реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия (WinWord97/2000)

суждений, противор друг другу. Оба эти утверждения не могут быть истины.

Одновр утверждение и того и другого рассматрив в логике как необходимо-

ложное. Запрет противор, начиная с античности, счит одним из принципов лог

суждения. Такие противор считаются нарушением правил рассуждения. Их появл

- сигнал лог ошибки в рассужд, ложно принятой посылки или... Вывод

противоречия допускается лишь для вспомог целей, в частности в док от

противного в математике. Cпециф формой сущ диал против в познании явл

антиномии, кот служат формой теор воспризведения противор в научных теоиях.

Обнаруж антиномий и их решение - характ черта диал мышления. Поскольку

антин часто высказываются в форме противор высказываний, запрещаемых форм

логикой, то в этом часто усматривают антагонизм диал и форм логики. Логика

и диал действуют совместно. А как же логш противор? В проц познания они

высту не как знание результат. (Бор и его принцип дополнительности- мы не

вправе приписывать физ реальности ни волновые ни корпуск свойства).

Антиномия -острая форма постановки проблемы, требующей своего решения.

Такие лог противор есть двтигатеьная сила научного познания.

“все существенные идеи в науке родились в драмат конфликте междц

реальностью и нашими попытками ее понять” - Эйнштейн. Диал противор в мысли

- это не противор самому себе, не отсутствие логики, а взаимод противопол

позиций, точек зрения, взглядов, понятий. Рекоменд формальной логики

помогают понять реакльные противоречия. В диал речь идет о потиворечиях в

самом объекте и об отражении этих противоречий в мышлении, где они сознат

фиксируются и решаются.

Диал - не метод награмождения противор. Без соблюд правил форм логики диал

превратилась бы в софстику.Дело диал - выявление и разреш противоречий

Основные типы противоречий. Характер противор зависит от специфики

противопол сторон и от условий в кот осуществляется их взаимод. И это

взаимод есть отношение или несовместимых и враждебных или дополняющих и

обогащ друг друга моментов и тендеций. Отсюда многообр противор. Различают

внутренние и внешние, основные и неосновн, антагонистические и неантагонист

противоречия. Взаимод противопол сторон внутри даной системы (наприм

внутри даного вида животных или организма) характеризует внутреннее

противоречие, выраж состояние сист как опред целостности. Каждая сист сущ в

рамках более сложных систем. Тогда очевидно, что внешнее противор являет

собой взаимод противопол, относящихся к разным системам.(между организмом и

средой, природой и обществом). Ясно, что понятия внешнего и внутр

противоречия относительны. Именно внутр противор принадлежит решающ роль в

развитии системы. Внешн противор могут послужить толчком, но прежде чем

стать истинной силой развития оно должно перейти во внутр стр-ру объекта.

(адаптация организма к вн среде (вн прот), должен выраб новое кач, кот

вступает в внутр прот с исходными кач) Т.о. внешнее всегда действует через

внутренее В ряду внутр прот вуделяются основные (главные) и неосновные

противоречия. Основное - это сущностное противор: ононсвяз с глубинными,

лежащиими в основании этой сист формами взаимод противоположностей, составл

ее структуру. (общество- прот между производством и потреблением. Нужно

производить чтобы жить, но произв порождает нов потребности).

Антагонистическте противоречия - взаимод между непримиримо враждебными

силами. Внутри эксплуататорских формаций, втч соврем империализма. Транснац

корпорации - национ -госуд формой общества. Импер - развив страны. Война и

мир. Неантагонист противоречия. Взаимод между соц группами, интересы кот

совпадают.

27. Диалектический принцип взаимного перехода количественных изменений в

качественные.

Этот закон показывает, как, каким путем возникает новое. Качество — это

определенность объекта, представляющая собой целостную и относительно

устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик черт

сходства с другими объектами. Возьмем, к примеру' песок, синий цвет,

легкомыслие. Изменения, которые оставляют песок песком, синее синим,

легкомыслие легкомыслием, суть изменения количественные. Но если песок

превращается в камень, синее в зеленое, а легкомыслие в преступление, то

такие изменения будут носить качественный характер. Благодаря своей

качественной определенности, каждая из форм движения материи обладает

особенностями, позволяющими отличать их от других форм движения; любая

конкретная наука имеет признаки, отличающие ее от других наук; любой

химический элемент имеет признаки, отличающие его от других элементов, В то

же время между элементами существует сходство (общность структуры атомов,

наличие в ядрах элементарных частиц и др.). Различают природные качества,

присущие физическим, химическим, биологическим предметам и явлениям, а

также социальные, которые могут быть материальными и духовными

(экономические, моральные, эстетические и др.). Всегда важно выделить

высшее качество, присущее объекту, так как без этого не может быть раскрыта

его подлинная сущность. Например, человека можно рассматривать и как

биологическое и как социальное существо. Однако сущность человека

определяется не его биологической природой, а его социальной ролью. Можно

говорить о качественных изменениях как самой вещи (переход в новое

качество), так и ее состояния. Вещь, явление, процесс в ходе

диалектического развития и вступления в новые связи могут не только терять

свои качества, но и приобретать новые. Количество. Всякое качество имеет

бесконечно много количественных градаций. Например, оттенки цветов, степень

жесткости, мягкости, долговечности. Различие внутри одного качества есть

различие количественное. Количество есть всегда количество определенного

качества. Различные веши становятся количественно сравнимыми лишь после

того, как они сведены к одному и тому же единству. Чисто количественное

различие предполагается при одинаковости качества. Количество — это

характеристика различия внутри данного качества или одинаковых качеств.

Так, например, все планеты Солнечной системы имеют однородные свойства:

массу, объем, плотность, время вращения вокруг своих осей и Солнца и т. д.

Однако они имеют количественные различия. Известно, что Земля имеет один

спутник — Луну, Юпитер — 12 спутников. Или: если Меркурий делает оборот

вокруг Солнца за 88 земных суток, то самая дальняя планета Плутон — за 90

700 суток. В мире нет ни одного предмета, который обладал бы только

качественной или количественной стороной. Для полной характеристики любого

предмета недостаточно знания одних только количественных или качественных

характеристик. Диалектическое понимание категорий качества и количества не

только имеет теоретико-познавательное значение, но и может выступать как

руководство для практического решения задач. Мера. Мера — это интервал, в

котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю

связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия

внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В отдельных

случаях этот интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще

древние. Особо важное методологическое значение имеет диалектическое

представление о мере при познании исторического развития человечества.

Экономисты знают, что не всякая произвольная сумма денег или величина

стоимости может быть превращена в капитал, что, напротив, предпосылкой

такого превращения является определенный минимум денег или меновых

стоимостей в руках отдельного владельца денег или товаров. Этот факт

подтверждает закон перехода количественных, изменений в качественные.

Категории качества, количества, меры выступают не только как определенные

характеристики предметов, явлений, процессов, но и как логические формы

познания мира. Закон перехода количества в качество и обратно. Качественные

изменения могут происходить лишь путем количественного убавления или

увеличения материи или движения. Это закон. Накопление кол-венных изменений

в предмете, объекте приводит к скачкообразному качественному изменению, а

возникшие новые качества оказывают в свою очередь обратное воздействие на

протекание соответствующих количественных изменений. Закон перехода

количественных изменений в качественные характеризует процесс развития с

его внутренней стороны, показывает, каким образом происходит изменение и

его механизм. Процесс перехода количественных изменений в качественные

служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и

прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно. Скачок — это

момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение,

прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений. Любой

скачок характеризует переходный момент в развитии. В своей природе он

всегда противоречив, ибо свидетельствует и о зарождении нового, и о

сопротивлении старого. Существует множество конкретных скачков, характер

которых зависит от условий развития предметов и явлений. При всем

многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и

интенсивности протекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко.

Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество

изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой,

крутой ломкой и т. д. В процессе изучения скачкообразного характера

развития, перехода количественных изменений в качественные и наоборот,

важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.

28. Принцип диалектического отрицания.

Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его

сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе

единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных

этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер

развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени

развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Различают три вида

отрицания: формально-логическое, метафизическое и диалектическое. В

обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения

утверждающего или отрицающего характера. Например, «Мирное сосуществование

— условие развития современного общества»; «Чины людьми даются, а люди

могут ошибнуться» (А. Грибоедов); «Планеты не являются самосветящимися

небесными телами»; «Нет, не тебя так пылко я люблю» (М. Ю. Лермонтов); «Ни

разу не вспомнил я ту, что любил, потому что ни разу ее не забыл» (Р.

Гамзатов). Эти предложения, суждения не отражают процесс развития. Они

пример формально-логического отрицания. Материалистическую диалектику

интересуют прежде всего и главным образом такие отрицания, которые служат

условием и моментом развития. В этой связи несостоятельным является

метафизическое понимание отрицания. В рамках метафизики отрицание

представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или

существовало (смена эпох теорий и т. д.). Гносеологические корни такого

понимания отрицания кроются в непризнании наличия внутренних противоречий у

предметов. Причины их развития или не рассматриваются, или сводятся к

действию внешних сил. Основным содержанием диалектического отрицания

являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же

время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося

нового. Главной причиной отрицания служит возникновение, развитие и

разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития,

не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских

школ, смена формаций, создание новых научных теорий — все это свидетельства

диалектического отрицания. Характерные его признаки - объективность,

имманентность (самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле

определенности способа отрицания и в смысле единства противоположностей —

уничтожения и сохранения), результативность — должно возникнуть что-то

новое. Таким образом, диалектическое отрицание выступает как выражение

связи нового со старым, преемственности в развитии. Во всяком

диалектическом отрицании объединены такие действия, как уничтожение старой

формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспособного

в нем, переход на высшую ступень развития. Отрицание отрицания прежде всего

предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному

положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную

завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к

движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона. Если первое

качество отрицается вторым, а второе — третьим, то, следовательно, у

первого и третьего должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его

от среднего. Этот процесс Гегель и назвал отрицанием отрицания. Внутренний

механизм процесса диалектического отрицания включает следующие компоненты:

