реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

какую зрительскую аудиторию имеют эти станции в целом. Кроме того, многие

зрители не знают, что их местные станции являются участниками сетей, и в

ходе опросов дают неправильные ответы, не понимая, что они смотрят

сетевые программы. В других исследованиях оценивается аудитория отдельных

местных станций, но такие опросы не охватывают всю Россию.

По мере повышения конкурентоспособности региональных рынков все

больше и больше станций заказывают или проводят самостоятельно

исследования аудитории. По данным «Интерньюс», большинство местных

станций сейчас имеют определенные возможности для проведения

социологических исследований зрительской аудитории. Хотя исследования

региональных станций пока не отвечают строгим требованиям, которые

предъявляются к методике их проведения, большинство телестанций понимают,

что они помогут им выяснить вкусы зрителя и найти свое место на

региональном рекламном рынке.

Национальные компании по исследованию аудитории теперь оценивают

рейтинги отдельных программ и в регионах, и в Москве, тем самым давая

станциям и сетям необходимую информацию о популярности каждой программы,

которая важна для определения цены за рекламу. По мере развития индустрии

рекламодатели придают более важное значение успеху отдельной программы, а

не принадлежности станции к какой-нибудь конкретной сети.

Региональные станции по-разному подходят к производству

собственных программ. Тем не менее основой регионального телевидения

являются программы собственного производства. Некоторые станции выпускают

достаточно много программ в стремлении создать собственный имидж и

считают, что освещение местных проблем и событий привлечет местную

аудиторию. Наглядный пример этому – ГТРК «Дон-ТР» – явный лидер по

производству собственных программ, хотя, конечно, немаловажным фактором

здесь является государственный статус телекомпании. Другие станции

предпочитают производить меньше собственных программ или вообще не

занимаются их производством, получая программы по сети или показывая

фильмы и сериалы, взятые из других источников на законных основаниях или

пиратским путем. Большинство ростовских телекомпаний использует нечто

среднее, сочетая собственное производство, в частности, новостных и

общественно-политических программ, с приобретением программ других

производителей, поступающих по сети.

Кроме того, региональные компании, которые несколько лет назад были

рады заполнить эфирное время собственными программами низкого качества,

теперь стараются делать меньше программ, но более высокого качества.

Сейчас у региональных станций появились возможности более

широкого выбора программ, чем несколько лет назад. Местные станции

получают их от нескольких сетей, напрямую покупают у дистрибьюторов или

получают от региональных производящих компаний. Многие региональные

телекомпании продолжают показывать нелицензированные фильмы (обычно в

опубликованной программе телевидения они обозначаются как «научно-

популярный фильм» или «зарубежный фильм» без указания конкретного

названия). 170 телестанций в СНГ получают программы в рамках проекта

«Интерньюс» «Открытые небеса», с помощью которого распространяются

культурные, исторические и образовательные программы российского и

зарубежного производства[110]. Все больше и больше станций создают свои

новостные и публицистические программы, а также ток-шоу, музыкальные шоу,

документальные фильмы и детские программы.

Несколько лет назад самым распространенным методом раздачи и

оплаты программ были бартерные сделки. Эта практика постепенно

сокращается. Станции больше не испытывают такой острой нехватки программ,

чтобы связывать себя кабальными условиями соглашений, которые

впоследствии могут оказаться для них невыгодными. В конечном счете,

оказывается более выгодным покупать программы за наличный расчет. Это

дает местным станциям определенную свободу в продаже рекламного времени.

Однако не следует забывать о том, что успех каждой конкретной станции в

подборе и приобретении качественных программ зависит от состояния

местного рынка и конкретного экономического положения, которые крайне

неоднородны в разных регионах.

2. Федеральное и региональное телевидение в едином

информационном пространстве России

Наше телевизионное пространство – это не только федеральные каналы,

но и региональное телевидение. По сведениям исследовательских

организаций, сегодня в России ведут вещательную деятельность около двух

тысяч каналов, 80% которых составляют республиканские, краевые, областные

и городские телерадиокомпании[111]. Очевидно, что такая ситуация в России

сложилась после начала перестроечных процессов и реформ, проведенных в

общественно-политической и финансовой областях жизни общества.

Однако количество региональных телекомпаний еще не показатель их

популярности. Большинство населения России в основном продолжает уделять

внимание именно программам на федеральных каналах в силу того, что они,

как правило, превосходят передачи местного производства по качеству,

оперативности, тематическому разнообразию, технике исполнения и т.д. Тем

не менее в работе федеральных каналов при всей их популярности есть ряд

пробелов, восполняемых именно региональным вещанием.

Как показал анализ, информационные программы федеральных

телевизионных каналов в недостаточной степени освещают региональную

тематику, вследствие чего провинциальный зритель на федеральном уровне не

получает информацию, соответствующую его потребностям. В связи с этим

нами было проведено исследование методом контент-анализа (см.

приложение), целью которого было изучение проблемы освещения региональной

тематики федеральным информационными программами.

Объектами исследования стали информационные программы трех

федеральных телеканалов – «Время» (ОРТ), «Вести» (РТР), «Сегодня» (НТВ),

а предметом – вышедшие в эфир сюжеты, за исключением рекламных

материалов, метеорологических прогнозов и спортивных новостей.

Цель исследования – установить степень освещенности жизни областей,

краев и республик Российской Федерации в информационных программах

«Время», «Вести», «Сегодня».

Задачи исследования – изучить и проанализировать материалы,

посвященные проблемам субъектов РФ; установить частоту появления

материалов (сюжетов), посвященных местной тематике в информационных

программах; выяснить наиболее часто занимаемые места таких сюжетов в

программе.

В рамках данного исследования была сформулирована гипотеза о том,

что в информационных программах федеральных телеканалов недостаточно

широко освещаются проблемы регионов, информация, содержащая местную

тематику, не является достаточно полной в рамках федеральных новостей.

Таким образом, при анализе содержания сюжетов, посвященных местной

тематике и выходящих в информационных программах федеральных телеканалов,

нами были соблюдены основные условия, которых требует такой анализ.

Объективность анализа была достигнута тем, что выбранные нами

характеристики материалов распространялись на все избранные для

исследования сюжеты. Выбор телевизионных сообщений для контент-анализа

основывался на формальных, объективных признаках, что позволило соблюсти

систематичность анализа. Проанализированный ряд материалов отвечает

требованиям репрезентативности – он характерен для всей реальной

деятельности программы.

Проведенное исследование показало, что новости, посвященные

местной тематике, обычно выходят в информационном выпуске 3–9-м сюжетом,

кроме случаев чрезвычайных происшествий, катастроф общероссийского

(общемирового) масштаба.

Основная тематическая направленность исследованных сюжетов –

военные действия в Чечне (2001–2002 годы), наводнение в Краснодарском

крае (2002 год), национальные конфликты, террористические акты,

политические выборы в регионах, деятельность Президента РФ (официальные

визиты Президента в регионы).

В то же время социальные проблемы, проблемы сельского хозяйства,

промышленности, здравоохранения, культуры, образования, деятельности

местной власти на федеральных телеканалах практически не освещаются. Чаще

всего материалы, посвященные местной тематике, подаются с экрана в форме

смешанных сообщений (устная информация плюс видеоряд).

В большинстве своем локальность сюжетов определяется округами

Российской Федерации. Информация, касающаяся Ростовской области в целом и

г. Ростова-на-Дону в частности, содержалась только в 9 сюжетах, попавших

в выборку нашего исследования. Такого рода материалы были связаны с

проблемами в Чечне и нашумевшим судебным процессом по делу полковника Ю.

Буданова.

Героями материалов, посвященных местной тематике, чаще всего было

все население региона и, реже, местные политические деятели.

Оперативность материалов в большинстве случаев определялась категорией

«сегодня».

В результате произведенных подсчетов мы пришли к следующим

выводам: в информационных программах федеральных телеканалов только

13–18% информации связано с проблемами регионов, краев, республик

Российской Федерации. Следовательно, федеральные информационные программы

(«Время», «Вести», «Сегодня») не удовлетворяют информационные запросы

региональных зрителей, связанные с микросредой обитания. Этот пробел в

федеральном вещании и призваны заполнить программы регионального

телевидения, которое, в свою очередь имеет ряд проблем и не всегда

справляется с поставленными задачами.

Одна из серьезнейших проблем регионалов-вещателей в России –

взаимоотношения с местными властями. По новому положению, принятому в

1998 году ФСТР России, переоформлять лицензии имеют право специально

созданные региональные комиссии, которым разрешено самим устанавливать и

оценивать возможности телекомпаний осуществлять вещание. И здесь, как

показывает практика, нередко проявляется волюнтаризм местных

администраций, курирующих работу комиссий. Однако многие региональные

телекомпании, несмотря на безмерное количество трудностей, продолжают

работать, стараясь сохранить свое творческое лицо и индивидуальность. Об

этом свидетельствует количество вещателей регионального уровня, которых в

Ростовской области, например, сейчас насчитывается около пятидесяти.

По данным опроса 1996 года, большинство региональных ГТРК

предполагали перейти на собственный канал распространения к 2000 году со

значительным увеличением объемов вещания. При этом ряд районов

предпочитал оставить некоторую часть объема вещания на канале «Россия» до

создания собственной сети, равноценной ему по охвату телезрителей.

Значительная часть региональных телекомпаний ориентировалась на

спутниковые каналы. Но, как показало время, объемы вещания большинства

региональных телерадиокомпаний остались прежними.

Программы регионального телевидения создаются 90 государственными

телерадиокомпаниями и распространяются, как правило, по каналам ВГТРК в

пределах своих регионов. В большинстве регионов охват населения местной

программой ниже, чем по общероссийским каналам. Это объясняется в первую

очередь тем, что программа РТР передается как по наземным линиям, так и

через спутники на приемные станции и ретрансляторы, а местные программы

используют только наземные линии. Кроме того, не везде есть радиолинейные

линии, позволяющие охватить весь регион местными программами. Разница по

охвату населения общероссийской и местной программой составляет по этим

регионам от 10 до 30 %.

Тем не менее региональное телевидение прочно занимает свое место в

системе телевещания страны. В регионах еще сохранились такие жанры, как

документальное кино, телепублицистика, телеочерк, полностью ушедшие с

центральных каналов. Хотя в регионах не могут себе позволить больших трат

на съемку таких программ, никакие технические возможности не заменят

того, что мы называем содержанием и идеей. Именно через программы

региональных телекомпаний – государственных и коммерческих, стремящихся

сохранить родной язык, культуру своего края, а заодно народов и

народностей, населяющих нашу страну, – и раскрывается духовное начало

России, составляющее основу нашего государства.

Местное телевидение призвано освещать местную тематику, говорить со

«своим» телезрителем, проблемы которого региональному телевидению гораздо

ближе и понятнее, чем федеральному. Еще совсем недавно местные

телерадиокомпании представляли собой звенья единой системы советского

телевидения. Демократизация телевещания предъявила новые требования к

региональному телевидению. Оно должно восполнить недостаток информации на

федеральных телеканалах о событиях, происходящих в регионах России. По

мнению Е.А. Корнилова, «необходимость местной прессы и журналистики

определяется, обусловливается уже существованием государств с их

административно-территориальными структурами, а также существованием

различных социальных, национальных, профессиональных, этнических групп,

связанных с особенностями данной местности, данного региона и имеющих

свои информационные потребности»[112]. Как полагает автор, существование

местной журналистики в целом и телевидения в частности определяется

также некоторыми социальными, организационными и культурно-рекреативными

функциями, «учитывающими тезаурус, код культуры местной аудитории, фактор

ad hominem»[113].

Е.А. Корнилов говорит о том, что местная журналистика реализует

административно-территориальные, общественные, социально-психоло-гические

и культурно-этнические задачи. Но в силу ряда причин, чаще всего

экономического свойства, местным телевизионным каналам не всегда удается

выполнить их, а точнее – производить достаточно собственных программ для

того, чтобы заполнить время, отведенное телекомпании в эфире. Четкого

распределения обязанностей между производящими и вещающими

телекомпаниями, существующего в столице, в провинции пока нет. На

местных каналах отсутствуют средства для закупки готовой телевизионной

продукции с целью ее последующего транслирования, их не хватает также и

для покрытия расходов по производству телевизионного продукта, особенно

публицистических и развлекательных программ. Данные обстоятельства

неминуемо приводят к необходимости обращения к программам московских и

санкт-петербургских каналов, а значит, и к активизации процессов

экспансии.

Вместе с тем сегодня в регионах создается мощная информационная

система местного телевидения. В последние годы региональное телевидение

овладело электоральными функциями, активно участвует в избирательных

кампаниях. По мнению некоторых исследователей, это произошло вследствие

того, что у политических элит регионов возникла необходимость иметь

собственное информационное пространство, через которое они

непосредственно могли бы влиять на общественное мнение. Местное

телевидение предоставляет областным и городским администрациям

возможность обращаться к огромной аудитории, оказывая тем самым

непосредственное воздействие на телезрителей «не только логикой

аргументов, но и эмоциональным настроем, тональностью выступления, всей

нематериальной, но чрезвычайно действенной составляющей живого процесса

общения»[114].

Региональное телевидение, выполняя электоральную функцию, активно

задействовано в политических кампаниях не только местного, но и

федерального значения. Местные телекомпании считают престижным и выгодным

участие в предвыборных мероприятиях кандидатов в органы законодательной и

исполнительной власти страны. Они размещают в эфире телевизионные ролики

и материалы, содержащие скрытую рекламу, изготовленные московскими

коллегами. Политическая экспансия столичных телекомпаний в регионы

объясняется тем, что после завершения передела эфирного «пирога» в Москве

не утоливших чувство эфирного голода осталось еще много. И, естественно,

их взоры обратились в сторону местного эфира, который выступает в

качестве разменного товара. «Нищие, так и не вставшие на ноги

региональные компании готовы на все, как те эскимосы, отдавшие

бледнолицым колонизаторам за глоток “огненной воды” несметные богатства,

цены которым просто не знали. Ситуация очень уж схожа еще и потому, что

“эскимосы” нашего времени, то бишь региональные телекомпании, за свой

товар (эфир), как и хозяева тундры за пушнину, денег не получают, они

получают натурой, то есть низкопробными триллерами и другим не первой

свежести продуктом, которым и заполняют эфир. Зато конквистадоры от

телебизнеса имеют живую и нехудую копеечку: в обмен на залежалый товар за

дешево получают гарантированные на всей территории России широкие

рекламные окна»[115].

Одна из основных проблем регионального телевидения, приводящая его к

необходимости «занимать» свой эфир чужими, в частности московскими

программами, – это отсутствие правовой базы в области телерадиовещания.

Например, существование госзаказа только для государственных

телерадиокомпаний лишает инициативы создания социально значимой продукции

коммерческие компании, не поощряет и не развивает отечественную

телеиндустрию, заставляет московские коммерческие компании покупать

иностранную продукцию, а региональные – «садиться» на телесети. Хотя есть

примеры решения этого вопроса на местах. Так, в Нижнем Новгороде в 1998

году был принят областной закон о государственном заказе для

телевещателей всех форм собственности на основе творческого конкурса.

Кстати, этот закон Российская ассоциация региональных телекомпаний (РАРТ)

разослала по всем телекомпаниям с тем, чтобы познакомить с ним местные

органы власти[116]. Но до сих пор данный опыт не был использован в других

регионах.

Другим важным фактором, сдерживающим развитие телеканалов, и

особенно региональных, имеющих меньшую, нежели в столице, сеть

потенциальных рекламодателей, является неполное, нерегулярное

финансирование государственных телерадиокомпании, а также отсутствие

налоговых льгот для коммерческих телекомпаний, находящихся в стадии

развития.

В 1998 году Российская ассоциация региональных телекомпаний

предложила установить те налоговые, валютные, таможенные и финансовые

льготы для коммерческих телеканалов, которые содержатся в законе «О

государственной поддержке кинематографии РФ». Также предлагалось

преобразовать некоторые временные экономические льготы, которые были

установлены в 1995 году законом «О государственной поддержке средств

массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации». Но реакции

правительства так и не последовало, и проблемы концептуальным образом

решены не были.

Острой и пока не решенной остается проблема отсутствия единой

технической политики среди вещателей и производителей, что нередко

сказывается на качестве эфира, имеются сложности с конвертацией и

сертификацией телевизионного оборудования. Большинство региональных

телекомпаний работают на технике «любительского» формата, что также

препятствует производству высококачественной телевизионной продукции и

приводит к необходимости обращаться за помощью в московские фирмы.

Проблема, не нуждающаяся в комментариях и тесно связанная с

предыдущей, – это недостаток средств на подготовку квалифицированных

кадров в регионах. Одна сторона этой проблемы заключается в том, что на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.