реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

являются не только потребности, ценностные ориентации, психологические

чувства, но и факторы сознания индивидуалистических или коллективистских

устремлений. Особо стоят духовно сознательные факторы - это связано с тем,

что они присущи всякой общности, выполняют интегрирующую роль и осознаются

каждым индивидом. Они функционируют как поле духовного обмена информацией,

ценностями, которые объединяют социальную общность. Закрепляются духовно-

сознательные факторы в образе смысла жизнедеятельности, в чертах

определенных социальных типов, что отличает одну социальную общность от

другой.

Социальные общности могут быть массовыми - это структурно не

расчлененные аморфные образования (масса людей на стадионе). Групповые

общности имеют общий социальный признак, выполняют общественно необходимую

функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.

Мертон, занимающийся проблемами групповых общностей, выделил три

основные их черты:

взаимодействия (устойчивы, прочны, стабильны);

членство (высокая степень сплочения);

единство (наличие признаков, присущих всем).

Групповые общности могут быть первичными. Этой проблемой занимался

Кулли. В малых общностях (первичных) происходит социализация личности,

освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Малые

общности обладают высоким уровнем эмоциональности (семья). Малые группы

представляют собой связующее звено между обществом и личностью, в них

осознается социальная роль, статус и принадлежность к социальной группе.

Вторичные групповые общности характеризуются незначительными

эмоциональными отношениями, создаются для достижения конкретной цели. В

них индивидуальное не имеет значение, определяющим является умение

выполнять определенные функции. Вторичные социальные общности создаются для

достижения конкретных целей организации. Иногда, социальные философы, как и

социологи, кроме малых (первичных и вторичных) групп, выделяют в социальных

общностях: формальные (все регламентировано) и неформальные группы;

неорганизованные и частично организованные (публика в театре, маргиналы)

группы. Маргиналы - это группа людей, поставленных обществом на грань двух

миров, когда доминирующая группа их не принимает, а группа по происхождению

их отторгла. Помимо названных социальных групп, выделяют еще скрытые

социальные группы. Они оказывают непосредственное или косвенное влияние на

главные сферы общественной жизни. первый слой в этой структуре - это элита

- группа лиц, обладающая особыми личными свойствами, профессиональными

качествами, желающие быть избранными в той или иной сфере деятельности. В

изучении этой социальной группы большую работу провел Паретто. В основе его

концепции - признание круговорота элит. Круговорот элит обеспечивает

динамизм и равновесие в обществе. Паретто открыл немаловажный факт, что

элита владеет инстинктом комбинации. Если этот инстинкт она утрачивает,

начинается революция, наступает взрыв. В экономике к таким группам

относятся бизнесмены, вкладчики. Чередование экономических и политических

циклов связано с изменением в духовном производстве (интеллектуальном,

художественном, религиозном). Здесь существуют группы давления, которые

действуют в интересах определенных слоев (клика, мафия). При всем

многообразии этих групп, они имеют общие черты:

– в них детерминирует материально-производственый фактор;

– приоритет субъективно-сознательного в их складывании, развитии и

функционировании;

– связь объективного и субъективного, материального и духовного в

личности;

– субъективный образ жизнедеятельности и субъективное отношение к

другим общностям.

Социальные институты регламентируют и контролируют связь внутри и

между социальными группами. Содержание социальных институтов, их набор,

система социальных регуляторов определяют общественный строй. Таким

образом, развитие общества идет через развитие социальных институтов,

возникают новые, совершенствуются старые. Идет переориентация или

институализация социальных связей. Главное для чего создаются и существуют

социальные общности - это потребность в солидарности и взаимодействии

(ситуативно обусловленная общность).

Не менее значительное место в социальной структуре занимает этнос, как

естественное социально-биологическое явление - это особый исторически

возникающий вид социальной группировки людей, представленный племенем,

народностью, нацией. Сегодня на Земле насчитывается 2500 этносов. Среди

ученых, занимающихся проблемами этноса, ведущее место принадлежит Бромлею и

Гумилеву. Гумилев разработал своеобразную концепцию и определил этнос как

биолого-географическую общность, которая возникла в результате действий

особых людей - пассионариев, происхождение которых обусловлено действием

космических лучей. Ряд ученых за основу происхождения этноса берут идею

пришельцев из космоса. Марксизм исходит из того, что в основе этноса лежит

материально-производственный фактор, который реализуется в форме

материально-технического механизма приведшего к созданию наций. Основными

чертами нации являются:

Объективные черты: территория, которая включает среду хозяйствования,

быт людей, характер и образ жизнедеятельности с появлением государства и

государственной территории.

