реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Валютные операции в Российской Федерации

№1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и

соответствующего постановления Правительства РФ от 31 октября 1996 г.

№1300.

Введение системы контроля за внешнеторговыми бартерными операциями

немедленно сказалось на резком снижении их объемов. По данным таможенной

статистики, уже в первом полугодии 1997 года против соответствующего

периода предыдущего года они сократились на 43%, в том числе – экспорт на

46%, а импорт на 40%.2

Предотвращению дальнейшего нелегального оттока капиталов при экспорте

ресурсов во многом должно способствовать создание системы независимой

предотгрузочной инспекции экспортируемых товаров в соответствии с

постановлением Правительства РФ от 26.12.1995 г. №1267 «О создании в стране

системы экспортной оценки количества, качества и цены экспортируемых

товаров» и в рамках действия соответствующей комиссии.

Значительные изменения в системе валютного регулирования и валютного

контроля произошли после августовского кризиса 1998 г. С сентября 1998 г.

Банк России взял курс на ужесточение, в том числе административных мер,

регулирования валютного рынка и трансграничных валютных операций.

Посткризисные меры ЦБ по усилению валютного и капитального контроля

сосредоточились на следующих направлениях:

- повышение ответственности экспортеров за несвоевременную репатриацию

валютной выручки;

- упрощение перевода паспорта сделки по экспортным поставкам из одного

банка в другой;

- модификации организации торгов на ММВБ с целью отделения торговли

валютой в сфере внешнеэкономических операций от спекулятивных сделок;

- усиление собственно контрольной деятельности, направленной на

ужесточение санкций к нарушителям и разработку мер, повышающих

качество валютного регулирования.

Учитывая всю тяжесть августовского кризиса в России и важность

принятых действий, следует перечислить ключевые решения ЦБ РФ в области

валютного и капитального контроля за посткризисное время:

16.09.98 – продажа валюты экспортерами в рамках обязательной продажи

части экспортной выручки должна осуществляться только на валютных биржах;

28.09.98 – введение института специальных торговых сессий на валютных

биржах;

01.10.98 – обязательная продажа части экспортной выручки производится

только на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж;

01.11.98 – импортерам вменено в обязанность приобретать необходимую

им валюту не ранее чем за семь дней до срока платежа и продавать ее обратно

на внутреннем рынке по истечении срока платежа, если по каким-либо причинам

резиденты не смогли выполнить свои обязательства перед иностранными

контрагентами;

12.11.98 – запрет покупки на специальных торговых сессиях банкам

иностранной валюты по поручению клиентов для оплаты импорта работ, услуг и

результатов интеллектуальной деятельности;

31.12.98 – норматив обязательной продажи экспортной выручки повышен с

50% до 75%;

01.01.99 – с шести до трех месяцев сокращен срок репатриации валютной

выручки и период времени, в течении которого необходимо осуществить ее

продажу;

01.01.99 – понижены лимиты открытой валютной позиции банков;

07.04.99 – отмена права покупки долларов США уполномоченными банками

от своего имени и за свой счет в целях осуществления выплат в иностранной

валюте физическим лицам по открытым в данных банках счетам и вкладам на

специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж.

Жесткая политика ЦБ принесла первые плоды уже в конце 1998 г., когда

нелегальный вывоз капитала по каналам внешней торговли (имеется в виду

невозврат экспортной выручки и непогашенные авансы по импорту) снизился с

2,5 млрд. долларов в среднем за квартал в январе – сентябре 1998 года до

0,8 млрд. в IV квартале.1

Кроме того, сокращение вывоза капитала обусловлено заметным

ослаблением, а в ряде случаев и парализацией его «проводящей сети» –

российских банков. В связи с фактическим банкротством Токобанка,

Инкомбанка, «Российского кредита», являвшихся до кризиса крупнейшими

оптовыми импортерами наличной валюты, ввоз ее (а это есть не что иное, как

форма вывоза капитала) в Россию по итогам прошлого года сократился более

чем вдвое – с 37 до 16,2 млрд. долларов. Этому же способствовало,

безусловно, и сокращение спроса экономики (прежде всего населения) на

наличную валюту в связи с шоковым падением реальных доходов.

Но, помимо задачи приостановления бегства капитала из страны,

немаловажной также является задача репатриации хотя бы части из этих 200

млрд. долларов, вывезенных из России. Но вернуть такие деньги только

репрессивными методами невозможно. Поэтому в последнее время часто идут

дискуссии по вопросу экономической амнистии. Под экономической амнистией

подразумевается полное или частичное освобождение от ответственности за

любые экономические нарушения, предоставляемое в обмен на возврат во

внутрироссийский экономический оборот изъятых из него средств, где бы они

не находились.

Предприниматели, вывезя деньги за рубеж, зачастую не могут

воспользоваться ими за границей так, чтобы капитал работал (речь не идет о

покупке недвижимости, средств роскоши и т.д.). Это обусловлено тем, что

российским бизнесменам трудно вступить в деловой мир Запада. Поэтому часть

денег готово вернуться в Россию, чтобы работать здесь, но для этого

необходимы ряд условий.

Прежде всего, говорить о возврате капиталов можно будет только после

того, как будет изменен налоговый режим. Смягчение налогового режима

является необходимым условием для репатриации капиталов. Нужно создать в

стране такие условия, чтобы деньгам было выгодно работать внутри страны.

Немаловажной также является политика государства по поводу

экономической амнистии. Либо страна готова закрыть глаза на экономические

нарушения, сопутствовавшие вывозу денег и на само происхождение данного

капитала, либо государство будет и впредь проявлять жесткость и нежелание

идти на компромисс с людьми, вывезшими деньги из России. Но надо помнить об

острой необходимости, которую испытывает страна в этом капитале.

3.2 «Отмывание» денег и правовое регулирование борьбы с ним.

На современном этапе проблема «отмывания» денег является проблемой

общемирового масштаба. Объемы доходов, получаемых сегодня преступными

организациями и инвестируемых в легальную экономику, представляют угрозу

безопасности отдельных государств и международной безопасности в важнейших

сферах: экономической, экологической, военной.

В этой связи борьба с «отмывание» денег позволяет решить три очень

важные задачи. Во-первых, комплекс мер, направленных на борьбу с

«отмыванием» денег, должен обеспечивать защиту легальной экономики от

криминальных инвестиций и, следовательно, от установления контроля со

стороны преступных организаций. Во-вторых, выявление и конфискация

преступных доходов подрывают финансовую основу деятельности организованной

преступности, препятствуют их дальнейшему развитию. Наконец, восстановление

всей цепочки движения преступных денег позволяет от низшего звена

исполнителей на руководство преступной организации.

Термин «отмывание» денег впервые употребляется в начале 80-х годов в

США в связи с ростом незаконной торговли наркотиками и доходов от нее и

обозначает процесс преобразования нелегально полученных («черных») денег в

легальные («белые») деньги.

В международном праве определение легализации («отмывания») доходов

от преступной Деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе

против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие

соответствующего законодательства западных стран.

Согласно ст.3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») доходов от

преступной деятельности понимаются:

- конверсия или передача имущества, если известно, что такое

имущество в результате правонарушения или правонарушений, или в

результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в

целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в

целях оказания помощи лицу, участвующему в совершении такого

правонарушения или правонарушений, с тем чтобы оно могло

уклониться от ответственности за свои действия;

- сокрытие или утаивание подлинного характера, источника,

местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав

в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что

такое имущество получено в результате правонарушений или

правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или

правонарушениях;

- приобретение, владение или использование имущества, если в момент

его получения было известно, что такое имущество получено в

результате правонарушения или правонарушений или в результате

участия в таком правонарушении или правонарушениях;

- участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью

совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных

выше, покушение на совершение такого правонарушения или

правонарушений, а также пособничество, подстрекательство,

содействие или консультирование при их совершении.

Венская конвенция ООН 1988 года признала в качестве преступления

«отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же

время развитие организованной преступности привело к росту доходов

преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности.

Часть этих доходов также стала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в

легальную экономику.

Реагируя на эти процессы, Конвенция Совета Европы №141 «Об отмывании,

выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от

08.11.90 признала преступлением действия, связанные с «отмыванием» денег,

полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной

деятельности. Но в разных странах существуют различия в законодательстве

при определении перечня деяний, являющихся источником происхождения

средств, подвергаемых «отмыванию». В качестве таковых могут

рассматриваться:

- преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством);

- преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;

- правонарушения;

- преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом

наркотиков.

Российские законодатели избрали в проекте Федерального закона «О

противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным

путем» вариант более широкого перечня. Уже в названии Закона речь идет о

доходах, полученных незаконным путем, что, разумеется, гораздо более

широкое понятие, чем преступные доходы. В пункте 1 статьи 3 Закона доходы,

полученные незаконным путем, определяются как «вещи, деньги, ценные бумаги,

иное имущество, в том числе имущественные права, приобретенные в результате

совершения преступления или иного правонарушения».

«Отмывание» денег представляет собой сложный, достаточно

продолжительный процесс, включающий множество разнообразных операций. Для

удобства изучения и описания этого процесса выработано несколько моделей,

хотя на практике они не всегда четко прослеживаются.

Наиболее распространенной в мировой практике является трехфазовая

модель:

1. Placement;

2. Layering;

3. Integration.

Первая фаза подразумевает предварительное «отмывание» денег

(преобразование в другие виды валют, купюры иного достоинства, ценные

бумаги). В банковском секторе формы первой фазы направлены на обход

существующих во многих странах положений об обязательной идентификации

клиента.

Основные формы первой фазы:

- мошенничество с использованием подставных лиц и фирм;

- подкуп и запугивание лиц, ответственных за проведение идентификации

клиента;

- смурфинг – организованная покупка легко преобразуемых имущественных

ценностей, преимущественно финансовых инструментов (каждая покупка

осуществляется на сумму ниже той, с которой возникает обязанность

идентификации);

- структуринг – платежи небольшими суммами на один банковский счет;

- обменные сделки – организованный обмен денег на купюры иного

достоинства или другую валюту без использования банковских счетов;

- использование предприятий с большим наличным оборотом, к легальной

выручке которых примешиваются «грязные» деньги;

- создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих «грязные»

деньги в качестве выручки.

Цель второй фазы – отделение преступных доходов от источника их

происхождения путем проведения комплекса финансовых операций. В результате

обрывается цепочка следов и обеспечивается анонимность имущественных

ценностей.

Операции второй фазы носят, как правило, международный характер.

«Отмывание» внутри страны применяется прежде всего как предварительная

ступень к международному «отмыванию».

Для осуществления операций во второй фазе широко используются

подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие

основанием перевода денег. Используются также так называемые «подпольные»

(«подземные») концерны, в которые входят предприятия одной сферы, имеющие

вертикальные и горизонтальные связи.

«Грязные» деньги вводятся в оборот через розничных торговцев как

выручка от торговли. На эти деньги у оптового торговца закупаются

скоропортящиеся продукты, которые далее списывают как испортившиеся. Это,

разумеется, лишь одна из возможных схем деятельности «подпольных»

концернов.

В настоящее время для проведения операций второй фазы большую роль

играют оффшорные зоны и иные страны с мягким налоговым режимом и

слаборазвитой системой финансового контроля. Для страны, в которой

осуществляется «отмывание» денег характерны следующие условия:

- отсутствие обязательного бухгалтерского учета для банков;

- анонимные банковские счета;

- отсутствие обязательной идентификации клиентов;

- недостаточно эффективно работающие органы юстиции;

- отсутствие правовой помощи при изъятии денег, имеющих преступное

происхождение;

- др. условия.

В таких странах обычно создаются фиктивные фирмы и обрываются следы

финансовых операций. В Европе к таким регионам относятся: Андорра,

Болгария, Кампион (Италия), Гибралтар, Гернси, Джерси, Лихтенштейн,

Люксембург, Монако, Швейцария, Кипр. В африкано-арабском регионе – Абу-

Даби, Ангола, Бахрейн, Дубаи, Кувейт, Ливия, Либерия, Оман, Сейшельские

острова, ОАЭ; в Восточной Азии и Полинезии – Австралия, Гонконг, Новая

Каледония, Новая Гвинея, Сингапур, Шри Ланка, Таиланд; в Латинской Америке

– Барбадос, Багамы, Бермуды, Каймановы острова, Коста-Рика, Чили, Гаити,

Ямайка, Куба, Никарагуа, Нидерландские Антильские острова, Панама, Уругвай,

Венесуэла.

Деньги переводятся на счета оффшорных фирм на основе фиктивных

экспортно-импортных контрактов или контрактов с завышением цены.

В третьей фазе деньги обретают новый, легальный источник происхождения

и инвестируются в легальную экономику. Многие формы, используемые в третей

фазе, давно известны и применяются, в частности, для снижения уровня

налогообложения.

Сделки с занижением цены. В качестве примера можно привести операцию с

недвижимостью. Приобретается дом по заниженной цене. Разница с реальной

ценой доплачивается «черными» деньгами. После этого «производится ремонт»,

и здание продается по более высокой цене. В результате образуется легальный

доход. Аналогичные операции проводятся и с акциями по условиям рыночных

цен.

Сделки с завышением цены. Распространены в биржевом обороте, в

операциях с произведениями искусства, на аукционах. Вещи, стоимость которых

можно определить лишь условно, оценочно продаются по очень высокой цене. В

результате образуется высокий реальный доход.

Трансферпрайсинг (Transferprising). Распространен в экспортно-импортных

операциях. Составляются два договора: фиктивный (с завышением суммы сделки)

и реальный. По фиктивному договору деньги переводятся фирме-посреднику, как

правило, зарегистрированной в оффшорной зоне. Разница между реальной и

фиктивной ценой остается на счете этой фирмы в качестве дохода.

«Отмывание» денег через казино и лотереи. Деньги декларируются в

качестве выигрыша.

Ссуды и уплата процентов. Деньги депонируются на счете зарубежной

фирмы. После этого фирма дает ссуду или выступает гарантом по банковскому

кредиту, являющемуся для получателя легальными деньгами.

Прямые инвестиции. Осуществляются в заключительной фазе с помощью

«отмытых» денег.

Размещение средств зависит от их размера, профессиональных знаний

преступников и их советников. Транснациональные корпорации используют, как

правило, весь спектр инвестиционных возможностей.

Говоря о проблеме «отмывания» денег, нельзя не упомянуть об

организации, занимающейся борьбой с данным видом преступления. В июле 1989

года в Париже по решению совещания на высшем уровне стран «Большой семерки»

была создана «Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания»

денег» (FATF).

FATF является межправительственной организацией, целью которой является

разработка и содействие политике государств, направленной на борьбу с

«отмыванием» денег.

В настоящее время членами FATF являются 26 государств. Это государства

– члены Организации экономического сотрудничества и развития (Австралия,

Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция,

Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия,

Норвегия, Португалия, Испания, Япония, Швеция, Швейцария, Турция,

Великобритания, Северная Ирландия, США), а также Гонконг и Сингапур.

Кроме того, в состав FATF входят две международные организации:

Комиссия Европейских Сообществ и Совет по Сотрудничеству Стран Персидского

залива. Обращает на себя внимание тот факт, что из 26 государств - членов

FATF 18 являются европейскими.

Длительное время прием новых членов FATF не осуществлялся. Только в

1998 году был поставлен вопрос о возможном расширении FATF за счет приема

Аргентины, Израиля и России, с учетом их активного участия в деятельности

организации.

Государства, не являющиеся членами FATF, участвуют в ее работе в

статусе наблюдателей. Каждый год в FATF председательствует одно из

государств-членов.

Исполнительным органом FATF является Секретариат со штаб-квартирой в

Париже, возглавляемый Исполнительным Секретарем.

Основные направления деятельности FATF:

- разработка и совершенствование системы мер, направленных на борьбу с

«отмыванием» денег. Основу этой системы образует Специальная

программа FATF по борьбе с «отмывание» денег;

- распространение рекомендаций FATF и оказание технической помощи

государствам в разработке и экспертизе соответствующего

законодательства с учетом рекомендаций FATF;

- проведение инспекций в государствах-членах FATF с целью оценки

выполнения рекомендаций и состояния дел в сфере борьбы с

«отмыванием» денег;

- проведение семинаров и конференций.

Наряду с рекомендациями, являющимися основой для разработки

государствами законодательства, направленного на борьбу с «отмыванием»

денег, FATF выпускает рекомендации по конкретным проблемам.

По итогам работы FATF публикует ежегодные отчеты. В отчетах, наряду с

информацией о деятельности FATF за прошедший год, дается подробный анализ

состояния дел и изменений правового регулирования в сфере борьбы с

«отмывание» денег в странах, в которых проводились инспекции FATF. По

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.