реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту

обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности,

установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на

добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением

стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия

ставок налогообложения, может быть, простой и сложной. В случае применения

простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего

объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление

объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается

повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в

российской налоговой системе являлась действовавшая до 2001 г. шкала

обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного

облагаемого налогом дохода граждан была разделена на 3 части. Первая часть

(до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12 %. Вторая часть (от 50 до 150

тыс. руб.) – по ставке 20 % и третья часть – (более 150 тыс. руб.) – по

ставке 30 %.

Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В

российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по

введенному с 2001 г. единому социальному налогу.

Налоговые ставки в нашей стране по федеральным налогам установлены по

отдельным налогам второй частью Налогового кодекса Российской Федерации, а

по большинству налогов – соответствующими федеральными законами. Ставки

региональных и местных налогов устанавливаются, соответственно, законами

субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами

представительных органов местного самоуправления. При этом ставки

региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами лишь в

пределах, зафиксированных в соответствующем федеральном законе по каждому

виду налогов.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов

субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов

налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта

налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы могут также

выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога

вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую

налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада

может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по

декларации и по кадастру.

1) «кадастровый» - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда

объект налога дифференцирован на грyппы по определенномy признакy.

Перечень этих грyпп и их признаки заносится в специальные справочники.

Для каждой грyппы yстановлена индивидyальная ставка налога. Такой метод

характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может слyжить налог на владельцев транспортных

средств. Он взимается по yстановленной ставке от мощности транспортного

средства, не зависимо от того, использyется это транспортное средство или

простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта

неточно.

2) на основе декларации

Декларация - докyмент, в котором плательщик налога приводит расчет

годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является

то, что выплата налога производится после полyчения дохода. Примером

может слyжить налог на прибыль.

3) у источника

Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога

производится до полyчения дохода налооплатильщиком, причем полyчатель

дохода полyчает его yменьшенным на сyммy налога. Например, подоходный налог

с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией,

на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной

платы из нее вычитается сyмма налога и перечисляется в бюджет. Остальная

сyмма выплачивается работникy. Этот способ наиболее распространен в нашей

стране.

2. Роль и функции налоговой системы

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с

уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей

налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства,

эффективная рыночная экономика невозможна.

В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие

функции они выполняют в хозяйственном механизме?

Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам

принадлежит решающая роль в формировании доходной части

госyдарстенного бюджета. Но не это главное для характеристики роли

налогов: госyдарственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с

помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет,

применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следyет поставить

фyнкцию, без которой в экономике, базирyющейся на товарно-денежных

отношениях, нельзя обойтись. Эта фyнкция налогов - регулирующая.

Рыночная экономика в развитых странах - это регyлирyемая

экономика. Споры по этомy поводy, которым отдала дань наша печать,

беспредметны. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночнyю

экономикy в современном мире, не регyлирyемyю госyдарством, невозможно.

Иное дело - как она регyлирyется, какими способами, в каких формах и т.д.

Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и

методы, центральное место в самой системе регyлирования принадлежит

налогам.

Госyдарственное регулирование осуществляется в двух основных

направлениях:

> регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно

состоит главным образом в определении «правил игры», то есть

разработка законов, нормативных актов, определяющих

взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего

предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним

относятся законы, постановления, инструкции государственных

органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей,

продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и

фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,

устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила

обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного

регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

> регулирование развития народного хозяйства, общественного

производства в условиях, когда основным объективным

экономическим законом, действующим в обществе, является закон

стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-

экономических методах воздействия государства на интересы

людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в

нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму

методы административного подчинения предпринимателей.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-

экономическими методами - путем применения отлаженной системы

налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными

ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,

государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и

т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают

налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия

налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает

условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,

способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером

является поддержка и способствование развитию малого бизнеса. Формы такой

поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых

предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но

главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные

условия налогообложения.

В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовых

форм, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и

строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100 чел.,

в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отраслях

непроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий установлены

две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что

прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство,

реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение

новой техники, полностью освобождается от налогов.

Не менее существенна другая льгота, предусматривающая учет

одновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и рода

деятельности.

Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и

санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа

рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде

всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое

перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного

потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда

других освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень

существенная.

Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее,

перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете

концентрируются средства, направляемые затем на решение

народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных,

финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-

технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли

предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие

производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и

капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости

затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и

др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть

направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание

которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и

жизни населения.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко

выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная

налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную

направленность, как это сделано в Германии, Швеции многих других странах.

Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения,

направления значительной части бюджета средств на социальные нужды

населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан,

нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части

доходов предприятий и граждан для содержания государственного

аппарата, обороны станы и той части непризводственной сферы,

которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры

- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения

должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие

учебные заведения и т.п.)

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный

характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее

система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель:

он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект

осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки,

финансовой операции и т.п.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в

предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой

прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов,

ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда.

«Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система

налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики

страны, устойчивость социально-политической ситуации.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,

благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются

неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой

системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом

ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно,

чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за

месяц до начала нового хозяйственного года.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение

ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее

значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и

предприятий с государственным бюджетом.

Сейчас в России действует почти четыре десятка налогов и сборов, не

считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в

целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на

Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам, и

налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в

Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС

налоговая система унифицируется и с 1 января 1993 года имеются

несущественные различия.

Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель.

Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и

выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Опыт США и

других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что

налоговая система в основном является функцией двух аргументов -

экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный

период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде

задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они,

естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового

хозяйственного года.

Глава II. Системы налогообложения в развитых странах

2.1. Действия налогового механизма регулирования рыночной экономики

В современных условиях налоги способны выполнять следующие основные

функции в механизме государственного регулирования рыночной экономики:

фискальную, стабилизирующую и регулирующую. При этом исторический опыт

демонстрирует, что на протяжении XX в. роль регулирующей функции

государственной налоговой политики возрастала и воплощалась во все более

разнообразных формах.

Налоговые доходы становятся важнейшим фактором, определяющим масштабы

государственного вмешательства в процесс общественного воспроизводства.

Именно из бюджетных налоговых доходов после Второй мировой войны

осуществлялись: государственное финансирование строительства железных и

автомобильных дорог, других средств транспорта и связи, гидротехнических и

мелиорационных сооружений; разработка природных ресурсов; создание новых

видов производства (например, авиационной, а затем и аэрокосмической

промышленности во Франции); поддержка традиционных, с большим числом

занятых, но малоэффективных отраслей (угольная промышленность в Англии);

субсидирование сельского хозяйства, научных проектов, учебных учреждений,

экспорта отечественной продукции; подготовка и переподготовка рабочей силы;

участие государства в капитале частных корпораций.

В 50-70-х гг. бюджетная политика ведущих западных государств

демонстрирует последовательную тенденцию использования системы налоговых

поступлений в качестве действенного инструментария, способного

квалифицированно обеспечить перераспределение ВВП. В законодательстве

большинства стран - членов ЕС в 50-е гг. появляется положение о том, что

налоги способны преследовать иные, кроме фискальных, цели, а именно -

использоваться при осуществлении государственного регулирования экономики и

внешнеэкономических отношений.

В этот период воплощались следующие направления экономического

развития, на которые государства пытались активно воздействовать с помощью

налогового механизма:

. развитие приоритетных отраслей промышленного производства и научно-

технической деятельности;

. создание условий наибольшего благоприятствования частному

предпринимательству в целом и крупным корпорациям, в частности;

. преодоление циклических спадов и стимулирование роста производства;

. регулирование внешнеэкономических и внешнеторговых отношений,

повышение конкурентоспособности национальных производителей на мировом

рынке;

. поддержка национального сельскохозяйственного производителя;

. создание в обществе благоприятного социального климата.

Другой не менее весомой причиной необходимости кардинального

реформирования финансовой политики стал угрожающий рост и превращение в

хронические бюджетных дефицитов. Начало 80-х гг. характеризовалось быстрым

ростом во всех западных странах государственных расходов финансирования

военно-политической, экономической и социальной деятельности и как

следствие - крайним напряжением государственных бюджетов. А поскольку

налоги оставались важнейшим источником государственных доходов, равно как и

важнейшим средством перераспределения национального дохода, сложившаяся

бюджетная ситуация стимулировала проведение налоговых реформ.

Основные функции в механизме государственного регулирования

хозяйственных отношений выполняют на макроэкономическом уровне:

1) фискальную - отчуждение (прямой вычет) части дохода каждого

индивида или предприятия в пользу государства;

2) стабилизирующую - использование налогов в качестве механизма,

обеспечивающего стабильность функционирования национального рынка и

поддержания существующей общественно-политической структуры;

3) регулирующую - использование налогов и сборов в качестве системы

мер экономического воздействия на общественное производство, его структуру,

динамику, темпы модернизации;

Для последних десятилетий характерно повышение роли регулирующей и

стабилизирующей (прежде всего в сфере обеспечения социальной стабильности в

обществе) функций государственной налоговой политики. Осуществление же

налоговыми системами фискальной функции в странах с развитой рыночной

экономикой неизменно координируется с необходимостью реализации двух

других.

Существует неразрывная связь между качественными и структурными

изменениями в развитии производства второй половины 50-х гг. (когда на

основе появления принципиально новых направлений хозяйственной деятельности

шел процесс углубляющейся дифференциации производства на отраслевом и

подотраслевом уровнях) и проведением странами с развитой рыночной

экономикой политики жесткого перераспределения ВВП с помощью налоговых

рычагов в пользу наиболее важных, с точки зрения государства, сфер

хозяйственной деятельности.

Сравнительный анализ опыта трансформации налоговых систем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.