Субъективные черты: общий язык, общность психологического склада,

самосознание нации, особенности трудовой деятельности.

Нация существует когда:

– объединяются глубинно-сущностный и эмпирическо-этнический уровни;

– когда объективно взаимосвязаны всеобщие черты и мера осознанности,

принадлежности к нации каждым ее представителем;

– когда объективная общность классового положения в общности

идеологического и психологического облика представителя данного класса.

Этнос - это определенная культурная целостность, ей присуща этнитеза

(мы и другие). В общественной жизни встречаются разные этнические

образования: метоэтносы - группы людей, имеющие общие черты культуры

(африканский народ); субэтносы - определенные части какого-либо народа

(сибиряки) - это следствие обособления территории. Этнос - это социально-

биологическая категория, важнейший признак которого выражен понятием

генофонд. Бердяев генофондом этноса считал "единство исторической судьбы",

осознание этого единства, которое и представляет суть национального

сознания.

Геллянер в работе "Нация и национальность" определяет характерную

черту этноса, как врожденное свойство человека, т.е. его убежденность. Это

свидетельствует о том, что взгляд на понятие нация в социальной философии

неоднозначен. Существует ряд концепций:

Кон, Герхард, Стенхард считают, что нация - это всего лишь единство

национальной идеи.

Пейдж, Маккайвер утверждают, что нация - это национальный характер.

Эмерсон, поддерживая Геллянера, Бердяева, считает, что с одной стороны

- это общая судьба людей, с другой - это убежденность человека в

принадлежности к конкретной социальной группе.

Кординер, Бонер и Макдауэл утверждают, что деление людей на нации

лишено объективной значимости.

Сейвелл - в физическом мире наций не существует, поэтому эта категория

вымышленная.

Национальность - это этническая категория, которая характеризует

определенную социальную общность. Наций нет без национальности, но

национальность сама по себе не означает принадлежность к одноименной нации(

метис, мулат).

Идея национального самосознания возникла в 19 веке в Европе. Введенное

понятие символизировало с одной стороны, уничтожение феодальной

раздробленности и становление наций и национальных государств, с другой

стороны фиксировало новые экономические отношения и единство экономической

жизни.

"Декларация прав народов России", принятая в ноябре 1917 года,

провозглашала:

равенство и суверенность народов;

право на свободное самоопределение;

отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий;

свободное развитие национальных меньшинств.

Фактически эта декларация была официальным документом по национальной

унификации. В связи с этим не обращалось внимание ан межнациональные

отношения, а также разработку теории взаимодействия этносов на уровне

"культуры вины" и "культуры стыда". Носителями "культуры вины" считаются

этносы европейского культурного круга, вина, как внутренняя правота.

"Культура стыда" относится к восточному культурному кругу, стыд - это

озабоченность оценкой достоинств личности и, в связи с этим, сокрытие

слабостей этноса. "Культура вины" ориентирована ан собственную общность.

Стыд существует между своими, поэтому культурные феномены достоинства,

бесчестия соотносятся с внешними формами контроля (осуждение, похвала,

наказание). "Культура стыда" наиболее устойчива, особенно это проявляется

сегодня под влиянием исламского фактора. Этническое самосознание сегодня

развивается по схеме: прошлое, как идеал будущего. Это накладывает

отпечаток на этнопроцессы, происходящие во всем мире. Сегодня за пределами

своих этнических территорий проживает 54 млн. человек. Структура

межнациональных отношений пересматривается по факту. Тем не менее, во всем

мире существует два типа политического устройства национальных сообществ:

федерация и конфедерация. Федерация имеет свою территорию, конституцию,

права и полномочия заложены в единой общесоюзной конституции. Наряду с

союзным гражданством, может быть гражданство субъектов федерации.

Конфедерация - союз независимых государств, объединяющихся для координации

в области экономических, внешнеполитических и военных отношений. В

конфедерации нет единой территории и единого гражданства. Есть права

нулификации, т.е., когда личные права не распространяются на другой

территории. Ученые сегодня считают, что самым серьезным фактором, влияющий

на национальные отношения, является ислам, который делит на "своих" и

"чужих" и поощряет национальные конфликты. Следствием этого является

депортирование народов и беженцы. Конвенция о статусе беженцев, принятая

международным сообществом в 1951 году, не ратифицирована странами СНГ.

Документы ООН в странах СНГ не действуют.

56. Специфика философского знания, его роль и значение в системе познания.

Осознанность человеческого бытия.

57. Сущность марксовой теории формации. Её судьба в европейской мысли XX

века и в советском марксизме.

Формационны и цивилизационый подходы

58. Сциентизм и антисциентизм: сравнительный анализ парадигм.

59. Теория познания в философии Нового времени.

60. Теоцентризм -системоразвивающий принцип философии Средневековья.

Средневековая европейская философия - чрезвычайно содержательный и

продолжительный этап в истории философии, связанный прежде всего с

христианством и умозрительным типом философствования. Хронологически этот

период охватывает I-XV вв. В сравнении с древней философией, она имела свою

специфику:

Главное отличие средневекового мышления состоит в том, что движение

философской мысли было пронизано проблемами религии. Философия сознательно

служила ей. В образованных кругах того времени ее называли служанкой

богословия. Объяснялось это тем, что церковь в средние века

монополизировала образование и науку. Большинство ученых представляли

духовенство, а монастыри превратились в очаги культуры и науки.

Философию средневековья характеризовал библейский ТРАДИЦИОНАЛИЗМ и

РЕТРОСПЕКТИВНОСТЬ. Библия в глазах ученых и в массовом сознании была самым

древним, самым истинным, значимым и подлинным произведением в мире. Кроме

того, это была не просто "Книга книг" (в переводе в греческого библион

означает книга), но боговдохновенное произведение, слово Бога, Завет и тем

самым объект веры. Она, в отличие от языческого мировоззрения, исключала

многобожие в любом варианте и утверждала идею о единой сущности мира.

Поскольку Библия понижалась как полный свод законов бытия и повелений Бога,

особое значение приобрела ЭКЗЕГЕТИКА - искусство правильного толкования и

разъяснения положений Завета. Соответственно, и вся философия была

"экзегетична". В своих формах. Это означало, что очень много внимания

уделялось тексту произведений, способам его толкования. Критерием

истинности теории стало соответствие духу и букве Библии.

Философии средневековья была присуща ТЕНДЕНЦИЯ К НАЗИДАТЕЛЬНОСТИ,

УЧИТЕЛЬСТВУ. Это способствовало общей установке на ценность обучения и

воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма

философских трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного,

поддакивающего, алчущего знаний ученика.

В целом философия среневековья обосновывала возможность личного

спасения, воскресения из мертвых, конечного торжества истин христианства в

космическом масштабе, была по духу оптимистична.

Базовые положения христианского вероучения со временем приняли форму

основных принципов религиозно-философского стиля мышления. Не случайно

средневековое мировоззрение -ТЕОЦЕНТРИЧНО (от греч. теос - Бог).

Главенствующая идея его - идея Бога. Отсюда и основной принцип религиозно-

философского теоретизирования - СУПРАНАТУРАЛИЗМ (от лат. супер-сверх и

натура - природа; надприродный, сверхъестественный). Не природа и космос

определяют все сущее в мире, а СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ НАЧАЛО - БОГ. От него

целиком зависят и природа, и человек, и общество.

Верующие люди по-особому смотрят на смысл мироздания и человеческого

существования. Они как бы возвышаются над конечными житейскими и

историческими ситуациями, постоянно помнят о чем-то непреходящем,

абсолютном, вечном, находящемся за пределами всего земного, относительного,

временного, преходящего.

Супранатурализм как самая характерная черта христианского стиля мышления

пронизывала все части средневековой философской теории: онтологию (от греч.

онтос - сущее) - учение о бытии, антропологию (от греч. антропос - человек)

- учение о человеке, гносеологию - учение о познании, провиденциализм (от

лат. провиденция - провидение) и эсхатологию (от греч. эсхатос - последний,

конечный) - учение об историческом развитии.

В области онтологии теоцентризм раскрывается через принцип креационизма

(от лат. креацио - сотворение), в антропологии - через принцип

антропологизма, в гносеологии - через принцип богоуподобления, в философии

истории - через принцип провиденциализма и эсхатологизма. Остановимся

кратко на этих основных моментах христианского мировоззрения.

КРЕАЦИОНИЗМ. Согласно христианскому вероучению, Бог создал мир из

"ничего", сотворил его актом своей воли, благодаря своему могуществу.

Христиане трактуют Бога как абсолютное творческое начало. Ему приписывали

все атрибуты, которыми древнегреческие философы наделяли бытие: Он вечен,

неизменен, самотождествен, ни от чего другого не зависит и является

источником всего сущего.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. В контексте религиозного мировоззрения - это

совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди

творений Бога. По христианскому вероучению, Бог сотворил человека не вместе

со всеми существами, а в специально для него выделенный, шестой, день.

Христианские философы, в соответствии с Библией, подчеркивают особое

положение человека в мире. Если все другие материальные системы и живые

организмы - лишь просто творения, то человек -венец творения. Более того,

он - существо, господствующее на земле.

Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой:

"Человек - образ и подобие Бога". Но "подобие" не означает копию. Ясно же,

что человеку нельзя приписывать ни всемогущество, ни бесконечность, ни

безначальность. Божественные качества человека, подсказывают христианские

богословы, - это разум и воля.

Свобода воли позволяет человеку выбирать добро и зло. Первые люди - Адам

и Ева - сделали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и тем самым совершили

грехопадение. Отныне природа человека оказалась испорченной, на нее

постоянно воздействует грехопадение. Причем, своими силами человек не

способен преодолеть своих греховных наклонностей. Ему постоянно необходима

божественная помощь, действие божественной благодати (сипы). Соотношение

человеческой природы и благодати является центральной темой христианской

антропологии.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ - религиозная интерпретация истории как осуществления

божественного плана, промысла божия. Этот божий промысел спасительно

направляет историю на достижение царства божия и недоступен человеческому

пониманию. Исторический процесс при таком подходе предстает как раскрытие

богочеловеческих отношений. Он характеризуется, с одной стороны, упадком,

регрессом, вызванным грехопадением и отчуждением человека от Бога, а, с

другой стороны, восхождением человека к Богу. Основная миссия истории

понимается как спасительная, искупительная, исправительная, испытательная и

назидательная. Провиденциализм неразрывно связан с ЭСХАТОЛОГИЕЙ -

религиозным учением о конце света, смысле и завершении земной истории,

конечных судьбах человека (индивидуальная эсхатология) и человечества

(универсальная эсхатология). История изображается как процесс, направляемый

Богом к заранее предопределяемой цели - царству Эсхатона ("царству божию").

У христианских мыслителей "царство божие" представляет собой мир истинного,

прекрасного и совершенного, в котором человек полностью соединится с Богом.

Достижение "царства божия" - это конечная цель и смысл человеческого

существования.

Апокалипсические (в данном случае - пророческие) симптомы скорого конца

являются источником страха перед земными страданиями и посмертным

наказанием. Он принуждает христиан мириться с несчастьями и

несправедливостью, толкает к покаянию и питает религиозное рвение.

И, наконец, процесс познания как БОГОУПОДОБЛЕНИЕ. Поскольку в

христианском мировоззрении цель и смысл познания задаются потребностью

"спасения души", постольку конечной целью познавательных усилий человека

признается не знание объективного мира, а обретение человеком своего

первоначального "догреховного" облика: "образа и подобия Бога".

В "догреховном" состоянии, по описаниям христианских философов, человек

жил не сам по себе, а по-божески, находился в единстве с Богом, был

сопричастен сверхъестественному. Сущность же грехопадения, по их мнению,

как раз и состоит в том, что человек отдалился от Бога, захотел жить по

своим принципам и нормам, пожелал стать равным Богу.

Обретение человеком вновь божественного образа и подобия предполагает

отказ человека от своих претензий, от своей субъективности, от своего "Я".

Богоуподобление есть ничто иное как самоотречение человека, полный переход

его в подчинение Богу.

Формой же такого перехода является вера. Христианские философы

рассматривают ее как особую, сверхъестественную, познавательно-

мировоззренческую позицию субъекта. Согласно их учению, вера является

формой единения человека с Богом, каналом, через который Бог в качестве

мистической силы-благодати воздействует на его познавательные способности,

оздоровляет, оплодотворяет и совершенствует их. Божественная благодать в

христианской гносеологии выступает главным движущим началом и регулятором

познавательной деятельности.

Мистика и схоластика - два метода средневекового философствования

В средневековой философии наблюдались два метода философствования:

мистический и схоластический. Мистический наиболее характерен для

патристики (от лат. патрес - отцы, подразумевается - отцы церкви) - ранней

христианской философии (I-VII) вв.), схоластический (от лат. схола - школа)

характеризовал второй период христианской философии (VIII-XV вв.).

В основе МИСТИЦИЗМА (от греч. мистикос - таинственный) лежало учение о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.