реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалки

свидетельствует его работа "Методология позитивной экономич. науки". Из

этого позитивистского методологического эссе Фридмена можно почерпнуть

неординарные суждения о том, что экономич. теория как совокупность

содержательных гипотез принимается тогда, когда может объяснить фактические

данные, только из которых вытекает, является ли она правильной или

ошибочной, и будет ли она принята или отвергнута; что в свою очередь факты

никогда не могут доказать гипотезу, так как они только способны установить

ее ошибочность. В то же время очевидна его солидарность с теми учеными, кто

считает недопустимым представлять экономич. тоерию описывающей, а не

предсказывающей, превращая ее просто в замаскированную математику. По мысли

Фридмена, утверждать о разнообразии и сложности экономич. явлений - значит

отрицать преходящий характер знания, заключающего в себе смысл научной

деятельности, и поэтому любая теория имеет преходящий характер и

подвержена изменению с прогрессом знания. При этом процесс обнаружения чего-

то нового в знакомом материале надо обсуждать в психологических, а не

логических категориях и, изучая биографии и автобиографии, стимулироватт

его с помощью афоризмов и примеров.

II Монетарная “революция”. Мильтон Фридман: основные этаны жизни и

направление творческой деятельности.

В США широчайшее распространение получили взгляды так называемой

чикагской, или монетарной, школы. Признанным лидером монетаризма в США явл-

ся М. Фридман. В книге “Капитализм и свобода”(1960) Фридмен откровенно

выступает в защиту системы свободного предпринимат-ва, Отстаивая

утверждение о благотворной роли свободной конкурентной борьбы, он выступает

против гос-ых программ помощи наименее обеспеченным слоям населения, в том

числе федеральных программ помощи безработным, рассматривая их как символ

расточительства, подрывающий стимул к трудовой деят-ти. Реакционной по

своей классовой сущности оказалась также модель цикла и национального

дохода. Фридмен полагает, что капитализм представляет собой устойчивую

саморегулир-ся систему, которой органически присуще состояние динамического

равновесия при оптимальной занятости рес-ов. Нарушение равновесия,

кризисные явления не выступают якобы неизбежным следст-ем вн-их законов, а

трактуются как рез-ат произвольного вмеш-ва гос-ва в нормальный ход

воспроизв-го процесса. В 50-е годы Фридмен выступал против кейсианского

понимания эффекта мультипликатора. В этот период взамен кейс-ой модели

цикла и национ-го дохода, основ-ой на изучении динамики инвестиций и

потребления, им была предложена денежная, или монетарная модель. В 1963г.

он публикует работу “Монетаорная история США”, где пыт-ся док-ть не просто

важную, а фактически монопольную роль ден-го ф-ра в формир-ии и колебании

величины национ-го дохода. В основе его рассуждений лежит постулат о сущ-ие

высокостаб-ой ф-ии спроса на кассовые остатки(т.е. на наличные деньги и

чековые депозиты).Высокостаб-ый х-ер функции означает, что спрос на деньги

жестко связан с движением фундамент-ых эк-ких пок-лей, прежде всего

реального дохода на душу населения. Наоборот, предложение денег не

стабильно и зависит от субъективных решений кредитных институтов.Если

кредитные учр-ия б\выпускать недостаточное кол-во ден-ых знаков или же

выпускать их в объеме, превышающем действит-ые потребности, тогда эк-ка

б\сталкиваться соответсвенно либо с инфляцией, либо с кризисом. В любом

случае неприятности проистекают оттого, что стабильный спрос сталкивается с

нестабильным предложением денег. Он выдвигает положение о том, что между

принятием к-л хоз-го решения и реальным эфф-м от него сущ-ет значит-ый

разрыв (временной лаг). Мероприятия, принятые, например, в фазе инфл-го

бума в целях его торможения, б\действовать со знач-ым запаздыванием, и

практич-ий результат от них м\появиться на стадии кризиса, усугубив тем

самым начавшуюся рецессию. Монетаристы предлагают ограничить сферу гос-го

вмеш-ва денежной пол-ой. Утверждается, устойчивость ден-ой единицы рано или

поздно выровняет эк-ую сит-цию.

3. Экономическая теория К. Маркса. Особенности метода. Анализ кап.

общества с позиций пролетариата.

Карл Маркс (1818-1883)

Творческое наследие К. Маркса имеет много общего с достижениями его

предшественников по "классической школе" экономич. мысли, особенно А.Смита

и Д.Рикардо. Однако их теоретико-методологические позиции, как полагал

автор "Капитала", стали лишь вершиной основ "буржуазной" экономической

теории, и после их трудов классическая политическая экономия якобы себя

исчерпала. Уже в первой главе тома I "Капитала" К.Маркс заяв- ляет, что

"вульгарный экономист" отошел от принципов Смита— Рикардо, игнорирует

"реальные" и "определяющие факторы", скользит по поверхности экономических

явлений и имеет дело с субъективным отношением к денежным издержкам

экономических агентов. При этом "вульгарный экономист", по Марксу, является

выразителем буржуазной (классовой) идеологии, и по данной причине (даже не

имея намерений быть неправдивым) лишен возможности толковать реальности

объективно.

По признанию самого К.Маркса, методологически он исходил одновременно из

трех научных источников: английской классической политической экономии

Смита—Рикардо, немецкой классической философии Гегеля—Фейербаха и

французского утопического социализма. У первых он заимствовал в числе

многих других трудовую теорию стоимости, положения закона тенденции нормы

прибыли к понижению, производительного труда и др., у вторых - идеи

диалектики и материализма, у третьих представителей - понятие классовой

борьбы, элементы социального устройства общества и др. Поэтому автор

"Капитала" является не единственным в числе исследователей начала и

середины XIX в., рассматривавших политику и государство как вторичные

явления по отношению к социально-экономическим, предпочитавших

классифицировать экономические категории на первичные и вторичные,

считавших экономические законы, капитализм и соответственно рыночный

механизм хозяйствования преходящими и т.п.

Однако центральное место в методологии исследования Маркса занимает его

концепция о базисе и надстройке, о которой он заявил еще в "Критике

политической экономии". Основная идея в работе сформулирована была так: В

общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные,

необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные

отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных

производительных сил. Совокупность этих производственных отношений

составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором

возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют

определенные нормы общественного сознания. Способ производства материальной

жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни

вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное

бытие определяет их сознание.

Между тем по большому счету в концепции о базисе и надстройке сделана

попытка дать экономическую интерпретацию истории с учетом диалектики

производительных сил и производственных отношений, которая подсказывает, по

замыслу Маркса необходимость перехода от капитализма к социализму, ибо

буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого

общества. По Марксу, недиалектический подход и необоснованное признание

законов капиталистической экономики универсальными не позволили понять

представителям классической политической экономии (которые, собственно,

открыли эти законы), что они имеют специфический преходящий характер.

Обращаясь к сути рассматриваемой концепции К.Маркса, следует отметить, что

идея анализа общественного развития как чередования типов базиса и

надстройки не проста в применении. Например, производительные силы зависят

одновременно от технической оснащенности и от организации совместного

труда, которая в свою очередь зависит от законов собственности. Последние

принадлежат к юридической сфере. Но право — это часть государства, а

последнее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью

отделения базиса и надстройки. Но несмотря на это для Маркса экономический

подход означает, что организация производства играет решающую роль,

предопределяя социальную и политическую структуру, и основной упор он

делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочими

и капиталистами и всеобще подчинении одного класса другому.

По убеждению К.Маркса, капитализм, эра которого берет свое начало в XVI

веке, исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной

собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе

трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а

человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так

как не может самореализоваться в труде, превратившемся лишь в средство

существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной

борьбы. Что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свободного времени,

то оно, по Марксу, "мерилом богатства" станет не при капитализме, а при

коммунизме. Однако у автора "Капитала" действительно нет никаких

убедительных данных ни о том моменте, когда капитализм перестанет

функционировать, ни даже о том, что в данный конкретный момент он должен

перестать функционировать. Маркс представил определенное число доводов,

позволяющих считать, что капиталистический строй будет все хуже и хуже

функционировать, однако он не доказал экономически, что внутренние

противоречия капитализма разрушат его.

Следует подчеркнуть, что в доводах К.Маркса о неизбежном крахе капитализма

главным является не нарушение рыночных принципов распределения доходов

между классами общества, а то, что эта система не обеспечивает полной

занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам. Общественным

идеалом он считает социализм и коммунизм, называя их фазами

неантагонистического коммунистического общества, при котором средства

производства не будут более объектом индивидуального присвоения и каждый

человек обретет свободу.

Билет №5.

1. Современная эволюция кейнсианства. Э. Хансен. Принцип акселератора.

В современном кейнсианстве доминируют две тенденции: американская,

связанная с именами ряда экономистов США, и европейская, связанная прежде

всего с исследованиями французских экономистов. В числе всего упоминаются

Э. Хансен, С. Харрис, Дж. Кларк. Опираясь на учение Дж. Кейнса, они

считали целесообразным увеличение налогов с населения (до 25% и более),

увеличение размеров гос. займов и выпуска денег для покрытия расходов гос-

ва (даже если это увеличит инфляцию и дефицит гос. бюджета).

