реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Фондовый рынок

тельства (почти 4%), сельского хозяйства, транспорта и связи

(более чем по 1%). Субъектами хозяйственной деятельности всех

других отраслей народного хозяйства выпущено окло 6% общего

объема ЦБ.

Сложившиеся в Украине экономические условия не способ-

ствуют вложению средств в украинские предпрития иностранными

инвесторами. Несмотря на то, что общая стоимость ЦБ субъектов

хозяйственной деятельности Украины у нерезидентов за 1994 год

выросла почти в 900 раз и на 1.01.95 г. составляла 11,2 трлн.

крб., это, как уже указывалось, стало результатом денежных

вкладов в виде сберегательных сертификатов в некоторые ук-

раинские банки зарубежными юридическими лицами. В то же вре-

мя объем акций, реализованных нерезидентами (он характери-

зует реальное инвестирование экономики), на начало 1995 года

составлял 0.1 трлн. крб. или только 2% от общей стоимости

всех выпущенных акций.

Во все больших масштабах стали приобретаться ЦБ субъектов

предпринимательской деятельности других стран, что в нынеш-

них условиях не идет на пользу Украине. Если до 1994 года та-

кое обращение имели только акции, то в 1994 году - почти все

виды ЦБ (в разных объемах). Основной рост стоимости ЦБ нере-

зидентов, находящихся у субъектов хозяйственной деятельности

Украины за 1994 год (почти в 1200 раз) произошел за счет век-

селей, опять-таки, - за счет взаимоотношений банков. Объем

нерезидентских акций, находящихся у резидентов, возрос за

1994 год в 38 раз и составил на 1.01.95 года 0,4 трлн.крб.,

почти втрое превышая стоимость акций украинских предприятий,

приобретенных к этому времени в другие страны. Следует отме-

тить, что тенденция превышения оттока капитала в виде ЦБ из

Украины над его притоком в 1994 году появилась впервые.

Таблица 8.

-----------------------------------------------------------------------

---------¬

¦ ВЫПУСК И ОБРАЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ, МЛН.КРБ.

¦

¦ ¦

¦ ¦

¦ Виды ценных бумаг ¦

¦ -----------------------------------------------------------------

---------+

¦ Всего в том числе ¦

¦ -----------------------------------------------------

--+

¦ акции облигации казнач. сберегат. векселя

другие¦

¦ обязат. сертиф. ¦

+----------------------------------------------------------------------

---------+

¦1. Стоимость ¦

¦на 1.01.95 55122815 6836821 349363 1231 13509599

31401436 3024365¦

¦на 1.04.95 343811547 9283500 2111516 49248 17923219

309512322 4381734¦

¦на 1.07.95 99951077 18829092 6475974 360679 20387136

42987136 10993048¦

¦2. Обращение ¦

¦Выпущено за: ¦

¦1 кв. 1995г. 36597600 10072114 53627 0 18911967 3178074

4381898¦

¦1 полуг.1995г.56745819 18842561 55229 0 23258206 3596709

10993114¦

¦Размещено за: ¦

¦1 кв. 1995г. 34718024 8947120 53626 0 18387471 3102610

4222197¦

¦1 полуг.1995г.53672551 16709115 55228 0 22620423 3524281

10763504¦

¦Выкуплено за: ¦

¦1 кв. 1995г. 4766952 498089 35000 0 2225345 2007570

948¦

¦1 полуг.1995г. 7906568 1065550 25288 0 4396839 2371298

37593¦

¦Повторно продано за: ¦

¦1 кв. 1995г. 922993 66470 0 0 856025 0

498¦

¦1 полуг.1995г. 1564136 690740 0 0 856683 0

16713¦

¦Погашено за: ¦

¦1 кв. 1995г. 3338071 63648 35000 0 1161225 2078054

164¦

¦1 полуг.1995г. 5691033 89014 35288 0 3276012 2290489

230¦

¦Остаток неразмещенных ЦБ на: ¦

¦1 кв. 1995г. 2385544 1492965 0 0 732591 0

159987¦

¦1 полуг.1995г. 3724667 2419242 0 0 901927 153237

250260¦

¦3. Объемы взаимного инвестирования в виде ЦБ

¦

¦1. ЦБ эмитентов Украины, реализованные в другие страны: ¦

¦Остаток на: ¦

¦ 1.01.95 г. 11246476 140471 0 0 11100085 0 ¦

¦Приобретено в другие страны за: ¦

¦1 кв. 1995г. 4138189 11581 0 0 4126600 0 ¦

¦1 полуг.1995г. 7211667 16293 0 0 7195374 0 ¦

¦Выкуплено эмитентами Украины за: ¦

¦1 кв. 1995г. 97191 97191 0 0 0 0 ¦

¦1 полуг.1995г. 104881 104881 0 0 0 0 ¦

¦Остаток на: ¦

¦1.04.95 г. 15304740 78127 0 0 15226613 0 ¦

¦1.07.95 г. 18347262 51883 0 0 18295379 0 ¦

¦2. ЦБ эмитентов других стран, приобретенные в Украину: ¦

¦Остаток на: ¦

¦1.01.95 г. 11768663 109782 396661 0 5 11262295 ¦

¦Приобретено предпритиями Украины за: ¦

¦1 кв. 1995г. 4265457 2194 114875 27162 36

4121190 ¦

¦1 полуг.1995г. 7545824 3853 158712 127552 36 7255671 ¦

¦Продано предприятиями Украины за: ¦

¦1 кв. 1995г. 214986 29870 0 3695 0 181421 ¦

¦1 полуг.1995г. 350611 38005 0 66418 0 246188 ¦

¦Остаток на: ¦

¦1.04.95 г. 15583272 29699 511536 23467 41 15818529 ¦

¦1.07.95 г. 18963876 75550 555373 61134 41 18271778 ¦

L----------------------------------------------------------------------

----------

По состоянию на 01.11.95 с начала года в Украине зарегис-

трировано 2756 эмиссий ценных бумаг на общую сумму 78,3 трлн.

крб.. 43% эмитированных ЦБ составили векселя, 18,8% - акции,

6,5% - облигации. Суммарная стоимость ценных бумаг по сравне-

нию с их номиналом возросла в этом году на 81%. По облига-

циям этот показатель возрос на 1775%, по акциям - на 176%, по

сберегательным сертификатам - на 50%, по векселям - на 37%.

За прошедший 1995 год некоторые ЦБ утратили свою ликвид-

ность, в обращении появились новые ЦБ, но в целом число лик-

видных ЦБ акционерных компаний практически не изменилось. В

то же время структура фондового рынка Украины претерпела су-

щественные изменения - рынок пополнился акциями приватизируе-

мых предприятий, облигациями внутреннего государственного

займа (ОВГЗ), ценными бумагами местных органов власти. Можно

сказать, что сегодня в Украине существует несколько фондовых

рынков, на которых находятся в обращении ЦБ с различными нор-

мами доходности и степенями кредитного и процентного рисков.

Эти рынки (или секторы фондового рынка) пребывают на разных

стадиях своего формирования, на каждом рынке действуют опре-

деленные категории эмитентов, торговцев, инвесторов.

Рядовые инвесторы (граждане) обнаруживают склонность к рис-

кованным операциям на рынке ЦБ, а потерпев неудачу, требуют

возмещения ущерба у государства, которое не в состоянии соз-

давать условия для того, чтобы считать такие требования неу-

местными. Правительство занимается созданием собственного

рынка ЦБ, а НБУ пытается сократить дефицит государственного

бюджета с помощью изменения учетной ставки и девальвации кар-

бованця. Акционерные компании, не имея возможности осущес-

твлять денежную эмиссию, производят эмиссию иных долговых

обязательств.Все это похоже на поиски "философского камня"

для превращения бумажного карбованця в золотой. Однако "алхи-

мизация народного хозяйства" вряд ли станет более успешной,

чем реализация идеи 1992 года по "созданию бездефицитного

бюджета, замкнутого на инфляцию".

РАЗДЕЛ 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.

В эпоху свободной конкуренции государственное

вмешательство в экономику носило ограниченный и эпизодический характер. В

начале ХХ в. масштабы этого вмешательства расширились, а с 30-х гг. стали

беспрецедентными, государство превратилось в одного из ведущих субъектов

экономической жизни практически всех развитых экономических стран.

Деятельность крупного капитала способствует обострению всех

социальных и экономических потребностей до такой степени, что ставит под

угрозу само его существование. Необходимо усилие

государственного вмешательства в экономику.

В современных условиях государственному воздействию

подвержены все стороны хозяйственной жизни: производство, торговля,

финансы, денежное обращение; как внутренняя экономика, так и

международные экономические отношения и это воздействие но-

сит систематический, постоянный характер.

Социальная рыночная экономика означает рост социальной за-

щищенности рабочего класса и усиливающееся стремление гаран-

тировать каждому человеку нормальные условия существования.

Предпринимаются попытки защитить потребителя то произвола

предприятий путем антимонопольной политики. Если бы экономи-

ческий процесс не регулировался соответствующими правовыми

нормами, широкие и неограниченные свободы привели бы к воз-

никновению хаоса в обществе. Без обдуманных законодательных

актов, касающихся порядка заключения соглашений, рыночная

экономика немыслима. Экономическое законодательство является

основой экономического порядка. В этих законодательствах

большое внимание уделяется тем группам населения, которые

имеют средний и низкий уровень доходов. Поэтому такой поря-

док и называют социальной рыночной экономикой.

Рынок ценных бумаг представляет собой особый сегмент финан-

сового рынка, на котором складываются отношения по поводу

купли-продажи специальных документов (ценных бумаг), имеющих

собственную стоимость, свободно обращающихся и свиде-

тельствующих об отношениях совладения, займа и производных от

них, между теми, кто привлекает ресурсы, выпуская ценные бу-

маги (эмитенты), и теми, кто их приобретает (инвесторы),

опосредованный, как правило, участием особых субъектов пред-

принимательской деятельности финансовых посредников.

Принципиально важно подчеркнуть, что рынок ценных бумаг не

представляет собой некий абсолютно самостоятельный институт

рыночной экономики, а является частью финансового рынка,

включающего также банковские и страховые институты. Если не

принимать во внимание их общую экономическую природу, то для

государства становится затруднительным выработка действенной

политики регулирования фондового рынка. Хотя он, с одной сто-

роны, и является частью финансового рынка, и, значит, может

быть подвержен неким общим для всех его составляющих методам

воздействия, но, с другой стороны, все же имеет свою специфи-

ку, которую нельзя не учитывать. Соответственно и механизм

его регулирования должен включать особые способы и приемы,

отличающиеся от тех, с помощью которых государство влияет на

рынки банковских или страховых услуг.

Схема 1.

--------------¬

¦ Финансовый ¦

¦ рынок ¦

L--------------

-------------¬ --------------¬ ------------¬

¦ Банковский ¦ ¦ Рынок ценных¦ ¦ Страховой ¦

¦ рынок ¦ ¦ бумаг ¦ ¦ рынок ¦

L------------- L-------------- L------------

Лишь опредилившись с участниками этого рынка и с их фун-

кциями, государство, во-первых, сможет более достоверно прог-

нозировать их реакцию на те или иные повороты в своей эконо-

мической политике. И, во-вторых, ясное представление о харак-

тере операций на фондовом рынке несомненно скажется и на раз-

работке четкого механизма налогообложения его участников.

Итак, сначала перечислим субъекты рынка. Во-первых, это

предприятия-эмитенты, во-вторых, - инвесторы (это продавцы и

покупатели), в-третьих, - посредники, помогающие им найти

друг друга, и, в-четвертых, - государство, которое, принимая

либо поощрительные, либо ограничительные меры, содействует

тому, чтобы одни беспрепятственно покупали, а другие продава-

ли, и при этом не воровали и не обманывали.

Наличие на рынке ЦБ разных структурных звеньев различных

интересов, принимающих участие в их деятельности субъектов

порождают проблему, во первых, обеспечения его сбалансирован-

ности, во-вторых, воздействия в этих целях на движение цен-

ных бумаг как органов государственного (местного) управления,

так и саморегулирования рыночными структурами (фондовая бир-

жа, различные ассоциации участников рынка ЦБ и т. д.). Ключе-

вое значение для сбалансированности рынка ЦБ имеет обеспече-

ние ликвидности. Ликвидный рынок характеризуется: узким раз-

рывом между ценой продавца и ценой покупателя; небольшими ко-

лебаниями цен от сделки к сделке.

Ликвидность рынка тем выше, чем больше число участников

продажи и чем выше процент новизны предложенных для продажи

ценных бумаг. Отклонения от этих норм чреваты развитием кри-

миногенной ситуации, панических настроений среди инвесторов.

Чтобы этого избежать, торговля ценными бумагами должна проис-

ходить стабильно, без резких изменений.

Поэтому соответствующая сфера является объектом особенно

жесткого государственного контроля и регулирования. Основопо-

лагающий принцип государственного воздействия - обеспечивать

полное, ясное и правдивое оглашение эмитентами всех факторов,

касающихся выпуска ценных бумаг в свободную продажу. До тех

пор, пока орган управления рынка ЦБ - государственная инспек-

ция по ценным бумагам - не уверен, что поступившая от эмитен-

та документация (главным образом проспект размещения) полна,

правдива, понятна, продажа ценных бумаг считается незаконной.

Воздействие органов управления направленно на то, чтобы, не

подрывая нормальный инвестиционный бизнес, предотвратить,

насколько это возможно, подделку и обман, защитить инвесторов.

Одна из главных причин слабого регулирования рыцка ЦБ се-

годня (кроме противоречивого законодательства) состоит в нез-

доровом духе соревновательности между различными государ-

ственными органами. Если ни одному из министерств и на ум не

приходит регулировать отношения в банковской системе (есть

прекрасный квалифицированный регулятор - НБУ), то на рынке ЦБ

это далеко не так. Различные органы, которые объективно имеют

разные интересы и субъективно подвержены влиянию разных лоб-

бистских групп, имеют прямое или косвенное влияние на усло-

вия формирования рынка ЦБ. В такой ситуации действия в облас-

ти регулирования деятельности на рынке ЦБ являются хаотичны-

ми, противоречивыми и вводящими субъектов рынка в заблужде-

ние. И первый шаг к прекращению такого беспорядка уже сделан

- создана государственная Комиссия по ценным бумагам и фондо-

вому рынку (КЦБ). Однако для дальнейшего движения нужен еще и

второй шаг - Комиссия должна получить четкий круг полномочий,

в рамках которых она уже сама сможет направлять движение рын-

ка.

Сейчас рынок ЦБ контролирует около 10 государственных

структур, в частности Кабмин, Минфин, Фонд государственного

имущества, комиссия Верховного Совета и другие. Так, до это-

го времени лицензирование и контроль за деятельностью торгов-

цев ценными бумагами осуществляет Управление денежного оборо-

та и ценных бумаг Минфина. Целостность финансового рынка в

Украине значитедьно нарушена вследствие введенного механизма

приватизации имущества государственных предприятий, который

отличается от модели фондового рынка, заложенной в законе "О

ценных бумагах и фондовой бирже" еще в 1991 г. В частности,

Фонд государственного имущества лицензирует посредников, ко-

торые должны работать с приватизационными бумагами, и фор-

мально несет ответственность за деятельность доверительных

обществ и других финансовых посредников, которые аккумули-

руют средства вкладчиков для инвестирования в ценные бумаги

предприятий, которые приватизируются. Национальный банк

Украины имеет намерение подчинить себе национальную депози-

тарную систему, а также получить исключительные права на об-

служивание оборота государственных ценных бумаг. Контроль за

процессом слияния и поглощения одних акционерных обществ

другими и возникновение вследствие этого монопольных образо-

ваний осуществляет Антимонопольный комитет Украины. Довольно

значительные права в сфере регулирования рынка ценных бумаг

имеет и Министерство экономики Украины.

Несмотря на перераспределение функций между государственны-

ми органами и Государственной комиссией по ЦБ и фондовому

рынку, последняя не может сегодня возложить на себя функции,

определенные Положением о Комиссии и концепции функционирова-

ния и развития фондового рынка, не нарушая действующего зако-

нодательства. И решить эту задачу в состоянии Закон "О госу-

дарственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине",

проект которого разработан КЦБ и подан в Верховный Совет. Нет

ничего удивительного в том, что проект Закона был создан са-

мой Комиссией - основная ноша государственного управления так

или иначе будет возложена на нее.

Итак, Закон определяет правовые основы осуществления госу-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.