![]() |
|
|
Лекции по физкультуре (ОГУ)осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать три вида проверок: * предварительную (контрольные нормативы); * текущую (отмечается в журнале); * итоговую (прием государственных тестов). К методам педагогического контроля относятся: * анкетирование занимающихся; * анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; * педагогические наблюдения во время занятий; * регистрацию функциональных и других показателей; * тестирование различных сторон подготовки. 7.4 Самоконтроль Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, фуда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. 7.4.1 Субъективные показатели самоконтроля Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен. Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки фи-шческого состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.). Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, те. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 7.1. Таблица 7.1 - Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по И.Б. Танбиану) |Признак |Степень утомляемости | |усталости| | |1 |2 |3 |4 | | |небольшая|значительная |резкая | | | | |(большая) | |Окраска |Небольшое|Значительное |Резкое | |кожи |покраснен|покраснение |покраснение| | |ие | |или | | | | |поблед-нени| | | | |е, синюш- | |Потливост|Небольшая|Большая |Очень | |ь | |(плечевой |большая | | | |пояс) |(все | | | | |туловище), | | | | |появление | | | | |соли на | | | | |висках, на | | | | |ру- | |Движение |Быстрая |Неуверенный |Резкие | | |походка |шаг, |покачивания| | | |покачивание |, | | | | |отставание | | | | |при ходьбе,| | | | |беге, в | | | | |альпинистки| | | | |х по-холах.| | | | |на мапше | |Внимание |Хорошее, |Неточность в |Замедленное| | |безошибоч|выполнении |выполнение | | |ное |команды, |команд, | | |выполнени|ошибки при |воспринимаю| | |е |перемене |тся только | | |указаний |направлений |громкие | | | | |команды | |Самочувст|Никаких |Жалобы на |Жалобы на | |вие |жалоб |усталость, |усталость, | |1 | |боли в ногах,|боли в | || | |одышку, |ногах, | | | |сердцебиение |одышку, | | | | |головную | | | | |боль, | | | | |"жжение" в | | | | |груди, | | | | |тошноту, и | | | | |даже рвоту.| | | | |Такое | | | | |состояние | | | | |держится | | | | |долго | Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.). Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться. Следовательно, на основании аппетита, студент может судить о соответствии физических нагрузок индивидуальным возможностям организма. Аппетит может быть оценен как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться. 7.4.2 Объективные показатели самоконтроля Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпатор-ным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же в первые 10 сек. после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут. Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился. Значительное учащение или замедление пульса на фоне ухудшения самочувствия - один из симптомов утомления, переутомления или нарушения состояния здоровья. Вес. Для определения нормального веса используются различные весо- ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока. Нормальный вес тела для людей ростом от 155 до 165 см = длина тела -100 165 - 175 см = длина тела -105 175 и выше см = длина тела -110 Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции тела дает метод, который кроме роста учитывает и окружность грудной клетки рост(см) х объем грудной клетки (см) Вес в кг =^~ 240 И. наконец, для определения веса можно предложить таблицу примерного веса для мужчин и женщин (табл.7.2). Таблица 7.2. - Примерный вес мужчин и женщин (в кг) в зависимости от роста и возраста |1 ,|Женщины |Мужчины | |Рост |18-25 |2 5 - 40|18-25 лет|25-40 лет| |в см |лет |лет | | | | |вес в кг|вес в кг|вес в кг |вес в кг | |152 |50,7 |49,9 | |— | |154 |52,2 |51,6 | | | |156 |53,8 |53,4 | | | |158 |55,3 |55,1 | | | |160 |56,9 |56,8 | | | |162 |58,5 |58,5 |53,6 |59,8 | |164 |60,0 |60,2 |56,1 |62,2 | |166 |61,6 |62,0 |58,5 |64,6 | |168 |63,1 |63,7 |61,0 |67,0 | |170 |64,7 |65,4 |63,4 |69,4 | |172 |66,3 |67,1 |65,9 |71,8 | |174 |67,8 |68,8 |68,4 |74,2 | |176 | | |70,8 |76,6 | |178 | | |73,3 |79,0 | |180 | | |75,8 |81,4 | |182 | | |78,3 |83,9 | |184 | | |80,8 |86,4 | |186 | | |83,3 |88,8 | |188 | | |85,9 |91,2 | г_, „ к> быть рит мичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показате- лем функции дыхания является жизненная емкость легких (Ж1:Л) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин равна 3, 5-5 л. Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла. Диастол и чес кое давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины. Формула идеального давления для каждого возраста: макс. АД = 102+ (0,6 х кол-во лет) мин. АД = 63+ (0,5 х кол-во лет) Всемирная организация здравоохранения предлагает считать нормальными цифрами артериальное давление для систолического (макс.) -100 - 140 мм рт.ст.; для диастолического 80-90 мм рт.ст. 7.5 Функциональные пробы и тесты Уровень функционального состояния организма можно определить с помощью функциональных проб и тестов. Оргпостатическая проба. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5- 10 минут отдыха, далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По разнице пульса лежа и стоя судят о функциональном состоянии сердечно- сосудистой и нервной систем. Разница до 12 уд/мин - хорошее состояние физической тренированности, от 13 до 18 уд/мин - удовлетворительное, 19-25 уд/мин -неудовлетворительное, т.