реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

 

 

для ЛПК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа развития оборудования для

 

 

Программа развития средств связи и

 

 

 

ТЭК

 

 

информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа развития

 

 

Программа насыщения рынка товарами

 

 

 

электроники России

 

 

длительного пользования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

 

 

Программа конверсии предприятий

 

 

 

“Конверсия - экологии”

 

 

Минатома России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конверсионные программы предприятий

 

 

 

 

Рис. 1.4.   Структура Государственной программы конверсии оборонной промышленности на 1993-1995 годы


В указанных программах определены основные направления и перспективы развития производства соответствующей гражданской продукции, расчетные объемы финансирования НИОКР, прогнозируемые объемы производства продукции, а также затраты на реализацию программ.

Каждое направление имеет своего конкретного заказчика и потребителя.

Предполагалось, что структура и наполнение Программы должны были  побудить принятие  управленческих решений двуединого свойства - содержательного и организационного.

Одна сторона - содержательная - была реализована выбором приоритетов структурной перестройки оборонного комплекса, которые, как указывалось, были четко прописаны в Программе.

Другая сторона - организационная - практически осталась за пределами Программы.

В Программе не нашли отражение:

вопросы изменения организационно - правовых форм собственности предприятий,

предпосылки закрытия неэффективных производств;

необходимость снятия различного рода ограничений, свойственных оборонной промышленности;

координация конверсионных мероприятий на федеральном и региональном уровнях.

Часть этих вопросов затронута очень поверхностно, часть - не упомянута совсем.

Но самое главное,  предусмотрев в Программе приоритетные направления с учетом целей социально-экономического развития общества, технологических возможностей предприятий оборонного комплекса,  и определив заказчиков этих программ по приоритетам в лице федеральных органов исполнительной власти, в стороне остался вопрос платежеспособного спроса на эту продукцию реальных потребителей.

Общеизвестно, что в сегодняшних условиях платежеспособный спрос формируется по двум направлениям: во-первых, как результат функционирования в рыночной среде предприятий - потребителей (или населения), во-вторых, через  финансово-экономическую поддержку государства в виде бюджетного финансирования, кредитования, льготного налогообложения,  таможенного режима и пр.

В этой связи с точки зрения платежеспособного спроса продукция оборонных отраслей промышленности, выпускаемая на конверсионных мощностях, делится на продукцию, платежеспособный спрос на которую создается:

государственными вложениями в смежные отрасли народного хозяйства         (транспорт, здравоохранение, наука и др.), предусматривающими оснащение этих отраслей  техникой и оборудованием, выпускаемым оборонным комплексом;

государственными вложениями в базовые отрасли промышленности  (нефтяную, газовую, лесную);

непосредственно самими покупателями, функционирующими на основе рыночных отношений - торговля, легкая и пищевая промышленность, частично АПК;

заработной платой и реальными доходами населения;

внешним рынком.

Именно недоучет фактора платежеспособного спроса явился одной из основных причин крайне медленной окупаемости использованных на  Государственную программу конверсии  бюджетных средств (на возвратной основе).

Производство продукции без учета спроса либо ведет к росту запасов готовой продукции на складе, либо к  недоиспользованию потенциальных возможностей производственного аппарата.

Например, подавляющее большинство предприятий электронной промышленности в настоящее время используют созданные производственные мощности на 15-20% из-за отсутствия платежеспособного спроса, при  этом такое использование энергоемких мощностей приводит к убыточности  изделий электронной техники.

Свыше одной трети оборонных предприятий, по заверениям руководителей, намеревались увеличивать выпуск конверсионной продукции, в то время как повышение платежеспособного спроса на нее ожидалось лишь у 8% предприятий / 6 /.

Круг вполне определенных проблем, не решенных в  рамках механизма  реализации Государственной программы конверсии, выявил явные недостатки действовавшей системы управления конверсией, не позволившие адаптировать протекавшие в оборонных отраслях промышленности процессы  к новым экономическим и политическим условиям.

Эти недостатки сказались в:

заниженной роли Правительства Российской Федерации и федеральных органов в решении фундаментальных  и текущих задач;

определении задач федеральных органов власти и овладение ими механизмом целереализации;

создании инфраструктуры конверсии, развитие вневедомственных структур и участие банковской сферы;

организации территориального управления  конверсией и разграничении полномочий;

становлении новых, ассоциативных форм совместной деятельности предприятий и объединений;

совершенствовании структуры управления предприятием.

При этом  применительно к системе управления под конверсией следовало бы понимать прежде всего переориентацию ресурсных потоков. В связи с этим правильный выбор структурной схемы управления предполагает оптимальную организацию движения финансовых, материальных, трудовых ресурсов  для достижения основной цели конверсии - при ограниченных затратах получить максимальный эффект. 

Рассмотрим каждое направление  более подробно.

Законодательной властью и Правительством Российской Федерации был принят целый ряд законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на осуществление перспективных, среднесрочных  и первоочередных мер по конверсии предприятий, обеспечению социальной защищенности их работников, созданию новых рабочих мест в гражданской сфере производства. Это прежде всего Законы Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности  в Российской Федерации", "Об обороне" /36-44, 76/.

Вместе с тем, действительность диктовала необходимость дополнительных решений, позволяющих не только реализовать мероприятия, предусмотренные в этих законах, но и создавать условия функционирования предприятий оборонного комплекса в последующие годы.  Правительство должно было подготовить для внесения в законодательный орган  4 закона и  принять 8 постановлений, причем почти все они касались порядка и условий разработки и выпуска вооружений и военной техники.  Однако все эти документы не родились, ввиду несогласованности заинтересованных федеральных органов не только по существу рассматриваемых проблем, но и по вопросу принципиальной целесообразности выпуска этих документов. Так было с  намечаемым законом "О разработке, производстве и поставке вооружения и военной техники", с проектом Положения о военном контракте и др. 

В то же время  рассмотрение вопросов стимулирования гражданского производства и создания благоприятного финансового режима конверсионным предприятиям Программой не предусматривалось, поэтому при внесении изменений в налоговое и таможенное законодательство они в Правительстве не обсуждались.

Роль Правительства  в управлении конверсией при реализации Программы была сведена к  дежурным функциям утверждения  Перечня программ стоимостью свыше  5 млрд.рублей, подлежащих льготному кредитованию,  ежеквартального  распределения по министерствам и отраслям сумм дотаций из федерального бюджета на конверсию.

Кроме того,  Правительство "ускоряло" рассмотрение федеральными органами конверсионных программ  отдельных предприятий, а также выделение Минфином России  средств (кредитов и дотаций) предприятиям по их ходатайствам, то есть занималось текущей работой, переложенной на него слабой организацией  этих процедур  прежде всего в отраслевом органе управления.

Крайне несистемно и непоследовательно проходила в Правительстве работа по реализации конверсионной политики при  прохождении бюджетного процесса. Вплоть до 1995 года в бюджете не было специальной строки, определяющей средства на осуществление конверсионных программ на возвратной основе.

Не было должной координации и согласованности в вопросах  организации конверсии между федеральными органами управления.

Так, в соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности (Госкомоборонпроме России) реализация совместно с федеральными органами исполнительной власти конверсионной политики относится к  одной из основных задач  этого органа.

Комитет должен осуществлять следующие функции, направленные прямо или опосредованно на решение этой задачи:

разработка и организация исполнения государственных программ конверсии, участие  в разработке проектов федеральных программ структурной перестройки в оборонных отраслях промышленности, подготовка предложений по созданию, реорганизации, перепрофилированию и упразднении государственных организаций и предприятий, а также предложений и рекомендаций по учету отраслевых особенностей приватизации этих предприятий;

содействие предприятиям и организациям в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;

координация и государственное регулирование деятельности находящихся в его ведении предприятий;

проведение единой технической политики, направленной на обеспечение конкурентоспособности техники, создаваемой в оборонных отраслях промышленности, эффективное использование их научно-технического и производственного потенциала, в том числе прогрессивных технологий и продукции двойного назначения.

Теперь обратимся к функциям Министерства экономики Российской Федерации (Минэкономики России).  Положение об этом Министерстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1994г. № 844, предусматривает участие "в осуществлении государственной политики в области конверсии военного производства", а также осуществление организационно-методического руководства и координации работ по формированию и реализации федеральных целевых программ.

Таким образом, за Минэкономики закреплена функция методолога, координатора и "участника" осуществления конверсионной политики, а реализацией этой политики должен заниматься Госкомоборонпром.

Налицо двойственность положения ответственности за проведение конверсии.

При этом на Минэкономики России возложена функция государственного заказчика проведения конверсии в России, а Госкомоборонпром России курирует реализацию конверсионных мероприятий через предприятия.

Министерство финансов России (Минфин России) в рамках единой государственной финансовой политики, бюджетного процесса занимается вопросами разработки инвестиционной политики, подготовки предложений по осуществлению инвестиционной и инновационной деятельности за счет средств федерального бюджета, включая их предоставление на возвратной основе.

Минфин заключает от имени Правительства Российской Федерации соглашения с Центральным банком о предоставлении ему кредитов, несет ответственность за своевременное его погашение и уплату процентов за кредит, осуществляет контроль за целевым использованием предоставленных кредитов.

Сложившаяся система управления конверсией на федеральном уровне и уровень ее скоординированности наглядно характеризуются схемой предоставления дотаций на конверсию.

Порядок предоставления дотаций из бюджетного фонда конверсии, направляемых на оплату труда и содержание социальной инфраструктуры, уникального оборудования и испытательных стендов НИИ и КБ предприятиям и организациям, реализующим программы конверсии, предусматривает  предоставление средств малорентабельным и убыточным предприятиям, обеспечивающим выполнение сокращенного оборонного заказа, а также предприятиям под утвержденную программу перепрофилирования на выпуск гражданской продукции с конкретными сроками ее реализации при обязательном первоочередном направлении на расходы, связанные с конверсией, собственных доходных источников.

Для расчета и обоснования дотаций предприятия предоставляют в министерства (ведомства) по принадлежности следующие материалы:

сводные экономические показатели (объем производства, численность персонала, заработная плата, прибыль)  в разрезе кварталов и с распределением на производство военной и гражданской продукции;

расчет потерь прибыли в связи с конверсией военного производства;

расчет высвобождаемой численности персонала с распределением на "переквалифицирующихся для гражданских производств" и "нуждающихся в трудоустройстве";

справка о конверсионных программах и расходах на конверсию с указанием сроков реализации программы, вводе мощностей, приросте объемов производства гражданской продукции, распределение расходов на конверсию по источникам - централизованные средства, собственные средства, кредиты банков.

Отраслевые министерства (ведомства) рассматривают материалы предприятий и представляют в Минфин и Минэкономики перечни дотируемых предприятий и организаций с соответствующими обоснованиями размеров дотаций.

Критериями отбора являются  глубина конверсии, наличие монопроизводства, финансовое положение, а также является ли предприятие градообразующим и в каком географическом районе расположено.

Минфин и Минэкономики рассматривают заявки министерств и в пределах выделенных из бюджета средств распределяют их.  При этом "наиболее нуждающиеся " получают дотации в соответствии с расчетами, а между остальными  предприятиями оставшиеся средства распределяются, как правило, пропорционально заявке.

Средства Минфином перечисляются основному распорядителю кредитов - федеральному отраслевому  министерству (ведомству), которое затем согласно распределению перечисляет средства предприятиям.

Представленная схема по существу полностью соответствует механизму бюджетного финансирования командно-административной системы управления.  Полностью сохранен круг задач и раньше входивших в компетенцию министерств.

Рассмотрим более подробно схему  взаимодействия федеральных органов и предприятий в процессе предоставления  бюджетных (кредитных) средств на возвратной основе для осуществления конверсионных программ.

В соответствии с Положением о предоставлении кредитов предприятиям, осуществляющим конверсию военного производства, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации, объектом кредитования выступает программа конверсии военного производства отдельного предприятия.

Предоставляемые средства используются на следующие цели:

перепрофилирование производственных мощностей, освобождаемых от военного производства, включая реконструкции цехов, приобретение недостающего оборудования;

проведение НИОКР, связанных с разработкой новых образцов гражданской продукции;

проведение мероприятий по подготовке производства для выпуска гражданской продукции;

завершение строительства и ввод мощностей.

Контрольные цифры бюджетных (кредитных) ресурсов определяются Минфином России и Минэкономики России одновременно с формированием показателей федерального бюджета, распределяются по целевым программам и приоритетным направлениям и сообщаются Госкомоборонпрому России и другим министерствам и ведомствам, предприятия которых осуществляют конверсию, как ориентир на период предварительного рассмотрения конверсионных программ предприятий.

Министерства и ведомства осуществляют ведомственный конкурсный отбор программ, формируют рабочие перечни конверсионных программ и представляют их в Минэкономики.

Главным условием является участие данной программы в реализации одного или нескольких направлений конверсии военного производства, приоритетность которого определена Государственной программой конверсии 1993-1995 годов. Преимущественное право в получении целевого кредита имеют предприятия, осуществляющие выполнение программ, обеспечивающих:

создание импортозамещающих производств для снижения валютных затрат и улучшения платежного баланса;

разработку и внедрение энерго- и ресурсосберегающих техники и технологий;

перепрофилирование производств с использованием передовой технологии, новых материалов;

увеличение разработок и производства техники и технологий двойного назначения;

развитие экспортных возможностей предприятия.

Минэкономики рассматривает рабочие перечни с учетом контрольных цифр и представленных заключений министерств и ведомств и готовит перечень программ для конкурсного рассмотрения и утверждения на межведомственной рабочей комиссии (МВРК ), состав которой определен правительственным решением и включает представителей Минэкономики, Минфина, министерств - заказчиков по направлениям, представителей уполномоченных коммерческих банков.

На основании заключения МВРК Минэкономики формирует перечни конверсионных программ и представляет их на утверждение в зависимости от стоимости проекта либо в Правительство, либо в Минфин (с 1994 года).

Утвержденные перечни направляются в Минфин и коммерческие банки, осуществляющие кредитование программ. По мере получения перечней банки и их филиалы заключают кредитные договора с предприятиями.

Включение в перечни переходящих конверсионных программ предприятий осуществляется МВРК на основании заключений кредитующих коммерческих банков и расчетов предприятий.

Вопросы, связанные с порядком перечисления Минфином уполномоченным коммерческим банкам кредитных средств на финансирование конверсионных программ, их возвратом, возмещение банками процентной ставки за пользование кредитом регулируются заключенными между Минфином России и коммерческими банками соглашениями.

Контроль за реализацией программ конверсии предприятий, целевым и эффективным использованием выделяемых кредитных средств возлагается на Минэкономики, Минфин, отраслевые министерства и ведомства - заказчики программ по направлениям и коммерческие банки, обслуживающие указанные кредиты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.