![]() |
|
|
Современные системы закаливания. Плюсы и минусыСовременные системы закаливания. Плюсы и минусыЮжно-уральский Государственный университет Кафедра валеологии, физической культуры и спорта КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ТЕМА: Современные системы закаливания. Плюсы и минусы. Выполнил: студент ВФКиС – 208 Попов С.В. Проверил: Камскова Ю.Г. Челябинск 2001. СОДЕРЖАНИЕ: СТРУКТУРА РАБОТЫ ............................................................................ ........4 ВВЕДЕНИЕ ............................................................................ .............................5 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ : 1. Слагаемые здоровья .......................................................................... ..........7 2. Главное – образ жизни .......................................................................... .......7 3. Целебные силы природы .......................................................................... .10 4. Ни мороз не страшен, ни жара ..................................................................13 5. Температура тела и внешняя среда .........................................................13 6. Приход и расход тепла .......................................................................... ......14 7. Реакции на охлаждение .......................................................................... ....18 8. Реакции на высокие температуры ...........................................................20 9. Основные заповеди закаливания .............................................................22 10. От простого – к сложному .......................................................................... 22 11. Барометр самочувствия .......................................................................... ...25 12. Закаливание воздухом : 12.1.Вокруг воздушный океан ..........................................................................29 12.2.Как рыба в воде ............................................................................ ..............29 12.3.С чего начать ............................................................................ ..................30 13.Закаливание водой : 13.1.Секреты водных процедур ........................................................................31 13.2.Кто не боится насморка! ...........................................................................3 2 13.3.Заплывы в полынье ............................................................................ ........33 14.Баня : 14.1.Баня парит, баня правит ............................................................................ 35 14.2.С легким паром? ............................................................................ .............35 14.3.Помылся, как вновь народился .................................................................37 14.4.Разумная осторожность ............................................................................ .38 15.Закаливание солнцем : 15.1.Этот целительный солнечный свет ..........................................................39 15.2.Волшебные лучи ............................................................................ ............39 15.3.Солнце – не только друг ............................................................................ 41 15.4.Максимум – в июне, минимум в декабре ................................................43 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ......................................45 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ : 1.Воздушные процедуры : 1.1.Ну – ка, ветер, гладь нам кожу! ..................................................................46 1.2.Хилый – в шубу, здоровый – в мороз ........................................................48 1.3.Узелки на память мамам и папам ..............................................................50 2.Водные процедуры : 2.1.От обтираний – к купаниям ........................................................................54 2.2.Старые истины ............................................................................ .................62 2.3.Восстановители сил ............................................................................ .........63 2.4.Ныряем ... в сугроб ............................................................................ ..........64 2.5.Зима. Идем купаться! ............................................................................ ......65 2.6.Родителям на заметку ............................................................................ ......68 3.Банные премудрости : 3.1.Свойства щедрого жара ............................................................................ ...73 3.2.Вредна баня или нет? ............................................................................ .......76 3.3.Источник бодрости ............................................................................ ...........77 3.4.Вредно ли париться детям! ..........................................................................79 4.Солнечные ванны : 4.1.От весны до бабьего лета ............................................................................ .80 4.2.Сеансы в фотариях ............................................................................ ...........82 4.3.Пусть всегда будет солнце! .........................................................................84 РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................................ ......................85 ВЫВОДЫ ............................................................................ ...............................86 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................ ....................87 ЛИТЕРАТУРА ............................................................................ ......................88 СТРУКТУРА РАБОТЫ Работа состоит из введения, обзора литературы, описания методов исследования, выводов, списка литературы. Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы цели и задачи, обоснована научная новизна исследований, теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Курсовая работа изложена на 88 страницах машинописно. Библиография состоит из 8 отечественных источников. ВВЕДЕНИЕ Общая характеристика работ. Эта проблема рассматривалась в течение нескольких столетий[1]. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али ибн- Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав свооего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший русский летописец Нестор в X веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так - в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье. Скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своих новорожденных в холодной воде. Якуты натирали новорожденных снегом и обливали холодной водой несколько раз в день. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой начиная с первого дня жизни [2]. Основоположник отечественной медицины С.