реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по физкультуре (ОГУ)

Суть метода целостного упражнения заключается в том. что разучиваемое

упражнение выполняется в целом, то есть технику движения осваивают сразу

после показа и объяснения простейших упражнений, которые нельзя расчленить

(например, бросок по кольцу).

Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного

технического действия и разучивание его по частям.

По характеру мышечной работы физические нагрузки могут быть

стандартными и переменными.

При применении упражнений со стандартной нагрузкой различают метод

равномерного упражнения, при котором физическое упражнение выполняется

непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной

интенсивностью (например, длительный равномерный бег) и метод повторного

упражнения, который характеризуется многократным выполнением упражнений с

определенным интервалом отдыха, в течение которого достаточно полно

восстанавливается работоспособность.

В упражнениях с переменными нагрузками применяются методы интервального

упражнения, которые характеризуются многократным повторением упражнений

через определенные интервалы отдыха. Отличительной чертой этого метода

является то, что тренирующим эффектом обладают также интервалы отдыха. То

есть каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления.

Игровой метод. Основу игрового метода составляет игровая двигательная

деятельность, определенным образом упорядоченная. Игровой метод не

обязательно связан с каким-либо общепринятыми играми (баскетбол, хоккей и

т.д.).

Признаки игрового метода:

50

* ярко выраженные элементы соперничества и эмоциональности в

игровых действиях;

* изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения дви

жений;

* высокие требования к творческой инициативе в движениях;

* отсутствие строгой регламентации в характере движений и их на-

I ру же:

* комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и

качеств.

Соревновательный метод. Основу соревновательного метода со-с гавляет

стимулирование и активизация деятельности занимающихся с ус-кшовкой на

победу или достижение максимального результата.

Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление

сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или высокое достижение.

Соревновательный метод может выступать как самостоятельная форма

организации занятий (официальные соревнования, контрольно-зачетные и т.д.)

и как способ стимулирования интереса к занятиям при выполнении отдельных

упражнений - кто лучше? Кто выше? Кто быстрее?

Соревновательная обстановка приводит к существенному изменению

функционального состояния человека - происходит настройка на но-иый, более

высокий уровень двигательной активности, большая мобилизация ресурсов

организма. Все это способствует выведению организма на новый, более высокий

функциональный уровень и повышает эффект от физических упражнений.

Применять этот метод необходимо после специальной предварительной

подготовки.

Метод словесного и сенсорного воздействия. Основу данного метода

составляют широкое использование слова и чувственной информации.

С помощью слова можно сообщать необходимые знания, поставить задачи,

руководить процессом выполнения заданий, анализировать и оценивать

результаты.

В учебно-тренировочном процессе слово может быть использовано и

выражено в форме:

* рассказа, беседы, объяснения (передача знаний);

указаний, команд (воздействие словом в целях управления дея

тельностью занимающихся);

словесной оценки, разбора, замечаний (анализируется и оценива

ется деятельность занимающихся).

Посредством сенсорных воздействий обеспечивается наглядность. ')то не

только визуальное восприятие, но и слуховые и мышечные ощущения. Они

реализуются в форме:

показа самих упражнений (создается целостное представление о

моном двигательном действии);

демонстрации наглядных пособий (с помощью видеозаписей, раз-

•1ИЧНЫХ муляжей, многообразных схем, рисунков, на которых можно соз-

дать зрительное представление о разучиваемых движениях);

4.4 Основы обучения движениям

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

* ознакомление, первоначальное разучивание движения;

* углубленное детализированное разучивание движения, формиро

вание двигательного умения;

* формирование двигательного навыка.

Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой

определенные функциональные образования (своеобразные формы управления

движениями), которые возникают в процессе и в результате освоения

двигательных действий. Вместе с тем двигательное умение и двигательный

навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего из характера

управления движениями и выражающиеся в неодинаковой степени владения

действием.

Умение выполнять двигательное действие возникает на основе необходимого

минимума знаний о его технике, предварительного двигательного опыта и общей

физической подготовленности благодаря попыткам сознательно построить

некоторую систему движений. В процессе возникновения умения происходит

постоянный поиск адекватного способа выполнения действия при ведущей роли

сознания в управлении движениями. Это и определяет сущность двигательного

умения.

Двигательное умение характеризуется такой степенью владения техникой

действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные

операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в

его состав операции становятся все более привычными, координационные

механизмы действия постепенно автоматизируются и двигательное умение

переходит в навык. Его главной отличительной чертой является

автоматизированное управление движениями. Вместе с тем для навыка

характерна слитность движений и надежность. Следовательно, двигательный

навык можно охарактеризовать как такую степень владения техникой действия,

при которой управление движениями происходит, автоматизировано и действия

отличаются высокой надежностью.

4.5 Средства и методы развития физических качеств

4.5.1 Средства и методы развития силы

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или

противостоять ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и

относительную силу:

- абсолютная сила - суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в

конкретном движении.

- относительная сила - проявление абсолютной силы в пересчете на

I к! веса человека.

Средствами развития силы мышц являются различные несложные по структуре

общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три

основных вида:

упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестя

ми, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера, упражнения с

сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.);

упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастиче

ские силовые упражнения: отжимания в упоре лежа, отжимания на брусь

ях, подтягивание; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.);

изометрические упражнения (упражнения статического характе

ра).

Наиболее распространены следующие методы развития силы:

- метод максимальных усилий (упражнения выполняются с приме

нением предельных или околопредельных отягощений до 90% от макси

мально возможного; в серии выполняется 1-3 повторений, за одно занятие

выполняется 5-6 серий, отдых между сериями 4-8 минут);

- метод повторных усилий (или метод "до отказа") (упражнения

выполняются с отягощением до 70% от максимально возможного, которые

выполняются сериями до 12 повторений, в одном занятии выполняется от

3 до 6 серий, отдых между сериями от 2 до 4 минут);

- метод динамических усилий (упражнения выполняются с отягоще

нием до 30% от максимально возможного, в серии выполняется до 25 по

вторений, количество серий за одной занятие от 3 до 6. Отдых между се

риями от 2 до 4 минут).

4.5.2 Средства и методы развития быстроты движений

Быстрота - это комплекс свойств, непосредственно определяющих

скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции.

Быстрота движений обусловливается в первую очередь соответствующей

деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов,

вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и

координирующих действие спортсмена. Показатель, характеризующий быстроту

как качество, определяется временем одиночного движения, временем

двигательной реакции и частотой одинаковых движений в единицу времени

(темпом).

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с

большой эффективностью используются различные методы:

- метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и

околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-»трений, за

одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость

снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается,

53

$2

т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);

- игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных

качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной

реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным

мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные

взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).

Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными - это

легкая атлетика, бокс, вольная борьба, спортивные игры,

4.5.3 Средства и методы развития выносливости

Выносливость - это способность человека значительное время выполнять

работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или способность

организма противостоять утомлению.

Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:

в продолжительности работы без признаков утомления на данном

уровне мощности;

в скорости снижения работоспособности при наступлении утом

ления.

На практике различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость - совокупность функциональных возможностей

организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой

мышечной работы с высокой эффективностью.

Специальная выносливость - способность организма длительное время

выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной

дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени

(футбол, баскетбол, хоккей).

В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений

выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую,

координационную и выносливость к статическим усилиям.

Для развития выносливости применяются различные методы.

равномерный непрерывный метод (дает возможность развитию

аэробных способностей организма. Здесь применяются упражнения цик

лического характера (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью

малой и средней интенсивности);

переменный непрерывный метод (заключается в непрерывном

движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения);

интервальный метод (дозированное повторное выполнение уп

ражнений небольшой интенсивности и продолжительности со строго оп

ределенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно

ходьба).

Средствами воспитания выносливости являются циклические упражнения

(ходьба, бег, ходьба и бег на лыжах).

4.5.4 Средства и методы развития гибкости

Гибкость - подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные

движения с большой амплитудой. Различают две формы проявления гибкости:

активную, величина амплитуды движений при самостоятельном

выполнении упражнения, благодаря собственным мышечным усилиям;

пассивную, максимальная величина амплитуды движений, дости

гаемая под воздействием внешних сил (партнер, отягощение).

Одним из наиболее принятых методов развития гибкости является метод

многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц

растягиваться больше при многократных повторениях.

Средствами развития гибкости являются: повторные пружинящие движения,

активные свободные движения с постепенным увеличением амплитуды, пассивные

упражнения, выполняемые с помощью партнера и т.д.

Следует всегда помнить, что упражнения на растяжку или с большой

амплитудой движения следует делать после хорошей разминки и при этом не

должно быть сильных болевых ощущений.

4.5.5 Средства и методы развития ловкости

Ловкость - это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать

различные двигательные задачи.

Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы.

Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление

организма.

Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются

акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития

ловкости используются разнообразные методические приемы:

выполнение привычных упражнений из непривычных исходных

положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);

* зеркальное выполнение упражнений;

* усложнение условий выполнения обычных упражнений;

* изменение скорости и темпа движений;

изменение пространственных границ выполнения упражнений

(уменьшение размеров поля).

4.6 Формы организации физического воспитания

4.6.1 Урочная форма

Основной формой организации занятий по физическому воспитанию считается

урочная. Отметим характерные признаки урочной формы: - проводятся под

руководством педагога;

55

* коллектив занимающихся организован и однороден;

* занятия проводятся по разработанной программе;

* занятия проводятся по расписанию.

Урок принято делить на 3 части: подготовительную, основную и

заключительную.

Подготовительная часть урока. В этой части урока решаются следующие

задачи:

- подготовка центральной нервной системы и вегетативных функ

ций к предстоящей нагрузке:

- подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим от

занимающихся значительных мышечных усилий.

Основная часть урока. В основной части урока решаются главные задачи:

- развитие волевых и физических качеств занимающихся;

- формирование жизненно необходимых и спортивных навыков.

Заключительная часть урока. В этой части урока основными зада

чами являются следующие:

- содействовать более быстрому восстановлению организма после

нагрузки в основной части (рекомендуется выполнять упражнения на рас

слабление, на растягивание, массаж);

- подвести итоги работы на уроке. Преподаватель должен дать

оценку действиям занимающихся, проинформировать о предстоящих заня

тиях.

4.6.2 Неурочные формы занятий

Неурочные формы занятий физическими упражнениями могут быть

эпизодическими (походы, катания на лыжах, коньках и т.п.) и

систематическими (гигиеническая и производственная гимнастика). Если

эпизодические занятия не имеют строгой регламентации, то систематические

неурочные формы занятий физическими упражнениями имеют вполне определенные

требования к нагрузке.

4.7 Общая и моторная плотность занятия

Для анализа эффективности урока (занятия) важным показателем является

плотность занятий. Общая плотность занятий определяется отношением полезно

использованного времени на занятии к директивному (установленному по

расписанию) в процентах по формуле:

р _ Тп х 100%

общ ~ То

где Робщ - общая плотность занятия;

Тп - время, использованное на полезную деятельность (имеющую прямое

отношение к занятию). Учитывается время выполнения упражнений, необходимый

отдых после них, время на объяснение и показ;

Т0 - директивное время, отведенное на учебное занятие по расписанию

(например, 45 мин или 90 мин).

Моторная плотность - это отношение непосредственно потраченно

го на выполнение упражнений времени к директивному и определяется по

формуле: т>

•мот. ~~

Т0

где Рмот - моторная плотность;

Т0 - директивное (общее время);

Ту - время, непосредственно потраченное на выполнение упражне-

ний.

4.8 Физическая подготовка

Физическая подготовка - это процесс, направленный на укрепление

здоровья занимающихся, разностороннее физическое развитие, воспитание

необходимых двигательных качеств и подготовку организма спортсмена к

максимальным напряжениям в условиях соревнований.

Общая физическая подготовка - процесс совершенствования физических

качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Разностороннее физическое развитие способствует лучшей

приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды.

Расширение двигательных и функциональных возможностей организма разрешается

выполнением упражнений из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, борьбы,

тяжелой атлетики и разнообразных игр.

Общая физическая подготовка способствует расширению функциональных

возможностей организма и является базовой для специальной физической

подготовки и достижения высоких результатов в профессиональной или

спортивной деятельности.

К задачам общей физической подготовки относятся:

* обеспечение всестороннего и гармонического физического разви

тия организма человека;

* укрепление здоровья;

* создание базы для специальной физической подготовки в профес

сиональной или спортивной деятельности.

Специальная физическая подготовка - это процесс, который обеспечивает

развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков,

специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий.

Специальная физическая подготовка обеспечивает избирательное развитие

отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении

специализированных упражнений.

Спортивная подготовка - длительный педагогический процесс, на-

57

56

правленный на использование всей совокупности тренировочных и вне-

тренировочных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается

необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется

соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты,

выносливости и других (физическая подготовка), степенью владения техникой и

тактикой (техническая и тактическая подготовка), необходимым уровнем

развития психических и личностных свойств (психологическая подготовка) и

соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовка).

Техническая подготовка - процесс обучения техники выполнения физических

упражнений и технических приемов.

Под совершенной техникой понимают наиболее рациональные, эффективные

способы выполнения двигательного действия с целью достижения наилучшего

результата.

Тактика - раздел теории, изучающий целесообразные средства, способы и

формы ведения спортивной борьбы.

Под тактической подготовкой понимают специфический общепринятый и

закономерный процесс, сложившийся в спортивной практике, на основе которого

спортсмен должен научиться приспосабливаться к любому противнику и любой

ситуации, рационально и целенаправленно используя в соревнованиях свои

физические качества и технические умения и навыки.

В основе тактической деятельности лежит психическая деятельность высших

отделов человеческого мозга. Тактическая деятельность носит комплексный

характер и включает интеллектуальные и физические способности человека.

Формы тактики связаны с характером соревновательной борьбы. Следует

различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика -умышленное

предоставление инициативы противнику. Активная тактика -это навязывание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.