реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия (WinWord97/2000)

что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени.Кроме указанного

деления существуют и другие более мелкие дробления культуры (национальная

культура, субкультура, массовая культура). Совокупность матер. и дух.

ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для

прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет

культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и

создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня

развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути.

Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их

выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей -

понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения

между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не

противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства

окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и

действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения

(формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее

продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный

критерий социального развития общества. Многообразными способами включается

культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-

ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти.

Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы.

Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и

начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия,

которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-

технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы

различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли

вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе

социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено

человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом

историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным

причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не

была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе

обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны

культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и

то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

31. Источники и детерминанты общественного развития. Общество как сложная

система.

Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из

центральных в ф-ии и обществознании в целом. Долгое время вопросы

определения источника движения и развития являлись объектом споров и

дискуссий. И только в конце XVIII — начале XIX в. проблема внутреннего

источника получила собственно диалектическое категориальное выражение в

классической немецкой ф-ии. Под ним понималось противоречие. Источниками

развития любого социального явления выступают те факторы, которые

тождественны «непосредственной производящей причине» (труд, технологическое

разделение труда, наука, образование). Источник — это наиболее глубокая

причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго

говоря, источником выступает объективное противоречие и только оно. К

движущим же силам относятся факторы, направляющие процесс внутреннего

спонтанного развития общества. Само различие источников и движущих сил

органически связано с проблемой «раздвоения» причинности. Причины делятся

на непосредственные и опосредованные. Если непосредственная причина

является «делающей», то опосредованная действует как стимулятор,

ускоритель, мотив, цель, словом, выступает в роли движущей силы «делающей»

причины. Движущая сила охватывает собой и другие факторы, через которые

опосредствует действие источников. Противоречие служитодновременно и

источником, и самой главной движущей силой (особенно в процессе его

разрешения) развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию.

Более того, роль противоречия не ограничивается таким импульсом, а

представляетсобой постоянно дeиcтвующую дeтepмйнaнту движeния и развития.

К движущим силам общественного развития относятся весьма разнообразные

общественные явления: социальные противоречия, производительные силы,

способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия

больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, реводюции,

потребности и интересы, идеальные побудительные ,мотивы и др.

В историческом процессе основополагающую роль играют такие движущие силы,

как потребности, интересы и цели. Потребности — это нужда или недостаток в

чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма,

человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний

побудитель активности. Различают биологические и социальные потребности.

Социальные потребности зависят от уровня развития общества, а также от

специфики условий деятельности людей. Они, являясь основой общественного

развития, объективны. Осознанные обществом, классами, группами или

индивидами, потребности выступают в качестве интересов (от лат. interest —

имеет значение, важно). Социальный интерес — реальная причина социальных

действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями,

помыслами, идеями и т. д. индивидов, социальных групп, классов, участвующих

в них. Интересы отражают направленность деятельности общества на

удовлетворение потребностей. В основе интереса лежат только такие

потребности, необходимость удовлетворения которых имеет основание,

мотивацию. Цели выступают следующей за интересами ступенью развертывания

движущих сил. Будучи превращенной формой интереса, они содержат элементы

последнего, точно так же, как в интересе всегда есть нечто от факторов, его

породивших. Цели выражают идеальные представления о результате, к которому

стремится субъект в процессе деятельности являются третьей формой движущих

сил, звеном, соединяющим условие (причину) и результат деятельности

(следствие): Определяемые потребностями и интересами, цели выступают как

идеальный, мысленный образ создаваемой людьми ценности. Они соединяют в

себе сегодняшнее с будущим в деятельности человеческого общества.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с

другом, которая образует определенную целостность, единство.

Общество есть сложное структурное целое. Условно его можно разбить на 4

большие сферы:

1) Экономическая (материально-производственная) единство производства,

потребления, обмена, распределения материальных благ, материальных

условий жизни людей:

Компоненты: I. Труд как комплексное социальное явление (социальная

реальность, в которой и через которую действуют, функционируют законы

материально-производственной сферы) II. Способ производства материальных

благ (раскрывают сущность материально-производственной деятельности

человека) III. Механизм функционирования материально-производственной сферы

в целом (проблема хозяйственного механизма, ориентиров, общих целей

материального производства)

2) Социальная – этническая общность людей (род, племя, национальность,

нация …), различные классы (рабочие, буржуазия, крестьяне). Т.е. эту

сферу образуют различные социальные общности. Социальная ф-я изучает

законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие

группы людей, относящиеся между этими группами, их связи и их роль в

обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной

жизни его социальной сферы.

3) Политическая : - на какой бы стадии не оказалось общество, его жизнь,

развитие никогда не осуществляется без определенного сознательно

управляющего начала, ему присуще всегда и везде определенные формы

управления. Сами эти формы в различные периоды общественной истории имеют

разную степень развитости. - На определенных этапах они образуют целую

специфическую систему общественных институтов управления, включающие в

себя самые различные органы. - Совокупность этих институтов отражается в

категории политической сферы общества. - Социальная ф-я изучает общие

законы, складывание форм, видов, типов и т.д. политического и др.

управления обществом, связи этих форм с друг другом, образование

целостной системы политического управления, законы ее развития,

функционирования, место политического управления в обществе, его связь с

ним.

4) Духовное: -- она включает ф-ю, религию, художественные, правовые

политические, этические и другие воззрения людей, а также их настроение,

эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д. -- все

эти элементы находятся во взаимной связи и взаимодействии. -- Элементы

духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками:

основываются на формах общественного сознания.

Включают определенные типы духовной деятельности.

Есть институтолизированные подсистемы общества.

Сферы общественной жизни представляют собой основные элементы общества, а

их взаимосвязи образуют его основную структуру. Между тем общественые

организации дифференцируются не только на основные сферы.В его составе

имеются и более мелкие первичные звенья, своего рода элементарные частицы.

Рассмотрение этих частиц позволит углубить и конкретизировать представление

об обществе, о его структуре.

Цель системного анализа заключается в создании теоретической модели

общества, отражающие его сущностные черты через раскрытие взаимосвязи и

взаимообусловленности его основных элементов, роли любых из них в его

функционировании и развитии.

32. Периодизация человеческой истории как социально-ф-ская проблема.

Формационный и цивилизационный подходы.

Жизнь человеческого общества это не только сохранение и воспроизведение

общественных структур, она развернута во времени и социальном пространстве

и представляет собой исторический процесс. Этот процесс не имеет никаких

антрактов, охватывает всю историю человечества, начиная от первых шагов

обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами XX-го века.

Естественно возникает вопрос: что собой представляет собой история

человечества?

Направленность и смысл человеческой истории

По каким законам происходит развитие

Кто делает историю?

1) О направленности и смысле истории, прогрессивен ли прогресс?

деградация с развитием цивилизации берет начало с древности, христианство:

трактовка всемирного потопа как наказание за грехи.

Цикличность – от Гераклита. Различные общества многократно проходят

замкнутые циклы зарождения, подъема, упадка и гибели.

Восходящее поступательное развитие истории: Кант, Гегель, Маркс.

1. Во имя чего совершается исторический процесс, т.е. смысл исторического

процесса и цель.

Цель ставит человек и в соответствии с ней он определяет смысл.

Сейчас цель: -- установление нового мирового порядка, основанного на праве;

-- свобода человека и осознание индивидом его свободы; как обеспечивать

наибольшую возможность свободы для всех; -- необъектированные формы

существования людей, а в субъективном мире человека – индивидуального

счастья.

Формационный и цивилизацонный подходы к пониманию исторического процесса:

1) Формационный: Маркс, Энгельс. История – объективный, естественный

исторический процесс смены формаций. Функционирование и время

существование формаций зависит от развития материального производства.

Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его

последователи. Неудовлетворенность формальным пониманием исторического

процесса, из-за того, что в формации экономические отношения определяют

все другие (понимание в духе экономического материализма).

2) Цивилизационный. Не только экономические моменты, но и социально-

культурные измерения общества, духовное отношение. Нерерывность

эволюционность развития. Если в 1) – есть предопределенность,

направленность, то в 2) – многоваринтности истории. В случае

формационного человек оказывается не у дел, перестает быть действительным

субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей объективности как к

совокупности явлений и процессов, законов их развития, существующих

«независимо от воли и сознания людей». Свобода человека ограничивается

рамками экономической необходимости.

1. История – продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои

цели и интересы.

2. История – единство субъективного и объективного,

независима от воли и желания людей,

их история (Дальше у Ольги)

1. Кто делает историю? (Много кто задумывается над этим).

народ

роль личности: каждая личность, создающая материальные блага или духовные

ценности, играет определенную роль

выдающиеся личности. (Это политики и государственные деятели, полководцы,

великие ученые, деятели литературы и искусства).

33. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество: сущность

и тенденции развития.

В эпоху индустриального общества капиталистической ориентации возникает

классическое деление общества на такие социальные группы, как буржуазия,

наемные рабочие и интеллигенция. Применительно к постиндустриальному

обществу — обществу, называемому информационным, эта схема нуждается в

корректировке. Дело в том, что глубокие трансформации в экономической и

социальной структурах общества, повышение удельного веса высоких технологий

и умственной деятельности, сферы услуг, а также фактора власти придали

больший динамизм развитию социальной структуры, дифференциации и

одновременно интеграции ее составляющих. Компьютерная революция подготовила

почву для перехода от индустриального к постиндустриальному или

информационному обществу. В отношении основных параметров этого общества

остаётся еще много неясного. Но уже сейчас можно сказать, что инфомационное

общество представляет собой новый тип цивилизации, предусматривающей: -

интеллектуализацию всех сфер жизни; - создание социально-информационной

структуры, охватывающей производство, сбыт, транспорт, управление, сферу

услуг, образование, медицину, науку и т.д.; - превращение информации в

важнейший ресурс общества; - развитие сетей когнитивной информации, т.е.