Г.Зыбелин (1735-1802 гг.) в "Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней" (1773 г.) писал: "Весьма полезно ... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней". Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка. Актуальность данного исследования определяется тем, что оно посвещается изучению вопросов влияния природных[2] факторов на организм человека. В соответствии с этим, цель настоящего исследования состояла в том, каким образом влияние природных факторов оказывает закаливающее влияние на иммунитет людей. В рамках этой общепоставленной цели , решались следующие задачи: 1. Влияние воздуха на человека; 2. Влияние воды на человека; 3. Влияине солнца на чеолвека; 4. Влияние температуры на человека. Научная новизна определяется основными результатами. Показано, что при точной дозировке описанные ниже природные факторы повышают иммунитет и работоспособность человека, снижают влияние стрессовых ситуаций. Теоретическое значение работы состоит в изучении физиологических механизмов закалиавания. Практическое значение работы определяется тем, что она обеспечивает экспериментальное обоснование для разработки эффективных методов пофилактики заболеваний. Результаты используются на практике [3]. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.СЛАГАЕМЫЕ ЗДОРОВЬЯ Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: Здоровому все здорово! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о живой воде и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. 2.ГЛАВНОЕ - ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Основные элементы здорового образа жизни - плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание. На здоровье человека, как известно, оказывают влияние и биологические, и социальные факторы, ведущую роль среди которых играет т р у д. Классики марксизма-ленинизма подчеркивали, что труд - непременное и естественное условие жизни, без которого ...не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь. Говоря о привычке трудиться на общую пользу, В. И. Ленин определил труд как потребность здорового организма. Конституция нашей страны всем гражданам гарантирует право на труд, который является необходимым условием развития, духовного совершенствования и материального благополучия человека и его семьи. Труд дает человеку радость творчества, самоутверждения, воспитывает в нем целеустремленность, упорство, сознательное отношение к окружающему и др. Захватывающая работа увлекает, доставляет истинное наслаждение, отодвигает усталость, является прочной основой физического и психического здоровья. Бесстрастная статистика утверждает: все долгожители - неутомимые труженики. Максим Горький говорил, что его особенно восхищали те люди, которые работали с великой страстью, задором, огоньком и ставили своей целью освобождение всех сил человека для творчества. Движения, потребность в которых обусловлена закономерностями роста организма, - непременное условие нормального развития, укрепления здоровья, формирования правильной осанки и овладения основными двигательными навыками. Еще древнегреческий философ Плутарх назвал движения кладовой жизни. Без движения - жизнь только летаргический сон, - подметил французский мыслитель и педагог Ж.Ж. Руссо. Другой французский ученый Б. Паскаль утверждал: Всего невыносимей для человека покой, не нарушаемый ни страстями, ни делами, ни развлечениями, ни занятиями. Тогда он чувствует свою ничтожность, заброшенность, несовершенство, зависимость, бессилие, пустоту. Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки. При составлении распорядка дня особенно важно определить сроки и продолжительность активного и пассивного отдыха. В частности, определенное время отводите оздоровительным занятиям и тренировкам. В процессе систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется здоровье, но и улучшаются самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности. Не секрет, что современное производство и условия жизни в значительной мере снизили двигательную активность человека. По данным академика А. И. Берга, в прошлом веке затрата мышечной энергии в производстве составляла 94%, а в настоящее время всего лишь 1%. Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье человека. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки, туризм и призваны компенсировать двигательное голодание, или, как говорят ученые, гиподинамию. Испытанное средство укрепления и повышения работоспособности - оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и спортом. Тренировки и оздоровительные занятия способствуют укреплению здоровья и развитию физических способностей детей и молодежи, сохранению жизненно важных навыков в среднем и зрелом возрасте, профилактике неблагоприятных возрастных изменений у пожилых людей. В нашей стране постоянно растет число поклонников оздоровительного бега, ритмической гимнастики, лыжного, велосипедного и гиревого спорта, туризма, других форм массовой физкультуры, однако их могло бы быть значительно больше. Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья и повышению производительности труда. Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание уделите полноценному сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. Непременное слагаемое здоровья - рациональное питание. Оно обеспечивает человека энергией и веществами, из которых строится организм и которые регулируют обменные процессы. Подсчитано, что за 70 лет жизни человек съедает примерно 8 т хлебобулочных изделий, 11-12 т картофеля, 6-7 т мяса и рыбы, 10-12 тыс. яиц и выпивает 10-14 тыс. литров молока! Причем на процесс еды он тратит около 6 лет жизни! Негативное влияние на организм оказывает как избыточное, так и недостаточное питание. При чрезмерном питании в значительной мере увеличивается масса тела, что может привести к ожирению, а в конечном счете к различным заболеваниям сердечно-сосудистой системы, диабету, нарушениям обмена веществ и т. п. При недостаточном питании человек резко худеет, ухудшается его самочувствие, падает работоспособность, снижается иммунитет. Вот почему так важно соблюдать правила рационального, сбалансированного и полноценного питания. Отказ от вредных привычек (алкоголь, табак, наркотики) - также непременное условие здорового образа жизни. В этих злостных разрушителях здоровья кроется причина многих опасных заболеваний, резко сокращающих продолжительность жизни. Вредные привычки - большое социальное зло. Основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский в свое время с горечью констатировал: Сколько превосходных начинаний и даже отличных людей пало под бременем дурных привычек. Эти слова, к сожалению, актуальны и ныне.' К полному отказу от всего, что наносит непоправимый ущерб организму, - вот к чему должен стремиться каждый здравомыслящий человек. Мощное оздоровительное средство - закаливание. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |