реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Валютные операции в Российской Федерации

направлении перехода от государственной монополии внешней торговли и

административных методов управления к либерализации внешнеэкономической

деятельности и использованию преимущественно экономических методов

регулирования.

С началом экономических реформ, именно отсутствие должной нормативной

базы предопределило целый ряд просчетов в экономической политике

государства. Выход на внешние рынки получили все участники

внешнеэкономической деятельности, а адекватная правовая система валютного

регулирования и контроля не была сформирована.

Началом борьбы государства с неорганизованностью во внешнеторговых

отношениях стало принятие Федерального закона № 3615-1 «О валютном

регулировании и валютном контроле» от 9.10.1992 г., в котором освещены

основные принципы и правила валютной политики государства.

Недостаточный контроль со стороны государства за экспортными и

импортными операциями привел к значительным потерям для страны. Однако,

несмотря на отсутствие в стране эффективной законодательной базы,

адекватной сложившейся ситуации, Правительство и Банк России как основные

органы валютного регулирования и валютного контроля посредством своих

решений все-таки добивались определенных позитивных сдвигов в решении

данной проблемы. Первым шагом к контролю за экспортными операциями стало

принятие совместной Инструкции Банка России и ГТК России №19 «О порядке

осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию

валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг» и введение с 1 января

1994 года таможенно-банковского контроля с помощью паспортизации экспортных

сделок. Мера была вынужденной: она стала реакцией на кульминацию

контрабандного экспорта.

Следующим шагом стало принятие совместной Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ №30

«О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в

иностранной валюте за импортируемые товары» от 26.07.1995 г. Это помогло

поставить заслон необоснованным переводам иностранной валюты по каналам

импорта посредством предоплаты импортных поставок (по существу,

беспроцентных кредитов иностранным партнерам), завершения ценовых

параметров.

Поэтапное ужесточение валютного контроля и независимой инспекции

экспортных операций побудили недобросовестных участников

внешнеэкономической деятельности использовать другие, менее контролируемые

каналы вывоза капиталов и сокрытия валютной выручки. Так, одним из таких

каналов до недавнего времени оставались внешнеторговые товарообменные

операции – бартерные сделки.

С этим связан следующий шаг в совершенствовании валютного контроля,

реализованный в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г.

№1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и

соответствующего постановления Правительства РФ от 31 октября 1996 г.

№1300.

Важной задачей государства в период экономических реформ стало

привлечение иностранных инвестиций.

Потребность российской экономики в инвестициях для структурной

перестройки на ближайшие 15 лет составляет, по оценке Е.Ясина, 800-900

млрд. долл. Внутренние возможности страны при максимальном использовании

всех резервов - 400-600 млрд. долл. Чтобы безнадежно не отстать в развитии

экономики и не затянуть на десятилетия "переходный период", необходимо за

это время привлечь 300-400 млрд. долл. иностранных инвестиций.1

Инвестиции в российскую экономику осуществляются инвесторами различных

стран. Но США остаются безоговорочным лидером - 70 инвестиционных проектов,

а сумма вложенных средств - более 800 млн. долларов. За Соединенными

Штатами следует Германия, у которой 19 инвестиционных проектов в России, а

третье место заняла Южная Корея. Она осуществила в России 16 проектов,

инвестировав более 500 млн. долларов, и обошла такие страны, как Франция,

Великобритания и Австрия.

Среди российских регионов по наибольшему количеству привлеченных

иностранных ресурсов лидируют Москва и Московская обл., а также Ханты-

Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, республика Башкортостан. В дипломе

приведены таблицы показывающие распределение иностранных инвестиций по

российским регионам.

Но говорить о перспективах иностранного инвестирования в Россию трудно.

Инвесторов пугает экономическая и политическая непостоянность Страны.

Особенно остро проблема привлечения капиталов обозначилась после

августовского кризиса 1998 года. Многие иностранные инвесторы в срочном

порядке вывели свои денежные средства из страны. И что бы их вернуть

необходима не только четкая экономическая программа по выходу страны из

кризиса и политическая стабильность, но и реформирование законодательной

базы. Необходимо обеспечить гарантии инвесторам от экономических и

политических потрясений, создать необходимые условия для спокойной работы

внутри страны.

Необходимо также отметить еще одну важную проблему, имеющую

непосредственное отношение к теме «Валютные операции», которой уделено

особое внимание в данной работе. К сожалению, с самого начала своей новой

экономической жизни Россия столкнулась с такой проблемой, как вывоз

капитала за пределы РФ. В настоящее время, по оценке бывшего

премьер–министра РФ Примакова Е.М., ежегодная утечка капиталов из России

составляет порядка 20-25 млрд. $2.

В дипломной работе раскрыты две причины этого явления:

- вывоз капиталов предпринимателями из РФ с целью сбережения

заработанных доходов в условиях политической и экономической

нестабильности;

- «отмывание» денег, полученных нелегальным путем.

Говорить о том, что бегство капиталов – проблема только России,

неверно. Как свидетельствует мировой опыт, капитал всегда остро реагирует

на угрозу политической и экономической нестабильности и именно тогда

начинает перекачиваться из страны в страну. Возвращение же его начинается

после восстановления национальной экономики, введения конвертируемости

национальной валюты и других положительных экономических сдвигов.

Проблема бегства отечественных капиталов в России остро встала после

объявления либерализации внешнеэкономической деятельности в начале 90-х

годов. Выход на внешние рынки получили все участники внешнеэкономической

деятельности, а адекватная правовая система валютного регулирования и

контроля не была сформирована.

Предпринимательский капитал уходит из России в поисках безопасности от

непредсказуемых изменений российской политической и экономической

конъюнктуры, от давления криминальных структур, а также от жесткого

российского таможенного и налогового законодательства, о реформировании

которых давно идут жаркие дебаты.

Масштабы вывоза капиталов из России и степень развития теневой

экономической деятельности во многом обусловлены недопустимым затягиванием

решения вопросов организационно-правового укрепления валютного контроля.

Значительные изменения в системе валютного регулирования и валютного

контроля произошли после августовского кризиса 1998 г. С сентября 1998 г.

Банк России взял курс на ужесточение, в том числе административных мер,

регулирования валютного рынка и трансграничных валютных операций.

Жесткая политика ЦБ принесла первые плоды уже в конце 1998 г., когда

нелегальный вывоз капитала по каналам внешней торговли (имеется в виду

невозврат экспортной выручки и непогашенные авансы по импорту) снизился с

2,5 млрд. долларов в среднем за квартал в январе – сентябре 1998 года до

0,8 млрд. в IV квартале.1

Но, помимо задачи приостановления бегства капитала из страны,

немаловажной также является задача репатриации хотя бы части из этих 200

млрд. долларов, вывезенных из России. Но вернуть такие деньги только

репрессивными методами невозможно. Поэтому в последнее время часто идут

дискуссии по вопросу экономической амнистии. Под экономической амнистией

подразумевается полное или частичное освобождение от ответственности за

любые экономические нарушения, предоставляемое в обмен на возврат во

внутрироссийский экономический оборот изъятых из него средств, где бы они

не находились.

Важна также политика государства по поводу экономической амнистии.

Либо страна готова закрыть глаза на экономические нарушения,

сопутствовавшие вывозу денег и на само происхождение данного капитала, либо

государство будет и впредь проявлять жесткость и нежелание идти на

компромисс с людьми, вывезшими деньги из России. Но надо помнить об острой

необходимости, которую испытывает страна в этом капитале.

Выход из ситуации с вывозом капиталов предпринимателями из страны можно

решить не только ужесточением нормативной базы, но и, прежде всего, с

созданием в России таких экономических и политических условий, когда

деньгам выгодно будет работать внутри страны, а предприниматели не будут

беспокоиться за их безопасность.

Важный вопрос, который предстоит также решить – это борьба с

«отмыванием» денег.

На современном этапе проблема «отмывания» денег является проблемой

общемирового масштаба. Объемы доходов, получаемых сегодня преступными

организациями и инвестируемых в легальную экономику, представляют угрозу

безопасности отдельных государств и международной безопасности в важнейших

сферах: экономической, экологической, военной.

В этой связи борьба с «отмывание» денег позволяет решить три очень

важные задачи. Во-первых, комплекс мер, направленных на борьбу с

«отмыванием» денег, должен обеспечивать защиту легальной экономики от

криминальных инвестиций и, следовательно, от установления контроля со

стороны преступных организаций. Во-вторых, выявление и конфискация

преступных доходов подрывают финансовую основу деятельности организованной

преступности, препятствуют их дальнейшему развитию. Наконец, восстановление

всей цепочки движения преступных денег позволяет от низшего звена

исполнителей на руководство преступной организации.

Проникновение в легальную экономику легализуемых криминальных капиталов

ведет к установлению контроля преступными организациями над отдельными

секторами экономики, распространению средств и методов криминальной

конкуренции, переориентации деятельности экономических субъектов в

интересах преступных организаций и в результате к деформации экономической

системы.

Данные причины, а также рост организованной преступности в России,

выход ее на международный уровень, увеличивающийся поток «грязных» денег

обуславливают необходимость серьезного подхода к данной проблеме и принятия

жестких адекватных мер.

Но продуктивно бороться с «отмыванием» денег не возможно, учитывая то,

что Государственная Дума до сих пор не приняла Закон «О противодействии

легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем». Поэтому

очевидны пути для дальнейшей работы.

Только при наличии жесткой, соответствующей международным стандартам,

но учитывающей российскую специфику, законодательной базы, а также при

тесном сотрудничестве со странами Европы и всего мира, возможна успешная

борьба с организованной преступностью и "отмыванием" денег.

Таковы основные проблемы, которые были рассмотрены в ходе написания

дипломной работы. Она позволила выявить ряд недочетов и упущений в

российском валютном законодательстве. Эти пробелы особенно явно высветил

августовский кризис в 1998 году. Явно напрашивается необходимость

пересмотра ряда нормативных актов, а также принятие новых жестких законов в

области валютного регулирования и валютного контроля.

И первые позитивные сдвиги уже видны. Благодаря жесткой политике

Правительства России и ЦБ РФ удалось остановить дальнейшую девальвацию

рубля, приостановить массовый вывоз капитала из страны, налаживается

деятельность банковской сферы. Впервые экономисты заговорили и о подъеме

отечественной промышленности. Всего этого нельзя достигнуть как без жесткой

экономической политики в целом, так и валютной в частности.

Список использованной литературы.

1. Закон Российской Федерации № 3615-1 «О валютном регулировании и

валютном контроле» от 9.10.1992 г.

2. Указ Президента РСФСР №213 «О либерализации внешнеэкономической

деятельности на территории РСФСР» от 15.11.1991 г.

3. Инструкция Центрального банка Российской Федерации №19,

Государственного таможенного комитета Российской Федерации №01-

20/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением

в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» от

12.10. 1993 г.

4. Федеральный Закон «О противодействии легализации («отмыванию»)

доходов, полученных незаконным путем» (проект).

5. Инструкция Центрального банка Российской Федерации №30,

Государственного таможенного комитета Российской Федерации №01-20-

10538 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью

платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26.07.1995

г.

6. Указ Президента РФ №1163 « О первоочередных мерах по усилению

валютного контроля в Российской Федерации» от 21.11.1995 г.

7. Указ Президента РФ №1209 «О государственном регулировании

внешнеторговых бартерных сделок» от 18.08.1996 г.

8. Постановление Совета Министров – Правительства РФ №205 «Об усилении

валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка» от

6.03.1993 г.

9. Постановление Правительства РФ №206 «О мерах по усилению и развитию

валютного контроля в Российской Федерации» от 28.02.1996 г.

10. Постановлением Правительства РФ №1267 «О создании в стране системы

экспортной оценки количества, качества и цены экспортируемых

товаров» от 26.12.1995 г.

11. Валютное регулирование. Законодательство Российской Федерации и

финансово-экономическая методология и практика. Комментарии.

Разъяснения. - М.: Библиотечка «Российской газеты», Выпуск №10, 1997

г.

12. Носкова И.Я. Валютные и финансовые операции. - М.: И.О. «Юнити»,

1996 г.

13. Есипов В.Е. Международные инвестиции и международные закупки. – С.-

П.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета,

1998 г.

14. Кныш М.И., Перекатов Б.А., Тютиков Ю.Н. Стратегическое планирование

инвестиционной деятельности. – С.-П.: Издательство Санкт-

Петербургского государственного университета, 1998 г.

15. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых

инструментов. – М.: 1 Федеративная книготорговая компания, 1998 г.

16. Бурлак Г.Н., Кузнецова О.И. Техника валютных операций. – М.:

«Финстатинформ», 1998 г.

17. Федоров Б.Г. Валютная политика СССР: взгляд в будущее. – М.:

«Финансы и статистика», 1990 г.

18. Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. –

М.: «Российский Юридический Издательский Дом», 1999 г.

19. Хлестова И.О. Валютные операции и российское законодательство. – М.:

БЕК, 1997 г.

20. Мусин Э. Вдогонку за российским капиталом…. Экономика и жизнь, 1998.

- №23, с. 8

21. Галиев А., Гурова Т. Родина теряет детей и деньги. Эксперт, 1999. -

№16, с.28-36

22. Мухина Т., Маковская Е. Поиграли, и хватит. Эксперт, 1998. - №39,

с. 12-15

23. Юрханов П.Р., Юрханов А.П. Иностранные инвестиции в Российской

Федерации и их регулирование. Пищевая промышленность, 1998 - №4, с.

40-42

24. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации.

Российский экономический журнал, 1998 - №3, с. 29-38

25. Татевосян Г. Инвестиционное законодательство в России. Инвестиции в

России, 1998 - №8, с.19-21

26. Фаризов О. Современные формы привлечения иностранных инвестиций в

России. Инвестиции в России, 1998 - №8, с. 10-11

27. Сыпченко С. Классификация инвестиций в западной и отечественной

науке. Инвестиции в России, 1998 - №8, с. 22-23

28. Егорова Ю. Инвестиционная политика России на современном этапе.

Финансовый бизнес, 1998 - №6, с. 45-50

29. Смородинская Н.В. Бегство капиталов в теории и практике: анализ

российской ситуации. Банковские услуги, 1998 - №9, с. 5-20

30. Сорокина Е.А. Роль Банка России в решении проблем оттока капитала и

отмывания грязных денег. Банковские услуги, 1998 - №9, с. 20-22

31. Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы. Вопросы

экономики, 1998 - №7, с. 33-41

32. Мусин Э.Ф. В Европе с «отмыванием» строго. Экономика и жизнь, 1997 -

№51, с.26

33. Мовсесян А., Журавлев В. Как остановить «бегство» капитала.

Банковское дело, 1999 – «3, с. 15-17

34. Петров Ю. Утечка капитала, платежно-долговой кризис и задачи валютно-

финансовой политики. Экономический журнал, 1998 - №11-12, с. 48-63

35. Скляров С. Война валюте. Эксперт, 1999 - №13, с.7

36. Сироткин В., Баженов Е. Кубок вывоза. Деньги, 1999 - №13, с.25-27

Приложения.

Приложение 1.

Полный перечень текущих валютных операций:

1) Переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов

без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также

для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных

операций на срок не более 180 дней;

2) Получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180

дней;

3) Переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по

вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением

капитала;

4) Переводы иностранной валюты федеральными органами исполнительной

власти с их валютных счетов, открытых в уполномоченных банках Российской

Федерации, в оплату вступительных и членских взносов Российской Федерации в

пользу международных организаций, участником которых является Российская

Федерация.

5) Переводы резидентами с их валютных счетов, открытых в уполномоченных

банках Российской Федерации, в оплату вступительных и членских взносов в

пользу международных неправительственных организаций, являющихся

нерезидентами.

6) Переводы резидентами (юридическими и физическими лицами) иностранной

валюты в пользу нерезидентов — организаторов международных симпозиумов,

конференций, других международных встреч, а также международных выставок,

ярмарок, спортивных соревнований, иных культурных мероприятий, проводимых

на территории иностранных государств, за участие резидентов в указанных

мероприятиях, за исключением затрат, учитываемых как капитальные вложения в

соответствии с правилами бухгалтерского учета соответствующих государств.

7) Зачисление резидентами — организаторами международных симпозиумов,

конференций, а также других международных встреч, выставок, ярмарок,

спортивных соревнований, иных культурных мероприятий на свои валютные

счета, открытые в уполномоченных банках, иностранной валюты, полученной от

нерезидентов за участие нерезидентов в указанных мероприятиях, за

исключением затрат, учитываемых как капитальные вложения в соответствии с

правилами бухгалтерского учета Российской Федерации.

8) Зачисление резидентами, не являющимися коммерческими организациями,

в безналичном порядке на их валютные счета, открытые в уполномоченных

банках, иностранной валюты, поступившей от нерезидентов в качестве

добровольных и безвозмездных пожертвований.

9) Переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в

счет оплаты страховых взносов (страховых премий) страховщикам-нерезидентам

независимо от страхуемого интереса, а также зачисление на валютные счета

резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации сумм в иностранной

валюте в счет оплаты страховых сумм (страхового возмещения) с учетом

требований законодательства Российской Федерации о страховании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.