реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Валютные операции в Российской Федерации

результатам инспекций в годовых отчетах даются рекомендации государствам по

совершенствованию национального законодательства.

Проблема «отмывания» денег в России является практически неизученной.

Статья 174, предусматривающая уголовную ответственность за легализацию

(«отмывание») денежных средств или иного имущества, появилась в новом

Уголовном кодексе Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 1997

года.

Прежде всего, следует обратить внимание на ряд важнейших экономических,

криминалистических и правовых аспектов ситуации в России.

К моменту начала рыночных реформ в СССР, позднее в России, существовали

значительные теневые капиталы. В условиях недостаточного контроля за

происхождением денежных средств эти капиталы были инвестированы в

создаваемые легальные коммерческие структуры и приватизируемые

государственные предприятия. В результате значительное количество

экономических субъектов оказалось под контролем криминальных структур.

Следует также учесть, что высокие налоговые ставки ведут к тому, что многие

легальные предприятия уклоняются в той или иной степени от уплаты налогов в

полном объеме.

В результате в России сформировался значительный нелегальный наличный

оборот. Появились фирмы, зарегистрированные на подставных лиц, которые

оказывают услуги по продаже предприятиям «черных» наличных денег за

безналичные, перевод которых осуществляется по фиктивным счетам и

договорам. «Черные» наличные деньги используются для выплаты зарплат,

взяток, уплаты денег за охрану преступным группам, а также для расчетов

между предприятиями.

Отсутствие жестких границ между отдельными государствами СНГ позволяет

преступным организациям осуществлять неконтролируемые перевозки денег и

товаров. В России действуют организованные преступные группы из других

государств СНГ, а также транснациональные криминальные корпорации (в

частности, итальянские и китайские).

Все перечисленные факторы, а также то, что до сих пор не принят

Федеральный закон «О противодействии легализации («отмыванию») доходов,

полученных незаконным путем», обуславливают специфику «отмывания» денег в

России по сравнению с зарубежными странами.

В первой фазе «отмывания» капитала в России, введение «грязных»

наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря

значительному нелегальному наличному обороту между легальными

предприятиями. Организованными преступными группами создаются фиктивные

фирмы, занимающиеся так называемой «обналичкой», то есть легальным

предприятиям «черных» наличных денег за безналичные, за что предприятие

платит комиссионные в размере 1-8% от суммы. Через эти фирмы возможна и

продажа наличных денег, полученных от преступной деятельности

Фиктивные фирмы работают обычно не более трех месяцев. К моменту

возникновения обязанности сдачи отчетности и уплаты налогов за первый

квартал работы денег на их счетах уже не остается.

Введение в оборот «грязных» наличных денег может также осуществляться

через благотворительные фонды и иные некоммерческие организации. Деньги

вносятся небольшими суммами в качестве пожертвований и взносов, которые не

облагаются налогами.

Во второй фазе ситуация является сходной с существующей в зарубежных

странах. Также широко распространено создание оффшорных предприятий, на

счета которых направляются по фиктивным экспортно-импортным контрактам

деньги, аккумулированные на счетах фирм, занимающихся «обналичкой», и

фондов.

По данным 1997 года российскими гражданами только на Кипре было создано

около 4 тысяч предприятий, из которых лишь 40 внесены в реестр

Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики России.

Всего же, по оценкам специалистов Министерства экономики России, в

оффшорных зонах создано около 60 тысяч предприятий с российским участием.*

В третей фазе российскими преступными организациями используются

следующие формы: трансферпрайсинг, «отмывание» через казино, лотерей.

В сфере инвестиций распространены инвестиции в недвижимость, в том

числе за рубежом, создание и участие в легальных предприятиях. К специфике

российской преступности следует отнести широкое участие в приватизации

государственных предприятий.

Проникновение в легальную экономику легализуемых криминальных капиталов

ведет к установлению контроля преступными организациями над отдельными

секторами экономики, распространению средств и методов криминальной

конкуренции, переориентации деятельности экономических субъектов в

интересах преступных организаций и в результате к деформации экономической

системы.

Данные причины, а также рост организованной преступности в России,

выход ее на международный уровень, увеличивающийся поток «грязных» денег

обуславливают необходимость серьезного подхода к данной проблеме и принятия

жестких адекватных мер.

И начало борьбе с финансовой базой организованной преступности и

«отмыванием» денег в России положено. С 1 января 1997 года вступил в силу

новый Уголовный кодекс РФ. Статья 174 УК предусматривает ответственность за

легализацию («отмывание») денежных средств или иного имущества,

приобретенных незаконным путем. Легализация в части 1 ст. 174 определяется

как «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами

или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а равно

использование данных средств или иного имущества для осуществления

предпринимательской или иной экономической деятельности».

Предметом преступления, согласно статьи 174 УК, являются денежные

средства или иное имущество, приобретенное заведомо незаконным путем, то

есть в результате совершения преступления или иного правонарушения.

Уголовной ответственности подлежат следующие действия:

- совершение финансовых операций с денежными средствами или иным

имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем;

- совершение других сделок с денежными средствами или иным имуществом,

приобретенными заведомо незаконным путем;

- использование денежных средств или иного имущества, приобретенных

заведомо незаконным путем, для осуществления предпринимательской или

иной экономической деятельности.

Состав преступления является окончательным в момент совершения любого

из перечисленных действий. Под финансовыми операциями и другими сделками с

денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и

юридических лиц, независимо от формы и способа их осуществления, с

денежными средствами или иным имуществом, направленные на установление,

изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Еще одним шагом, направленным на борьбу с «отмыванием» преступного

капитала явилось принятие в 1997 году Банком России «Положения об

организации внутреннего контроля в банках» и «Указания о порядке

организации внутреннего контроля в кредитных организациях – участниках

финансовых рынков» и «Методологические рекомендации по вопросам работы по

предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки

и иные кредитные организации».

В соответствии с данными документами кредитные организации обязаны

предпринимать меры по предотвращению легализации средств, полученных

незаконным путем.

На сотрудников кредитных организаций возлагается обязанность

идентификации клиентов. К нарушениям требования о предотвращении

легализации средств, полученных незаконным путем, со стороны сотрудников

кредитных организаций относятся, в частности:

- осуществление или содействие осуществлению операций в случаях, когда

сотрудник знает, подозревает или имеет основания подозревать, что

денежные средства или иное имущество клиента кредитной организации,

вовлеченные в операцию, были получены незаконным путем;

- сокрытие или перевод незаконно полученных средств;

- уклонение, прямое или косвенное противодействие изучению службой

внутреннего контроля деталей операций, которые могут быть направлены

на легализацию средств, полученных незаконным путем;

- нераскрытие сведений или подозрений о возможной легализации средств,

полученных незаконным путем.

Но основным документом, направленным на борьбу с «отмыванием» денежных

средств, должен стать Федеральный закон «О противодействии легализации

(«отмыванию») доходов, полученных незаконным путем». К сожалению, данный

закон еще не принят Государственной Думой России, что осложняет усилия,

направляемые на противодействие легализации преступных капиталов.

Законопроект предусматривает введение в России системы мер,

направленных на предотвращение, выявление и пресечение "отмывания" денег, а

также развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с «отмыванием»

денег.

ФЗ «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных

незаконным путем» распространяется на деяния граждан РФ, иностранных

граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ, а также

юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным

имуществом на территории Российской Федерации.

Согласно Закону под легализацией («отмыванием») доходов, полученных

незаконным путем, понимается придание правомерного вида пользованию,

владению или распоряжению вещами, деньгами, ценными бумагами, иным

имуществом, в том числе имущественными правами, приобретенными заведомо

незаконным путем.

Закон обязывает организации, осуществляющие операции с денежными

средствами или иным имуществом, документально фиксировать сведения,

необходимые для идентификации физических лиц, совершающих операции на

сумму, равную или превышающую 2000 минимальных размеров оплаты труда, и

юридических лиц при операциях на сумму, равную или превышающую 20000

минимальных размеров оплаты труда.

По рублевым операциям устанавливается обязанность хранения документов с

момента открытия счета до истечения пяти лет после его закрытия. По

валютным операциям срок хранения документов составляет 10 лет.

Разработчики российского законопроекта объединили принятые в западных

странах обязанности установления истины и сообщения о подозрительных

операциях, введя вместо них обязанность сообщения об операциях, подлежащих

обязательному контролю, то есть содержащей хотя бы один из перечисленных в

законе признаков, которые могут указывать на "отмывание" денег.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным

имуществом, обязаны сообщать обо всех операциях, подлежащих обязательному

контролю, в Государственную налоговую инспекцию, а об операциях в

иностранной валюте в Федеральную службу России по валютному и экспортному

контролю.

Задача организаций упрощается и становится более формализованной.

Основная нагрузка по проверке подозрительных операций ложиться на

государственные органы.

Вызывает серьезные сомнения целесообразность разделения функций

проверки операций, подлежащих обязательному контролю, между Госналогслужбой

России по рублевым операциям и Федеральной службой России по валютному и

экспортному контролю по валютным операциям. Современное "отмывание" денег

имеет, как правило, международный характер. В процессе "отмывания"

используется одновременно несколько видов валют. Поэтому разделение

полномочий, банков данных, проблемы взаимодействия двух ведомств лишь

усложнят борьбу с "отмыванием" денег.

Учитывая немаловажную роль в борьбе с "отмыванием" денег финансово-

кредитных организаций нельзя не упомянуть о такой проблеме как "банковская

тайна". Данный вопрос является одним из наиболее проблемных, причем не

только для России. В российском законодательстве вопросы передачи сведений,

составляющих банковскую тайну, регулируются ФЗ "О банках и банковской

деятельности" в редакции от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ, законодательными

актами о деятельности Счетной палаты РФ, органов Государственной налоговой

службы и налоговой полиции, таможенных органов, Уголовно-процессуальным

кодексом РСФСР. Проект ФЗ «О противодействии легализации («отмыванию»)

доходов, полученных незаконным путем» содержит статью 7: "Передача

сведений, составляющих коммерческую, банковскую или служебную тайну".

Как ФЗ "О банках и банковской деятельности", так и проект ФЗ «О

противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным

путем» предусматривают передачу кредитными организациями сведений по

операциям и счетам юридических и физических лиц, осуществляющих

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, суду,

Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой

полиции, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного

следствия по делам, находящимся в их производстве. Сведения по счетам и

вкладам физических лиц могут передаваться судам, а при наличии согласия

прокурора - органам предварительного следствия, находящимся в производстве.

Таким образом, возможность передачи сведений, составляющих банковскую

тайну, судам и органам предварительного следствия позволяет осуществлять

расследование преступлений в сфере "отмывания" денег и их судебное

разбирательство. Данные положения соответствуют требованиям Конвенции

Совета Европы.

Учитывая общемировую значимость проблемы борьбы с "отмыванием"

преступного капитала, существует объективная необходимость международного

сотрудничества и координации действий, направляемых на борьбу с данным

видом преступления. Применительно к России следует отметить ряд факторов,

обуславливающих необходимость сотрудничества с европейскими странами в

борьбе с "отмыванием" денег:

- российские преступные организации активно используют европейские

финансовые рынки и рынки недвижимости для "отмывания" денег;

- в европейских странах, в частности, в Германии и Греции, проживает

значительное число переселенцев из России, часть которых

задействована в преступной деятельности и сотрудничает с российскими

преступными организациями;

- Россия используется транснациональными криминальными корпорациями

для транзита наркотиков из Юго-Восточной Азии в Европу, а также для

сбыта наркотиков;

- Вместе с передвижением наркотиков происходит перемещение денежных

средств;

- Отсутствие в России специального законодательства, направленного на

борьбу с "отмыванием" денег, делает ее привлекательной для

использования в первой и второй фазах легализации преступных

доходов.

Сотрудничество в сфере борьбы с "отмыванием" доходов от преступной

деятельности включает обязанности государств по сближению внутреннего

законодательства в данной сфере; оказание помощи при проведении

расследований и судебных разбирательств; принятие предварительных мер,

таких как замораживание или арест имущества, которое может стать объектом

запроса о конфискации; осуществление конфискации имущества, являющегося

доходом от преступной деятельности.

Современный уровень интеграции мировой экономики, высокоразвитые

финансовая и информационная системы являются хорошими предпосылками для

развития сотрудничества по борьбе с "отмыванием" денег.

28 февраля 1996 г. в Страсбурге состоялась официальная церемония приема

России в Совет Европы, что явилось важным шагом на пути развития

сотрудничества России и европейских государств, имеющим большое

политическое и правовое значение. Данное событие свидетельствует о

признании как Россией, так и европейскими государствами необходимости

расширения взаимного сотрудничества в различных сферах, в том числе в

области борьбы с преступностью.

Прием России в Совет Европы был обусловлен принятием Россией ряда

согласованных обязательств, изложенных в Заключении ПАСЕ №193. Данные

обязательства связаны со сближением стандартов России и Совета Европы и

предусматривают присоединение России к ряду европейских конвенций,

совершенствование законодательства и правоприменительной практики.

С 1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и

сотрудничестве между Россией и Европейским сообществом, которое включает в

себя ст.81 "Отмывание" денежных средств". Соглашение предусматривает

оказание России "административного и технического содействия с целью

выработки приемлемых стандартов, в предотвращении отмывания денег,

эквивалентных стандартам принятым Сообществом и международными форумами по

данным вопросам.

И, наконец, немаловажным является сотрудничество России с FATF, которое

началось в 1993 году. В этих взаимоотношениях Россию представляет

Центральный Банк Российской Федерации. С самого начала сотрудничества

российскими представителями поднимался вопрос о приеме в члены этой

организации, но до 1998 года существовал мораторий на прием в FATF новых

членов. В 1998 году был поставлен вопрос о возможности расширения FATF за

счет приема Аргентины, Израиля и России, учитывая их активное участие в

работе организации.

В настоящее время Банк России участвует в работе FATF в статусе

наблюдателя. Препятствием в вступление в члены FATF, наряду с

существовавшим мораторием, является также то, что в России до сих пор не

принят закон «О противодействии легализации («отмыванию») доходов,

полученных незаконным путем» и неясно, насколько его положение будет

соответствовать требованиям рекомендаций FATF.

На сегодняшний день сотрудничество России с FATF осуществляется в

следующих формах:

- участие Банка России в мероприятиях FATF;

- обмен информацией методического характера, в том числе ознакомление

Банка России с рекомендациями и годовыми отчетами FATF;

- проведение совместных семинаров и конференций;

- техническая помощь FATF в разработке российского законодательства в

сфере борьбы с отмыванием денег.

На базе рекомендаций FATF Банком России в 1997 году были выпущены

«Положение об организации внутреннего контроля в банках» и «Указания о

порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях –

участниках финансовых рынков», позволяющие российским кредитным

организациям начать работу в этой области еще до принятия Федерального

закона «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных

незаконным путем».

Только при наличии жесткой, соответствующей международным стандартам,

но учитывающей российскую специфику, законодательной базы, а также при

тесном сотрудничестве со странами Европы и всего мира, возможна успешная

борьба с организованной преступностью и "отмыванием" денег.

Заключение.

В настоящий момент экономика России находится в критическом положении.

Августовская девальвация российского рубля, кризис в банковской сфере,

политическая нестабильность отбросили экономику страны на несколько лет

назад. Сейчас происходит переоценка экономической политики РФ за последние

годы. Экономика России нуждается в коренных реформах, которые должны

затронуть и валютную политику государства, сделать ее более жесткой,

отвечающей нормам современной мировой практики.

Поэтому в данной работе были предприняты попытки рассмотреть механизм и

правовую основу проведения валютных операций, являющихся частью валютной

политики страны.

Реформирование внешнеэкономической деятельности после распада СССР

происходило в исключительно сложной ситуации. Ее можно охарактеризовать

следующими моментами: не замкнутость таможенной границы, истощение

золотовалютных резервов, резко возросший внешний долг, фактическая

дезорганизация государственной банковской системы. Поэтому изначально

реорганизация системы внешнеэкономической деятельности строилась в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.