Еще одним дополнением в кейнсианство явл. “замена” метода перманентного

регулирования и направления частных и гос. инвестиций на метод

маневрирования гос. расходами в зависимости от эк. конъюнктуры.

Наконец, если Дж. Кейнс в своей теории опирался на принцип

мультипликатора, который означает, что рост доходов сопровождается

снижением роста инвестиций, то в США (по теории Хансена) был выдвинут

дополнительный принцип -–принцип акселератора, означающий, что рост доходов

в конкретных случаях может и увеличивать инвестиции. Смысл дополнения в

след.: некоторые виды оборудования, машин и механизмов имеют сравнительно

длительный срок производства, и ожидания этого срока психологически влияет

на расширение производства требуемого оборудования или машин в объемах,

превышающих реальный спрос, а значит, растет и спрос на инвестиции.

Э. Хансен – лидер американского кейнсианства, один из наиболее влиятельных

представителей современной буржуазной полит. экономии США. Научные работы

Х. представляют собой не только теоретические исследования, но и содержат

попытку выработать систематическую программу гос. регулирования капитал.

экономики. Проблеме цикла были посвящены уже ранние работы Х., в том числе

и главная работа этого периода “Теория экономического цикла, ее развитие и

современное состояние”. Сначала Х. придерживался в основном монетарной

теории цикла, то есть взгляда, согласно которому причины циклических

колебаний капиталистической экономики заложены в процессах денежного

обращения. В книге 1927 г. Х., не отказываясь целиком от монетарных

воззрений, пытается сформулировать несколько иную теорию цикла, которая

должна явиться своеобразным синтезом различных буржуазных теорий цикла.

Новая позиция Х. оказывается ближе всего к теоретическим представлениям

Туган-Барановского и формулируется им самим как по преимуществу

“технологическая” теория цикла, которая сводит причины цикла к особенностям

развития техники. В названной работе Х. предсказывал смягчение “импульсов”,

проистекающих из изобретений, открытий и усовершенствований, и на этом

основании утверждал, что кризисы были лишь “детской болезнью” капитализма,

теперь же “динамические факторы смягчены и характер экономического цикла

изменился”. Действительность очень быстро опровергла это предсказание, а

следовательно, и всю теорию, на которой это предсказание было основано. В

1929 г. разразился самый глубокий и продолжительный в истории капитализма

экономический кризис, показавший, что кризисы вовсе не являются “детской

болезнью” буржуазного об-ва и что факторы, их вызывающие, отнюдь не

смягчены, а наоборот, их разрушительная сила возросла в огромных масштабах.

Тем не менее Х. и впоследствии продолжает придерживаться в несколько

обновленном виде тех же взглядов, согласно которым причины цикличности

определяются особенностям развития техники и воспроизводства основного

капитала. В дальнейшем эта концепция была сформулирована в виде

“инвестиционной теории цикла”, которая и составляет основу книги Х.

“Экономические циклы и национальный доход”.

Х. заявляет о несогласии с Кейнсом по вопросу о роли % и инфляции, а также

о некоторых расхождениях по вопросу о соотношении реальной з/п и занятости.

2. Социалисты-утописты: Сен-Симон, Фурье, Оуэн

Сен-Симон, Анри (1760-1825) - фр. мыслитель и социолог, социалист-утопист.

Ист. концепция Сен-Симона носила в основном идеалистич. хар-р. Сен-Симон

выдвинул схему ист. процесса, в кот-м идеи правят миром и разум явл-ся

движущей силой смены разл. форм об-ва.

Соц. идеалом Сен-Симона явл-ся новая промышленно-индустриал. сис-ма.

Единств. разумная цель для полит. об-ва, по Сен-Симону, производство

полезных вещей. Сен-Симон писал, что физически люди счастливее всего в той

стране, где они лучше питаются, имеют лучшие жилища, могут обеспечить себя

как предметами 1-й необх-ти, так и предметами роскоши. Что же касается

счастья людей в моральном смысле, то оно будет полным при высоком

умственном развитии людей, если они будут способны ценить произведения

искусства, будут знать з-ны, управляющие природой, если среди людей будет

царить взаимн. благожелательность. Т.о., по мысли Сен-Симона, цель буд.

общ. строя - удовлетворение всех чел. потр-тей (матер. и духовных), полное

и всестороннее развитие каждого чел-ка. В качестве ср-в достижения цели

мыслитель называет развитие наук, искусств и ремесел. Сен-Симон различает

возд-е чел-ка на вещи и возд-е чел-ка на чел-ка. Возд-е чел-ка на

вещи/природу Сен-Симон считает самым полезным видом труда. Что же касается

возд-я людей друг на друга, то по Сен-Симону, оно явл-ся само по себе

вредным, тк. связано с бесполезной тратой чел. сил. Возд-е чел-ка на чел-ка

полезно только в том случае, когда оно косвенно приводит к усилению его

возд-я на природу.

Сен-Симон подчеркивает важность разделения труда в новой соц. сис-ме. Кр.

того, он объясняет понятие "свободы" не как возм-ть для членов об-ва по

своему желанию сидеть сложа руки, а как возм-ть широкого развития

способностей, полезных об-ву.

В новом об-ве каждый класс имеет свои задачи. Так, представители иск-ва,

науки и пр-ти должны представить общий план работ по увеличению производит-

ти земельных владений людей. Кр. того, люди иск-ва должны развивать поэтич.

сторону новой сис-мы, воодушевлять об-во на увел-е своего благосост-я, для

чего им следует мобилизовать все ср-ва изящных иск-в, красноречие, поэзию,

живопись, музыку. Что же касается ученых, им поручается обосновать возм-ть

поднятия благосост-я всех классов об-ва. Ученые д. выяснить наиболее верные

и быстро действующие ср-ва для обесп-я непрерывности труда рабочих,

разработать осн. начала массового образования. Проекты, разработанные

людьми иск-ва и науки, перейдут к промышленникам. Они обдумают и обсудят

поступившие к ним планы и предложения, причем непосредственной рук-во

мероприятиями будет поручено банкирам.

Фурье, Шарль (1772-1837) - фр. соц-т-утопист. Фурье выдвинул след.

периодизацию стадий общ. разв-я, в основу кот-й он положил процесс пр-ва:

Периоды, предшеств. пр-венной деят-ти: 1. Ненастоящий,именуемый эденом 2.

Дикость (бездеятельность); Раздробленное /отталкивающее пр-во: 3.

Патриархат, мелк. пр-во 4. Варварство, сред. пр-во 5. Цивилизация, круп. пр-

во; Социетарное/правдивое пр-во: 6. Гарантизм, полуассоциация 7.

Социентизм, простая ассоциация 8. Гармонизм, сложная ассоциация

У первобытных людей отсутствовала какая-л. соц. орг-я. Затем в связи с

ростом насел-я возник патриархат, для кот-го типичны отн-я господства и

подчинения. На смену патриархата приходит период варварства, в кот-м

происходит распадание об-ва на классы рабов и господ, в это же время

происходит переход от мелкого пр-ва к среднему. Ос-тью строя цивилизации

явл-ся то, что он стремится к прогрессу и находится в движении. Здесь Фурье

поднимает вопрос о монополиях, кот-е явл-ся противоположностью своб.

конкуренции.

Основой учения Фурье об ассоциации явл-ся его теория страстей. Фурье

утверждал, что путем приманки наслаждений, а не посредством принуждения

можно установить всеобщее единство на земле и уничтожить нищету и

несправедливость. Однако при этом Фурье считал, что в новом об-ве будут

присутствовать ч/с и неравенство. В связи с этим он выделял 2 осн.

проблемы: "трудового притяжения" и распределения соразмерно труду, капиталу

и таланту. "Трудовое притяжение", по мысли Фурье, реализуется в фалангах -

ассоциациях гармонического строя. Фурье различал след. виды трудовой деят-

ти: домоводческий, земледельч., пром., торговый, просвещенческий труды,

изучение и применение наук и изящн. иск-в. Из всех видов трудов. деят-ти

Фурье выделял земледелие, а пр-ти отводил второстепен. роль.

Мечты и дела Роберта Оуэна (1771-1858).

Оуэн считал, что устройство коммунистических поселений будет до тех пор

неудачным, пока не изменятся нравы людей “важнее влиять на людей духовным

путем, чем менять сразу практические условия их жизни”. Оуэн попытался

создать комм. поселение в Америке, кот. обанкротилось в 1825г. Однако до

этого был соц. эксперимент в Нью-Ленарке (Шотландия). Оуэн, в отличие от

др. утопистов, шел от эксперимента к теории и обобщению, а не наоборот.

Главная идея его экспер-тов: мысль о решающем влиянии среды на формирование

хар-ра человека. Под словом “среда” он понимал весь спектр условий жизни

человека –от материальных условий до нравственного климата. Он считает, что

можно создать хороший нравств. климат в общ-ве благодаря воспитанию людей

просвещ. и гуманным руководителем.

В 1800 г. Оуэн стал совладельцем прядильно-ткацкого предприятия в

Шотландии. Предприятие было расположено в изолированном поселение Нью-

Ленарк (численность около 2 тыс.чел.), что обеспечивало чистоту

эксперимента. Жили и работали там в основном выходцы из горных районов

Шотландии. Переход от патриархальной организации их сельского быта к

фабричному образу жизни вызвал разрыв привычных связей и утрату прежних

моральных норм общения. Разнузданность, беспорядок в поселке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.