таких коммуникаций, через которые будут решаться профессиональные и личные

проблемы человека; - трансформацию информационной деятельности в самую

большую и важную отрасль человеческой деятельности.

Есть все основания полагать, что в информационном обществе будут

постепенно складываться условия для перехода от техногенной к антропогенной

цивилизации. Информационное общество — это социальный феномен, который

имеет общечеловеческий характер и не укладывается в формационную парадигму

«капитализм-социализм» или «Запад-Восток». Его становление происходит

неравномерно. В развитых странах этот процесс идет довольно быстрыми

темпами. В развивающихся странах социальные преобразования осуществляются в

рамках «индустриального общества». В России пока закладывается лишь

предпосылки информационного общества, его становление сдерживается

охватившим нашу страну системным кризисом.

В информационном обществе интенсивно формируется новый правящий класс —

высшие чиновники и крупные бизнесмены, класс производственных и

непроизводственных работников (люди наемного труда, не имеющие

собственности, низшие служащие в сфере услуг). Все большее значение

приобретает так называемый средний класс, занимающий промежуточное

положение между двумя названными классами (мелкие предприниматели,

интеллигенция, работающая по найму, и др.).

Научно-технический прогресс не замыкается в своих собственных рамках; он

оказывает воздействие на всю совокупность общественных отношений. Это

воздействие может быть как конструктивными, так и деструктивным. Какая из

тенденций возобладает, во многом зависит от способностей человека направить

этот процесс в гуманистическое русло.

34. Общечеловеческая сущность морали. Основные категории этики.

Моральное сознание составляют взгляды общества на те или иные поступки

людей, выражающие их оценку с точки зрения добра и зла, справедливости и

несправедливости, честности или бесчестия. Мораль связана с правосознанием,

однако моральные нормы отличаются от правовых. Правосознание оценивает

поступки людей исходя из действующего права, закрепленного законом и

поддерживаемого государственным принуждением. Мораль же основывается на

внутреннем убеждении и охраняется общественным мнением. Она объединяет

совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем

поведении в семье, коллективе, в обществе в целом.

В содержание морали входят нравственные убеждения, чувства и привычки,

образующие в совокупности нравственное сознание личности. Основные

категории морали — добро, зло, совесть, долг, честь, счастье, достоинство.

Человек, воспитанный в духе определенной морали, сам осознает свой

моральный долг, оценивает свои поступки, морально осуждает себя за

неправильный выбор поступка, за нарушение своих обязанностей, своего долга.

Нравственное самосознание человека, чувство личной ответственности за

поведение и выбор поступков выражается в совести. Мораль не опирается

непосредственно на какие-то специальные учреждения, которые принуждали бы к

соблюдению моральных норм. За моралью стоят сила убеждения, примера,

общественного мнения, воспитания, традиций, нравственный авторитет

отдельных лиц, организаций или учреждений. Моральные нормы не так детально

разработаны, как, например, юридические или организационные нормы. Зато они

распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются

никакими государственными органами или общественными организациями (дружба,

товарищество, любовь и т. д.).

Мораль — понятие историческое. В истории развития общества можно выделить

следующие типы морали:

1) первобытно-общинного строя, основные принципы которой — коллективизм,

чувство собственного достоинства, дисциплина, однако наряду с ними

сосуществовали кровная месть и людоедство; 2) рабовладельческого строя, ее

основные принципы — индивидуализм, эгоизм, прямота, мужество, храбрость и

жестокость; 3) феодального общества, основные принципы которой —

религиозные убеждения, презрение к физическому труду, жестокость к

инакомыслящим, инквизиция, закрепощение женщины;

4) буржуазная, основными принципами которой являются бережливость,

скромность, воздержание, труд, честность (в начале становления

капитализма), индивидуализм, эгоизм, ханжество, лицемерие, двуличие; 5)

коммунистическая, ее основные принципы — коллективизм, солидарность,

оптимизм, гуманизм, интернационализм, сознательное отношение к труду.

Коммунистическая мораль выражает гуманистическую миссию рабочего класса и

передовых сил современного общества — осуществление на Земле подлинно

человеческих отношений между людьми.

Существуют ли в классовом обществе такие моральные нормы, которые

необходимы для всех людей? Да, такие нормы существуют. Это некоторые

принципы или правила человеческого общежития. Они призваны охранять

совместную жизнь людей от тех или иных нарушений общественного порядка (от

физического насилия, оскорбления), требуют элементарной честности в

повседневном общении. Однако, пока существует эксплуатация человека

человеком, эти простые нормы нравственности и справедливости неизбежно

нарушаются.

35. Религия и мораль. Религия и светская культуры - две концепции

духовности, их единство и существенные различия.

36. Ф-ская концепция человека. Диалектика биологического и социального в

человеке.(неполн)

1. Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.