реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия (WinWord97/2000)

критическим рационализмом.

Но какова логика научного открытия? Вопреки мнению индуктивистов Поппер

считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теориям, а

переходя от гипотез к единичным высказываниям. Ученые пользуются гипотетико-

дедуктив-ным методом. Из гипотез общего характера выводятся предложения,

которые сравниваются непосредственно с протокольными предложениями. Если

относительно теории и протокольных предложений, а также их совпадения

ученые пришли к согласию, то теория считается временно подтвержденной. Так

как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она, по

определению, имеет гипотетический характер, т.е. ее образуют не законы, а

правдоподобные утверждения. Всякая теория ненадежна, подвержена ошибкам

(принцип фаллибализма). Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее

можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория фальсифицирована, если она

противоречит опытным данным, иногда всего лишь одному опытному факту.

Фальсифицированная теория заменяется новой, на которую обрушивается новый

залп рациональной критики. Научной теорией признается лишь та концепция,

которая поддается сопоставлению с опытными данными, и, следовательно, в

любой момент она может оказаться фальсифицированной. В отличие от науки ф-я

не поддается фальсификации, т.е. ф-я не имеет научного характера. Но, не

обладая научным статусом, ф-я обладает смыслом, без нее не обойтись. Так

Поппер разрешает проблему демаркации (разграничения) науки и ф-ии. Ф-я

выступает у него как осмысление роста научного знания и включает, в

частности, принципы рационально-критической дискуссии, фаллибализма,

фальсификацио-низма.

Попперу удалось выразить многие тонкости роста научного знания. Но его

концепция также подвергается критике. В основном за то, что Поппер свел

рост научного знания к дуэли гипотез, фактов наблюдений; практически он

игнорирует представление об истине, вся проблематика которой заменена

рассуждениями о правдоподобных гипотезах. Но кроме гипотез и фактов

наблюдений есть еще социальный и технический миры, совокупность многих

других фактов, которые также влияют на рост научного знания. Взять,

например, тот же принцип фальсификации.

Английский философ Имре Лакатос выдвинул методологию научно-

исследовательских программ. По Попперу, на смену одной теории приходит

другая, старая теория отвергается полностью. Лакатос подчеркнул важность

сравнения теорий друг с другом. К тому же, сравнивать следует не просто

теории, а научно-исследовательские программы. Каждая научно-

исследовательская программа содержит несколько теорий. "Твердое ядро"

программы переходит от одной теории данной программы к другой, а защитный

пояс, состоящий из вспомогательных гипотез, может частично разрушаться.

"Твердым ядром" научно-исследовательской программы Ньютона являются три

закона механики и закон тяготения. На этой базе было развито множество

теорий, относящихся, например, к астрономии, учению о свете и т.д. Только

тогда, когда будет разрушено "твердое ядро" программы, необходимым окажется

переход от старой научно-исследовательской программы к новой.

Подчеркивая необходимость сравнения теорий и научно-исследовательских

программ, Лакатос сумел выделить важные моменты в процессе развития знания.

Существенно здесь — различение теорий и научно-исследовательских программ.

Для каждого, кто осваивает разнообразные учения, важно осознавать, в рамках

какой научно-исследовательской программы и теории он находится. Такое

осознание требует сравнения теорий и программ. Если исследователь либо

студент сведущ только в одной научно-исследовательской программе или, что

еще хуже, только в одной теории, то эта программа или теория невольно

принимается за абсолютную истину (сравнивать-то не с чем!). А это означает,

что у субъекта отсутствует осознание своего действительного научного

статуса, который фактически очень жестко соотнесен с одной научно-

исследовательской программой, достоинства же других программ не осознаются

и не понимаются.

Постпозитивисты справедливо обратили внимание на необходимость

тщательного изучения истории развития научного познания. Изучение наук, не

сопровождающееся изучением их истории, ведет к одностороннему знанию,

создает условия для догматизма.

Американский философ Пол Фейерабенд критикует кумулятивизм, согласно

которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления

знаний. Фейерабенд — ярый сторонник тезиса о несоизмеримости теорий. Теории

дедуктивно не связаны друг с другом, для них характерны разные тезисы и

понятия. Согласно Фейерабенду, плюрализм должен господствовать не только в

политике, но и в науке. Существует множество равноправных типов знания.

Возможность универсального метода познания Фейерабендом отрицается. Иногда

он даже высказывался в том смысле, что все позволено, т.е. любая теория

приемлема, если только она принимается сообществом ученых. Критерии

рациональности не абсолютны, они относительны. Нет таких критериев

рациональности, которые были бы приемлемы везде и всегда. Анархизм, считает

Фейерабенд, не является слишком привлекательной политической доктриной,

однако он служит прекрасным лекарством для ф-ии познания и науки, для тех,

кто склонен ограничивать себя одним универсальным методом. Но если нет

жестких критериев научности, то естественно предположить связь научных

фактов с ненаучными. Последние влияют на науки и обладают самостоятельной

ценностью. Наука, ф-я, религия и даже магия — все уместно, все обладает

самостоятельной ценностью.

Заслуга Фейерабенда состоит в настойчивом отказе от приобретших

устойчивые черты идеалов классической науки, наука предстает как процесс

размножения теорий, здесь нет единой линии. Создается, однако, впечатление,

что Фейерабенд недостаточно внимания уделял устойчивым тенденциям развития

науки, а они ведь также существуют.

Томас Кун, американский философ, как и Фейерабенд, критически относится к

попперианской схеме развития науки. Основная его мысль состоит в том, что в

развитии научного знания особую роль играет деятельность научного

сообщества. Определяющее значение принадлежит не нормам логики,

методологии, а парадигме, т.е. совокупности убеждений, ценностей,

технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную

традицию. Парадигма по своему содержанию шире теории и шире научно-

исследовательских программ. Если та или иная парадигма господствует

безраздельно, то налицо период нормальной науки. Разрушение парадигмы

приводит к научной революции. Каждая парадигма обладает своими критериями

рациональности, они не являются универсальными. Парадигмы несоизмеримы друг

с другом, между ними нет сколько-нибудь непосредственной логической

преемственности. Новая парадигма отменяет старую. Многие считают, что в

своей концепции несоизмеримости парадигм Кун недооценивает преемственность

научного знания. Подчеркивая, что наука есть результат деятельности научных

коллективов. Кун справедливо обращает внимание на особую значимость в науке

социальных и психологических моментов.

48. Свобода и необходимость. Свобода выбора и ответственность.

Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива,

совокупности рода человеческого.

В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная

(ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.

Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция

однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его

внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная

концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ

отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и

обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач

чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и

самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый

человек. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических

задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”.

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек

вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то

или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность

осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Слово

характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Т.о.,

личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности

связа не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром.

“Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность;

с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я

индивидуальное существо”. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь

свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и

себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно

остается неизменной на протяжении жизни человека.

Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально

правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением

своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимаает

философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности

человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более

конкретные вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные

требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный

моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с

этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения,

вознаграждения или наказания. О. Рассматривается в связи с философской

проблемой свободы.

Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен.

Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств

для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в

жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в

соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его

избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных

свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного

мира. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода

личности, общества закл не в воображ независим от объект хаконов, а в

способности выбирать, принимать решения.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб присутствует

в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон

цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному

общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только

сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в своб в виде

объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. В общем

свобода есть осознанная необходимость.

49. Чувственное познание и его формы.

Ч познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор плане:

разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид

деятельности - сравн поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является

начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат

объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не могут

сущ.

Для познания объектов данного типа необход функционирование органов чувств,

нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат

объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств

познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувств познания от

непосредственной чувстыв- практ деятельности и, во-вторых, целостность

чувственного освоения мат объекта. Однако можно выделить и отдельые,

функционир в рамках этой целостности элементы ч позн.

Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств познания.

Установлено , что с точки зрения “информ способности” на первом месте стоят

зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным,

идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предм

через призму чел сознания. Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ

не просто фиксирует воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел

организм.

