![]() |
|
|
Экономическая география и регионалистиканаселения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила соответственно 33,2%, 51,1, 24,0 и 51,2%. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составлял к 2000 г.: в Москве - 23,3%, Брянской области - 45, Владимирской - 40,8, Ивановской -64,9, Калужской - 47,1, Костромской - 38,1, Московской - 27,6, Рязанской - 30,5, Орловской -35,9, Смоленской - 27,2, Тверской - 67,4, Тульской - 31,2 и Ярославской области - 27,7%. Отрицательные сдвиги в развитии экономики привели к снижению жизненного уровня населения в Южном Федеральном округе. Так, к 2000 г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума достигла в Республике Адыгея 54,8%, Республике Дагестан - 63,2, Республике Ингушетия - 95,1, Кабардино-Балкарской Республике - 46,6, Карачаево-Черкесской Республике - 64,6, Республике Северная Осетия-Алания - 31,2, Краснодарском крае - 35,3, Ставропольском крае - 45,2 и Ростовской области - 25,3%. Резкий спад объемов промышленного и сельскохозяйственного производства и рост безработицы в Уральском регионе обусловили снижение жизненного уровня населения. К 2000 г. доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума достигала: в Удмуртской Республике - 49,5%, Курганской области - 56,5, Свердловской - 35,6, Тюменской - 17,8 и Челябинской области - 32%. Возросла численность населения в Сибири с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, которая к 2000 г. достигла: в Республике Алтай - 61%, Алтайском крае - 56,4, Кемеровской области - 27,9, Новосибирской - 61,1, Омской - 38,5 и Томской области - 27,2%., Тема 4. Понятие географической среды. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка Известно, что Россия является единственной в мире страной, которая развивает экономику на собственных природных ресурсах, не прибегая к их импорту, тогда как США, тоже отнюдь не бедная ресурсами страна, во многих случаях ограничивают их добычу на своей территории и предпочитают снабжаться за счет их импорта (нефть, руда, лес и т.д.). К регионам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям относится 70% территории Российской Федерации. В зоне вечной мерзлоты находится 60% территории Российской Федерации. Треть территории Российской Федерации - зона повышенной сейсмоопасности. Часть территории Российской Федерации находится в составе двух из существующих на Земле трех вулканических зон. Все тихоокеанское побережье Российской Федерации - цунамиопасно. На территории Российской Федерации расположен полюс холода Северного полушария. Болота занимают 12% территории Российской Федерации. Пашни - 6,5% территории Российской Федерации, из них 60% - зона рискованного земледелия. В результате ратификации, без каких-либо оговорок, в феврале 1997 г. Российской Федерацией Конвенции по морскому праву 1982 г. Россия лишилась исключительного права на природные ресурсы российского сектора Арктики за пределами 200-мильной экономической зоны. 1. Пользуясь физической картой Северного Ледовитого океана, попробуйте определить, какая часть континентального шельфа российской Арктики теперь является достоянием всего человечества. В федеральной программе Российской Федерации «Мировой океан» 1997 г. указано, что на шельф Северного Ледовитого океана приходится более 80% потенциальных запасов углеводородов Российской Федерации. 1. В 1970-1990-х гг. прошлого столетия наблюдалось резкое замедление темпов развития добывающей промышленности США. Причинами этого стали рост издержек на геолого-разведочные работы и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, ресурсосбережение в промышленности, более низкие затраты на добычу минерального сырья в развивающихся странах. С целью экономии средств и снижения загрязнения окружающей среды добыча и первичная переработка минерального сырья постепенно выводились за пределы страны. В результате произошло уменьшение доли сырьевых отраслей в экономике страны, а также усилилась зависимость США от импорта многих видов минерального сырья. Таким образом, проведенная в США структурная перестройка экономики отчасти сняла остроту энергетических проблем, однако коренного качественного изменения энергетической ситуации в американской экономике пока не произошло. К началу XXI в. США продолжили политику консервации собственных значительных запасов углеводородов и сделали ставку на внешнюю импортную энергетическую базу. США стремятся усилить свое влияние в нефте- и газодобывающих регионах мира. 2. Попробуйте определить, какая территориальная уступка в истории нашего государства сравнима по ущербу с ратификацией (без оговорок) Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. 2. Созданные в прошлые годы инфраструктура и производственные мощности по добыче и производству нефти, природного газа, каменного угля, железной руды, цветных и благородных металлов, алмазов, агрохимического сырья пока обеспечивают внутренние потребности экономики России, а также позволяют поставлять значительную часть минерального сырья на внешний рынок. Вместе с тем по удельному показателю обеспеченности активными запасами (отношение запасов к текущей годовой добыче), разработка которых экономически целесообразна по критериям мирового рынка, Россия по основным видам минерального сырья заметно уступает отдельным зарубежным странам. Только по природному газу, золоту, серебру и алмазам этот показатель выше общемирового. По многим видам минерального сырья обеспеченность составляет всего 25-50 лет, а по свинцу, цинку, сурьме и россыпному золоту обеспеченность весьма низкая - менее 20 лет. Кроме того, на территории России отсутствуют отвечающие современным требованиям промышленности разведанные запасы марганцевых, хромовых, циркониевых руд, высококачественных каолинов, барита, слюды-мусковита. Потребность промышленности России в марганце, хроме, ртути, сурьме, титане и ряде других видов минерального сырья почти полностью обеспечивается поставками из бывших союзных республик. По важному показателю ресурсонасыщенности экономики страны - количеству потребляемых ресурсов или продуктов их первичной переработки на душу населения - Россия значительно уступает промышленно развитым странам. В частности, в середине 90-х годов в России на душу населения приходилось: угля - 2,5 т (США - 3,5 т, Германии - 6,2 т ), алюминия - 10 кг (США - 15,5 кг, Германии - 26 кг), меди - 4,6 кг (США - 7,3 кг, Германии - 13,7 кг), фосфорных удобрений - 16 кг (США - 157 кг, Германии - 122 кг). В мировом масштабе, по оценкам зарубежных исследователей, добыча и потребление минерального сырья будут возрастать, хотя и более низкими темпами, чем в 70-80-х годах. Существенный урон народному хозяйству наносит низкая комплексность (по отношению к мировому уровню) в использовании добытых полезных ископаемых. В частности, потери попутного газа и ценных компонентов нефтяных месторождений составляют до 30-50% учтенных в недрах запасов. Наиболее значительны потери на стадии переработки добытых руд. В отвалах горнодобывающих предприятий безвозвратно теряются многие ценные компоненты, содержащиеся в рудах. Так, в настоящее время из добытых и прошедших обогащение хибинских апатитовых руд отбирается и направляется на переработку для получения глинозема лишь 15% нефелинового сырья, что приводит к потере 2,5 млн. т глинозема в год. Практически не извлекаются стронций и редкоземельные элементы. При плавке медно-никелевых руд на Норильском металлургическом комбинате более 1 млн. т остродефицитной для России серы выбрасывается в атмосферу. Здесь же не извлекают достаточно полно платиноиды и кобальт. Крупные объемы серы теряются при добыче природного газа. Ежегодно в стране происходит до 700 крупных разрывов нефте - и газопроводов. При этом теряется от 2 до 3% всех добываемых в стране нефти и газа. Несмотря на весьма острые проблемы в добывающей промышленности России, именно эта отрасль обеспечивает почти треть валютных поступлений страны. Однако модель экономического развития, ориентированная на приоритетное развитие сырьевых отраслей, имеет тупиковый характер и не способна вывести страну из глубочайшего кризиса. Ориентация на одностороннюю интеграцию России в мировую экономику через развитие сырьевых отраслей будет способствовать консервации России в качестве сырьевого придатка промышленно развитых государств. 3. Как Вы считаете, какие преимущества может иметь Россия на мировом рынке, располагая богатейшей ресурсной базой, и какую политику она должна проводить для реализации своих преимуществ? 3. Успешное завершение экономических реформ, переход на рыночные отношения с учетом местных особенностей, обуздание инфляции при наличии богатейших природных, людских и материальных ресурсов позволит России в ближайшие годы выйти на путь стабильного социально-экономического развития. Рост производительности труда, повышение эффективности производства во многом будут зависеть от углубления территориального разделения труда на основе объективных различий в природных, исторических, национальных, экономических и социальных условиях. 4. Какие изменения следует внести в нашу практику природопользования, которая ведет к быстрому истощению запасов многих видов природных ресурсов, загрязнению среды отходами производства и в конечном счете деградации природы и общества? 4. Переход к новой стратегии развития для России, находящейся в чрезвычайно противоречивой социально-экономической ситуации является жизненно важным этапом ее развития. Но переход от природохищнической, технократической парадигмы развития к экоразвитию требует определенных условий. Сформулируем основные условия перехода к концепции экоразвития. 1. Наличие глубоко проработанной единой государственной экологической политики, подкрепленной долгосрочной стратегической программой. На фоне поворота к гражданскому обществу и обеспечению прав человека хуже всего обстоит дело как раз с обеспечением права людей на безопасную среду жизни, на гарантированную защиту от техногенного загрязнения и поражения. Правительство не может не знать, что широко понимаемая проблема безопасности страны сейчас ставит экологические приоритеты выше оборонных и намного выше приоритетов военно-промышленного комплекса. Между тем, промышленность России, наши самые мощные в мире центры бесхозяйственности, очаги радиации и лесные пожары оказывают губительное влияние на состояние здоровья значительной части населения, угнетают природные системы и вносят очень ощутимый вклад в глобальное антропогенное загрязнение планеты. Это становится существенным объектом критики со стороны других государств, еще больше роняет наш престиж и мешает благоприятному экономическому обмену. Из многих документов - бюджетов, государственных докладов и программ видно, что нам до глобального уровня далеко, хватило бы сил лечить свои самые больные раны - Чернобыль, «Маяк», Волгу, Алтай, Байкал и др. И все же для того, чтобы концепцию экоразвития претворить в государственную политику, необходимо включить экологические цели в число главных приоритетов реформы. Необходима сильная поддержка целей экоразвития в Правительстве и в Государственной Думе. 2. Наличие глубоко проработанного законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическое законодательство должно опираться на сильную и конкретную конституционную норму. При определении приоритетных направлений развития права в области охраны природной среды и природопользования необходимо учитывать, что отношения в этой сфере регулируются наряду с собственно «экологическими» актами, также нормами законодательства государственного, гражданского, уголовного, земельного и др. Без такой правовой и организационной структуры принятые экологические законы и подзаконные акты не будут иметь необходимого правоприменительного механизма и не дадут желаемого эффекта. 3. Достаточное финансовое и материальное обеспечение. Годовая сумма затрат на охрану природы и окружающей среды в России на порядок меньше наносимого экоущерба и не превышает 1% ВНП. За счет средств федерального бюджета и средств территорий продолжается финансирование нескольких природоохранных реабилитационных программ, но выделяемые суммы намного меньше требующихся ассигнований. К тому же расходование этих средств оставляет желать много лучшего. Резкий дефицит финансирования - путь к продолжению и усугублению национального экологического кризиса. В сложившейся ситуации трудно рассчитывать на то, что государственное финансирование быстро достигнет требуемого уровня. Реализация принципа платности природопользования сама по себе тоже нескоро сможет изменить положение. Поэтому необходимо проведение такой федеральной и региональной финансово-кредитной и налоговой политики, которая способствовала бы активизации предпринимательской деятельности в области природопользования, привлечению инвестиций, в том числе и иностранных, направляемых на экологически ориентированное технологическое перевооружение. 4. Участие населения в процессе выработки и принятия решений по наиболее важным практическим задачам экоразвития. Это нелегкое, но необходимое условие. Особенно важен общественный контроль при переходном процессе либерализации экономики и приватизации хозяйственных объектов. Современный инструментарий информационных связей между населением, специалистами и системой управления разнообразен. Применительно к рассматриваемым задачам наиболее подходящими являются проблемные социологические обследования и методы социального проектирования. Для этого необходима доступность, открытость и публичность всей информации о техногенном загрязнении среды и обусловленном им риске для здоровья людей. Практика показывает, что несоблюдение этого требования сильно затрудняет и искажает оценку социально-экологической ситуации, а при общественной настороженности по отношению к пробелам в информации приводит к серьезным коллизиям. В частности, сокрытие данных о вредных эмиссиях на предприятиях ВПК приносит неизмеримо больший вред, чем раскрытие его тайн, чаще всего мнимых. Следует помнить, что психологическая реакция людей на техногенные изменения в окружающей среде входит в объективную оценку экологической ситуации. 5. Научно-методическая, информационная и нормативная обеспеченность территориальных, эколого-экономических программ. Сегодня эта обеспеченность недостаточна. Существует острая потребность в детальной разработке научно-методических, справочных материалов, рабочих методик и нормативов по широкому кругу прикладных проблем природопользования. Наиболее важными из них являются: - соизмерение производственных и природных потенциалов конкретных территорий; количественная оценка природоемкости производства и экологической техноемкости природной среды (территориальные экологические нормативы); - организация и проведение экологической паспортизации и экспертизы хозяйственных объектов; - процедура предпроектной оценки воздействия намечаемых к созданию хозяйственных объектов на окружающую среду (ОВОС); - создание специализированных банков региональной эколого-экономической информации. 6. Правильная кадровая политика, при которой доступ к власти и управлению природопользованием определяется профессионализмом и компетентностью. Вся система управления природопользованием независимо от ее самооценки испытывает острый дефицит квалифицированных специалистов, восприимчивых к новым требованиям эколого-экономической политики и способных полностью нейтрализовать экологическую безграмотность правительственных чиновников и хозяйственных руководителей. Руководство страны длительное время пренебрегало подготовкой кадров экологов - природопользователей, а когда небольшое число их все же появилось, их часто оттесняли от прямой профессиональной деятельности и от выхода в практику управления. В последнее время положение несколько исправляется. Но вузовская подготовка экологов-практиков остается несовершенной. Необходимо создание специализированных факультетов, где был бы обеспечен развернутый макро- экологический подход к образованию. 7. Международное сотрудничество и поддержка. Экологический кризис и мощные источники техногенных эмиссий России представляют ощутимую глобальную опасность. Экономическое и социальное напряжение, региональные кризисы, экологические беженцы, трансграничные переносы радионуклидов, кислотных оксидов, парниковых газов, дыма лесных пожаров, ядерные свалки и склады отравляющих веществ, затопленные реакторы и боеголовки - все это стало крупным национальным «вкладом» во всемирное ухудшение экологической обстановки. Учитывая реальную экономическую ситуацию в России, развитые зарубежные страны готовы оказать, а мы вынуждены с благодарностью принять помощь для экологической стабилизации. Существует несколько программ международного сотрудничества, в рамках которых зарубежные партнеры оказывают финансовую, технологическую и научно-методическую помощь для улучшения экологической обстановки и рационализации использования ресурсов в различных регионах России (Русский Чернобыль, Верхняя Волга, Северный Каспий, Байкал). Такое сотрудничество соответствует рекомендациям РИО-92. Однако, несмотря на то, что Россия в настоящее время находится в условиях значительной экономической и социальной напряженности, что ей приходится решать беспрецедентные по сложности задачи, она все-таки должна нести ответственность, в том числе и весьма ощутимую материальную ответственность за трансграничное загрязнение и нарушение квот на выбросы парниковых газов. Выполнение указанных требований за короткий исторический срок кажется практически невозможным, так много для этого социально-психологических, политических, экономических, этических, религиозных и прочих препятствий. Большинство специалистов единодушны в том, что процесс экологически ориентированного развития не может быть ограничен только изменением мировой экономической стратегии, хозяйственными и технологическими мерами; он должен сопровождаться глубокой переоценкой человеческих устремлений, становлением новой идеологии, новых норм поведения людей. 5. Выделите районы Российской Федерации, природный потенциал которых по агроклиматическим условиям подходит для выращивания озимых зерновых. 5. В Российской Федерации возделываются озимые и яровые формы пшеницы. Озимая пшеница по зимостойкости среди хлебных злаков занимает второе место. Она хорошо произрастает в районах с умеренными и теплыми зимами и достаточным количеством осадков. Наиболее благоприятным для ее выращивания является Северо-Кавказский экономический район, особенно Краснодарский край, где получают высокие стабильные урожаи этой культуры с отличными сортовыми качествами. Здесь выращивают сорта твердых и сильных пшениц. Широко возделывается озимая пшеница на правобережье Поволжья, районах Нечерноземной зоны, в предгорьях Алтая. 6. Выделите районы Российской Федерации, где лесные ресурсы могут воспроизводиться за минимальный срок. 6. Дальний Восток - это район, где лесные ресурсы могут воспроизводиться за минимальный срок. На долю Дальнего Востока приходится 31% запасов древесины страны. 7. Выделите районы Российской Федерации, где существуют проблемы с водоснабжением. 7. Экстремально высокое загрязнение водоемов, превышающее допустимые нормы в 100 и более раз, характерно для Свердловской, Пермской, Челябинской, Мурманской, Оренбургской, Кемеровской и Волгоградской областей. Наибольший объем сбросов загрязненных сточных вод (12 млрд. м3) приходится на долю бассейна Каспийского моря (в том числе на долю бассейна Волги - 11,2 млрд. м3). На втором месте - Карское море (бассейн Оби - 2,9 и бассейн Енисея - 2,7 млрд. м3), на третьем - Азовское (4,2 млрд. м3), на четвертом -Балтийское (2,7 млрд. м3). Важным показателем оценки водных ресурсов является водообеспеченность (удельное значение естественного среднего годового стока на единицу площади и в расчете на одного жителя). Водообеспеченность России в расчете на единицу площади составляет примерно 250 тыс. м3/год, что намного выше Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |