реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

В итоге  проведения  аналитической  работы  формируются  государственные и региональные программы конверсии,  прорабатываются их цели,  целевые задачи и целевые показатели. На основе сопоставления показателей  затрат  и результатов проводятся расчеты экономической эффективности программ.  По тем из них,  которые  ориентированы  на достижение социального эффекта (медицина,  экология,  и др.) оценка эффективности рассчитывается путем сопоставления необходимых затрат и результатов в виде снижения заболеваемости населения,  количества работников тяжелого ручного и малоквалифицированного труда и др.

Наряду с  государственными  и  региональными программами  процессы конверсии на уровне предприятий регламентируются разрабатываемыми  коллективами  планами,  определяющими  номенклатуру и объемы альтернативной гражданской продукции и комплекс мер по переориентации научного и производственного потенциалов.

             Механизм управления реализацией конверсии


На уровне государственного управления экономикой  России,   регионов,  отдельных  оборонных  предприятий,  НИИ и КБ должен быть создан эффективный организационно-экономический механизм, обеспечивающий достижение целей конверсии. Основными направлениями деятельности органов  государственного  и  регионального  управления  конверсией являются :

организация разработки,  принятия и реализации государственных и региональных программ конверсии и диверсификации оборонных предприятий, НИИ и КБ;

участие в разработке межгосударственных соглашений, касающихся деятельности оборонных предприятий и  организаций,  находящихся  на территории России;

отражение интересов оборонных предприятий, НИИ и КБ при формировании  программ  создания  и  производства  военной техники,  содействие обеспечению экономической выгодности государственных заказов оборонного значения, определение минимально необходимого уровня производственных мощностей  предприятий,  используемых  для  производства вооружения и военной техники;

проведение систематического анализа и контроля процессов и результатов  конверсии военного производства на государственном и региональном уровнях;

формирование региональных  банков  и  фондов  содействия  конверсии, координация деятельности конверсируемых предприятий;

анализ рыночной конъюнктуры в регионах,  содействие разработке программ конверсии на уровне отдельных предприятий.

Главными экономическими  рычагами  управления в условиях рынка являются различные формы государственной и организационной поддержки:

прямое целевое финансирование;

государственное льготное кредитование;

дифференцированное налогообложение.

           

              Нормативно-правовое обеспечение конверсии


Необходимым условием реализации государственных и региональных программ конверсии является нормативно-правовое  и научно-методическое обеспечение, регламентирующие / 7, 11, 37-40, 52/ :

права и обязанности конверcируемых предприятий, НИИ и КБ;

порядок взаимодействия  конверcируемых предприятий с генеральными заказчиками,  органами управления и потребителями  гражданской продукции;

формы государственной   поддержки   производственно-технологической и финансовой кооперации на базе акционерных обществ,  корпораций,  ассоциаций (в том числе с участием иностранных фирм, предприятий  и компаний),  создаваемых в интересах реализации конверсии, особенно по приоритетным направлениям;

правила и  методы подготовки конверсионных проектов и программ проведения конверсии, а также анализа ее хода и результатов;

экономическое стимулирование  выполнения государственных и региональных целевых программ путем их непосредственного финансирования  и оказание помощи валютными средствами для разработок и подготовки производства,  создание системы льготного кредитования и налогообложения, приоритетного материально-технического обеспечения.

                

                         Социальная поддержка конверсии


Важное место в управлении конверсией должны занимать  меры  по обеспечению социальной эффективности конверсии, включая:

трудоустройство высвобождаемого персонала с учетом  квалификации работников;

недопущение снижения уровня доходов работников  конверcируемых предприятий;

переподготовку и повышение квалификации работников,  переводимых на производство гражданской продукции.

Достижение социальных целей конверсии предполагает создание  в оборонном комплексе специальных служб трудоустройства,  а также объединение усилий кадровых служб конверcируемых предприятий.

Должна быть расширена сеть учебных заведений по переподготовке специалистов и рабочих в рамках становления рынка труда  оборонного комплекса.

          Мероприятия, необходимые для эффективной

                             реализации конверсии


1. В  связи с резким снижением объема НИОКР по гражданской тематике выделить часть конверсионного кредита (12-15%) научно-исследовательским и проектным организациям на проведение гражданских НИОКР по конверсионной тематике;  определить порядок выбора заказчика этих НИОКР и порядок проведения конкурса на получение заказа.

2. Поощрять конверсионные программы,  направленные на освоение новейших  зарубежных  технологий,  отстающих  или  отсутствующих  в России.  Стимулировать привлечение к решению этой задачи зарубежных фирм путем экономического протекционизма (снижение налогов,  отмена таможенных пошлин, страхование инвестиций).

Предоставить оборонным предприятиям право направления валютной прибыли без каких-либо ограничений целевым назначением для  закупки новейших технологий и оборудования, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной гражданской продукции (по отдельным спискам).

3. Привести  в соответствие темпы сокращения оборонного заказа с темпами конверсии предприятий, чтобы не допускать нерационального перерасхода бюджетных средств (что имело место в 1992 - 1994гг.). Найти оптимальные темпы освоения этих средств по отраслям и по годам.

4. Разработать Программу работ по нормативно-правовому, нормативно-техническому и методическому обеспечению конверсии  оборонной промышленности до 1997г.

5. Разработать методические рекомендации по созданию страховых инвестиционных фондов и фондов внебюджетной поддержки конверсионных программ коммерческими структурами, иностранными банками и фирмами.

6. В целях координации работ по формированию и реализации  федеральной и  региональных программ конверсии ввести в практику заключение генеральных соглашений между Госкомоборонпромом РФ и властными структурами субъектов федерации.



2.2. Структура системы управления конверсией оборонного

          комплекса и основные функции ее субъектов


В современных условиях перехода экономики России  на  рыночные отношения основным субъектом формирования и реализации конверсионной политики в оборонном комплексе является  государство.  Свои стратегические  функции оно реализует при одновременном обеспечении развития экономического и научно-технического потенциала  предприятий  государственного  и  негосударственного секторов экономики, децентрализации принятия хозяйственных решений и ориентации  предприятий на усиливающуюся конкуренцию / 21, 31, 47, 50/.

С точки зрения участия в формировании и реализации  конверсионной  политики в сложной иерархической системе управления конверсией оборонного комплекса  можно выделить три уровня (рис. 2.2) /14/.

Первый уровень, представляющий высший эшелон государственной власти.

Он включает  органы  законодательной   и исполнительной власти России,  ведающие вопросами обеспечения обороноспособности и безопасности страны: Президент Российской Федерации, Совет безопасности, соответствующие комитеты и комиссии Федерального Собрания Российской Федерации,  а также  Правительство Российской Федерации.

Основные функции этих органов:

1. Определение, с точки зрения государственных интересов,  целей, задач, основных принципов и направлений, а также модели конверсионной политики в ОК.

2. Определение государственного механизма реализации промышленной политики и конверсии ОК.

3. Координация конверсионной политики в ОК с государственной промышленной политикой, структурной перестройкой  экономики,  требованиями  военной  доктрины,  другими государственными программами,  странами СНГ.

4. Утверждение Государственной программы конверсии оборонного комплекса.

5. Координация разработки и принятия требуемого законодательного обеспечения.

Второй уровень - средний эшелон государственной исполнительной власти.

Он включает  министерства и ведомства, заказывающие военную продукцию ( Минобороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, МЧС РФ и др.) и      гражданскую продукцию( МПС РФ, Минсвязи РФ, Госкомпром РФ,   Минатом РФ, Минздрав РФ, Минсельхоз  РФ и др.).

Основные функции этих субъектов системы:  формирование Государственной программы конверсии и госзаказа по приоритетным направлениям, формирование тактико-технических требований к изготовляемой продукции и уровню качества.

В этот уровень включаются также функциональные и обеспечивающие министерства и ведомства: Минэкономики РФ, Минфин РФ,  Центральный банк РФ, Госстрой РФ, Миннауки РФ, РАН, Госкомимущество РФ,  ГКАП РФ и др.

Основные функции: экономическое, финансовое, денежно-кредитное и научное обеспечение реализации промышленной политики; увязка промышленной политики с процессами конверсии, приватизации, акционирования и демонополизации в оборонном комплексе.

Субъекты  второго уровня подготавливают предложения для первого уровня, а также организуют осуществление практических  мер по реализации,  координации и контролю установок высшего эшелона государственной власти в  части стратегии государственного регулирования промышленной политики и конверсии ОК.

Третий уровень -  непосредственные   субъекты промышленной политики.      Он включает  предприятия и организации ОК.

Основные функции:  практическая реализации конверсионной политики.

Организационные структуры  этого  уровня  подготавливают соответствующие предложения для второго уровня (включая разработку концепции и программ конверсионной политики), осуществляют практические меры по реализации,  координации,  контролю и  анализу  результатов конверсионной политики, с учетом установок субъектов второго уровня.

Они осуществляют также непосредственный анализ и научно-методическое  обеспечение  конверсионной  политики с учетом отраслевых особенностей.

Следует отметить,  что  в  работе  структур  вышеперечисленных уровней госрегулирования  принимают участие в качестве  субъектов и региональные представительные и исполнительные структуры: республиканские и областные  главы администраций, территориальные организации и ведомства, заинтересованные в разработке и реализации конверсионной политики.

Их функции  - осуществление разработки конверсионной политики с учетом особенностей регионов;  подготовка с учетом  своего  статуса соответствующих предложений для вышеуказанных трех уровней;  оказание практической помощи объектам, находящимся в регионе, в реализации этой политики.

Рассмотрим  отличительные  особенности  объектов конверсионной политики / 47, 50 /.

Первая особенность - объекты конверсионной  политики  входят  в сферу разработки, производства и сбыта промышленной продукции ОК (ВВТ,  ГП, НТНП). К ним относятся государственные научные организации (НИИ,  КБ,  НПО, АО и т.д.) и промышленные предприятия (заводы, ПО, АО и т.д.).

Сюда также  входят  коммерческие организации рыночной инфраструктуры (банки, инвестиционные фонды, страховые и торговые компании и т.д.) и предприятия системы малого бизнеса.

Вторая особенность - приоритетные объекты промышленной политики составляют основу научно-технического и производственного потенциала ОК.  С позиции ВВТ - это казенные предприятия и  предприятия,  обеспечивающие  их  работу.  Они должны отвечать определенным критериям и иметь обязательную государственную поддержку.

Третья особенность -  в  условиях  рыночной экономики объекты конверсионной политики должны быть дееспособными, саморазвивающимися организациями.

Оборонный комплекс представляет уникальные возможности для немедленного формирования саморазвивающихся в условиях рынка  промышленных компаний и финансово-промышленных групп, аналогичных известным во всем мире финансово-промышленным группам  Японии,  Германии, Испании и Южной Кореи, обеспечивших устойчивый экономический подъем в этих странах.  С учетом наших реалий  можно взять за основу схему глубоко диверсифицированных  крупных промышленных компаний, включающих в свою структуру банки, инвестиционные фонды, страховые и торговые  компании и большое число малых,  средних и крупных предприятий.

Необходимо сформировать по каждому из высокотехнологичных направлений "технологическую корпорацию" таким образом, чтобы предприятия и организации,  в нее входящие, обеспечивали единый технологический цикл разработки,  отработки,  серийного производства,  и при необходимости,  продажу  высокотехнологичной  наукоемкой продукции.

При этом за базу должны быть приняты такие НПО,  головные предприятия разработчиков или существующие корпорации,  которые уже на деле продемонстрировали свою жизнеспособность,  способность к саморазвитию.

Одновременно с  созданием  финансово-промышленных групп представляется целесообразным создание федеральных и региональных научно - производственных  центров  для максимального использования научно- технического потенциала ОК.

С организационно - производственной точки зрения можно  выделить два уровня объектов:

первый уровень - крупные объекты, так называемые флагманы промышленности ОК.      Сюда включаются  финансово-промышленные  группы,  научно-производственные центры, крупные акционерные общества и предприятия;

второй уровень - предприятия среднего и малого бизнеса.

С точки зрения степени диверсификации производства в результате  влияния конверсии можно выделить три уровня объектов промышленной политики :

первый уровень - казенные предприятия;

второй уровень  - предприятия и акционерные общества,  обеспечивающие работу казенных предприятий (выпускающие как военную, так и гражданскую продукцию);

третий уровень - глубоко конверсированные предприятия  и предприятия, не выпускающие военную продукцию, независимо от формы собственности.

Остановимся более подробно на функциях в области конверсионной политики местных органов власти и управления. 

Местные органы государственной власти и управления:

оказывают необходимую помощь в выполнении оборонными предприятиями и организациями оборонного заказа;

предусматривают в местном бюджете необходимые средства на проведение возложенных  на них законодательством РФ и республик мероприятий в области обороны и безопасности;

оказывают содействие предприятиям и организациям,  выполняющим оборонный заказ, в решении возникающих социальных вопросов;

участвуют в реализации федеральных программ конверсии применительно к местным условиям и содействуют развитию горизонтальных кооперационных связей между предприятиями и организациями.

Местные органы управления  включают  в себя:

координационные советы;

научно-технические центры конверсии;

промышленно-экономические управления,  отделы администрации по оборонной промышленности.

Координационные советы  включают  в себя представителей президента,  администрации и научно-технических центров конверсии и обеспечивают  выполнение региональных программ конверсии,  а также общие направления развития оборонных предприятий.

Научно-технические центры конверсии:

формируют региональные программы конверсии;

осуществляют координацию деятельности конверсируемых предприятий;

содействуют разработке планов конверсии на уровне предприятий.

Промышленно-экономические управления,   отделы   администрации осуществляют общее руководство функционированием оборонных предприятий,  включая разработку и производство ВВТ,  продукции  гражданского назначения, обеспечения мобподготовки и т.п.

Государственные казенные предприятия  составляют ядро  оборонного комплекса и финансируются только из государственного бюджета .  

Негосударственные оборонные  предприятия составляют  рыночный сектор   военной   экономики,   базируются в основном  на  частной собственности и являются самостоятельными и независимыми субъектами рынка.  Размещение  военных  заказов среди них организуется на конкурсной основе.

Межгосударственные акционерные  общества  (финансово-промышленные группы, корпорации) образуются на основе соглашений между РФ и странами-членами СНГ в области кооперированных поставок для производства ВВТ.

Коммерческие структуры,  включающие банки, товарные и фондовые биржи,  создаются на добровольной основе оборонными предприятиями и хозяйственными объединениями различных форм собственности и обеспечивают реализацию соответствующих функций в интересах своих учредителей с учетом требований антимонопольного законодательства.

В целях регламентации взаимоотношения субъектов системы управления конверсией с учетом необходимости выполнения государственного оборонного заказа важно разработать или уточнить ряд нормативно - правовых документов, без которых процесс конверсии не может быть скоординирован с системой размещения и исполнения государственного оборонного заказа ( табл. 2.1).

Таблица 2.1

 

Нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимоотношения субъектов системы управления конверсией при выполнении ГОЗ

Этапы прохождения ( выполнения ) ГОЗ

Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимоотношения субъектов системы управления конверсией

1. Определение потребностей ВС в ВВТ и разработка программ вооружения

1. Закон РФ “О государственной программе развития вооружения и военной техники”

2. Закон РФ “О мобилизационной подготовке народного хозяйства”

3. Закон РФ “О конверсии оборонной промышленности РФ”

4. Закон РФ “ Об индикативном планировании и прогнозировании” 

5. Положение о Директоратах комплексных целевых программ создания ВВТ

2. Формирование ГОЗ на очередной бюджетный год

1. Закон РФ “О Государственном оборонном заказе”

2. Закон РФ “Об оборонных расходах”

3. Закон РФ “о поставках продукции для федеральных государственных нужд”

 4. Закон РФ “О каталогизации и стандартизации предметов снабжения ВС РФ”

5. Положение о формировании контрактных цен на оборонную продукцию

3. Размещение ГОЗ

1. Положение о Государственном оборонном заказе

2. Положение о проведении конкурсов при размещении ГОЗ

4. Выполнение ГОЗ

1. Положение о военных представительствах в организациях и на предприятиях промышленности

2. Положение о системе нормативно-технического обеспечения создания и применения оборонной продукции

3. Нормативно-техническая документация



  2.3. Методический подход к оценке эффективности

       функционирования  системы   управления  конверсией


                           Общие положения


Как известно, основная проблема конверсии состоит в получении максимального результата от использования ограниченных ресурсов.

Когда решается вопрос о конверсии оборонного комплекса, производстве оборонной продукции и поставках ее в войска, то всегда  существует неопределенность в оценке бюджетного финансирования, сроков разработки, стоимости и потенциальной эффективности  ее применения.

 Из истории конверсии  и создания ВВТ в нашей стране и за рубежом известно, что фактическая стоимость производства вооружения обычно превышала  расчетную  в два и более раз,  задержка поставок- от двух до пяти лет,  ошибки в выполнении требований по ТТХ составляли 25 и более процентов / 21/.

Как отмечалось ранее,   система управления конверсией  является сложной организационной системой, состоящей из совокупности взаимосвязанных элементов,  образующих  комплексное  единое целое.  По  классификационной  схеме / 33, 78/ такие системы относятся к высшему уровню сложности систем, которые динамически взаимодействуют со своим окружением: вышестоящими органами, руководством государства и отраслей, производителями оборонной продукции и т.п.  Для таких систем весьма трудно  подобрать  адекватные математические  модели  их  исследования.  Организация  таких систем должна как можно полнее соответствовать поставленным целям  и  задачам.

По современным представлениям процесс руководства организационной системой имеет четыре функции: планирование, организация, управление и связь.

Функция планирования  включает выбор цели организации,  а также определение программ, образа действий и методов достижения целей.

Организационная функция направлена на объединение людских,  материальных,  финансовых и других ресурсов   таким  образом, чтобы  совместная деятельность персонала (личного состава) обеспечивала наилучшее решение задач,  стоящих перед системой.  Эта  функция обеспечивает взаимосвязь между различными подсистемами и всей системой в целом.  Другими словами она направлена на создание организационной структуры системы.

Функция управления обеспечивает работу  различных  подсистем  в соответствии с планом. Управление заключается в контроле деятельности подсистем с последующей коррекцией их функционирования для  обеспечения выполнения работ всей системой в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.