реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

Этот налог в условиях инфляции обеспечивает рост поступлений в бюджет в меру роста цен и тем самым облегчает его сбалансирование.

 Основные отличительные черты этого налога состоят в следующем:

в облагаемый оборот не включаются суммы ранее оплаченного плательщиком налога;

облагаемый оборот и налог учитываются и указываются  в счетах предприятий отдельно, в составе цены товара;

обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, которая соответствует стоимости, добавленной к цене закупок плательщиком;

налогообложение построено на системе компенсации, когда предприниматель из всей суммы начисленного за определенный период налога вычитает суммы оплаченного им ранее налога, открыто выставленного поставщиком в своих счетах.

Практика взимания НДС выдвинула на первый план ряд проблем, которые ждут своего решения. Одна из них связана с вопросами оптимизации налоговых ставок, обеспечивающих сохранение за этим налогом ведущего места в доходных источниках бюджета при максимальной нейтральности его по отношению к ценам и минимальном количестве налоговых льгот.

Применительно к российским условиям хозяйствования, возможные предельные границы колебания ставок НДС, по расчетам специалистов, могут варьироваться в размере от 14 до 22 %, а оптимальная ставка должна составлять 18% с учетом действующих ныне пропорций распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Таким образом, речь идет о снижении ставки НДС.

Кроме того, применительно к деятельности предприятий оборонного комплекса, обеспечивающей поставки продукции для федеральных государственных нужд за счет финансирования из  средств федерального бюджета (прямо или опосредованно - через государственных заказчиков, которым выделяются бюджетные средства), следовало бы в рамках специального тематического исследования проанализировать движение денежных потоков этого налога, имея в виду изучение механизма образования "добавленной стоимости" и ее возврат в бюджет.

Как известно, высокотехнологичная продукция оборонных предприятий в значительной мере изготавливается в течение длительного производственного цикла, что требует ее авансирования со стороны потребителей. Однако, согласно действующим правилам, суммы, полученные в порядке авансовых платежей и поступившие на расчетный счет, подлежат обложению НДС еще до осуществления поставки товара или выполнения работ.

В условиях крайне ограниченных возможностей заказчиков по авансированию производства и хронического недостатка собственных оборотных средств для осуществления закупок сырья и материалов такой порядок резко сужает экономические возможности предприятий по минимизации затрат. Целесообразно в период хронической неплатежеспособности, который переживает сейчас экономика, средства, получаемые в порядке авансирования производственного процесса, исключить из объектов обложения налогом на добавленную стоимость.

Остро стоит необходимость изменения подходов к уплате оборонными предприятиями налога на имущество. Огромные производственные помещения, уникальное дорогостоящее оборудование оказалось либо незадействованным в производственном процессе, либо загруженном частично. Происходит значительное удорожание продукции как за счет условно-постоянных расходов, так и за счет налога на имущество.

По-существу, расходы по поддержанию в работоспособном состоянии оборудования, ранее загруженного производством военной продукции, а в настоящее время не используемого ни в военных производствах, ни в конверсионных и не отнесенного к мобилизационным мощностям, являются убытками предприятий и подлежат компенсации государством в соответствии с Законом о конверсии оборонной промышленности.

Было бы справедливым уточнить перечень имущества юридических лиц, не подлежащего налогообложению на определенный срок (например, на 3 года), включив в него основные фонды, не отнесенные в установленном порядке к мобилизационным мощностям, но высвобожденные из военного производства в связи с сокращением государственного оборонного заказа.

Эта льгота не будет носить индивидуального характера, так как касается в той или иной мере более тысячи предприятий и организаций российской экономики.

Не меняя общей стратегии в области налоговой политики, и не вызывая крупного перемещения финансовых средств, несовместимого с достижением макроэкономической стабильности, в целях сохранения научно-производственного и кадрового потенциала оборонной промышленности необходимы неординарные подходы к  методам налогового регулирования предприятий, осуществляющих конверсию военного производства.

В этой связи заслуживает серьезного внимания эксперимент по созданию территориально-производственных безналоговых зон на базе трех предприятий оборонного комплекса Нижегородской области.

Данный безналоговый режим предполагает полное освобождение от некоторых налогов вновь создаваемых предприятий, разворачивающих исключительно производственную деятельность на неиспользуемой производственной базе оборонного предприятия. При этом указанные налоговые льготы могут распространяться на производственную деятельность самого базового предприятия либо в полном объеме, либо в той его части, которая признана перспективной и конкурентоспособной.

Основной идеей создания таких зон является узаконенная на заранее оговоренный срок и на заранее оговоренных условиях безналоговая производственная деятельность на территории низкоэффективных оборонных предприятий за счет загрузки не используемых помещений, корпусов, технологических комплексов и отдельных видов оборудования сторонними участниками зон.

Необходимость создания таких зон на базе отдельных предприятий оборонного комплекса вытекает из сложившейся на них по объективным и субъективным причинам экономической ситуации.

К объективным причинам, как уже неоднократно указывалось, относятся резкое уменьшение государственных оборонных заказов, задержки в оплате уже выполненных предприятиями военных заказов, общий кризис неплатежей и задержки с оплатой продукции предприятиями-смежниками, издержки процесса реформирования отношений собственности, объективно снижающие управляемость предприятиями, высокий уровень износа основных фондов (46% по нижегородским оборонным предприятиям).  

К субъективным можно отнести следующие причины: отсутствие рыночного опыта у руководителей оборонных предприятий, их неумение организовать приток заказов и инвестиций извне, иждивенческие настроения в расчете на государственную поддержку.

В условиях, когда государство не имеет возможности оказать предприятиям сколько-нибудь действенную помощь в традиционных формах, предусматривающих огромные прямые затраты без гарантированной отдачи, подобный эксперимент вполне оправдан.

Создание этих зон не потребует от государства значительных прямых затрат (в противовес дорогостоящим классическим зонам свободного предпринимательства), поскольку торможение фискальных потоков все равно менее обременительно для  бюджета, чем альтернативные этому прямые финансовые вливания. Кроме того, реальные расчеты показали, что предложенные к участию в проекте оборонные предприятия почти ничего не платят в бюджет в виде налогов. Следует помнить также о выигрыше на пробеге средств: традиционная схема взимания и аккумулирования налоговых потоков с их дальнейшим возвратом на предприятия в виде оплаты госзаказа и централизованных инвестиций предполагает определенные инфляционные потери.

Наряду с необходимостью, существуют и предпосылки создания таких зон, вызванные спецификой оборонных предприятий:

низкий уровень использования существующего научного, производственного и кадрового потенциала предприятий оборонного комплекса (уровень загрузки оборудования на предприятиях области менее 60%);

традиционно высокий уровень автономности производственной деятельности (защищенный внешний периметр, охрана, пропускной режим, транспортная инфраструктура);

сформировавшийся замкнутый цикл решения любых кадровых, опытно-конструкторских и производственных задач.

Таким образом, использование нетрадиционного механизма предоставления налоговых льгот позволяет решить основные проблемы оборонного предприятия:

создать механизм государственной поддержки предприятий оборонного комплекса, направленный на раскрытие внутренних возможностей предприятий и региона, и не требующий значительных прямых затрат;

структурно перестроить производства под действием рыночных приоритетов;

сохранить и загрузить трудовые и технологические ресурсы предприятия, избежать безработицы;

изыскать дополнительные финансовые резервы и привлечь негосударственные инвестиции.

Опыт и практика показывают, что налоги не являются чисто экономическими проблемами, в значительной мере налоговая политика связана с политическими вопросами, разрешение которых весьма трудно. Существуют периоды, когда финансовая система и ее неотъемлемая часть - налоги, способны поставить под угрозу желание и способность предприятий работать в интересах государства. Нынешняя ситуация в России такова, что требует нетрадиционной перестройки взаимоотношений государства с предприятиями оборонного комплекса.


3.3. Предложения по совершенствованию кредитной

                      политики в оборонном комплексе

        

В ходе проведения радикальной реформы, направленной на создание рыночной экономики, возникла необходимость решения комплекса острейших проблем, среди которых ключевой является последовательное снижение инфляции и недопущение резких колебаний ее темпов.

Антиинфляционная направленность проводимых в стране мероприятий определяет кредитную политику государства на современном этапе.

В мировой практике воздействие кредитной политики государства на экономику осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитного регулирования: процентной политики, резервных требований, централизованного ресурсного обеспечения /54, 60, 68, 92/.

Существование в российской экономике двухуровневой банковской системы (Центральный банк - коммерческие банки) не позволяет государству широко практиковать методы прямых ограничений сфер кредитования и банковской активности.

Кредитная политика государства учитывает несколько специфических моментов процесса развития коммерческой части банковской системы страны.

Во-первых, в результате инфляции происходит процесс сокращения реальных размеров капиталов коммерческих банков.

Во-вторых, государство предпринимает  определенные меры по укрупнению коммерческих банков.

Параллельно с замедлением темпа роста банков в 1994 году по сравнению с 1995 г. происходила концентрация банковского капитала. В таблице 4.1 показано, что в 1994 году на средние банки

Таблица 4.1

 

Удельный вес банков с различными уставными фондами

( Бюллетень банковской статистики за 1994 - 1995 год )

 

 

Уставный фонд

Удельный вес банков в % на 1.01.94г.

Удельный вес банков в % на 1.01.95г.

до 100 млн.руб.

13,50

3,90

от 100 млн.руб. до 1 млрд.руб.

78,28

46,09

1-5 млрд.руб.

6,83

27,73

более 5 млрд.руб.

1,39

6,48


приходилась основная часть, а крупные банки составляли меньше 10%, тогда как в начале 1995 года  крупные банки составляли больше 30%, а средние - 46%.

Капитал банков пока еще недостаточно высок для инвестиций, но концентрация капитала является серьезным сигналом начала движения в этом направлении: увеличивается количество коммерческих банков, способных к мобилизации инвестиционных ресурсов рыночными методами и создаются условия для конкуренции с бюджетным финансированием.

Очевидно, что коммерческие банки с небольшим уставным капиталом занимаются в основном кредитованием посреднической деятельности. Эти банки не в состоянии справиться с поставленной перед кредитной системой стратегической задачей - стимулированием деловой и инвестиционной активности предприятий.

По действующему налоговому законодательству освобождаются от налогообложения прибыль банков, полученная от предоставления кредитов сроком на три и более года. Однако на практике, несмотря на освобождение от налогообложения, только 2,1% от общей суммы  кредитов за 1994 год были выданы на столь длительный срок. Если же такие кредиты и предоставлялись, то банки не могли проконтролировать их использование по целевому назначению. Большая часть таких кредитов была выдана предприятиям без определенной отраслевой принадлежности, основная деятельность которых сосредоточена в сфере обращения. По данным за 1994 год более 60% от суммы выданных кредитов приходилось на такие холдинги и только 30% было направлено в промышленный сектор экономики.

Для того, чтобы ситуация изменилась, необходимо предпринять целый ряд комплексных мер, не ограничивающихся налоговым регулированием банковской деятельности.

Было бы целесообразным более четко установить отраслевые приоритеты российской экономики. Для более эффективного воздействия на процесс инвестирования средств в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли (к которым относятся оборонные отрасли промышленности) следовало бы утвердить перечень предприятий с поименным их указанием. Прибыль, полученную банками от предоставления кредитов таким предприятиям, следует освобождать от уплаты налога на прибыль.

Об эффективности таких мер свидетельствуют многочисленные примеры из зарубежной практики, однако в российской действительности эта мера может не принести желаемых результатов без соответствующих гарантий государства. Так, имеются факты, что коммерческие банки отказались предоставлять предназначенные электроэнергетикам льготные кредиты, ссылаясь на неплатежеспособность их потребителей. Решением проблемы могли бы быть:

гарантии возвратности кредита Правительством Российской Федерации;

предоставление таких кредитов в вексельной форме c  обязанностью Центрального Банка принимать их к учету от коммерческих банков.

В-третьих, введено аукционное размещение  централизованных кредитных ресурсов среди коммерческих банков.

В настоящее время кредиты Центрального банка России  являются одним из основных источников формирования ресурсной базы коммерческих банков, покрывая почти половину их потребностей, а в отдельных банках их доля достигает 80%. Эти банки практически не имеют собственных ресурсов для кредитной поддержки деятельности предприятий, тем более инвестиционной.

С учетом перечисленных специфических особенностей развития коммерческих банков на современном этапе правительственная кредитная политика реализуется по следующим основным направлениям:

отказ от широкого использования льготных централизованных кредитов с дотированием процентов по ним со стороны государства;

перевод отдельных целевых льготных кредитов в режим бюджетного финансирования на возвратной основе (инвестиционные и конверсионные кредиты);

перевод отдельных целевых кредитов в режим бюджетных ссуд (сроком не  выходящим за пределы календарного года) или прямых бюджетных дотаций;

введение в практику специализации банков и других финансовых институтов по видам их деятельности (универсальные, депозитные, инвестиционные, др.);

введение института уполномоченных  Правительством Российской Федерации банков на проведение определенных функций в отношении предприятий или осуществление специальных кредитных линий;

отмена практики списания государством кредитов как формы скрытого субсидирования предприятий;

дальнейшее развитие системы государственного надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков, оценки качества функционирования банков, применения санкций к тем, кто злоупотребляет своим положением и искусственно ухудшает положение с расчетами.

Одним из направлений правительственной кредитной политики, нацеленной на обеспечение и оживление производственного сектора экономики, должно быть создание условий для восстановления оборотных средств предприятий. Для этого необходимо принять меры по повышению доступности кредитов на эти цели - как через снижение процентной ставки, так и через расширение разнообразия форм предоставления целевых кредитов на пополнение оборотных средств.

Активно обсуждается среди промышленников предложение о целесообразности частичного списания задолженности предприятий по краткосрочным кредитам банкам, подвергаемых санации и реорганизации с оформлением соответствующих долговых обязательств перед государством.

Приведение системы государственного регулирования в соответствие с интересами развития отечественного высокотехнологичного производства требует радикального изменения кредитной инвестиционной политики. Необходимо снижение процентной ставки по инвестиционным кредитам - как через снижение учетной ставки Центрального банка в соответствие со снижением уровня инфляции, так и через открытие специальных инвестиционных кредитных линий, проводимых через уполномоченные  коммерческие банки.

В частности, предлагается открыть специальную кредитную линию коммерческого льготного кредитования под гарантию Правительства на   1-2 года для обеспечения финансирования пусковых и переходящих объектов, предусматривая целевое использование средств для закупки оборудования у отечественных производителей.

Важна роль кредитной политики в создании системы регулирования рынка ценных бумаг. Необходимо на базе имеющегося опыта расширять функцию крупнейших банков как эмитентов ценных бумаг с обеспечением соответствующего механизма залога.


3.4. Предложения по совершенствованию политики финансирования

                          создания и закупок ВВТ


Государственная политика,  направленная  на  резкое сокращение милитаризованности российской экономики,  особенно сильно затронула научную сферу,  причем как область фундаментальных военных исследований, так и прикладные научно-исследовательские работы  по  совершенствованию системы вооружений и военной техники.

Социально-экономический кризис  обострил  противоречия   между экономическими  реалиями "дефицитной" экономики и богатым накопленным интеллектуальным потенциалом и привел  к  необходимости  поиска новых условий и организационных форм его развития и путей трансформации системы управления наукой в соответствии с изменившейся ситуацией.

Традиционная для советской экономики финансовая основа существования науки (подавляющая доля государства в финансировании исследований) органически породила неспособность этой сферы к восприятию рыночных  инновационных механизмов.  В силу этого с начала экономических преобразований необходимы были осторожность,  последовательность  и время для проведения мероприятий по адаптации этой сферы к рыночным условиям.

Однако произошло обратное. В результате наука из фактора национального престижа,  области особой государственной поддержки, позволявшей  ранее не считать затраты и не учитывать потери при выполнении государственных задач,  сделалась областью "остаточного принципа распределения",  исключенной из числа сфер, требующих наибольшего внимания со стороны государства,  поскольку она не стала "инструментом" решения тех организационно-экономических задач,  которые стоят в центре внимания - быстрой финансовой стабилизации и  сокращения спада производства в базовых отраслях.

На этом фоне принципиально новая ситуация в  военно-промышленной области, снизившая интерес властных структур к оборонному комплексу в целом и оборонной науке в частности,  привела к стремительной потере научно-технического потенциала в сфере разработки вооружения и военной техники, а также технологий "двойного применения".

Между тем мировой практикой доказано,  что структурная перестройка промышленности,  на основе которой может быть достигнут в будущем  подъем экономики,  в значительных масштабах зависит от государственных мероприятий в области науки.

Нет оснований сомневаться,  что, как и в прошлом, научная деятельность,  связанная с военными заказами,  может оказывать большое воздействие  на темпы и направления развития технического прогресса практически во всех областях: связи, энергетике, транспорте, строительстве, переработке сельскохозяйственной продукции. Именно поэтому Президентом РФ принято решение о направлении на важные НИОКР не менее 10% общей суммы расходов на национальную оборону.

Государство для обеспечения всех мероприятий финансовыми ресурсами использует механизм финансирования,  который  включает  институциональный аппарат и систему процедур и методов по принятию и реализации решений в военно-финансовой области /10, 89/.

Институциональный аппарат   представляет  собой  органы государственной власти,  участвующие в  составлении  и утверждении соответствующих бюджетных смет,  а также осуществляющих контроль за их исполнением.

Отличия возникают в ходе исполнения федерального бюджета и использования ассигнований (по форме и подходам к финансированию).

На практике  это  предопределено факторами,  связанными прежде всего с кризисом российской экономики:

ежегодным снижением  как относительных,  так и абсолютных объемов финансирования из бюджета расходов на  оборону  и  сохранением этой тенденции на ближайшие годы;

изменением приоритетов финансирования внутри научной  сферы  в направлении НИОКР гражданского назначения, включая использование на эту цель научно-технического и кадрового потенциала военной науки;

применением к расходам на НИОКР, финансируемым за счет средств федерального бюджета (включая и  проводимые  по  бюджету  обороны), процедуры секвестра;

усилением тенденции изменения структуры НИОКР в сторону увеличения  доли  прикладной  науки и разработок в ущерб фундаментальным направлениям ее развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.