![]() |
|
|
Фондовый рынокдарственного регулирования рынка ценных бумаг и государствен- ного контроля за выпуском и обращением ЦБ в Украине. Интерес- но, что первой целью госрегулирования называется обеспечение возможности участников РЦБ эффективно мобилизовать и разме- щать финансовые ресурсы, а не "защита социальных интересов". Кроме того, во главу угла ставятся информационное обоспече- ние рынка, создание равных возможностей для доступа на рынок эмитентов, инвесторов и посредников, контроль за соблюдением законодательства и предотвращение монополизации. При этом госрегулирование осуществляется следующими путями: регулированием выпуска и обращения ЦБ, прав и обязанностей участников рынка; лицензированием участников; регистрацией эмиссии ЦБ; контролем за информацией эмитентов. Предусматри- вается создание системы гарантий прав инвесторов, установле- ние нормативов операций и контроль за ценообразованием на РЦБ. Далее идут главные для КЦБ статьи, описывающие ее полномо- чия на рынке. Во - первых, Комиссия ставится на первое место в ряду госструктур, осуществляющих государственный контроль на рынке. (Упомянуты еще НБУ, Антимонопольный комитет, Мин- фин, ФГИ "и другие"). КЦБ является центральным органом госу- дарственной исполнительной власти, подотчетным Кабинету ми- нистров. Далее идет повторение основных положений ранее выпу- щеного Указа Президента: состав КЦБ - 5 человек, срок полно- мочий - 5 лет. При Комиссии создается консультативно-коорди- национный совет. Что же должна выполнить Комиссия? Закон дает сразу 15 отве- тов. Среди них: установление стандартов выпуска ЦБ, порядок его регистрации и вид информации о выпуске, осуществление са- мой регистрации выпусков, разработка и утверждение правил осуществления посреднической деятельности, установление по- рядка и регистрация фондовых бирж и саморегулирующихся орга- низаций, обеспечение обязательного раскрытия информации учас- тниками рынка по требованиям и стандартам, устанавливаемым КЦБ. Список полномочий КЦБ имеет 12 пунктов. Среди них достаточ- но интересны следующие. Первый - Комиссия может делать выво- ды об отнесении ЦБ к тому или иному виду. Второй - КЦБ уста- навливает обязательные нормативы достаточности собственных средств и другие показатели (кроме банковских операций). До сего времени эти нормативы оговаривались в Законе "О ЦБ ...". Третий - Комиссия может взимать плату за лицензирование, ре- гистрацию, предоставление информации. Четвертый - КЦБ уполно- мочена проводить проверки финансово-хозяйственной деятельнос- ти эмитентов и посредников. И, наконец, пятый - разрабаты- вать и утверждать по вопросам, относящимся к ее компетенции, обязательные для выполнения нормативные акты. (Профессионалы знают, что большинство перечисленных функций ныне выполняет Минфин. Более того, до сих пор в нем разрабатываются соответ- ствующие инструкции и положения. Так, что вопрос о переходе всех полномочий к КЦБ несколько преждевременен). Что касается самодеятельности участников рынка, то КЦБ мо- жет делегировать саморегулирующимся организациям и фондовым биржам свои полномочия по контролю за достоверностью информа- ции, о проверке финансово-хозяйственной деятельности. Фискальные полномочия КЦБ ограничены наложением штрафа в размере 50 необлагаемых минимумов за уклонение от выполнения распоряжений КЦБ по удалению нарушений законодательства и в размере 20 необлагаемых минимумов за непредоставление инфор- мации КЦБ или за предоставление недостоверных данных. В целом проект выглядит очень неплохо. Хотя, разумеется, все будет зависеть от содержания документов, которые должна принять Комиссия после утверждения Закона. Вот там может поя- виться всякое. И еще несколько замечаний. Список обязаннос- тей и полномочий настолько широк, что трудно себе предста- вить, во что должна вылиться структура КЦБ для их выполнения. Сейчас даже Минфин с трудом справляется лишь с частью полно- мочий КЦБ. И то говорить о том, что обеспечен контроль за 700- ми посредниками и несколькими тысячами эмитентов, еще очень рано. Сегодня основной критерий контроля - работал пос- редник в отчетном квартале или нет. Но даже