![]() |
|
|
Фондовый рыноктельства (почти 4%), сельского хозяйства, транспорта и связи (более чем по 1%). Субъектами хозяйственной деятельности всех других отраслей народного хозяйства выпущено окло 6% общего объема ЦБ. Сложившиеся в Украине экономические условия не способ- ствуют вложению средств в украинские предпрития иностранными инвесторами. Несмотря на то, что общая стоимость ЦБ субъектов хозяйственной деятельности Украины у нерезидентов за 1994 год выросла почти в 900 раз и на 1.01.95 г. составляла 11,2 трлн. крб., это, как уже указывалось, стало результатом денежных вкладов в виде сберегательных сертификатов в некоторые ук- раинские банки зарубежными юридическими лицами. В то же вре- мя объем акций, реализованных нерезидентами (он характери- зует реальное инвестирование экономики), на начало 1995 года составлял 0.1 трлн. крб. или только 2% от общей стоимости всех выпущенных акций. Во все больших масштабах стали приобретаться ЦБ субъектов предпринимательской деятельности других стран, что в нынеш- них условиях не идет на пользу Украине. Если до 1994 года та- кое обращение имели только акции, то в 1994 году - почти все виды ЦБ (в разных объемах). Основной рост стоимости ЦБ нере- зидентов, находящихся у субъектов хозяйственной деятельности Украины за 1994 год (почти в 1200 раз) произошел за счет век- селей, опять-таки, - за счет взаимоотношений банков. Объем нерезидентских акций, находящихся у резидентов, возрос за 1994 год в 38 раз и составил на 1.01.95 года 0,4 трлн.крб., почти втрое превышая стоимость акций украинских предприятий, приобретенных к этому времени в другие страны. Следует отме- тить, что тенденция превышения оттока капитала в виде ЦБ из Украины над его притоком в 1994 году появилась впервые. Таблица 8. ----------------------------------------------------------------------- ---------¬ ¦ ВЫПУСК И ОБРАЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ, МЛН.КРБ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Виды ценных бумаг ¦ ¦ ----------------------------------------------------------------- ---------+ ¦ Всего в том числе ¦ ¦ ----------------------------------------------------- --+ ¦ акции облигации казнач. сберегат. векселя другие¦ ¦ обязат. сертиф. ¦ +---------------------------------------------------------------------- ---------+ ¦1. Стоимость ¦ ¦на 1.01.95 55122815 6836821 349363 1231 13509599 31401436 3024365¦ ¦на 1.04.95 343811547 9283500 2111516 49248 17923219 309512322 4381734¦ ¦на 1.07.95 99951077 18829092 6475974 360679 20387136 42987136 10993048¦ ¦2. Обращение ¦ ¦Выпущено за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 36597600 10072114 53627 0 18911967 3178074 4381898¦ ¦1 полуг.1995г.56745819 18842561 55229 0 23258206 3596709 10993114¦ ¦Размещено за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 34718024 8947120 53626 0 18387471 3102610 4222197¦ ¦1 полуг.1995г.53672551 16709115 55228 0 22620423 3524281 10763504¦ ¦Выкуплено за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 4766952 498089 35000 0 2225345 2007570 948¦ ¦1 полуг.1995г. 7906568 1065550 25288 0 4396839 2371298 37593¦ ¦Повторно продано за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 922993 66470 0 0 856025 0 498¦ ¦1 полуг.1995г. 1564136 690740 0 0 856683 0 16713¦ ¦Погашено за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 3338071 63648 35000 0 1161225 2078054 164¦ ¦1 полуг.1995г. 5691033 89014 35288 0 3276012 2290489 230¦ ¦Остаток неразмещенных ЦБ на: ¦ ¦1 кв. 1995г. 2385544 1492965 0 0 732591 0 159987¦ ¦1 полуг.1995г. 3724667 2419242 0 0 901927 153237 250260¦ ¦3. Объемы взаимного инвестирования в виде ЦБ ¦ ¦1. ЦБ эмитентов Украины, реализованные в другие страны: ¦ ¦Остаток на: ¦ ¦ 1.01.95 г. 11246476 140471 0 0 11100085 0 ¦ ¦Приобретено в другие страны за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 4138189 11581 0 0 4126600 0 ¦ ¦1 полуг.1995г. 7211667 16293 0 0 7195374 0 ¦ ¦Выкуплено эмитентами Украины за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 