реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономическая география и регионалистика

образом отличается положение южных и северных регионов, имеющих разную

структуру производства, различный уровень затрат на производство

сельскохозяйственной продукции, различного рода рентные преимущества.

Регионы различаются по темпам проведения приватизации и аграрной реформы,

развития рыночной инфраструктуры и предпринимательской деятельности, по

степени участия во внешнеэкономической деятельности и в решении

общегосударственных экономических проблем, например проблемы наполнения

государственного бюджета; регионы также различаются по объемам вложенных в

их экономику иностранных инвестиций. Географическое пространство России в

условиях переходной экономики как бы проявляет исторически сложившуюся

неоднородность экономического развития регионов, различия в

профессиональной подготовленности населения, в его менталитете, в

национальном составе. Практически все регионы России демонстрируют

признаки экономического неблагополучия, выступающего нередко в

специфических формах. К некоторым регионам применимо определение зон

социального бедствия. В них высок процент населения, проживающего ниже

уровня бедности, опасные, т.е. выше 4-5%, размеры безработицы. К числу

таких регионов можно отнести некоторые республики Северного Кавказа

(Чечню, Ингушетию, Дагестан), Калмыкию и некоторые районы Нечерноземья

(например, Архангельскую область).Экстремальность региональной ситуации

характерна практически для всей зоны Севера, старопромышленных областей

(Ивановская область), наиболее милитаризованных районов центра, Урала, юга

Сибири и Дальнего Востока. Экономическая ситуация осложняется углублением

инвестиционного кризиса, препятствующего формированию новой рыночной

структуры производства. Структурные изменения в экономике регионов пока не

приняли повсеместно необходимой рыночной направленности, о чем

свидетельствует, например, спад производства товаров народного

потребления. Особо тяжелое положение сложилось в районах с высокой

концентрацией производств конверсионных отраслей, переживающих весьма

болезненный период стагнации. Примером может служить Урал, где в советский

период была создана промышленная база оборонно-стратегического назначения.

На его территории расположено множество «номерных» поселений, нередко с

опасным в экологическом отношении производством. Из-за быстрого развития

отраслей добывающей и тяжелой промышленности на Урале наблюдается

значительное отставание в развитии легкой и пищевой промышленности,

сельского хозяйства. Специфический характер кризисной ситуации наблюдается

на Дальнем Востоке. Для него характерны существенный отток населения в

европейскую часть России, острая нуждаемость в инвестициях, необходимых

для преодоления преимущественно сырьевой направленности развития,

расширения производства товаров народного потребления, сферы услуг,

конверсии оборонных производств, составляющих значительную долю в

экономике. В силу экстремальных природных условий Дальний Восток нуждается

в специальном комплексе мер по закреплению кадров. На ситуацию в

российских регионах сильное воздействие оказывают доставшиеся в наследство

некоторые проблемы советской экономики: диспропорциональность развития,

сырьевая структура экспортных отраслей, существенная изоляция от мирового

хозяйства, неразвитость товарно-денежных отношений. На региональное

развитие также отрицательно повлиял распад СССР и связанный с ним разрыв

экономических связей, явившийся одной из серьезных причин экономического

спада.

2. Можно ли считать региональную политику государства справедливой и

эффективной, способной стимулировать экономический рост регионов?

2. На сегодняшний день региональная политика государства зачастую не

является справедливой и эффективной. Это видно на примере практики

заключения договоров между Российской Федерацией и ее субъектами. Несмотря

на эйфорию субъектов, которым удалось оговорить для себя ряд льгот и

преимуществ, такая практика ведет к неравенству субъектовмежду собой.

Например, Республика Татарстан включила в Договор 1994 года положение о

своей международной правосубъектности, в частности об установлении

межгосударственных отношений с другими странами и самостоятельном

осуществлении внешнеэкономической деятельности. Такого рода соглашения

заключены Татарстаном с Украиной, Венгрией, Турцией и другими

государствами. В связи с этим возникает проблема: насколько обязательными

для самой Российской Федерации являются такого рода соглашения и договоры,

заключенные ее субъектами с другими государствами; должна ли она нести

какую-либо ответственность за соблюдение этих соглашений ее субъектов? Это

касается, в частности, экономических соглашений. По Договору 1994 года

статус Республики Татарстан определен как государства, объединенного с

Российской Федерацией, т.е. ассоциированного члена Федерации. Республика

получила также уникальное право помилования осужденных, которое по

Конституции Российской Федерации принадлежит только Президенту Российской

Федерации (ст. 89). Такое исключительное положение одного из субъектов

Федерации противоречит Конституции Российской Федерации, согласно которой

все субъекты являются равноправными (ст. 5). Договором статус Татарстана

как субъекта Федерации, по существу, отрицается, поскольку ассоциированные

связи с Федерацией не равнозначны отношениям субъекта Федерации. Кроме

того, Татарстан по республиканской Конституции объявлен суверенным

государством. Однако теория государственного права отрицает возможность

для государства, являющегося частью другого государства, обладать

суверенитетом. Суверенитет неделим и невозможно существование на одной

территории нескольких суверенных властей. Это создает лишь иллюзию

верховенства власти. Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации

суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию,

т.е. суверенный характер власти признается только за федеративным

государством. Договорные отношения между Центром и субъектами Федерации не

столько учитывают специфику отдельных субъектов, сколько ломают

общепризнанные каноны и устанавливают неравенство правового статуса

субъектов, а это, в свою очередь, ведет к конфликтности внутри Федерации.

Договоры между Центром и субъектами Федерации не являются новым типом

федеративных отношений. Субъекты, подписавшие подобные договоры,

приобретают иной статус по сравнению с другими субъектами и получают в

результате своего рода привилегированное положение, например в области

налоговых поступлений в федеральный бюджет, возврата части бюджетных

средств в бюджеты субъектов и т.д. В литературе приводились следующие

данные по этому поводу. При средней по стране доле федерального бюджета в

налоговых доходах 35,2% по отдельным субъектам эта доля колебалась: от 0%

- по Республике Саха (Якутия), 4,6% - по Республике Карелия до 47,8% - по

Ярославской области, свыше 45% - по Ульяновской и Самарской областям.

Одновременно через различные виды финансовой помощи бюджетам субъектов

Российской Федерации из федерального бюджета фактически возвращалась

определенная доля федеральных налогов, полученных с их территории. При

средней величине по стране 73,1% эта доля варьировалась: от 14,2% - в

Ярославской области, 14,8% - в Нижегородской области до 4690,9% - в

Республике Дагестан, 2599,8% - в Республике Алтай. Таким образом, в

составе России есть чистые доноры, т.е. кто несет на себе основную тяжесть

налоговых нагрузок.

3. Какие дополнительные меры Вы могли бы предложить для гармонизации

отношений регионов с федеральным Центром и для межрегиональных отношений?

3. Цели государственной региональной политики:

1) обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ

федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического

пространства;

2) обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной

социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных

Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей региона;

3) выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

4) предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация

последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

5) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое

значение; 6) максимальное использование природно-климатических

особенностей регионов;

7) становление гарантий местного самоуправления.

Региональная политика должна носить комплексный характер, строиться на

основе взаимообусловленного сочетания трех сфер: экономической, социальной

и административно-правовой. Последняя охватывает проблемы, связанные с

развитием федеративных отношений.

Основополагающие принципы региональной политики: во-первых,

децентрализация власти путем расширения полномочий субъектов РФ при

одновременном повышении степени их ответственности перед населением;

во-вторых, обеспечение равноправия субъектов РФ между собой и в их

отношениях с федеральными органами государственной власти.

В конечном счете имеется в виду четкое определение круга полномочий

федеральных органов государственной власти, которые обеспечивают защиту

интересов Российской Федерации в целом и в то же время не ограничивают

самостоятельности субъектов Федерации в решении вопросов, отнесенных к их

ведению.

Важную роль в развитии федеративных отношений призвано играть местное

самоуправление. Основная его задача - комплексное решение проблем

обслуживания населения, что обеспечивает политическую и социальную

стабильность в регионах при взаимосогласованных действиях органов

государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Для региональной экономической политики в рыночных условиях типична

совокупность мер, направленных, с одной стороны, на максимально полное

использование потенциальных возможностей каждого субъекта РФ в наиболее

удобных для населения формах, с другой - на становление единого

экономического пространства, развитие межрегиональных и внешнеторговых

связей.

Экономическая сфера региональной политики охватывает широкий круг

взаимосвязанных проблем:

- укрепление экономических основ территориальной целостности и

стабильности государства;

- формирование во всех регионах многоукладной экономики, развитие

региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала,

институциональной и рыночной инфраструктуры;

- сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне экономического и

социального развития регионов;

- достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и

рационализации структуры хозяйства регионов, повышение его

жизнеспособности в рыночных условиях;

- развитие межрегиональных инфраструктурных систем транспорта, связи,

информатики и др.;

- совершенствование экономического районирования страны.

Региональная экономическая политика должна отражать реально сложившуюся

территориальную дифференциацию хозяйства, специфику участия каждого

региона в формировании единого экономического пространства. Но не менее

важно, чтобы в процессе межрегионального разделения труда, происходящего в

новых условиях рыночных отношений, учитывались такие прогрессивные

тенденции, как развитие интеграционных структур, переход к экономике

постиндустриального типа, расширение участия страны в мирохозяйственных

связях.

Тема 14. Специализация и комплексное развитие экономики регионов в

условиях перехода к рыночной экономике

Наиболее прогрессивной и рациональной формой территориальной организации

производства в условиях перехода к рыночной экономике является создание

территориально-производственных комплексов (ТПК) разного уровня. Именно

при создании и модернизации комплексов сокращаются капитальные затраты,

текущие издержки производства, затраты на транспортировку сырья, топлива и

готовой продукции, ускоряется оборачиваемость оборотных средств, легче

решаются социальные проблемы.

1. Чем, на Ваш взгляд, определяется экономическая эффективность

специализации в регионах? Аргументируйте свое мнение.

1. Важным экономическим фактором специализации в регионах является

научно-технический прогресс (НТП). Он представляет непрерывный процесс

развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда,

форм и методов организации труда и производства. Непрерывность НТП зависит

в значительной степени от развития фундаментальных исследований,

открывающих новые свойства материалов, законы природы и общества, а также

от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок,

позволяющих реализовать научные достижения в новую технику и технологию. В

условиях замедления темпов роста трудовых, минерально-сырьевых и

топливно-энергетических ресурсов возрастает значение научно-технического

прогресса в совершенствовании территориального разделения общественного

труда, экономическом развитии отдельных регионов и страны в целом. Большую

роль научно-технический прогресс играет в рациональном размещении

производства и производительных сил в целом. Изменяется специализация

сложившихся регионов, начинается хозяйственное освоение новых территорий

со сложными климатическими условиями. Одним из направлений

научно-технического прогресса является использование новых технологических

решений при освоении природных богатств восточных районов страны.

Применение новых технологических схем дает возможность вести комплексную

переработку сырья, заменять их традиционные источники новыми. Так,

использование новых методов бурения скважин и добычи сырья,

приспособленных к специфическим условиям западносибирского Севера,

позволило значительно сэкономить денежные ресурсы на оборудовании каждой

скважины. Впервые в мировой практике в Среднем Приобье при турбинном

бурении были широко использованы гидромониторные долота, что позволило

удвоить механическую скорость проходки скважин. Применение новых

технологий помогло также освоить крупные газо-конденсатные месторождения

Оренбурга и Астрахани.

2. Каким должно быть соотношение основных и вспомогательных производств

при комплексном развитии экономики региона? Приведите конкретные примеры.

2. Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в

пределах их территорий является необходимым условием эффективного

размещения производства в условиях рыночной экономики. Особое значение

имеет оно для России с ее огромной территорией, богатейшим и разнообразным

природно-ресурсным потенциалом. При этом регионы имеют различные

экономические, природно-ресурсные и исторические условия и особенности,

разные уровни экономического развития. Поэтому каждый регион может

формировать свою, присущую только ему рыночную специализацию экономики и

на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими

регионами. Так, сложившиеся общероссийские металлургические базы в

Центральном, Уральском и Западно-Сибирском районах сохраняют свою

специализацию и в перспективе будут поставлять свою продукцию на рынок

других регионов так же, как и нефтегазоносные регионы Западной Сибири,

Урала, Поволжья, Северного района. В то же время они будут получать

необходимую им продукцию из других регионов России. На современном этапе

экономического развития в условиях становления и развития рынка особенно

важно дальнейшее совершенствование разделения труда между регионами путем

объединения и согласования их трудовых усилий, правильного сочетания

интересов государства с интересами каждого региона, каждой республики.

Вопросы создания новых крупных хозяйственных объектов требуют рассмотрения

их в масштабе всех субъектов Федерации, утверждения специальных программ.

Территориальное разделение труда и рациональная рыночная специализация

регионов при организации правильных экономических связей между регионами и

внутри них будут способствовать повышению уровней экономического развития,

необходимому расширению производства и повышению его эффективности.

3. Как Вы считаете, способствует ли проникновение ТПК (процесс

глобализации) на территорию вновь создаваемых в Российской Федерации ТПК

их дальнейшему развитию? Приведите примеры.

3. ТПК как новая прогрессивная форма территориальной организации хозяйства

и как наиболее рациональная форма в системе экономического районирования.

Территориально-производственные комплексы (ТПК) являются новой формой

территориальной организации хозяйства в условиях рыночной экономики,

обеспечивающей наиболее рациональное размещение производительных сил.

Планомерное формирование и развитие ТПК позволяют вовлекать в

народнохозяйственный оборот ценные природные ресурсы, и в первую очередь,

в районах нового освоения. Российская экономика, располагающая крупными

производственными мощностями, трудовыми ресурсами, может создавать крупные

ТПК и тем самым изменять облик района, в котором формируется ТПК, изменять

экономическую и социальную структуру и специализацию района. Вместе с тем

создание ТПК требуют больших капиталовложений. ТПК - это пространственные

сочетания предприятий отраслей специализации, развивающихся на основе

природных и трудовых ресурсов определенных районов страны и имеющих единую

производственную и социальную инфраструктуры, общую строительную и

энергетическую базу. Территориальные сочетания различных производств

начали формироваться на начальном этапе развития общественного

производства, сразу после того, как произошло отделение земледелия от

скотоводства. Процесс формирования территориальных сочетаний производства

усилился после отделения города от деревни, однако до периода развития

капитализма все территориальные сочетания характеризовались внутренней

замкнутостью, господством внутренних взаимосвязей. По мере развития

капитализма и территориального разделения труда в территориальных

сочетаниях все большее значение приобретают внешние связи по линии вывоза

и ввоза различных видов сырья, топлива и готовой продукции. Переход от

слабой взаимоувязанной совокупности местных рынков в системе мирового,

национальных и внутринациональных рынков обусловил формирование

территориальных сочетаний хозяйства разного уровня. Взаимообусловленное

сочетание предприятий на данной территории в интересах всего народного

хозяйства с целью максимального повышения производительности труда

превращают территориально-производственные сочетания в качественно новую

форму территориальной организации хозяйства, присущую рыночной экономике.

ТПК являются не только новой, наиболее рациональной формой организации

хозяйства в рыночной экономике, особенности которой определяются свободой

хозяйственной деятельностью и многообразием форм собственности, но ТПК -

это и новый метод размещения производительных сил. Суть этого метода в

комплексном подходе к размещению отдельных предприятий исходя из

особенностей современного состояния и перспектив развития соответствующего

территориально-производственного комплекса (т.е. крупного экономического

района) и учитывая при этом общую систему территориального разделения

труда в стране. Современные ТПК являются важным объектом экономического

прогнозирования развития и размещения производительных сил.

Программно-целевые ТПК, схемы их создания разрабатывались еще в условиях

плановой экономики. В этих схемах давались анализ экономического развития

комплексов, концепция на перспективу, определялись масштабы и очередность

строительства важных хозяйственных объектов, трудовые, материальные,

финансовые ресурсы, необходимые для развития комплексов, раскрывалась

народнохозяйственная эффективность этих ресурсов. Комплексные программы

развития ТПК являлись плановым документом, в котором определялись цели

развития ТПК и условия достижения этих целей. В настоящее время при

переходе к рынку процесс создания ТПК продолжается. Разрабатываются новые

комплексные программы ТПК в условиях становления рынка. Они содержат

данные об объемах капитальных вложений, о потребностях в финансовых и

трудовых ресурсах ТПК. В программах регулируется формирование в ТПК

строительной и энергетической баз, создание отраслей инфраструктуры.

Комплексные программы ТПК содержат в себе четкие обоснования строительства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.