реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

на составные элементы, а последние объяснить простыми законами природы. Он

пришел к мысли о необходимости различать два состояния человеческого

общества: естественное и гражданское.

В условиях XVII в. воззрения Гоббса были прогрессивны. Он уничтожил

теистические предрассудки бэконовского материализма. В его теории общества

и государства содержались зародыши материалистического понимания социальных

явлений.

В Англии последователем Бэкона и Гоббса был ДЖОН ЛОКК (1632-1704).

Главное его произведение - "Опыт о человеческом разуме" (1690). В нем он

критикует учение Декарта о врожденных идеях и обосновывает принцип

материалистического сенсуализма, т.е. происхождения всех знаний из

чувственного восприятия внешнего мира. Единственным источником идей Локк

объявил опыт (Tabula rasa - чистый лист, гладкая дощечка, нечто чистое,

нетронутое).

Локк различал опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия - от

лат. рефлексио - обращение назад). В основе знания лежат простые идеи,

например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - ПЕРВИЧНЫМИ, с

которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или

ВТОРИЧНЫМИ, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус).

Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из

простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и

отношения). Локк различал идеи ясные и смутные, реальные и фантастические,

адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь

постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью.

Таковы были в XVII в. некоторые основные попытки реализовать идею

автономной философии, построить цельное мировоззрение на разумных и опытных

основаниях.

В новое время общество изучали Гоббс и Локк. Они разработали концепцию

общественного договора и, соответственно, договорную концепцию государства.

Появление идеи общественного договора и выработка правового мировоззрения

было вызвано развитием проблем в социальной философии нового времени, где

приоритет отдавался знанию. Гоббс определяет общество, как совокупность

человеческих индивидов, объединяющихся в целях контроля над своими

действиями. Он ратовал за законность того правительства, учредить которое и

повиноваться которому согласны все граждане государства по своей воле.

Иначе, реализуя принцип индивидуального бытия "война каждого против всех",

люди не смогут сосуществовать.

Эпоха Просвещения связана в социальной философии с именем Руссо. Он

поддерживал идею общественного договора Гоббса и Локка, но он предлагал его

реализацию на основе нравственных ценностей, получаемых в ходе образования.

52. Социальное развитие: понятие, типы. Социальная мобильность и

общественный прогресс. Проблемы исторического сознания. Идеи Н.Н. Моисеева

и коэволюции природы и общества: поиски новой парадигмы развития общества.

РАЗВИТИЕ—процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному),.

гл. характерной чертой к-рого является исчезновение старого и возникновение

нового (Новое и старое). Р. неорганических систем, живого мира,

человеческого об-ва, познания подчиняется общим законам диалектики. Для Р.

характерна спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс Р. имеет начало и

конец. Причем уже вначале в тенденции содержится конец Р., а завершение

данного цикла Р. кладет начало новому циклу, в к-ром неизбежно повторяются

некоторые особенности первого. Р.—имманентный процесс: переход от низшего к

высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенденции,

ведущие к высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на

достаточно высокой ступени Р. полностью выявляются и впервые становятся

понятными намеки на высшее, содержащееся в низшем. Напр., сознание есть

результат Р. материи, и лишь с этой т. зр. можно раскрыть лежащее в

фундаменте материи общее свойство отражения. Воспроизведение Р. в

теоретической форме возможно только при помощи методов и приемов

диалектической логики (см. напр., историческое и логическое).

Диалектическое противоречие в мысли - это взаимодействие

противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. В науке - это

антиномии, в жизни - конфликт. В социальной философии существует два

основных подхода к социальному развитию:

эволюционистский;

стабилизационный принцип, открытый Парсонсом - гармоническое развитие

через интеграцию;

отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает

развитие через социальную борьбу;

принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное

состояние человечества, не имеющего гражданского общества.

Теорию экономической детерминированности социальных отношений,

классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом,

некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.

Сегодня большое место в разработке теории диалектического закона

единства и борьбы противоположностей имеет теория конфликта. Серьезный

вклад в ее разработку внес Милле, который исследовал властвующие элиты в

современном западном обществе. Представляя общество в виде социально-

политической и экономической структуры, он доказал, что реальное влияние на

них оказывают небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и

военных. Он считает, что лоббирование, насилие, нажим создают почву для

войны всех против всех.

Козер считает потенциальной основой борьбы за власть конфликт, т.к.

идет перераспределение доходов и осуществляется монополия на духовное

лидерство. Это имманентное качество любого общества. Для стабильности и

устойчивости общества необходим баланс конфликтов.

Дариндорф утверждает, что в каждом обществе есть свои осевые линии

социальных конфликтов - это есть механизм давления одних социальных групп

на другие.

Конфликт - это оборотная сторона интеграции, поэтому он как и

интеграция неизбежен. Снять конфликт невозможно, его надо направить в

другое русло с помощью открытости и формализации. Перечисленные концепции

ученых сегодня лежат в основе преодоления социальных противоречий.

Преодоление конфликта - это и есть гармония.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ (лат.— движение вперед,

возвращение) — противоположные формы развития об-ва в целом или отдельных

его сторон, означающие соответственно либо поступательное развитие об-ва по

восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам,

застой и деградацию. Критерием общественного П. служит прежде всего степень

развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых

им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры,

развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные

периоды истории в отдельных странах весьма существенное значение для

характеристики развития об-ва с т. зр. его П. или Р. могут приобретать в

силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как

формы политической жизни, культура, образование и т. д., хотя они вторичны,

производны и определяются экономическим строем об-ва. Примером

общественного Р., обусловленного политическими факторами, может служить

история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские

диктаторские режимы (фашизм). Крайне противоречиво развитие

антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и

служат в определенные периоды истории ступенью П. об-ва, им всегда присущи

черты Р., к-рые становятся преобладающими в период упадка данного об-ва.

Однако - тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку осн. тенденцией

развития всего человеческого об-ва является не Р., а П., выражающийся в

данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового об-ва, так

и в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, напр., если развитие

буржуазного об-ва в эпоху империализма характеризуется в целом явлениями

Р., тем не менее при капитализме наблюдается П. мн. отраслей науки и

техники, а также ряда др. общественных явлений. Однако для оценки

жизненности данного об-ва, его способности к П. или Р. важно определение

общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в П. об-ва

классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности

общественного развития. В философии и социологии понятия “П.” и “Р.”

находят различные толкования. Мыслители периода прогрессивного развития

капитализма (Вико, Гердер, Гегель и др.) признавали П. и пытались его

рационально обосновать. Для периода упадка капитализма, начавшегося со

второй половины 19 в., характерны в осн. два подхода к истории:

позитивистский, основы к-рого заложены Контом, и историко-культурный

(основоположник—рус. ученый-славянофил Н. Я. Данилевский: сторонники — Дж.

Тойнби, П. А. Сорокин и др.). Согласно концепции позитивистов, история

должна быть эмпирическим описанием научно установленных фактов, без

проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять явления П. и

р. Культурно-историческая концепция считает важнейшим способом изучения П.

и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизаций. Человеческую

историю она рассматривает как смену самостоятельных “типов” культур или

цивилизаций, с собственными периодами П. и р. Лишь в совр. эпоху, согласно

Тойнби и Сорокину, благодаря расширению межкультурных связей

(интеркультурные коммуникации) усилилось взаимовлияние различных культур.

Поэтому ГГ. мыслим теперь как дальнейшая интеграция различных цивилизаций в

направлении единой общечеловеческой культуры. Однако эта интеграция, с т.

зр. Тойнби, должна осуществиться на основе капиталистической культуры

Запада. Некоторые буржуазные психологические теории пытаются объяснять

явления истории субъективными факторами, напр. особенностями тех или иных

“исторических” личностей. Научное объяснение П. и р. дано марксизмом-

ленинизмом. П. как поступательное развитие без рецидивов Р. возможен только

в неантагоннстическом, коммунистическом об-ве.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ (фр. — подвижный) — социологическое понятие,

означающее подвижность социальных групп в общественной структуре. В

буржуазной социологии (Стратификация социальная) М. с. — это перемещение

людей из одного слоя об-ва в др., изменение социального положения.

Различают “горизонтальную социальную мобильность” (т. е. переход людей из

одной социальной группы в др., расположенную на том же социальном уровне) и

“вертикальную социальную мобильность” (т. е. перемещение лица в др.

социальный слой или класс). Изменчивость, мобильность социальной структуры

действительно имеет место. Но буржуазные социологи извращают ее характер,

утверждая, что в капиталистическом об-ве она осуществляется в направлении

смягчения классовых противоречий, установления социальной однородности. По

утверждениям буржуазных социологов, “вертикальная социальная мобильность”

дает возможность человеку из “низов” продвинуться вверх по социальной

лестнице, попасть в ряды “высшего класса”, стать миллионером. Теория

“социальной мобильности” —один из вариантов реформистской концепции

“классового сотрудничества”. На деле в буржуазном об-ве “путь наверх”, т.

е. изменения в социальном положении отдельных лиц и семей, является

исключением и не меняет положения всего класса в системе производства. Гл.

направление М. с. в буржуазном об-ве — не “вверх”, а “вниз”, оно отражает

разорение мелкой буржуазии города и деревни, ведет не к смягчению, а к

обострению классовых противоречий капитализма. Иную природу имеет

социальная подвижность в 'условиях социализма. Она связана с постепенной

ликвидацией существенных различий между умственным и физическим трудом,

городом и деревней и представляет закономерную тенденцию развития

социальной структуры в направлении формирования будущей социальной

однородности коммунистического общества.

53. Социально-культурные предпосылки античной философии: этапы,

направления, основные проблемы. Постановка и решение проблемы о первооснове

мира.

54. Социально-философские воззрения и экзистенциальная диалектика Н.А.

Бердяева.

Школа Соловьева была продолжена Бердяевым, в его работах “Философия

неравенства”, “Философия свободы”, “Мировоззрение Достоевского, “Смысл

творчества - опыт оправдания человека”. Бердяев развивал теорию

персонализма, приближенную к экзистенциализму. Он возглавил в русском

богоискательстве персонализм.

По мнению Зеньковского - это самая крупная фигура русского ренессанса

после Соловьева.

Бердяев никогда не был фанатом какой-либо идеи и не поклонялся какому-

либо одному культу. Это был человек, который стремился познать как можно

больше. Именно свободу знаний и творчества он искал в религии. В центр

своей философии Бердяев ставит человека. Но он рассматривает личность не

как естественную категорию, а как спиритуалистическую, она ни часть какого-

либо целого, напротив, целое - часть личности. Т.о. он выходил на проблему,

что космос – часть человеческой личности. Выход на такие категории был

обусловлен тем, что свобода человеческого творчества была частью творчества

религиозной эпохи. Творчество как религия у Бердяева - цель, искание смысла

за пределами мировой данности. Поэтому и личность не субстанция, а

творческий акт, который не изменен в процессе изменения. Бессознательное,

что есть в личности представляет собой космическое явление. Творчество

создает особый мир, оно продолжает дело творение, уподобляя человека богу-

творцу. В связи с этим задача философии состоит в том, чтобы осознать

первичность духа, как творческой реальности. Человек - это дитя бога и дитя

меона (несотворенная свобода). Человек, по мнению Бердяева, должен обладать

абсолютной свободой, поэтому он отделил свободу от Бога и человека. И таким

путем антологизировал зло.

В истории Бердяев выделил конечную цель - эсхатологию. Это позволило

ему провозгласить примат свободы над бытием, примат личности над

историческим временем. Бердяев в своем философском осмыслении идеи нации

пришел к выводу, что идея нации есть не то, что она сама думает о себе во

времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.

В основе историософии России по мнению Бердяева лежит не достоверный

факт, а интуитивный тезис о саморазорванности (противоречивости) русской

души. В таком случае русский народ, утверждает Бердяев, совмещение

противоположностей, которые имеют двойственную основу. Часть из них

заимствована и перенесена, другая – порождена национальной жизнью, как

например, изначально язычество, православие, аскетическая монархия,

церковь, своеобразно понимание в связи с этим и свободы.

Бердяев выделил три свободы:

первичную - не согласуется с Богом и не создается им. Это безосновная

основа бытия.

иррациональную (произвольную). Суть ее заключается в подчинении

моральному закону и ведет она к обязательной добродетели, а стало быть это

свобода рабства (основа рабства). Мораль – категория государственная.

Ценностные установки – это нравственность. К такому выводу Бердяев пришел в

связи с тем, что он мало добра обнаружил в добродетелях, и выход из

иррациональной свободы может быть только трагическим или

сверхъестественным.

свободу, проникнутую любовью к Богу – рациональная свобода, это

связано со смыслом человеческого бытия, это свободная любовь человека к

богу.

В соответствии с тремя типами свободы Бердяев пытался решить проблему

смысла истории: это Бог, судьба и человеческая история. Судьба по мнению

Бердяева превращает личность в арену иррациональных сил истории. В

определении природы своей истории народы покоряются власти судьбы. Русская

идея у Бердяева выступает в качестве творчества религиозного сознания,

которое охватывает все направления отечественного любомудрия. Он имеет в

виду масонов и декабристов, славянофилов и западников, анархистов и даже

русских марксистов. Все они, по мнению Бердяева, выражали характер и

признание русского народа, его самобытную религиозность. Т.о. русская идея

по Бердяеву представляет собой целостное тоталитарное мировоззрение,

принципиально свободное в путях познания. В этой тоталитарной всеобщности и

проявляется новая форма религиозной философии. Откровение в таком случае

становится духовным опытом и духовным актом, а не авторитетом. Поэтому в

откровении приоритетным методом считается интуиция. Именно таким путем

Бердяев соединяет теоретический и практический разум, предполагает

целостность познания в совокупности духовных сил, где разум соединен с

волей и чувством и где нет рационалистической расчлененности. Ограничение

разума – это не агностицизм, а человеческое начало в свободе выбора воли

или желания. Учение Бердяева получило широкий резонанс в русской духовной и

в той или иной степени включило в себя все направления отечественной

мысли. Однако наиболее близкий к нему по духу был Лосский. Бердяев большое

внимание уделил критике большевизма или ортодоксального марксизма в России.

Его представителем был Плеханов. Он пришел в марксизм, разочаровавшись в

революционной метафизике народничества. Фактически он был марксистом, но

монистически понимал историю. В развитии государства и общества приоритет

отдавал географической среде. Диалектика была сведена до управления

сенсуализма, а диалектический метод до скачкообразного развития

цивилизации через революцию.

Философия большевизма была развита Лениным. После революции 1917 года

носителями неомарксизма была иммиграция, которая была не однородна. Старшее

поколение стремилось утвердить псевдомонархический дух, новое поколение

отвергало старую ложь и старые ошибки, и стремилось к творчеству в

осмыслении монархии и государственности России. Наиболее видимым идеологом

неомарксизма стал Ильин (профессор, правовед, философ МГУ). Он рассмотрел

проблему преодоления у россиян толстовства и восстановления русского

православия о мечте. О мечте он рассуждает как о силе и слове. Он был

идеологом монархии. В основе его социально-философских рассуждений лежит

правовое обоснование сильной власти, которая рассматривается как

необходимая форма духовного бытия человека. Он утверждал, что вне права нет

пути ни к добродетели, ник божеству, ни к высшим удовлетворениям духа.

Основа права и государства - это патриотическое соединение людей имеющих

духовную природу, демонстрирующую принадлежность человека к определенному

государству. Гражданином человек становится не из-за формального

подданства, а через духовную солидарность с государством и принятием его

цели (государства). Государство по мнению Ильина - это духовный союз

людей, обладающих правосознанием. Право по нему упрочивает ранг и иерархию

Вывод: нельзя власть отдавать народу ибо невозможно властвовать сообща

или в одинаковой степени. Борьбу за власть он оправдывает при условии

сохранения монархии. Он сформулировал аксиомы власти: власть должна

принадлежать по праву; она должна быть едина, осуществляться лучшими

людьми, удовлетворяющих этическому и политическому цензу; справедливость

должна быть распределяющей.

55. Социальные общности. Проблемы этносов и этнической дифференциации,,

национального самосознания и межнациональных отношений в конце XX и начале

XXI века.

Социальные общности, в зависимости от своих источников, бывают

конкретно-историческими и ситуативно обусловленными. К конкретно-

историческим относят: род, племя, народность, нация. Ситуативно

обусловленные по своим видам и форме бывают такими: толпа, публика, элита,

маргиналы и т.д. В любой из общности есть базовый признак, который создает

условия для общественной жизни людей. Факторами социальных общностей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.