реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

Познание–это развитие, чтобы оно началось, нужно противоречие,

противопоставление. А.Д. может противопоставлять себе только себя. А.Д.

познает природу, познавая самого себя, пока природа не породит жизнь,

человека. Человек через самосознание познает абсолютный

дух(тождественность).

Выделяют систему философии Гегеля и его метод.

Основной метод философии Г.–это диалектика: А.И.–Природа- Дух. Философская

система подчинена его диалектическому методу. Все рассматривает в процессе

развития(Тезис- антитезис- синтез)–эта триада повторяется

бесконечно(зерно–тезис, растение–антитезис, растение–синтез).

Его философская система состоит из(триада):

1. Логики(учение о сущности вещей–это тезис).

2. Философии природы(она противоречит логике–это антитезис)

3. Философии духа(синтез)

Логика рассматривает идею в чистом виде(«А.И. в себе и для себя»). В

процессе самопознания А.Д. проходит следующие ступени(триада):

. Ничто(или нечто)–единство ничто и нечто приводит к становлению, его

результат–наличное бытие.

. Бытие(его категории: становление, качество, количество, тождество,

различие, необходимость, случайность)

. Действительность

Философия природы–познание Абсолютным духом себя через природу. Его

этапы(триада):

. Физика(свет, тепло)–нефункционирующие системы

. Органика(биология, зоология и т.д.)–функционирующие системы- жизнь

. Механика(время, пространство, движение)

Философия духа включает:

. Субъективный дух- антропология, феноменология–изучает мир явлений, их

восприятие человеком

. Объективный дух- государство, право, нравственность

. Абсолютный дух- искусство, религия, философия. Философия- конечный этап

самопознания и саморазвития абсолютного духа(в этом ограниченность

философской системы Гегеля–дальнейшее развитие А.Д. невозможно).

Философия по Гегелю- это эпоха, схваченная в мыслях.

Представления об обществе.

История–процесс самопознания абсолютного духа, развернутый во времени. А.Д.

познает, что есть свобода, и насколько он сам свободен. А.Д.

экспериментирует над людьми:

. Первоначально А.Д. вселился в восточные народы, создал первые

цивилизации, которые себя исчерпали, осознав свою несвободу.

. Затем А.Д, вселился в греко–римские народы. Этот эксперимент был более

удачным, но эти цивилизации тоже изжили себя(не все свободны).

. Следующим стал германский народ. А.Д. осознал, что народ Германии, в

частности, Пруссия, свободен, а конституционная монархия–лучшее

устройство государства(все свободны).

Что Гегель понимал под свободой? Свобода–это осознанная необходимость.

Познав законы общества, человек может им подчиняться и быть свободным.

Познание А.Д. себя реализуется через самопознание общества, народа, который

неотделим от самопознания личности. Человек для познания А.Д. должен

вступить в противоречие с природой. Люди делятся на господ(аристократов

духа) и рабов. Господа не смиряются с природой, подчиняя ее себе. Они

достигают высот в познании А.Д. Значительная часть людей–рабы, они не

конфликтуют с природой, подстраиваясь под нее(разводит костер, когда

холодно). Раб способен познать А.Д. Он создает «вторую природу»,

очеловечивание его сущности. Эта природа и создает противоречие, делая

возможным познание.

Философия права Гегеля. Разделение властей: Законодательная,

Исполнительная, Правящая(власть монарха). Нет судебной власти.

№22 Антропологический принцип философии Л.Фейербарха.

Основная заслуга–связал идеологию Гегеля с религией. Когда Ф. Критиковал

религию, он обращал внимание на то, что представление человека о боге–это

абстракция человеческих надежд и вынесение их вовне. Для Ф. Философия и

религия–это два исключающих понятия. Ничего сверхестественного нет,

это–плод человеческих фантазий. Критикуя религию, Ф. От религии не

отказался, человек жить без бога не может.

Самое основное–его материализм. Он положительно решил основной вопрос

философии: что первично дух или материя?

1. Ф.–представитель антропологического материализма.

2. Этика Ф. основана на любви–«этика любви к ближнему, преклонение «я»

перед «ты».

3. Человек–подлинный творец бога, следовательно нужно поклоняться не богу,

а человеку.

Людвиг Фейербах(1804–1872)–немецкий философ, создатель одного из вариантов

антропологического материализма. В молодости–ученик и страстный поклонник

идей Г. Гегеля, впоследствии–его непримиримый критик, особенно взглядов

Гегеля на религию. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения

от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто

производное от определенного уровня организации материального. Парадокс,

однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал

себя материалистом.

Фейербаху импонировала идея «реального чувствующего человека». Характерной

чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании

человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном

единстве с ней. Природа–основа духа. Она же должна стать основой новой

философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа

наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной

организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к

физиологическим процессам. Однако «природная» сторона в человеке Фейербахом

гипертрофировалась, а социальная–недооценивалась.

Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду

нравственную любовь. Не вникая во все тонкости гносеологии, он

сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое

выражение в его основном труде «Сущность христианства».

Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в

концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога».

Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих

сил, придав им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. По

Фейербаху, религия–не просто продукт человеческого невежества, как полагали

некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не

видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую

очередь к возвышенному чувству взаимной любви.

Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично

ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах

стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию

созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость.

Видимо, этим объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической

партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил

своих поначалу влюбленных в его идеи К. Маркса и ф, Энгельса'.

Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной и

сверхчеловеческой сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отношении

бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек.

Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления

к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке, в

существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое

фактическое, реальное решение.

Науки вскрывают неразрывную связь мышления с материальными процессами в

человеческом организме, с чувственными восприятиями и т.д. Человек

неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему

биологической, физиологической деятельности. Антропология Ф. указывает на

его стремление разработать материалистическую систему взглядов. Ф. возражал

против характера своего учения как материализма, в особенности из за

вульгарных материалистов(мысль- это вещество, выделяемое мозгом).

Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является

по Ф. научное истолкование общественного сознания, в котором он видит

отражение сущности человека. Эта сущность по Ф. прежде всего чувственная

жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет

следовательно о том, чтобы рассматривать различные формы общ сознания(и

религию) с точки зрения заключенном в ней жизненном содержании. Здесь он

идет дальше предшествующих материалистов, которые утверждали, что религия

лишена реального содержания. Ф. сводит сверхестественное к естественному,

нереальное к реальному- в этом основная черта его антропологического

метода.

Основой антропологии Ф. является материалистическое учение о природе.

Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В

человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о

себе. Многообразие явлений природы не может быть сведено к общей,

однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение

относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. У

природы нет ни начала не конца, все в ней находится во взаимодействии; все

относительно. Все одновременно является действием и причиной, все в ней

всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко диалектичная догадка не

находит дальнейшего развития у Ф.

Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не

указывает на качественное многообразие форм движения материи, на их

взаимопереход. Ф. говорит и о развитии, но понимает ее метафизично.

Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о не сводимости высших форм

существующей материи к низшим. Психические акты существенно отличаются от

их физиологической основы. Единство субъективного с объективным,

психического с физическим не устраняет внутреннего различия между ними.

Многообразие человеческих ощущений соответствует многообразию качеств

природы, оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому

нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной

определенности чувственно- воспринимаемых явлений. Тем не менее, Ф.

понимание субъекта и объекта носит антропологический характер. Несмотря на

ограниченность его взглядов, Ф. явился непосредственным предшественником

марксизма.

В заключение необходимо сказать, что немецкая классическая философия–это

громадное достижение в области философии, достижение, значимость которого

трудно переоценить. Мы рассмотрели философские идеи каждого мыслителя, что

позволяет увидеть все основные черты выдающейся индивидуальности. Вместе с

тем весь период развития классической философии предстает как целостный

процесс, включающий в себя взаимодействие и противоборство различных

концепций, а также их взаимовлияние.

№24 Философия Маркса

Карл Маркс считал, что у Гегеля «...диалектика стоит на голове. Надо

поставить ее на ноги...». Идеи надо пересадить в голову и считать, что

человек приобретает их в процессе своей общественной практической жизни,

это просто-напросто мысли, посредством которых мы преобразуем мир. Решающее

человеческое дело состоит в преобразовании мира, детальнее, в развитии

производительных сил, отношений собственности, наконец, в революциях, после

буржуазной рано или поздно наступает черед социалистической революции. Для

Маркса центральная проблема–это проблема общества, общественного. Маркс

выдвигает целый блок новых проблем.

Центр философии Нового времени–субъект разумный. Гегель в центр философии

ставит разум(мировой). Маркс сдвигает философию в сторону общества. Теперь

субъект понимается как атом, в кот. сосредоточен ансамбль существующих

общественных отношений. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Кант,

Гегель, Маркс едины в высокой оценке разумного начала. Все–рационалисты.

Философия Н.В. по преимуществу рационалистична.

Общественный труд–солнце человека. Итак, что такое общество? В чем состоит

его тайна? Как случилось, что на протяжении многих тысяч лет человек не мог

познать ее? На эти вопросы Маркс предлагает вполне определенные ответы.

Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга,

обмениваются результатами своего труда. Внешне труд отдельного человека

кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является

представителем общественного труда, величина которого определяется товарно-

денежным механизмом. Реальность общественного труда не бросается в глаза,

уже по этой причине его трудно обнаружить. К тому же общественный труд

становится по-настоящему значимым лишь при капитализме, ибо здесь

совместная трудовая деятельность людей приобретает особую масштабность.

Все, что происходит в человеческом обществе, вращается вокруг общественного

труда. Маркс называет общественный труд солнцем человека.

Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть

труда рабочих присваивают безвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют их.

Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права. Что же

касается социалистической революции, то будучи результатом заговора, она

обречена на провал. Надо чтобы для нее созрели объективные, материальные

условия, т.е. чтобы общественный труд был развит всемерно, когда

олицетворение частной собственности, а именно таким олицетворением и

являются капиталисты, станет излишним и основная масса людей не будет их

терпеть. Такова концепция Маркса, практического подтверждения которой пока

не достигнуто.

Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности

познания–это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или

истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более

важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного

рассмотрения реализуется в переходе от общего к частному, от

фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться

от заблуждений и ведет вперед к истине. Против этих утверждений Маркса

трудно что-либо возразить.

Основные достижения философии Маркса: 1) в талантливой критике недостатков

капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы

природы общественного.

Профессиональные философы относятся к Марксу с большим уважением. Маркс

написал мало философских работ, тем не менее он был крупным мыслителем,

влияние его идей сказывается по настоящее время. Друг Маркса Фридрих

Энгельс уступал ему в философском таланте, но во многих отношениях был

очень интересным человеком, смелым, скромным(прекрасный бизнесмен,

полиглот, говорил и писал на 20 языках).

№ 26 Русская философская мысль начала 20 века.

Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях

истории, где главная тема–человек, его судьба и жизненные пути, что

обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского

народа, общенациональных особенностей русской души.

Россия вступила в XX в. в период тяжких испытаний(революция 1905 г. и

большевистский переворот 1917 г.), последствия которых она испытывает до

сих пор. Это коснулось всего государственного, социального строя и,

разумеется, всей духовной жизни общества.

В 1922 г. большевики по инициативе Ленина выслали идеологически неугодных

за границу. Этой участи подверглись Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А.

Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский. Немалое число

философов погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский «Леонардо да

Винчи»–Павел Флоренский.

Оказавшись в насильственной эмиграции, философы занимались педагогической и

творческой деятельностью, разрабатывая многие философские проблемы. На этом

мы кратко и остановимся.

Н.А. Бердяев(1874–1948)–философ и публицист. В начале своего творчества

примыкал к «легальному марксизму», а позже, став активным противником

учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в

сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи» и др. В Париже основал и

редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь». Особой чертой

его творчества была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего

характер проповеди; в этом он был моралист. К философской систематике

Бердяев относился довольно презрительно. Мышление его весьма афористично и

фрагментарно, что нашло выражение в разработке им отдельных тем(«О

назначении человека», «О смысле творчества», «О рабстве и свободе человека»

и др.). Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам

метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в его

творчестве были все же этические искания.

Н.О. Лосский( 1870–1965)–один из самых плодовитых русских философов. В

своей системе и ее исходных идеях он весьма многогранен и сложен. Сам он

называл свою систему «интуитивизм», либо «идеал-реализм», либо

«органическое мировоззрение». Эти разные аспекты его построений, хотя и не

имеющие внутренней связи, внешне искусно связаны благодаря мастерству

слова. Его главная работа «Обоснование интуитивизма» посвящена вопросам

гносеологии, которой он особенно много занимался. Лосскому присуща

тенденция к «всеобъемлющему» синтезу. Для его трудов характерны четкость и

ясность изложения.

П.А. Флоренский(1882–1937)–религиозный философ, ученый-энциклопедист.

Обладал блестящими дарованиями и изумительной ученостью в самых различных

областях. Закончив математическое отделение Московского университета,

поступил в Московскую духовную академию, читал лекции по философии. Его

диссертация «Столп и утверждение истины(Опыт православной теодицеи в 12

письмах)» обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не

от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. Хотя

Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в

православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах

религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему

философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства,

Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну

природного бытия.

С.Н. Булгаков(1871–1944) был философом-богословом. В молодости испытал

влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг(сб. «От марксизма к

идеализму»). Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему

ограничиться «чистой философией». Это свидетельствует о его зорком уме, ибо

философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с

богословием, и поэтому «чистой философии» быть не может. Углубив темы

космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской

философии. В «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной

тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков

развивает учение о Софии–Премудрости Божией–как предвечно сущей в

божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу,

вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София

имеет действенный характер–одновременно небесный, божественный, и тварно-

человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и

жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего-'.

А.Ф. Лосев(1893–1988)–философ, филолог, автор ряда фундаментальных работ по

античной эстетике, логике, языковедению, переводчик философской и

художественной литературы с древних языков. В философии Лосева развивается

платоновско-ге-гелевская линия диалектического мировоззрения, традиция

православия и русской философии, используется феноменологический метод Э.

Гуссерля.

В мире нет и не было мыслителя, который написал бы такое количество работ,

какое написал этот исключительно одаренный и неимоверно трудолюбивый

человек. Его работы по античной философии несравнимы по своей обширности,

глубине и научности анализа, совмещающего в себе одновременно философские,

филологические и искусствоведческие аспекты. Думается, что они останутся в

веках как неподражаемый образец.(Я говорю об этом с уверенностью человека,

общавшегося с А.Ф. Лосевым более 30 лет. А в молодости я учился у него

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.