реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономическая география и регионалистика

населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила

соответственно 33,2%, 51,1, 24,0 и 51,2%.

Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составлял к

2000 г.: в Москве - 23,3%, Брянской области - 45, Владимирской - 40,8,

Ивановской -64,9, Калужской - 47,1, Костромской - 38,1, Московской - 27,6,

Рязанской - 30,5, Орловской -35,9, Смоленской - 27,2, Тверской - 67,4,

Тульской - 31,2 и Ярославской области - 27,7%.

Отрицательные сдвиги в развитии экономики привели к снижению жизненного

уровня населения в Южном Федеральном округе. Так, к 2000 г. численность

населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

достигла в Республике Адыгея 54,8%, Республике Дагестан - 63,2, Республике

Ингушетия - 95,1, Кабардино-Балкарской Республике - 46,6,

Карачаево-Черкесской Республике - 64,6, Республике Северная Осетия-Алания

- 31,2, Краснодарском крае - 35,3, Ставропольском крае - 45,2 и Ростовской

области - 25,3%.

Резкий спад объемов промышленного и сельскохозяйственного производства и

рост безработицы в Уральском регионе обусловили снижение жизненного уровня

населения. К 2000 г. доля населения с доходами ниже величины прожиточного

минимума достигала: в Удмуртской Республике - 49,5%, Курганской области -

56,5, Свердловской - 35,6, Тюменской - 17,8 и Челябинской области - 32%.

Возросла численность населения в Сибири с денежными доходами ниже величины

прожиточного минимума, которая к 2000 г. достигла: в Республике Алтай -

61%, Алтайском крае - 56,4, Кемеровской области - 27,9, Новосибирской -

61,1, Омской - 38,5 и Томской области - 27,2%.,

Тема 4. Понятие географической среды. Природно-ресурсный потенциал и его

экономическая оценка

Известно, что Россия является единственной в мире страной, которая

развивает экономику на собственных природных ресурсах, не прибегая к их

импорту, тогда как США, тоже отнюдь не бедная ресурсами страна, во многих

случаях ограничивают их добычу на своей территории и предпочитают

снабжаться за счет их импорта (нефть, руда, лес и т.д.).

К регионам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям относится 70%

территории Российской Федерации. В зоне вечной мерзлоты находится 60%

территории Российской Федерации. Треть территории Российской Федерации -

зона повышенной сейсмоопасности. Часть территории Российской Федерации

находится в составе двух из существующих на Земле трех вулканических зон.

Все тихоокеанское побережье Российской Федерации - цунамиопасно. На

территории Российской Федерации расположен полюс холода Северного

полушария. Болота занимают 12% территории Российской Федерации. Пашни -

6,5% территории Российской Федерации, из них 60% - зона рискованного

земледелия.

В результате ратификации, без каких-либо оговорок, в феврале 1997 г.

Российской Федерацией Конвенции по морскому праву 1982 г. Россия лишилась

исключительного права на природные ресурсы российского сектора Арктики за

пределами 200-мильной экономической зоны.

1. Пользуясь физической картой Северного Ледовитого океана, попробуйте

определить, какая часть континентального шельфа российской Арктики теперь

является достоянием всего человечества.

В федеральной программе Российской Федерации «Мировой океан» 1997 г.

указано, что на шельф Северного Ледовитого океана приходится более 80%

потенциальных запасов углеводородов Российской Федерации.

1. В 1970-1990-х гг. прошлого столетия наблюдалось резкое замедление

темпов развития добывающей промышленности США. Причинами этого стали рост

издержек на геолого-разведочные работы и эксплуатацию месторождений

полезных ископаемых, ресурсосбережение в промышленности, более низкие

затраты на добычу минерального сырья в развивающихся странах. С целью

экономии средств и снижения загрязнения окружающей среды добыча и

первичная переработка минерального сырья постепенно выводились за пределы

страны. В результате произошло уменьшение доли сырьевых отраслей в

экономике страны, а также усилилась зависимость США от импорта многих

видов минерального сырья. Таким образом, проведенная в США структурная

перестройка экономики отчасти сняла остроту энергетических проблем, однако

коренного качественного изменения энергетической ситуации в американской

экономике пока не произошло. К началу XXI в. США продолжили политику

консервации собственных значительных запасов углеводородов и сделали

ставку на внешнюю импортную энергетическую базу. США стремятся усилить

свое влияние в нефте- и газодобывающих регионах мира.

2. Попробуйте определить, какая территориальная уступка в истории нашего

государства сравнима по ущербу с ратификацией (без оговорок) Конвенции ООН

по морскому праву 1982 г.

