реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия (WinWord97/2000)

40. Эстетическое отношение человека к действительности и искусство.

Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, кот обеспечивает

гармоничное единство и внутренюю взаимосвязанность различных проявлений дух

жизни чел и общества в целом. Синтетическая функция эстет формы освоения

действительности проявилась уже в феномене нерасчлененности античной

культуры в которой не только сами произв искусства, но и научные и

религиозные и фил трактаты зачастую создавались как худож тексты.

Необходимо различать два во многом совпадающих, но не тождеств

понятия - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное

проявление этого сознания. Эстет сознание имеет место в каждом акте челов

активности. Чел оценивает с эсет позиций любое свое проявление, каждое

противостоящее ему объект явление, все, что вовлекается в сферу его опыта.

Искусство же - это профессиональная сфера деятельности, в кот эстет

сознание из сопутствующего эл-та превращ в основную цель.

В истории культуры сложились 2 концепции эст сознания: первая -

онтологическая- трактует эст сознание как отражение особых принципов самого

бытия, вторая - гносеологическая, сложившаяся уже в обособившейся эстетике,

интерпретирует его в качестве атрибута одного только челов сознания.

Обе эти концепции - возведеные в абсолют крайности, в кот есомнено

присутствуют и зерна истины. С одной стороны, эстет качества настолько

“человечны” в своей основе, что их нельзя рассм как первопринципы мира, сущ

независимо от человека. Существование общества- необход условие превращ

эстет ценности из возможного в действительное. С др стороны эстет качества

могут проявиться не только в деятельности самого человека, ведь эстет

выразительна и природа и сам человек, да и все продукты чел труда. Эстет

категшории явл объективными, поскольку они отражают объективную прир самого

человека, складывающуюся в его многообр взаимоотношениях с миром.

Эта двоякая природа эстет сознания, равно зависящая и от субъекта и

от объекта эстет созерцания, нуждается в интерпретации. В чем зависимость

эстет ощущения от объекта созерцания? В том, что эст ощущ, чувственное по

своей природе, невозможно без внешег стимула - пейзажа, чел лица, произв

искусства, всегда имеющее материально зафиксир форму. Выразительность вн

формы т.о. есть необходимое условие эстет аслаждения. В чем же тогда зав-ть

эстет ощущ от свубъекта? В том, что при оценке выразительности внешней

формы объекта субъект должен приложить дух усилие для того, чтобы вскрыть

идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь

предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если налицо

оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный дух смысл - может

состояться эстетическое событие.

Между тем не только педмет очеловечивается но и человек как бы

опредмечивается в эстет акте. Вскрывая в объекте его внутр смысл чел тем

самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Чел созерцает себя в

созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это

опредмечивание чел сущности проявляется в процессе труда и возникающем при

этом эстет наслаждении его р-тами. Именно благодаря труду возниклись и

развились на зае чел истории музыкальное ухо, чувств красоту формы глаз-

короче говоря такие чувства, кот способны к челов наслаждениям”.

Т.о. между эстет сознанием и развитием труд деятельности людей

имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для

развитого общ созания эстетическое тем и отличается от прагматического, что

предполагаетбескорыстное любование, жестко е связанное с категорией пользы.

Эстет переживание ценно само по себе. Это не значит конечно, что прекрасное

и полезное несовместимы (архитектурные сооружения)., это говорит о том, что

е никакого императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном.

Иначе бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили

бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника.

Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная чувственная

выразительность внутреней жизни предмета, запечетлевающая в себе процесс

опредмечивания челов сущности и очеловечивания прир мира, которая

воспринимается и переживается чел-ком как самостоятельная жизенная

ценность.

Будучи чувственно-предметным бытием, эстет вместе с тем не является

одной только вещественной данностью. Все веществ характеристики

эстетического выступают как носители смысла, а потому оно не только

предметно, но и идеально.

Искусство и ф-я. Соотношение искусства и фил исторически менялось.

Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да

Винчи низывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его

словам самолстоятельно обнимает первую истину. Аналог миссия признаваласт и

за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь

состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией.

Для 19 в на первый план выдвинулось проблема иеархического строения

здания гуманит наук. Так Романтизм , ставя искусство выше науки,

провозглашали его главенство над фил, а Гегель,наоборот, при всей

признаваемой им значимости эстет венчал здание самопознания абс идеи его

высшей формой - философией.