после такой безо- бидной проверки более чем половине посредников посланы пре- дупреждения о возможном их закрытии из-за бездействия. Куда уж там до проверок конкретных сделок купли-продажи. И еще пара недостатков: разработчики слишком много места в проекте уделили своей Комиссии, незаслуженно позабыв и дру- гие госструктуры (чья роль на рынке практически не оговари- вается), и посредников. Кроме того, в проекте отсутствует упоминание двух систем обращения ЦБ - наличных и безналичных. А следовательно, никак не прорабатываются вопросы обеспече- ния выпуска и обращения наличных бумаг (контроль за их качес- твом, за защитой от подделок). С момента создания усилия Комиссии были направлены, глав- ным образом, на решение организационных проблем и отработку стратегических направлений работы. На основании анализа сос- тояния развития рынка ценных бумаг в Украине Комиссия опреде- лила главные обстоятельства, которые мешают реализации еди- ной государственной политики по развитию рынка ценных бумаг. Во-первых, недооценка роли Комиссии как главного координа- тора процесса реформирования финансового рынка не дает воз- можности переадресовки финансовой помощи на его развитие со стороны таких структур как Мировой банк или Европейское Сооб- щество в адрес Комиссии, которая в настоящее время предостав- ляется различным государственным органам и коммерческим структурам. Для такого переадресования Комиссия не наделена правительством Украины достаточными полномочиями. Во-вторых, продолжительный процесс передачи полномочий со стороны Минфина умножает проблемы на финансовом рынке, о чем свидетельствуют результаты комплексной проверки деятельности доверительных обществ. Бесконтрольность участников фондового рынка и других небан- ковских структур, отсутствие правового механизма государ- ственного регулирования этой деятельности могут привести к полной утрате доверия инвестора при вложении средств в цен- ные бумаги. Такая ситуация сделает невозможной реализацию концепции функционирования и развития фондового рынка в Украине. В свою очередь, для реализации этой концепции недос- таточно действия одного закона "О государственном регулирова- нии рынка ценных бумаг", а необходима срочная разработка и принятие еще около 10 законопроектов, которые бы дали возмож- ность разрабатывать обязательные для исполнения нормативные акты. Намерения Кабмина Украины предоставить ей дополнительные полномочия по регулированию деятельности небанковских финан- совых учреждений в части операции с денежными средствами и имуществом ставит Комиссию перед серьозной проблемой - выпол- нение несвойственных ей функций, которые не отвечают формам государственного регулирования рынка ЦБ. С учетом этих обстоятельств Комиссия считает необходимым осуществить целый ряд неотложных мероприятий. Среди них глав- ными являются: создание фонда защиты инвестиций; признание приоритетным направление построения рынка ценных бумаг, ста- новление и развитие его инфраструктуры, в частности создание акционерных обществ "Национальный депозитарий" и "Нацио- нальная фондовая биржа", и телекоммуникационной системы сбо- ра и обработки данных по рынку ценных бумаг на всей террито- рии Украины, разработки порядка бухгалтерского учета опера- ций доверительных обществ и другие. РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ НА УКРАИНЕ. Особенностью фондового рынка Украины является отсутствие отдельных секторов рынка, необходимых для функционирования всей системы рыночных отношений. Нет рынка земли в полном его понимании как рынка, подкреп- ленного правами на владение землей, а не правами на ее пользование, нет рынка труда, т.