2. Созданные в прошлые годы инфраструктура и производственные мощности по

добыче и производству нефти, природного газа, каменного угля, железной

руды, цветных и благородных металлов, алмазов, агрохимического сырья пока

обеспечивают внутренние потребности экономики России, а также позволяют

поставлять значительную часть минерального сырья на внешний рынок. Вместе

с тем по удельному показателю обеспеченности активными запасами (отношение

запасов к текущей годовой добыче), разработка которых экономически

целесообразна по критериям мирового рынка, Россия по основным видам

минерального сырья заметно уступает отдельным зарубежным странам. Только

по природному газу, золоту, серебру и алмазам этот показатель выше

общемирового. По многим видам минерального сырья обеспеченность составляет

всего 25-50 лет, а по свинцу, цинку, сурьме и россыпному золоту

обеспеченность весьма низкая - менее 20 лет. Кроме того, на территории

России отсутствуют отвечающие современным требованиям промышленности

разведанные запасы марганцевых, хромовых, циркониевых руд,

высококачественных каолинов, барита, слюды-мусковита. Потребность

промышленности России в марганце, хроме, ртути, сурьме, титане и ряде

других видов минерального сырья почти полностью обеспечивается поставками

из бывших союзных республик. По важному показателю ресурсонасыщенности

экономики страны - количеству потребляемых ресурсов или продуктов их

первичной переработки на душу населения - Россия значительно уступает

промышленно развитым странам. В частности, в середине 90-х годов в России

на душу населения приходилось: угля - 2,5 т (США - 3,5 т, Германии - 6,2 т

), алюминия - 10 кг (США - 15,5 кг, Германии - 26 кг), меди - 4,6 кг (США

- 7,3 кг, Германии - 13,7 кг), фосфорных удобрений - 16 кг (США - 157 кг,

Германии - 122 кг). В мировом масштабе, по оценкам зарубежных

исследователей, добыча и потребление минерального сырья будут возрастать,

хотя и более низкими темпами, чем в 70-80-х годах. Существенный урон

народному хозяйству наносит низкая комплексность (по отношению к мировому

уровню) в использовании добытых полезных ископаемых. В частности, потери

попутного газа и ценных компонентов нефтяных месторождений составляют до

30-50% учтенных в недрах запасов. Наиболее значительны потери на стадии

переработки добытых руд. В отвалах горнодобывающих предприятий

безвозвратно теряются многие ценные компоненты, содержащиеся в рудах. Так,

в настоящее время из добытых и прошедших обогащение хибинских апатитовых

руд отбирается и направляется на переработку для получения глинозема лишь

15% нефелинового сырья, что приводит к потере 2,5 млн. т глинозема в год.

Практически не извлекаются стронций и редкоземельные элементы. При плавке

медно-никелевых руд на Норильском металлургическом комбинате более 1 млн.

т остродефицитной для России серы выбрасывается в атмосферу. Здесь же не

извлекают достаточно полно платиноиды и кобальт. Крупные объемы серы

теряются при добыче природного газа. Ежегодно в стране происходит до 700

крупных разрывов нефте - и газопроводов. При этом теряется от 2 до 3% всех

добываемых в стране нефти и газа. Несмотря на весьма острые проблемы в

добывающей промышленности России, именно эта отрасль обеспечивает почти

треть валютных поступлений страны. Однако модель экономического развития,

ориентированная на приоритетное развитие сырьевых отраслей, имеет

тупиковый характер и не способна вывести страну из глубочайшего кризиса.

Ориентация на одностороннюю интеграцию России в мировую экономику через

развитие сырьевых отраслей будет способствовать консервации России в

качестве сырьевого придатка промышленно развитых государств.

3. Как Вы считаете, какие преимущества может иметь Россия на мировом

рынке, располагая богатейшей ресурсной базой, и какую политику она должна

проводить для реализации своих преимуществ?

3. Успешное завершение экономических реформ, переход на рыночные отношения

с учетом местных особенностей, обуздание инфляции при наличии богатейших

природных, людских и материальных ресурсов позволит России в ближайшие

годы выйти на путь стабильного социально-экономического развития. Рост

производительности труда, повышение эффективности производства во многом

будут зависеть от углубления территориального разделения труда на основе

объективных различий в природных, исторических, национальных,

экономических и социальных условиях.

4. Какие изменения следует внести в нашу практику природопользования,

которая ведет к быстрому истощению запасов многих видов природных

ресурсов, загрязнению среды отходами производства и в конечном счете

деградации природы и общества?

4. Переход к новой стратегии развития для России, находящейся в

чрезвычайно противоречивой социально-экономической ситуации является

жизненно важным этапом ее развития. Но переход от природохищнической,

технократической парадигмы развития к экоразвитию требует определенных

условий. Сформулируем основные условия перехода к концепции экоразвития.

1. Наличие глубоко проработанной единой государственной экологической

политики, подкрепленной долгосрочной стратегической программой. На фоне

поворота к гражданскому обществу и обеспечению прав человека хуже всего

обстоит дело как раз с обеспечением права людей на безопасную среду жизни,

на гарантированную защиту от техногенного загрязнения и поражения.

Правительство не может не знать, что широко понимаемая проблема

безопасности страны сейчас ставит экологические приоритеты выше оборонных

и намного выше приоритетов военно-промышленного комплекса. Между тем,

промышленность России, наши самые мощные в мире центры бесхозяйственности,

очаги радиации и лесные пожары оказывают губительное влияние на состояние

здоровья значительной части населения, угнетают природные системы и вносят

очень ощутимый вклад в глобальное антропогенное загрязнение планеты. Это

становится существенным объектом критики со стороны других государств, еще

больше роняет наш престиж и мешает благоприятному экономическому обмену.

Из многих документов - бюджетов, государственных докладов и программ

видно, что нам до глобального уровня далеко, хватило бы сил лечить свои

самые больные раны - Чернобыль, «Маяк», Волгу, Алтай, Байкал и др. И все

же для того, чтобы концепцию экоразвития претворить в государственную

политику, необходимо включить экологические цели в число главных

приоритетов реформы. Необходима сильная поддержка целей экоразвития в

Правительстве и в Государственной Думе.

2. Наличие глубоко проработанного законодательства в области

природопользования и охраны окружающей среды. Экологическое

законодательство должно опираться на сильную и конкретную конституционную

норму. При определении приоритетных направлений развития права в области

охраны природной среды и природопользования необходимо учитывать, что

отношения в этой сфере регулируются наряду с собственно «экологическими»

актами, также нормами законодательства государственного, гражданского,

уголовного, земельного и др. Без такой правовой и организационной

структуры принятые экологические законы и подзаконные акты не будут иметь

необходимого правоприменительного механизма и не дадут желаемого эффекта.

3. Достаточное финансовое и материальное обеспечение. Годовая сумма затрат

на охрану природы и окружающей среды в России на порядок меньше наносимого

экоущерба и не превышает 1% ВНП. За счет средств федерального бюджета и

средств территорий продолжается финансирование нескольких природоохранных

реабилитационных программ, но выделяемые суммы намного меньше требующихся

ассигнований. К тому же расходование этих средств оставляет желать много

лучшего. Резкий дефицит финансирования - путь к продолжению и усугублению

национального экологического кризиса. В сложившейся ситуации трудно

рассчитывать на то, что государственное финансирование быстро достигнет

требуемого уровня. Реализация принципа платности природопользования сама

по себе тоже нескоро сможет изменить положение. Поэтому необходимо

проведение такой федеральной и региональной финансово-кредитной и

налоговой политики, которая способствовала бы активизации

предпринимательской деятельности в области природопользования, привлечению

инвестиций, в том числе и иностранных, направляемых на экологически

ориентированное технологическое перевооружение.

4. Участие населения в процессе выработки и принятия решений по наиболее

важным практическим задачам экоразвития.

Это нелегкое, но необходимое условие. Особенно важен общественный контроль

при переходном процессе либерализации экономики и приватизации

хозяйственных объектов. Современный инструментарий информационных связей

между населением, специалистами и системой управления разнообразен.

Применительно к рассматриваемым задачам наиболее подходящими являются

проблемные социологические обследования и методы социального

проектирования. Для этого необходима доступность, открытость и публичность

всей информации о техногенном загрязнении среды и обусловленном им риске

для здоровья людей. Практика показывает, что несоблюдение этого требования

сильно затрудняет и искажает оценку социально-экологической ситуации, а

при общественной настороженности по отношению к пробелам в информации

приводит к серьезным коллизиям. В частности, сокрытие данных о вредных

эмиссиях на предприятиях ВПК приносит неизмеримо больший вред, чем

раскрытие его тайн, чаще всего мнимых. Следует помнить, что

психологическая реакция людей на техногенные изменения в окружающей среде

входит в объективную оценку экологической ситуации.

5. Научно-методическая, информационная и нормативная обеспеченность

территориальных, эколого-экономических программ. Сегодня эта

обеспеченность недостаточна. Существует острая потребность в детальной

разработке научно-методических, справочных материалов, рабочих методик и

нормативов по широкому кругу прикладных проблем природопользования.

Наиболее важными из них являются:

- соизмерение производственных и природных потенциалов конкретных

территорий; количественная оценка природоемкости производства и

экологической техноемкости природной среды (территориальные экологические

нормативы);

- организация и проведение экологической паспортизации и экспертизы

хозяйственных объектов;

- процедура предпроектной оценки воздействия намечаемых к созданию

хозяйственных объектов на окружающую среду (ОВОС);

- создание специализированных банков региональной эколого-экономической

информации.

6. Правильная кадровая политика, при которой доступ к власти и управлению

природопользованием определяется профессионализмом и компетентностью. Вся

система управления природопользованием независимо от ее самооценки

испытывает острый дефицит квалифицированных специалистов, восприимчивых к

новым требованиям эколого-экономической политики и способных полностью

нейтрализовать экологическую безграмотность правительственных чиновников и

хозяйственных руководителей. Руководство страны длительное время

пренебрегало подготовкой кадров экологов - природопользователей, а когда

небольшое число их все же появилось, их часто оттесняли от прямой

профессиональной деятельности и от выхода в практику управления. В

последнее время положение несколько исправляется. Но вузовская подготовка

экологов-практиков остается несовершенной. Необходимо создание

специализированных факультетов, где был бы обеспечен развернутый макро-

экологический подход к образованию.

7. Международное сотрудничество и поддержка.

Экологический кризис и мощные источники техногенных эмиссий России

представляют ощутимую глобальную опасность. Экономическое и социальное

напряжение, региональные кризисы, экологические беженцы, трансграничные

переносы радионуклидов, кислотных оксидов, парниковых газов, дыма лесных

пожаров, ядерные свалки и склады отравляющих веществ, затопленные реакторы

и боеголовки - все это стало крупным национальным «вкладом» во всемирное

ухудшение экологической обстановки. Учитывая реальную экономическую

ситуацию в России, развитые зарубежные страны готовы оказать, а мы

вынуждены с благодарностью принять помощь для экологической стабилизации.

Существует несколько программ международного сотрудничества, в рамках

которых зарубежные партнеры оказывают финансовую, технологическую и

научно-методическую помощь для улучшения экологической обстановки и

рационализации использования ресурсов в различных регионах России (Русский

Чернобыль, Верхняя Волга, Северный Каспий, Байкал). Такое сотрудничество

соответствует рекомендациям РИО-92. Однако, несмотря на то, что Россия в

настоящее время находится в условиях значительной экономической и

социальной напряженности, что ей приходится решать беспрецедентные по

сложности задачи, она все-таки должна нести ответственность, в том числе и

весьма ощутимую материальную ответственность за трансграничное загрязнение

и нарушение квот на выбросы парниковых газов. Выполнение указанных

требований за короткий исторический срок кажется практически невозможным,

так много для этого социально-психологических, политических,

экономических, этических, религиозных и прочих препятствий. Большинство

специалистов единодушны в том, что процесс экологически ориентированного

развития не может быть ограничен только изменением мировой экономической

стратегии, хозяйственными и технологическими мерами; он должен

сопровождаться глубокой переоценкой человеческих устремлений, становлением

новой идеологии, новых норм поведения людей.

5. Выделите районы Российской Федерации, природный потенциал которых по

агроклиматическим условиям подходит для выращивания озимых зерновых.

5. В Российской Федерации возделываются озимые и яровые формы пшеницы.

Озимая пшеница по зимостойкости среди хлебных злаков занимает второе

место. Она хорошо произрастает в районах с умеренными и теплыми зимами и

достаточным количеством осадков. Наиболее благоприятным для ее выращивания

является Северо-Кавказский экономический район, особенно Краснодарский

край, где получают высокие стабильные урожаи этой культуры с отличными

сортовыми качествами. Здесь выращивают сорта твердых и сильных пшениц.

Широко возделывается озимая пшеница на правобережье Поволжья, районах

Нечерноземной зоны, в предгорьях Алтая.

6. Выделите районы Российской Федерации, где лесные ресурсы могут

воспроизводиться за минимальный срок.

6. Дальний Восток - это район, где лесные ресурсы могут воспроизводиться

за минимальный срок. На долю Дальнего Востока приходится 31% запасов

древесины страны.

7. Выделите районы Российской Федерации, где существуют проблемы с

водоснабжением.

7. Экстремально высокое загрязнение водоемов, превышающее допустимые нормы

в 100 и более раз, характерно для Свердловской, Пермской, Челябинской,

Мурманской, Оренбургской, Кемеровской и Волгоградской областей. Наибольший

объем сбросов загрязненных сточных вод (12 млрд. м3) приходится на долю

бассейна Каспийского моря (в том числе на долю бассейна Волги - 11,2 млрд.

м3). На втором месте - Карское море (бассейн Оби - 2,9 и бассейн Енисея -

2,7 млрд. м3), на третьем - Азовское (4,2 млрд. м3), на четвертом

-Балтийское (2,7 млрд. м3).

Важным показателем оценки водных ресурсов является водообеспеченность

(удельное значение естественного среднего годового стока на единицу

площади и в расчете на одного жителя). Водообеспеченность России в расчете

на единицу площади составляет примерно 250 тыс. м3/год, что намного выше

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.