е. отсутствие физической тренированности, более 25 уд/мин - свидетельствует о переутомлении или заболевании. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных -на 60-90 сек и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд. Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем является способность задержать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30 сек., для тренированных на 40-60 сек. и более. 86 Одномоментная проба. Перед выполнением одномоментной пробы отдыхают стоя, без движений в течение 3 минут. Затем замеряют ЧСС за одну минуту. Далее выполняют 20 глубоких приседаний за 30 секунд из исходного положения ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. При приседании руки выносят вперед, а при выпрямлении возращают в исходное положение. После выполнения приседаний посчитывают ЧСС в течение одной минуты. При оценке определяется величина учащения ЧСС после нагрузки в процентах. Величина до 20% означает отличную реакцию сердечнососудистой системы на нагрузку, от 21 до 40 % - хорошую, от 4] до 65% - удовлетворительную, от 66 до 75% - плохую, от 76 и более - очень плохую. Проба Рюффье. Для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы можно пользоваться пробой Рюффье. После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 10с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 10 с (Р2) и через минуту (РЗ) после нагрузки. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле: 6х(Р1+ Р2+РЗ)-200 Индекс Рюффье = 10 Оценка работоспособности сердца: индекс Рюффье О - атлетическое сердце 0,1 - 5 - "отлично" (очень хорошее сердце) 5,1 - 10 - "хорошо" (хорошее сердце) 10,1 - 15 - "удовлетворительно" (сердечная недостаточность) 15,1 - 20 - "плохо" (сердечная недостаточность сильной степени) Тест не рекомендуется выполнять людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Тест на проверку* и оценку общей выносливости. Осуществляется с помощью контрольных упражнений 2-х типов: преодоления средней, длинной дистанции или преодоления возможно большего расстояния за определенное время. Примерами этих упражнений являются: 1) бег и кросс на 1000, 2000, 2500, 3000, 5000м; плавание на 200. 400, 500 м, 2) бег 12 мин. Наиболее обоснованны оценки общей выносливости по тесту К.Купера. Это 12-ти минутный бег с преодолением максимального расстояния (км) (таблица 7.3): Таблица 7.3 - Оценка физической работоспособности разных возрастных групп по результатам 12-минутного теста в беге |Оценка |Расстояние (км), преодолеваемое за 12| |физическ|минут | |ой | | |подготов| | |ленности| | | |Возраст (лет) | | |Незначитель|Значительно|Резкое | | |ное |е | | |Внимание |Редкие |Рассеянное,|Ослабленное| | |отвлечения |частые |; реакции | | | |отвлечения |на новые | | | | |раздражител| | | | |и | | | | |(словесные | | | | |указания) | | | | |отсутствуют| |Поза |Непостоянна|Частая |Стремление | | |я, |смена поз, |положить | | |потягивания|повороты |голову на | | |ног и |головы в |стол, | | |выпрямление|разные |вытянуться,| | |туловища |стороны, |откинуться | | | |обло-качива|на спинку | | | |ние, |стула | | | |поддержание| | | | |головы | | | | |руками | | |Движения |Точные |Неуверенные|Суетливые | | | |, |движения | | | |замедленные|рук и | | | | |пальцев | | | | |(ухудшение | | | | |подчерка) | |Интерес к |Живой |Слабый |Полное | |новому |интерес, |интерес, |отсутствие | |материалу |задавание |отсутствие |интереса, | | |вопросов |во-просов |апатия | 93 К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболочки, особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений, сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и нерешительность в действиях, повышенный тремор (дрожание) конечностей и др. В учебной работе утомление проявляется в замедленном темпе выполнения учебных заданий, в увеличении количества ошибок, в росте числа отвлечений от дела. Внешние психофизические симптомы поведения при утомлении проявляются в виде общей заторможенности и угнетенности. Умственное утомление в подавляющем случаев дает картину угрюмости, отчужденности и флегматичности. Таблица 8.2 - Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову) |Симптом |Степень переутомления | | |I- |II - |III - |IV - | | |начинающ|легкое |выраженн|тяжелое | | |ееся | |ое | | |Снижение |Малое |Заметное|Выраженн|Резкое | |ра-ботоспос| | |ое | | |об ности | | | | | |Проявление |При |При |При |Без | |ранее |усиленно|обычной |облегчен|видимой | |отсутствова|й |нагрузке|ной |нагрузки| |вшей |нагрузке| |нагрузке| | |усталости | | | | | |при | | | | | |умственной | | | | | |нагрузке | | | | | |Компенсация|Не |Полность|Не |Незначит| |понижения |требуетс|ю |полность|ельно | |работоспосо|я | |ю | | |бности | | | | | |волевым | | | | | |путем | | | | | |Эмоциональн|Временно|Временам|Раздражи|Угнетени| |ые сдвиги |е |и |тельност|е, | | |снижение|неустойч|ь |резкая | | |интереса|ивость | |раздражи| | |к работе|настроен| |тельност| | | |ия | |ь | |Расстройств|Трудно |Труднее |Сонливос|Бессонни| |а сна |засыпать|засыпать|ть днем |ца | | |и |, | | | | |просыпат|просыпат| | | | |ься |ься | | | |Снижение |Нет |Трудно |Временам|Заметное| |умственной | |сосредот|и |ослаблен| |работоспосо| |очиться |забывчив|ие | |бности | | |ость |внимания| | | | | |и памяти| |Вегетативны|Временам|Часто |Временам|Частые | |е сдвиги |и |тяжесть |и |головные| | |тяжесть |в голове|головные|боли, | | |в голове| |боли, |потеря | | | | |снижение|апптетит| | | | |аппетита|а | |Профилактич|Упорядоч|Отдых, |Организо|Лечение | |еские |ение |физическ|ванный | | |мероприятия|отдыха, |ая |отдых, | | | |физическ|культура|предоста| | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |