реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

постепенно перестало быть калькой центрального телевидения, обретая

собственный взгляд и голос. Как считает А. Новиков, примерно с 1992 года,

когда регионы вступили в пору шумных избирательных компаний, областные

телеканалы стремительно овладевают электоральными функциями. «Во время

парламентских выборов 1993-го провинциальное ТВ было уже достаточно

коммерциализировано и начало активно участвовать в избирательной

кампании»[86].

Журналистика, а радио и телевидение в особенности, несут в себе все

болезни, которыми заражено наше общество и государство. Это не зеркало, а

увеличительное стекло, через которое все наши общие беды можно увидеть

крупным планом, изучить в деталях.

Н.Чеботарев, генеральный директор ГТРК «Дон-ТР», в интервью журналу

«Журналист» дал следующую оценку состояния региональных телекомпаний в

постсоветский период: «За последние годы мы получили то, о чем прежде и

мечтать не могли. Нет теперь обкомовских директив, есть экономическая

свобода, право распоряжаться кадрами, строить программу вещания так, как

мы считаем нужным. И подстраховка нашей независимости существует очень

серьезная: финансирует нас Минфин из федерального бюджета напрямую, минуя

местные органы. Но финансирование в последние месяцы начало давать

серьезные сбои. Непродуманное, некомпетентное решение может поссорить

региональное телерадиовещание с местными властями и со зрителями»[87].

Так, например, в 1993 году широко разрекламированный «Парламентский час»

шел по центральному каналу именно в то время (с 17 до 20 часов), когда

«Дон-ТР» перекрывала эфир российского канала своими программами в

соответствии с имеющейся лицензией. Тут же пошли звонки, делегации,

областной Совет выступил с протестом. И зрители были недовольны, хотя

большинство из них отдает предпочтение местным новостям и передачам о

собственных проблемах.

Не все региональные каналы имеют лицензии. Существует ряд

самодеятельных теле- и радиостудий, не утруждающих себя лицензированием.

Они вещают по любым каналам. Умельцы в каком-нибудь райцентре мастерят

передатчик, ставят на крышу антенну и запросто перекрывают

государственные каналы. Так что экспансия им не страшна. Зато на любом

канале и в любое время может появиться все, что угодно, и пресечь это

некому. Российское законодательство, к сожалению, еще настолько

несовершенно, что это не единственное его упущение. В нем, например, нет

ни одной строчки, регламентирующей и процессы экспансии на телевидении.

Региональные каналы транслируют и ретранслируют любые программы и в любое

время, делая это лишь в соответствии с собственным желанием и

сомнительными договорами на взаимовыгодных условиях с каналами-

производителями.

Так, по мнению генерального директора ГТРК «Дон-ТР», «вакханалия в

эфире свидетельствует о полном безвластии. Необходимо произвести коренные

перемены в законодательном, финансовом и прочем обеспечении региональных

телерадиокомпаний. Отсутствие таких перемен может привести к серьезным

последствиям – вплоть до смены политического курса»[88].

Телевидение – вещь дорогая. В проекте бюджета на 1998 год

правительством на нужды провинциальных работников эфира была заложена

сумма в размере полутора триллионов рублей (по данным ежемесячного

сборника «ТЭФИ-Обозрение», выпуск 2 (5), 1998 год). В то время этих

средств было достаточно только для того, чтобы выплатить зарплату

сотрудникам всех 93 государственных телерадиокомпаний, действующих в 89

регионах России.

Многие столичные специалисты по телевидению и радиовещанию считают,

что некоторые программы регионального телевидения (в частности,

новостные) даже выигрывают по сравнению с программами центральны.

«Новостные программы – визитная карточка любой телекомпании.

Известно, что выпуски новостей – самый дорогостоящий эфирный продукт.

Яркое подтверждение тому – ТВ-6, уже завоевав высокий зрительский

рейтинг, долгое время не решалось вступить на стезю телеинформации.

Помнится, когда я сказал об этом создателю телекомпании Э. Сагалаеву,

что, мол, любой уважающий себя канал должен иметь собственную новостную

программу, “создатель” буквально взорвался: “Да ведь такая визитка за

несколько месяцев сожрет все наши финансы! ” Разговор этот шел года три

назад. Ныне ТВ-6 полностью вошло в состав наших информационных империй

– ОРТ, РТР и НТВ. Да и менее богатые – Рен-ТВ, ТВ-Центр и канал

«Культура» довольно быстро обзавелись «визитками». Сегодня решительно

никто не сможет объять необъятное – огромнейший информационный поток в

регионах, на местных телеканалах»[89].

Сегодня все же, несмотря на старания регионалов, в эфире

господствует московский – крикливый и холодный – стиль, «а естественный,

равновеликий простому человеку стиль провинциальный туда категорически не

пускают. Речь именно о стиле, а не о конкретных программах. В конце

концов, в регионах тоже немало передач, очевидно созданных по образу и

подобию московских.. Да и в Москве, к счастью, остались профессионалы,

интересующиеся характерами, судьбами, личностями, а не только шумными

аномалиями»[90]. Но, как бы то ни было, региональное телевидение, по

мнению многих исследователей, становится реальной силой и, возможно, в

скором времени будет способно конкурировать с центральным в борьбе за

зрителя, завоевывая значительные проценты рейтингов и, следовательно,

существенные проценты бюджетов.

Так чем же, прежде всего, манят, привлекают к себе периферийные

новостные программы? По сравнению со столичными они, казалось бы, и

«упакованы» неважно по причине бедности финансовой, и сюжеты их масштабом

помельче... А вот есть нечто поважнее московских информационных

стандартов – нестандартные люди, жизнь которых показывает телеэкран. Иная

пластика самовыражения, куда меньше дистанция между репортером и

отраженной им действительностью, большая эмоциональность в подаче

документального материала. И, конечно же, нестандартные ведущие (пусть с

местным северным оканьем или южным гэканьем). «После привычных для нас

Арины Шараповой, с ее манерой высокомерного вещания («Время», ОРТ), после

холодного автоматизма Михаила Пономарева («Вести», РТР), после кокетливой

скороговорки Татьяны Митковой и пронзительно заглядывающего зрителям в

души Евгения Киселева («Итоги», НТВ) – после всех этих мэтров увидеть на

экране еще не забронзовевших в своем величии, естественных Александра

Резонтова из Нижнего Новгорода, Михаила Калиха из Перми, Катю Сапожникову

из Екатеринбурга – это как глоток свежего воздуха»[91].

Известная телеведущая телерадиокомпании «Дон-ТР» Евгения Апарина в

интервью журналу «Журналист» объяснила, в чем, на ее взгляд, состоит

главное отличие региональных телепрограмм от столичных: «…Местное

телевидение отличается от столичного прямым общением с народом. У нас не

столько “вещание” на аудиторию, сколько сотрудничество с ней»[92]. Увы,

устойчивый снобизм в отношении столичных мэтров к коллегам из провинции

неодолим.

Местное телевидение ведет планомерную, систематическую пропаганду и

агитацию с учетом специфики аудитории региона. «Особенность

функционирования социальной информации такова, что общегосударственное

человек воспринимает через призму местного, через факты повседневности. И

в этом смысле местное телевидение обладает уникальной возможностью вести

информационно-пропагандистскую работу в условиях максимальной

приближенности к потребностям и ориентациям человека, в контексте его

производственных и межличностных отношений»[93].

«Войдя в рынок, СМИ не только вынуждены торговать своим продуктом,

но и сами стали объектом торговли. 1997 год стал годом большого передела

информационного рынка. Империи СМИ, сложившиеся в 1993–1996 годах,

существенно скорректировали свои границы. 1997 год и начало 1998 года

стали временем информационных войн, которые велись с целью передела уже

поделенного информационного рынка. Самым заметным событием 1997 года

стала экспансия на рынке СМИ ОНЭКСИМ банка, в течение года создавшего

мощный медиа-холдинг»[94].

Не столь шумно прошло другое значительное событие: создание

собственного медиа-холдинга Газпромом. В основном, поделив ведущие

центральные электронные и печатные СМИ, владельцы крупнейших телекомпаний

создают свои региональные сети и скупают региональные СМИ.

Роль «ярмарок», на которых региональные СМИ выставлялись в качестве

товара, играют различные фестивали, выставки, форумы. В 1997 году в

Сургуте прошел фестиваль ТВ-6, в Нижнем Новгороде – форум «Телевызов-98»,

в Москве – конкурсы региональных телевизионных компаний.

В нефтяных регионах активную деятельность по скупке электронных СМИ

развернул «Лукойл». Региональными СМИ интересуются не только центральные

структуры. Так, Череповецкое АО «Северсталь» (одно из крупнейших

предприятий черной металлургии) в 1997 году завершило скупку всех более

или менее авторитетных СМИ Вологодской области – трех телеканалов, двух

газет и двух радиостанций. Благодаря этому расширилось политическое

влияние акционерного общества: «Северсталь» уже имеет в областной Думе

депутатскую фракцию «Вологодчина».

В апреле 1998 года, обращаясь к собравшимся по поводу открытия

фестиваля регионального телевидения «Вся Россия», руководитель

федеральной службы теле- и радиовещания (ФСТР) Валентин Лазуткин заявил,

что у правительства больше нет средств на развитие государственного

телевидения, в том числе регионального. По его словам, в эту сферу уже

четыре года не было никаких государственных инвестиций, и Федеральной

службе едва удается наскрести денег на зарплату сотрудникам

государственных телерадиокомпаний. В.Лазуткин упрекнул руководство ВГТРК

в том, что оно совершенно забросило региональные станции и заявил также,

что ГТРК нищают и попадают в зависимость от местных политических и

финансовых «хозяев». Некоторые из них, понимая все выгоды перехода

телекомпаний в свою нераздельную собственность, готовы избавить ФСТР от

непосильных расходов и предлагают перевести ГТРК в подчинение местным

администрациям.

Но государство рассматривает региональные телекомпании только в

качестве партнеров в телебизнесе. В феврале 1998 года на совещании

председателей региональных ГТРК в Федеральной службе по телевидению и

радиовещанию обсуждался проект возможного акционирования региональных

телерадиокомпаний с участием государства (контрольный пакет – 51% –

должен быть сохранен за федеральными госструктурами, 24,5% акций должно

быть передано регионам, 24,5% – перейти самим телекомпаниям).

Но даже если местным администрациям удастся получить контроль над

ГТРК, они не станут хозяевами регионального эфира. ГТРК составляют

меньшинство российских региональных телекомпаний. На 1997 год в России

действовало около 600 телекомпаний, 467 из них – негосударственные.

Именно негосударственные региональные компании стали в последнее время

полем борьбы за власть московских медиа-холдингов. Следствием этой

борьбы стало появление большого количества региональных телесетей с

центром в Москве.

Первая такая сеть – ТВ-6 – появилась в России в 1992 году. ТВ-6 –

совместный проект с американцами, а для них сеть – это самая естественная

форма развития телеканала. Все главные американские каналы, такие как

ABC, CBS, FOX, – сети. ТВ-6 удалось заинтересовать региональные станции

возможностью получения первоклассного телепродукта, а руководство ТВ-6

тем самым получило возможность торговать рекламным временем по всей

стране. Такой удачный проект нового по форме телеканала вызвал интерес у

отечественных финансистов, занимающихся СМИ. Пакетами акций ТВ-6 владели

Б. Березовский, консорциум «ТВ-Центр» и компания «Лукойл». После закрытия

канала ТВ-6 его региональный партнер в Ростовской области – ТРК «Южный

регион» – оказался в сложном положении. Бывшие партнеры телеканала ТВ-6 в

Ставропольском, Краснодарском краях и в Ростовской области объединились в

«Ассоциацию региональных вещателей», чтобы общими силами заполнить сетку

вещания. Вскоре на российский телерынок была запущена сеть СТС; канал Ren-

TV слился с региональной сетью НВС; пытается создать собственную

региональную сеть «ТВ-Центр»; с января 1998 года начала вещание входящая

в «НТВ-холдинг» сеть ТНТ. Большое количество публицистических и

аналитических программ ТНТ остается невостребованным в провинции. Канал

поставляет местным станциям развлекательные блоки, предоставляя

регионалам возможность самостоятельно формировать политические и

информационные программы в перерывах между ними. Стратегия ТНТ –

партнерство с наиболее сильными региональными станциями. Например,

независимая красноярская компания «Афонтово» вещает на семь городов края

с аудиторией 2 млн человек, а краснодарская компания «Пионер» охватывает

13 городов с потенциальной аудиторией 2,2 млн человек.

На региональном рынке функционирует и консорциум «ТВ-Центр».

Осуществляя экспансию в регионы, «ТВ-Центр» одновременно перестраивает

свое вещание, пытаясь привлечь зрителей самых полярных взглядов. Сегодня

это самый плюралистический из общероссийских каналов, и его программы

ретранслируют дециметровые и кабельные каналы примерно в двадцати

населенных пунктах.

Высокорейтинговое телевидение – это телевидение, которое смотрит

много людей. Возбудив у зрителя интерес к каналу вовремя показанными,

скажем, «мыльными операми», телесети смогут через некоторое время ставить

в эфир нужные им программы, не боясь уменьшения аудитории. От привычки

смотреть «свой» канал нелегко избавиться. Да и степень доверия зрителей к

региональным компаниям более высока. Значит, и политическая пропаганда на

региональном телевидении будет действовать на жителей регионов сильнее,

чем самые страстные убеждения центральных каналов.

Сергей Скворцов, генеральный директор ТНТ, в интервью журналу

«Эксперт» заявил, что «ТНТ – это объединенный единой сеткой вещания набор

вещателей в регионах… прибыль от рекламы со станцией-вещателем делим

пополам»[95].

Экспансия московских телеканалов по отношению к региональной

аудитории в последнее время все больше набирает силу. Например, созданный

в 1997 году по указанию Ю. Лужкова телеканал «ТВ-Центр» активно

развивается в Москве и регионах. Полное название «ТВ-Центра» –

Вещательный консорциум эфирного, кабельного и спутникового телевидения.

Руководителем «ТВ-Центра» стал Анатолий Лысенко, бывший длительное время

директором ВГТРК. За счет поддержки московского правительства «ТВ-Центр»

двигался со скоростью урагана. Процесс начался «добровольным» (по решению

Комитета по телекоммуникациям и СМИ правительства Москвы, во главе

которого стоит А. Лысенко) уходом из эфира МТК и «2х2». Продолжился он

«добровольной» передачей телекомпанией ВКТ лицензии на вещание на

седьмом кабельном городском канале «ТВ-Центру – Столице», московскому

региональному отделению «ТВ-Центра». И теперь МКТ униженно предлагает «ТВ-

Центру» использовать ее опыт для развития городской сети кабельного

телевидения[96].

«ТВ-Центр» начал экспансию в регионы. Набраны специальные

сотрудники, которые должны оценить стоимость региональных телекомпаний.

По словам генерального продюсера «ТВ-Центра» С. Архипова, «требуется

найти региональные телекомпании, которые не просто бы ретранслировали

сигнал, но проявили бы финансовую заинтересованность во взаимодействии с

“ТВ-Центром”»[97].

С этой целью будут созданы совместные предприятия, в которые войдут

«ТВ-Центр» и местная телекомпания. Компания планировала в 1997 году

осуществить обмен акций с региональными телекомпаниями и, таким образом,

«ТВ-Центр» приобретает региональные компании частично или даже полностью.

На их базе создаются филиалы «ТВ-Центра».

Сейчас «ТВ-Центр» вещает уже на 60 регионов. Трансляция

осуществляется в Рязань, Сочи, Ростов-на-Дону и другие города. При

вещании на регионы «ТВ-Центр» использует лицензии региональных

телекомпаний и оплачивает им время вещания.

Спутниковое вещание пока не организовано, хотя уже заключены

контракты на аренду двух спутников, которые способны покрыть почти всю

территорию России, большую часть СНГ, Балтии и большой кусок Западной

Европы, включая Германию и Францию.

Договоры с регионами жесткие. Региональная телекомпания,

предоставившая «ТВ-Центру» время в эфире, не сможет заполнять его

передачами других каналов. Поскольку финансовое состояние большинства

региональных телекомпаний плачевно, навязать им условия вещания для «ТВ-

Центра» не составит труда.

Телесеть ТНТ тоже довольно активно осуществляет экспансию в регионы.

Генеральный директор телесети Сергей Скворцов в интервью журналу «Среда»

заявил: «…мы не навязываем своим региональным партнерам наши программные

решения, из-за чего обычно и возникают конфликты между центром и сетевыми

станциями. Мы строим отношения с регионами на партнерских условиях.

Постоянно поддерживаем контакт с программными директорами каждой из

станций. Часто собираемся, обмениваемся мнениями, учитываем рекомендации.

Таким образом, получается сетка, которая позволяет станциям ТНТ успешно

конкурировать с другими каналами. В своих регионах они занимают по

популярности второе место после ОРТ»[98].

Станции ТНТ транслируют не только продукты зарубежного производства.

Во-первых, в сетке ТНТ остаются большие окна для региональных программ,

которые станции производят сами. Во-вторых, ТНТ производит до 9–10 часов

в неделю собственных программ для сети. Это уже дает перевес в нашу

сторону в балансе «зарубежное – отечественное».

Региональные станции получают бесплатный пакет лицензионно очищенных

программ. Они имеют самую современную систему доставки – с помощью

цифрового сигнала. Управление ТНТ считает, что они создают практически

идеальные условия для региональных станций. В Ростове-на-Дону ТНТ вещает

с 1 января 1998 года на телеканале «Альтернатива».

Экспансию в регионы также осуществляют такие медиа-холдинги,

как холдинг «Мост-медиа» В. Гусинского.

Сегодня трудно говорить о перспективах дальнейшего развития

регионального телевидения, и этому есть несколько причин. Например,

такие, как отсутствие прочной законодательной базы и, как следствие, –

невозможность существования у телестанций каких-либо гарантий при

разработке долгосрочного бизнес-плана. Уже многие годы телевизионная

индустрия ждет всеобъемлющего закона о телерадиовещании.

Местные станции развиваются очень неравномерно, в зависимости от

состояния местной экономики и творческого потенциала каждой станции. А

телевидение как отрасль, зависящая от других отраслей и живущая в

основном за счет доходов от рекламы, не может развиваться быстрее других

отраслей местной экономики.

В целом влияние московских каналов на региональный эфир оценивается

экспертами как положительное. Центральные телеканалы служат для местных

образцом создания качественной профессиональной продукции. В то же время

и центральные, и местные каналы страдают обилием товарной рекламы и

политической ангажированностью.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что дальнейшее развитие

российского телевидения, и регионального в частности, зависит от

политического курса нашего государства, экономических и других реформ. В

государстве, где нет устойчивых политических, социальных, экономических

институтов, которые дают гарантии стабильности гражданам, да и средствам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.