н. биржи труда, нет в полном и широком понимании рынка инструментов займа, отсутствуют го- сударственные ценные бумаги, облигации и казначейские обяза- тельства, нет рынка инструментов недвижимости - не идет большая приватизация крупных предпритий. Что мешает развитию? Дальнейшее развитие национального фон- дового рынка сдерживается рядом объективных и субъективных факторов. Основными среди них являются: 1. Отставание существующей законодательной и норматив- но-правовой базы функционирования фондового рынка от разви- тия реальных процессов. Проблема становления и развития рынка ЦБ - это проблема не только его инфраструктуры, но и законодательства о собствен- ности, коммерческого кодекса, корпоративного права, а также институциональных инвесторов: инвестиционных (трастовых) ком- паний, пенсионных фондов, страховых компаний. Очевидно, что почти по всем указанным направлениям законодательная база ли- бо отсутствует совершенно, либо явно недостаточна. Сложность ситуации связана не только с отсутствием законо- дательной базы, которая регулирует рынок капитала, но и с ис- торическим отсутствием (в границах столетия) понятия необхо- димости защиты собственности, ментальностью нашего народа, которая в данном случае определяется в чрезвычайно большом доверии к тому, что рекламируется в средствах массовой инфор- мации, отсутствием специалистов-экспертов и развитой инфрас- труктуры фондового рынка. Неосведомленность в этой сфере приводит к тому, что про- цесс приватизации сопровождается почти полной неразберихой в создании акционерных обществ, недостаточным осмыслением эми- тентом самого механизма осуществления эмиссии и последствий неверно выбранного пути. 2. Недостаточность государственного регулирования нацио- нального рынка ценных бумаг. Комиссии по ЦБ должны быть переданы все полномочия по регу- лированию рынка ЦБ в полном объеме. Комиссия должна быть независимой, ибо в ней должны рабо- тать только профессионалы, на работу которых не должны оказы- вать влияние политические события. Только независимость Ко- миссии позволит обеспечить главных участников рынка ЦБ - ин- весторов - уверенностью, что ко всем участникам рынка будут относиться одинаково справедливо. Независимости Комиссии мож- но добиться процедурой совместного назначения комиссионеров Президентом и Верховным Советом и невозможностью снятия с лю- бого члена Комиссии до конца срока полномочий, кроме случаев совершения им преступлений, а также жестким механизмом пос- тоянной ротации. 3. Недоверие населения и его психологическая неподготовлен- ность к операциям на фондовом рынке. 4. Отсутствие необходимой защиты интересов мелких инвесто- ров со стороны государства. Особое внимание на рынке ЦБ в начальной стадии его разви- тия в связи с приватизационными процессами должно быть уделе- но важнейшему и первоочередному вопросу - вступлению в право собственности и передаче (продаже) этого права. Именно реше- ние или нерешение этого вопроса может координально повлиять на весь дальнейший ход развития инвестиционного процесса. Эта проблема может быть решена путем создания института не- зависимых регистраторов. Проблема независимых регистраторов является первоочередной, поскольку уже существует потреб- ность ведения реестров акционерных обществ приватизированных предприятий, которая будет обостряться с новыми волнами при- ватизации. Введение первых аукционных центров по реализации акций приватизируемых предприятий мгновенно поставит вопрос: кому передавать реестры акционерных обществ и их ведение. При этом мы сталкиваемся с конфликтом интересов, сторонами которого будут: 1) мелкий инвестор (акционер); 2) руководство акционерных обществ (инсайдеры); 3) внешний инвестор и другие афилированные лица, среди ко- торых наиболее опасными для становления рынка ЦБ будут банки. В этом конфликте интересы только одной стороны должны быть поставлены превыше всего - это интересы мелкого инвестора (акционера), а именно: каждому акционеру должна быть предос- тавлена возможность провести беспрепятственно любую операцию со своими акциями и получить беспрепятственный доступ к лю- бой акции любого открытого акционерного общества. Неизбежный конфликт между другими сторонами должен быть за- конодательно устранен путем введения института независмых ре- гистраторов. Если ведение реестров будет поручено одной из этих сторон, об открытости и честности на рынке ЦБ можно бу- дет забыть. Как руководство акционерных обществ, так и внеш- ний инвестор будут монопольно скупать, как правило, за бесце- нок, акции не только членов трудовых коллективов, но и дру- гих акционеров, не допуская к этому рынку других заинтересо- ванных лиц. То же касается и банков, но в этом случае возникает еще од- но очень опасное обстоятельство - ввязывание банковского ка- питала в инвестиционный процесс, что в конце концов неизбеж- но приведет к кризису, подобному Большой депрессии в США. Если кредитные ресурсы отвлекаются в инвестиции на приобрете- ние акций предприятий, которые обслуживаются этим же банком, возникает цепочка, приводящая к эффекту "петли". Если банк предоставляет кредиты предприятиям, акциями которых владеет этот же банк, то в случае невозвращения этих кредитов акции предприятий падают, что приводит к падению активов банка. Для поддержания этих активов и спасения предприятий банк вынуж- ден предоставлять новые кредиты, которые снова не возвращают- ся. Это в конце концов может привести к банкротству предприя- тия, банкротству банка, банкротству всех предприятий, кото- рые обслуживаются этим банком. Вот почему необходимо вывести функции регистрации прав собственности из под котроля всех конкурирующих сторон и соз- дать институт независимых регистраторов, подчиненный лишь од- ному контролирующему органу - Комиссии по ЦБ. Очень важно законодательно определить тот минимальный объем информации, который должны предоставлять независимые регис- траторы своим клиентам. Еще одну проблему, возникающую в связи со становлением ин- ститута независимых регистраторов, представляет собой взаи- мосвязь их с системой депозитарного обслуживания и депозита- риев. Здесь, кроме чисто понятийного определения этих катего- рий, которое дискутируется до сих пор, возникает проблема "номинального владельца" в связи с раскрытием его вплоть до "реального владельца". Опыт России показывает, что ограниче- ния в раскрытии "реального владельца" в случае цепочки из последовательной системы нескольких "номинальных владельцев" могут привести к нарушению налогового и антимонопольного за- конодательства. Функционирующий фондовый рынок Украины требует восстановле- ния доверия населения к ценным бумагам путем: - законодательного обеспечения гарантий государства относи- тельно защиты интересов вкладчиков и инвесторов; - создания государственных органов регулирования и контро- ля за функционированием рынка ценных бумаг; - ускорения процессов приватизации, прежде всего путем кор- поратизации и акционирования государственной собственности; - осуществления выпуска и обращения государственных всеук- раинских и муниципальных ценных бумаг; - решения на государственном уровне комплекса вопросов, ка- сающихся обращения в Украине ценных бумаг иностранных компа- ний, покупки украинских ценных бумаг иностранными инвесторами; - привидения действующего законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов, потребностями сегод- няшнего функционирования и дальнейшего развития украинского фондового рынка; - государственного содействия деятельности существующих структур, которые уже работают на национальном рынке ценных бумаг. Почти сплошь наблюдается неподготовленность менеджеров при- ватизированных предприятий к управлению ими как акционерными обществами. Безусловным тормозом развития инвестиционного процесса яв- ляется создание в ходе приватизации закрытых акционерных об- ществ и объединение в одном лице двух противоположных по су- ществу функций - функции акционера-собственника и наемного работника. Отсутствие развитой инфраструктуры рынка капиталов не дает возможности определить реальную стоимость ценных бумаг, что, наряду с отсутствием в законодательстве норм о недопущении использования "внутренней информации", приводит к сплошной практике использования этой информации для обогащения как ру- ководителей предприятий, так и торговцев ценными бумагами за счет мелкого инвестора. В Украине сложилась парадоксальная ситуация, когда и бирже- вой рынок акций и внебиржевой одинаково мертвы. В перестроеч- ное время во всех регионах стихийно возникли товарно-сырье- вые и фондовые биржи, но затем, после 1992 г., успешно исчез- ли даже те, которые крепко стояли на ногах. Причина - отсут- ствие необходимости в них. Если говорить откровенно, то в Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |