реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Валютные операции в Российской Федерации

Валютные операции в Российской Федерации

Содержание.

Введение. 3

1. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в РФ. 5

1.1 Валютная политика СССР. 5

1.2 Современное валютное законодательство РФ. 8

2. Классификация валютных операций в РФ. 20

2.1. Текущие валютные операции. 20

2.1.1 Экспортно-импортные и бартерные операции. 20

2.1.2 Коммерческие кредиты. 31

2.1.3 Финансовые кредиты 35

2.2 Валютные операции, связанные с движением капитала. 38

2.2.1 Прямые и портфельные инвестиции. 38

3. Проблема вывоза капитала в РФ на современном этапе. 50

3.1 Вывоз капитала предпринимателями с целью сохранить легально нажитый

капитал в условиях политической и экономической нестабильности в стране.

50

3.2 «Отмывание» денег и правовое регулирование борьбы с ним. 57

Заключение. 71

Приложения. 80

Список использованной литературы. 89

Введение.

В 1991 г. Российская Федерация встала на путь политических и

экономических преобразований и столкнулась с естественными трудностями и

проблемами.

Нужна была новая, отвечающая современной действительности и курсу

реформ, нормативная база. России предстоял сложный процесс коренной ломки

всей экономической системы и пересмотр роли государства в экономике страны.

Реформирование внешнеэкономической деятельности после распада СССР

происходило в исключительно сложной ситуации. Ее можно охарактеризовать

следующими моментами: не замкнутость таможенной границы, истощение

золотовалютных резервов, резко возросший внешний долг, фактическая

дезорганизация государственной банковской системы. Поэтому изначально

реорганизация системы внешнеэкономической деятельности строилась в

направлении перехода от государственной монополии внешней торговли и

административных методов управления к либерализации внешнеэкономической

деятельности и использованию преимущественно экономических методов

регулирования.

С началом экономических реформ, именно отсутствие должной нормативной

базы предопределило целый ряд просчетов в экономической политике

государства. Выход на внешние рынки получили все участники

внешнеэкономической деятельности, а адекватная правовая система валютного

регулирования и контроля не была сформирована.

Долгое время в стране отсутствовал должный контроль со стороны

государства за проведением экспортно-импортных и бартерных операций. Все

это привело к массовому вывозу из страны сырья и денежных средств.

Пребывание страны в глубоком экономическом кризисе, политическая

нестабильность, несовершенство законодательной базы предопределило также и

недостаточные иностранные инвестиции. Объем прямых и "портфельных"

инвестиций еще больше иссяк после августовского кризиса в 1998 г.

Государству в такой тяжелой экономической ситуации приходится теперь

рассчитывать в основном на внутренние резервы.

Чтобы преодолеть все эти проблемы нужна современная жесткая

законодательная база. Именно вопросу валютной политики страны в области

проведения и регулирования валютных операций посвящена данная дипломная

работа. Задачей ее является попытка выявить те недостатки и просчеты,

которые во многом мешают России выйти из затянувшегося экономического

кризиса.

Особое внимание в работе уделено такой важной для экономики России

проблеме, как вывоз капитала, который приобрел в нашей стране массовый

характер. За время экономических реформ из Российской Федерации оказалось

вывезено порядка 200 млрд. долларов.1 Именно этих денежных средств так

сейчас не хватает экономике страны. Деньги вывозят как предприниматели с

целью сбережения честно заработанных капиталов в условиях политической и

экономической нестабильности, так и криминальные структуры для "отмывания",

незаконно полученного капитала. Возникает сложный вопрос взаимодействия

государства и покинувшего Россию капитала, а также людей, вывозящих данные

деньги. Во многом от того, как поведет себя в этой ситуации Правительство

России и ЦБ РФ, зависят сроки перехода страны к долгожданному устойчивому

экономическому росту.

И хотя коренные преобразования в области внешнеэкономической

деятельности и валютной политики остались позади, но все равно ощущается

необходимость в доработке и усовершенствовании внешнеэкономического и

валютного законодательства. Особенно остро этот вопрос звучит после

августовского экономического кризиса 1998 года, явственно показавшего все

изъяны и недостатки нормативной базы РФ. Коллапс банковской сферы, резкое

падение импортных операций, продолжающийся вывоз денежных средств из

страны – все это заставляет Правительство страны и ЦБ России искать пути

выхода из сложившегося кризиса. Страна нуждается в усилении всего

экономического законодательства в целом и валютного законодательства в

частности.

Поэтому попытка выявить недостатки современной валютной законодательной

базы страны и возможные пути решения накопившихся проблем и явились главной

целью данной дипломной работы.

1. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

1.1 Валютная политика СССР.

Государственная валютная монополия была главным принципом валютной

политики СССР. Это означает, что государство является единственным законным

владельцем иностранной валюты, которая концентрируется в одних руках и

распределяется из центра с помощью валютного плана, имеет исключительное

право на совершение операций с валютными ценностями, на управление

принадлежащими ему золото-валютными резервами. Абсолютно все должны были

держать валюту на счетах в Банке внешнеэкономической деятельности СССР

(Внешэкономбанке СССР). Все важнейшие решения принимались Советом Министров

СССР, и отдельные министерства и ведомости имели ограниченную свободу

действий в данной области даже по техническим и самым мелким вопросам.

Валютная монополия традиционно рассматривалась в качестве составной части

монополии государства на внешнеэкономические связи. Валютная монополия

государства (как и монополия внешней торговли) была одной из наиболее

популярных догм, так как с ее помощью якобы укреплялась эффективность

внешних связей страны, экономика защищалась от неблагоприятных воздействий

извне, обеспечивалось рациональное распределение иностранной валюты,

планирование и регулирование состояния платежного баланса.

Валютная политика СССР, основанная на государственной валютной

монополии, сводилась главным образом к перераспределению валютной выручки и

привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным

планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок,

управлению официальными золото-валютными резервами и надзору за жестко

ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких

операций вообще не могло быть).

За время своего существования, валютная политика СССР претерпела ряд

изменений и имела следующую периодизацию:

1917 – 1921 гг. – период валютного администрирования («валютный военный

коммунизм»);

1922 – 1926 гг. – период валютного регулирования;

1927 – 1985 гг. – административная валютная политика государства

(«новый валютный военный коммунизм»).

1986 – 1991 гг. – демонтаж государственной валютной монополии и

формирование новой политики.

Период с 1917 по 1922 гг. был характерен реквизициями и конфискациями

валютных ценностей, а также монополией Госбанка на проведение валютных

операций.

Но начало НЭПа характеризуется изменениями в валютной политике

государства. В 1922 г. произошла отмена сдачи валютных ценностей

государству, было разрешено свободное распоряжение валютой и драгоценными

металлами, а также открытие валютных счетов. Правительство страны

действовало достаточно гибко и быстро, и уже 15 февраля 1923 г. вышел

декрет, который давал самые широкие права по проведению валютных операций и

одновременно санкционировал изъятие иностранной валюты из внутреннего

обращения. Это наглядно демонстрирует тот факт, что валютная политика

понималась как неразрывная часть экономической политики. Упор в тот период

делался на валютное регулирование, на овладение валютным рынком, а термин

«валютная монополия» просто отсутствовал.

В 1922 г. в стране были созданы первые фондовые биржи, прошли первые

официальные котировки червонца на Московской товарной бирже. Разрешение

валютных операций на биржах и банках совпало с началом золотых и валютных

интервенций Госбанка.

Но, начиная с 1927 г., происходят серьезные изменения в валютной

политике страны в пользу монополизации государством валютных операций. В

этот период, как и в последующие десятилетия, власть больше уже не уделяла

должного внимания проблемам валютного регулирования, действуя главным

образом административными мерами. Так, в СССР в области валютного

законодательства, по сути, не было ни одного настоящего закона, и даже

пресловутый принцип валютной монополии должным образом не был юридически

оформлен. Центральными моментами валютных актов были определение понятия

«валютные ценности», установление порядка их вывоза и ввоза, а также

исключительное право Госбанка на совершение на территории СССР сделок с

любыми валютными ценностями.

Что касается валютных прав населения, то с конца 20-х годов советским

гражданам в основном было запрещено владеть иностранной валютой или

заключать валютные сделки. Только лица, работавшие за границей или

получившие наследства, подарки, гонорары, могли открывать определенные виды

счетов во Внешторгбанке. В недавнем прошлом средства с таких счетов

использовались в основном для покупок в «Березках» на чеки Внешпосылторга.

Валютное регулирование в стране сводилось к распределению валютных

ресурсов на основе валютного плана и единой валютной кассы, а также

установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки наличных денежных знаков.

Экономика была фактически изолирована от мирового рынка, хотя, как показала

практика, это не помогло защититься от неблагоприятных внешних влияний.

Напротив, результатом стали ценовые диспропорции, иррациональность валютных

курсов и процентных ставок, уязвимость перед лицом внешних ставок.

Только в 1986 г. начинается демонтаж государственной валютной

монополии. С принятием Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР №991

от 19.08.86 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими

связями», №1074 от 17.09.87 « О дополнительных мерах по совершенствованию

внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования»,

Постановлений Совета Министров СССР №1405 от 02.12.88 «О дальнейшем

развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и

иных общественных предприятий, объединений и организаций», №203 от 07.03.89

«О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»,

а также с принятием Порядка перевода средств в иностранной валюте на счета

предприятий, объединений, производственных кооперативов и иных организаций

от 02.12.88 правительство продемонстрировало готовность ликвидировать

государственную валютную монополию.

Предприятиям была предоставлена возможность оставлять себе часть

валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг. Была создана система

валютных фондов, подразумевающая отчисления от формально принадлежащей

государству валютной выручки в виде фиксированного процента (40–50% для

предприятий машиностроительного комплекса, 70% для аграрно-промышленного

комплекса и более низкие для сырьевых отраслей). Одновременно отраслевые

министерства, Советы Министров республик могут централизовать до 10%

валютных отчислений подчиненных им предприятий. С 1989 г. валюту можно было

зачислить на счета и использовать по поручении экспортной выручки, причем

до 25% ее объема - для закупок потребительских товаров, медикаментов для

нужд коллектива.

Но основные изменения в валютной политике произошли после распада СССР

и были приняты уже в другом государстве - Российской Федерации.

1.2 Современное валютное законодательство РФ.

Одним из важнейших направлений реформирования экономики страны,

вставшей на путь экономических реформ, стало развитие внешнеэкономических

связей и, прежде всего – либерализация внешней торговли. Началом данного

процесса в России следует считать Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991

г. №213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории

РСФСР». Этот Указ положил конец монополии государственных

внешнеэкономических ведомств на осуществление экспортно-импортных операций,

на протяжении многих лет игравших роль посредников между производителями

экспортной продукции в нашей стране и их зарубежными партнерами. Указ от 15

ноября 1991 г. разрешил всем зарегистрированным на территории РСФСР

предприятиям и организациям независимо от форм собственности осуществление

внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности.

Коренные преобразования в валютной политике страны были произведены с

принятием Закона РФ « О валютном регулировании и валютном контроле» от 9

октября 1992 г. №3615-1. Он определил принципы осуществления валютных

операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного

регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и

физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными

ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.

Закон состоит из трех разделов:

1. Общее положение.

2. Валютное регулирование.

3. Валютный контроль.

В первом разделе закона рассматриваются основные понятия, такие как:

- валюта Российской Федерации и ценные бумаги в валюте РФ;

- иностранная валюта;

- валютные ценности;

- резиденты и нерезиденты;

- текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением

капитала;

- уполномоченные банки.

Вторая глава освещает такие вопросы как:

- защита валюты Российской Федерации;

- право собственности на валютные ценности;

- внутренний валютный рынок РФ;

- счета резидентов в иностранной валюте;

- валютные операции резидентов в РФ;

- счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской

федерации;

- валютные операции нерезидентов в РФ;

- Центральный банк РФ как орган валютного регулирования.

В раздел «Валютный контроль» входят следующие статьи:

- цель и направления валютного контроля;

- органы и агенты валютного контроля;

- полномочия органов и агентов валютного контроля;

- права и обязанности резидентов и нерезидентов;

- ответственность за нарушение валютного законодательства;

- права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного

контроля.

Согласно закону, к валюте РФ относятся:

- находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения,

но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ

и монеты;

- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в

РФ;

- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за

пределами РФ.

Иностранная же валюта определена как:

- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты,

находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством

в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а

также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену

денежные знаки;

- средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и

международных денежных или расчетных единицах.

Под понятием «валютные ценности» в соответствии с Законом «О валютном

регулировании и валютном контроле» понимается:

- иностранная валюта;

- ценные бумаги в иностранной валюте – платежные документы (чеки,

векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции,

облигации) и другие, долговые обязательства, выраженные в

иностранной валюте;

- драгоценные металлы и драгоценные камни (кроме лома и ювелирных

изделий).

Согласно Закону к валютным операциям относятся:

- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на

валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием

в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных

документов в иностранной валюте;

- ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка

из РФ валютных ценностей;

- осуществление международных денежных переводов.

Действующим законодательством в области валютного регулирования

валютные операции подразделяются по своему содержанию на текущие валютные

операции и операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

- переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов

без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а

также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием

экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180

дней;

- переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по

вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с

движением капитала;

- переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм

заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также других

аналогичных операций.

Основанием для проведения той или иной текущей валютной операции

является соответствующий первичный учетный документ. Наиболее распространен

контракт предприятия-резидента с иностранной фирмой.

Валютные операции, связанные с движением капитала, включают в себя:

- прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия

с целью извлечения доходов и получения прав на участие в

управлении предприятием;

- портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное

имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству

страны его местонахождение к недвижимому имуществу, а также иных

прав на недвижимость;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180

дней;

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней

по экспорту и по импорту товаров, работ, услуг;

- все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными

операциями.

Указанные валютные операции осуществляются в порядке, устанавливаемом

Центральным банком РФ. Валютные операции могут совершаться как гражданами

России, так и гражданами иностранных государств. В соответствии с этим

производится деление граждан на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

- физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской

Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с

местонахождением в РФ;

- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,

созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением

в РФ;

- дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся

за пределами РФ;

- находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов.

К нерезидентам относятся:

- физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами

РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.