реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над

телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и

согласованность монад есть результат Богом «предустановленной гармонии».

Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные представления(в таком состоянии

находится неорганический мир и растительное царство); у животных

представления достигают ступени ощущений, а у человека–ясного понимания,

осмысления. Признавая, с одной стороны, основным свойством монад деятельную

силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой–защищая идею

Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.

Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных

началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он

рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества

индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время–как порядок

сменяющих друг друга явлений или состояний тел. Одной из вершин

философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде

как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной.

Занимаясь логикой, Лейбниц разработал ее рациональную символику, вскрыл

строение и законы доказательства как одного из основных приемов

рационального познания. Он является одним из зачинателей современной

символической и математической логики.

Общался с Петром I по поводу создания Российской Академии. Известен как

математик( дифференциальное исчисление). Продолжатель рационализма Декарта

и Спинозы. Задумывался над онтологией, считал неудачным употребление

понятия «субстанция» у Декарта и Спинозы. Он нашел ему замену-

«монада»(одно, единое). Учение Л.–монадология. Монада–это наименьшая, далее

неделимая часть мира(атом Демокрита), обладающая психическими

свойствами(страдание, стремление).

Атом(греч)=индивид(лат)–«неделимый». «В капле воды отражается весь

мир»–восточная поговорка. Капля–монада, которая живет проблемами мира, но в

то же время она замкнута, самодостаточна. В этом–противоречие взглядов Л.,

хотя он сам приводит доказательства своей правоты(«принцип

предустановленной гармонии»). Основной тезис Л.: «Наш мир–лучший из всех

возможных миров, даже зло подчеркивает его гармонию».

Каждая монада отражает мир, все они одинаковы и отражают переживания мира.

Но нужна еще одна монада, которая творит изменения в мире. Это–Бог. Он

творит свои переживания и отражает сам себя. Ближе всего к Богу–монада

человеческой души.

Положительное значение учения о монадах- основания для обоснования

индивидуализма Нового времени(сильной человеческой личности).

№ 18 Французский материализм 18 в(Ж.Ламерти, Д.Дидро, П.Гольбах

)–энциклопедисты.

Французские философы, преодолевая непоследовательность Дж. Локка и критикуя

идеи Дж. Беркли, защищали принцип материальности мира в его механистической

форме, хотя в воззрениях некоторых из них и содержались диалектические идеи

развития организмов.

У французских просветителей имелись значительные расхождения во взглядах,

вплоть до противоположных позиций. Но все-таки в целом все они были полярно

противоположны миру официальной практики и идеологии, едины в той мере, в

какой противостояли господствующим сословиям. Все они исходили из принципа:

если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его'

пороки также являются результатом влияния этой среды. Чтобы переделать

человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные

стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную

среду. Они занимали одну позицию в том, что живут в переломное время, время

приближающегося торжества разума, победы просветительских идей, в «век

триумфа философии»(Вольтер), Центром, вокруг которого сгруппировались

философы и их единомышленники, оказалась знаменитая «Энциклопедия, или

Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Д. Дидро и его соратник по

редактированию «Энциклопедии» великий математик, механик, философ-

просветитель Ж-Л.Д'Аламбер(1717–1753) поставили перед собой гигантскую

задачу–представить «общую картину усилий человеческого ума у всех народов и

во все века». Этот труд являет собой эпоху в духовной жизни не только

Франции и не только Европы, но и всего мира(кстати, «Энциклопедию» по

частям стали переводить в России). Это великий памятник, воздвигнутый

французскими просветителями своей эпохе.

Жульен Офре де Ламетри.(1709- 1751) в общей форме высказал почти все идеи,

которые были затем развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом. Ламетри доказывал,

что форма неотделима от материи и что материя связана с движением.

Субстанция, в конечном счете, сводится к материи, в природе которой

корениться не столько способность к движению, но и всеобщая потенциальная

способность к чувствительности или к ощущению. Указывал на материальный

характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены

связью чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга. Душа

есть проявление и функция мозга. человек есть такое же животное, только

отличается развитием ума(«Человек–машина»). При этом изучал человека как

механизм, надеясь, что это приведет к раскрытию сущности его мыслительной и

чувственной деятельности. Представитель механицизма с элементами

эволюционизма. Ход исторического процесса- просвещение и роль выдающихся

личностей. Л. лишь наметил ряд основных идей, но не дал им обстоятельного

систематического развития. Наиболее систематическим выразителем философских

учений фр. мат. стал Поль Генрих Дитрих Гольбах.

Дени Дидро(1713–1784)–знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист.

Характерная черта его политического мировоззрения–остро выраженный

демократизм. Это удивительно одаренная, всесторонне развитая

личность–философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и

художественный критик. Дидро сначала был верующим христианином, потом

скептиком, но от веры в Бога. как творца мироздания не отошел. В последние

годы жизни он склонялся к воззрениям, близким к воззрениям Г. Лейбница.

Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему

общественную мысль. В философии быстро прошел путь от деизма и этического

идеализма до материализма(в учении о природе, в психологии, в теории

познания) и атеизма. В механистическое материалистическое понимание

природы, общее у него с Ламетри и Гольбахом, внес некоторые элементы

диалектики–идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе

процессов, вечной изменчивости природных форм. Вопрос о способе,

посредством которого механическое движение материальных частиц может

порождать специфическое содержание ощущений, Д. решает в пользу мысли о

всеобщей чувствительности материи. Наметил материалистическую природу

психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах.

Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь

существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния

максимального расцвета разума. На вопрос, можно ли предположить, что и

камень чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет?» И действительно,

прикоснитесь ладонью к камню и информация о вашем прикосновении останется

надолго на камне. Дидро, конечно, не знал и не мог знать информатики, но он

силой интуиции прозревал нечто подобное. Это выразилось и в его тонкой

характеристике сути живого. Специфическими особенностями жизни являются

раздражимость и чувствительность, говорил Дидро, уделявший большое внимание

биологическим проблемам. Образованность и прозорливость позволили Дидро

высказать идею, ставшую предвестием эволюционной теории в мире живого.

Дидро утверждал, что душа–продукт единства организма, его целостности.

Учение о природе получило развитие в работах Дени Дидро Прошел путь от

этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, психологии,

теор. познания. Материалист. Внес в учение о природе элементы диалектики.

По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир

беспрерывно зарождается и умирает. Глубже всех понимал природу движения,

различая внешнее(пространственное перемещение) и внутреннее(молекулярное).

Материальную субстанцию рассматривает вместе с единым атрибутом движение и

формами его существования пространство-время. Особое внимание Д. привлекала

проблема материалистического истолкования ощущений

Наметил теорию о псих функциях. Наши чувства- клавиши по которым часто

ударяет окружающая нас природа и которые сами часто по себе ударяют. Отсюда

следует, что человек заключает в своей организации нечто автоматическое.

Этот автоматизм не лишен одушевленности и предполагает лежащую в основе

всей мат способность ощущения. Признание существования независимого от

сознания внешнего мира, а также признание способности ощущений отражать

свойства внешних вещей не означает однако будто ощущения есть зеркальные

копии предметов. По Д. между большинством ощущений и их причинами не больше

сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Д. различает в

вещах первичные качества(существование в самих вещах и независимо от

сознания) и вторичные(заключающиеся в отношении предмета к другим вещам или

к ним самим). Гносеология. Источник знаний--- внешний и внутренний мир. Они

познаваемы. Увидели необходимость чувственного и рационального момента в

познании. Чувство- свидетельские показания, разум есть судья. Он не должен

отрываться от ощущений, но и не должен безоговорочно им доверять. Методы

познания--- наблюдение и эксперимент. Суждение, понимание--- далее. Все

знания приходят через опыт, переход от чувственного к абстрактному есть

непрерывный процесс.

Поль Генрих Дитрих Гольбах(1723–1789), барон–французский философ-

материалист. Главное его сочинение «Система природы»–«эта библия

материализма». Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности

тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования.

Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей

как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье

заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по

себе, являясь причиной всего: она–своя собственная причина. Все

материальные тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал «классическое»

определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что,

воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Подобно

тому как удары пальцев музыканта по клавишам, скажем, клавесина рождают

музыкальные звуки, так и воздействия предметов на наши органы чувств

рождают ощущения всевозможных свойств. Он, как видим, весьма упрощенно

трактовал процесс познания, хотя ранее так много гениального было уже

сказано на этот счет.

Основу всех процессов природы составляет материя с присущим ей свойством

движения. Материальные процессы–являются строго необходимыми, случайность и

целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на

человека. Материя состоит из неизменных и неделимых атомов, свойства

которых--- протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Из действия и

противодействия всех существ получается ряд движений, подчиненных

постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода движения: 1.движ. масс,

благодаря которому тела переносятся с одного места на другое; 2. внутреннее

и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии. Г. доказывает

универсальность движения в природе. Сущность природы в том, чтобы

действовать. Природа получила свое движение от себя самой(никаких

первотолчков), ибо природа есть великое целое, вне которого ничто не может

существовать Движение есть необходимый способ существования материи.

№19 Критическая философия И.Канта(1724–1804)

родился в Кенигсберге, в семье немецкого ремесленника, шорника. У отца

хватило средств на его обучение в гимназии, далее–в университете. Был

болезненным, робким ребенком. Окончил университет, но степень магистра не

получил, поэтому учительствовал. Позднее защитился, получил место приват-

доцента. В основном читал курсы естественных наук, также логику,

математику. Принцип историзма–основной принцип идей Канта(и научных, и

философских).

До 1770 г–докритический период его творчества. В 1770 году пишет докторскую

диссертацию, получает место профессора, полностью посвящает себя философии.

Лекции читал до 1797 года.

Образ жизни Канта–это целая наука, при этом удивительно оригинальная и

поучительная. Спать он ложился ровно в 9 вечера. Подъем в 5 утра. Обед

только в кругу остроумных друзей, за обедом: немного сухого вина,

свежевыловленная треска, шутливые рассказы, анекдоты, непременно шутки,

смех... Родившись очень слабеньким и болезненным ребенком(как и Ньютон),

Кант, благодаря мудрому образу жизни, прожил долгую и духовно удивительно

богатую жизнь.

Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким,

проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения

Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является

одной из фундаментальных научных идей астрономии. Высказал идею, что

причина отливов и приливов–влияние Луны. Кроме того, он выдвинул идею

распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею

естественного происхождения человеческих рас.

Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного

развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом

естественно- научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые

метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека,

нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы

философии.(«Человек, этика и право–вот альфа и омега всего философского

учения великого мыслителя»)

С 1770 года–критический период его творчества. До Канта в теории познания

господствовало представление, что структура и знание определяются объектом

познания. Кант говорил обратное: структуру познания определяет субъект

познания. Для доказательства нужны следующие понятия: феномен, ноумен, вещь

в себе.

Феномен–явление, т.е. чувственное восприятие вещи, как она является нам(в

повседневной жизни имеем дело с феноменами).

Ноумен–постигаемая сущность явления, проникновение нашего мышления вглубь

предмета–промежуточная стадия между феноменом и вещью в себе. Имея дело с

феноменом, мы постигаем ноумен, но никогда не познаем вещь в себе. Чтобы

ориентироваться в мире феноменов, мы используем априорные формы рассудка,

которые живут в нашем сознании, но которых нет в реальной жизни(меридианы

есть на карте, но их нет на самом деле).

Несоответствие феномена и вещи в себе–основание для скандала в философии:

мы знаем, что мир существует, но доказать это логически не сможем. Мы будем

работать не с предметами, а с их феноменами.

Кант: «Разум имеет дело с феноменами, способен немного проникнуть с помощью

ноумена вглубь вещи, но познать вещь в себе невозможно», следовательно,

этот мир непознаваем. Разум может себя чувствовать спокойно и уверенно в

мире феноменов, а вне него–трансцендентально–там уже господствует вера.

Априорные формы рассудка в нашем сознании уже есть. Мы окружены феноменами.

Чтобы разобраться с потоком феноменов, мы должны их упорядочить. Это

упорядочение не имеет ничего общего с содержанием того объективного мира,

который является источником феноменов. Понятия пространства и времени

помогают расположить феномены рядом, установить причинно–следственные

связи, но в мире нет понятия пространства и времени, они есть только в

нашей голове. Кант опровергает существование врожденных идей(а как же быть

с понятием пространства и времени–это априорные формы рассудка).

Вывод: Кант воздвигнул непроходимую границу между субъектом и объектом,

если под объектом мы понимаем не феномен, а его сущность.

Субъект всегда будет внешним по отношению к объекту. Поэтому вещь в себе не

может быть познана. Априорные формы рассудка субъективны. Как же можно

передать знания от одного человека к другому? Априорные формы

идентичны(трансцендентальный идеализм).

№ 16 Эволюция английского эмпиризма(Ф.Бэкон, Локк, Беркли, Юм)

Фрэнсис Бэкон(1561- 1626). Лейтмотив его философии–«знание–сила». Основная

заслуга в том, что он первым изменил отношение к теории познания. Основной

метод научных исследований был прежде аристотелевским(дедукция–от общего к

единичному путем логических выводов). На пути чисто логических выводов не

найти принципиально новое знание, можно лишь выявить уже известное,

существовавшее скрыто. Основой познавательной деятельности должна быть

индукция, которая опирается на опыт. Чтобы получить общее представление о

чем-либо, нужно иметь определенный опыт(стул–мебель).

Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имели крестьяне,

невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Б.: «Получить

знание можно, если избавиться от заблуждений»- идолов, призраков:

. Идола рода(люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой

природы, перенося на него свои качества–антропоморфность мифа)

. Идола пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из

образования, воспитания, социального положения, национальности)

. Идола площади или рынка(на рынке люди общаются, некритически усваивая

мнения других людей, что приводит к ошибочным выводам, слова обыденной

речи переносятся в науку без уточнения).

. Идола театра(в театре люди черпали образцы должного поведения, нужно

критично относится к мнениям авторитетных людей)

В «Новом Органоне» Б. изложил свои взгляды. Цель приобретения

знания–покорение природы. С этого момента эксперименты над природой стали

проводиться постоянно. Проблемы, с которыми столкнулся Б.: на каком этапе

ученый может делать выводы и обобщения?(эта проблема не решена до сих пор).

Метод индукции не требует логического дополнения до тех пор, пока мы не

столкнемся с исключением. Метод индукции не всегда дает результаты, Б.

разработал опыты плодоносные(дают практический результат) и светоносные(не

дают результата, но двигают науку вперед, избавляя нас от заблуждений).

Б. принадлежал к эмпирикам(в основе познания лежит опыт). Он восстановил

материалистическую традицию в европейской науке(сам материалистом не был),

предложил новое понимание материи(совокупность частиц–отражение в физике

Ньютона). Бэкон–основатель теоретической механики(движение–неотъемлемая

часть материи).

В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на

исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для

обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего

практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над

природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее

законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание–сила». В

науке «речь идет не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии

и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике. Ибо человек,

слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько

охватил в порядке природы делом или размышлением; и свыше этого он не знает

и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и

природа побеждается только подчинением ей». Могуществен тот, кто может, а

может тот, кто знает. Путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ,

сравнение и эксперимент. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих

исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е.

применять индуктивный метод познания. В своем трактате «Новый органон»

Бэкон развил новое понимание задач науки. Именно он возжег факел новой

науки–методологии экспериментального естествознания, которую он утверждал

как залог будущего могущества человека. Следуя этой методологии, можно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.