реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экологическая экспертиза

производится с разрешения специально уполномоченных на то государственных

органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с

органами Мнздрава РФ. Запрещается размещение токсичных отходов, в том числе

отходов атомной промышленности, на территории вблизи городов и других

населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных,

рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность для

здоровья населения и состояния ОС.

Нарушение указанных правил, фиксируемых в выдаваемом разрешении, влечет

за собой ограничение, приостановление либо прекращение проектирования и

реализации деятельности предприятий и иных объектов по предписанию

специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны

окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора

(Минздрава РФ).

Существуют специальные экологические требования к военным и оборонным

объектам, военной деятельности (ст.55), которые в полной мере относятся к

военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на

территории РФ, к дислокации войск и военной техники (кроме особых

ситуаций), точно также как и обычные требования - к проектированию,

размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации обычных

предприятий, сооружений и иных объектов.

В соответствии с законодательством РФ военные органы обязаны не

допускать, а в случае его возникновения - возместить вред, причиненный

окружающей природной среде и здоровью человека.

Требования по охране озонового слоя Земли (ст.56) должны соблюдаться

как при проектировании, так и при хозяйственной деятельности. Их выполнение

обеспечивается: планированием и организацией наблюдения, учета и контроля

изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной

деятельности и иных процессов; установлением и соблюдением нормативов

предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние

климата и озонового слоя; регулированием производства и использования в

быту химических веществ, разрушающих озоновый слой; применением мер

ответственности за нарушение указанных требований.

В соответствии с международными соглашениями министерства и ведомства,

предприятия, учреждения, организации обязаны планировать и сокращать, а в

последующем полностью прекратить производство и использование химических

веществ, вредно воздействующих на озоновый слой.

Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих

на состояние озонового слоя Земли, утверждается и контролируется специально

уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны ОС, о

чем сообщается всем министерствам и ведомствам, предприятиям, учреждениям,

организациям. Нарушение установленного порядка производства или

использования химических веществ, вредно воздействующих на состояние

озонового слоя, влечет за собой приостановление либо прекращение

проектирования и деятельности предприятий, учреждений, организаций или

отдельных цехов, агрегатов, технологических процессов, оборудования по

предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в

области охраны окружающей природной среды (после ГЭЭ).

Требование запрета разработк и реализация проектов, существенно

влияющих на окружающую природную среду (ст.57) является одним из наиболее

общих и важных экологических требований, касающихся экологической

эеспертизы. В соответствии с ним запрещается разработка и реализация

народнохозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением

высокопродуктивных естественных экологических систем и природного

равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли,

уничтожением генетических фондов растений и животных, наступлением других

необратимых последствий для здоровья человека, окружающей природной среды.

Все перечисленные выше экологические требования базируются на системе

нормирования, регламентируемой в общем виде в разделе IV обсуждаемого

закона, в соответствии с которым при нарушении нормативов качества ОС (ПДК,

ПДУ и др.), а также нормативов предельно допустимых вредных воздействий -

ПДВ, ПДС, ПДН и т.д.) планирование и осуществление выбросов, сбросов и

других вредных воздействий на ОС могут быть ограничены, приостановлены или

прекращены (после соответствующей ГЭЭ) по предписанию специально

уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны ОС и

санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).

К данным нормативам относятся: нормативы предельно допустимых

концентраций вредных веществ (ст.26), предельно допустимых выбросов и

сбросов (ст.27), предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных

полей и иных вредных физических воздействий (ст.28), в т.ч. радиационных

(ст.29), а также предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в

сельском хозяйстве (ст.30), нормативы предельно допустимых остаточных

количеств химических веществ в продуктах питания (ст.31), экологические

требования к продукции, новой технике, технологии, материалам и веществам

(ст.32), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду

(ст.33) и нормативы санитарно-защитных зон (ст.43).

Фактически процедура нормирования относится к виду послепроектной

государственной ЭЭ (экологическому аудиту), хотя данное направление ЭЭ

законодательно не определено как таковое и рассматривается как функция

экологического контроля. Оно затрагивает кроме объектов промышленности

также и объекты сельского хозяйства, мелиорацию, объекты энергетики,

городское строительство, деятельность, связанную с использованием

радиоактивных материалов, а также химических и биологических веществ в

народном хозяйстве, объекты с вредными физическими воздействиями, отдельно

объекты-источники производственных и бытовых отходов и даже военные и

оборонные объекты. Сюда же законодательство относит деятельность, связанную

с образованием вредных веществ, воздействующих на состояние климата

(потепление) и озоновый слой.

Все экологические требования, учитываемые при экологической экспертизе,

группируются в подзаконных нормативно-правовых документах по группам,

соответствующим стадиям жизненного цикла объекта экспертизы, к которым

относятся: разработка самой нормативной документации; прединвестиционное

обоснование намерений, в т.ч. по размещению объектов на территории

(предпроектная стадия); обоснования в проектной документиации; обоснования

сертификатов на технику, технологии и материалы; обоснования лицензий

разрешений и согласований для различных видов деятельности (послепроектная

стадия).

Одним из документов, содержащих наиболее полный свод сгруппированных

таким образом экологических требований к обосновывающим документам,

является Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной

деятельности. Ограниченный объем данного учебного пособия на позволяет

подробно останавливаться на конкретных требованиях, но электронный текст

Инструкции прилагается к пособию для самостоятельного изучения.

Кроме данного документа общего характера существует ещё несколько

десятков ведомственных нормативных документов, содержащих конкретные

экологические и другие, учитываемые при ЭЭ наравне с ними, требования.

Структурированный перечень этих документов приводится в приложении к

Программе по данному курсу, а также в приложении к Регламенту ГЭЭ и в

приложении к приказу Госкомэкологии России от 25.09.97 № 397.

Глава 2. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА

ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.

(ОВОС)

Тема № 5. ОВОС КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Российское законодательство содержит требование разработки оценки

воздействия на окружающую среду (ОВОС) до реализации любого проекта, так

или иначе влияющего на состояние элементов окружающей среды. В связи с этим

безусловно можно утверждать, что цели разработки ОВОС - превентивные меры,

вполне отвечающие по смыслу термину "охрана окружающей среды".

Для предотвращения любых негативных последствий различной человеческой

деятельности необходимо последовательно, этап за этапом, рассматривать и

оценивать как прямые, так и косвенные последствия любого воздействия.

Каждый из проектов, касающихся любого вида человеческой деятельности,

формально включает в себя несколько этапов, начиная с декларации о

намерениях, прединвестиционного обоснования, технико-экономического

обоснования (ТЭО) и расчетов (ТЭР) и кончая рабочим проектированием.

Фактически сюда же следует относить и планирование послепроектной стадии.

Согласно закону "Об экологической экспертизе" (ст. 3 и 14) любой этап

разработки проекта должен сопровождаться разделом, имеющим характер ОВОС.

При этом на каждом из этапов осуществляемые оценки отличаются друг от друга

как степенью (глубиной) проработки проекта, так и характером выводов,

завершающих ОВОС. На этапах, когда требуется только обосновать

необходимость данной деятельности, цель ОВОС - показать экологическую

возможность её осуществления и сформулировать экологические предпосылки

возникновения тех или иных экологических проблем, связанных как с

региональными особенностями территории, так и с отраслевой спецификой

деятельности.

Соответственно, проектная стадия, когда известны и качественные и

количественные нагрузки на среду, требует от раздела ОВОС также конкретных

количественных (или экспертных - качественных) оценок возможных

последствий, с тем, чтобы предусмотреть такие технические и технологические

решения, которые позволяют или избежать или свести к минимуму нежелательные

последствия.

Согласованные таким образом с проектными решениями оценки составляют

сущность раздела ОВОС, являющегося неотъемлемой частью проекта, и вместе с

ним представляются на ГЭЭ.

Сопоставление двух понятий. вынесенных в название курса, сделанное во

Введении показывает их принципиальное отличие: "экологическая экспертиза"

(обычно воспринимаемая как ГЭЭ) - это контрольная проверка результатов

исследований и прогнозов, чем по сути и является ОВОС.

Процедура ОВОС в общем виде закреплена в Положении об ОВОС в РФ, а

более подробно описывается в Руководстве по проведению ОВОС и в специальном

письме Госкомэкологии РФ.

Тема № 6. СТРУКТУРА ОВОС И МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА

Хотя ОВОС является составной частью предпроектной (или проектной)

документации, одновременно этот раздел представляет собой законченное

исследование, которое должно быть понятно как специалистам, так и широким

кругам заинтересованных лиц (администрация и население района деятельности)

даже без обращения к технико-технологическим подробностям проекта.

Во многом это достигается правильной структуризацией содержания, где

каждое структурное подразделение логически связано с другими. Такая четкая

логическая последовательность достигается путем некоторых общих принципов,

проверенных опытом работы над ОВОСами.

Различается два аспекта структуры ОВОС. Горизонтальная структура

предполагает последовательное рассмотрение всех элементов и факторов,

взаимодействие которых ожидается в результате осуществления проекта. Сюда

относятся как виды и источники возможного воздействия, так и факторы

природной (атмосфера, гидросфера, литосфера, биота), так и социальной среды

Смысл вертикальной структуры заключается в том, чтобы проанализировать

и понять природные (спонтанные) закономерности многочисленных процессов,

протекающих в данном регионе, оценить существующий уровень нарушений и

изменений, что будет служить исходным фоном для планирования деятельности.

Затем на основе этого анализа требуется сделать прогнозные оценки, что,

собственно и является главной задачей разработки ОВОС. Таким образом,

вертикальная структура каждого "горизонтального" раздела ОВОС включает в

себя 3 уровня:

спонтанные особенности и закономерности существующее состояние

прогноз.

В каждом разделе рассматриваются как прямые воздействия, так и

опосредованные другими факторами, из чего вытекает необходимость

использования данных и выводов каждого раздела для всех остальных, чем и

достигается комплексность оценок.

Возвращаясь к идее о включении послепроектной стадии в сферу

экологической экспертизы и ОВОС, необходимо особое внимание заострить на

анализе и оценке аварийных ситуаций на действующих объектах, а также

соответствующих прогнозах. Действительно, данный вид информационно-

управленческой деятельности явно выходит за пределы традиционного

экологического контроля и требует всё того же аналитического подхода,

свойственного экспертизе.

Основные подходы к оценке безопасности промышленного объекта

представлены в следующих нормативно-правовых документах: Положение о

декларации безопасности промышленного объекта, а также в документах о

Порядке разработке декларации безопасности промышленного объекта РФ и о

Порядке её экспертизы.

Тема № 7. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРУ

Атмосфера - один из элементов окружающей среды, который повсеместно

подвержен воздействию человеческой деятельности. Последствия такого

воздействия зависят от многих факторов и проявляются в изменении климата и

химического состава атмосферы. Эти изменения, безразличные для самой

атмосферы, являются существенным фактором влияния на биотическую

составляющую среды, в том числе на человека.

Атмосфера, или воздушная среда, оценивается в двух аспектах.

1. Климат и его возможные изменения как под влиянием естественных

причин, так и под влиянием антропогенных воздействий вообще (макроклимат) и

данного проекта в частности (микроклимат). Эти оценки предполагают также

прогноз возможного воздействия климатических изменений на осуществление

проектируемого вида антропогеной деятельности.

2. Загрязнение атмосферы, оценка которого проводится по структурной

схеме, изложенной в теме 5. Сначала оценивается возможность загрязнения

атмосферы с помощью одного из комплексных показателей: потенциал

загрязнения атмосферы (ПЗА), рассеивающая способность атмосферы (РСА) и др.

Затем проводятся оценки существующего уровня загрязнения атмосферы в данном

регионе. Выводы и о климато-метеорологических особенностях, и об исходном

загрязнении атмосферы опираются на, прежде всего, данные регионального

Росгидромета, в меньшей степени - на данные санитарно-эпидемиологической

службы и специальных аналитических инспекций Госкомэкологии, а также на

другие литературные источники. И, наконец, на основании полученных оценок и

данных о конкретных выбросах в атмосферу проектируемого объекта

рассчитываются прогнозные оценки загрязнения атмосферы с использованием

специальных компьютерных программ ("Эколог", "Гарант", "Эфир" и др.),

которые позволяют не только рассчитать уровни потенциального загрязнения

атмосферы, но и получить карто-схемы полей концентраций и данные о

выпадении загрязняющих веществ (ЗВ) на подстилающую поверхность.

Критерием оценки степени загрязнения атмосферы предельно-допустимые

концентрации (ПДК) загрязняющих веществ. Измеренные или рассчитанные

концентрации ЗВ в воздухе сравниваются с ПДК и таким образом загрязнение

атмосферы измеряется в величинах (долях) ПДК.

Не следует путать концентрации ЗВ в атмосфере с их выбросами в

атмосферу. Концентрация - это масса вещества в единице объема (или даже

массы), а выброс - масса вещества, поступившая в единицу времени (т.е.

"доза"). Выброс не может быть критерием загрязнения атмосферы, так как

загрязнение воздуха зависит не только от величины (массы) выброса, но и от

ряда других факторов (метеопараметры, высота источника выброса и др.).

Прогнозные оценки загрязнения атмосферы используются в других разделах

ОВОС для прогноза последствий состояния других факторов от воздействия

загрязненной атмосферы (загрязнение подстилающей поверхности, вегетация

растительности, заболеваемость населения и др.).

Оценка состояния атмосферы при проведении экологической экспертизы

основана на интегральной оценке загрязнения воздушного бассейна исследуемой

территории, для определения которой используется система прямых, косвенных

и индикаторных критериев. Оценка качества атмосферы (прежде всего степени

её загрязненности) довольно хорошо разработана и базируется весьма большом

пакете нормативных и директивных документов, использующих прямые

мониторинговые методы измерения параметров среды, а также косвенные -

расчетные методы и критерии оценки.

Прямые критерии оценки. Основными критериями состояния загрязнения

воздушного бассейна являются величины предельно допустимых концентраций

(ПДК). При этом следует учитывать, что атмосфера занимает особое положение

в экосистеме, являясь средой переноса техногенных веществ-загрязнителей и

наиболее изменяемой и динамичной из всех составляющих абиотических её

компонентов. Поэтому для оценки степени загрязнения атмосферы применяются

дифференцированные по времени оценки показатели: максимально разовые ПДКмр

(для краткосрочных эффектов) и среднесуточные ПДКсс, а также среднегодовые

ПДКг (для длительного воздействия).

Степень загрязнения атмосферы оценивается по кратности и частоте

превышения ПДК с учетом класса опасности, а также суммации биологического

действия загрязняющих веществ (ЗВ). Уровень загрязнения воздуха веществами

разных классов опасности определяется "приведением" их концентраций,

нормированных по ПДК, к концентрациям веществ 3-го класса опасности.

Загрязняющие вещества в воздушном бассейне по вероятности их

неблагоприятного влияния на здоровье населения делят на 4 класса: 1-й -

чрезвычайно опасные, 2-й - высоко опасные, 3-й - умерено опасные и 4-й -

мало опасные. Обычно используются фактические максимально разовые,

среднесуточные и среднегодовые ПДК, сравнивая их с фактическими

концентрациями ЗВ в атмосфере за последние несколько лет, но не менее, чем

за 2 года.

Другим важным критерием оценки суммарного загрязнения атмосферного

воздуха (различными веществами по среднегодовым концентрациям) является

величина комплексного показателя (Р), равная корню квадратному из суммы

квадратов концентраций веществ различных классов опасности, нормированных

по ПДК и приведенных к концентрациям веществ 3-го класса опасности.

Наиболее общим и информативным показателем загрязнения воздуха является

КИЗА - комплексный индекс среднегодового загрязнения атмосферы. Его

количественное ранжирование по классу состояния атмосферы приведено в табл.

1. Приведенное ранжирование по классам состояния атмосферы выполнено в

соответствией с классификацией уровней загрязнения по четырехбалльной

шкале, где:

класс "нормы" соответствует уровню загрязнения воздуха ниже среднего

погородам страны;

класс "риска" равен среднему уровню;

класс "кризиса" - выше среднего уровня;

класс "бедствия" - значительно выше среднего уровня.

КИЗА обычно применяется для сравнения загрязнения атмосферы различных

участков исследуемой территории (городов, районов и т.д.) и для оценки

временной (многолетней) тенденции изменения состояния загрязнения

атмосферы.

Таблица 1

Критерии оценки состояния загрязнения атмосферы по комплексному индексу

(КИЗА)

|ПОКАЗАТЕЛЬ |Классы экологического состояния атмосферы | | | |

|СОСТОЯНИЯ |норма (Н) |риск (Р) |кризис (К) |бедствие (Б) |

|Уровень |менее 5 |5 - 8 |8 - 15 |более 15 |

|загряз-нения | | | | |

|воздуха (Jm) | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.