реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

В течение года ежеквартально банки направляют в МВРК информацию об использовании кредитов предприятиями, отчетность представляется банками в Минфин и в оперативном порядке. Сведения об использовании кредитов представляют и предприятия.

Предусмотрено также, что министерства и ведомства не позднее 20 января каждого года представляют в Минэкономики и Минфин доклады об использовании кредитов и их эффективности. При этом ответственности за фактические результаты осуществления программ они не несут.

Реализация такой схемы предоставления кредитов в условиях бесперебойного финансирования из бюджета достаточно эффективна с точки зрения движения финансовых потоков и эффективности использования и контроля за выделенными средства. Однако единственным рыночным элементом  такого механизма является конкурсная основа отбора программ,

Практика 1993-1994 годов показала, что при ограниченных бюджетных средствах и сложившемся общем механизме финансирования государственных расходов (на основании месячных лимитов, в меру поступающих в федеральный бюджет доходов и т.п. ограничений) выявляется ряд отрицательных моментов, которые снижают эффективность системы управления конверсией на всех уровнях /6/ :

конверсионные программы предприятий в течение 6-ти и более месяцев согласовываются в шести инстанциях (отраслевой орган, Минэкономики, Минфин, уполномоченные банки, МВРК, Правительство РФ). Из этих инстанций реально заинтересованы в успешном выполнении программ и возвратности кредитов только уполномоченные банки и Минфин;

ограниченные бюджетные средства рассыпаются по неоправданно большому количеству программ, значительная часть которых разбалансирована по финансовым источникам, и , следовательно, не обеспечивает достижения планируемых результатов;

схема не предполагает долевого участия в финансировании программ частного предпринимательского сектора и иностранных инвестиционных институтов;

отсутствует вневедомственная система управления конверсией, не определено участие в конкурсах и включение в перечни конверсионных программ вневедомственных структур ( АО, холдингов, консорциумов и пр.).

Существующая система управления конверсией на практике  не учитывает необходимости координации конверсионных мероприятий федерального и регионального уровней.  Зачастую на одном предприятии из федеральных источников  и средств региональных фондов финансируются разные программы, что в условиях недостаточности средств вызывает затягивание сроков ведения работ и сдерживает конечные результаты по программам.

Кроме того,  такая ситуация может привести к возникновению дублирующих производств, что  в условиях низкого платежеспособного спроса чревато отсутствием сбыта. Так, например, получилось  с мотоблоками, выпуск которых предусматривался в рамках Государственной программы конверсии  на одних предприятиях, а в рамках региональных программ - на других.

Развитие новых форм и видов территориальной рационализации производства и кооперации в условиях формирования рынка может явиться основой коренного преобразования всей структуры управления конверсией - осуществления перехода от вертикальных связей (Правительство - министерство - предприятие ) к горизонтальным (местные власти - предприятие - смежник - финансово-банковские организации).

Таким образом, несмотря на коренные политические и экономические изменения в стране, до сих пор при решении проблем конверсии реализуется старая  административно-командная схема: провозглашаются достаточно обоснованные цели и приоритеты, под них  заявляются крупные государственные ассигнования и льготные кредиты, которые "выколачиваются" всеми  средствами, включая  лоббирование на высшем правительственном уровне.  Далее средства поступают предприятиям и съедаются текущими финансовыми трудностями.

Решение указанных проблем видится, с одной стороны, в решительном улучшении использования государственных средств за счет  сужения приоритетов и концентрации  области их применения. Федеральная программа конверсии должна освобождаться от долгосрочных, неэффективных и неактуальных проектов.

С другой стороны,  необходимо существенное расширение самостоятельности самих предприятий и на этой основе оптимизация производства и системы управления на микроуровне. Возникает необходимость скорейшего проведения разгосударствления и приватизации предприятий, дальнейшее содержание которых в госсекторе нецелесообразно как с точки зрения экономических интересов государства, так и с учетом факторов, определяющих уровень безопасности страны. Это даст хозяйственную самостоятельность производителю и будет способствовать созданию рыночной системы, предполагающей свободное перемещение материальных ресурсов и рабочей силы, развитие фондового рынка,  образование финансово-промышленного капитала.


                                      Выводы


1. В результате политико-экономического распада бывшего Союза на территории России осталось 67%  предприятий  промышленности  и 73% научных организаций оборонного комплекса,  что с точки зрения потенциальных возможностей позволяет обеспечить выполнение  государственных задач  по разработке и производству ВВТ с высоким качеством и в количестве,  достаточном для обеспечения обороноспособности страны.

Однако за последние годы наблюдается постоянный спад  общего объема производства  в  оборонных отраслях,  который составлял по сравнению с предыдущим годом:  в 1992г. - 18%, в 1993г.- 16%, в 1994г.-  35%.  При  этом произошел структурный сдвиг в продукции оборонного комплекса:  в 1990г. выпуск военной продукции составлял 60%,  гражданской - 40%,  а в 1994г.  - соответственно 32% и 68%.

Основными причинами  такого  состояния  оборонного  комплекса являются:

общие трудности,  характерные  для экономики России (рост цен на энергоресурсы,  материалы, комплектующие, несовершенство налоговой системы и др.);

разрыв хозяйственных связей с поставщиками и покупателями как в России, так и в ближнем зарубежье;

потеря со стороны государства функций управления  предприятиями, находящимися в государственной собственности;

отсутствие стабильного государственного оборонного  заказа  и стратегической программы развития оборонного комплекса;

общий кризис неплатежеспособности, а следовательно, взаимные долги предприятий,  несвоевременная  оплата произведенной продукции, низкая покупательная способность большой части населения;

сокращение финансовых  возможностей поддержания научно-технического потенциала;

отсутствие стабильной  государственной поддержки конверсируемых предприятий,  недостаточное  и  несовершенное  финансирование конверсионных проектов;

неэффективное использование  ассигнований,  направляемых   на нужды конверсии оборонных предприятий.

2. Конверсия оборонной промышленности,  проводимая в  беспрецедентных в  мировой  практике масштабах и темпах,  с момента ее начала и до настоящего времени не обеспечивает эффективное преобразование оборонного  комплекса и его переориентацию на гражданские нужды.  Одна из главных задач конверсии - сохранение и развитие научно-технического и производственного потенциалов оборонного комплекса - практически не решается.

Основными проблемами конверсии оборонной промышленности являются:

кризисное состояние экономики страны;

отсутствие стабильной оборонной политики,  основанной на  Основных положениях  военной  доктрины РФ,  концепции развития ВВТ, государственной программе развития ВВТ, государственном оборонном заказе, а также идеологии мобилизационной подготовки;

отсутствие обоснованных прогнозов уровня развития ВВТ  и  ассигнований на оборону;

незавершенность создания нормативно-правовой базы,  регламентирующей эффективное   функционирование  оборонного  комплекса  в  складывающихся политических и экономических условиях;

отсутствие необходимого  информационно-аналитического обеспечения процесса конверсии;

наличие излишних  и  неиспользуемых товарно-материальных ценностей;

отток из  оборонного комплекса высококвалифицированных кадров узкой специализации;

содержание инфраструктуры (жилой фонд,  дома отдыха,  детские сады, дома культуры, спортивные сооружения и т.п.).

3. Действующей  системе  управления конверсией оборонной промышленностью присущи следующие недостатки, не позволяющие адаптировать протекающие в оборонных отраслях промышленности процессы к новым экономическим и политическим условиям:

длительный срок согласования конверсионных программ предприятий (до шести и более месяцев);

распыление бюджетных  средств  по неоправданно большому количеству программ,  значительная часть которых разбалансирована  по финансовым источникам;

отсутствие возможности  долевого  участия  в   финансировании программ конверсии частного сектора и иностранных инвесторов;

отсутствие вневедомственной системы управления конверсией;

отсутствие координации конверсионных мероприятий  федерального и регионального уровней;

практически не  используются экономические рычаги в процессе управления конверсией.

4. Для  достижения  целей конверсии оборонной промышленности, предусмотренных Государственной программой,  в  условиях  жестких финансовых ограничений необходимо:

разработать концепцию и структуру федеральной программы  конверсии оборонного комплекса до 2000г.,  уточнить Государственную программу конверсии на 1993-1995гг.  с целью   продления ее  срока до 1997г.;

осуществить переход к селективной  государственной  поддержке промышленных предприятий,  конструкторских бюро и научно-исследовательских организаций,  способных к созданию и  развитию  конкурентоспособных производств  по выпуску наукоемких и высокотехнологических видов гражданской продукции;

развивать новые  формы  и виды территориальной рационализации производства и кооперации в условиях формирования рынка  с  целью преобразования структуры  управления  конверсией  - осуществления перехода от вертикальных связей (Правительство -  Министерство  - предприятие) к  горизонтальным (местные органы власти - предприятие - смежник - финансово-банковские организации);

обеспечить существенное расширение самостоятельности предприятий оборонного комплекса и на этой основе оптимизировать  производство и  системы  управления на микроуровне,  провести разгосударствление и приватизацию предприятий, дальнейшее содержание которых в госсекторе нецелесообразно как с экономической точки зрения, так и с учетом факторов,  определяющих уровень  безопасности страны.


2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ    

УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРСИЕЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА


Глобальное уменьшение военной опасности,  снижение уровня противостояния  открыли новые возможности серьезного  сокращения  объемов военного производства.

Конверсионные процессы стали социально-экономической  реальностью нашего времени.

Опыт осуществления конверсии в России и  ряде  западных  стран показал,  что  эти  сложные  многомерные  процессы обуславливают не только структурную перестройку промышленности и механизма ее функционирования,  но и изменяют в значительной мере экономическую и социальную среду. Указанное обстоятельство означает, что первым шагом в исследовании данной проблематики должно явиться обоснование основных целей и задач системы управления конверсией  оборонного комплекса, структуры и функций ее субъектов, а также разработка методического подхода к  оценке  эффективности  функционирования этой системы  и предложений по созданию Государственной системы управления конверсией оборонного комплекса.


2.1. Основные цели и задачи развития системы управления

         конверсией оборонного комплекса


Для однозначного понимания дальнейшего изложения дадим  основные понятия и определения, имеющие концептуальное значение / 56/.

Под конверсией военного производства следует понимать  процесс переориентации деятельности оборонных предприятий, НИИ и КБ  на выпуск продукции гражданского назначения,  обеспечиваемой  на  основе полного или частичного снятия военных заказов и осуществления комплекса социально-экономических, научно-технических и организационных мер по перепрофилированию оборонного комплекса.

Глубина конверсии определяется относительной  долей  снимаемых объемов военного  производства  и  высвобождаемых  производственных мощностей оборонных предприятий.

Масштабы конверсии определяются  степенью  распространенности конверсии в сфере военного производства,  выражающейся  в  том  или ином охвате оборонных предприятий, НИИ и КБ процессами  переориентации их деятельности на гражданские нужды.

Конверсируемое предприятие - это оборонное или  сопряженное  с ним производство, на котором в соответствии с принятым на государственном уровне решением сокращается или полностью прекращается разработка или производство вооружения и военной техники.

Логическая структура  процесса конверсии оборонного комплекса включает следующие взаимосвязанные  и  взаимообусловленные этапы ее проведения (рис. 2.1)  /50 /  :

принятие политического решения о проведении конверсии;

разработка новой военной доктрины;

сокращение численности вооруженных сил,  совершенствование  их структуры и оснащенности;

сокращение объемов производства вооружения и военной техники в соответствии с новыми заявками государственных заказчиков;

разработка общей концепции конверсии с указанием ее целей, задач, путей и сроков осуществления (с учетом предыдущих этапов, экономического состояния страны и ее военной промышленности);

разработка государственной программы конверсии военного производства;

создание правовой,  организационной,  материально-технической, финансовой и социальной баз конверсии;

осуществление принятой программы конверсии на государственном, региональном и местном уровнях;

анализ хода  и  результатов  конверсии  на каждом из уровней с целью корректировки разработанных  планов,  устранения  возникающих трудностей, диспропорций,  негативных  социальных и других последствий.

Для практической реализации этих этапов конверсии необходима согласованная деятельность центральных органов, отраслевых и региональных центров конверсии по сбору, обработке, накоплению и анализу соответствующей информации.

Исходя из  логики предложенной концептуальной модели конверсии военного производства, сформулируем основное содержание концепции.


        Основные цели, задачи и принципы конверсии


Стратегической целью конверсии военного производства является преобразование оборонного сектора экономики России  и  связанных  с ней социально-экономических  отношений,  обеспечивающее  укрепление экономической независимости и национальной безопасности страны.

Основными целями конверсии военного производства  на среднесрочную перспективу являются  /52 / :

сохранение и эффективное использование в новых условиях научно - производственного, кадрового и инновационного потенциалов  оборонных  отраслей промышленности;

продуктивное использование научно-производственного потенциала оборонного комплекса  для модернизации и реконструкции гражданского сектора экономики;

максимально эффективное использование научного, производственного и технологического потенциала оборонного комплекса для  развития экспортной базы и импортозамещения.

Достижение перечисленных выше целей требует решения  следующих задач:

планирование конверсионных мероприятий с  использованием методов программно-целевого планирования и управления;

эффективное использование кредитов;

организация и  проведение  экспертизы конверсионных проектов и программ;

привлечение республиканских и муниципальных средств для финансирования конверсионных проектов;

привлечение коммерческих  (в т.ч. зарубежных) инвестиций и кредитов на основе государственных гарантий;

приоритетное финансирование проектов и программ,  предусматривающих конверсию только в область высоких технологий и с  использованием техники и технологий двойного применения;

обеспечение государственного контроля за сохранением реконверсионной и мобилизационной способности  предприятий любых форм собственности, выполняющих оборонные заказы;

сохранение государственного  контроля  и  поддержки   развития "критических"  с  точки  зрения  обороноспособности  технологий  на предприятиях любых форм собственности;

совершенствование действующих  и  разработка  новых  нормативно-правовых актов,  регулирующих  вопросы конверсии военного производства;

создание системы информационного обеспечения конверсии, ориентированной как на нужды конверсируемых предприятий,  так и на интересы потенциальных заказчиков и инвесторов конверсионных программ и проектов.

Целевыми задачами  конверсии  военного  производства  являются резкое увеличение  выпуска  непродовольственных  товаров  народного потребления и производственного оборудования,  необходимого для решения задач обеспечения продовольствием,  одеждой и жильем, подъема здравоохранения, поддержания нормальной среды обитания; обеспечение научно-технического процесса в ключевых отраслях промышленности  за счет форсирования развития наукоемких производств, таких как электроника, вычислительная техника,  средства связи, авиационная и космическая техника, разработка новых материалов и технологий, включая время -, ресурсо- и энергосберегающие; обеспечение потребностей Вооруженных Сил в мирное и военное время.


        Основные принципы и направления конверсии

                         оборонного комплекса


Основными принципами,  определяющими  стратегию  и тактику осуществления конверсии на всех уровнях управления (федерация, регион, предприятие) являются  / 56 /:

согласованность принимаемых решений по  разоружению  с  готовностью военного  производства  осуществить их в установленные сроки при сохранении необходимого оборонного потенциала без  дезорганизации производства и социальных издержек;

сбалансированность процессов разоружения и конверсии  военного производства по ресурсам и срокам;

сочетание при реализации  мероприятий  по  конверсии  военного производства методов государственного регулирования и рыночных преобразований;

ориентация конверсируемых предприятий, научно-исследовательских  и  конструкторских организаций на разработку и производство наукоемкой и технически сложной гражданской  продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках;

ответственность государства  за  социально-экономические  последствия конверсии военного производства;

сочетание государственной  поддержки  с мобилизацией свободных кредитных ресурсов в народном хозяйстве;

конструктивно-технологическая общность   снимаемой  военной  и планируемой гражданской продукции;

поддержание мобилизационного  потенциала конверсируемых предприятий.

Основными приоритетными направлениями конверсии, учитывая возможность  предприятий,  НИИ  и  КБ  оборонного  комплекса и в целях максимального сохранения ранее сложившегося потенциала, являются:

развитие гражданской авиации;

возрождение Российского Флота;

развитие производства оборудования для ТЭК;

развитие производства машин и оборудования для жилищного и дорожного строительства;

развитие  производства  машин  и  оборудования для лесопромышленного комплекса;

создание и развитие производства технологического оборудования для перерабатывающих отраслей АПК;

создание и развитие производства технологического оборудования для легкой промышленности;

создание и развитие производства технологического оборудования для торговли и общественного питания;

развитие производства  и  насыщение  рынка высококачественными товарами длительного пользования;

развитие средств связи и информатики;

развитие оборудования для экологии;

развитие производства современной медицинской техники и оборудования для лечебных учреждений;

развитие производства  продукции  гражданского  назначения  на предприятиях Минатома России.

Развитие конверсии  в  условиях рынка требует предварительного решения ряда конкретных проблем /4, 50, 80/:

разработки концепции  новой государственной промышленной политики и объявления государственных приоритетов с  размерами  их  финансового обеспечения;

разработки концепции приватизации и  акционирования  оборонных предприятий;

разработки концепции государственной инвестиционной политики;

разработки концепции  внешнеэкономической деятельности и военно-технического сотрудничества;

информационного обеспечения  анализа  и  прогноза  конъюнктуры рынка (маркетинговых исследований) в целях эффективного использования высвобождаемого потенциала конверсии и максимального удовлетворения потребностей населения.

     Общая технология формирования государственных и

                  региональных программ конверсии


Разработка и корректировка государственной программы конверсии оборонной промышленности РФ исходят из / 5, 6, 19, 32, 58/:

учета фактически  состоявшихся  и прогнозируемых внешнеполитических решений в области разоружения, программы разработки и производства  вооружения  и  военной  техники (даются оценки приоритетам среди сохраняемых направлений военного производства и НИОКР,  уточняется номенклатура военных заказов и расходы на их реализацию);

дифференцированного подхода к различным по приоритетности направлениям разработки и производства гражданской продукции  промышленного  назначения  и непродовольственных товаров народного потребления  (при этом производится инвентаризация высвобождаемых из сферы военного производства и НИОКР ресурсов,  выявляются наиболее эффективные сферы возможного их применения в народном хозяйстве.  Данная работа  проводится  органами государственного управления конверсией РФ, конверсируемыми предприятиями на основе информации о снятии военных заказов.  На основе реализации принципов маркетинга,  анализа структуры высвобождаемых кадровых,  материально-технических, информационных ресурсов вырабатываются приоритетные задачи конверсии для последующей проработки с платежеспособными заказчиками и  включения в сферу деятельности оборонного комплекса);

отбора наиболее  эффективных  конверсионных  проектов  для  их включения в состав программы и практической реализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.