реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

действительности (“точка”, ^идеальный газ”, “абсолютно черное тело” и т.

п.). Данные объекты не есть “чистые фикции”, а весьма сложное н очень

опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой

некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и

построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с

абстрагированием и мысленным экспериментом.

4. Индукция–движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их

обобщением в выводах) и дедукция–восхождение процесса познания от общего

к единичному.

5. .Аналогия (соответствующее, сходство) ~ установление сходства в

некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными

объектами. 'На основании выявленного сходства делается соответствующий

вывод–умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает

признаками а, в, с, д; объект С Обладает признаками в, с, д;

следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым

аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.

6. Моделирование–метод исследования определенных объектов путем

воспроизведения их характеристик на другом объекте–модели, которая

представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности

(вещного или мыслительного)–оригинала модели. Между моделью и объектом,

интересующим исследователя, должно существовать известное подобие

(сходство)–в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы

моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) и

знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное)

моделирование.

7. Системный подход–совокупность общенаучных методологических принципов

(требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К

числу этих требований относятся:

1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе

с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его

элементов;

2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями

ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

3) исследование механизма взаимодействия системы и среды;

4) изучение характера иерархичности, присущего данной системе;

5) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;

6) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

49в.Понятие сознательного и бессознательного.

Сознательное- Это знание. Оно включает:

1)целесообразную деятельность

2)самосознание.

Что такое знание:

1)умение

2)навыки

3)знать.

Знание-это установление однозначного знака и объекта, который этим знаком

обозначается. Знание предполагает понимание, как вложение смысла,

понимания.

Уровни понимания:

1)Способность слежения за текстом.

Текст-это все то, что м.б. подвергнуто интерпретации(музыка, картины, следы

животных. Если мы понимаем друг друга- мы находимся в одной социальной

структуре.

2) Способность воспроизведения текста

3)Способность опровержения текста.

Знание–это еще и понимание. Самосознание-это способность выделить себя из

окружающей действительности, Осознанием человеком себя как личности. Что же

касается интуитивного: оно характеризуется тем. что ученый не имеет знания

о своем мышлении. Бессознательное выражается и в существовании большого

пласта наук, опыта, информации, кот. накапливается в теч. всей жизни и

оседает в памяти. О некот., хран-ся в мозгу свед-ниях чел. даже не знает.

Б. проявляется в импульсивных действиях, когда чел. не дает себе отчета в

послед-ях своих поступков.

2 вида неосозн.действий:

1)никогда не осознававшиеся, осущ. автоматически

2)ранее осознав-ся действия.

Сократ:постоянно прислушив-ся к своему внутр.голосу как к велению

совести.Платон:чел.не искал бы того,что ему не известно,если бы он

представл-я не имел его бессозн-но в своей душе.Декарт:тождество психики и

сознания. Лейбниц: Б.-низшая ф.дух.деят-ти,что уже не дремало бы в виде

представления о темной душе.Кант:связывал Б.с чувств-ным

познанием,интуицией.Б.-темные представления о чел.,число

кот.безгранично.Открытие бессознательного было гл.заслугой

З.Фрейда.Бессознательны многие наши желания и побуждения.Часто

бессознательное прорывается наружу в гипнотических состояниях,сновидениях,

в нек. Фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправ.движениях и т.д.

По Фрейду психика чел. представляет собой взаим. 3-х уровней: бессознат-го,

предсоз-го, сознат-го. Б. он считал центральным компонентом, С.-лишь особой

интуицией,надстраивающейся над Б.Оно-слой бессоз0го влечения,основа деят-ти

индивидов,Я-сфера сознательного,посредник между ОНО и внешним миром.СВЕРХ Я

(super-ego)-внутриличностная совесть,посредник между ОНО и Я.Между сознат-

ным и бессознат-м постоянно возникают конфликты.Бессознат-ное–это

вместилище извечных агрессивных наклонностей,животных влечений чел-ка.Но

чел.может овладеть своими инстинктами,перевести бессознательное в обл.

сознания.Подсознательное позоже на бессознат-е.Бессознат.-нах. В

сознании.Подсоз-е-нет в сознании, но действует извне.

50в.Интуитивное и логическое в научном познании.

Знания,полученные с пом.логич.операций-это знание аналитическое,оно не

может быть принципиально новым.Знания за счет интуиции м.б.

новыми.Интуитивное знание затем необх. Перевести на

яз.логики.Логическое–это выводное знание.Логика-наука о правильном

знании.Логика-это учение о выводе. Интуитивное–это прямое усмотрение истины

без логических выводов.В Индии нашли подборки доказательств теорем

аналогичным в Греции, но некоторые теоремы вместо док-ва имели чертежи и

надпись «Смотри!».Логика дает не новое знание .Недостаток интуит-го зн-я-я

знаю,но я не знаю как я знаю.Чем отлич.логич. от интуит-го?Логическое–это

то,что требует олт нас усилие-это сознат-е действие.Интуиция-Это бессознат-

я деят-сть.Сознательное-это знание. Сознательное-Это знание.Оно

включает:1)целесообразную деятельность2)самосознание.Что такое

знание:1)умение2)навыки3)знать.Знание-это установление однозначного знака и

объекта, который этим знаком обозначается.Знание предполагает понимание,как

вложение смысла,понимания.Уровни понимания:1)Способность слежения за

текстом.Текст-это все то,что м.б. подвергнуто

интерпретации(музыка,картины,следы животных.Если мы понимаем друг друга-мы

находимся в одной соц-ной структуре.2)Спос-ть воспроизв-я текста3)Спос-ть

опровержения текста.Знание–это еще и понимание.Самосознание-это способность

выделить себя из окружающей действительности,Осознанием человеком себя как

личности.Что же касается интуитивного:оно хар-ся тем.что ученый не имеет

знания о своем мышлении.Бессознат-ная–это деят-ть не подверженная действию

логики.Открытие–этологич.преступление.Вывод:Научная деят-ть-это

деят.бессозн-я.В интуит-ном-ученый мыслит без контроля я.1)Доказательность

логических операций.интуит.-не док-ны.2)Отчетливость

логич.мышления.(безотчетное–интуит.мышл.)Подсознательное-похоже на

бессознат.Бессозн-е-нах. В созн-нии.Подсознат.-нет в сознании,но действуют

извне.Сверхсозн.-это информац.поле.Мысль имеет бионоситель,поле.Понятие

ноосферы-космич.разум,экстрасенсы,кот.зн.берут из ноосферы.

51. Этапы процесса научного познания.

Существуют различные системы построения схемы научного познания.

Схема Энгеймауэра:

1. Нагнетание вариантов.

2. Отбор вариантов.

Схема Жака Адамара:

1. Постановка научной задачи.

2. Инкубация.

3. Озарение.

4. Логическая подборка.

1 Знание о незнании. Протекает большая работа логического мышления.

Необходимо систематизировать весь научный материал, его классифицировать.

Особенно необходимо классифицировать материал в преподавательской

деятельности(Пример: геометрия Лобачевского, период. система Менделеева).

Вывод: на первом этапе в основном работает логическое мышление. Проблема

ставится, материал собран, но проблема не решена.

2 На смену сознательному приходит бессознательное. Исследователь входит в

состояние эмпотии, творческого возбуждения. Жизнеразность–различие между

потребностью и жизненными ресурсами, необходимыми для удовлетворения этой

потребности. Ученый находится в состоянии жизнеразности, постоянно

ощущает информационный голод. Чем меньше информации, тем больше эмоции.

Если информации мало, то ее восполняют эмоции, воображение. Вступают в

действие бессознательные механизмы интуиции.

Преимущества интуитивного мышления:

1) Бесконтрольность. Если в сознательном состоянии появившуюся идею мы

отбрасываем, то в интуитивном состоянии ее можно пропустить.

2) В процедуру мышления вовлекается вся наличная информация. Интуиция

помогает вытаскивать информацию из памяти.

3) В состоянии бессознательного творчества легче разрушаются стереотипы. В

интуитивном состоянии понятия вступают в такие ассоциативные связи,

которые логикой запрещены.

4) Скорость обработки информации в интуитивном состоянии намного выше.

Ярким доказательством преимущества интуитивного мышления является то, что

большое количество величайших открытий были совершены во сне. В состоянии

сна мозг не занят внешними обстоятельствами. Мозг работает без тирании

собственного «я». Чтобы войти в это состояние нужно много работать. Павлов

говорил, что нужно распустить мысли, снять контроль. Второе

условие–необходимо фантазировать. Третье–не бояться делать ошибки.

Ошибка–это сбой логической мысли, но сбой относительно существующей

парадигмы. Если идея появилась–не спешите эту мысль зафиксировать.

3 Озарение, инсайд.

Озарение–это замыкание проблемной ситуации. Отыскивается недостающий

элемент, и все встает на свои места. Озарение характеризуется: 1)

внезапностью решения; 2) целостностью решения.

4 Процесс выстраивания логической цепочки. Недостающие элементы логической

цепочки найдены, берутся за посылку. Далее работают доказательства. В

доказательстве выделяют 3 основных компонента: 1) тезис, 2) аргументы, 3)

демонстрация(изложение теории решения задач).

Выводы: 1) логическое и интуитивное мышление взаимно дополняют друг друга;

2) в чистом виде эти виды мышления никогда не выступают.

52. понятие общего. Метод обобщения.

Является выводным методом.

«Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот

будет постоянно натыкаться на эти общие вопросы»(Ленин).

Метод обобщающей переформулировки задач. Сущность: если стоит частная

проблема, то эту проблему легче решить, когда мы ее стараемся решить как

общую.

Общее–это то, что принадлежит каждому члену данного множества. В плане

научного познания это определение нас не устраивает. Во-первых, оно не

приводит нас на уровень понимания сущности. Во-вторых, можно ошибиться. В-

третьих, общее может быть не присуще всем. Под общим необходимо понимать

то, что определяет закономерности элемента.

Общая теория–это теория, способная к экстраполяции, к агрессии в другие

области познания.

Алгоритм метода обобщения:

1. Перевод исходной проблемы в общую.

2. Поисковый. Нахождение общего метода.

3. Решение исходной задачи на основании общего метода(дедукция).

Преимущества метода обобщения:

1. Освобождение от детальной информации.

2. Исследователю открывается панорамное видение проблемы(пространственное,

временное, культурологическое). Пространственное–проблема целостности

объекта. Временное–взгляд на предмет с точки зрения эволюции. Это видение

хорошо применяется там, где объект развивается. Если не меняется сам

объект, необходимо рассматривать, как меняется знание об объекте.

Культурологическое–взгляд на проблему с точки зрения общественного

состояния.

Приемы эвристического применения метода обобщения:

1. Варьирование задачи. Если задача не решается, то возьмите другую задачу.

2. Инверсия–переворачивание задачи, когда условие задачи принимается за ее

решение.

3. Оборачивание задачи–предполагает изучение объекта с точки зрения более

высшего состояния развития объекта.

Метод обобщения позволяет взять на вооружение альтернативную точку зрения.

Метод двойного видения: если не можете доказать теорему, то опровергайте

ее. Перевод проблемы на другой язык.

Метод поисковой дедукции: рассуждение о ходе научной деятельности. Создать

теорию, а на ее основе объяснить факты, которые появятся в будущем.

№ 53 МЕТОД ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Образ в научном познании

1. Предварительное определение образа

2. Образ как язык рассуждения

3. Методы структурного переноса и визуализации

4. Метод личностного уподобления(эмпа/тия)

5. Художественный образ как гносеологический(познавательный) идеал

1. образ- это восприятие на уровне чувственного отражения

Две характерные черты: 1. Целостность образа 2. Индивидуальность–образ дан

только индивиду

Образ–это отражение мира в чувственно-наглядной форме

Понятие- это вербализованная форма отражения(словесная)(вербус- слово,

глагол)

Понятие является альтернативой чувственному образному мышлению

«искусство мыслит образами, наука- силогизмами, одно показывает, другое-

доказывает»(Силогизм–определение)

Максвелл:«Я развил в себе привычку разрабатывать зрительную партитуру

проблемы», то есть он первоначально проблему видел, а потом ее разрабатывал

Адомар: «Использование образов в науке возможно потому, что образ может

выступать как язык рассуждения»

2. давно замечено, что если трудно выразить мысль, нужно представить себе

ее образно, а потом

описать. Образ обладает рядом преимуществ перед понятийным мышлением:

1. образный язык делает процесс мышления более быстрым

2. целостность образного мышления в противовес логического мышления(на

уровне понятий)

3. вербальное мышление плоскостное, образное мышление–объемное

4. образное мышление адекватно, а понятийное мышление не адекватно

отсюда недостаток- адекватность в совокупности с индивидуальностью не дает

возможности этот образ передать(картина, которая нарисована как образ,

всеми воспринимается по-разному)

очень ценно информацию переводить в зрительный образ. Более 90 % информации

о внешнем мире приходится на зрение.

Наука должна оперировать понятиями. Физики говорят так, что «настоящий

физик должен знать математику, как родной язык, но вместе с тем в качестве

языка можно использовать образ, который, при всей своей индивидуальности,

обладает размытостью»

В научном творчестве используются зачастую не только зрительные образы, но

и музыкальные.

Именно благодаря использованию образов, возможны исп-ния 2 методов:

1. метод структурного переноса

2. метод визуализации

1. до начала 19 в врачи не знали слуховой трубки, но они знали, что в

зависимости от шумов можно установить характер и диагноз болезни. В 1816

г. ЛАйНЕКА изобрел слуховую трубку(фонендоскоп)

1. приемник стетоскоп

2. какая связь фонендоскоп, радио, телефон

3. передатчик телевидение

алгоритм метода:

1 шаг- рассматривают некоторое явление, рассматривают его в структурном

виде, вместо адстракт. вводим переменные, но сохраняем отношения

2 шаг–вместо переменных подставляем другие из других материалов, но

сохраняем отношения

3 шаг–проверяем, верно это, или нет

именно этот метод послужил основанием создания метода абсолютной

формализации.

Метод структурного переноса можно рассматривать в объектах динамических.

Пикар: клапан Пикара, сейчас используется в подводных лодках, в

космических аппаратах.

Изобрел, видя как в цирке дрессировщик входит в клетку с

хищниками(предбанник)

Метод визуализации–современный метод работы с абстрактными материями

Современная физика в силу своей абстрактности утратила возможность

демонстрации. Возникла насущная необходимость абстрактные понятия

переводить в наглядные образы.

Визуализация- это образ изучаемого предмета, который отличается от этого

предмета, но это образ самой сущности предмета.

Сущность–схватываемое чувство начала предмета(Демонстрация линий силового

поля: бумага, опилки магнит)

Молекула воды- рисовали, но этот образ не совпадает с настоящим, дает

возможность понять связи между молекулами. Карта–метод визуализации

путешествия

МЕТОД ЛИЧНОСТНОГО УПОДОБЛЕНИЯ(эмпа/тия)

Эмпа/тия- это личностное уподобление, которое формирует воображаемый «Я-

образ», который позволяет становиться на точку зрения этого образа

Дарвин, когда создавал свою эволюционную теорию, представил себя павлиньим

хвостом и с позиции хвоста пытался проследить эту эволюцию.

3 шага(уровня) личностного уподобления:

1 шаг–проекция, то есть пересаживание себя в объект. Нужно стать на точку

зрения микроба, чтобы понять его поведение

2 шаг–интраекция- «вкладывание», возвращение к себе обогащенным тем знанием

«Я-образа» в который пытался вселиться

3 шаг- эмпа/тия–полное личностное уподобление

очень часто этот прием используют художники, писатели(очень тяжело выходить

из образа)

4. ХУД. ОБРАЗ КАК ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

Идеал–то, к чему нужно стремиться, но то, что мы никогда не достигнем.

Наука и искусство разные вещи, отличаются друг от друга

Для того чтобы решить научную задачу надо иметь воображение художника, но

искусство способно обогатить мышление художника, а наука не может достичь

того.

Только конкретная личность может заниматься творчеством, коллектив может

исполнять

Творчество- это рождение нового, это выход за пределы заданной ситуации

Можно творить, продавая семечки. Нужно идти не от характера результата, а

от характеристики личности. Творчество–это тогда творчество, когда человек

реализует свои личностные потенции.

Солженицын: нужно работать так , будто это твое последнее дело в жизни.

Личность, личные качества ученого, играют большую значительную роль в

научной деятельности.

54 ЗНАК И ЗНАЧЕНИЕ. МЕТОД ФОРМАЛИЗАЦИИ

1. Знак и значение

2. Базовые определение.Форма,содержание,формализация

3. Функции формализации

4. Научная деятельность и игра

5. Границы формализации

Знак- материально- вещественное чувственное образование(предмет, явление,

действие), которое выступает как представитель другого предмета, явления,

действия.

Знак является заместителем предметов, отсылает к другому предмету, который

является значением.

Тарский–принцип любого язака состоит в том, чтобы отсылать знак к

внелингвистической реальности.

Знак может отсылать нас к самому себе–автономное употребление знака

«Мария» состоит из 5 букв–слово, знак «Мария» состоит из 5 букв

Симеотика–наука о знаковых системах. Разделы науки:

Семантика–отношение знака к обозначаемому

Синтаксис–отношение знака к знаку, рассматривает внутреннюю структуру

Прагматика–наука об использовании знаков

Выделяют знак и значение

Знак–это то , что обозначает, значение–обозначаемое

Нет знака без обозначения

Концепции значения:

Предметная; смысловая ; бихевиорийская(поведенческая); операциональная

1. Предметная ЗНАК- ПРЕДМЕТ

Значением выступают вещи, предметы которые знак обозначает. Проблема: как

быть с абстрактными понятиями? Справедливость, счастье- нет предмета. Знак

есть, а значения в предметном смысле нет.

Нулевые понятия- понятия, которые не имеют предмета в своем объеме(русалка,

леший) эти изъяны преодолеваются в смысловой концепции значения.

2. произносим так, а воспринимающий воспринимает как предмет, это он делает

потому что знак соотносится со значением не только путем прямого

контакта, но и через смысл. Смысл- знание о предмете.(треугольник: знак,

предмет(генотат), смысл(концепт, знание о предмете) )

Знак

Предмет(генотат) смысл

(концепт)

семантический треугольник Фрега-Чорга

смысл–это способы представления значения. Значение- это сам предмет.

«утренняя» звезда, «вечерняя» звезда- Венера(два смысла, а значение одно и

тоже). Значение может быть одно, а смыслов может быть очень много.

3. исходит из того, что значением знака является совокупность действий,

которые можно предпринять с предметом, когда я получаю, вижу, слышу

опледеляется как знак.

4. В данной концепции: значение- некоторая совокупность операций,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.