реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория экономического прогнозирования

субъектов элементов управленческого учета, необходимым является создание

системы раннего предупреждения, то есть особой информационной системы,

благодаря которой руководство предприятия должно получать сведения о

потенциальных опасностях, грозящих от внешней среды и (или) внутренней

среды самого предприятия, с тем, чтобы своевременно и целенаправленно

реагировать на «угрозы» соответствующими мероприятиями.

Данные раннего предупреждения выступают в роли своеобразных индикаторов

и показывают их влияние на динамику оборота и прибыли в случае, когда

менеджерами не принимаются никакие меры. По сути, речь идет о

комбинированной прогнозно-аналитической информации, которая исходит из, во

многом, скрытых явлений и позволяет спрогнозировать их воздействие с

высокой заданной вероятностью.

Процесс создания системы раннего предупреждения должен включать

следующие этапы [36]:

Определение области наблюдения. При этом в соответствии с целями

предприятия определяются потенциальные источники опасности, которые могут

служить причиной кризисного развития предприятия. Внешними областями

наблюдения могут быть специфические рынки (местный, региональный, внешний),

технологические сферы; внутренними - продуктовые программы. Схематично

внешние и внутренние области наблюдения

показаны на рис. 4.3.

Определение индикаторов раннего предупреждения (об объемах заказа, ценах на

рынках снабжения и сбыта, об инвестициях и т.п.).

Определение целевых показателей и интервалов их изменения по каждому

индикатору.

Определение задач для центров обработки информации. При этом периферийными

элементами (датчиками), которые улавливают изменение индикаторов, могут

быть менеджеры всех подразделений хозяйственной структуры. В ряде случаев

возможна децентрализованная оценка сигналов раннего предупреждения, а

централизованная обработка может быть возложена на службы маркетинга и

планово-экономический отдел, группу прогнозирования.

|Технологическа|Внутренние области наблюдения |Социально-|

|я среда | |культурная|

| | |среда |

| |Продуктовая программа | |

| |Персонал | |

| |Оборудование и финансовое вложение | |

| |НИОКР |Сбыт |Производств|Управление| |

| | | |о и | | |

| | | |снабжение | | |

Рис. 43. Области наблюдения в системе раннего предупреждения

5. Формирование информационных каналов. Речь идет о структурировании

информационных связей между внешней средой, структурными подразделениями и

системой раннего предупреждения, а также между этой системой и ее

пользователями - руководителями всех уровней.

Сбор, документирование и обработку информации раннего предупреждения

следует осуществлять при помощи компьютерной техники и современных

информационных технологий. Новые информационные технологии включают: •

1. новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределительных

сетей ЭВМ;

2. новые технологии обработки информации на основе персональных компьютеров

(ПЭВМ) и специализированных рабочих мест;

3. технологии, исключающие бумагу как основной носитель информации; ,

4. новые технологии принятия решений на основе средств искусственного

интеллекта - баз знаний, экспертных систем, систем моделирования с

различными формами представления моделируемых ситуаций и т.п.

Внедрение новых информационных технологий в управленческую и

прогностическую деятельность преследует не только автоматизацию рутинных

методов обработки информации, но и организацию информационно-

коммуникационного процесса прогнозирования на качественно новом уровне.

Создание ориентированной на результат системы раннего предупреждения

требует полной автоматизации обработки информации, что обусловлено большим

объемом данных, которые должны быть обработаны и сохранены, необходимостью

обращения к различным целям и исходным данным, большим количеством

расчетных операций, которые необходимо выполнить в короткое время, чтобы

своевременно подготовить текущую проблемно структурированную управленческую

информацию.

В сложной хозяйственной структуре такая автоматизация возможна на

основе создания интегрированной информационно-управленческой системы (УИС),

которая позволит:

5. получать машинное представление широкого спектра управленческой

информации (плановой, оперативной, контрольной, прогнозной) в

документированной форме:

6. обсчитывать на ЭВМ и представлять программируемые виды (процессы)

управленческой деятельности.

Достоинство такой системы - ее ориентация не только на прошлые периоды,

но и на будущее. В отличие от автоматизированных систем плановых расчетов

(которые в настоящее время используются на большинстве предприятий) в

системе УИС должна учитываться прогнозная информация, подготовленная на

базе расчетных моделей, в соответствии с принципом замкнутого контура

управления, а на базе прогнозных, контрольных показателей и Данных раннего

предупреждения формироваться информация для регулирующих воздействий.

Во многих хозяйственных структурах, учитывая их системную сложность,

создать всеобъемлющую информационно-коммуникационную сеть предприятия

практически невозможно. Однако, если первоначально нельзя достичь полной

интеграции, то возможно создать локальные субсистемы (например, по центрам

ответственности), которые формируются в отдельности, а в дальнейшем могут

быть объединены в замкнутую информационную сеть, где получают большое

количество информации и проводят машинную подготовку принимаемых прогнозных

решений. В связи с этим функциональные связи между субсистемами должны быть

учтены уже на первой фазе реализации, и должна существовать единая

концепция создания глобальной системы. Внедрение такой системы позволит

упорядочить документооборот, исключить несогласованность документов,

ускорить процесс их формирования, улучшить качество принимаемых решений.

Работоспособность информационной системы во многом будет зависеть от

характера данных, поступающих из различных подразделений предприятия. Новый

подход к прогнозированию (прежде всего краткосрочному) приведет к

увеличению информационных потребностей и расширению перечня исходных

данных, необходимых для осуществления прогноза.

В результате формируется новая информация о доходности и рентабельности

подразделений предприятий и видов продукции, составляются модели трендов

объемных показателей, сметные уравнения ожидаемых затрат по центрам

ответственности, информация о минимально необходимых выплатах из прибыли, о

портфеле заказов по поставщикам, подрядчикам, покупателям и заказчикам и

т.д.

Вся перечисленная информация, включая традиционные учетные данные,

содержащиеся в официальной статистической и финансовой отчетности,

составляют банк базовых данных, являющихся входной информацией для банка

моделей. Для получения на основе этих данных управленческой информации их

следует подвергнуть обработке специальными программами обобщения данных, и

тогда они уже в обобщенном виде послужат материалом для управления на

различных ступенях иерархии.

При создании интегрированной УИС устраняется негативное воздействие

искусственных границ между подразделениями. Информационные потоки в

интегрированной системе становятся естественным отражением действительных

взаимосвязей всех процессов в рамках предприятия и позволяют создать

имитационную модель сложной хозяйственной структуры.

Используя имитационные и оптимизационные модели из банка управленческих

моделей (например, балансовые модели, экстраполяционные модели, сметные

уравнения), можно определить воздействие изменений в производственной

программе и потенциале предприятия или влияние изменения стоимостных

параметров на высшие конкретные (стоимостные) цели предприятия, что может

служить основой для принятия необходимых решений руководством предприятия.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ

Организация работ по прогнозированию представляет собой комплекс

взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для

прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по

продукции с целью подготовки информации для принятия оперативных и

стратегических решений. Задачами организации работ по прогнозированию

являются:

10. сбор и систематизация необходимой для прогнозирования информации;

11. подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами

прогнозирования;

12. формирование и организация функционирования рабочих органов

программирования, интегрированных с существующими службами управления.

Рациональная организация работ по прогнозированию должна обеспечивать

оперативное получение вариантов качественных характеристик изучаемого

объекта, тенденций его изменения, также сокращение средств и трудозатрат на

проведение прогнозирования. Выполнение этих требований возможно при

соблюдении определенных принципов организации работ по прогнозированию,

представленных в табл. 5.1.

Для реализации всех перечисленных принципов в хозяйственной структуре

должно существовать специализированное подразделение, работу в котором

должен координировать и возглавлять один из высших руководителей, так как в

противном случае эта работа «затухает» и оказывается недостаточно

эффективной.

При решении организационных вопросов необходимо установить, будет ли

весь прогнозный расчет выполняться штатными сотрудниками или будет принято

решение по привлечению специализированной консалтинговой организации.

При разработке долгосрочных и среднесрочных стратегических прогнозов в

ряде случаев целесообразно привлекать внешних консультантов. Для такого

привлечения существует ряд аргументов:

Прогнозирование требует профессионализма: специалист лучше

владеет сложной методологией исследования, включающей разнообразные

методы.

Выполняя прогнозные работы в различных областях деятельности,

консультант лучше ощущает связи между элементами целого, поэтому он

может лучше реализовать системный подход как основу прогнозирования.

Не являясь штатным сотрудником, внешний консультант больше

заинтересован в объективности и эффективности прогноза и более объективен,

так как не зависит от мнений других членов и руководителей хозяйственной

структуры (с чем вынужден считаться штатный сотрудник).

Таблица 5.1.

Принципы организации работ по прогнозированию

|Принцип |Содержание |

|Адресность |Выполнение прогнозов для строго |

| |определенного заказчика |

|Параллельность |Использование для сокращения времени |

| |сбора и обработки информации и |

| |выполнения прогнозирования |

|Непрерывность |Систематический сбор и обработка |

| |поступающей информации и внесение |

| |корректив в прогноз |

|Прямоточность |Строго целесообразная передача |

| |информации от одного исполнителя к |

| |другому по кратчайшему пути |

|Автоматичность |Сокращение времени и затрат на сбор и|

| |обработку исходных данных и |

| |выполнение прогнозирования |

|Адекватность |Оценка вероятности реализации |

| |выявленной тенденции |

|Управляемость |Применение количественных оценок |

| |показателей качества и затрат, |

| |экономико-математических методов н |

| |моделей |

|Альтернативность |Вероятностный характер |

| |прогнозирования, формирование |

| |альтернатив развития в зависимость от|

| |поставленных целей |

|Адаптивность |Изучение и максимальное использование|

| |факторов внешней и внутренней среды |

| |объекта прогнозирования, |

| |приспособление методов и параметров |

| |прогнозирования к этим факторам, к |

| |конкретной ситуации |

Привлечение консультантов-экспертов при разработке прогнозов обосновано

на стадии сценарного прогнозирования, где требуется большое число

экспертных оценок, аналитических расчетов.

Если же принято решение о прогнозировании силами штатных сотрудников,

то руководитель должен определить:

1. перечень и характер участия подразделений в этой работе;

2. методику, формы, сроки выполнения работы;

3. ответственных за выполнение различных операций;

4. порядок принятия и реализации прогноза.

Прогнозные разработки являются неотъемлемой составной частью

комплексных целевых программ. При разработке прогнозов можно выделить

следующие этапы (см. п.п. 1.1, 1.3): сбор, анализ и корректировка

материалов по прогнозированию; анализ сложившихся тенденций и проблем

повышения качества продукции; разработку прогнозов в составе предполагаемой

комплексной программы.

Структура прогноза обусловлена сроками, на которые он разрабатывается,

а также основными направлениями научно-технического прогресса, которые

зависят от «срока жизни» тенденций, сложившихся в период, предшествующий их

разработке. Чем более устойчивый характер имеют тенденции, тем шире может

быть горизонт прогнозирования.

Рис. 5.1. Вариант структурной схемы цикла прогнозировании

Прогноз является предплановым документом и поэтому его внедрение на

практике означает разработку научно обоснованного, оптимального плана

повышения эффективности производства на основе использования вариантов

прогноза показателей качества и затрат на его достижение.

Таким образом, на практике имеет место прогнозный цикл (рис. 5.1) [8],

включающий осознание проблемы, определение цели прогнозирования, критериев

оценки прогноза, прогнозирование и принятие решений на

основе прогноза, распределение ресурсов, мотивацию участников процесса,

практическую реализацию прогноза, контроль и оценку результатов.

Общая логическая последовательность важнейших операций разработки

прогноза сводится к следующим основным этапам:

13. предпрогнозная ориентация (программа исследования). Уточнение

задания на прогноз: характер, масштабы, объект, периоды обоснования и

упреждения и т.д. Формулирование общей цели, декомпозиция целей;

14. анализ объекта прогнозирования и среды, динамических рядов показателей;

15. разработка сценария развития среды и определение прогнозного горизонта;

16. разработка типового представления объекта прогнозирования;

17. построение серии гипотетических (предварительных) поисковых

или нормативных моделей прогнозируемого объекта;

18. проведение прогнозного моделирования;

19. оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации)

прогноза;

20. анализ результатов прогнозирования;

21. выработка по результатам анализа рекомендаций для принятия решений в

сфере управления;

22. экспертное обсуждение прогноза (экспертиза) и рекомендаций, их

доработка с учетом замечаний экспертов.

Структура прогноза обусловлена сроками, на которые он разрабатывается,

а также основными направлениями научно-технического прогресса, которые

зависят от «срока жизни» тенденций, сложившихся в период, предшествующий их

разработке. Чем более устойчивый характер имеют тенденции, тем шире может

быть горизонт прогнозирования.

Прогноз является предплановым документом и поэтому его внедрение на

практике означает разработку научно обоснованного оптимального плана

повышения эффективности производства на основе использования вариантов

прогноза показателей качества и затрат на его достижение.

6. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Анализ ретроспективный— метод изучения сложившихся в прошлом тенденций

технического, социального, экономического развития объекта для формирования

стратегии

его развития.

Верификация- проверка истинности (адекватности) прогнозной модели.

Вероятность - степень возможности свершения данного события (изменяется от

0 до 1).

‘’Дерево целей’’ - структурированная, построенная по иерархическому

принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы,

плана.

Динамический ряд - временная последовательность ретроспективных значений

переменной объекта прогнозирования.

Задание на прогноз - документ, определяющий цели и задачи прогноза и

регламентирующий порядок его разработки.

Значащая переменная объекта прогнозирования - переменная объекта

прогнозирования, принимаемая для описания объекта в соответствии с задачей

прогноза.

Корреляционное поле - графическое изображение зависимости функции от

фактора с целью предварительного определения тесноты и формы связи между

функцией и

каждым фактором.

Критерий Стьюдента — математический критерий, характеризующий

существенность факторов, входящих в модель.

Метод прогнозирования — способ исследования объекта прогнозирования,

направленный на разработку прогнозов.

Методика прогнозирования - совокупность оригинальных правил использования

приемов прогнозирования при разработке конкретного прогноза.

Методы параметрические - методы прогнозирования элементов полезного

эффекта, затрат и других, основанные на установлении зависимости между

параметрами объекта и

организационно- технического уровня производства, с одной стороны, и

полезным эффектом или элементами затрат - с другой.

Методы экономико-математические — методы анализа и оптимизации,

которые применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов,

определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых

экономических условиях.

Методы экспертные - методы прогнозирования, заключающиеся в выработке

коллективного мнения группы специалистов в данной области.

Методы экстраполяции -1) методы, основанные на прогнозировании, изделия,

необходимого для реализации того или иного аспекта программы.

-2) методы, основанные на прогнозировании поведения или развития объекта в

будущем по тенденциям (трендам) его поведения в прошлом.

Модуль - упрощенное представление объекта, используемая для прогнозирования

возможных состояний объекта в будущем.

Неопределённые условия - возникают тогда, тогда невозможно оценить

вероятность потенциальных результатов.

Нормативный прогноз — прогноз, устанавливающий пути и сроки достижения

определенных состояний объекта прогнозирования.

Период упреждения - это период, на который разрабатывается прогноз.

План-это решение, директивное определение перечня и сроков действий, исходя

из определенных целей и ресурсов.

Поисковый прогноз - это прогноз, устанавливающий возможные со стояния

объекта прогнозирования.

Показатель - величина, измеритель, позволяющий судить о состоянии объекта.

Предвидение - опережающее отображение действительности, основанное на

познании законов развития объекта или процесса (включает прогноз и

предсказание).

Предсказание - достоверное, основанное на логической последовательности

суждений заключение о состояниях какого-либо объекта или процесса в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.