реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

индустриально развитых стран мира во второй половине XX в. позволил

определить два основных этапа, соответствующие различным концептуальным

подходам к налоговому регулированию рыночной экономики: 1) 50-70-х гг. -

отраслевая направленность на НТП требовала преимущественной реализации в

налоговых системах фискальной и регулирующей функций налогообложения; 2) 80-

90-х гг. - межотраслевая направленность, процессы интернационализации,

экологизации и ускорение темпов научно-технического развития производства

потребовали комплексной реализации в современных налоговых системах

фискальной, стабилизирующей (прежде всего в сфере обеспечения социальной

стабильности и экологической безопасности) и регулирующей функции

налогообложения.

Одним из важнейших направлений процесса преобразования налоговых

механизмов является трансформация методов стимулирования инвестиций. В

системе мер налогового регулирования стимулирование вложений в основной

капитал и научно-техническое развитие производства являлось объектом особой

заботы и пристального внимания правительств индустриально развитых стран.

Смена приоритетов в методах стимулирования инвестиционной активности в

период налоговых реформ 80-90-х гг. явилась одним из направлений

либерализации подоходного обложения, которая привела к общему снижению

налоговых ставок и обеспечению более справедливого перераспределения

налогового бремени на основе принципа «равный налог на равный доход». Такое

выравнивание условий налогообложения доходов корпораций осуществлялось

одновременно с применением аналогичной политики либерализации

налогообложения доходов населения. Осуществляемые параллельно, эти

налоговые корректировки выполняли одну задачу: максимально активизировать

конкурентный потенциал рыночной экономики за счет поощрения развития

производства, роста предложения товаров и услуг, с одной стороны, и спроса

на них - с другой.

Реформирование методов подоходного обложения предпринимательской

деятельности - налогов на производство - неизменно сопровождалось

реформированием системы налогов на потребление. Сопоставление процессов

эволюции систем прямого и косвенного налогообложения показало существование

тесной связи между двумя приоритетными направлениями налоговой политики:

трансформацией налоговых методов стимулирования инвестиционной активности

предпринимателей и последовательным расширением сферы действия и

возрастанием значимости налогов на потребление (в первую очередь НДС).

Стремясь поощрять рост производственных и научно-технических инвестиций,

правительства стран с развитой рыночной экономикой на протяжении второй

половины XX в. последовательно проводили политику ослабления налогового

пресса на производителей и реформирования системы налоговых льгот для

инвесторов. Компенсировать же неизбежные в этой ситуации потери бюджета

позволяло постепенное повышение ставок и расширение базы косвенного

налогообложения в целом и НДС в первую очередь. Последовательно снижая

ставки налогов на производителя, расширяя сферу действия и увеличивая

доходы бюджета за счет НДС и других косвенных налогов, государство создало

мощный механизм роста потенциальных возможностей инвестирования

национального капитала и стимулирования частной инициативы.

В начале 80-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой сложилась

единообразная структура налоговых поступлений, включающая несколько

основных составляющих: подоходный налог с граждан; налог на прибыль

корпораций; взносы на социальное страхование; налоги на собственность;

налоги на потребление; активно развивалась система налогообложения

процентных доходов.

Принципиально новым направлением налогового регулирования на рубеже

второго и третьего тысячелетия стал процесс формирования налоговых

механизмов, способствующих переходу от централизованных к рыночным

экономическим структурам.

Важнейшее принципиальное отличие налоговой системы до перехода к рынку

и после включения хозяйственных объектов в систему рыночных отношений

заключается в следующем:

. налоговая система социалистических стран действовала как фискальный

механизм, обеспечивавший изъятие запланированной части доходов у

государственных предприятий и населения с последующим

перераспределением их через систему централизованного планового

регулирования социалистической экономики;

. в переходный период налоговая система сама должна выступать

регулятором экономических процессов в обществе, в ее рамках необходимо

обеспечить реализацию и согласованность всех функций, присущих

налоговой политике в условиях современной рыночной экономики -

фискальной, стабилизирующей и регулирующей.

К концу XX в. в процессе реформирования налоговых систем для стран с

развитой рыночной экономикой и индустриально развитых стран, завершающих

процесс перехода к рынку, сформировался единый концептуальный подход к

налоговым системам как к экономическому многофункциональному механизму,

способному выполнять задачи:

. обеспечения необходимых объемов фискальных сборов;

. активизации конкурентных сил рыночной экономики;

. регулирования процессов расширения и модернизации производства;

. стимулирования инвестиционной активности предпринимателей;

. обеспечения социальной стабильности в обществе;

. экологизации производства;

. стимулирования развития интеграционных экономических процессов

на межгосударственном уровне.

2.2. Общенациональные налоги

Налоговые системы развитых рыночных государств помимо фискальной

функции наполнения бюджета успешно выполняют функции регулирования

экономического и социального развития и внешнеэкономических связей.

Последнему способствуют таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную

стоимость. Система налогов является обычно трехуровневой. При этом

общегосударственные налоги играют ведущую роль, а местные налоги -

вспомогательную роль. Хотя их значение и соотношение в разных странах

весьма различно. Вспомним, например, США и Нидерланды. Общегосударственными

обычно выступают прямые налоги, среди которых главными являются подоходный

налог с физических лиц и налог на доходы корпораций.

Подоходные, или, как их еще называют, прямые, налоги традиционно

вносят весомый вклад в доходы государственного бюджета развитых стран. В

общих налоговых поступлениях государственных бюджетов стран - членов ОЭСР

доля индивидуального подоходного налога в начале 90-х гг. составляла от 13

до 47%, налога на прибыль корпораций - от 4 до 21%, взносов в ФСС - от 9 до

44%, налогов на собственность - от 2 до 12%, на доходы от капитала

(процентные доходы) - от 1 до 7%. Реформы затронули в той или иной степени

каждый из данных налогов, но максимальное внимание в ходе их осуществления

было уделено подоходному и корпоративному налогам.

В основу реформирования этих видов налогов легли положения концепции

«экономики предложения», предусматривающей либерализацию фискальной

политики.

В ходе неоконсервативных налоговых реформ, охвативших период с

середины 80-х до середины 90-х гг., предельные (высшие) ставки подоходных

налогов были действительно снижены и составляют в среднем для стран ОЭСР

для налога на прибыль корпораций 36, 25%, а для индивидуального подоходного

налога - 46,68% [29, 21]. За последние годы произошло также существенное

снижение базовых ставок корпоративного налога:

. в Бельгии - с 45 до 39%;

. Великобритании - с 52 до 33%;

. Канаде - с 36 до 28% (федеральный налог);

. Дании - с 50 до 34%;

. Франции - с 45 до 34%;

. Германии - с 56 до 45% (на нераспределяемую прибыль);

. Японии - с 43 до 37% (государственный подоходный налог);

. Швеции - с 52 до 28%;

. США - с 46 до 34% [18, 6].

Регулирующая функция налогообложения в этих условиях выполняет роль

стимулятора конкурентных сил в рыночной экономике, а низкие и нейтральные

налоговые ставки призваны положительно воздействовать на:

. рост предпринимательской активности;

. увеличение производительности труда и эффективности производства

в целом за счет его непрерывного технического обновления и

модернизации;

. рост совокупного потребления за счет увеличения объемов

необлагаемого дохода;

. уровень цен и инфляционные процессы;

. соотношение налогооблагаемого и теневого бизнеса.

Именно эти цели реформирования системы прямого налогообложения были

провозглашены в 1981 г. в США в рамках финансовой программы, принятой

Конгрессом по инициативе администрации Рейгана.

Налоговая система Франции представляет особый интерес для нашей

страны.

Налоги, взимаемые во Франции, можно подразделить на три крупные

группы:

. подоходные налоги, которые взимаются в момент получения дохода;

. налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится;

. налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с

овеществленного дохода.

Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги

на доходы (прибыль) и на собственность умеренные.

В табл. 1 показана структура государственного бюджета Франции в начале

90-х годов.

Таблица 1

Структура государственного бюджета Франции

|Вид налогов |% |Млн. франков |

|1 |2 |3 |

|Налог на добавленную стоимость |41,4 |669 962 |

|Подоходный налог на физических лиц |18,1 |293 110 |

|Налог на предприятия |10,6 |170 140 |

|Пошлины на нефтепродукты |7,3 |118 618 |

|Прочие налоги |15,2 |245 120 |

|Неналоговые поступления |7,4 |120 267 |

|Итого: |100 |1 617 217 |

[21, 31]

Среди подакцизных товаров в первую очередь следует назвать алкогольные

напитки, табачные изделия, спички, зажигалки, изделия из драгоценных

металлов, сахар и кондитерские изделия, пиво и минеральные воды, некоторые

виды автомобильного транспорта, летательные аппараты. Косвенными налогами,

помимо НДС, облагается также электроэнергия (налог в пользу местных органов

управления), телевизионная реклама. В некоторых районах, например,

туристических или расположенных возле природных источников, местные органы

власти вводят туристический сбор.

К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины.

Основная цель таможенных пошлин – не получение дохода, а охрана внутреннего

рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства.

Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической

политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные

товары внутреннего рынка. Как правило, таможенные пошлины взимаются с цены

товара. Но иногда применяются специфические критерии: вес, площадь и т. п.

Такие виды пошлин применяются к напиткам, табачным изделиям, кинофильмам.

Подоходные налоги уплачивают предприятия и физические лица. У

предприятий налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с

учетом сальдо всех операций. Она равняется разнице между доходами и

расходами, произведенными в интересах производственной деятельности.

Общая ставка налога составляет 34%. В отдельных случаях она может

повышаться до 42%. Более низкая ставка налога применяется для прибыли от

землепользования и от вкладов в ценные бумаги – от 10 до 24%.

Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то они могут быть

вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет, а в специально

оговоренных случаях – из чистой прибыли предыдущих лет.

Основой для расчета налога служит годовая прибыль (убыток)

предприятий. Каждое предприятие обязано ежегодно составлять детальную

декларацию о доходах и представлять ее в налоговое ведомство в течение трех

месяцев после составления ежегодного бухгалтерского отчета или до 1 апреля

года, следующего за отчетным, если такой отчет составлен не был. До

окончательных годовых расчетов предприятие вносит авансовые квартальные

платежи.

Налоговые льготы устанавливаются главным образом через ускоренную

амортизацию, т.е. направлены на стимулирование обновления производства.

Применяются два режима списания амортизации: линейная, когда стоимость

оборудования распределяется пропорционально сроку его службы, и ускоренная

– с применением соответствующего коэффициента. Ускоренная амортизация

используется обычно на промышленное оборудование, особенно

энергосберегающее. Компьютеры разрешено амортизировать полностью в течение

одного года.

В ряде случаев предусматриваются прямые вычеты из налога: 10% – от

прироста инвестиций в развитие производства и 50% – от прироста вложений в

научные исследования.

Важнейшее место в группе подоходных налогов занимает подоходный налог

с физических лиц. Напомним, что его удельный вес в государственном бюджете

Франции превышает 18%. Данный налог взимается ежегодно с дохода,

декларируемого в начале года по итогам предыдущего финансового года.

Налогообложению подлежит фискальная единица – семья, состоящая из двух

супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Для одиноких фискальной

единицей, естественно, является один человек. Под доходами понимаются все

денежные поступления, полученные в течение отчетного года: заработная

плата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от

движимого имущества, доходы от землевладений, доходы от

сельскохозяйственной деятельности, доходы от промышленной или коммерческой

деятельности, доходы некоммерческого характера, прибыль от операций с

ценными бумагами и т. д. Принимаются в расчет также и разовые доходы,

получаемые в случае передачи прав собственности. Из базиса налогообложения

вычитаются специально определенные законодательством расходы, например,

целевое пособие на питание. Некоторые вычеты применяются к определенным

социальным группам: пожилые люди, инвалиды и т. д.

Подоходный налог на физических лиц носит прогрессивный характер со

ставкой от 0 до 56,8%. Не облагаются налогом (ставка 0%) доходы, не

превышающие 18,1 тыс. франков. Максимальная ставка применяется для дохода,

превышающего 246,8 тыс. франков.

В 90-е годы подоходный налог с физических лиц дополнен социальными

отчислениями, имеющими налоговый характер. Общее социальное отчисление,

установленное Законом о финансах в 1991 г., составляет 1,1% всех доходов от

движимого и недвижимого имущества. Кроме этого, имеются социальные

отчисления, исчисляемые на базе доходов, полученных в виде процентов по

вкладам. Ставка отчисления – 1%. Есть и специальные социальные отчисления.

Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов,

полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим

движимым имуществом.

Так, прибыль, полученная в результате продажи по высокой цене

недвижимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в

году фактической продажи. Но при этом от налога освобождаются доходы,

полученные от продажи основного жилища, от первой продажи жилища, а также

от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет. Различная

ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание

находилось в собственности у продавца. Ставка максимальная, если этот срок

менее двух лет. Далее ставка сокращается да нуля в зависимости от срока.

Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая

сертификаты на акционерные права, облагаются по ставке 16%. Налог взимается

в том случае, если ежегодный размер доходов от них превышает определенный

предел, пересматривающийся достаточно часто. В начале 90-х годов

налогообложение начиналось с суммы 307,6 тыс. франков.

Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от

ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на

сумму свыше 20 тыс. франков. Имеются три ставки налога: 4,5%, 7% – для

предметов искусства и 7,5% – для сделок с драгоценными металлами.

Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность.

Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги,

находящиеся в собственности на 1 января. К имуществу относятся здания,

промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции,

облигации и т. д. Некоторые виды имущества полностью или частично

освобождены от этого налога, в частности, имущество для использования в

рамках профессиональной деятельности, отдельные виды сельскохозяйственного

имущества, предметы старины, художественные и коллекционные изделия.

Налог на собственность носит прогрессивный характер. Его ставки на

начало 90–х годов указаны в табл. 2

Таблица 2

Ставка налога на собственность

|Стоимость имущества, франки |Налоговая |

| |ставка, % |

|1 |2 |

|До 4 260 000 |0,0 |

|От 4 260 001 до 6 920 000 |0,5 |

|От 6 920 001 до 13 740 000 |0,7 |

|От 13 740 001 до 21 320 000 |0,9 |

|От 21 320 001 до 41 280 000 |1,2 |

|Свыше 41 280 000 |1,5 |

[21, 35]

При этом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна

превышать 85% всего дохода.

К группе налогов на собственность можно отнести также регистрационные

и гербовые сборы и пошлины.

В эту же группу входит социальный налог на заработную плату. Во

Франции его уплачивают работодатели. Объектом налогообложения служит фонд

заработной платы в денежной и натуральной форме, включая обязательные

сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер.

Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда заработной платы в сумме 35

900 франков, 8,5% – в интервале от 35 901 до 71 700 франков и 13,6% – для

выплат выше указанной суммы.

Помимо этого, работодатели уплачивают налог на профессиональное

образование по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%.

Цель этого налога состоит в финансировании развития профессионально-

технического образования в стране.

Если на предприятии занято 10 и более человек, то предприниматель

обязан участвовать в финансировании долгосрочной профессиональной

подготовки занятых у него на предприятии. Размер налога равен 1,2% общей

суммы заработной платы. Для предприятий, использующих временную рабочую

силу, ставка составляет 2%. Дополнительный сбор в 0,3% должен направляться

на профессиональную подготовку молодежи.

Предприниматели, на предприятиях которых работают 10 и более человек,

обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного

строительства. Они могут напрямую инвестировать средства в строительство

жилья, могут предоставлять займы своим работникам или должны перечислять

соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы

участия на эти цели положено отчислять 0,65% годового фонда оплаты труда.

Среди других государственных сборов, относящихся к группе налогов на

собственность, нужно отметить налог на автотранспортные средства

предприятий и компаний. Его уплачивают юридические лица, использующие

собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.