реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

заведомый обман, несоответствие слова и дела. А чего стоила практика

составления фактически двух разных государственных бюджетов -

благополучного для всеобщего обозрения и дефицитного для узкого круга

посвященных!

В конечном счете моральный кризис нашего общества был лишь симптомом

кризиса более глубокого - в экономических основах нашего социалистического

бытия. Их очередной радикальный поворот к старому, основному руслу развития

европейской цивилизации затронет конечно, и мораль. Оздоровит ли он ее? В

перспективе -безусловно да, в ближайшем будущем - вряд ли. Ведь новые

экономические, политические и пр. реальности переворачивают систему

ценностей, сложившуюся в течение жизни многих поколений людей.

В новых условиях частная собственность оказывается не менее священной,

чем общественная; заклейменная преступной спекуляция часто оборачивается

честным бизнесом, а "родной" коллектив бросает человека на произвол судьбы,

советуя опираться на собственные силы и не заниматься иждивенчеством.

Столь "крутая" смена ценностных установок и ориентиров не может пройти

для морали безболезненно. Это напоминает хирургическую операцию без

анестезии: больно, конечно, но потерпите, возможно состояние улучшится.

Пока же кризис морали продолжает углубляться. Надежду на его преодоление

можно видеть, по крайней мере, в следующем:

во-первых, в простых общечеловеческих нормах нравственности (типа "не

убий", "не укради", "чти отца своего" и пр.), которых все-таки большинство

нормальных людей придерживается несмотря ни на что;

во-вторых, в механизме САМОРЕГУЛЯЦИИ морали, которая по самой сути своей

предназначена для соблюдения общего, родового интереса в хаосе

индивидуальных страстей и пороков. Реальная угроза этому общему интересу

может стабилизовать нравы, остановить их деградацию. Моральный инстинкт

редко подводит человечество.

Напомним еще раз, что никакая мораль по самой природе этого

общественного феномена не может быть внедрена, навязана "сверху", с высоты

теоретического уровня (как это возможно, например, в науке). Она должна

вырасти "снизу", сложиться и оформиться на эмпирическом уровне, который

теоретическая мораль может лишь корректировать, служить ему образцом,

идеалом.

Реальной же основой улучшения нравов, т.е. практически складывающихся

нравственных отношений и эмпирического морального сознания, может быть

только наведение ПОРЯДКА в материальной и других сферах жизни нашего

общества.

11. Зарождение философской теоретической мысли, её

социально-культурные и природные предпосылки. Формирование восточного и

западного стилей мышления

12. Информационное общество и проблема манипулирования общественным и

массовым сознанием, сознанием человека.

13. Истоки и духовные начала философии: мифология, религия, духовный

опыт, зарождающиеся научные знания.

Философия – это самая значительная и интригующая область познания,

более 2х тысячелетий не определено само понятие философия. Есть несколько

причин, которые не позволяют довершить толкование:

1.Философию связывают только с потребностями жизни,

2.Характеризуют ее как науку, где знание ради знания,

3.Философия как методология науки и как мировоззрение,

4.Отрицают такой подход к философии, и относят способность к

философствованию к врожденному свойству человека.

5.В связи с тем, что философия своими корнями уходит в древность, она не

связана с современными научным познанием, и поэтому не может решать

проблемы времени.

6.Философия – это де-философия, т.е. удел чудаковатых людей.

Хайдеггер: «Философия – это безрассудство философов.

Ницше философов назвал «рыцарями печальнейшего из образов, пауки и

разини, представленные к духу».

Философия – это база человеческого общения. Средство, с помощью

которого развивается интеллект. С другой стороны, очень многие философы

всегда защищали существующий общественный строй и социальные отношения.

С одной стороны, это наука абстрактная, с другой, в абстрактном она

слишком конкретна и поэтому не позволяет ей опираться на стереотипы и

клише.

Гете: «Это человеческий рассудок на туманном языке. Самое туманное

представление у человека – это образ счастья. Счастливец погружается в

самого себя и становится не интересным людям. Давайте предоставим

счастливцам право жить ради себя»

Философия – это мудрость, которая является прерогативой определенного

слоя, но это и мудрость, позволяющая познать всю окружающую среду.

Платон: «Философы – любители истины, но одержимые страстью».

Августин Блаженный сравнил философию с филокалией («любовь к красоте»).

Декарт: «Философия – это занятие мудростью».

Бердяев: «Философия – это не только любовь к мудрости, но это и

любомудрие.

Противоречия нашего бытия не позволяют мудрости осветить разум.

Аристотель разделил философию на теоретическую и практическую.

Теоретическая философия – исследование первоначала и причины, вторая

обосновывает, как эти причины обратить себе во благо.

Мудр не тот, кто все знает, а тот который имеет достаточно знаний обо

всем.

Мудр тот, кто способен познать трудное и нелегко достижимое.

Мудр не тот, кто точен, а кто более способен к выявлению причин.

Мудр тот, кто не извлекает из знаний пользы.

Мудр тот, кто не делает наставлений, а получает их.

Понятие мировоззрения. Его исторические типы.

Мировоззрение как понятие настолько часто используется в устной речи,

что мы или не обращаем на него внимания, или усматриваем в нем систему

взглядов на мир. Так что же на самом деле означает слово

"мировоззрение"?

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ, ОЦЕНОК. НОРМ И УСТАНОВОК,

ОПРЕДЕЛЯЛО ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ И ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ ОРИЕНТИРОВ

И РЕГУЛЯТОРОВ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ.

Мировоззрение - сложное взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных

компонентов: мироощущения и миропонимания.

МИРООЩУЩЕНИЕ - это отношение человека к окружающей действительности,

которое обнаруживается в его настроениях, чувствах и действиях. Оно

отражает эмоционально-психическую сторону мировоззрения и в нем сказываются

обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные

особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст,

состояние здоровья и т.д.

МИРОПОНИМАНИЕ - это то или иное понимание мира, действительности,

система взглядов, идей. Оно отражает познавательно-интеллектуальную сторону

мировоззрения и представляет собой лишь его понятийный, интеллектуальный

аспект. Это хладнокровная работа ума, система нейтральных знаний,

бесстрастных оценок, рассудительных действий.

Оба эти "полюса" в ткани мировоззрения органически взаимосвязаны,

взаимообусловлены. Эмоции присутствуют даже в самых зрелых по мысли формах

мировоззрения. Однако вернемся к миропониманию.

В зависимости от степени познавательной глубины, логической

последовательности, интеллектуальной силы аргументов различают ДВА УРОВНЯ

МИРОПОНИМАНИЯ: повседневно-практический и теоретический.

ПОВСЕДНЕВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ, ЖИТЕЙСКОЕ миропонимание нередко называют

"ЖИЗНЕННОЙ ФИЛОСОФИЕЙ", потому что оно ОСНОВАНО НА ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ, обширном

и многообразном повседневном опыте. В этом его "плюсы" и "минусы". "Плюсы"

сводятся к тому, что житейское миропонимание является массовым и реально

"работающим" сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы

утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового мышления коснулись не

единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их

жизни, действия.

"Минусы" сводятся, во-первых, к тому, что житейское миропонимание в его

массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается

глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на

этом уровне наблюдается множество предрассудков, слабая защищенность от

ошибок, подверженность влиянию нездоровых настроений (национальных и др.),

современных "мифов" (например, вульгарно трактуемого равенства), отсутствие

логики, превалирование эмоций (демагогия), дефицит здравого смысла. Все это

составляет питательную почву для деятельности отдельных социальных групп,

преследующих свои узкоэгоистические цели.

"Минусы" сводятся, во-вторых, к тому, что житейское миропонимание пасует

перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств,

ориентации на высокие человеческие ценности.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней

мировоззрения в определенной мере прослеживается в исторической

последовательности. В данном случае можно сказать, что "жизненная

философия" в наиболее общем виде проявляется в мифологии и религии. А это

значит, что мифология и религия предшествуют философии.

Исторически первым типом мировоззрения является МИФОЛОГИЯ. Она возникла

на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме

мифов, т.е. сказаний, преданий, пыталось ответить на такие глобальные

вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение

наиболее важных явлений природы, животных и людей. Особое место в мифах

занимал прогресс в жизнедеятельности человека: добывании огня, изобретении

ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Мировоззренческие вопросы в мифологии в основном решались генетически:

научное объяснение процесса происхождения мира заменяли рассказы о том, кто

кого породил. Так, в "Теогонии" Гесиода, "Илиаде" и "Одиссее" Гомера -

наиболее полном собрании древнегреческих мифов - вечный, безграничный,

темный Хаос дал жизнь всему миру и бессмертным Богам, в т.ч. Земле и ее

богине - Гее. Земля стала матерью Неба, Гор и Моря и т.д. Аналогичная схема

встречается в мифологии других народов мира.

Мифология играла огромную роль в жизни людей. Она устанавливала гармонию

между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и,

таким образом, обеспечивала внутреннее согласие человеческой жизни,

удовлетворяла ее духовные потребности. Поэтому содержание мифов

первобытному человеку представлялось в высшей степени реальным,

заслуживающим абсолютного доверия.

На ранней стадии развития человечества мифология не была единственным

историческим типом мировоззрения. В этот же период существовала и РЕЛИГИЯ,

которая с содержательной стороны, т.е. с точки зрения мировоззренческих

конструкций, составляла с мифологией единое целое. Нельзя было утверждать,

что одни сказания, предания "религиозны", а другие - "мифологичны". Однако

религия отличалась от мифологии. Ее специфика обусловливалась КУЛЬТОВОЙ

СИСТЕМОЙ, включавшей в себя обрядовые действия, направленные на

установление определенных отношений со сверхъестественным. Поэтому всякий

миф становился религиозным в той мере, в какой он включался в культовую

систему, выступал в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему,

приобретали характер ВЕРОУЧЕНИЯ, основная функция которого состояла в том,

чтобы избавить человека от земных, исторически изменчивых, преходящих

аспектов бытия, возвысить его до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-

нравственной сфере это проявлялось в придании религиозным нормам, ценностям

и идеалам характера неизменного, не зависящего от повседневности,

социальных институтов и т.д. Религия, таким образом, придавала смысл и

значение, а, значит, и устойчивость человеческому бытию, помогала людям

преодолевать житейские трудности.

По мере развития человеческого общества, совершенствования

познавательного аппарата появилась потребность в новой форме решения

мировоззренческих проблем, основанной уже не на образах и символах, а на

Логосе - разуме, т.е. на мышлении. А это уже другой, более высокий уровень

миропонимания - теоретический, а, следовательно, и новый исторический тип

осмысления действительности - ФИЛОСОФИЯ.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием

к превосходящим человека силам природы и существам, Философия вынесла на

первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразила нараставшую в

обществе жажду научного знания мира и человека. На ранней стадии развития

она выступила как поиск мирской мудрости. Поэтому, видимо, термин

"философия" в переводе с греческого языка означает ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ (филео

- люблю, тсофия - мудрость). Слово "философ" впервые употребил

древнегреческий мыслитель Пифагор, а истолковал и закрепил в европейской

культуре - Платон.

Первоначально понятие "философия", по сути дела, означало совокупность

теоретических знаний, приобретенных человечеством. Но по мере того, как

накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного

исследования, формы теоретического освоения действительности

дифференцировались, философия обрела новый облик, изменились ее метод и

функции. Так, с появлением самостоятельных отраслей научного знания -

математики, физики, биологии, химии и др. - философия утратила функцию быть

единственной формой теоретического знания. Однако в новых условиях более

четко обнаружилась специфика философии как формы универсального

теоретического осмысления мира и человека. ФИЛОСОФИЯ - ЭТО ФОРМА ПОЗНАНИЯ

НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ. А ТОЧНЕЕ, ВСЕОБЩИХ ОСНОВАНИЙ БЫТИЯ.

Целостность понимания мира дает мировоззренческую опору конкретным

научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и

решать свои проблемы. Итак, УНИВЕРСАЛИЗМ - первый характерный признак

философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории

культуры философия претендовала на выработку универсального знания или

универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое

отражение в таких образных определениях философии, как "мать наук", "наука

наук", "царица наук".

Второй важной особенностью философского способа освоения

действительности является СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ (от лат. субстанция, т.е.

сущность, лежащая в основе). Субстанция - это предельное основание,

позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их

свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно

существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов

объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не

генетически, а через единое устойчивое начало.

Философия на самых ранних этапах своего развития не имела особых средств

выражения собственных идей. Ее специфика проявлялась в особой установке, в

особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма,

включал в себя сомнение.

Таким образом, третьей характерной чертой философского размышления

является СОМНЕНИЕ. Именно с сомнения и началась философия. Великие

мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие

задались вопросом: что такое бытие? А это сразу же, необходимо предполагает

ответ на вопрос: что означает "быть"? Для жизненно-практического

миропонимания такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие

как должное: "Живу себе, и все живет, существует и никаких проблем". Начать

же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой

разумеющимся, - значит усомниться в нравственности и достаточности

"житейского подхода" к явлениям. А это, в свою очередь, означает сомнение в

общепринятом и традиционном типе знания и поведения. Не случайно уже первые

древнегреческие философы в качестве одной из важнейших проблем

рассматривали проблему различения того, что общепринято (мнение), и того,

что имелось на самом деле (знание).

Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько

прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили

свой век, поставить на более прочный фундамент те знания, которые

выдержали проверку временем. Философия, таким образом, с самого начала

своего существования имеет духовно-практическую направленность. Однако в

разные эпохи она руководствовалась разными мировоззренческими принципами.

Отметим следующие из них:

1. КОСМОЦЕНТРИЗМ - отличительная черта наиболее древней

(досократовской) философии. За видимым бесконечным многообразием

тел и явлений природы эллинские мудрецы (VII-VI) вв. до н.э.)

стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония

космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что

гармоничными и разумными должны быть и их общественный мир, и их

нравственность.

2. Для философии и культуры средних веков (как в Европе, так и на

Востоке) характерен ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. теос - Бог). Это отвечало

тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия.

Все иные формы сознания были подчинены ей, как вассалы $ феодально-

сословном обществе были подчинены своему господину. 3. Иное

мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.).

Человек ощутил и осознал себя центром вселенной. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

(гуманизм) означал реабилитацию не только духа, но и тела человека.

Философия системе культуры. Функции Философии.

КУЛЬТУРА (от лат. культура - возделывание, воспитание, образование,

развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития

общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и

деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных

ценностях.

Философия как одно из явлений культуры уникальна, потому что она

многогранная Ее интересы в принципе обращены ко всему многообразию

общественно-исторического опыта, и чем богаче философская концепция, тем

обширнее поле культуры является в ней предметом мировоззренческого

осмысления.

С исторической точки зрения, философия - не первичная, простейшая форма

сознания. К моменту ее возникновения человечество прошло большой путь,

накопило различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт.

Появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного

сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики,

культуры. Не случайно способ мышления, воплощенный в философии и обращенный

ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

Каковы же ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ в сложном комплексе общественно-исторической

жизни людей?

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям

целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом

мире, делает каждого человека сознательным участником общественного

прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального

плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия -

это эпоха, схваченная в мыслях.

КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и

формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о

мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности,

а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие

связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную

критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает

устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых

идей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая

всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым

создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно,

выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области

знания.

ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет,

интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет

каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.