акционерных обществах, 35).[ 28, с.22]..

Следовательно, в учетной политике акционерных обществ должен быть определен

размер резервного фонда и размер ежегодных отчислений. Напомним, что в

соответствии с п. 1 ст. 35 Закона об акционерных обществах размер резервного

фонда не может быть менее 15 % от его уставного капитала, а размер ежегодных

отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 % от

чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. :[ 28,

с.22].

В обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах и

организациях иных организационно-правовых форм решение о создании резервного

фонда также должно быть записано в учредительных документах. В учетной

политике следует отразить размер фонда и размер ежегодных отчислений.

После 21 января 1997 г. отчисление от прибыли в резервы всех видов не

уменьшает налогооблагаемой базы. Следовательно, никаких финансовых или

налоговых последствий создание или несоздание резервов не последует.

В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета организация

может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими

организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением

сумм резервов на финансовые результаты организации. :[ 46, с.25].

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая

не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена

соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной

инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва

определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от

финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности

погашения долга полностью или частично.

Следовательно, основная проблема при создании резерва сомнительных долгов

состоит в том, что в момент разработки учетной политики или ее изменений на

соответствующий год суммы резервов определить невозможно — инвентаризация

расчетов, по результатам которой должно быть принято решение о создании

резерва сомнительных долгов, с достаточной степенью достоверности может быть

проведена только по состоянию на 1 января, то есть после той даты, на которую

должна быть утверждена учетная политика.

Таким образом, в учетной политике достаточно указать на сам факт создания

таких резервов.

Как и в предыдущем случае, никаких налоговых последствий при этом не

возникает — сумма, направленная в резерв, не уменьшает налогооблагаемую

прибыль и по существу (экономическому содержанию) является одним из фондов

целевого назначения (создаваемых за счет прибыли).

Пунктом 72 Положения по ведению бухгалтерского учета организациям в целях

равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или

обращения отчетного периода предоставлено право создавать следующие виды

резервов на: :[ 28, с.22].

предстоящую оплату отпусков работникам;

выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

выплату вознаграждений по итогам работы за год;

ремонт основных средств;

производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным

характером производства;

предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных

природоохранных мероприятий;

предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду

по договору проката;

гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотрены

законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами

Министерства финансов Российской Федерации.

Обращаем внимание на то, что перечень возможных резервов не является

закрытым, но создание каждого нового резерва обусловлено необходимостью

существования нормативного акта, принятого на федеральном уровне — резервы,

разрешенные к созданию отраслевыми и ведомственными инструкциями для целей

налогообложения не принимаются.

Рассмотрим на примере оценку последствий создания резерва на оплату отпусков.

Пример.

Предполагается создание резерва в размере 120 тыс. руб. Расходование средств

на оплату отпусков предполагается в следующих размерах:

январь, февраль, ноябрь и декабрь — по 3 тыс. руб., март, сентябрь и октябрь

— по 6 тыс. руб., апрель — 10 тыс. руб., май — 15 тыс. руб., июнь — 20 тыс.

руб., июль — 25 тыс. руб., август — 20 тыс. руб.

Данные расчетов можно представить в виде таблицы.

МесяцыОтчислено в резервИзрасходовано из резерваОстаток резерва
Январь1000030007000
Февраль10000300014000
Март10000600018000
Апрель100001000018000
Май100001500013000
Июнь10000200003000
Июль1000025000-12000
Август1000020000-22000
Сентябрь100006000-18000
Октябрь100006000-14000
Ноябрь100003000-7000
Декабрь1000030000
Всего за год:1200001200000

Данные расчета имеют значение не столько для принятия решения о создании или

несоздании резерва (при значительных колебаниях в размере выплат в течение

года целесообразность создания такого резерва очевидна), сколько для других

управленческих решений. В частности, речь может идти об управлении

финансовыми потоками — начиная со второго полугодия будет иметь место дефицит

фонда, который будет возмещен только к концу отчетного года. Следовательно, в

эти периоды следует изыскивать дополнительные источники поступления денежных

средств.

Заметим, что в случае, если фонд не создавать, то потребность в

дополнительных ресурсах будет более значительной.

Пунктом 2.33 Инструкции о бухгалтерской отчетности установлено, что если при

уточнении учетной политики на следующий за отчетным финансовый год

организация считает нецелесообразным начислять резервы предстоящих расходов и

потерь, то остатки средств резервов, по которым в установленном порядке имеют

место переходящие остатки, по состоянию на 1 января следующего за отчетным

года подлежат присоединению к финансовому результату организации и отражаются

оборотами за январь по дебету счета 89 "Резервы предстоящих расходов и

платежей" и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки".

В соответствии с п. 81 Положения по ведению бухгалтерского учета доходы,

полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам,

отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как доходы будущих

периодов. Эти доходы подлежат отнесению на финансовые .результаты — у

коммерческой организации или на увеличение доходов — у некоммерческой

организации при наступлении отчетного периода, к которому они относятся. :[

46, с.27].

Разумеется, данный элемент подлежит отражению в учетной политике в том

случае, когда организацией такие доходы предполагаются к получению. В состав

подобных доходов относится арендная плата, получаемая авансом, подписная

плата и т.п. В данном случае имеет значение только сам факт наличия таких

доходов и необходимость их распределения. Определение сумм, подлежащих

распределению, как правило, проблем не создает — при поступлении сумм доходов

будущих периодов в платежных документах достаточно точно указывается, к каким

периодам эти доходы относятся.

В соответствии с п. 6.3 ПБУ 3/2000 организации предоставлено право отнесения

курсовых разниц в состав прибыли в том отчетном периоде, когда они получены,

либо отнесение их в состав доходов будущих периодов с последующим отнесением

на счет прибылей и убытков в конце отчетного года. Как показывает практика,

невозможно планировать курсовые разницы с достаточной степенью точности в

расчете даже на один год. При этом, как выяснилось, не могут быть

использованы ни гарантии правительства, ни статьи федерального бюджета. Кроме

того, и само отношение к проблеме учета курсовых разниц органов, регулирующих

бухгалтерский учет и налогообложение, подвержено изменениям в течение одного

отчетного года.

Поэтому в данном случае мы ограничимся лишь ссылкой на необходимость

отражения данного элемента в учетной политике.

При разработке учетной политики должно быть определено как учитывается

прибыль, полученная организацией — общей суммой на счете 88 "Нераспределенная

прибыль (непокрытый убыток)" или на соответствующих субсчетах к этому счету —

в соответствии с утвержденными нормативами распределения прибыли по

направлениям ее дальнейшего использования (фонд социальной сферы, фонд

накопления и т.п.). Распределение прибыли по фондам целесообразно в том

случае, когда предполагаемое расходование средств подтверждено

соответствующими расчетами и должным образом регламентировано внутренними

распорядительными документами.

Согласно требованиям нормативных актов Минфина России необходимо раскрывать и

некоторые другие элементы учетной политики организации. Элементы, которые

подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности, должны быть отражены и в

учетной политике. В данном случае речь о выборе вариантов, как правило, не

идет.

В соответствии с п. 8.2 ПБУ 6/01 в составе информации об учетной политике

организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум

следующая информация:

о способах оценки объектов основных средств, приобретенных в обмен на другое

имущество, отличное от денежных средств;

об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к

бухгалтерскому учету (включая в случаях достройки, дооборудования,

реконструкции и частичной ликвидации);

о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных

средств (по основным группам);

об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

о способах начисления в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по

отдельным объектам основных средств.

В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской

отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация (помимо

перечисленной выше):

последствия изменений в учетной политике методов оценки материально-

производственных запасов;

стоимость материально-производственных запасов, переданных в залог;

разница между фактической себестоимостью материально- производственных

запасов и стоимостью их возможной реализации, отнесенная на финансовые

результаты организации, в случае наличия у организации на конец отчетного

года запасов (кроме оборудования к установке и малоценных и

быстроизнашивающихся предметов) в оценке, превышающей стоимость их возможной

реализации, в случае уменьшения продажных цен, нанесения ущерба ценностям или

если они полностью или частично устарели.

В соответствии с приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. # 15 "Об

отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга" в составе

информации об учетной политике лизингодателя и лизингополучателя в

бухгалтерской отчетности в обязательном порядке подлежит раскрытию следующая

информация в части совершения организацией операций по договору лизинга:

о выбранных условиях постановки лизингового имущества на баланс;

о предстоящих лизинговых платежах в последующем отчетном периоде и до конца

действия договора лизинга.

В соответствии с п. 3 приказа Минфина России от 11 августа 1999 г. № 53н "Об

утверждении указаний по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций

при исполнении соглашений о разделе продукции" в учетной политике инвестора

(оператора) раскрывается информация о способах ведения бухгалтерского учета,

применяемых при исполнении работ по соглашению о разделе продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По нашему мнению, процесс формирования учетной политики включает в себя выбор

конкретного способа ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых

общепризнанными стандартами (зафиксированных в системе нормативного

регулирования). Если стандарты не устанавливают допускаемых способов ведения

учета по отдельным вопросам, то формирование учетной политики заключается в

разработке организацией индивидуальных способов исходя из общих требований

законодательства. Многие положения учетной политики прорабатываются в

процессе налогового планирования, поскольку оказывают существенное влияние на

распределение налоговых платежей во времени, то есть способствует

максимизации финансового результата данного отчетного периода за счет

переноса отдельных видов расходов на более поздний срок.

Формирование и реализация учетной политики связаны с практическим

осуществлением бухгалтерского учета. Поэтому, говоря об учетной политике,

следует отталкиваться от традиционных взглядов на метод учета, который

представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения, стоимостного

измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной

деятельности. Из всей совокупности способов необходимо выбирать те, которые

будут оптимальны для конкретной хозяйственной ситуации, реализуемой в рамках

конкретного хозяйствующего субъекта, функционирующего в условиях конкретной

среды — правовой, экономической и т.д. Возможность выбора конкретных способов

оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов и др., особенности

использования этих приемов — все это в целом составляет степень свободы

предприятия в формировании учетной политики.