97191 97191 0 0 0 0 ¦ ¦1 полуг.1995г. 104881 104881 0 0 0 0 ¦ ¦Остаток на: ¦ ¦1.04.95 г. 15304740 78127 0 0 15226613 0 ¦ ¦1.07.95 г. 18347262 51883 0 0 18295379 0 ¦ ¦2. ЦБ эмитентов других стран, приобретенные в Украину: ¦ ¦Остаток на: ¦ ¦1.01.95 г. 11768663 109782 396661 0 5 11262295 ¦ ¦Приобретено предпритиями Украины за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 4265457 2194 114875 27162 36 4121190 ¦ ¦1 полуг.1995г. 7545824 3853 158712 127552 36 7255671 ¦ ¦Продано предприятиями Украины за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 214986 29870 0 3695 0 181421 ¦ ¦1 полуг.1995г. 350611 38005 0 66418 0 246188 ¦ ¦Остаток на: ¦ ¦1.04.95 г. 15583272 29699 511536 23467 41 15818529 ¦ ¦1.07.95 г. 18963876 75550 555373 61134 41 18271778 ¦ L---------------------------------------------------------------------- ---------- По состоянию на 01.11.95 с начала года в Украине зарегис- трировано 2756 эмиссий ценных бумаг на общую сумму 78,3 трлн. крб.. 43% эмитированных ЦБ составили векселя, 18,8% - акции, 6,5% - облигации. Суммарная стоимость ценных бумаг по сравне- нию с их номиналом возросла в этом году на 81%. По облига- циям этот показатель возрос на 1775%, по акциям - на 176%, по сберегательным сертификатам - на 50%, по векселям - на 37%. За прошедший 1995 год некоторые ЦБ утратили свою ликвид- ность, в обращении появились новые ЦБ, но в целом число лик- видных ЦБ акционерных компаний практически не изменилось. В то же время структура фондового рынка Украины претерпела су- щественные изменения - рынок пополнился акциями приватизируе- мых предприятий, облигациями внутреннего государственного займа (ОВГЗ), ценными бумагами местных органов власти. Можно сказать, что сегодня в Украине существует несколько фондовых рынков, на которых находятся в обращении ЦБ с различными нор- мами доходности и степенями кредитного и процентного рисков. Эти рынки (или секторы фондового рынка) пребывают на разных стадиях своего формирования, на каждом рынке действуют опре- деленные категории эмитентов, торговцев, инвесторов. Рядовые инвесторы (граждане) обнаруживают склонность к рис- кованным операциям на рынке ЦБ, а потерпев неудачу, требуют возмещения ущерба у государства, которое не в состоянии соз- давать условия для того, чтобы считать такие требования неу- местными. Правительство занимается созданием собственного рынка ЦБ, а НБУ пытается сократить дефицит государственного бюджета с помощью изменения учетной ставки и девальвации кар- бованця. Акционерные компании, не имея возможности осущес- твлять денежную эмиссию, производят эмиссию иных долговых обязательств.Все это похоже на поиски "философского камня" для превращения бумажного карбованця в золотой. Однако "алхи- мизация народного хозяйства" вряд ли станет более успешной, чем реализация идеи 1992 года по "созданию бездефицитного бюджета, замкнутого на инфляцию". РАЗДЕЛ 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ. В эпоху свободной конкуренции государственное вмешательство в экономику носило ограниченный и эпизодический характер. В начале ХХ в. масштабы этого вмешательства расширились, а с 30-х гг. стали беспрецедентными, государство превратилось в одного из ведущих субъектов экономической жизни практически всех развитых экономических стран. Деятельность крупного капитала способствует обострению всех социальных и экономических потребностей до такой степени, что ставит под угрозу само его существование. Необходимо усилие государственного вмешательства в экономику. В современных условиях государственному воздействию подвержены все стороны хозяйственной жизни: производство, торговля, финансы, денежное обращение; как внутренняя экономика, так и международные экономические отношения и это воздействие но- сит систематический, постоянный характер. Социальная рыночная экономика означает рост социальной за- щищенности рабочего класса и усиливающееся стремление гаран- тировать каждому человеку нормальные условия существования. Предпринимаются попытки защитить потребителя то произвола предприятий путем антимонопольной политики. Если бы экономи- ческий процесс не регулировался соответствующими правовыми нормами, широкие и неограниченные свободы привели бы к воз- никновению хаоса в обществе. Без обдуманных законодательных актов, касающихся порядка заключения соглашений, рыночная экономика немыслима. Экономическое законодательство является основой экономического порядка. В этих законодательствах большое внимание уделяется тем группам населения, которые имеют средний и низкий уровень доходов. Поэтому такой поря- док и называют социальной рыночной экономикой. Рынок ценных бумаг представляет собой особый сегмент финан- сового рынка, на котором складываются отношения по поводу купли-продажи специальных документов (ценных бумаг), имеющих собственную стоимость, свободно обращающихся и свиде- тельствующих об отношениях совладения, займа и производных от них, между теми, кто привлекает ресурсы, выпуская ценные бу- маги (эмитенты), и теми, кто их приобретает (инвесторы), опосредованный, как правило, участием особых субъектов пред- принимательской деятельности финансовых посредников. Принципиально важно подчеркнуть, что рынок ценных бумаг не представляет собой некий абсолютно самостоятельный институт рыночной экономики, а является частью финансового рынка, включающего также банковские и страховые институты. Если не принимать во внимание их общую экономическую природу, то для государства становится затруднительным выработка действенной политики регулирования фондового рынка. Хотя он, с одной сто- роны, и является частью финансового рынка, и, значит, может быть подвержен неким общим для всех его составляющих методам воздействия, но, с другой стороны, все же имеет свою специфи- ку, которую нельзя не учитывать. Соответственно и механизм его регулирования должен включать особые способы и приемы, отличающиеся от тех, с помощью которых государство влияет на рынки банковских или страховых услуг. Схема 1. --------------¬ ¦ Финансовый ¦ ¦ рынок ¦ L-------------- -------------¬ --------------¬ ------------¬ ¦ Банковский ¦ ¦ Рынок ценных¦ ¦ Страховой ¦ ¦ рынок ¦ ¦ бумаг ¦ ¦ рынок ¦ L------------- L-------------- L------------ Лишь опредилившись с участниками этого рынка и с их фун- кциями, государство, во-первых, сможет более достоверно прог- нозировать их реакцию на те или иные повороты в своей эконо- мической политике. И, во-вторых, ясное представление о харак- тере операций на фондовом рынке несомненно скажется и на раз- работке четкого механизма налогообложения его участников. Итак, сначала перечислим субъекты рынка. Во-первых, это предприятия-эмитенты, во-вторых, - инвесторы (это продавцы и покупатели), в-третьих, - посредники, помогающие им найти друг друга, и, в-четвертых, - государство, которое, принимая либо поощрительные, либо ограничительные меры, содействует тому, чтобы одни беспрепятственно покупали, а другие продава- ли, и при этом не воровали и не обманывали. Наличие на рынке ЦБ разных структурных звеньев различных интересов, принимающих участие в их деятельности субъектов порождают проблему, во первых, обеспечения его сбалансирован- ности, во-вторых, воздействия в этих целях на движение цен- ных бумаг как органов государственного (местного) управления, так и саморегулирования рыночными структурами (фондовая бир- жа, различные ассоциации участников рынка ЦБ и т. д.). Ключе- вое значение для сбалансированности рынка ЦБ имеет обеспече- ние ликвидности. Ликвидный рынок характеризуется: узким раз- рывом между ценой продавца и ценой покупателя; небольшими ко- лебаниями цен от сделки к сделке. Ликвидность рынка тем выше, чем больше число участников продажи и чем выше процент новизны предложенных для продажи ценных бумаг. Отклонения от этих норм чреваты развитием кри- миногенной ситуации, панических настроений среди инвесторов. Чтобы этого избежать, торговля ценными бумагами должна проис- ходить стабильно, без резких изменений. Поэтому соответствующая сфера является объектом особенно жесткого государственного контроля и регулирования. Основопо- лагающий принцип государственного воздействия - обеспечивать полное, ясное и правдивое оглашение эмитентами всех факторов, касающихся выпуска ценных бумаг в свободную продажу. До тех пор, пока орган управления рынка ЦБ - государственная инспек- ция по ценным бумагам - не уверен, что поступившая от эмитен- та документация (главным образом проспект размещения) полна, правдива, понятна, продажа ценных бумаг считается незаконной. Воздействие органов управления направленно на то, чтобы, не подрывая нормальный инвестиционный бизнес, предотвратить, насколько это возможно, подделку и обман, защитить инвесторов. Одна из главных причин слабого регулирования рыцка ЦБ се- годня (кроме противоречивого законодательства) состоит в нез- доровом духе соревновательности между различными государ- ственными органами. Если ни одному из министерств и на ум не приходит регулировать отношения в банковской системе (есть прекрасный квалифицированный регулятор - НБУ), то на рынке ЦБ это далеко не так. Различные органы, которые объективно имеют разные интересы и субъективно подвержены влиянию разных лоб- бистских групп, имеют прямое или косвенное влияние на усло- вия формирования рынка ЦБ. В такой ситуации действия в облас- ти регулирования деятельности на рынке ЦБ являются хаотичны- ми, противоречивыми и вводящими субъектов рынка в заблужде- ние. И первый шаг к прекращению такого беспорядка уже сделан - создана государственная Комиссия по ценным бумагам и фондо- вому рынку (КЦБ). Однако для дальнейшего движения нужен еще и второй шаг - Комиссия должна получить четкий круг полномочий, в рамках которых она уже сама сможет направлять движение рын- ка. Сейчас рынок ЦБ контролирует около 10 государственных структур, в частности Кабмин, Минфин, Фонд государственного имущества, комиссия Верховного Совета и другие. Так, до это- го времени лицензирование и контроль за деятельностью торгов- цев ценными бумагами осуществляет Управление денежного оборо- та и ценных бумаг Минфина. Целостность финансового рынка в Украине значитедьно нарушена вследствие введенного механизма приватизации имущества государственных предприятий, который отличается от модели фондового рынка, заложенной в законе "О ценных бумагах и фондовой бирже" еще в 1991 г. В частности, Фонд государственного имущества лицензирует посредников, ко- торые должны работать с приватизационными бумагами, и фор- мально несет ответственность за деятельность доверительных обществ и других финансовых посредников, которые аккумули- руют средства вкладчиков для инвестирования в ценные бумаги предприятий, которые приватизируются. Национальный банк Украины имеет намерение подчинить себе национальную депози- тарную систему, а также получить исключительные права на об- служивание оборота государственных ценных бумаг. Контроль за процессом слияния и поглощения одних акционерных обществ другими и возникновение вследствие этого монопольных образо- ваний осуществляет Антимонопольный комитет Украины. Довольно значительные права в сфере регулирования рынка ценных бумаг имеет и Министерство экономики Украины. Несмотря на перераспределение функций между государственны- ми органами и Государственной комиссией по ЦБ и фондовому рынку, последняя не может сегодня возложить на себя функции, определенные Положением о Комиссии и концепции функционирова- ния и развития фондового рынка, не нарушая действующего зако- нодательства. И решить эту задачу в состоянии Закон "О госу- дарственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине", проект которого разработан КЦБ и подан в Верховный Совет. Нет ничего удивительного в том, что проект Закона был создан са- мой Комиссией - основная ноша государственного управления так или иначе будет возложена на нее. Итак, Закон определяет правовые основы осуществления госу- Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |