реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

относительно устойчивую совокупность его специфических признаков,

характеристик, черт сходства с другими объектами. Возьмем, к примеру,

песок, синий цвет, легкомыслие. Изменения, которые оставляют песок песком,

синее синим, легкомыслие легкомыслием, суть изменения количественные. Но

если песок превращается в камень, синее в зеленое, а легкомыслие в

преступление, то такие изменения будут носить качественный характер.

КОЛИЧЕСТВО - это характеристика различия внутри данного качества или

одинаковых качеств. Так, например, все планеты Солнечной системы имеют

однородные свойства: массу, объем, плотность, время вращения вокруг своей

оси и Солнца и т.д. Однако они имеют количественные различия. Известно, что

Земля имеет один спутник - Луну, Юпитер - 12 спутников. Или: если Мер-курий

делает оборот вокруг Солнца за 88 земных суток, то самая дальняя планета

Плутон - за 90700 суток.

В мире нет ни одного предмета, который обладал бы только качественной

или количественной стороной. Для полной характеристики любого предмета

недостаточно знания одних только количественных или качественных сторон.

МЕРА - это интервал, в котором данное качество остается самим собой.

Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что

количественные различия внутри данного качества не могут превысить

определенных границ. В отдельных случаях этот интервал не имеет строгих,

точных границ. Это заметили еще древние. В софизме "Лысый" говорится, что

потеряв один волос, человек лысым не становится, потерявшего два волоса, -

лысым не назовешь, теряя по одному волосу, человек становится лысым.

Качественное различие между пышной прической и лысиной несомненно.

При выходе количественных параметров изменений за границы определенной

меры претерпевает изменение и качественная сторона вещи, явления, процесса.

Возникает новое качество. Может ли возникнуть новое качество каким-либо

иным путем? Нет. В этом суть закона.

Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним

из проявлений диалектического единства непрерывности и прерывности в

развитии, которое происходит скачкообразно.

СКАЧОК - это момент, форма, способ перехода одного качества в другое,

это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных

изменений.

Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. По своей

природе он всегда противоречив, ибо свидетельствует и о зарождении нового,

и о сопротивлении старого.

Существует множество конкретных скачков, характер которых зависит от

условия развития предметов и явлений. При всем многообразии скачков их

можно классифицировать, например, по времени и интенсивности протекания.

Есть скачки, которые совершаются быстро и резко. Время их протекания

значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется быстро. Такие

скачки называют взрывом, революцией, катастрофой, крутой ломкой и т.д.

Некоторые скачки протекают в целом медленно, постепенно, относительно

спокойно и занимают большой промежуток времени (возникновение жизни на

Земле; становление человека; получение высшего образования и тд.). Это

постепенные скачки. В ходе постепенного скачка отдельные этапы развития

могут протекать довольно интенсивно, бурно.

При изучении скачкообразного характера развития, взаимного перехода

количественных и качественных изменений важно понимание таких терминов, как

эволюция, революция, реформа.

Понятие "эволюция" в диалектическом материализме употребляется в

широком и узком смысле слова.

В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭВОЛЮЦИЯ - это весь процесс развития, включающий не

только количественные, но и качественные изменения, в т.ч. и революции.

В УЗКОМ СМЫСЛЕ ЭВОЛЮЦИЯ выступает как период, предшествующий революции,

ее подготовка. Эволюция наступает и после победы революции, после

утверждения нового. И здесь эволюция включает и количественные, и

качественные изменения.

Понятие "революция" сегодня применимо в основном к общественным

явлениям. В природе как будто все стабилизовалось и лишь эволюционизирует.

РЕВОЛЮЦИЯ - это коренной, качественный скачок, ломающий старое в самой

его основе, а не переделывающий его медленно, постепенно.

Понятие революции, несомненно, противоположно понятию реформы. Но эта

противоположность не абсолютна: грань между ними живая, подвижная. Ее надо

уметь определить в каждом конкретном случае.

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Этот закон диалектики органически связан с

двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая

конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы

противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы

выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который

проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых

черт исходной стадии общего цикла.

Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента:

уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение

положительного, способного к развитию, зарождающегося нового.

Отрицание отрицания прежде всего предполагает: а) повторяемость в

процессе развития; б) возврат к исходному положению, но на новой, более

высокой ступени; в) относительную завершенность конкретных циклов развития;

г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность

рассматриваемого закона.

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ. Если законы диалектики раскрывают в основном

процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов действительности

выражается с помощью категорий. К ним относятся: единичное и общее, явление

и сущность, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура,

причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и

действительность. ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ. В ходе практического воздействия на

мир человек сталкивается с отдельными материальными образованиями и вещами.

Ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием, они не

существуют "как таковые". Самостоятельно существуют отдельные предметы,

явления, процессы. Общее же и единичное существуют лишь в отдельном. Всякое

отдельное представляет собой единство противоположностей.

В одно и то же время оно и единичное, и общее. Единичное схватывает

неповторимые черты отдельного, а общее отражает то, что повторяется и в

других материальных образованиях. При определенных условиях развития

отдельного единичное может становиться общим, а общее - единичным (новые

виды растений, породы животных, мода).

Из единства общего и единичного в отдельном можно сделать

соответствующие выводы для практической деятельности. Так, чтобы составить

себе более полное представление о том или ином объекте (или субъекте),

необходимо установить не только то, что у него является общим с другими

материальными образованиями, но и то, что отличает его от других

материальных образований.

Если каждому явлению необходимо присуще как общее, так и особенное, то

в решении практических задач следует исходить не только из общего,

повторяющегося (все так делают!), но и из особенного, присущего только

данной области. Это обусловливает многообразие форм и путей решения одной и

той же практической задачи.

В процессе познания мы ищем общее между исследуемыми и уже изученными

явлениями, а затем переходим к поиску единичного.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ - совокупность всех необходимых сторон и

отношений (законов) вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, в их

жизни. Это то, без чего данная вещь не может быть сама собой. ЯВЛЕНИЕ - это

способ обнаружения сущности через свойства и отношения, доступные чувствам.

Сущность всегда находится в единстве с явлением, ибо она в нем не

только обнаруживается, но через него существует, действует.

Сущность всегда проявляется. Явление существенно, однако оно не

тождественно сущности, отличается от нее. Оно богаче сущности, ибо

привносит нечто иное, чем то, что идет от сущности. Явление в свое

содержание включает новые моменты, черты, которые обусловлены внешними

обстоятельствами, и из сущности не вытекают.

Поскольку сущность выступает лишь через явление и последнее передает ее

в преобразованном, так или иначе искаженном виде, постольку в познании и в

жизни нельзя ограничиваться тем, что лежит на поверхности материальных

образований. Необходимо проникать в глубь вещей, событий, процессов и

воспроизводить их сущность в сознании в форме идеальных образов.

На практике нужно всегда опираться на сущность, на знание необходимых

свойств и связей, особенно в работе с людьми, ибо внешность обманчива.

Хорошая одежда зачастую скрывает недостатки тела, хорошая внешность -

пороки души.

Явление всегда текуче, изменчиво. Сущность же составляет нечто

устойчивое, сохраняющее себя во всех изменениях. Однако будучи устойчивой

по отношению к явлению, сущность не остается абсолютно неизменной.

Преходящи, подвижны, текучи не только явления, но и сущности вещей.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА. СОДЕРЖАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ КАТЕГОРИЯ, охватывающая

совокупность всех компонентов вещи, явления, процесса, их взаимодействий и

изменений. Оно включает и внутренние, и внешние взаимодействия. ФОРМА - это

организация устойчивых связей между компонентами содержания.

Любая система всегда имеет как форму, так и содержание. Нет

бессодержательной формы и неоформленного содержания. Находясь во

взаимосвязи, форма и содержание выражают противоположные стремления

предмета. Содержание стремится к изменчивости, форма - к постоянству,

устойчивости. Содержание определяет форму, но и форма активно влияет на

содержание.

Форма может ускорять развитие содержания, но может и замедлять его в

зависимости от того, соответствует ли она содержанию или уже устарела.

Соответствие формы содержанию никогда не бывает полным. В высокой

соразмерности формы и содержания - тайна изящного.

ЦЕЛОЕ И ЧАСТЬ. СИСТЕМА, СТРУКТУРА. ЭЛЕМЕНТ. Часть и целое - философские

категории, отражающие отношение между сторонами отдельного предмета.

Любой предмет состоит из частей. Однако попытки понять особенность того

или иного предмета, явления на основе анализа частей и последующего

суммирования их свойств ведут к неудачам. Целое не сводится к сумме его

частей. Оно включает и способ соединения этих частей, их взаимосвязи,

взаимообусловленность и многое другое. Предмет не может быть представлен

через сумму составляющих его частей потому, что они возникают и существуют

только в единой системе, т.е. на основе определенного типа соединений.

Только в этом случае они становятся частями. Вместе с тем МИРОВОЕ ЦЕЛОЕ -

это целое, составленное из частей, а не целое, разделенное на части.

Первичное есть части, а не целое. Таким мир сформировался в нашем сознании,

таким он остается в нем до сих пор.

ЦЕЛОЕ - исходный пункт теоретического анализа именно потому, что оно

представляет собой ту форму, посредством которой осуществляется

проникновение в сущность вещи.

Категории "целое" и "часть" сходны и взаимосвязаны с понятиями

"система", "структура" и "элемент".

СИСТЕМА (от греч. система - составленное из частей, целое, соединение)

- совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,

которая образует определенную целостность, единство.

СТРУКТУРА (от лат. структура - строение, расположение, порядок) -

совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и

тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных

внешних и внутренних изменениях.

ЭЛЕМЕНТ (от лат. элементум - стихия, первоначальное вещество) -

понятие, означающее первичные частицы, простейшие звенья системы, из

комбинаций которых она складывается, образуется.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ. ПРИЧИНА - это действие, обусловливающее

определенное изменение. СЛЕДСТВИЕ - результат взаимодействия явлений, в

котором фиксируется то новое, что побуждалось причиной. Диалектический

материализм рассматривает причину развития любого объекта, явления,

процесса в их внутренних противоречиях.

Причина и следствие не являются застывшими сторонами действительности.

Они переходят друг в друга, меняются местами. То, что в одних условиях

является причиной, в других - следствием и, наоборот (например,

индукционный ток в генераторе и двигателе). Поэтому чтобы изучить предмет

всесторонне, нужно его рассмотреть и как причину, и как следствие

взаимодействия определенных явлений.

Одно и то же следствие может возникнуть в результате действия разных

причин (развитие и гибель организма, повышение производительности труда,

обучение в вузе и т.д.). Данное обстоятельство следует учитывать на

практике при определении путей воздействия на ту или иную область

действительности. Если одно и то же явление может вызываться к жизни

разными причинами, то, естественно, существует не один, а множество путей

достижения одного и того же результата. Нужно выбрать наиболее

целесообразный, эффективный, соответствующий конкретным условиям путь.

Не все причины, обусловившие появление того или иного следствия, играют

одинаковую роль. Причины могут быть основными и второстепенными (причины

развала СССР, образования СНГ).

Различают причины внутренние и внешние. Первые порождаются

взаимодействием между элементами целостности, вторые вытекают из

взаимодействия между предметами, явлениями, процессами.

Определяющую роль в развитии материального объекта играют внутренние

причины. В истории познания причинные связи понимались по-разному.

Сложилось два основных подхода - детерминизм и индетерминизм. ДЕТЕРМИНИЗМ -

учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности явлений.

Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности

(нет явлений без причины).

ДЛЯ ИНДЕТЕРМИНИЗМА ХАРАКТЕРНО ОТРИЦАНИЕ ВСЕОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

ПРИЧИННОСТИ. В крайней форме индетерминизм отрицает ее вообще.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ. Необходимость первоначально была замечена

в процессе познания причинно-следственных отношений. Осмысливая связь

следствия с причиной, мы обнаруживаем, что за известной причиной следует не

любое, а строго определенное следствие.

НЕОБХОДИМОСТЬ есть то, что обязательно должно произойти в конкретных

условиях. Она вытекает из внутренней основы явления, его сущности.

СЛУЧАЙНОСТЬ - это то, что может быть, а может и не быть, может произойти, а

может и не произойти. Она имеет основание не в сущности данного явления, а

в воздействии на данное явление других явлений.

Необходимость и случайность не существуют раздельно. Каждое явление в

одно и то же время и необходимо, и случайно. Случайность выступает как

форма проявления необходимости. Находясь в органической взаимосвязи и

взаимозависимости, случайность и необходимость в ходе движения и развития

объекта переходят друг в друга, меняются местами: случайное становится

необходимым, необходимое - случайным.

Так как необходимое при определенных условиях может становиться

случайным, а случайное - необходимым, то, познав эти условия, можно создать

их искусственно и превратить случайные свойства, соответствующие

практическим интересам, в необходимые, а необходимые, противоречащие

интересам людей, - в случайные (например, новые источники энергии и аварии

на АЭС).

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Одна из сторон взаимосвязи между

объективно существующими и возникающими на их основе новыми явлениями

представлена в диалектическом материализме категориями действительности и

возможности. ВОЗМОЖНОСТЬ - это то, чего еще нет, но оно может быть.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ есть ставшая, реализовавшаяся возможность.

Возможность и действительность выступают как тесно связанные

противоположности, которые подвижны. В процессе развития они могут меняться

местами. Чтобы быть результативной, практическая деятельность должна

опираться на действительность.

Возможности могут быть прогрессивными и реакционными. Первые ускоряют

развитие, вторые тормозят его. Возможности, порожденные закономерным

развитием системы и необходимыми связями и отношениями, называются

реальными. Формальные возможности опираются на случайность как дополнение

необходимости (например, каждый человек может стать миллионером).

Различают абстрактные (их общим признаком является отсутствие в

действительности достаточных для их реализации условий и факторов);

конкретные (для их осуществления имеются необходимые условия) возможности.

Всякая возможность начинает проявляться в виде абстрактной, а реализоваться

способна лишь конкретной.

Наш выбор всегда связан с возможностями. возможность выбора - это

великое благо. Главное - не упустить время. Время сокращает эту

возможность. Но выбрать всегда труднее, чем просто найти.

Объективное содержание категорий материалистической диалектики

определяет их роль и место в философии. Они имеют мировоззренческое

значение, так как отражают объективный мир, раскрывают его сущность.

10. Духовная сфера общества. Понятие духовного производства.

Под ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ ОБЩЕСТВА обычно понимают ту область бытия, в которой

объективная, надындивидуальная реальность дана не в форме противостоящей

нам предметной деятельности, а в форме неотъемлемой части внутренней

сущности самого человека. Как видим, уже в попытке определения духовной

жизни сразу появляется противоречие: вроде бы дух, идеальное начало не

существуют сами по себе, вне человека, но в то же время они -

надындивидуальны, всеобщи, объективны, т.е. от человека вроде бы и

независимы. Этот непонятный статус таких идеальных начал, как Истина,

Добро, Красота и др., и составляет суть "проблемы духа", всегда

находившейся под пристальным вниманием философов.

Традиция философского анализа духовной жизни уходит в глубокую

древность. Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и

разрешить проблему духа предпринял, как вам известно, древнегреческий

философ ПЛАТОН. В его философии бесплотное неопределенное идеальное начало

превратилось в достаточно четко систематизированную и иерархизированную

структуру, которая буквально "держит" мир, составляет его основу. Именно

идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир - лишь его

несовершенным подобием. Так мир идей у древнегреческого мыслителя приобрел

самостоятельное существование.

В средневековье "линия Платона" получила неожиданное продолжение и

своеобразное развитие в христианстве. Христианская религия весьма

существенно изменила шкалу основных жизненных ценностей. Легкое

пренебрежение Платона материальной стороной жизни сменилось ее однозначным

принижением и соответственно возвеличиванием духа, ибо сам Бог объявлялся в

конечном счете духовным началом. Средневековые философы (апологеты и

схоласты), немало потрудившись над логической стороной духа, проблему

идеального так и не решили: им с самого начала было ясно, что божественную

суть духа надо принимать как данность, а не докапываться до причин ее

проявления.

Конец средневековья и начало новой исторической эпохи, естественно,

ознаменовались и сменой философских предпочтений. Место безусловного

авторитета божественного разума занял не менее категоричный авторитет

разума человеческого. "Разум правит миром", - провозгласили революционеры

духа XVIII в., имея ввиду возможность разумного устройства прежде всего

общественных порядков. Реальные успехи человеческого разума оказались

настолько велики и очевидны (промышленность, наука, политика, право), что

каких-либо преград на его пути просто не замечали. А уж вопрос о том, каким

образом человеческий разум вдруг стал таким "всесильным", даже и не

возникал.

Это произошло позднее, после того, как немецкая классическая философия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.