две стороны антагонизма — положительную и отрицательную; нарастание

отрицательной противоположности; преобладание отрицательной тенденции над

положительной; отрицание старого новым, возникновение нового качества.

Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще

остается, ибо последнее сильнее его. Это всегда бывает и в природе, и в

общественной жизни. Спиралевидность развития предполагает цикличность.

Развитие как бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на

более высокой ступени, в иных условиях и среде. Поступательное движение не

тождественно движению по прямой. По выражению Н. Г. Чернышевского,

«исторический путь — не тротуар Невского проспекта». Закон отрицания

отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и

мышлении. Правда, его проявление везде своеобразно. Из интегрального

характера этого закона вытекает важное методологическое требование:

необходимо осуществлять комплексный подход к явлениям развивающейся

действительности, рассматривать системы и структуры в их генетическом

развитии.

29. Основные категории диалектики и их роль в познании.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии

бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего

мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия

закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку

форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая

связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей

исторически сложившейся системы категорий и законов. Одной из центр.

проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она превр. в

пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи

бытия стали важными предметом д-ки. Формой познания сложных, гибких,

противореч. унив. связей бытия служат категории диалектики. Для Д. хар-но

формирование парных категорий, отраж. полярн. стороны целостных явлений,

процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в противоп., но неразрывно связ.

понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочет.,

взиамодополн. категории диал-ки образ. сеть унив. понятий, спосбн. отражать

подвижность и противор-я бытия.(Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая,

относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса,

определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние,

наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного

предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их

взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного

предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ

существования того или иного содержания. Причина-следствие. Качество -

целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его

связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений,

предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-

в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-

ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется

качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных

измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в

другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования:

система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой

и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент сложных предметов,

явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон)

связи эл-тов того или иного сложного целого.) Единичное характеризует

отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим

пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных

ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во

характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях,

принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Познание мира с т.зр. соотн-я “е-о” предпол. умение сравнивать предметы,

выявл. их сходсто и разл-е, осознавать отдельн., единичн. хар-р реальн.

предм., классифиц. их. Рельн. предметы единичны, общее в отл. от ед.

представл. не конкр. простр-временными предметами, а чертами сходства.

Этому посв. полемика ном. и реализма. Диал-ка е. и. о. проявл. в том, что

общее не сущ. само по себе, а связ. с единичным, сущ. в нем и через него.

Единичное же входит в тот или иной класс предм., заключ. в себе его общ.

черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрыв. связи с

многообразием единичн предметов. Диал-ка общего и единичного отраж. в

языке, облад. мощной спос-стью к обощению. Речев. выр-е индив., неповт.

ситуаций стирает черты индив-сти. Вместе с тем язык обл. мех-ми

индивидуализации предметов, событий, указаний на конкр. единичн. явл

(напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств. локализации, врем.

даты и их сочет. Процедуры индивидуализ. имеют больш. знач-е для выд-я

конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн. хар-р познания.

30. Понятие культуры, ее сущность, динамика, исторический характер.

Понятие «культура» (от латинского cultura — возделывание, обрабатывание)

изначально связано с «хорошо сделанным». Исходная форма культуры — это

человеческий труд вместе с его результатами. Культура — это совокупность

инновационных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе

с их результатами, которая выражает сущностные силы человека. Различают

материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и

распределение материальных благ; вторая — духовное производство:

производство идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи,

моральные и правовые нормы и т.п. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (идеи, знания,

художественные образы, моральные и правовые нормы) МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

(материальное производство, обмен, распределение материальных благ).

Материальная культура — показатель уровня практического освоения человеком

природы. Духовная культура — это, прежде всего, сокровища всех богатств

человеческого духа и разума. Законом развития культуры, которая содержит в

себе общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное,

является преемственность, удержание всего положительного, что создано

предыдущими поколениями. Существует несколько различных подходов к

типологизации культур. Довольно часто культуру делят на западную и

восточную. И здесь есть свои преимущества, так как в этом случае удается

сосредоточить внимание на фундаментальных характеристиках культуры каждой

группы. Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиску

общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.