Подчеркнем, что учетная политика не должна быть слишком объемной. Общие

положения, действующие для всех предприятий, не следует отражать в приказе по

учетной политике. В него нужно включать только те вопросы, решение которых

вариантно в соответствии с нормативными документами, а значит, оно может

отличаться от принятых на других предприятиях. Эта позиция хороша, однако, с

той принципиальной оговоркой, что Положение по учетной политике не является

исчерпывающим документом по данному вопросу. Иными словами, должен

существовать еще комплекс документов, дополняющих данное положение или приказ

(стандарты учета), в которых описывается вся принципиальная постановочная

часть учета. В противном случае нельзя говорить об учетной политике как

инструменте управления организацией.

Отметим, что часто предпринимаются попытки вынести за пределы учетной

политики технический и организационный аспекты системы учета, а

методологический аспект свести к простому декларированию без раскрытия

сущности используемых методик учета. Это обусловлено смешением двух разных

процессов, связанных с учетной политикой, — ее формирования и раскрытия.

Поскольку традиционно в мировой практике раскрытию подлежат только

методические положения учетной политики, а остальные аспекты не раскрываются

(и даже являются коммерческой тайной), то многие специалисты делают вывод о

том, что вся деятельность предприятия в данной области затрагивает лишь

методический аспект системы учета.

Бухгалтерский учет, с точки зрения системы, отличается от любых технических

систем наличием обширной законодательной базы. Бухгалтерский учет — это не

только учет конкретных финансовых и материальных показателей деятельности

предприятия, а учет, регламентированный законами, положениями и инструкциями.

По нашему мнению, в условиях рыночной экономики многие положения нормативной

базы носят рекомендательный характер, при этом существуют различные варианты

действий в зависимости от многих конкретных факторов работы предприятия и

внешних условий. Для бюджетных учреждений Минфином (исполнители Маклеева Г.И.

и Артюхин Р.Е.) разработана единая инструкция по бухгалтерскому учету от

30.12.1999г. № 107н «Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных

учреждениях», где полностью раскрыты все положения учетной политики, однако,

на практике бухгалтеры столкнулись с ситуациями, которые, в силу узких рамок

данной инструкции, создали неразрешимые проблемы.

К примеру, в соответствии с инструкцией 107н бухгалтер бюджетного учреждения

не имеет возможности отнести на себестоимость затраты по переносу части

стоимости оборудования, используемого в предпринимательской деятельности на

затраты, т.к. по определению инструкции в бюджетных учреждениях списывается

износ 31 декабря текущего года на субсчета расходов.

В целях налогообложения на затраты в соответствии с Положением о составе

затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в

себестоимость продукции и о порядке формирования финансовых результатов,

учитываемых при налогообложении прибыли от 05.08.1992 г. № 522 списывается

ежемесячно амортизация.

Возникает конфликт с одной стороны с контрольно-ревизионными службами

финансовых органов, с другой стороны с налоговыми службами. Другой пример

дополнением № 65 от 10.07.2000 г. «О внесении изменений и дополнений в

инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» допущена

некорректная проводка по расчетам, а именно: при списании фактических

расходов по бюджету субсчет источника финансирования (1), в корреспонденции с

внебюджетными источниками субсчет источника финансирования (2).

Д К

200-2 200-1

Кроме того, каждый руководитель и бухгалтер — это личность с определенными

знаниями и представлениями о бухгалтерском учете. Поэтому, если бы можно было

поставить эксперимент, в котором на одном и том же предприятии бухгалтерский

учет вели бы два бухгалтера, то он наверняка был бы разным.

Следовательно, анализируя ситуации, делаем вывод, что учетная политика,

являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета,

обязательно будет отличаться в разных организациях. Возможность выбора

конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов,

формы бухгалтерского учета и др. все это в целом представляет степень свободы

организации в формировании учетной политики.

Однако, недопустимо, чтобы некоторые факторы учитывались и понимались по

разному на предприятии и налоговыми органами в разные моменты времени.

Например, недопустима ситуация, когда предприятие в одном месяце ведет учет с

применением одних счетов, а в следующем - других. В зависимости от принятия в

учетной политике предприятия того или иного способа оценки средств,

начисления износа, и т. д. По разному формируется себестоимость и отражаются

операции.

Отметим, что учетная политика – необходимый инструмент регулирования

бухгалтерского учета на конкретном предприятии.

Благодаря учетной политике предприятия и учреждения, организации могут

защищать свои действия в Арбитражных судах и перед проверяющими органами. В

бюджетных учреждениях, несмотря на то, что есть прекрасная (107н) инструкция,

в которой разрешить тупиковые ситуации возможно, на мой взгляд, только описав

методы учета, обеспечивающие достоверное отражение результатов деятельности

учреждений в учете и отчетности.

Предложения: подходить к составлению законопроектов грамотно, вдумчиво, со

знанием предметной области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сайт http://diplombuh.narod.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.