В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот

практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и

фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально

включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма.

Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в

процессе практич функционирования сознания у чел выработалась способность

оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ.

Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект идеализму.

Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус,

запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений,

превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря

восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной

форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно

благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество

субъективного образа объект мира.

Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения.

Воспр не есть механ сумма ощущений. Восприятие сущ как форма такого

активного синтеза разнообр проявлений предмета, кот неразрывно связана с

другими актами познав и практической деятельности (опытом), предшеств

данному конкр наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущ

только часть дома, но наше восприятие синтезирует в целостный образ дома и

те части, кот в данный момент мы не ощущаем. Благодаря многокр работе

механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать

целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам.

В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств познания -

представление.

Эмоции - комплексная форма челов чувственности. Эмоции, подобно всем др

формам чуственности, с одной стор заключают в себе аспекты объект отражения

реальных связей, в кот включен человек, с др стороны, они фиксируют объект

отношение чел к миру. Эмоции всегда вкл в себя момент оценки явления.

Чувтсв познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. соц-

истор характер. Конечно , в чувств познании чел имеет место непосредств

взаимодействие вн предмета и органов чувств. Однако мы не можем обнаружить

в реальной познав деятельности субъекта чувств познания в совершенно

обособл, так сказать чистом виде. - вне общения с др людьми, вне влияния

того мира культуры, в кот включен человек. Проц чувств восприятия очень

сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с нашим отношением к

этому предмету, мы восприн его как красивый или безобразный, полезный или

вредный... Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки

или наблюдаем общ события, механизм восприятия еще больше усложняется

“Красота”. “справедлдивость”, Прогрессивность” и многие др понятия,

связанные с ними отношения и установки включаются в процесс наблюдения,

восприятия таких объектов.

Функционирование органов чувств - необходимая предпосылка познания, без нее

невозможно. Пока все функционирует нормально, мы можем не замечать их роли.

Но их роль стан очевидной при их повреждении. Примеры, когда люди от прир

лишенные возможности слышать или видеть, способны быть вполне полноценными

людьми, развив в себе способности познания и рац мышления говорят о

внутренней мощи чел разума. А вот индивиды, выросшие со зверями -

практически теряют способность к познанию. Это означает, что челов

чувственно -практ деятельность и неразрывно соединенное с нею чувственное

познание по самой сущности являются социально-историческими явлениями.

В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только

человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств

глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот почерпнуты

из описаний. Т.е. индив опыт чел м.б. до определенной степени заменен

результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием

средств м информ. эта способность чел, пользоваться чувств опытом др людей

стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное

значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи

слов.

Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат

аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. “ Всякое слово - уже

обобщает”. Данный факт сущ образом влияет на специфически-челов

функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует

несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как

совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав деятельности

человека.

Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека,

совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы чувств и

вызыв в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ

ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие

предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы

частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара) Многократно

воспринимая предм, челов закрепляет восприятие в памяти, он может

припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает

представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде

совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг к другу реальных

этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами

чувств познания.

50. Рациональное познание и его формы.

Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания

понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел.

Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от

понятийного аппар, используемого чел в его практ деятеьности. Однако эта

зав не явл односторонней.

Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ

понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от

непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия

многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом.

Т.о. чувств и рац мышление находятся в неразрывном единстве и

взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности:

1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально направл на

создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как

особый вид умственного труда.

Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц

познания, кот выделяют и фиксируют общие существенныесвойства, отношения

предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия,

то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать

каждую конкр вещь, факт, явление.

Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образовуания чувств

понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл,

выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и

целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты

абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений

в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из

объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к

другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее

единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о

активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого

типа познания, направл на фиксирование отношений.

Объяснение и понимание.

Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как

устроен объект; функциональные объясн - как действует и функционирует

объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный

набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в проц объясн мы

используем уже имеющиеся знания для объясн других. Переход от более общих

знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения.

Знания, кот служат основанием для объясн называются объясняющими. Знания,

кот ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут

выступать как зак так и отдельные факты.

Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы

постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. При этом осущ

такие процедуры как Интерпретация- превоначальное приписывание информации

смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и

значения; ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и

значений; Дивергенция - разъединеие единого смысла на отдельные подсмыслы;

конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное

преобразование.

Понимание, следовательно представляет собой реализ многих процедур,

обеспечивающих преобразование информ при переходе от незнания к знанию.

Процесс поним состоит не олько в усвоении уже выработанных другими людьми

или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряад сложных

преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях

разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство,

инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей,

подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм)

Рационализм - Учение в теор познания, согласно кот всеобщность и

необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть

выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума

либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, сущ

только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из

проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.)

Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно

действ на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной

действительностью. Мышл опирается на результаты чувств познания и дает

обобщ-е знание. Сторонники деалектического матер-ма: Мыш-е – это

целенаправленное,опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека

существенных свойств и отношений действительности. Мышл осуществляется в

трех формах. 1) Понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие,

существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и

представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и

опосредованный характер. Но м/у ними есть различие. Предст-е дает наглядный

образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. 2) Суждение

– это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или

отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение – это форма мысли в виде

рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых

посылками выводится новое суждение, которое наз следствием или заключением.

Напр 1. Все элем частицы имеют массу 2ю Х – вновь открыта элем част,

вытекает вывод Х – имеет массу. Логическая деятельность мышления

осуществляется в таких формах: понятие, суждение, умозаключение, анализ и

синтез, индукция и дедукция, т.д.

51. Диалектика эмпирического и теоретического знания.

Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для

эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. знание - это

сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На

эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория -

это обобщение практики, опыта или наблюдений. Теор. уровень имеет 2

подуровня: 1) частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория. Пытаться

решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужн. информацию или

самост. иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теор. мышления.

Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании. Науч.

обобщения часто используют ряд особых логических приемов: 1) прием

универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства

наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распростр. на все

возможные случаи. 2) прием идеализации - указываюся условия, при кот.

описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в

самой действительности они происходить не могут. 3) прием концептуализации

- в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий,

и получивщие в них достаточно точный смысл и значение. Эмпир. и теор.

уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое

предшествовало теоретическому. В процессе науч. познания применяется

мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями,

мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны

он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает

данные для новых гипотез. Теория - это высшая, обоснованная, логически

непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на

существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория - развивающаяся

система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной

теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного

теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также

многообразие их классификаций. Различают описательные, математизированные,

интерпретационные, дедуктивные.

Эмпирическое и теоретическое. В науке разл эмпир и теорет уровни

исследования. Это различение имеет своим основанием 1. - методов познав

активности;2. - характер достигаемых результатов. Эмпир исследование

предполагает выработку программы исследований, организ наблюдения и

экспериментов, описание и обобщение экспер данных, их классификацию,

первичное обобщение. Словом для эмпир познания характерна фактофиксирующая

активность. Теорет познание - это сущностное познание, осуществляемое на

урове абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия,

категории, законы, гипотезы... Исторически эмпир познание предшествует

теорет, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истиного знания.

Эмпир исследование, выявляет все новые даные наблюд и эксперим,

ставит перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему

совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание ставит перед

наблюдеием и эксперим все более сложные задачи. Всякое наблюдение начин не

со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе кот всегда

лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и иследов программа. Люди стремятся познать то,

чего они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к самой

природе, к жизни , к практике и теории. Поставить проблему порой не менее

трудно, чем найти ее решение: правильная постановка пробл в известной мере

направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый

ставит проблему и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и

исследов программу, стороит план своей деятельности. При этом он исходит из

предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполаг ответ выступает в

виде гипотезы.

Наблюдеие и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное,

направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений

объекта познания. Оно м.б. непосредств и опосредованым приборами.

Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв с исследов

прогамой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть

многократно повторено при варьировании условий.

Необход условием н исследования явл установление фактов. Факт, от

factum - сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или

духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания,

зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения.