Вопрос о соотнош искусства и фил действительно очень сложен, Между

этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного

внутреннего тождества. Совместно противостая на соврем этае развититя

культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта позания, эти

формы дух деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познав

средств, своей конечной цели и языка. Фил в этом отношении ближе к науке -

она тяготеет к логико-поняийному аппарату, систематичности... Искусство же

ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, кот не

предполагают своей рассудочной воспроизводимости.

Искусство и фил, т.о., - это взаимозависимые, но различные формы общ

сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою

направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом

познания и выражения. Фил, в сущности, м.б. растворена в понятиях и подана

в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и

обезличиванию.

41. Процесс информатизации общества и его философское значение (неполн)

Современное об-во называют информатизационным, т.к. информация образует

важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс

перехода к информационному об-ву, коснулась всех сфер человеческой жизни.

Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии

науки и жизни научного об-ва в целом. Электронная почта, компьютерные

конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного

обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это

реализация комплекса мер, направленных не обеспечене полного и

своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.

Информатизация образования является ключевым условием подготовки

специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой

деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования.

Информация образования - процесс, в котором политические, социально-

экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе

широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.

Цель информатизации - глобальная рационализация интеллектуальной

деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и

автономию процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко

всем видам, формам и уровням учебных знаний.

Сущность информатизации образования составляют структурирование

профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение

свободного доступа обучаемых к базам данных.

Компьютерное моделирование-эффективное средство обучения. Полезным

средством может быть компьютер и при изучении тем, требующих усвоения

большого объема цифровой и иной конкретной информации. Компьютеры дают

новые возможности хранения хода и результатов решения многообразных задач,

включая допускаемые при этом типичные ошибки. Помимо развития

индивидуальных форм обучения будут появляться и новые формы совместного

обучения.

Научный эксперимент сегодня развивается по двум основным направлениям:

1. постоянно усложняется и совершенствуется его метериальная основа; 2.

оптимизация управления экспериментом. Автоматизация эксперимента позволяет

многократно ускорять его проведение, существенно повышая эффективность

труда экспериментатора. Важной областью применения компьютерных методов для

расшифровки экспериментальной информации является воссоздание

производственных структурных моделей сложных молекул на основе

рентгеновских снимков.

Развитие информационных технологий ставит перед человечеством массу

новых проблем, прежде всего по философскому осмыслению информационного

образа жизни и содержания информационного подхода. Сам по себе

информационный подход не есть панацея от бед человечества. Широкое

использование компьютеров рационализирует деятельность человека, расширяет

доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалистов,

позволяет достичь многочисленных положительных экономических эффектов. Но

вместе с тем компьютерная революция может приводить к снижению

индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, изоляции

индивидов, усилению — с использованием банка данных — манипуляции людьми,

дегуманизации труда. Чтобы этого не случилось, необходима целенаправленная

ф-ская работа, которая не позволила бы подвергнуть забвению гуманитарную

составляющую информационного подхода. Наиболее значительными в этом смысле

являются этические проблемы, ибо именно в них запросы человека получают

свое пиковое выражение.

42. Современные проблемы экологии и их философское значение.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов

в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является

экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и

углубляющемся противоречии между производительной деятельностью

человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал

основатель Римского Клуба А. Печчеи: “Истинная проблема человеческого вида

в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и

приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир”. Эти изменения

являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего,

производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком

неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты

ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год

составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из

этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду,

которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших

факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической

проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр

среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих

катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния

ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в

экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в

пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных

условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и

более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и

его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не

только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб

пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП,

ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного

населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не

на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а

наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые

страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям

философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на

ценности духовные.

43. Общественно-историческая закономерность и сознательная деятельность

людей. Критика волюнтаризма и фатализма.

Исторически категории необход и случ возникли как следствие размышления о

чел судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или

стихийности всего чел бытия. Освободились от такого этического толкования

прежде всего с успехами науки, в частности теор вероятностей.

Существовали разное понимание необх и случ. Одни говорят “чему быть,

того не миновать”, т.е. в жизни все предопределено или судьбой

(античность), или богом (христианство), или всей системой вхаимод явлений.

С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъект

понятие, при помощи кот мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем.

Как только мы узнаем причину явл, оно перестает быть случ. Однако та случ,

причина кот познана, не перестает от этого быть случ, наличие причины

необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно

обусловлены, но это е значит, что случ нет. Наиболеее ярко детерминизм

сформулирован у Лапласса - возможно в одной мат формуле выразить все

параметры, характеризующие мгновенное сост всех частей природы и всех сил,

все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие

времена.

Другие считают, что все на свете - дело случая и нужно вверить ему

свою судьбу.Так возникла ложная альтернатива - или в мире господствует

случайность, или нет никакой случайности, только необходимость.

Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, кот

обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления

причинами. Сл - это субъективно неожид, объективно привходящие явления,

то,что в данных усл м.б., а может и не быть.

Сл м.б. внешней и внутреней. Внешняя сл находится за пределами власти

данной необходимости. Она определ привходящими обстоятельствами. Чел

наступил на корку и упал. (падение не вытекает из логики поступков

упавшего)

Внутр сл вытекают из самой природы объекта. Сл рассм как внур, если

ситуация рожд сл явления описывается изнутри какого-то одного причинного

ряда, а совок действие др прич последовательностей описыв

посредствомпонятия объект условия осущ основного причиного ряда.

Выделяются сл субъективные, связанные с наличием у чел свободы воли,

когда он соверш поступок вопреки объект необходимости, и случ объективные.

Итак случайное - это возможное при соотв условиях. Оно противостоит

закономерному акк необходимому при соотв условиях. Необходимость - это

закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутреней

основой и совокупностью сущ условий их возникновения, существования и

развития.

Необх м.б. внешней и внутреней, т.е. порожденной собственной прир

объекта илистечением внешних обстоятельств. Необход м.б. динамической и

статистической.

Необх и сл выступ как соотносит категории, в кот выражается ф

осмысление характ взаимозависимости явлений, степени детерминированности их

возникнов и сущ. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное.

Почему же необход может проявл только через случайное? Потаму что она

реализуется только через елиничное. Случ оказывают влияние на ход необхо

процесса. Более того, случ в ходе развития могут превращаться в

необходимость. Так законом. признаки одного биол вида появились как случ

отклонение от признаков др вида.

Основная цель познания - выявить закономерное. Но, чтобы его понять

необход выявить опред порядок. А для этого надо проанализ те конкретные

формы случ, в кот проявляется необходимое. А вот предсказ общ событий,

например, предполаг учеь и того и другого. В истории, как и в повед людей ,

немало иррационального. Движ истории в сильной степени зависит от субъект

факторов.

В истории общества в большей мере, чем в природе, проявл случай, ибо

тут действуют люди, побуждаемые идеями, волей и страстями. Логика истории,

действие в ей необходимости как результирующая своб деятельности множ людей

была названа Гегелем хитростью истор разума. Вне случайности история была

бы фатальной. Однако и абсолютизировать волюнтаризм не надо.

Волюнтаризм - абсолютиз внутр аспект свободы, доводя его до

произвола. Фатализм - рассм каждый чел поступок как неотвратимую реализацию

изначального предопределения, исключ своб выбор. Однако если бы чел

действовал только под влиянием вн сил, то его постигла бы учась “буриданова

осла” (2 охапки сена). Такая трактовка свободу воли, точнее несвободы,

унижает чел достоинство с 1 стороны , а с др снимает с него всякую

ответственность и не позволяет по достоинству оценить его заслуги.

Законом ход истор событий реализ не помимо, а посредством воли людей,

их созн действий. Что же такое своб воли? Своб воли - это способность чел

принимать решения и совершать поступки в соотв со своиим интересами,

целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельости,

основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом

связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел есть

сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ

независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решеия.

Своб воли есть необход условие любой целенаправл деятельности,

субъекту кот неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответств

предполагает с 1 стороны осознание должного, а с др - возм своб выбора

путей его реализации.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: “Мера свободы

входит в понятие человека”. Мера своб как творческого самовоплощения чел

определ уровнем развития производ сил и общ отношений, а также степ

познания и овладения природными и соц законами. И если объем чел свободы

явл мерой общ прогресса, то сам прогресс зависит от степ свободы, кот люди

располаг в своей деятельности. Личность, как таковая, облад реальностью

своей своб, выражающейся в свободе выбора из совокупности возм,

предоставляемых ей обществом.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб

присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в

виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись,

привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход

не только сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в

своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей.

В общем свобода есь осознанная необходимость.

Для того чтобы выявление законом и случ, своб и необходимого в целях

прогнозиров будущего было максимально приближено к конкретной практике и

свободно от субъект оценок, необхо использовать и такую чрезвычайно важную

пару категорий диалектики как возможность и действительность, т.к.

необходимоть, случайность и свобода явл различными способами превращ

возможного в действительное, ибо чел осущ свою свободу в меру своих

возможностей.

44. Учение об истине. Критерии истины. Абсолютность и относительность

истины. (см. шпарг)

Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго

чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и

характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.