“Факты - это воздух ученого”, - говорил Павлов. Самое характерное для

научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован.

Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией.

Например свид показания.Люди говорят об одном и том же, но как по разному.

Т.о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности

факта. Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть

подвергнуты отбору, классиф, обобщению и объяснению, тогда они включатся в

ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для н анализа

явл не просто еди факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию.

Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для

теорет обобщеия. Из соответственно подобр фактов можно построить любую

теорию.

Описание, и объяснение. В ходе наблюд и эксперим осуществляется

описание, протоколирование. Основное н. требование к описанию - его

достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

Объяснение - это мыслит операция, ориентированная на выявление причинной

зависимости объекта исследов, постижеие закономерностей его

функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности. Объяснить -

значит осмыслить объект в свете уже существующих, исторически накопленных

знаний, опред принципов, законов, категорий.

Гипотеза. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала она

сущ как гипотеза. При этом сама гип возникает не сразу, она проходит опред

стадии формирования. Сначала это предположеие, догадка, вытекающая из

наблюд новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям... В р-

те формир сама гипотеза как наиболе вероятное предположение. Гипотеза есть

предположеие, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в

сущность еще недостаточно изученной области мира.

Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически

непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на

существенные свойства, закономерности, пичинно-следственные связи,

определяющие характер функционирования и развития опред области реальности.

Различают описательные терии, математизированные, интерпретационные и

дедуктивные теории.

Поворотными пунктами в истории науки становятся н революци. Рев в

науке выражаются в качеств изменении ее исходных принципов, понятий,

категорий, законов, теорий., т.е. в смене научной парадигмы. Под парадигмой

понимают: выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы,

образцы эмпир и теорет мышления, приобретшие характер убеждеий; способ

выбора объекта исследования и объяснения опред системы фактов в форме

достаточно обоснованных принципов и законов, образ логически

непротиворечивую теорию.

52. Особенности научного познания, его структура, формы и методы.

научное познание, как все формы духовного производства, в конечном счете,

необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.

Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого

различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей

научного познания. Деятельность может быть рассмотрена как сложно

организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда

продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее

компонентами. Предметная структура деятельности - взаимодействие средств

с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря

осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект

деятельности , осуществляющего целенаправленные действия и использующего

для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны

средства могут быть представленны в качестве скуственных органов

чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве

естественных объектов , которые взаимодействуют с другими объектами.

Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями.

Ценность отвечает на вопрос “ Для чего нужна та или иная деятельность”

Цель на вопрос “ что должно быть получено в деятельности?” Мы имеем дело

с предметной стороной изменения человеком природы , когда в функции

предметной деятельности выступают фрагенты природы, а если в функции ее

предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной

практики , направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой

точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического

действия.

Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов

практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие

продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому основная задаяа науки -

выявить законы , в соответствии с которыми изменяются и развиваются

объекты. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть

включены в деятельность , и их исследжования как подчиняющиеся объективным

законам функционирования и развития, составляют первую, главную

особеность научного познания., которая отличает ее от других форм

познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное

исследование действительности.Процесс научного познания обусловлен не

только особенностями изучаемого объекта , но и многочисленными факторами

социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет

только ее предметную структуру и все рассматривает только сквозь призму

этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его

состояния, она может исследдовать и деятельность и человеческую психику, и

культуру. но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые

подчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наука

тоже изучает но как особый объект.. Таким образо наука может изучать все в

человеческом мире но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не

может заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все что

ускользает из ее поля зрения . компенсируют другие формы постижения

духовного мира. Наука имеет систему отличительных признаков научного

познания от обыденного : 1) установка на исследования законов

преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и

объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур

производства и обыденного опыта и изучене его объектов относительно

независимо от сегоднешних возможностей их производственного освоения.

Важнейш. методы научного познания: 1) Метод восхождения от абстрактного к

конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от

предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру

построения понятий, все более соответсвующих действительным, называют

методом 1). 2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том,

что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель

обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя. 3)

Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно

изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от

других параметров. В XX веке наука активно математизируется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.